Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сократить отток населения из сельской местности при помощи цифровизации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Жизнь заставит — всему научишься. Рафкат Ахкямович это знает точно. Надеяться не на кого. А в чудеса верить возраст уже не позволяет. Поэтому — всё сам: колет дрова, готовит, стирает. На веранде оборудовал слесарный цех — зря, что ли, строительному делу обучался. Вся мебель в доме (лежанка, шкафы, столы, в том числе для глаженья белья) сделана руками пенсионера. Даже скандинавские палки себе смастерил. А что? И модно, и полезно. Первое время почтальоны ему домой пенсию приносили. Но зимой дорогу до деревни никто не чистит. Пожалел их Рафкат-абый и стал сам раз в месяц ходить в банк. В райцентр Языково. А это 9 км в один конец! Летом велосипед помогает или те же скандинавские палки. Зимой дед встаёт на охотничьи лыжи.
Чтобы паровоз развернуть, нужно его остановить
Связующим звеном, проводником федерального тренда должны стать региональные власти и местные администрации.
Исторически сложилось, еще с момента приватизации 90-ых годов, когда земли стали переходить в частную собственность, чтобы защитить народное достояние на период разработки полноценных законов, были приняты нормативные акты, которые сильно ограничили использование и оборот сельскохозяйственных угодий.
Разработанные позже законы об обороте земель сельскохозяйственного назначения в полной мере не учли географические отличия южных и северных регионов и разность потенциала земель для сельхоз-производителей, которые не хотят рисковать урожаем в северных и центральных регионах. Поэтому спустя 30 лет часть бывших пашен, в регионах нечерноземья заросло лесами, но они по-прежнему числятся сельскохозяйственными угодьями, которые защищают и не вводят в оборот. Психология «защитить и запретить» для администрации оказывается гораздо безопаснее, чем заниматься зонированием и развитием земель. Подписанный президентом закон предоставил фермерам возможность осваивать эти земли, но чтобы он работал на местах корректно необходимо провести важную организационную работу, на которую нужна политическая воля.
«Работать, а не воровать»
— Неожиданно появившиеся в сельском бюджете миллионы ни у кого не вызвали подозрений?
— А как же? «Доброжелатели» только и успевали строчить анонимки в УБЭП. Нас раз 12 проверяли, но ничего не нашли. Эти люди никак не могли взять в толк, что на самом деле всё просто — работать надо и не воровать, тогда и деньги будут. У нас же, как обычно, бывает: начнут что-нибудь строить, а там — грунтовые воды, и под это дело решают заказать ещё один проект миллионов на пять, авось никто не проверит.
— Правда ли, что жители платят на благоустройство Преображеновки налог?
Все присутствующие чиновники повторяли на разный лад одну мысль: развитие сельских территорий непременно должно быть комплексным и коррелировать с нацпроектами, а не повторять их.
— Если у нас в сельской местности проживает 35 млн жителей, то на развитие этих территорий должно быть направлено 30% бюджета всех госпрограмм и нацпроектов, — отметила председатель Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Евгения Уваркина. — И речь не только о тех 1,3 трлн, выделенных на программу. Я считаю, что нужно больше.
Госпожа Уваркина уверена, что можно усовершенствовать программу и создать больше рабочих мест, чем запланировано. Для этого необходимо правильно подойти к пространственному развитию. По её мнению, Минсельхоз должен активно включиться в понимание развития потенциала территорий, при этом понимая требования населённых пунктов. Также она считает, что нельзя спускать госпрограмму в субъекты: её продвижением должно заниматься федеральное управление.
Директор департамента развития сельских территорий Минсельхоза России Максим Боровой обозначил три основных принципа реализации грядущей программы. Первый из них — не отождествлять развитие сельских территорий исключительно с АПК. Этот принцип связан с тем, что из мероприятий, проводимых в этих местах исключили здравоохранение, спорт и образование. По мнению чиновника, из-за этого утратился сам смысл развития сёл. Второй — комплексное решение задач совместно с отраслевыми министерствами. В Минсельхозе рассчитывают, что профильные ведомства помогут в осуществлении программы. Третий принцип госпрограммы — проектный подход. По словам Борового, инициатива в этом случае должна идти от местного населения и бизнеса, который нуждается в поддержке. Для этого министерство и собирается ввести в программу поддержку местных инициатив. Такое взаимодействие с людьми на местах поможет лучше распределять средства.
