Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КС разрешил привлекать к «субсидиарке» собственника бюджетного учреждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Термин «субсидиарная ответственность» происходит от латинского subsidiarus, в переводе — «резервный» или «дополнительный». Это означает, что есть основной и дополнительный должники. В бизнесе основной должник — организация. Дополнительные должники — в первую очередь учредители и директор, но не только.
Банк оспорил изъятие имущества АУ из оперативного управления.
В Постановлении АС ДВО от 27.07.2018 № Ф03-2872/2018 по делу № А51-3103/2017[5] описан следующий спор по поводу находящегося в оперативном управлении имущества АУ. Между банком и учреждением был заключен договор кредитной линии, по условиям которого банк предоставил учреждению кредит на оплату текущих расходов (зарплаты и налогов). Вскоре после получения учреждением кредита учредитель издал распоряжение по изъятию имущества у АУ. На дату выдачи кредита банк имел реальную возможность возврата денежных средств, однако он ее полностью утратил после принятия собственником решения об изъятии имущества. Из-за просрочки в погашении кредита на принудительное исполнение решения суда о взыскании долга был выдан исполнительный лист, который оказался возвращен без исполнения по причине отсутствия денежных средств на счетах учреждения.
В иске банк указал, что односторонняя сделка по изъятию имущества нарушает его права и законные интересы, поскольку в результате исполнения этой сделки фактически прекращена деятельность АУ, что лишает банк возможности реализовать свое право на получение денежных средств. По мнению банка, собственник, передав имущество учреждению на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом и может изъять из оперативного управления только то имущество, которое является излишним, не используемым либо используемым не по назначению. Исполнение оспариваемого распоряжения привело к невозможности осуществлять учреждением предусмотренную уставом деятельность, получать доход и отвечать по своим обязательствам перед банком по причине полного отсутствия активов.
Верховный суд признал право учредителя АУ практически в любой момент изъять имущество из оперативного управления, не увязывая это с неиспользованием учреждением изымаемого имущества.
Отказывая банку, судьи отметили, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на эту цель. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник вправе распорядиться по своему усмотрению. Оценив обстоятельства дела, суд не усмотрел в действиях учредителя злоупотребления правом, осуществления своих гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другим лицам, действий в обход закона с противоправной целью, а также недобросовестного осуществления гражданских прав.
Что делать собственникам и руководителям компании, чтобы обезопасить свое имущество
Финансовые проблемы компании могут быть переложены на ее собственников и руководство в порядке субсидиарной ответственности. Чаще всего ее применяют при банкротстве, но возможны и другие ситуации, например просрочка по кредитам или налоговые нарушения.
- Вовремя платите по счетам. Если просроченные долги все-таки появились, примите все возможные меры для погашения;
- Прежде чем бросить бизнес, погасите долги перед контрагентами. Тогда после закрытия компании у них не будет оснований для претензий к вам;
- Когда возникает просрочка по кредиту, договаривайтесь с банком об отсрочке платежей. Если не помогло, гасите задолженность за счет имущества компании;
- Платите налоги, а пока не выплатите долги по ним, не делайте ничего, что налоговики могут посчитать уклонением от взыскания: не продавайте активы, не дробите бизнес, не увольняйте массово сотрудников, не переводите их в другой налоговый статус;
- При банкротстве ищите доказательства, что ваши действия не нанесли ущерба интересам кредиторов.
Последние изменения законодательства в области субсидиарной ответственности
Согласно ст. 120 ГК РФ ч.2, абзац 5 в редакции от 03.11.2006 г., субсидиарная ответственность не накладывается на владельцев государственных организаций автономной формы. А согласно абзацу 6 в редакции от 08.05.2010 г., ответственность за долги организаций бюджетной формы снимается с государственных органов. В результате, субсидиарная ответственность возлагается исключительно на контролирующих лиц частных и казенных учреждений. Предпосылкой к этому являлось желание оградить государственный бюджет от возможных исков муниципальных учреждений, что снижает права кредиторов. Также это снизило привлекательность активов, которые направляются на погашение задолженности, так как доступных для погашения долга денежных средств может быть недостаточно, а выделенное имущество может иметь меньшую привлекательность, чем движимое и недвижимое имущество собственника, на которое ответственность не распространяется. Ограничение не распространяется на сделки, заключенные до 01.01.2011 г.
