Перейти должностной рубеж: когда осудят за превышение полномочий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перейти должностной рубеж: когда осудят за превышение полномочий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Да, в некоторых ситуациях даже при наличии всех признаков составов преступлений в виде превышения или злоупотребления должностными полномочиями результатом рассмотрения вопроса о виновности может стать полное освобождение лица от уголовного преследования. Так, если будет доказано, что сотрудник действовал из-за соображений безопасности других людей, общества или государства в целом, то он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Часть 3 ст. 286 ук рф предусматривает особо квалифицированные виды превышения должностных полномочий, если оно совершено:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий.

Насилие по составу может быть как физическим, так и психическим. Физическое насилие может выражаться в нанесении побоев, истязаниях, причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью и т.п. Психическое насилие может выражаться в угрозе применить физическое насилие вообще либо в угрозе совершить одно из перечисленных выше действий.

Под оружием понимают устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. К оружию в смысле п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ следует отнести любые виды оружия: огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое, кроме конструктивно сходных с оружием изделий, пневматических винтовок, пистолетов и револьверов, сигнальных пистолетов и револьверов калибра не более 6 мм. Под применением оружия понимается его фактическое использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего.

К специальным средствам относятся приспособления и устройства, предназначенные для отражения нападения преступников, прекращения массовых беспорядков (наручники, резиновые палки, водометы, слезоточивый газ, смирительные рубашки, дубинки и т.д.). Для привлечения лица к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий по признаку применения специальных средств, а равно оружия необходимо, чтобы они применялись должностным лицом в нарушение правил и порядка их использования.

К тяжким последствиям следует относить причиненный вред здоровью, ущерб собственности в крупном размере, дезорганизацию производства, имеющего особое значение для экономики и социальной жизни, и т.д.

Отличие превышения должностных полномочий (ст.286) от злоупотребления должностными полномочиями (ст.285).

Ст. 286 УК

Ст. 285 УК

По объективной стороне:

Деяние (только в форме активного действия) – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; Под превышением должностных полномочийпонимают совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Формы превышения:

  1. Единоличное совершение действий, которые по закону должны быть выполнены только коллегиально;

  2. Совершение действий, входящих в круг полномочий вышестоящего должностного лица, должностного лица другого органа или учреждения;

  3. Выполнение действий при отсутствии специальных условий, если по закону эти действия входили в круг должностных полномочий данного должностного лица, но могли быть им выполнены только при наличии специальных условий (превышение использования оружия);

  4. Совершение действий, которые никакими должностными лицами ни при каких условиях не могли быть совершены (избивать никого нельзя).

Деяние – использование виновным своих служебных полномочий вопреки интересам службы, то есть во вред задачам, стоящим перед соответствующей структурой.

Под использованием лицом своих служебных полномочий понимают такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это должностное лицо наделено в силу занимаемой должности. Это использование служебных полномочий может быть совершено как путем активных действий должностного лица, так и путем бездействия должностного лица, когда последний не выполняет возложенные на него обязанности.

Действия:

  1. Действия в пределах полномочий;

  2. Действия выполняются с нарушением установленного порядка их осуществления;

  3. Действия совершаются вопреки интересам службы.

Бездействия:

  1. Лицо не совершает действия, входящие в круг его полномочий;

  2. Лицо могло и должно было эти действия совершить;

  3. Вопреки интересам службы. Интересы службы определяются объемом полномочий лица, вытекающих из соответствующих нормативных актов.

По субъективной стороне:

Мотив и цель – факультативные признаки.

Обязательно наличие мотива – корыстная или иная личная заинтересованность.

Получение и дача взятки (ст. 290, 291).

Объект– интересы службы в органах государственной службы.

Должностные лица – кто они?

Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:

  • сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
  • государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).

Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).

Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.