Размер доплаты к пенсии для сельских жителей
Доплата для жителей села устанавливается в размере 25% от фиксированной части пенсии. В 2022 году фиксированная выплата составляет 7220,74 р. Соответственно, доплата для сельских жителей составляет 1805,19 р., а повышенная фиксированная часть страховой пенсии — 9 025,93 р.
Ежегодно фиксированная часть пенсии будет расти, вместе с ней — увеличиваться и пенсия сельского жителя.
Таблица Размер доплаты к фиксированной части пенсии в 2021-2024 годах
Год | Размер фиксированной выплаты | Размер доплаты к пенсии для жителей села |
2021 | 6044,48 | 1511,12 |
2022 | 6564,31 | 1641,08 |
2022 (с июня 2022 года) | 7220,74 | 1805,19 |
Какую недвижимость можно приобрести
После принятия решения о выдаче субсидии органом исполнительной власти, молодой специалист занимается поиском подходящей недвижимости. Согласно программе в большинстве регионов выделенные денежные средства можно направить на:
- приобретение жилья на вторичном рынке недвижимости (денежные средства поступают на счет продавцу);
- строительства дома по договору подряда (денежные средства поступают подрядчику на основании договора подряда);
- участие в долевом строительстве жилья (денежные средства поступают застройщику, на основании договора о долевом строительстве жилья);
- самостоятельное возведение жилого дома (денежные средства поступают продавцу строительных материалов по договору купли-продажи).
Денежные средства переводятся на банковский счет, напрямую молодому специалисту они не поступают.
Строить нельзя запретить: что нужно сделать для развития сел и деревень
Связующим звеном, проводником федерального тренда должны стать региональные власти и местные администрации.
Исторически сложилось, еще с момента приватизации 90-ых годов, когда земли стали переходить в частную собственность, чтобы защитить народное достояние на период разработки полноценных законов, были приняты нормативные акты, которые сильно ограничили использование и оборот сельскохозяйственных угодий.
Разработанные позже законы об обороте земель сельскохозяйственного назначения в полной мере не учли географические отличия южных и северных регионов и разность потенциала земель для сельхоз-производителей, которые не хотят рисковать урожаем в северных и центральных регионах. Поэтому спустя 30 лет часть бывших пашен, в регионах нечерноземья заросло лесами, но они по-прежнему числятся сельскохозяйственными угодьями, которые защищают и не вводят в оборот. Психология «защитить и запретить» для администрации оказывается гораздо безопаснее, чем заниматься зонированием и развитием земель. Подписанный президентом закон предоставил фермерам возможность осваивать эти земли, но чтобы он работал на местах корректно необходимо провести важную организационную работу, на которую нужна политическая воля.
Госпрограмма развития сельских территорий, рассчитанная до 2025 года и охватывающая весь спектр вопросов, касающихся более 37 миллионов проживающих за пределами городов граждан, была утверждена Правительством в прошлом году. Её задача — приблизить уровень жизни сельского населения к городскому. Также она должна способствовать решению проблемы доступности медпомощи, социального обеспечения, образования, жилищного строительства и благоустройства сельских территорий. Кроме того, программой предусмотрены меры по поддержке занятости, развитию инфраструктуры (дороги, водоводы, газопроводы и т. д.) и Интернета.
Сотрудники медицинской сферы, отправляющиеся в село на работу, принимают участие в программе «Земский доктор» или «Земский фельдшер». При переезде в сельскую местность медицинские работники вправе получить единоразовое пособие в 1 млн. руб. для врачей и 500 тыс. руб. — для фельдшеров. Выплата также не является целевой, средства разрешено потратить на любые цели. Условие для участия в программе — заключение ТД на 5 лет с организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60%. Возрастной ценз для получения денег отсутствует.
Медицинским сотрудникам также предоставляется субсидия на оплату ЖКУ в размере 1200 руб.
Проживанием в сельской местности интересуются большинство россиян
Так, команда села Зудилово Первомайского района Алтайского края представила проект создания производства бутилированной воды из артезианской скважины под собственным брендом. В инициативную группу села входят два предпринимателя, которые занимаются разработкой проекта. «Уже приобретена скважина, зарегистрирован товарный знак и спроектирована товарная линейка воды и морсов, которые будут производить из выращенных у нас ягод. Мы планируем, что производство будет давать в бюджет села до 28 млн рублей в год», – сообщила лидер команды, глава администрации Зудиловского сельсовета Мира Смолякова.