Внесение изменений в I-IV части ГК РФ возвращает прежнюю субсидиарную ответственность бюджетным и автономным учреждениям, но только в случае погашения задолженности за причиненный вред гражданам государства.
В 2017 году были внесены изменения в процедуру взыскания задолженности при банкротстве. Теперь можно привести к ответственности лиц, действия которых вызвали образование задолженности. Таким образом несут субсидиарную ответственность руководители, главные бухгалтера, юристы и др. Также изменения претерпел срок исковой давности, который составил 3 года.
Особенности статуса учредителя
Субсидиарная ответственность участника устанавливается исходя из статуса этого субъекта. По сути, он временный, поскольку с момента регистрации ООО происходит оплата доли в уставном капитале, и учредитель становится участником компании. Однако на практике эти два понятия часто отождествляются. Непосредственно к учредителям претензии предъявляются, если:
- неисполненное обязательство связано с учреждением ООО и возникло до момента его регистрации;
- солидарная субсидиарная ответственность по обязательствам компании находится в пределах неоплаченной части доли;
- у ООО недостаточно имущества, для того чтобы исполнить свои обязательства, и есть законные основания для привлечения к ответственности учредителя фирмы.
Субсидиарная ответственность членов некоммерческой организации
Опять же важно понимать значение «субсидиарной ответственности», так называемой дополнительной к ответственности основного лица. Она наступает тогда, когда основной должник не способен удовлетворить все предъявленные требования кредиторов. При этом основной дебитор исчерпал все свои средства (денежные и иное имущество). Тогда для погашения оставшихся требований вступает лицо, несущее субсидиарную ответственность, и покрывает все оставшиеся долги/неуплаченные налоги/пени.
- Важно, что требования к субсидиарно-ответственному лицу должны быть предъявлены до окончания работы ликвидационной комиссии. Основной должник связан с субсидиарно-ответственным на основании закона, иных правовых актов или условий взятого обязательства. Данный вид ответственности закреплен 399 статьей Гражданского кодекса РФ.
Комментарий к ст. 123.22 ГК РФ
1. В зависимости от формы собственности на имущество, закрепленное за учреждением, выделяются виды учреждений (государственное, муниципальное, частное), а государственные и муниципальные учреждения подразделяются также на типы, в зависимости от степени имущественной обособленности учреждения от собственника, а, следовательно, и степени хозяйственной самостоятельности учреждения. Также есть определенные различия в целях создания каждого типа учреждений.
Выделяются три типа государственных и муниципальных учреждений: автономное, бюджетное, казенное (ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Автономные и бюджетные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Так, согласно п. 3 ст. 24 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов РФ Правительством РФ от имени РФ может быть создана образовательная организация высшего образования в форме автономного учреждения, которой устанавливается категория «федеральный университет».
Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Наибольшей самостоятельностью в гражданском обороте обладают автономные учреждения. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом об автономных учреждениях. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом. Порядок отнесения имущества к особо ценному установлен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».
Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
2. Гражданский кодекс не определяет порядок финансирования учреждений различных типов, отсылая к иным законам. Финансирование расходов государственных учреждений осуществляется на основе финансовых документов — бюджетных смет, в случае казенных учреждений, либо финансово-хозяйственных планов бюджетных или казенных учреждений. Основанием финансирования расходов государственных или муниципальных учреждений бюджетными средствами становится выполнение определенного государственного задания, формируемого и утверждаемого учредителем.
Каким образом привлекается собственник учреждения к субсидиарной ответственности?
С учетом того, что дополнительная ответственность может возникнуть только после установления невозможности взыскания денежных средств с основного должника , привлечение к субсидиарной ответственности невозможно, когда не предъявлялись требования к основному должнику и, более того, когда не установлена невозможность взыскания задолженности с него. Т.е. кредитор, являющийся взыскателем, первоначально должен заявить иск к должнику, получить исполнительный лист, направить его в службу судебных приставов-исполнителей. И, получив от приставов акты о невозможности взыскания (постановление о прекращении исполнительного производства), он имеет право предъявить иск о привлечении к субсидиарной ответственности собственника учреждения. Когда есть иные достаточные для суда доказательства отсутствия денежных средств у должника (его письма, выписка из банка, иное подтверждение неплатежеспособности), можно избежать возбуждения исполнительного производства.
Изначально, руководствуясь общими положениями о субсидиарной ответственности, предусмотренными ст. 339 Гражданского кодекса РФ, из которых следует, что для привлечения к данному виду ответственности собственника достаточно не получить удовлетворение от основного должника в разумный срок, я полагал, что нет необходимости доказывать отсутствие у должника возможности погасить долг. Однако, судебная арбитражная практика взыскания задолженности пришла к другим выводам и в настоящее время обязателен описанный в вышеприведенном абзаце процесс. Об этом же нам сказал Пленум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 22.06.2006 N 21 (в редакции от 19.04.2007) “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации”, указав, что привлечение к субсидиарной ответственности по ст. 120 Кодекса имеет свои особенности, в отличие от общего порядка, закрепленного ст. 339.
Субсидиарная ответственность собственника государственного учреждения в настоящее время
Однако, в редакции от 03.11.2006 года, ч. 2 (абзац 5) ст. 120 Гражданского кодекса РФ исключает возможность привлечения к ответственности собственника автономного учреждения . А с 08.05.2010 года законодатель абзацем 6 названной статьи вводит запрет на привлечение к субсидиарной ответственности органов государств а за деятельность бюджетного учреждения . Это ограничение не применяется к отношениям, возникшим до 01.01.2011 года. Таким образом, мы видим, как государство снимает с себя любую ответственность за учрежденные его структурами организации и их деятельность. Между тем, учреждения являются полноправными юридическими лицами в хозяйственном гражданском обороте, заключают сделки, принимают на себя большие обязательства, только порог их ответственности имеет решающие ограничения.
В настоящий момент, субсидиарная ответственность по долгам некоммерческой организации может быть применена к учредителям (собственникам) только частного или казенного учреждения. Процедура соответствует вышеописанной: производится взыскание с учреждения, направляется исполнительный лист в службу судебных приставов-исполнителей или иным образом подтверждается отсутствие денежных средств на счетах, после чего подается заявление о привлечении к субсидиарной ответственности собственника учреждения и о взыскании с него оставшейся суммы задолженности.
Необходимыми условиями для привлечения к субсидиарной ответственности собственников учреждений являются (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 марта 2009 г. по делу N А33-5181/08-Ф02-981/09, Волго-Вятского округа от 19 ноября 2008 по делу N А29-2124/2007):
1) отказ учреждения — основного должника — удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование;
2) обязательное предъявление иска в суд к основному должнику. Это вытекает из п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса. Ведь до предъявления требований к лицу, которое (в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства) несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
И лишь при условии, что основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Предусмотренный п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении (либо не получил ответа на свое требование в разумный срок).
Об этом сказано как в п. 53 совместного Постановления от 1 июля 1996 г. N 6/8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», так и в Постановлении ФАС Московского округа от 22 апреля 2009 г. по делу N КГ-А40/2517-09. Также арбитры отмечают, что ответственность собственника имущества является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные ст. 399 Гражданского кодекса, распространяются с особенностями, установленными ст. 120.
Особенность в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику (п. 4 Постановления N 21, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 апреля 2009 г. по делу N А74-906/08-Ф02-1154/09);
3) недостаточность у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 28 ноября 2008 г. по делу N А42-1303/2008 пришел к выводу о том, что данное условие является единственным для привлечения собственника имущества к субсидиарной ответственности по долгам учреждения;
4) заявление кредитором требований к ликвидационной комиссии учреждения до завершения ликвидации (при ликвидации учреждения).
Когда наступает субсидиарная ответственность учредителей и директора
Причастность к разорению доказывают с помощью заключенных сделок, по протоколам собраний, на которых принимались решения, по изданным приказам, по подписанным от имени компании договорам. Руководящие лица несут субсидиарную ответственность если удастся доказать, что:
- были совершены сделки, которые принесли непоправимые убытки например, закупили партию оборудования за 3 миллиона рублей и продали за 2,5 миллиона — здесь вызывают сомнение честность и прозрачность сделки);
- руководство заключило договоры с заведомо сомнительными контрагентами, либо условия соглашений были сокрыты;
- потерялись важные документы — если какой-то информации не хватает, суд всегда привлекает руководство к субсидиарной ответственности;
- единолично совершались сделки, требующие одобрения Совета директоров или учредителей (к примеру, если один партнер уехал за границу, а второй заключает убыточные сделки и разоряет компанию, тогда обоим грозит подозрение на доведение до банкротства);
- установлено, что с признанием несостоятельности затягивали; руководство обязано заявить в арбитражный суд о банкротстве не позднее, чем через 30 дней с момента, когда установлена невозможность расплачиваться с кредиторами.
Ключевой фактор в доказательстве вины — сознательный вред экономическому положению фирмы. Ошибки в управлении, совершенные не специально и не с целью разорения, суд может оправдать и освободить фирму от уплаты долгов.
Завышение оценки уставного капитала АО и ООО тоже будет отнесено к субсидиарной ответственности
Минэкономразвития подготовило поправки в законы, регламентирующие формирование уставных капиталов компаний, которые регистрируются в России в форме акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО). МЭР собирается внести в положения, регламентирующие формирование уставного капитала компаний, норму о том, что совладельцы бизнеса и оценщики будут привлекаться к субсидиарной ответственности по новой статье. Теперь они будут отвечать по долгам компании в случае завышения стоимости активов, вносимых в виде имущества и ценных бумаг.
Ответственность будет наступать на протяжении пяти лет с момента регистрации компании, а также при увеличении уставного капитала. Сумма ответственности должна устанавливаться в пределах стоимости завышения имущества, внесенного в капитал. Такие поправки МЭР предлагает внести в законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
На данный момент оценка неденежных активов, вносимых в уставные капиталы, требуется не всегда. Минэкономразвития предлагает сделать ее обязательной.
Поправки также меняют список имущества, которым можно оплатить акции. Вместо ценных бумаг и имущественных прав (или иных прав, имеющих денежную оценку, которые сейчас упоминаются в законе об АО), Минэкономразвития предлагает указать следующие активы: «Акции (доли) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных обществ и товариществ, государственные и муниципальные облигации, а также исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, подлежащими денежной оценке».
Порядок привлечения к субсидиарной ответственности
Кредиторы действуют следующим образом:
- Добиваются судебного решения, в котором должник является банкротом, то есть выписку об исключении компании из ЕГРЮЛ
- Определяют сумму, которая необходимо им
- Удостоверяются, что нет возможности взыскать долг за счет имущества должника
- Убеждаются, что невозможно получить долг за счет имущества компании должника
- Обращаются в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности субъектов, которые отвечали и распоряжались имуществом организации. В этом случае нести ответственность по долгам ООО будут директор и учредитель. Однако, субсидиарная ответственность директора компании по долгам ООО будет возможна, если доказать, что именно по его вине организация обанкротилась.
Руководитель компании обязан передать документацию, касающуюся деятельности должника арбитражному суду, который осуществляет управление. Предоставить такую справку необходимо сразу же как компания признана банкротом.
Итогом субсидиарной ответственности является исполнительный лист на взыскание средств с субъекта. По данной бумаге могут снять средства с личного счета, оставив на нем прожиточный минимум. Если же средств будет недостаточно, приставы займутся реализацией имущества. После его продажи, деньги передадутся кредитору.
Приставам нельзя взымать средства со следующего по статье 446ГЛ РФ:
- Единственное жилье. Исключение – жилье в ипотеке
- Мебель, одежду, посуду
- Профессиональное оборудование не дороже 110 000 рублей.
Машины и другое жилье будет взыматься, если оформлено на имя должника.
С 1 июня 2017 года дополнены Формы реестров нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и документах. Предусмотрена отчетность о функционировании реестра списков участников ООО. Она дает возможность учета количества совершенных нотариальных процедур. Установлен порядок выдачи выписки из реестра участников ООО.
Цель изменений – выявить большее число активов для расчетов с налоговыми организациями. Теперь ответственность перед кредиторами перенесено на личное имущества субъектов, которые влияли на предприятие в течение трех лето до объявления компании банкротом.
Для того, чтобы избежать субсидиарной ответственности необходимо «посмотреть» на свой бизнес через закон о банкротстве.
Субсидиарная ответственность неизбежна если:
- Компания работает в убыток
- Сделки с недвижимость компании-хранителя активов
- Если происходит экономия на налогах
- К субсидиарной ответственности призывают не только родственников, но и других лиц, связанных военной, гражданской службой, то есть любые неформальные отношения.
- Невозможно взыскать с самих себя долги по субсидиарной ответственности
Пример из судебной практики
С ООО взыскался долг, но в процессе общество было исключено из ЕГРЮЛ и исполнительное производство было прекращено. Компания начала процесс обжалования исключения ООО из ЕГРЮЛ, но им было отказано. После этого компания обратилась с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности участника общества и его руководителя. Это было сделано на основании п. 3.1 ст. 3 Закона от 8 февраля 1998. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Решение суда первой инстанции остались без изменений апелляционным и окружным судами, исковые требования были удовлетворены. Судом было учтено, что ООО не проводило операции по банковским счетам, у него не было обязанности предоставлять в налоговую службу нужную документацию, соблюдало законодательство.
Когда возникает субсидиарная ответственность
Для этого должно совпасть несколько условий:
- Основной должник отказался платить по кредиту/займу.
- У должника нет встречных требований к кредитору.
- У должника нет имущества или денег, которые могут быть взысканы в счет требования.
- Должник извещен о том, что кредитор будет предъявлять требование к поручителю.
Перед тем, как выполнять обязательства, поручитель также должен известить об этом основного должника, поскольку у плательщика возникает право требовать с основного должника возмещения убытков.
Субсидиарная ответственность это простыми словами дополнительная, резервная ответственность. Субсидиарный должник обязан возместить остаток задолженности, которую не смог выплатить основной должник. Такой вид ответственности применяется преимущественно в трех случаях: при банкротстве организации, при просрочке уплаты по кредиту и при нанесении ущерба лицом, за которое отвечают другие люди или организации.
Очень актуальна субсидиарная ответственность применительно к банкротству организаций: чаще всего у финансово несостоятельных организаций недостаточно имущества для погашения долгов, поэтому компенсировать ущерб кредиторам суд может заставить учредителей, руководителя, членов совета директоров, главного бухгалтера или других контролирующих лиц, если будет доказана их вина в доведении фирмы до банкротства. Такие лица по закону отвечают по долгам всем своим имуществом, за исключением того, которое нельзя взыскать по ГПК РФ. Впрочем, доказать целенаправленность действий по выводу активов или по заключению сомнительных сделок удается далеко не всегда.
Уйти от субсидиарной ответственности контролирующее лицо может, если заблаговременно примет меры предосторожности – например, будет документировать все свои действия и сможет доказать их разумность. В качестве последнего средства субсидиарный ответчик может использовать личное банкротство.