Как организовать и вести воинский учет сотрудников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как организовать и вести воинский учет сотрудников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 22.11.2021 года № 700 утверждена новая Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета. Изменился сам порядок проведения проверок работодателей на предмет ведения воинского учета. Теперь проверяется не только факт ведения воинского учета, полнота и достоверность сведений, содержащихся в Карточках гражданина, но и соблюдение организацией необходимости обеспечения исполнения работниками их собственной обязанностей по воинскому учету.

Как вести воинский учёт: алгоритм

  1. Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
  2. Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
  3. Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
  4. Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
  5. Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
    • мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
    • военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
  6. Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.

    Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.

  7. Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
  8. В организации должны иметься:

  • приказ о воинском учёте;
  • план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
  • картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
  • журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
  • расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
  • переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
  • списки граждан, пребывающих в запасе;
  • справочная информация;
  • прочие документы.

Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.

Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.

  • Поставьте организацию на учёт. Это можно сделать в территориальной комиссии по бронированию граждан в запасе. Обычно такие комиссии располагаются при городских администрациях и районных управах. Для регистрации потребуется заполнить карточку организации по форме 18.
  • Оформите информационный стенд по воинскому учёту. Специальных правил по его оформлению нет, организация оформить его на своё усмотрение. Нужно разместить всю необходимую информацию для военнообязанных работников: нормативные документы, правила оформления документов воинского учёта, контакты ответственного специалиста.
  • Что необходимо сделать организациям

    Если в компании до сегодняшнего дня не налажено ведение воинского учета работников, следует это сделать. Положительным моментом является то, что если организация никогда не вела воинский учет, но с определенной даты начала: оформила необходимые документы и стала подавать соответствующие сведения – само по себе не ведение воинского учета до этой даты не является основанием для привлечения организации к административной ответственности.

    С проверкой ведения воинского учета прийти в любую организацию, даже если она никогда не заявляла о себе в военкомате. И если организация заявила о себе – это вовсе не значит, что к ней непременно придет такая проверка. На работников, подлежащих воинскому учету необходимо оформить карточки гражданина, подлежащего воинскому призыву, по форме № 10, провести сверку документов воинского учета.

    Кто становится на учет

    Первым делом необходимо точно разобраться, кому следует явиться в военкомат, чтобы «зарегистрироваться» там. На самом деле не всем это необходимо. Поэтому существует список конкретных лиц, которые должны обратиться в военкомат в определенный момент времени.

    В первую очередь постановка на воинский учет положена всем призывникам. Это лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые еще не были призваны к срочной службе в армии РФ. Это же правило распространяется на всех военнообязанных граждан. К их числу относятся:

    • мужчины, находящиеся в запасе;
    • выпускники вузов, которые закончили военную кафедру;
    • те, кто не служил из-за освобождения от призыва;
    • лица, которые не были призваны в армию (до достижения 27 лет включительно);
    • люди, прошедшие альтернативную службу в вооруженных силах страны.

    Можно сказать, что на воинский учет должны встать практически все совершеннолетние лица мужского пола в России. А как быть с женщинами? Ни для кого не секрет, что на них нет никакой воинской обязанности!

    Воинский учет — Военный информационный портал Министерства обороны Республики Беларусь

    Воинский учет является государственной системой учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов.

    • в военных комиссариатах (обособленных подразделениях военных комиссариатов);
    • в соответствующих местных исполнительных и распорядительных органах в сельской местности, а также в городах и поселках, где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений военных комиссариатов) (далее – местные исполнительные и распорядительные органы);
    • в организациях и учреждениях образования независимо от форм собственности (далее – организации).
    Читайте также:  Ваш сосед курит на балконе? Можете подать на него в суд!

    Воинский учет ведется по месту жительства и основной работы (учебы) граждан.

    • призывники (кроме инвалидов, признанных комиссиями по приписке негодными к военной службе с исключением с воинского учета);
    • граждане, уволенные с военной службы и службы в резерве в запас, а также уволенные с военной службы и службы в резерве с направлением в военный комиссариат (обособленное подразделение) для постановки на воинский учет призывников;
    • граждане, уволенные из Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
    • граждане, имеющие (имевшие) воинское звание офицера, уволенные из органов государственной безопасности, органа государственной охраны, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь в связи:
    • граждане, уволенные с альтернативной службы;
    • граждане, снятые с воинского учета в управлениях Комитета государственной безопасности по областям, управлении Комитета государственной безопасности по г. Минску и Минской области (далее – управление Комитета государственной безопасности по области) в связи с возникновением обстоятельств, препятствующих их приему на военную службу в органы государственной безопасности, орган государственной охраны, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь;
    • допризывники, достигшие возраста 27 лет;
    • граждане женского пола, подлежащие первоначальному приему на воинский учет, а также имеющие военно-учетную специальность;
    • граждане, в отношении которых прекращено применение принудительных мер безопасности и лечения;
    • граждане, отбывшие наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы;
    • граждане, ранее постоянно проживавшие за пределами Республики Беларусь, возвратившиеся на постоянное жительство в Республику Беларусь.
    • проходящие военную службу;
    • проходящие службу в резерве;
    • проходящие альтернативную службу;
    • проходящие службу в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и имеющие специальные звания;
    • получившие паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;
    • отбывающие наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы.
    • признанные в установленном порядке негодными к военной службе с исключением с воинского учета;
    • достигшие предельного возраста состояния в запасе;
    • военнообязанные женского пола, имеющие двух и более детей в возрасте до 16 лет;
    • в отношении которых прекращено гражданство Республики Беларусь;
    • отбывающие наказание в виде пожизненного заключения, приговоренные к смертной казни;
    • умершие либо признанные в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявленные умершими.