Активисты деревни Мунайка Менделеевского района Республики Татарстан планируют организовать кооператив по разведению птиц, по максимуму вовлечь в эту работу местных жителей и даже создать образовательную площадку по обучению малому бизнесу. Лидер команды Артем Мессеев рассказал, что сейчас тестирует технологию «на себе»: в подсобном хозяйстве он разводит кур-блойлеров и за полтора месяца из яиц вырастает полноценная птица весом более 5 кг. К проекту уже присоединились 10 семей. Им предоставят инкубаторы и будут помогать осваивать ремесло птицеводства.
Жители нижегородского села Дивеево Дивеевского района представили проект строительства комплекса «Дивный». По плану он будет состоять из спортивного и аквацентра, где будут использовать в том числе местные лечебные глины. Также команда развития планирует создать торговую территорию «Дивеевские ряды» и помогать в развитии близлежащим деревням. А представители Уляшкинского сельского поселения Каменского района Ростовской области рассказали о проекте развития экотуризма.
Участники круглого стола подчеркнули, что каждый нацпроект так или иначе затрагивает сельские территории. И нужно грамотно воспользоваться теми возможностями, которые они дают.
Ключевыми условиями считаются:
Признание лица нуждающимся в повышении качества жилищных условий по постоянному месту проживания | такое условие является недействительным, что касается молодых специалистов, выразивших желание перебраться в поселок; |
Постоянное проживание в селе | кроме того допустимым считается участие в программе специалистов, молодых семей, которые готовы перебраться в поселок либо в село для трудоустройства, а также на постоянное проживание; |
Индивидуальное предпринимательство или работа по соглашению | Важнее всего, дабы в качества объекта труда выступала социальная сфера деревни либо же агропромышленный комплекс конкретной области; |
Наличие личных денежных средств, требуемых для покрытия части затрат | на постройку либо приобретение индивидуальной жилплощади. Как правило, это 30% от совокупной цены недвижимого объекта (который находится на этапе строительства либо уже сдан в эксплуатацию). И все же для группы молодых специалистов данная планка несколько опущена, составляет 10%. |
Такая государственная программа являет собой предоставление гражданам РФ, которые трудятся и проживают в поселках, некоторой финансовой компенсации.
Эти деньги могут применяться исключительно для приобретения собственного жилого помещения либо для возведения частного строения.
Примечательно, что в каждой области страны предусмотрен приоритетный список, согласно которому выполняется распределения порядка очередности приобретения госпомощи.
Миллион рублей от государства тем, кто переедет жить в деревню
Регламент:
Осуществляется ознакомительное посещение | жилищного комитета (органов муниципалитета) |
Принимается решение относительно участия | в конкретной государственной соц программе |
Выполняется сбор требуемой документации | подача всех необходимых выписок, оригиналов и дубликатов документов |
Ожидание решения | о допуске к участию в программе |
Получение свидетельства | о получении соцвыплаты на покупку, возведение жилплощади |
Данная помощь может предоставляться однократно в течении жизни особы заявителя.
В том случае, если удастся выявить факт умышленного ухудшения существующих условий проживания либо же осуществления подлога документации, истец автоматически теряет свое индивидуальное право на приобретение господдержки.
Исключительно через пять лет допустимо повторно собрать пакет бумаг, попробовав поучаствовать в данной соцпрограмме.
Специалисты Отделения дают ответы на часто задаваемые вопросы о праве на повышение пенсии за сельский стаж
Ответ. Надбавка к пенсии устанавливается тем гражданам, которые:
— получают страховую пенсию по старости или по инвалидности;
— проживают в сельской местности;
— имеют не менее 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве;
Ответ. Повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается на весь период проживания в селе. При переезде граждан на новое место жительства за пределы сельской местности надбавка к пенсии не выплачивается.
Ответ. Да, так как место жительства остается в сельской местности.
Ответ. Да. Надбавка к пенсии селянам устанавливается как по месту жительства гражданина, так и по месту пребывания, а также по месту фактического проживания.
Место фактического проживания гражданина РФ в сельской местности подтверждается его личным заявлением, которое подается ежегодно в территориальный орган Пенсионного фонда или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту его фактического проживания в селе. Подача заявления осуществляется до истечения 12 месяцев с месяца, в котором было подано предыдущее заявление. Ежегодное подтверждение места фактического проживания не требуется в случае получения пенсии через организацию почтовой связи или иную организацию, занимающейся доставкой пенсии.
В Список включены основные профессии (должности) сельского хозяйства, например, «агроном», «агротехник», «ветеринарный врач», «тракторист», «зоотехник», «рыбовод» и другие.