Когда полномочия превышены

За превышение должностных полномочий предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ) при условии, что:

  1. виновный является должностным лицом, то есть имеется определенный документ, подтверждающий исполнение им определенных служебных обязанностей (закон, инструкция, внутреннее положение и т.д.);
  2. действия явно выходят за границы полномочий. Доказывание такого признака, как явность, порой вызывает трудности в судебной практике, поскольку носит оценочный характер. В основном, явным превышением правовых границ может быть:
    • исполнение обязанностей вышестоящего лица без наличия к тому оснований. Например, специалист отдела составляет и подписывает документы, которые вправе оформлять только начальник отдела;
    • пользование предоставленными полномочиями индивидуально, тогда как в силу определенного порядка должно быть решение комиссии, коллегии или согласование с другими сотрудникам и т.д.;
    • совершение таких действий, которые не могли быть выполнены никем из сотрудников государственной организации. К примеру, если начальник управления по водным ресурсам при администрации города дает разрешение на установку киоска в определенном месте в городе – это разрешение не вправе оформляться сотрудниками этого управления вообще.
  3. наступило существенное нарушение прав посторонних лиц, организаций, государственных или общественных интересов.

В конструкции рассматриваемого преступления наступление таких последствий является обязательным признаком. Что касается граждан, здесь могут быть нарушены любые конституционные права – право на труд, на тайную переписку, на свободу передвижения и т.д., может быть причинен вред здоровью. Организациям ущерб может быть выражен в причинении ущерба деловой репутации. По отношению к государству негативные последствия могут быть в виде снижения авторитета правоохранительных органов, причинения ущерба бюджету и т.д.

Интересно, что мотив, по которому было совершено это должностное преступление, не важен для решения вопроса, есть состав или нет. Мотив может быть учтен при решении вопроса о наказании, но ответственность виновный понесет наравне с другими фигурантами.

Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Это преступление определяется в законе как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Взяточничество представляет собой одну из самых опасных и весьма распространенных, но очень труднодоказуемых форм коррупции.

Объективные признаки

Обязательным признаком получения взятки является ее предмет. Взятка может выражаться в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконного оказания услуг имущественного характера либо предоставления иных имущественных прав.

Под деньгами закон подразумевает денежные знаки в российской или иностранной валюте, находящиеся в обращении либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену на новые.

Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

К ценным бумагам относятся государственные и негосударственные облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции и другие документы, которые законодательством Российской Федерации отнесены к категории ценных бумаг (ст. 142, 143 ГК РФ).

Иное имущество охватывает любое другое, помимо денег и ценных бумаг, имущество (включая имущественные обязательства), как движимое (драгоценности, автомобиль, картина, кинокамера и др.), так и недвижимое (земельный участок, жилой дом, дача и т. п. — ст. 130 ГК РФ).

Читайте также:  Программа «Молодая семья» в Уфе и Республике Башкортостан

В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 разъясняется, что «под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами)». Так, по одному уголовному делу взяткой была признана работа по ремонту принадлежащего должностному лицу автомобиля.

Касаясь понятия иных имущественных прав, Пленум разъясняет, что «имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ)».

Таким образом, прежней законодательной формулировкой «выгоды имущественного характера» охватываются: 1) услуги имущественного характера и 2) иные имущественные права (например, право безвозмездного пользования имуществом, наследование по завещанию).

В литературе предпринимались попытки определить минимальную стоимость предмета преступления. Некоторые ученые опирались на ст. 575 ГК РФ.

С включением в УК РФ статьи 291.2 (мелкое взяточничество) стоимость предмета взятки в смысле ст. 290–291.1 УК составляет сумму, превышающую 10 тыс. руб. (если не брать в расчет ничтожную стоимость, превращающую деяние в малозначительное в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ). Объективная сторона заключается в получении взятки лично или через посредника.

Под получением взятки лично следует понимать ее фактическое принятие не только самим должностным лицом, но и его родными или близкими с его согласия или при отсутствии его возражений.

Получение взятки через посредника означает, что должностное лицо получает взятку не из рук взяткодателя, а от лица, которое выступает в роли передаточного звена между взяткодателем и взяткополучателем. Смысл использования посредника состоит в том, чтобы затруднить выявление факта взяточничества.

Само по себе получение должностным лицом имущественной выгоды еще не означает получения взятки. Необходимым признаком этого преступления является обусловленность взятки последующими действиями должностного лица. Это значит, что взяткодатель не просто вручает должностному лицу подарок, а передает материальные ценности, предоставляет услугу имущественного характера или иные имущественные права за то, что должностное лицо совершит в его пользу ответные действия (или воздержится от их совершения).

