Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Способы проведения закупок и обоснования для них». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Верификации подвергается продукция, принятая службами контроля (ОТК) предприятия изготовителя, должна быть замаркированной и сопровождаться документом, удостоверяющим качество. Верификация должна осуществляться в специально оборудованных для этого помещениях, оснащенных всем необходимым для проведения данного процесса (достаточной освещенностью, измерительным инструментом, спецодеждой, средствами защиты при необходимости и т.д.).
Если продукция по каким-либо причинам не соответствует требованиям НД, в Акте входного контроля делается соответствующее заключение, а в Журнале верификации отметка о несоответствии, после чего один его экземпляр передается работникам складского хозяйства, а те передают его далее, представителям служб, участвующих в закупках, для оформления рекламации.
Верификация данной продукции приостанавливается, она складируется отдельно, на специальных площадках (изоляторах брака) и снабжается ярлыком (биркой), на котором наносится следующая маркировка: «Брак», номер Акта входного контроля. При этом должна сохраняться маркировка, нанесенная изготовителем продукции для ее идентификации. Бирка подписывается кладовщиком и контролером, производившим верификацию. Подпись контролера заверяется его штампом.
Работники структурных подразделений, участвующих в закупках, оформляют вызов представителя поставщика для продолжения верификации в его присутствии.
Процедура по оформлению рекламации должна осуществляться на основании требований, изложенных в контрактах (договорах) на поставку продукции, дополнительных соглашениях. В том случае, если в контракте (договоре), дополнительном соглашении данный процесс не оговорен, то дальнейшие действия выполняются в соответствии с инструкциями П-6 (по количеству) и П-7 (по качеству).
Цель входного контроля
Необходимость входного контроля продукции – одно из требований ГОСТ 24297-87 с одноименным названием. Под верификацией понимают проверку и подтверждение того, что поставляемые стройматериалы соответствуют требованиям, стандартам, заявленным характеристикам и количеству. Проверка осуществляется разными методами. К ним относят визуальный, документарный и экспериментальный (методический) типы контроля. Соответственно, проверке подвергают внешний вид, документацию и качестве продукции.
Понятие входного контроля представлено в п. 5. Положения о проведении строительного контроля, утвержденного Правительством РФ от 21.06.2010 г. N468. В пункте говорится о необходимости проверки качества поступающих на площадку стройматериалов. Это и есть входной контроль. Между ним и верификацией практически нет разницы, поскольку цель и того, и другого заключается в подтверждении качества продукции. Но некоторые нюансы все-таки существуют.
Порядок оформления результатов верификации
При положительных результатах в процессе верификации продукции сведения об этом заносятся в специальный журнал верификации. Он разрабатывается в произвольной форме с учетом ГОСТ 24297. В журнале делается отметка о годности, и выписывается акт входного контроля с результатами верификации.
Работник склада делает отметку в учетной документации о годности данного товара и прописывает здесь номер акта входного контроля.
Для выдачи продукции со склада работники производственных площадей оформляют заявку на ее получение с указанием необходимых информационных данных: наименования, номера заказа, нормативных документов и пр.
Непрошедшая контроль продукция снабжается маркировкой «Брак» и биркой с указанием номера акта входного контроля. Бирка подписывается поставщиком и контролером, которые производят верификацию.
Представители структурных подразделений, которые участвуют в закупках, оформляют вызов поставщика для продолжения верификации в его присутствии. Процедура по оформлению рекламаций осуществляется на основании требований контракта или договора на поставку продукции или дополнительных соглашений. Если в контракте, договоре или дополнительном соглашении данному аспекту не отводится внимания, то за основу можно взять Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по форме П-6 (по количеству) и П-7 (по качеству).
При отправке рекламации нужно учитывать сроки отправки претензий поставщику по требованиям контрактной документации. По истечении определенных сроков рекламации не принимаются.
Порядок оформления результатов верификации (или входного контроля)
В случае положительных результатов в процессе верификации продукция заносится работниками службы качества (ОТК) в Журнал верификации, разработанный в произвольной форме (с учетом ГОСТ 24297), в котором делается отметка о годности и выписывается Акт входного контроля с результатами верификации, после чего один его экземпляр передается работнику складского хозяйства.
Работник складского хозяйства делает отметку в документации учета продукции о ее годности с указанием номера Акта входного контроля.
Для выдачи продукции со склада в производство, работниками производственных площадей (цехов, участков) оформляется заявка на ее получение, в которой указываются необходимые информационные данные (наименование продукции, номер производственного заказа, нормативный документ, требованиям которого должна соответствовать продукция и т.д). Работник службы качества выписывает паспорт (заключение) на данную продукцию, в котором делает запись о годности, подписывает его и ставит штамп ОТК. Данный документ является основаниям для ее запуска в производство и изготовления конечного продукта по технологическому циклу.
Цель входного контроля
Необходимость входного контроля продукции – одно из требований ГОСТ 24297-87 с одноименным названием. Под верификацией понимают проверку и подтверждение того, что поставляемые стройматериалы соответствуют требованиям, стандартам, заявленным характеристикам и количеству. Проверка осуществляется разными методами. К ним относят визуальный, документарный и экспериментальный (методический) типы контроля. Соответственно, проверке подвергают внешний вид, документацию и качестве продукции.
Понятие входного контроля представлено в п. 5. Положения о проведении строительного контроля, утвержденного Правительством РФ от 21.06.2010 г. N468. В пункте говорится о необходимости проверки качества поступающих на площадку стройматериалов. Это и есть входной контроль. Между ним и верификацией практически нет разницы, поскольку цель и того, и другого заключается в подтверждении качества продукции. Но некоторые нюансы все-таки существуют.
Неконкурентные способы закупок
Неконкурентный способ проведения электронных закупок подразумевает размещение заказа на приобретение товара, выполнение работ или оказание услуг у заранее установленного исполнителя. Такие закупки называются прямыми, поскольку поставщик определяется без конкурсного отбора, а контракт с ним подписывается напрямую.
Сделки с единственным поставщиком проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (статья 93), а также Федеральным законом № 223-ФЗ.
Организация вправе самостоятельно решить, по какой схеме выбирать поставщика, однако, если заказчик выбрал конкурентный способ закупки и при этом торги не состоялись, закон о контрактной системе обязывает его заключить контракт с единственным поставщиком.
В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
Для проведения сделки с единственным поставщиком существует перечень условий, который включает в себя более 50 пунктов (ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ). В число наиболее распространённых условий входят:
- заказчик приобретает товар, работы, услуги (ТРУ), производимые организациями, которые входят в естественную монополию на основании Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ, а также услуги центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
- договор заключается на сумму менее 600 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
- заказчик приобретает услуги по ресурсоснабжению зданий и сооружений, а также по ввозу (вывозу) или хранению наркотических и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
- заказчик приобретает ТРУ, которые признаны необходимыми в связи с аварийной ситуацией, а также неотложной потребностью в оказании экстренной медпомощи (п. 9 ч. 1 ст. 93).
Порядок оформления результатов верификации
При положительных результатах в процессе верификации продукции сведения об этом заносятся в специальный журнал верификации. Он разрабатывается в произвольной форме с учетом ГОСТ 24297. В журнале делается отметка о годности, и выписывается акт входного контроля с результатами верификации.
Работник склада делает отметку в учетной документации о годности данного товара и прописывает здесь номер акта входного контроля.
Для выдачи продукции со склада работники производственных площадей оформляют заявку на ее получение с указанием необходимых информационных данных: наименования, номера заказа, нормативных документов и пр.
Непрошедшая контроль продукция снабжается маркировкой «Брак» и биркой с указанием номера акта входного контроля. Бирка подписывается поставщиком и контролером, которые производят верификацию.
Представители структурных подразделений, которые участвуют в закупках, оформляют вызов поставщика для продолжения верификации в его присутствии. Процедура по оформлению рекламаций осуществляется на основании требований контракта или договора на поставку продукции или дополнительных соглашений. Если в контракте, договоре или дополнительном соглашении данному аспекту не отводится внимания, то за основу можно взять Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по форме П-6 (по количеству) и П-7 (по качеству).
При отправке рекламации нужно учитывать сроки отправки претензий поставщику по требованиям контрактной документации. По истечении определенных сроков рекламации не принимаются.
«Свободный полёт» или коммерческие закупки в электронной форме
Изучая активные торги, поставщик выбирает из них интересные, чтобы поучаствовать в них. Когда такая закупка найден, следует перейти на заказчика и проанализировать его, как рассказано выше. На следующем этапе нужно рассмотреть своих возможных конкурентов — выйти на них можно через поиск завершенных торгов на те же товары или услуги. В итоге поставщик сможет здраво оценить свои силы и принять решение об участии в найденной закупке.
В Единой информационной системе содержатся планы-графики заказчиков, в которые они включают свои будущие процедуры. Это дает возможность поставщика заранее узнать, что планируют заказчики закупать, в какие сроки, на какие суммы, а также какими способами будут определять исполнителя.
Это информация позволит поставщикам подготовиться к будущим торгам, при необходимости расширить материальную базу и привлечь персонал, а также рассчитать финансы.
Когда по плану-графику намечены будущие потенциально интересные торги, можно провести их анализ описанной выше способом.
Не секрет, что в закупках имеют место нарушения, в том числе сговор между заказчиком и поставщиком. Определить его можно после анализа по следующим признакам:
- Победителем торгов, объявленных заказчиком, в большинстве случаев становится один поставщик.
- Аффилированный участник фигурирует практически в каждой закупке этого заказчика, даже если не побеждает в ней (или закупка отменена).
- НМЦК и цена заключения контракта различаются минимально.
- На протяжении многих лет в процедурах участвуют одни и те же поставщики.
- Заказчик часто отклоняет заявки прочих участников.
- У заказчика много контрактов, заключенных с одним участником без проведения конкурентных процедур.
Слово “тендер” уже плотно вошло в бизнес-обиход, однако в российском законодательстве вообще не используется, потому что изначально пришло из западной практики. Вместо этого 44-ФЗ оперирует понятием “закупка”, определяя его как “действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд”.
6.1 Основными задачами персонала, осуществляющего верификацию продукции, являются:
— проведение верификации закупленной продукции, а также оформление документов и записей по результатам верификации;
— проверка наличия сопроводительной документации на продукцию, удостоверяющую ее качество и комплектность;
— своевременная выдача разрешений на запуск продукции в производство по результатам верификации;
— оформление претензий или рекламаций на несоответствующую продукцию;
— периодический контроль за соблюдением складскими работниками правил хранения и выдачи продукции в производство;
— информирование подразделений о качестве закупленной продукции;
— извещение поставщиков о недостатках и несоответствиях продукции, выявленных при верификации, в процессе производства и эксплуатации; вызов, в случае необходимости, представителей поставщиков для участия в приемке и составлении актов о несоответствии продукции;
— накопление статистических данных об уровне (динамике) качества поступившей продукции от поставщиков.
6.2 Верификация закупленной продукции должна проводиться в специально отведенном месте, оборудованном всеми необходимыми средствами измерений, контроля и испытаний, обеспеченном методиками измерения, контроля или испытаний продукции, а также необходимой НД на продукцию.
6.3 Должны быть определены условия, при выполнении которых следует проводить верификацию.
К таким условиям или требованиям следует отнести, например, требования к распаковке и консервации продукции, времени вхождения продукции в рабочий режим, устранению солнечной радиации, агрессивных сред.
6.4 Последовательность проведения верификации должна быть такой, чтобы контроль или испытания одних параметров или свойств продукции не приводили к изменению других, а также скрытые дефекты, по возможности, были обнаружены на стадии верификации, а не в процессе производства или эксплуатации.
6.5 Продукцию подвергают верификации по правилам и в объеме, установленным в перечне или НД на конкретный вид продукции.
6.6 При необходимости верификация продукции может проводиться в присутствии представителя поставщика или третьей стороны (если это оговорено в договорах или контрактах на поставку).
6.7 Продукцию на верификацию представляют с сопроводительной документацией, удостоверяющей ее качество (например, сертификатом, паспортом, удостоверением о качестве и т.д.).
6.8 Методы и средства контроля и испытаний, применяемые при верификации закупленной продукции, следует выбирать с учетом требований, предъявляемых к точности измерения параметров или свойств продукции, установленных в НД на конкретный вид, а также в ГОСТ 8.009.
Если средства измерения и методы контроля отличаются от указанных в НД, то потребитель должен согласовать технические характеристики используемых средств измерения и методы контроля с поставщиком.
Если в ходе верификации будет обнаружено, что измерительное оборудование не соответствует установленным требованиям, то верификацию с помощью этого оборудования следует прекратить. Продукцию, при верификации которой были обнаружены эти несоответствия, следует подвергнуть повторной верификации с помощью других работоспособных и своевременно поверенных средств, и по результатам повторной верификации принимают решение о последующих действиях.
6.9 На верификацию представляют продукцию, принятую уполномоченным лицом поставщика, вместе с сопроводительной документацией, удостоверяющей ее качество (сертификатом, паспортом, удостоверением о качестве и т.д.), оформленной в установленном порядке.
Приложение Б (справочное). Форма акта отбора образцов (выборки или проб)
Система менеджмента качества предприятия является частью общей системы управления предприятием, имеет тесные взаимосвязи с ней и другими подсистемами управления, выполняет свои специфические функции, касающиеся планирования, обеспечения и непрерывного улучшения качества осуществляемых процессов и выпускаемой продукции [3].
В случае предоставления льгот внутренним поставщикам (подрядчикам) закупающая организация при оценке и сравнении конкурсных заявок руководствуется методической инструкцией, утвержденной Правительством Кыргызской Республики.
Евгений Елин, отвечающий в Минэкономразвития за регулирование закупок государства и госкомпаний, работает над реформированием системы. Одни предложения успешно прошли Госдуму, поэтому заказчикам ГУПов и МУПов придется переходить на более строгие правила закупок с 2017 г. Другие предложения весной забуксовали, встретив сопротивление крупных госкомпаний.
Этот способ поиска исполнителей или поставщиков применяется:
- при выполнении задач, которые являются государственной тайной;
- при обслуживании музейных коллекций или предметов, которые имеют значительную ценность;
- для оказания разного рода услуг Государственному фонду драгметаллов и драгоценных камней РФ;
- при осуществлении закупок услуг по уборке помещений, предоставлении водительских услуг судьям и судебным приставам.
Подразделения и организации, в которые поступает продукция для проведения контроля или испытаний, должны выполнить их в установленные сроки и оформить заключение об установлении факта соответствия или несоответствия качества закупленной продукции установленным требованиям.
В-третьих, контрактная система способна исправлять свои ошибки, основываясь на мониторинге, что позволяет выявлять неэффективные нормы или пробелы в законодательстве. Например, в 2014 г. заказчики были обязаны согласовывать с контрольными органами закупки по результатам конкурсов и аукционов, на которые подана только одна заявка.
Если организация или ее потребитель предполагают осуществить верификацию у поставщика, то организация должна установить предполагаемые меры по верификации и порядок выпуска продукции в информации по закупкам.
Общий регламент проверки закупленной продукции на соответствие установленным требованиям
Окончательное решение о необходимости верификации остается за заказчиком. Его рекомендуется принимать с учетом особенностей продукции, её характера или назначения, итогов ранее проведенных проверок данной или аналогичной продукции и использования заказчиком.
Перед верификацией продукции необходимо:
- утвердить перечень товаров, подлежащих проверке, необходимый для объективной оценки качества объем данных товаров и требующие контроля характеристики;
- привлечь персонал с необходимой квалификацией;
- приобрести средства измерений и испытательное оборудование.
При составлении перечня проверяемых товаров необходимо учитывать такие факторы, как стабильность качества продукции конкретного поставщика, эффективность применяемой им системы менеджмента качества. Их разработкой занимаются конструкторские и технологические службы, они согласовываются с ответственным за верификацию продукции и метрологию и утверждаются руководителем организации-заказчика или действующим от его имени лицом.
Такой перечень должен отражать специфику конкретной продукции; минимально необходимый объем информации включает следующие характеристики:
- наименование, марку и тип продукции;
- нормативный документ, требованиям которого она должна соответствовать;
- контролируемые свойства, параметры и точки их контроля;
- вид контроля, методы контроля, объем образцов, контрольные нормативы и решающие правила;
- средства измерения или испытаний или их технические характеристики;
- указания о маркировке продукции по результатам верификации;
- допустимый расход при проведении проверки.
Верификация может носить сплошной или выборочный характер. Выборочная проверка наиболее распространена, так как более экономична, с точки зрения финансовых и временных затрат. В этом случае для анализа отбираются отдельные образцы, по результатам контроля или испытаний которых выносят решение о пригодности всей партии продукции. Образцы отбираются случайным образом с учетом требований ГОСТ 18321-73 «Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции».
Сплошная верификация является исключительным случаем. Контролю подвергается каждая единица продукции, и решение о пригодности принимается только в её отношении.
Последовательность проверки не должна приводить к изменению параметров или свойств продукции, подлежащих дальнейшему изучению, и по возможности способствовать обнаружению скрытых дефектов.