    Обязанности граждан по воинскому учету

    • состоять на воинском учете в военном комиссариате (обособленном подразделении) по месту жительства, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений), – в местных исполнительных и распорядительных органах и, кроме того, в организациях по месту работы (учебы).
    • являться в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата (обособленного подразделения) по месту жительства или иного органа, осуществляющего воинский учет;
    • при увольнении с военной службы, альтернативной службы, службы в резерве в запас, а также со службы из Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, явиться в месячный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части или со дня увольнения с альтернативной службы в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства и иной орган, осуществляющий воинский учет;
    • сообщать в недельный срок об изменении своего семейного положения (состава семьи), образования, места работы (учебы), занимаемой должности (специальности, профессии) по основному месту работы, места жительства в пределах административно-территориальной единицы или места пребывания в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства или иной орган, осуществляющий воинский учет;
    • при переезде на новое место жительства в пределах Республики Беларусь стать в месячный срок на воинский учет по новому месту жительства. В случае отказа в регистрации по новому месту жительства граждане обязаны в течение пяти рабочих дней со дня получения письменного отказа в регистрации по новому месту жительства стать на воинский учет по прежнему месту жительства;
    • при выезде за границу на срок более шести месяцев лично прибыть в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства и сообщить об этом; по прибытии из государства временного пребывания в месячный срок лично прибыть в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства и сообщить об этом;
    • иметь и хранить удостоверение призывника, военный билет, военный билет офицера запаса (временное удостоверение, выданное взамен военного билета, военного билета офицера запаса), положения о которых утверждаются Министерством обороны. в случае утраты (порчи) удостоверения призывника, военного билета (временного удостоверения) во время нахождения за границей в недельный срок после прибытия в Республику Беларусь обратиться в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства;
    • выполнять требования, содержащиеся в повестке (направлении), мобилизационном предписании военного комиссариата (обособленного подразделения), местного органа власти, ведущего воинский учет;
    • при явке по вызову (повестке) военного комиссариата (обособленного подразделения) или местного органа власти, ведущего воинский учет, при себе иметь паспорт гражданина Республики Беларусь (далее – паспорт), удостоверение призывника или военный билет (временное удостоверение), водительское удостоверение на право управления транспортным средством (при его наличии);
    • по выздоровлении после получения увечья или перенесенных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности, в месячный срок подать в военный комиссариат (обособленное подразделение) или местный орган власти, ведущий воинский учет по месту жительства, заявление о проведении медицинского освидетельствования для определения категории годности к военной службе (службе в резерве) по состоянию здоровья;
    • при выезде на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь сдать в военный комиссариат (обособленное подразделение) или местный орган власти, ведущий воинский учет по месту жительства, удостоверение призывника (военный билет);
    • по отбытии наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы стать на воинский учет в военном комиссариате (обособленном подразделении) или местном органе власти, ведущем воинский учет по месту жительства;
    • для оформления документов воинского учета представлять по требованию военного комиссариата (обособленного подразделения) личные фотографии, соответствующие предъявляемым требованиям.

    Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве и выезжающие с места жительства в период проведения призыва на срок более одного месяца, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства.

    Воинский учет призывников и военнообязанных в организациях теперь осуществляется по карточкам гражданина, подлежащего воинскому учету в организации, а именно по форме 10 (приложение 22 к Инструкции).

    Карточки заполняются на основании таких документов, как:

    1) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для призывников;

    2) военный билет офицера запаса (военный билет; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета; справка взамен военного билета) – для военнообязанных.

    Читайте также:  Налоги с заработной платы 2023

    При этом у гражданина уточняются сведения об образовании, о месте работы, должности, месте жительства или месте пребывания (на срок более 3 месяцев), семейном положении, а также другие необходимые для заполнения карточки сведения.