Закон предусматривает четыре формы желательного для взяткодателя поведения должностного лица в ответ на передачу ему взятки: она вручается под условием, что за взятку должностное лицо совершит в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действия (бездействие), которые:

а) входят в служебные полномочия должностного лица;
б) не входят в его служебные полномочия, но оно может способствовать совершению таких действий (бездействия) в силу своего должностного положения;
в) выражают общее покровительство взяткодателю со стороны должностного лица;
г) означают попустительство взяткодателю по службе со стороны должностного лица.

Под совершением действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица следует понимать совершение или воздержание от совершения в интересах взяткодателя действий, которые находятся в рамках компетенции должностного лица и которые оно должно было или могло совершить по службе.

Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц означает использование взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других (подчиненных ему или равных по рангу) должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др. (п. 4 того же постановления).

Однако получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ.

Третий вариант желательного для взяткодателя поведения должностного лица заключается в общем покровительстве по отношению к взяткодателю.

Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1 УК РФ)

ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Непосредственным объектом является установленный Конституцией РФ (ч. 1 ст. 6) и Федеральный законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» порядок приобретения гражданства Российской Федерации и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 2921 УК РФ предусмотрены два самостоятельных преступления.

ВЫДАЧА ПАСПОРТА

Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации означает выдачу указанного документа иностранному гражданину или лицу без гражданства, которые в установленном порядке не приобрели в обычном или упрощенном порядке гражданства Российской Федерации. Незаконная выдача паспорта гражданину Российской Федерации (например, лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы) не образует состава рассматриваемого преступления и должна квалифицироваться по статьям УК РФ о других должностных преступлениях (285, 286 или 292).

Преступление имеет формальный состав, должно признаваться оконченным в момент выдачи паспорта.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Цели и мотивы имеют факультативное значение.

Субъект специальный — должностное лицо или государственный служащий паспортно-визовой службы.

ВЫДАЧА ИНОГО ДОКУМЕНТА

Второе преступление имеет своим предметом любой документ, удостоверяющий факты и обстоятельства, на основании которых принимается решение о предоставлении российского гражданства иностранным гражданам или лицам без гражданства. Таким документом могут быть вид на жительство, документ о владении русским языком, документ о наличии законных источников средств к существованию и т. д.

Объективная сторона преступления в данной форме выражается в интеллектуальном подлоге — внесении заведомо ложных сведений в документы (хотя бы один), что повлекло незаконное приобретение лицом гражданства Российской Федерации. Таким образом, преступление с объективной стороны характеризуется тремя признаками: а) деянием, выразившимся во внесении заведомо ложных сведений в указанные документы; б) последствием в виде необоснованного представления лицу гражданства Российской Федерации; в) причинной связью между незаконными действиями виновного и необоснованным представлением лицу гражданства Российской Федерации.

В отличие от преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2921 УК РФ, в данном случае на основании фальсифицированных документов принимается необоснованное решение о предоставлении лицу российского гражданства.

Именно с этого момента преступление признается оконченным независимо от того, получило ли данное лицо паспорт гражданина Российской Федерации.

Субъективная сторона преступления в этой форме характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы и цели на квалификацию деяния не влияют.

Субъект также специальный — должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, ответственные за выдачу документов, предоставление которых необходимо для получения гражданства Российской Федерации.

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 292.1 УК РФ, по своим объективным и субъективным признакам напоминает должностную халатность, от которой оно отличается характером наступивших последствий и субъектом преступления. Его объективная сторона характеризуется: а) неисполнением или ненадлежащим исполнением виновным своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе; б) наступлением общественно опасных последствий в виде незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо в виде незаконного приобретения гражданства Российской Федерации; в) причинной связью между деянием (действием, «чистым» или «смешанным» бездействием) и наступлением указанных последствий.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде небрежности или легкомыслия.

Субъектом данного преступления в отличие от халатности может быть не только должностное лицо, но также иной государственный служащий паспортно-визовой службы.

Комментарий к Ст. 285 УК РФ

1. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) совершения деяния (действия либо бездействия) — использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.

2. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по комментируемой статье наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК) или превышения должностных полномочий (ст. 286 УК), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК).

Читайте также:  Сын бьет сестер!! Нужен совет

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК).

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное комментируемой статьей или ст. 286 УК, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч. ч. 3 или 4 ст. 33 УК.

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Однако если для достижения преступного результата лицо использует не закрепленные за ним должностные полномочия, а какие-либо связи по службе, авторитет занимаемой им должности и т.д., то состав данного преступления отсутствует.