Работа в профессиях (должностях), не перечисленных в Списке (таких как «повар», «бухгалтер», «няня детского сада» и другие), не может быть засчитана в «сельский» стаж.
Периоды работы в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях, в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях сельскохозяйственных, которые выполнялись на территории бывшей РСФСР до 01.01.1992, включаются в «сельский» стаж независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Ответ. Да, в «сельский» стаж включаются периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности. При этом указанные периоды ухода за ребенком должны иметь место в период работы по Списку, утвержденному Правительством Российской Федерации.
Ответ. Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится только в календарном порядке.
Ответ. По общему правилу в «сельский» стаж включаются периоды работы на территории Российской Федерации.
В указанный стаж могут быть учтены периоды работы, которые выполнялись на территории СССР до 01.01.1992, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных Списком, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Ответ. Да, периоды работы в сельскохозяйственных организациях, расположенных в городе (например, на птицефабрике), могут быть включены в «сельский» стаж. При этом для установления «сельской» надбавки должны быть соблюдены все условия (в том числе, проживание пенсионера в сельской местности).
Ответ. Нет. Повышенная фиксированная выплата устанавливается лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.
Ответ. Жителям села, имеющим право на повышение фиксированной выплаты за длительный «сельский» стаж по состоянию на 31.12.2018 перерасчет осуществлен с 01.01.2019.
Граждане имеют право в любое время предоставить дополнительные документы, подтверждающие «сельский» стаж до 31.12.2018.
В этом случае при обращении в срок по 31.12.2019, перерасчет пенсии за «сельский стаж» будет осуществлен с 01.01.2019. Если обращение поступит после 31.12.2019, то «сельская» надбавка будет установлена с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
12.Будет ли пересмотрен размер пенсии, если пенсионер доработал необходимую продолжительность «сельского» стажа (30 лет)? Необходимо ли в данном случае подавать заявление?
Ответ. Да. Если гражданин доработает необходимый стаж в сельском хозяйстве (30 лет), то размер фиксированной выплаты к страховой пенсии будет пересмотрен в сторону увеличения. Для перерасчета размера пенсии необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган ПФР либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Указанный перерасчет будет осуществлен с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения.
В аналогичном порядке при наличии необходимых условий производится перерасчет размера пенсии с учетом «сельской» надбавки в случае переезда из города в село и (или) оставлении работы (по заявлению со следующего месяца).
Основные направления развития сельских поселений
Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан.
Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения.
«Сельское поселение» — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2].
Cогласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: cе́льское поселе́ние — один из типов муниципальных образований в России, представляет собой один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[1].
Преодоление негативных демографических процессов, происходящих на сельских территориях, требует проведения активной демографической политики, направленной на укрепление сельской семьи, повышение ценности рождения и воспитания детей, а также на повышение доступа сельского населения к услугам детских дошкольных учреждений.
Развитие любой территории, включает в себя преобразование, улучшение, изменение ее элементов. Такие перемены могут иметь как прогресс, так и деградацию.
Обозначение сельских поселений как формы пространственных отношений ландшафтов, хозяйства и населения позволяет по-новому решать актуальные вопросы регионального развития. С этих позиций сельские поселения являются одним из важнейших элементов территориального устройства, которое отражает особенности хозяйственной деятельности, природных условий, социально-демографического и историко-культурного развития региона и государства в целом [3].
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- улучшение жилищных условий сельского населения;
- повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений;
- развитие социальной инфраструктуры села.
Сельское развитие может быть обеспечено за счет разработки и реализации программ социально-экономического развития, которые в настоящее время имеются в ряде муниципальных районов России. В большинстве случаев это муниципальные образования с конкурентоспособной экономикой, в которых функционируют эффективные предприятия и имеется потенциал для саморазвития [3].
Для успешного развития сельских территорий необходимо проведения различных программ, таких как:
- улучшение состояния здоровья жителей сельского поселения;
- повышение обеспеченности жителей питьевой водой;
- повышение уровня занятости населения, сохранение и создание новых рабочих мест;
- развитие культурно- досуговой деятельности;
- создание условий для развития сельскохозяйственного производства;
- развитие предпринимательства;
- развитие экономического потенциала;
- развитие жилищной сферы;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- обеспечения населения товарами, необходимыми для проживания.
Доходы бюджетов сельских поселений преимущественно формируются за счет трансфертов, которые адресно направляются на выполнение государственных функций: на жилищно-коммунальное хозяйство, зарплату учителям, медработникам и другие цели. В итоге, сельские администрации в основном заняты реализацией делегированных, то есть доведенных сверху, полномочий.
Все это сводит к минимуму простор для собственной инициативы самих поселений, без чего нет движения вперед, то есть улучшения социальной сферы на селе.
Сельские поселения занимают особое место в общей системе местного самоуправления. Являясь одним из типов муниципальных образований, они играют важную роль в формировании единого каркаса сельской территории, как региона, так и страны в целом. Сельские поселения по своему составу многообразны и отличаются размерами территории, численностью населения, административным статусом сельского поселения, наличием сельских населенных пунктов, отраслевым характером территории, хозяйственной спецификой территории. Принадлежность сельского поселения к той или иной типологической группе в зависимости от применяемых критериев позволяет определить особенности управления в данном муниципальном образовании с точки зрения, как внутренней организации, так и форм организации деятельности органов местной власти.
Убийственная «оптимизация»
Особенно ярко смерть российского села проявилась в регионах Центральной России и Севера. Только в период между переписями населения 2002 и 2010 годов число обезлюдивших деревень выросло более чем на шесть тысяч. Более чем в половине всех сельских населённых пунктов проживают от 1 до 100 человек.
Согласно результатам исследования, проведённого ранее Центром экономических и политических реформ (ЦЭПР), за последние двадцать лет сельские населённые пункты не только не нарастили, но и в значительной степени утратили социальную инфраструктуру из-за процессов «оптимизации», которая особенно сильно затронула именно сельские территории. Так, за этот период количество сельских школ уменьшилось примерно в 1,7 раза, больничных организаций — в 4 раза, амбулаторно-поликлинических учреждений — в 2,7 раза.
«Повышение трудовой мобильности»
«Бюджетники» могут рассчитываться на получение единовременного пособия от государства при переезде в сельскую местность определенных регионов. Выплачивается:
- 1 млн. руб. – при переезде в Камчатский край, Сахалинскую обл., Хабаровский край, Амурскую обл., Магаданскую обл., Приморский край., Чукотский Автономный округ.
- 225 тыс. руб. – при переезде в Красноярский край, Липецкую обл., Пермский край, Вологодскую обл., Архангельскую обл., Ульяновскую обл., Калужскую обл., Новосибирскую обл., Тамбовскую обл.
Также государство предлагает:
- компенсацию затрат на переезд;
- предоставление бесплатного жилья;
- возможность получения дополнительного образования бесплатно;
- надбавку к базовой заработной плате.
Подать заявку на участие в программе может абсолютно каждый гражданин. Все претенденты отбираются в порядке конкурса.
Что происходит в сельской местности сейчас
По итогам переписи населения в 2010 году в России насчитывалось более 19 тыс. населенных пунктов, в которых никто не проживает. 87% сельских жителей выбрали для жизни поселения до 10 тыс. человек. “Они отличаются недостаточно развитой коммуникационной, транспортной и инженерной инфраструктурой, не обладают необходимыми условиями для развития предпринимательства, прежде всего малого бизнеса, не имеют базы для оказания населения образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг”, — говорится в пояснении к недавно разработанной госпрограмме Минсельхоза.
Уровень безработицы на селе только по официальной статистике почти в два раза больше, чем в городе — 8% против 4,3%. 20% сельских жителей получают доходы ниже прожиточного минимума, более 67% жилищного фонда не имеет необходимого благоустройства.
Резюмируя всё вышесказанное можно сделать следующий вывод: готовность к инновациям селян, которую можно охарактеризовать как низкую, можно интерпретировать следующим образом. С одной стороны, сказывается особенность возрастной структуры сельского населения, усиливающаяся высоким уровнем миграции молодежи в город, а также высокой степенью консервативности сельского социума, во многом, обусловленной особенностями социальной динамики и течением социального времени на селе.
С другой стороны, имеет место реакция на политику проводимую государством по отношению к селу. Сюда можно отнести административные реформы, следствием которых, например, является трудность получения гражданами государственных услуг (в электронном виде). Существуют и более глубинные причины, связанные с подходом государства к селу.
Общественному сознанию трудно преодолеть стереотипность мышления о специфике села и его роли в обществе. Перспективы деревни оцениваются с точки зрения его традиционных отраслей – растениеводства и животноводства, а также лесного комплекса. В ходе интервью с главами поселений на вопрос о перспективных производствах редкие ответы включали в себя что-то помимо полеводства и разведения скота. Лишь в расположенных вдоль транспортных магистралей населенных пунктах эти ответы могли быть дополнены придорожным сервисом. Развитие альтернативных производств – иных технологий производства или новых отраслей руководители даже не рассматривают как вариант. Это парадигма, в рамках которой выстраиваются отношения на всех уровнях власти, это и образ мышления простых жителей села, мечтающих о «возрождении колхозов».
Среди предпринимателей на сельских территориях фиксируется недовольство программами государственной поддержки: по мнению опрошенных, приоритет отдается предпринимателям, работающим в сфере АПК; получение поддержки, например, на дело в сфере бытового обслуживания, осложнено. Ситуация связывается с «неверным» представлением на территориях у лиц, принимающих решение, о целях и задачах программ государственной поддержки.
Сегодня исчезновение предприятия базовой отрасли почти наверняка означает упадок села и сокращение населения – вплоть до исчезновения отдельных населенных пунктов. Такие «неперспективные» деревни существуют в каждом пятом сельском поселении региона. В общей сложности, речь идёт о более чем пятидесяти поселках и деревень.
Локально решение затронутых вопросов может быть осуществлено реализацией программ, направленных на устранение конкретных проблем связанных с трудностью восприятия инноваций. Например, развитие на сельских территориях коммуникационных технологий и формирование информационной грамотности с целью обеспечения доступа граждан к электронным государственным услугам. Как было показано выше, такая работа в Тюменской области ведется. Сюда же можно отнести стимулирование развития малого предпринимательства, сфера деятельности которой выходила бы за рамки отраслей связанных с производством продуктов питания. Перспективными направлениями видится развитие туристической и санаторно-курортной отрасли, возрождение традиционных видов хозяйственной деятельности в виде народных промыслов и ремесел, развитие сферы услуг, лёгкой промышленности и многое другое. Здесь можно опираться на существующие региональные положительные практики и опыт других российских регионов.
Если же говорить о системных механизмах решения рассматриваемой проблемы, то необходимо обеспечить присутствие «инновационной» проблематики на актуальной повестке дня. Это, в свою очередь, предполагает отход от узкоотраслевого подхода к развитию сельских территорий. Необходимо понимание на всех уровнях власти и в обществе, что потенциал развития сельских территорий не исчерпываются возможностями агропромышленного или лесного комплекса. Сельская экономика должна носить комплексный, многоукладный характер, учитывать исторические, социокультурные и природные особенности территории.
Изменения в Трудовом кодексе РФ
Изменения, касающиеся сокращенного рабочего дня для селянок, внесены в Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 12.11.2021 № 372-ФЗ). В ТК РФ появится новая статья 263.1. Сама идея закона не является новой. Сокращённая рабочая неделя для женщин, работающих в сельской местности, была введена Постановлением ВС РСФСР от 1.11.1990 № 298/3-I. Документ не утратил силу и по сей день. Однако, судя по всему, о нём мало кто знал, а нормы никем не соблюдались. Поэтому власти решили продублировать нормы в современном законодательстве. Принципиально, ничего нового они не ввели.
Сокращённый рабочий день в сельской местности для женщин в 2021-2021 годах по новому закону предусматривает снижение рабочего времени при сохранении размера заработной платы до момента вступления в силу нового закона. Теперь женщины в сельской местности работают по 36 часов. Трудовой кодекс им это гарантирует. Снижение времени работы никак не должно отразиться на размере оплаты труда. Она должна выплачивается в том же объёме, как и при 40 часовой рабочей неделе.
Особые условия оплаты труда установлены для женщин и в том случае, если их рабочий день разделён на части. В этом случае для женщин на селе устанавливается оплата труда в повышенном размере. Согласно старому Постановлению ВС РСФСР № 298/3-I устанавливается повышение оплаты на 30%, если перерыв между работами составил более 2х часов. Нынешние законодатели не стали пока устанавливать аналогичное требование. Поэтому не совсем ясно, как на практике будет регулироваться данный вопрос. Судя по время, необходимо руководствоваться нормами Постановления ВС РСФСР № 298/3-I, которое не утратило силу.
При этом один раз в месяц женщины смогут брать дополнительный выходной день. Однако оплачиваться работодателем он не будет.
Указанные изменения в Трудовом кодексе РФ вступят в силу с 23 ноября 2021 года, а женщины в сельской местности смогут чуть больше времени уделять семье и дому без потери в заработке.
Сокращенный рабочий день для женщин с детьми до 14 лет – ст. 63 Трудового кодекса РФ