Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Казахстан начал отказывать россиянам в покупке автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы привезти автомобиль из Российской Федерации в Казахстан и зарегистрировать его в 2023 году, для этого необходимо оплатить утилизационный сбор в тенге (в зависимости от объема двигателя), плату за первичную регистрацию в тенге (в зависимости от возраста автомобиля), получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства и заплатить сбор за систему экстренного вызова в тенге.
В Казахстане недавно уменьшили ставки на утильсбор, так как народу прежние цены не нравились. Для людей также запустили специальную программу льготного автокредитования под 4%, которую также можно и нужно будет улучшить.
Все это, с одной стороны, улучшает жизнь казахстанцев — они ездят на новых авто, но, с другой стороны, все это повышает долговую нагрузку. Сейчас машину можно купить в кредит, но цены на них неумолимо растут. Есть вероятность, что совсем скоро случится скачек. Кто пострадает? Мы.
Необходимо как можно скорее придумать что-то, чтобы сдержать цены на машины. Это не кажется таким сложным для государства. Или мы, казахстанцы, снова поедем в другие страны покупать и искать, где подешевле. И привезем их и будем снова пытаться, поставить на учет в нашей стране. А владельцы этих авто, в том числе в РФ и других стран, будут ломить цены.
То есть получается замкнутый круг. Приехать в РФ — привезти машину в РК — попытаться поставить на учет в нашей стране — при этом есть риск, что авто не примут — платить пошлины в МРП. Как видим, нужно обо всем позаботиться. И сколько это будет продолжаться — неизвестно.
Почему Казахстан стал популярным направлением у россиян для покупки авто?
Из-за ажиотажного спроса на машины и массового «паломничества» «перекупщиков» Казахстан все чаще стали называть автомобильным хабом.
Отличным подспорьем для визита в эту страну и сейчас остается ее членство в Таможенном союзе, которое теоретически помогает убрать проблему дорогой растаможки импортного автомобиля: если он легально продается на территории государства-члена ТС/ЕАЭС, значит, может без уплаты таможенных пошлин приобретаться и любыми другими резидентами союза.
Но здесь возникает сразу несколько «но».
- Во-первых, в Казахстане действуют «льготные» ставки на растаможку импортируемых автомобилей, которые позволяют местным автолюбителям самим пригонять и покупать в салонах машины дешевле, чем резидентам других стран ТС. При этом, запустив такую программу, Казахстан взял на себя обязательство перед поставщиками не допускать вывоза привезенных таким образом автомобилей в другие страны, являющиеся членами ТС/ЕАЭС. В качестве альтернативного варианта для желающих сделать это предлагается совершить доплату разницы сумм ввозных таможенных пошлин, т. е. фактически растаможить транспортное средство по действующим ставкам.
- Во-вторых, Казахстан реально столкнулся с дефицитом машин, поскольку дилеры не ожидали увидеть кратное увеличение спроса. В 2022 году многие модели просто «сметались с прилавков», что начало вызывать недовольство местных покупателей, а вместе с ними и властей страны. Как следствие, в Казахстане быстро появились нормативные акты с формулировками, запрещающими продажи «льготных» машин лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, причем, в списки попали даже электрокары.
Тем не менее, поток машин из Казахстана в Россию в 2023 году не иссякает, а география покупателей вышла далеко за субъекты России, граничащие с нашим южным соседом. Объяснение этому кроется в сравнении преимуществ и недостатков приобретения автомобиля в Казахстане, а точнее, в главном плюсе, который удается получить, рассматривая вариант покупки машины в этой стране.
Темпы легализации автомобилей в Костанае увеличиваются
По данным департамента полиции Костанайской области, точное количество машин, которые подлежат легализации в регионе, неизвестно. Если основываться на данных о выданных страховых полюсах, то примерная численность таких авто составляет около 5 тыс. единиц. В процессинговом центре отмечают, что с каждым днем темпы подачи заявок и получения номеров и техпаспортов растут.
Костанаец Расул Рыспаев купил Аudi в России лет пять назад. И все это время ездил на машине с российским учетом. По его словам, до легализации поставить машину на казахстанский учет было очень накладно.
«Хоть покупка машины в России обошлась мне намного дешевле, чем в Костанае, но и на нее я копил долгое время. Первоначально была мысль поставить ее на казахстанский учет, но чтобы сделать это по всем правилам, мне пришлось бы заплатить более 1 млн тенге. И таких средств у меня не было. Когда узнал о том, что стартует легализация, я сразу подал заявление», – рассказал молодой человек.
По его словам, проблем с оформлением документов у него не возникло. Уже 23 января он зашел на портал правительства для граждан, для программиста не составило труда разобраться в системе, и подал заявку. В итоге Расулу удалось за полдня решить все вопросы.
«Все произошло так быстро, потому что с документами на машину был полный порядок. На первом этапе программа показала, что проблем нет. И я решил, что надо в тот же день довести дело до завершения. Поехал в автоЦОН, прошел все процедуры, все оплатил и получил документы. Теперь могут спокойно ездить. Считаю, что это хорошая акция, так как у нас в области очень много машин с российским учетом», – добавил костанаец.
А вот у жительницы города Елены Васильевой, которая хотела самостоятельно пройти процедуру и поставить на учет купленную в России Chery Tiggo, возникли трудности.
Цена растаможки авто из Казахстана для физических лиц
Цена растаможки авто из Казахстана в Россию состоит: из оплаты утильсбора, и в некоторых случаях расходов связанных с оформлением свидетельства безопасности конструкции ТС (СБКТС), подключением к “ГЛОНАСС” (если авто не подключен).
Утильсбор
Утильсбор на авто для физлиц зависит от возраста автомобиля и указан в Таблице 1.
Таблица 1. Утилизационный сбор на авто из Казахстана для физических лиц
Утилизационный сбор | |
автомобиль возрастом не более 3 лет: |
3400 рублей |
автомобиль возрастом старше 3 лет: |
5200 рублей |
Исчисление и уплата таможенных платежей при ввозе автомобиля в Казахстан
Следующим этапом растаможки автомобиля прибывшего на территорию Республики Казахстан является исчисление таможенных платежей, налогов. Таможенным законодательством Республики Казахстан для уплаты установлены следующие таможенные платежи при растаможке автомобилей;
1. Таможенный сбор. Сбор за растоможку автомобиля составляет 50 евро за основной лист ГТД. Если декларантом оформляется сразу несколько автомобилей с разными кодами по классификации ТН ВЭД, то к сумме сбора за основной лист ГТД следует прибавить еще по 20 евро за каждый добавочный лист декларации.
2. Таможенная пошлина. В отношении автомобилей со сроком изготовления менее 10 лет ставка ввозной таможенной пошлины составляет 10% от таможенной стоимости автомобиля, но сумма не может быть меньше 0,1 евро за куб.см. двигателя. Для автомобилей со сроком изготовления превышающим 10 лет установлена ставка таможенной пошлины за растаможку автомобиля в размере 15% от таможенной стоимости автомобиля.
Нужно ли растамаживать авто при ввозе из Киргизии и Казахстана
Когда в 2009 году вышел Таможенный кодекс ТС, пошлины между государствами-участниками были отменены. Пошлины в других странах были ниже, чем в России, и покупателям приходилось компенсировать разницу. При ввозе все предусмотренные законом действия, включая оплату пошлины, совершались после пересечения авто границы. Подразумевалось, что ввезенное в одну из стран Таможенного союза авто до 2010 года уже прошло необходимые процедуры. Поэтому таможенное оформление предусматоривало упрощенный порядок.
Сначала разберемся, надо ли растамаживать авто из Казахстана. Если оно произведено в республике, то не требуется, поскольку соответствует статусу товар ЕврАзЭС. Процедура не нужна, если автомобиль был ввезен и прошел таможенное оформление в Казахстане. Потребуется документально подтверждение уплаты пошлин по ставкам ТС и соответствие ряду требований:
- авто обязательно должно быть снято с регистрационного учета;
- если машина куплена, должен быть договор купли-продажи.
Как часто можно пересекать границу Казахстан — Россия
С 2020 года начали действовать новые правила пребывания граждан России и других государств на территории Казахстана. Сейчас можно без визы жителям РФ пребывать в обозначенной дружественной стране не более 30 дней.
В случае, когда человек планирует находиться в Казахстанской Республике около 90 дней, то следует обязательно посетить местную миграционную службу для регистрации места пребывания. Также понадобиться оформление временного проживания (РВП). Для граждан, которые хотят задержаться на срок свыше 90 дней, нужно в непременном порядке подать заявку для получения вида на жительство.
На основании новых правил граждане России могут находиться в Казахстане 90 дней в течении одного полугодия. При этом, не важно будут они использованы за один раз или за несколько поездок. После окончания 90-дневного срока нужно покинуть республику (на 90 дней), а затем снова можно ее посетить.
Что нужно сделать по прибытию в Казахстан
Следует помнить, что согласно местному законодательству, необходимо уведомить миграционную службу о своем прибытии. Любой хостел или арендодатель обязан отправить соответствующее уведомление. Для регистрации нужно предоставить:
- адрес проживания;
- паспортные данные;
- миграционная карта с отметкой о пересечении границы;
- прошение о регистрации;
- цель посещения страны.
Если все сделать правильно, то можно будет оставаться в Казахстане на срок до 90 дней. Затем необходимо уехать из страны. Вернуться можно через 90 дней после выезда. Либо подавать документы на ВНЖ или РВП.
Примечательно, что официально работающему человеку работодатель может оформить РВП (разрешение на временное пребывание). Оно дает право находится на территории страны в течение года. Затем оно продлевается без выезда за пределы республики.
Если же принято решение остаться здесь на ПМЖ, то тогда нужно приготовить следующие документы:
- паспорт;
- фотографии;
- миграционная карта;
- заявление;
- справка о постановке на учет в казахстанской ФНС;
- справка о наличии жилья;
- медицинская справка.
Кроме этого потребуется решить вопрос жильем, мобильной связью т.п.
Растаможка в России при покупке автомобиля в Казахстане – все расходы
Между Россией и Казахстаном действует соглашение о свободном перемещении товаров, поэтому формально пересечение госграницы двух стран автомобилем, т. е. ввоз машины в России, не будет требовать уплаты растаможки.
Однако это послабление действует только в том случае, если транспортное средство произведено на территории Казахстана или было растаможено (с ПОЛНОЙ оплатой всех пошлин) при его ввозе из-за границы. Также покупателю-россиянину придется принять во внимание внутренние законодательные акты, которые касаются вывоза за пределы Казахстана автомобилей, приобретенных по «льготным» ценам.
Чтобы окончательно поставить точку в вопросе, понадобится ли растаможка при вывозе машины из Казахстана в Россию, рекомендуется еще перед заключением сделки проверить, прошел ли автомобиль все таможенные очистки, и может ли он свободно эксплуатироваться (в том числе продаваться) на территории ТС/ЕАЭС.
Универсальное же решение данного вопроса при приобретении «льготного» авто в настоящий момент сводится к покупке транспортного средства у физлица, являющегося гражданином Казахстана.
В этом случае обязательными расходами при пересечении машиной границы станут:
- Утилизационный сбор – 3400 рублей за автомобиль возрастом до 3 лет и 5200 рублей за машину возрастом старше 3 лет.
- Оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) – около 25000 рублей.
- Акциз по ставке в зависимости от количества лошадиных сил двигателя – от 55 рублей за 1 л. с. (при мощности мотора 90-150 л. с.) и выше.
Этих платежей будет достаточно, чтобы пересечь границу и направиться в регион, где планируется поставить автомобиль на российский учет.
Для справки: до июля 2022 года в России действовало требование по обязательной установке на все ввозимые в страну автомобили блоков системы ЭРА-ГЛОНАСС. Однако серьезный кризис на рынке микроэлектроники привел к тому, что модули, которые стоили 5-6 тысяч рублей стали предлагаться за 40–100 тысяч (часто в комплекте с ЭПТС и СБКТС). В этой связи российские власти приняли решение временно разрешить постановку на учет машин без ЭРА-ГЛОНАСС. Такой временный упрощенный порядок регистрации транспортных средств для их собственников (физических лиц) пока действует до 1 февраля 2023 года.
Разумеется, это не все издержки, которые придется понести при «перегоне» автомобиля из Казахстана в Россию. В списке окажутся и накладные расходы, включая транспортные и бытовые.
Плюсы и минусы «пригона» авто из Казахстана
На самом деле, в 2023 году покупка машины в Казахстане для гражданина России продолжает готовить массу не всегда приятных сюрпризов. С ними преимущественно сталкиваются те, кто решает лично отправиться за машиной:
- Конвертация российских рублей в тенге. Пытаясь сделать это через коммерческие банки, можно столкнуться с курсами, вдвое ниже официальных. И это сразу же делает покупку машины мероприятием крайне невыгодным. Как вариант – снятие тенге в банкоматах, принимающих карты платежной системы МИР, но такой обмен удается совершить не во всех казахских банках, да и курсы конвертации от учреждения к учреждению тоже могут значительно отличаться.
- Новой проблемой в 2023 году может стать продолжающаяся санкционная политика в отношении России. Многие автосалоны Казахстана начинают перестраховываться и отказываются даже от опосредованного сотрудничества с российскими покупателями. От этого приходится несладко, прежде всего, «серым» дилерам, сталкивающимся с дополнительными издержками. Эти расходы, в свою очередь, отражаются на цене «пригона» машины в РФ, т. е. ложатся на плечи конечного покупателя.
- Среди минусов покупки авто в Казахстане можно назвать и отсутствие гарантийного обслуживания. Это касается новых автомобилей, для которых бесплатные сервисные работы на территории РФ оказываются просто недоступными. Причина – согласно пункту договора-купли продажи, при смене юрисдикции производитель никакой ответственности за состояние автомобиля не несет.
В противовес этим минусам фактически ставится лишь одно преимущество – доступ к широкой номенклатуре марок и моделей легковых автомобилей – европейских, китайских, корейских, американских, японских и др. Здесь же и собственная промышленность в виде сборочных площадок, выпускающих автомобили Kia, Hyundai, Chevrolet и JAC.
Несмотря на местами очень большие наценки, в Казахстане россияне достаточно легко могут найти любую нужную иномарку – новую или с пробегом, в том числе привезенную из-за океана; а если повезет, то и серьезно сэкономить на такой покупке.
Кроме того, решение части проблем, связанных с банковскими курсами обмена валюты или казахскими автосалонами, всегда можно переложить на «перегонщиков», явно разбирающихся в этих вопросах лучше любого рядового покупателя.
Встретиться с продавцом, проверить машину и документы
На живой осмотр машины и знакомство с продавцом можно поехать уже после обмена валюты, а можно сначала посмотреть машину и договориться, а потом съездить в обменник.
Вот на что стоит обратить внимание во время проверки машины:
- общее состояние автомобиля;
- соответствие VIN и номера кузова на самой машине, в СТС и других документах;
- есть ли у продавца сертификат об уплате утильсбора;
- есть ли одобрение типа транспортного средства;
- толщину лакокрасочного покрытия, чтобы исключить косметический или двойной окрас.
Сертификация и блок ГЛОНАСС
При вступлении в Всемирную торговую организацию и в единый таможенный союз правительства стран-участников всегда стараются обезопасить себя от опасности бесконтрольного импорта. Поэтому в прошлые годы правительство предприняло жесткие меры, чтобы не дать заполонить отечественный рынок дешевым импортом из арабских стран через Казахстан.
Если гражданин отправляется за автомобилем в страны таможенного союза, то приобретенное там транспортное средство должно иметь экологический класс не ниже Евро 5. Если это условие не соблюдено, то поставить машину на учет в российском ГИБДД невозможно.
Кроме того, при покупке нового автомобиля у официальных дилеров нужно быть готовым к тому, что при ввозе автомобиля на территорию России он может потерять гарантию производителя, потому как должен эксплуатироваться в том регионе, для которого сертифицирован. Но это не единственная проблема.
Правительство ввело требования по сертификации всех ввезенных автомобилей, которые не получали еще разрешения для продажи в России. Также закреплено требование по обязательной установке на все ввезенные транспортные средства блоков экстренного оповещения об авариях ЭРА-ГЛОНАСС. Прибор монтируется в специальной лицензированной лаборатории.
Поэтому при выборе автомобиля в Казахстане нужно быть готовым к сложным процедурам оформления.
Ограничение скорости на дорогах в Казахстане отличается от российского. В городах и небольших населенных пунктах также разрешены 60 км/час, между городами – 100 км/час. Если на междугородних дорогах есть разграничительная полоса, максимальная скорость езды составит 110 км/час. На скоростных магистралях разрешается передвижение со скоростью до 140 км в час.
Нештрафуемый порог превышения – 10 км/час, в России – 20 км/час. При передвижении на автомобиле должны быть включены фары ближнего света или ходовые огни.
Контроль скоростного режима осуществляется дорожными камерами и радарами на полицейских машинах. Кстати, зафиксировать нарушение ПДД могут даже встречные патрульные автомобили.
Штрафы за превышение скорости в Казахстане весьма суровые и начисляются в МРП (максимальном расчетном показателе) – аналоге российского МРОТ. Если вы превысите скоростной режим на 10‒20 км/час, штраф будет равен трем МРП (1 200 ₸). В пересчете на российские деньги это 1 200 ₽. В России же штраф за такое нарушение составит всего 500 ₽.