Помимо совершения деяния в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, обязательным элементом объективной стороны преступления является последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием.

3. Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).

Злоупотребление должностными полномочиями относится к числу преступлений с материальным составом.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность представляет собой стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Иная личная заинтересованность выражается в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества.

Если использование должностным лицом своих служебных полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается ч. 3 ст. 159 или ч. 3 ст. 160 УК и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требует.

В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.

Должностные лица – кто они?

Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:

  • сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
  • государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).

Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).

Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.

По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли» представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.

Комментарий к статье 285 Уголовного Кодекса РФ

1. Рассматриваемое преступление посягает на законную деятельность властного публичного аппарата — органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ.

2. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями состоит из трех обязательных признаков: 1) использования должностных полномочий вопреки интересам службы, которое может быть выражено как в действии, так и в бездействии; 2) общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов; 3) причинной связи между деянием и последствиями.

3. Использование служебных полномочий представляет собой совершение (несовершение) действий, формально правомерных, входящих в служебную компетенцию должностного лица, связанных с осуществлением тех прав и обязанностей, которыми оно наделено исключительно в силу занимаемой им должности.

4. Опасность указанных деяний определяется их совершением вопреки интересам службы; имеющиеся у должностного лица полномочия используются им совсем не в тех целях, для которых оно ими наделено. Конкретными формами злоупотребления должностными полномочиями являются: нарушения финансовой дисциплины; сокрытие правонарушений; необоснованное проведение (или непроведение) проверок и ревизий; извлечение имущественной выгоды за счет государственного или муниципального имущества или за счет публичной деятельности иных (подчиненных) лиц без обращения имущества в свою пользу (например, использование военачальником солдат на строительстве загородного дома, использование служебного транспорта в личных целях) и т.п.

5. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наиболее часто выражается в причинении материального вреда, когда государственным и иным публичным организациям причиняется имущественный ущерб в виде прямых убытков либо упущенной выгоды. Последствия должностного злоупотребления могут иметь и нематериальную природу и быть выражены: в нарушении конституционных прав и свобод граждан; подрыве авторитета органов власти, государственных и муниципальных учреждений; создании помех и сбоев в их работе; нарушении общественного порядка; сокрытии крупных хищений и других тяжких преступлений и т.п. Верховный Суд РФ указал, что для признания нарушения прав существенным необходимо учитывать ряд факторов (см. п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»). Физический вред личности не характерен для рассматриваемого преступления.

7. С субъективной стороны должностное злоупотребление совершается умышленно. Умысел может быть как прямым, так и косвенным, хотя в большинстве случаев злоупотребление совершается с прямым умыслом. Преступление характеризуется специальными мотивами. Корыстная заинтересованность означает стремление виновного получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою пользу или уклониться от неизбежных материальных затрат (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности). Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду нематериального характера. Такое стремление может быть обусловлено карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием приукрасить действительное положение, в том числе улучшить показатели своей работы, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть собственную некомпетентность и т.п.

Иную личную заинтересованность, как признак состава рассматриваемого преступления, не следует отождествлять с известной неуголовному законодательству личной заинтересованностью (см. п. 2 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции»), которая подразумевает возможность неосновательного обогащения служащего и в этом качестве фактически выступает в качестве синонима корыстных побуждений.

8. Субъект преступления специальный — должностное лицо. Примечание 1 к комментируемой статье содержит уголовно-правовое понятие должностного лица. Должностными лицами в соответствии с уголовным законодательством признаются три категории граждан: а) лица, осуществляющие функции представителя власти; б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в тех же местах.

Читайте также:  Размеры пособий в Казахстане в 2023 году

Легальное определение представителя власти дается в примечании к ст. 318 УК (см. комментарий к нему).

Организационно-распорядительные функции реализуются, как правило, в сфере подчиненности одних лиц другим, т.е. выполняются начальником в процессе его взаимоотношений с подчиненными по службе. Они включают в себя, например, подбор и расстановку кадров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»). Примером должностного лица, выполняющего организационно-распорядительные функции, может служить руководитель отдела в министерстве, директор государственного учреждения образования и т.п. В последние годы судебная практика признает наличие организационно-распорядительных функций у преподавателей государственных вузов, поскольку принимаемые ими в процессе контроля знаний студентов решения порождают для последних определенные правовые последствия (см.: СПС «КонсультантПлюс», документы N 9420 (ARB) и 16279 (ARB)), хотя ни о каких отношениях подчиненности в данном случае говорить не приходится.

Ст. 285 УК РФ: оправдательный приговор

Если деяние, наказание за которое закрепляет рассматриваемая норма, совершается служащим для устранения опасности, которая непосредственно угрожает интересам и правам гражданина, общества, государства, и она не может ликвидироваться иными способами, то такое поведение не рассматривается как уголовное деяние. При этом не должен быть превышен предел крайней необходимости.

Не могут рассматриваться как преступные деяния лица, связанные с реализацией ими должностных полномочий, повлекшие вред охраняемым интересам общества и государства, организаций и граждан, если они совершались во исполнение приказа или распоряжения, являющегося для него обязательным. Соответствующее положение закреплено в ст. 42 Кодекса.

Злоупотребление должностными полномочиями: комментарий

Разберем комментарии к статье 285 УК РФ за злоупотребление должностными полномочиями. К объективной стороне этого преступления помимо действия или бездействия вопреки интересам службы относятся последствия в виде значительного нарушения прав отдельных людей и целого государства. Сюда относятся права и свободы, которые гарантированы Конституцией, а также нормами международного права (уважение чести и достоинства, неприкосновенность жизни, судебная защита, доступ к правосудию). Под нарушением интересов подразумевается создание препятствий для удовлетворения гражданами своих потребностей, а в случае, когда жертвой становится юрлицо, — отрицательное влияние на нормальную работу организации, нанесение ущерба.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом. Он может быть прямым или косвенным. Обязательно должен быть мотив — корыстная или иная личная заинтересованность. В первом случае речь идет о желании лица получить материальную выгоду для себя или других лиц. Сюда относится незаконное получение льгот, пособий, погашение долга, освобождение от уплаты налогов. Под личной заинтересованностью понимают намерение получить неимущественную выгоду. Под ней подразумевается получение взаимной услуги, сокрытие некомпетентности, продвижение по службе.

Понятия злоупотребления и превышения полномочий

Злоупотреблением должностными полномочиями является их использование чиновником в личных целях. При этом необходимо доказать причинно-следственную связь между действиями (или бездействием) чиновника и наступившими последствиями.

В большинстве случаев в основе действий чиновника лежит корыстный мотив.

Для оценки злоупотребления полномочиями нужно рассмотреть нормативные акты, уставные документы и должностные инструкции подозреваемого в злоупотреблении полномочиями, чтобы оценить их границы.

Злоупотребление полномочиями, в отличие от их превышения, предполагает, что действия чиновника находятся в рамках должностных инструкций, но он использует полномочия в личных целях.

Превышение полномочий выражается в деятельности, которая явно выходит за рамки власти данного лица. Последствия таких действий выражается в нарушении прав граждан и организаций. Таким образом, превышение должностных полномочий затрагивает интересы общества и государства.

Важную роль при оценке состава преступления превысившего полномочия должностного лица играет учёт принципа существенности и причинно-следственная связь.

На кого можно пожаловаться

В отличие от превышения должностных полномочий, злоупотреблением принято считать ситуацию, когда лицо не выходит за рамки обязанностей или предоставленных ему возможностей, но использует свое положение только для получения собственной выгоды (или для выгоды близких ему людей), что часто сопряжено с нанесением ущерба учреждению или организации, в которой он трудоустроен. Такая норма закона применяется в отношении представителей власти самого разного уровня, в том числе к:

  • сотрудникам правоохранительных органов любых структурных подразделений. Таким образом, привлечь к ответственности можно не только работника полиции, но и начальника территориального отдела, следователя прокуратуры или ФССП;
  • муниципальным и государственным чиновникам любого ранга и уровня. Каждый гражданин может подать жалобу на работу представителя мэрии, сотрудника администрации города или района, если есть основания полагать, что он злоупотребляет предоставленными ему должностными полномочиями;
  • управленцам любого звена, которые не наделены властью, но руководят вверенными им предприятиями (в первую очередь это касается начальника отдела кадров или хозчасти);
  • присяжным заседателям, так как в ходе судебного процесса они наделены властью влиять на проведение заседаний, и могут этим злоупотребить.