    Карточки формируются и ведутся в электронном и бумажном виде. Внесение каких‑либо изменений в базу данных электронных карт, а также распечатка их допускаются только работником, осуществляющим ведение воинского учета в организации.

    Карточка заполняется чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета четким, разборчивым почерком без помарок и неустановленных сокращений или заполняется в электронном виде и распечатывается с применением оргтехники. Записи о семейном положении, адресе места жительства (места пребывания), в том числе фактического, номере телефона производятся карандашом.

    Две строки реквизита «Сверка с документами воинского учета» предназначены для отметок о датах сверок карточки с данными воинского учета гражданина.

    Две строки реквизита «Сверка с военным комиссариатом» предназначены для отметок о датах сверок карточки с учетными карточками военного комиссариата и (или) органа местного само­управления.

    Проставляются дата тремя парами цифр, разделенных точками, в последовательности: число, месяц, год и подпись работника организации, например: «11.05.17 Иванова». Записи в строках производятся последовательно сверху вниз простым карандашом.

    Нормативное обоснование регистрации военнообязанных

    Каждый работодатель обязан вести воинский учет своих подчиненных. Это предусмотрено целым рядом нормативных документов:

    • Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719 “Об утверждении положения о воинском учете”. Это документ, который определяет порядок работы военкоматов и органов местного самоуправления, носит общий характер;
    • Приказом Минобороны от 18.07.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета». Как и предыдущий нормативный акт, регламентирует функционирование системы военной регистрации в целом по стране и относится к военкоматам и иным органам военного управления, в том числе к органам местного самоуправления;
    • Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утв. 11.07.2018. Это основной документ, который пригодится кадровому делопроизводителю в работе по регистрации военнообязанных.

    Организация и ведение воинского учета на предприятии

    Ведение воинского учета в организациях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 13.07.2020; далее — Федеральный закон № 53-ФЗ), Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 27.12.2019) и Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (в ред. от 20.07.2020; далее — Положение о воинском учете). Кроме того, Генштаб Вооруженных сил РФ разработал и утвердил 11.07.2017 Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (далее — Методические рекомендации).

    В соответствии с нормами вышеперечисленных документов осуществлять воинский учет работников обязаны все организации, независимо от форм собственности.

    Существует два вида воинского учета: общий и специальный.

    На специальном воинском учете состоят военнообязанные граждане, которые:

    • забронированы за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации или в военное время;

    • проходят службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения на должностях рядового и начальствующего состава.

    Все остальные категории военнообязанных граждан состоят на общем воинском учете.

    Предельный возраст пребывания военнообязанных граждан РФ в запасе

    Составы запаса (воинские звания) Возрастная категория, лет
    І разряд ІІ разряд ІІІ разряд
    Солдаты (матросы), сержанты, старшины, прапорщики (мичманы) до 35 до 45 до 50
    Младший офицерский состав до 50 до 55 до 60
    Майоры, подполковники (капитаны ІІ и ІІІ ранга) до 55 до 60 до 65
    Полковники (капитаны І ранга) до 60 до 65
    Высший офицерский состав до 65 до 70

    Штрафы за нарушения в воинском учете увеличат

    Государственная дума приняла в первом чтении законопроект № 637094-7 с поправками в КоАП РФ, направленный на увеличение санкций, предусмотренных статьями 21.1 — 21.7 КоАП РФ за нарушения в сфере воинского учета. Автор инициативы — правительство РФ — предлагает увеличить штрафы за непредоставление руководителем или другим должностным лицом, ответственными за ВУ, сведений о гражданах, подлежащих постановке на учет, в установленный срок в военный комиссариат. Санкции составят от 3000 рублей до 10 000 рублей.

    Кроме увеличения штрафов, законопроект изменяет диспозицию статьи 21.5 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по ВУ, и статьи 28.1 КоАП РФ. В КоАП РФ пропишут, что факт неявки гражданина на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, является поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.5 КоАП РФ.

    Под воинским учетом понимают систему постановки на учёт всех работников, подлежащих призыву по возрасту в едином реестре данных и регулярное обновление этой информации.

    Благодаря этому государство следит за аккуратностью выполнения гражданами своего долга перед Родиной и эффективно отслеживает случаи, когда человек эту обязанность пытается игнорировать.

    При осуществлении процедуры кадров наниматель опирается на нормы, закрепленные в федеральном законодательстве РФ (Федеральный закон №53-ФЗ; Постановление Правительства РФ № 719 – Положение о воинском учете).

    Необходимо учитывать, какие категории граждан РФ подлежат воинскому учету. По закону это:

    • лица мужского пола, не имеющие ограничений по здоровью;
    • лица женского пола, чья профессия находится в перечне приложения к Постановлению Правительства №719.

    Методические рекомендации

    Личная карточка трудящегося содержит:

    • паспортную информацию;
    • полное название должности;
    • данные о семейном статусе;
    • образование;
    • адрес проживания.

    Документация хранится обычно в особой картотеке.

    В карточках сотрудников часто фигурируют аббревиатуры, которые не всегда понятны специалисту во воинскому учету. Так, к примеру, много сложностей вызывает сокращение ПСС, обозначающее звания:

    • офицеры: служащие от лейтенанта до полковника;
    • ПСС: от младшего сержанта до старшего прапорщика/мичмана;
    • рядовые и ефрейторы: солдаты и матросы.

    Также ответственные за учет часто путаются в понятиях “забронированные сотрудники” и “незабронированные”. К забронированным относят тех, кто в случае общей мобилизации не призывается к военным действиям, а остается на своем рабочем месте.

    Сложности возникают и с тем, что писать в графе “состоит на учете“. Сюда следует вносить информацию о виде учета, которому сотрудник – общему или специальному. К последнему относят забронированных граждан.

    Кроме кадрового делопроизводства, в организации должен вестись воинский учет. Увы, многие руководители не задумываются об этом.

    Основными нормативными актами, регламентирующими ведение воинского учета в организации, являются:

    • Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ);
    • Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
    • Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение);
    • Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»;
    • Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных Сил РФ (далее — Рекомендации).
    Читайте также:  Наследство с опозданием. Как его получить?

    Воинский учет делится на общий и специальный. На специальном учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в ОВД, ГПС, учреждениях и органах УИС, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

    В отношении военнообязанных, работающих в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, состоящих на общем воинском учете, военные комиссариаты при наличии заявок указанных органов составляют планы по направлению таких военнообязанных для работы на должностях гражданского персонала в этих органах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

    Приказ о воинском учете надо делать каждый год

    > > Его форма приведена в Методических рекомендациях, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.

    Такой план также необходимо согласовать с военным комиссариатом, причем впоследствии такую процедуру нужно будет проводить ежегодно (п. 37 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ). Вместе с приказом и планом работ в военный комиссариат, как правило, представляют:

    1. отчет по форме № 6, утвержденной постановлением Комиссии по вопросам бронирования рабочей силы за народным хозяйством по согласованию с Госкомстатом СССР от 10 февраля 1989 г.
    2. карточку учета организации по форме № 18. Унифицированная форма карточки законодательством не установлена. В частности, российские суды для постановки на первичный учет в военкомате применяют форму следующего образца (приказ Судебного департамента при Верховном суде РФ от 12 января 2005 г. № 2);

    Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).Лица, подлежащие воинскому учету Необходимые документы воинского учета Призывники Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу Военнообязанные Военный билет (справка взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета) Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

    В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций, утв.

    Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

    1. приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
    2. план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
    3. картотека личных карточек формы № Т-2.
    1. На каждые дополнительно 3000 сотрудников — добавляется еще один работник, занятый воинским учетом и освобожденный от иных обязанностей.
    2. Если оформлено от 2000 до 4000 сотрудников — учетом занимается два работника, которые освобождаются от других обязанностей;

    В изданных методических указаниях Генштаб РФ рекомендует производить согласование кандидатур, которых планируется назначить ответственными за ведение учета, с местными органами военкомата.

    Если в стране будет введено военное положение, то это позволит провести мобилизацию за минимальный период времени.

    Начинать воинский учет на предприятии необходимо сразу же с момента организации компании. Здесь отражается информация о процедуре оповещения ответственных лиц, а также возложение контроля за исполнением данного распоряжения.

    Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2021 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.

    Документы для ведения воинского учета

    Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:

    1. Проверьте наличие документов воинского учета у работников. Сведения в них и в личной карточке Т-2 должны совпадать.
    2. Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок. Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии. Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуют сами военкоматы.
    3. Запросите документы:
      • у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
      • военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
    • Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.
    • Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства. На удостоверении должна быть подпись военного комиссара и гербовая печать.
    • Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.

    Ответственность. Новые штрафы за нарушения ведения воинского учета

    Изменения законодательства: в десять раз увеличены размеры административного штрафа за нарушения ведения воинского учета. Срок исковой давности за нарушения увеличен с двух месяцев до трех лет (Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ, ст. 4.5 КоАП РФ).

    С 5 мая 2020 года для руководителей или других должностных лиц организации или органа местного самоуправления, ответственных за военно-учетную работу, действуют штрафы:

    • Не представили в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет: от 1000 до 3000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
    • Не оповестили граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, и не обеспечили им возможность своевременной явки по вызову: от 1000 до 3000 руб . (ст. 21.2 КоАП РФ)
    • Не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятых на работу, учебу либо об уволенных с работы, отчисленных из образовательных организаций гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете: от 1000 до 5000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *