Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат излишне уплаченного налога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?
О способе исполнения налоговой обязанности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).
В силу норм п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Обеспечительными мерами могут быть:
- запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
- приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
B кaкиx cитyaцияx вoзвpaт дeнeг нeвoзмoжeн
Бывaeт и тaк, чтo ИФНC oтвeчaeт oткaзoм нa зaпpoc вepнyть нaлoгoвyю пepeплaтy. B бoльшинcтвe cлyчaeв этo cвязaнo c тeм, чтo плaтeльщики нaлoгoв пpoпycкaют oтвeдeнныe зaкoнoм для выпoлнeния этoй пpoцeдypы cpoки. Ecли винoвникoм пepeплaты выcтyпaeт пpeдпpиятиe – вpeмeннoй oтpeзoк cocтaвляeт тpи гoдa. Кoгдa винoвнa нaлoгoвaя – oдин мecяц.
B тaкиx cитyaцияx oгpoмнyю poль игpaeт дoкaзaтeльcтвo вpeмeни выявлeния нaлoгoвoй пepeплaты. Ecли y cyбъeктa имeeтcя вoзмoжнocть иx пpeдocтaвлeния, и oни yклaдывaютcя в paмки пoлoжeнныx пo зaкoнy cpoкoв, тo чepeз cyд мoжнo пoлyчить вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo НДФЛ.
Baжнo! Пpeдпpиятию мoжeт быть oткaзaнo в вoзвpaтe пepeплaтe, ecли y нeгo имeютcя дoлги пepeд бюджeтoм. Пpи тaкoм pacклaдe ИФНC впpaвe cпиcaть дeнeжныe cpeдcтвa бeз pacпopяжeния влaдeльцa.
Пpoцeдypa зaчeтa излишнe yплaчeннoгo нaлoгa
Ecли cyбъeкт peшaeт нe вoзвpaщaть излишнe yплaчeнный нaлoг, oн мoжeт вocпoльзoвaтьcя зaчeтoм. Дeньги пoйдyт в cчeт пocлeдyющeй oплaты дaннoгo нaлoгoвoгo взнoca либo пoгaшeния зaдoлжeннocти пo дpyгoмy нe oплaчeннoмy в ФНC плaтeжy.
Пpи пpoвeдeнии зaчeтa дeйcтвyeт oднo вaжнoe ycлoвиe – взнoc мoжнo зaчecть иcключитeльнo в paмкax бюджeтa нa тoм жe ypoвнe. Этo знaчит, чтo излишки пo фeдepaльнoмy нaлoгy нe мoгyт быть зaчтeны в oплaтy peгиoнaльнoгo.
У ФНC ecть пpaвo пpи выявлeнии пepeплaты caмocтoятeльнo ocyщecтвить зaчeт пo дpyгoмy взнocy. Нaлoгoвикaм нe нyжнo coглacиe opгaнизaции.
Чтoбы пpoизвecти зaчeт cлeдyeт пoдaть cooтвeтcтвyющee зaявлeниe. Для eгo зaпoлнeния иcпoльзyeтcя фopмa КНД 1150057. Oтпpaвить eгo пoчтoй, пo интepнeтy (чepeз cпeциaльныe cepвиcы) или пoceтить ФНC личнo.
Cyщecтвyeт тaкжe вoзмoжнocть дeйcтвoвaть чepeз пpeдcтaвитeля.
Baжнo! Ocyщecтвить зaчeт мoжнo в тpexлeтний cpoк c тoгo мoмeнтa, кoгдa пpoизoшлa пepeплaтa.
Ecли кoмпaния xoчeт зacчитaть лишнюю cyммy в cчeт дaльнeйшиx взнocoв нyжнo пoдaть зaявлeниe в ФНC. Пpeдcтaвитeли нaлoгoвoй дoлжны paccмoтpeть eгo зa 10 днeй и в пятиднeвный cpoк yвeдoмить нaлoгoплaтeльщикa o вынeceннoм peшeнии.
Ecли ФНC peшaeт caмocтoятeльнo cдeлaть зaчeт пepeплaчeнныx cpeдcтв пo oднoмy взнocy в cчeт дoлгa пo дpyгoмy, coтpyдник oбязaн выпoлнить этy пpoцeдypy в дecятиднeвный cpoк c мoмeнтa oбнapyжeния пepeплaты. Нa yвeдoмлeниe o пpинятoм peшeнии oтвoдитcя 5 днeй.
B cлyчaяx, кoгдa paзмep пepeплaты пpeвышaeт нeдoплaт, нaлoгoвики дeлaют зaчeт и в тeчeниe oднoгo мecяцa вoзвpaщaют ocтaвшиecя дeньги нa бaнкoвcкий cчeт. Нapyшeниe yкaзaннoгo cpoкa пoдpaзyмeвaeт нaчиcлeниe пpoцeнтoв, кoтopыe пoлaгaютcя нaлoгoплaтeльщикy.
Teм, ктo нe знaeт, кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц, cтoит oзнaкoмитьcя c пoлoжeниями зaкoнoдaтeльcтвa, peглaмeнтиpyющими этoт вoпpoc.
Кoгдa peчь идeт o вoзвpaтe нaлoгoвoй пepeплaты, пoдaeтcя зaявлeниe, зaпoлнeннoe в cooтвeтcтвии co cпeциaльнoй фopмoй. Cpoки eгo paccмoтpeния ФНC тaкиe жe, кaк и в cлyчae c вoзвpaтoм. Нaлoгoвaя oбязaнa вepнyть дeньги в тeчeниe мecяцa.
Пpи нecoблюдeнии вpeмeнныx paмoк нaлoгoплaтeльщик мoжeт oбpaтитьcя в cyд, чтoбы пoтpeбoвaть пoмимo вoзвpaтa пepeплaчeннoй cyммы eщe и пpoцeнтoв. Oбpaщeниe в cyдeбныe opгaны вoзмoжнo в тeчeниe тpex лeт.
Peглaмeнтиpyeт вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo нaлoгa cтaтья нaлoгoвoгo кoдeкca №78. Имeннo нa ee ocнoвe cyд вынocит peшeниe.
Причины переплаты налога
Переплата налога — явление нередкое. Она может возникнуть по следующим причинам:
- Вследствие ошибки могла быть неверно исчислена (в нашем случае завышена) налоговая база, соответственно, и сам налог. При исправлении данной ошибки в отчетности получаем на лицевом счету налоговой переплату.
- Налоговая база исчислена неверно из-за отсутствия в отчетном периоде необходимой первички по расходам (этот вариант относится к исчислению налога на прибыль или УСН). Соответственно, не учтен какой-то расход и налоговая база завышена. При поступлении упущенной первички можно скорректировать расчет, вследствие чего получим переплату по налогу.
- Была допущена техническая ошибка при написании суммы в платежном поручении на уплату налога в бюджет либо произошла путаница в реквизитах платежки и денежные средства ушли на оплату другого налога.
- При расчете налога не были учтены льготы, положенные налогоплательщику.
- В течение отчетного периода уплачивались авансовые платежи, а по итогам года получился убыток либо сумма налога за год меньше уплаченных ранее авансов.
Алгоритм возврата переплаты по налогам не зависит от причин ее возникновения и един для всех случаев. Рассмотрим его далее.
Порядок возврата суммы излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
Разъясняет помощник прокурора г. Первоуральска Пехота К.А.
Статьей 78 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.
Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина (ст. 333.40 НК РФ).
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 НК РФ) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 НК РФ.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом с учетом особенностей в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
В случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, то к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.
Возникновение права на компенсацию от ИФНС
Сумма излишне уплаченного/взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Общий порядок возврата налогов и страховых взносов, а также сроки возврата установлены ст. 78 и 79 НК РФ. Наряду с возвратом переплаченных налогов налоговики обязаны начислить и выплатить проценты, которые представляют собой денежную компенсацию за неправомерное использование денежных средств плательщиков.
Право на получение процентов на сумму излишне уплаченных/взысканных налогов возникает:
- по факту излишнего взыскания налогов по решению ИФНС
- при нарушении налоговиками сроков на возврат добровольно переплаченных сумм.
Досудебное урегулирование
Иски о взыскании процентов, начисленных на сумму несвоевременно возвращенных/взысканных налогов, носят имущественный характер. Поэтому на данные требования не распространяется порядок досудебного урегулирования споров с налоговыми органами, установленный ст. 138 НК РФ.
Напомним, согласно данной статье, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Поэтому если плательщик заявляет требование о взыскании с ИФНС процентов, об обжаловании решений и действий налоговиков речи не идет. Поэтому обжаловать в вышестоящий налоговый орган отказ ИФНС в возврате переплаченного налога и процентов не требуется. Плательщику достаточно заявить в суд иск о взыскании с ИФНС соответствующих сумм.
Верховный Суд РФ в Определении от 20.06.2016 № 304-КГ16-3143 прямо указал, что такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога/процентов являются независимыми.
Нормы НК РФ не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафов и процентов. Указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов.
Как плательщик может распоряжаться переплатой
Распорядиться излишком бизнес может по-разному:
- вернуть деньги на счёт;
- сохранить средства на лицевом счёте и использовать для последующих платежей;
- использовать для долга.
Порядок возврата излишне уплаченных налогов
Неважно, уведомила ли налоговая плательщика о переплате или нет — срок возврата денег ограничивается тремя годами с даты возникновения. Но по умолчанию средства не вернут. Для этого нужно пройти порядок по возврату переплаченных денег.
Сверка с налоговой. Чтобы запросить сверку, бизнесу нужно подать заявление в инспекцию. Обратиться можно электронно или в бумажной форме.
В КАКОЙ СРОК МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ЗА ВОЗВРАТОМ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ НАЛОГОВ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ. СРОК ДАВНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ В СУД
За возвратом излишне взысканной суммы налогов, пеней и штрафов вы можете обратиться по своему усмотрению в налоговый орган или в суд (п. 3, абз. 1 п. 9 ст. 79 НК РФ).
В налоговый орган заявление о возврате нужно подать в течение одного месяца (абз. 1 п. 3, абз. 1 п. 9 ст. 79 НК РФ):
– со дня, когда вы узнали о взыскании излишней суммы платежей,
– со дня вступления в силу судебного акта, который установил, что инспекция взыскала с вас налог (пени, штраф) в завышенном размере.
При пропуске указанного срока вы можете вернуть из бюджета излишне взысканные платежи в судебном порядке.
Отметим, что подать соответствующее заявление в суд вы вправе, не обращаясь в налоговый орган. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.04.2010 N 17413/09.
Срок давности возврата налогов (пеней, штрафов) через суд – три года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о взыскании излишних платежей (абз. 2 п. 3, абз. 1 п. 9 ст. 79 НК РФ).
Как показывает арбитражная практика, указанный срок нужно исчислять с даты вступления в силу судебного акта, который подтверждает, что инспекция взыскала с вас излишнюю сумму налогов, пеней, штрафов (Постановления Президиума ВАС РФ от 11.06.2013 N 17231/12, ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2011 N А42-965/2010).
Как правило, судьи отклоняют доводы налоговых органов о том, что налогоплательщик должен был знать об излишнем взыскании:
– с момента, когда инспекция вынесла решение по итогам налоговой проверки, согласно которому налогоплательщику доначислены налоги (пени, штрафы), и выставила требования об их уплате (Постановление ФАС Московского округа от 21.07.2011 N КА-А40/7268-11);
– при обжаловании в вышестоящий налоговый орган или в суд указанного решения, требования и (или) действий инспекции по взысканию налоговых платежей (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2011 N А42-965/2010);
– с даты вынесения (т.е. до вступления в силу) судебного акта, который устанавливает, что инспекция взыскала излишнюю сумму налоговых платежей (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2010 N А42-965/2010).
Такой подход судов обусловлен тем, что, как правило, при излишнем взыскании налогов (пеней, штрафов) налогоплательщик и налоговый орган по-разному определяют их сумму. Окончательную ясность в этот вопрос вносит судебное решение, которое становится обязательным для исполнения с даты вступления в законную силу (п. 1 ст. 16 АПК РФ).
Добавим, что судебные споры часто рассматриваются в нескольких инстанциях. Поэтому судебных актов по делу бывает несколько:
– решение суда первой инстанции;
– постановление арбитражного суда апелляционной инстанции;
– постановление арбитражного суда кассационной инстанции;
– определение (постановление Президиума) ВАС РФ, которое было вынесено до упразднения ВАС РФ; определение судебной коллегии (постановление Президиума) Верховного Суда РФ.
ВАС РФ прекратил свою деятельность по завершении периода, отведенного законодательством для его упразднения и передачи относившихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Верховного Суда РФ. Напомним, что указанный период был установлен с 6 февраля 2014 г. – даты вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ – сроком на шесть месяцев (ч. 1, 2 ст. 2 данного Закона).
Какой из них определяет начало срока обращения в суд с требованием о возврате излишне взысканных налогов, пеней и штрафов?
Это зависит от конкретных обстоятельств. Приведем часто встречающиеся на практике ситуации.
С этой даты вступает в силу не только постановление суда апелляционной инстанции, но и решение суда первой инстанции в части, которую суд апелляционной инстанции не отменил и оставил без изменений (ч. 1 ст. 180, ч. 5 ст. 271 АПК РФ). Если апелляционная жалоба не подавалась, решение вступает в силу по истечении месяца со дня его принятия (п. 1 ст. 180 АПК РФ).
С 6 августа 2014 г. арбитражные суды, рассматривающие дела в порядке кассационного производства, переименованы в арбитражные суды округа (абз. 3 ст. 3, п. 1 ст. 24 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, пп. “б” п. 2, пп. “б” п. 7 ст. 1, ст. 5 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ).
Ранее указанные суды назывались федеральными арбитражными судами (ФАС) округа (абз. 3 ст. 3, п. 1 ст. 24 Закона N 1-ФКЗ).
В заключение отметим, что срок обращения в суд за возвратом излишне взысканных денежных средств истекает в соответствующие месяц и число третьего года (п. 3 ст. 6.1, абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ). Если эта дата приходится на выходной или нерабочий праздничный день, окончание срока переносится на ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Например, ФАС Московского округа отменил Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009, признал требование об уплате налога от 21 апреля 2009 г. недействительным, а действия инспекции по его взысканию незаконными. Соответствующее Постановление ФАС Московского округа вынесено 24 февраля 2010 г. и с этого же дня вступило в законную силу (ч. 5 ст. 289 АПК РФ).
Установленный трехлетний срок исковой давности нужно отсчитывать с 24 февраля 2010 г. по 24 февраля 2013 г. Последнюю дату следовало признать днем окончания трехлетнего срока обращения в суд с заявлением о возврате излишне взысканного налога. Поскольку 24 февраля 2013 г. приходится на выходной день (воскресенье), заявление в суд следовало подать до 25 февраля 2013 г. (понедельника) включительно.
СИТУАЦИЯ: В какой срок можно обратиться в суд с требованием о выплате процентов за взыскание излишней суммы налогов, пеней и штрафов
При возврате излишне взысканных налогов (пеней, штрафов) налоговый орган должен начислить и выплатить вам проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ).
Какова вероятность возврата всей суммы излишне уплаченного налога?
Для того, чтобы убедиться в том, что переплата действительно существует – рекомендуется провести сверку с ИФНС, т.к. нередки случаи, когда данные не совпадают. В соответствии со ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по:
- налогам;
- сборам;
- страховым взносам;
- пеням;
- штрафам.
В течение какого времени можно вернуть излишне взысканный налог?
Если обнаружен излишне взысканный налог, то налогоплательщик может вернуть его в следующие сроки:
Налог, подлежащий возврату | Срок возврата | Нормативный акт |
Переплата по налогу, обнаруженная из-за неверно указанной суммы в платёжном поручении или в связи с внесением изменений в предыдущие периоды | 3 года со дня произведённой уплаты | ст. 78 НК РФ |
Излишне уплаченные авансовые платежи | 3 года со дня предоставления декларации | Письмо ФНС от 21.02.2012 № СА-4-7/2807 «О возврате авансовых платежей» |
НДС к возмещению | 3 года со дня предоставления декларации | ст. 176 НК РФ |
От чего отталкиваться?
В решении вопроса о том, является сумма налога излишне уплаченной или излишне взысканной, можно опираться на позицию Президиума ВАС, изложенную в Постановлении от 24.04.2012 N 16551/11. Итак, оценка зависит от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной впоследствии отсутствующей. А вот способ исполнения указанной обязанности (самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию) на оценку не влияет (то есть правового значения не имеет). В то же время установление Налоговым кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной впоследствии отсутствующей, было произведено.
Если обязанность была исполнена на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, речь идет об излишне уплаченной сумме налога. Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке впоследствии размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил ст. 79 НК РФ.
В случае исполнения налоговой обязанности на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки, спорная сумма налога может быть признана излишне взысканной, например, если такое решение будет признано недействительным. Причем факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
Три года на обращение в ИФНС
Порядок возврата излишне взысканного налога установлен ст. 79 НК РФ. В пункте 9 этой статьи определено, что правила, установленные ею, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Поэтому в дальнейшем будем говорить о возврате налога, но подразумевать под этим и возврат излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.
До сих пор в п. 3 ст. 79 НК РФ было установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган всего лишь в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. В связи со столь недолгим периодом для реализации данной возможности налогоплательщикам очень часто приходилось обращаться за возвратом названных переплат в суд, поскольку исковое заявление в суд можно подать в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Отметим, что согласно п. 7 ст. 78 НК РФ для возврата излишне уплаченных налогов отводится гораздо больший срок, равный трем годам. Для возврата излишне взысканных налогов налогоплательщикам обращаться в суд тоже не придется (если, конечно, не возникнет спора с налоговиками). Разрешено в течение тех же трех лет, считая со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, обращаться с заявлением о возврате именно в налоговый орган.
Но теперь в п. 3 ст. 79 НК РФ ничего не говорится о возможности обращения в суд по указанному поводу. Что это меняет?
Обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Как указали судьи, в противоположность такому порядку за возвратом излишне взысканных налогов налогоплательщик может обратиться в суд просто по факту того, что он узнал о наличии соответствующей переплаты, то есть без предварительного обращения в налоговую инспекцию с заявлением об этом.
В Определении ВС РФ от 11.08.2016 № 309‑КГ16‑5644 по делу № А76-8183/2015 по названному поводу отмечено, что налогоплательщику (плательщику сборов) в случае излишнего взыскания с него сумм налогов, сборов, пошлины предоставлено право выбора способа защиты своего нарушенного права: как путем обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением, так и посредством обращения в суд с имущественным требованием. Таково было решение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
Но, повторим, теперь в п. 3 ст. 79 НК РФ нет упоминания о возможности обращения налогоплательщика в суд о возврате излишне взысканного налога, то есть в точности так же, как и в отношении излишне уплаченного налога в п. 7 ст. 78 НК РФ. Разумеется, это не значит, что налогоплательщик лишен данной возможности, но, очевидно, теперь он в обоих случаях сможет ее реализовать, только предварительно соблюдя досудебный порядок этой процедуры и получив от налоговиков отказ в возврате.
Пpoцeдypa зaчeтa излишнe yплaчeннoгo нaлoгa
Ecли cyбъeкт peшaeт нe вoзвpaщaть излишнe yплaчeнный нaлoг, oн мoжeт вocпoльзoвaтьcя зaчeтoм. Дeньги пoйдyт в cчeт пocлeдyющeй oплaты дaннoгo нaлoгoвoгo взнoca либo пoгaшeния зaдoлжeннocти пo дpyгoмy нe oплaчeннoмy в ФНC плaтeжy.
Пpи пpoвeдeнии зaчeтa дeйcтвyeт oднo вaжнoe ycлoвиe – взнoc мoжнo зaчecть иcключитeльнo в paмкax бюджeтa нa тoм жe ypoвнe. Этo знaчит, чтo излишки пo фeдepaльнoмy нaлoгy нe мoгyт быть зaчтeны в oплaтy peгиoнaльнoгo.
У ФНC ecть пpaвo пpи выявлeнии пepeплaты caмocтoятeльнo ocyщecтвить зaчeт пo дpyгoмy взнocy. Нaлoгoвикaм нe нyжнo coглacиe opгaнизaции.
Чтoбы пpoизвecти зaчeт cлeдyeт пoдaть cooтвeтcтвyющee зaявлeниe. Для eгo зaпoлнeния иcпoльзyeтcя фopмa КНД 1150057. Oтпpaвить eгo пoчтoй, пo интepнeтy (чepeз cпeциaльныe cepвиcы) или пoceтить ФНC личнo.
Cyщecтвyeт тaкжe вoзмoжнocть дeйcтвoвaть чepeз пpeдcтaвитeля.
Baжнo! Ocyщecтвить зaчeт мoжнo в тpexлeтний cpoк c тoгo мoмeнтa, кoгдa пpoизoшлa пepeплaтa.
Ecли кoмпaния xoчeт зacчитaть лишнюю cyммy в cчeт дaльнeйшиx взнocoв нyжнo пoдaть зaявлeниe в ФНC. Пpeдcтaвитeли нaлoгoвoй дoлжны paccмoтpeть eгo зa 10 днeй и в пятиднeвный cpoк yвeдoмить нaлoгoплaтeльщикa o вынeceннoм peшeнии.
Ecли ФНC peшaeт caмocтoятeльнo cдeлaть зaчeт пepeплaчeнныx cpeдcтв пo oднoмy взнocy в cчeт дoлгa пo дpyгoмy, coтpyдник oбязaн выпoлнить этy пpoцeдypy в дecятиднeвный cpoк c мoмeнтa oбнapyжeния пepeплaты. Нa yвeдoмлeниe o пpинятoм peшeнии oтвoдитcя 5 днeй.
B cлyчaяx, кoгдa paзмep пepeплaты пpeвышaeт нeдoплaт, нaлoгoвики дeлaют зaчeт и в тeчeниe oднoгo мecяцa вoзвpaщaют ocтaвшиecя дeньги нa бaнкoвcкий cчeт. Нapyшeниe yкaзaннoгo cpoкa пoдpaзyмeвaeт нaчиcлeниe пpoцeнтoв, кoтopыe пoлaгaютcя нaлoгoплaтeльщикy.
Teм, ктo нe знaeт, кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц, cтoит oзнaкoмитьcя c пoлoжeниями зaкoнoдaтeльcтвa, peглaмeнтиpyющими этoт вoпpoc.
Кoгдa peчь идeт o вoзвpaтe нaлoгoвoй пepeплaты, пoдaeтcя зaявлeниe, зaпoлнeннoe в cooтвeтcтвии co cпeциaльнoй фopмoй. Cpoки eгo paccмoтpeния ФНC тaкиe жe, кaк и в cлyчae c вoзвpaтoм. Нaлoгoвaя oбязaнa вepнyть дeньги в тeчeниe мecяцa.
Пpи нecoблюдeнии вpeмeнныx paмoк нaлoгoплaтeльщик мoжeт oбpaтитьcя в cyд, чтoбы пoтpeбoвaть пoмимo вoзвpaтa пepeплaчeннoй cyммы eщe и пpoцeнтoв. Oбpaщeниe в cyдeбныe opгaны вoзмoжнo в тeчeниe тpex лeт.
Peглaмeнтиpyeт вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo нaлoгa cтaтья нaлoгoвoгo кoдeкca №78. Имeннo нa ee ocнoвe cyд вынocит peшeниe.
Естественно, отдельно стоит поговорить о том, как эта статья Налогового кодекса используется на практике, а именно в суде. Ведь многие статьи законов зачастую привлекаются для рассмотрения конкретных дел в суде, является ли этот случай исключением? На этот вопрос нельзя ответить ни положительно, ни отрицательно, так как данная статья практически никогда не используется в суде. В большинстве случаев не возникает абсолютно никаких проблем с возвратом средств или зачислением их в счет последующих налоговых платежей. Однако в редких случаях дело доходит и до суда, причем практически всегда речь идет о том, что налогоплательщик не уложился в обозначенный трехлетний срок подачи заявления, поэтому он пытается оспорить в суде свое право на возврат денежных средств. Существуют также случаи, когда налогоплательщик пытается вернуть переплаченную сумму налога уже после того, как его фирма была ликвидирована. Однако, как показывает судебная практика, сделать это невозможно, так как налогоплательщиком является не физическое, а юридическое лицо, которого уже не существует. Так что в данном случае невозможно применить правило, в соответствии с которым у вас имеется 3 года на подачу описанного выше заявления, так как счета, на который их можно вернуть, уже не существует. Более того, заявление на возврат средств можно подать только за месяц до ликвидации предприятия. Как показывает судебная практика, требования налогоплательщиков, которые хотят вернуть себе средства, переплаченные по налогам, менее чем за месяц до ликвидации фирмы, не удовлетворяются.
Что ж, теперь вы знаете абсолютно все, что вам нужно знать касательно данной статьи Налогового кодекса РФ, однако не стоит забывать, что кодекс очень большой, поэтому вам не удастся ограничиться всего одной статьей. Даже если не говорить о других тематиках, на тему возврата перерасхода на оплату налогов существует сразу несколько дополняющих друг друга статьей: ст. 78, 79, 176, 203 НК РФ. Так что не ограничивайтесь прочтением только этого материала. Если вы хотите, чтобы ваша компания работала с максимальной эффективностью, а также чтобы у вас не возникало никаких проблем с налоговой, вам обязательно нужно подробно ознакомиться с налоговым законодательством Российской Федерации, потому что только так вы сможете обеспечить безопасность своей фирмы.
Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа
Требование об уплате штрафа (а равно и налога, сбора, пеней) направляется налогоплательщику независимо от того, привлечен он к ответственности или нет (ст. 69 НК РФ).
Когда у предпринимателя образуется задолженность по уплате налога (недоимка), налоговая инспекция посылает ему требование об уплате налога.
В последней редакции НК РФ в пункте 8 статьи 69 НК РФ указано, что данные правила применяются и в отношении требований об уплате штрафа. Поэтому сложившаяся к настоящему времени практика относительно требования об уплате налогов интересна и в случае получения предпринимателем от налоговиков требования об уплате штрафа.
Требование об уплате налога должно соответствовать порядку, установленному статьей 69 НК РФ. Налоговики должны указывать размер задолженности по налогу, в требовании об уплате налога необходимо указывать размер задолженности по налогу, размер пеней (пени указываются до момента выставления требования), срок, в который надо успеть уплатить налог (в зависимости от вида налога законодательством предусматриваются разные сроки), срок исполнения требования, а также меры, которые могут быть приняты, если требование не будет исполнено.
В любом случае налоговики должны указывать полную информацию об основаниях требования уплатить налог со ссылками на соответствующие статьи НК РФ, в которых установлена такая обязанность (абз. 2 п. 4 ст. 69 НК РФ).
Смысл направления требования об уплате налога (в нашем случае и штрафа) заключается в урегулировании спорной ситуации с предпринимателем в досудебном порядке. На это указывает пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Требование должно быть оформлено четко, ясно, в соответствии с законом, а не являться формальным шагом к последующему взысканию налогов и наложению штрафов.
Предприниматель может обжаловать требование об уплате налога (штрафа) вместе с решением о привлечении к налоговой ответственности. В некоторых случаях это полезно, потому что дает дополнительный довод в пользу удовлетворения судом ходатайства предпринимателя о применении обеспечительных мер.
Несоблюдение налоговыми органами правил оформления требований позволяет индивидуальному предпринимателю «положительно» обжаловать незаконность такого требования в судебном порядке.
Например, если налоговый орган в своем требовании указал размер начисленных пеней, но не указал размер недоимки по налогу, то суды признают такие требования незаконными, поскольку они не соответствуют статье 69 НК РФ (постановления ФАС Московского округа от 27 сентября 2006 г., 28 сентября 2006 г. по делу № КА-А40/9161-06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2005 г. по делу № А33-18459/04-С3-Ф02-1275/05-С1, ФАС Северо-Западного округа от 3 декабря 2003 г. по делу № А05-5785/03-323/9).
Зачастую требования об уплате налога (штрафа) не содержат сведений о размере недоимки, периоде формирования задолженности и пеней, о расчете пеней с учетом ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период их начисления, об основании взимания налогов. Суды не признают законными такие требования (постановления ФАС Поволжского округа от 13 июня 2006 г. по делу № А55-22137/05-3, ФАС Северо-Западного округа по делу № А66-9894-03 от 3 декабря 2004 г.).
Однако суды не всегда считают, что отсутствие в требовании сведений о размере задолженности, ставке пеней и периоде взимания является существенным нарушением. К примеру, ФАС Поволжского округа в своем постановлении по делу от 20 апреля 2006 г. № А12-28779/2005-С29 посчитал такие «неточности» формальностью, сославшись на справедливость фактических требований налоговиков, и признал требование об уплате налога законным. В данном деле сыграло свою роль то, что налоговым органом представлены данные и материалы, которые налогоплательщиком не оспорены. Следовательно, предприниматели должны активно выступать в суде и требовать исполнения закона в полной мере.