В каких видах и формах происходит квалификация

Угроза насилия
Превышение должностных обязанностей может быть выражено угрозами, приведением их в жизнь, относятся и случаи с применением механических воздействий, разных инструментов.

В результате человеку наносится физическая или моральная травма, что определяется злоупотреблением в правомочиях.

Все эти пункты требуют доказанности в каждом индивидуальном случае, а для того, чтобы не стать участником подобных происшествий нужно обладать правовыми знаниями.

По видам нарушения делятся:

  • совершение преступного маневра с превышением власти
  • с помощью преступного бездействия добиваются намерений, которые не должны быть совершены

Комментарий к Ст. 286 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками.

Деяние представляет собой действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица (совершение преступления путем бездействия невозможно).

Выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий:

действия относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

действия могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

действия совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать такие действия (см. п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).

2. Преступление окончено с момента наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; кроме того, требуется установить причинную связь между деянием и наступившими последствиями. В отсутствие последствий содеянное образует, как правило, дисциплинарный проступок или административное правонарушение.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, в отличие от ст. 285 УК мотивы не имеют значения для квалификации преступления. При этом лицо должно осознавать, что оно совершает действия, которые явно выходят за пределы его полномочий.

4. Субъект специальный: должностное лицо.

5. Признаки квалифицированного состава (ч. 2) совпадают с аналогичными признаками в ст. 285 УК; признаки особо квалифицированного состава (ч. 3) раскрываются в п. 20 — 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.

Понятие, признаки, отличие от злоупотребления должностными полномочиями.

Данное преступление регулируется ст. 286 УК РФ. Данное преступление является особым видом злоупотребления должностного лица своим служебным положением. Отличие данного преступления от злоупотребления должностными полномочиями в том, что при злоупотреблении должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, а в случае превышения должностных полномочий, лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции.
Для установления признаков данного преступления, необходимо точно установить объем полномочий, предоставленных данному должностному лицу. Эти полномочия определяются положением, уставом, инструкцией или иным нормативным актом.
Превышение должностных полномочий имеет место быть, если действия этого лица были связаны с осуществлением им своих должностных обязанностей.
Действиями, выходящими за пределы полномочий должностного лица, будут считаться:
1) Действия, относящиеся к полномочиям другого лица, должностного лица другого ведомства или коллективного органа;
2) Действия, совершенные этим должностным лицом, но при наличии определенных обстоятельств;
3) Действия, которые никто и не при каких обстоятельств не может совершить ( к примеру: причинение насилия гражданину, пришедшему на приём к данному должностному лицу).

Субъект – только должностное лицо из числа государственных служащих.

Говоря о компетенции должностных лиц, установить точный перечень возможностей нельзя, поскольку всё будет определяться конкретно занимаемым постом. Однако законодатель предусматривает разделение возможностей лиц по группам, которые подлежат градации согласно основным функциям госслужащих.

Замещение должностей может происходить не только по специальному назначению и на постоянной основе, но и в качестве временной замены ранее трудившегося субъекта. Объём компетенции при этом не изменится.

Итак, говоря о конкретных возможностях и границах применения таковых, следует рассмотреть три основные группы:

  • Представительство. Здесь речь идёт о представление трёх ветвей власти, интересов таковой. Действия в такой ситуации носят распорядительный характер и распространяются на лиц, стоящих ниже по службе. При этом важно отсутствие факта служебной зависимости таких субъектов. Примером реализации данного варианта выступает работа в правоохранительных органах, будь то следствие или суд.
  • Административные и хозяйственные мероприятия. Здесь рассматривается вариант работы, связанной с управлением имуществом государства. Осуществляться такая деятельность может в самих органах власти, учреждениях, принадлежащих таковым, магазинах, складах и так далее.
  • Организация и распоряжение. Данный вариант предполагает организацию и обеспечение деятельности иных сотрудников органов власти. То есть сюда входит работа с кадрами, проверка исполнительной составляющей деятельности, организация труда, определение условий заработной платы, осуществление увольнения и так далее.

Одновременно органы власти предполагают функционирование всех трёх групп, что требуется распределения прав и обязанностей между несколькими субъектами. Должность и определяет границы возможностей, точно прописанных в законах и инструкциях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *