Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие изменения при налогообложении имущества коснутся крымчан в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты
B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:
- Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
- Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
- Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
- Peлигиoзныe opгaнизaции;
- Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
- Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
- Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
- Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
- Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
- Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).
Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.
Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?
Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.
Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:
- Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
- Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния
Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:
Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
- Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
- Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.
Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.
Срок и способы уплаты
Порядок расчёта и оплаты для населения и организаций различен:
- юридическое лицо обязано самостоятельно по окончании налогового периода выяснить ставку земельного налога в 2021 году, актуальную КС (в ЕГРН). Затем сделать расчёт и перечислить деньги. Сроки указаны в статье 397 НК: не позже 1 марта года, следующего за истекшим, авансовые платежи (четверть суммы ЗН, выплачиваются по завершении каждого квартала) — не позже последнего числа первого месяца следующего квартала;
- граждане получают извещения из ИФНС с указанием суммы земельного налога, рассчитанного по актуальной ставке. Оплатить его необходимо не позднее 1 декабря следующего года. Это значит, что за 2020 г. нужно заплатить в 2021, а за 21 — в 22 и т. д.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Переоценка кадастровой стоимости объектов недвижимости ведет к изменению суммы налога в будущем, поскольку кадастровая стоимость является основой для его расчета, пояснил Вячеслав Климов. «Но результаты этой переоценки россияне увидят в 2024 году, когда будут платить налог на имущество за 2023 год», — отметил он.
Информацию о том, как изменится кадастровая стоимость, можно узнать из выписки из ЕГРН или справки о кадастровой стоимости, которые можно получить в МФЦ или заказать в территориальных управлениях Росреестра.
Возможно, льготироваться будет меньше прибыли
Особенно существенные изменения для участников СЭЗ принес Федеральный закон № 297-ФЗ. В основном они коснутся только тех участников, кто вынужденно прекратит свое участие в СЭЗ досрочно. Но некоторые важные моменты придется учитывать всем участникам СЭЗ.
В настоящее время пониженные ставки налога на прибыль применяются к прибыли от всей деятельности, осуществляемой в соответствии с договором о деятельности в СЭЗ.
Однако теперь будет учитываться, что в силу ст. 13 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный закон № 377-ФЗ) участник СЭЗ обязан иметь инвестиционную декларацию.
Поэтому с 01.01.2019 (эта дата следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона № 297-ФЗ, который предусматривает, что все изменения, указанные в данном законе, вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а для налога на прибыль это 2019 год) пониженные ставки будут применяться только в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта (эта дата следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона № 297-ФЗ, который предусматривает, что все изменения, указанные в данном законе, вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а для налога на прибыль это 2019 год) на территории СЭЗ. Если этих проектов у участника СЭЗ несколько, он должен будет вести раздельный учет осуществляемых операций (доходов и расходов) по каждому из реализуемых проектов на территории СЭЗ, а также по иной хозяйственной деятельности.
В части платежей в федеральный бюджет нулевая ставка будет применяться, как и прежде, в течение 10 последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации инвестиционного проекта.
Налоговая база по земельному налогу: общие правила
Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Налогоплательщикам — физическим лицам налоговую базу определяют налоговые органы на основании сведений, которые им представляются органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 названной статьи).
В настоящее время в государственный кадастр недвижимости переданы сведения далеко не о всех земельных участках на территории Крыма. Поэтому многие физические лица (в том числе ИП) вряд ли получат налоговое уведомление об уплате земельного налога вовремя (п. 3 ст. 396 НК РФ). В дальнейшем, когда налоговые органы будут обладать необходимыми сведениями, они выставят налоговые уведомления за прошедшие периоды (максимум — за последние три года) (п. 4 ст. 397 НК РФ).
По тем же причинам налоговики не имеют данных, нужных для постановки налогоплательщиков на учет по месту нахождения земельного участка (если земля располагается на территории налогового органа не по месту нахождения организации). Чиновники призывают организации самостоятельно обратиться в инспекцию для постановки на учет и представить заверенные копии документов о праве на землю (см. Письмо ФНС России от 16.06.2015 N БС-4-11/10412@).
Независимо от всех описанных обстоятельств организации должны сами исчислять налоговую базу. Как следует действовать? На этот счет есть специальные переходные положения.
Согласно п. 8 ст. 391 НК РФ до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и Севастополя. То есть налоговая база за 2015 г. определяется на основе нормативной цены земли, установленной органами власти на 1 января 2015 г., налоговая база за 2016 г. — на основе цены, специально утвержденной по состоянию на 1 января 2016 г. В настоящее время отсутствуют правовые акты об определении нормативной цены земельных участков по состоянию на 1 января 2015 и 2016 гг. Для разрешения этой проблемы есть еще одно специальное переходное положение. В силу ст. 7 Закона N 379-ФЗ нормативные правовые акты Республики Крым и Севастополя об утверждении нормативной цены земли, принятые и опубликованные до 31 декабря 2014 г., применяются для определения базы по земельному налогу за налоговый период 2015 г.
Федеральный закон от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Закон гласит. Акты об утверждении нормативной цены земли, принятые и опубликованные до 31 декабря 2014 г., применяются для целей определения налоговой базы только за 2015 г.
Нормативная цена: как рассчитать?
Итак, каким же образом надо было рассчитывать нормативную цену земельного участка в 2015 г. и как это делать в 2016 г.? Откроем Постановление N 450 в редакции, актуальной на 10 марта 2016 г., — какие положения оно содержит?
Во-первых, Совет министров Республики Крым определил, что нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 г., пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 г. с коэффициентом 3,8 (если цена была установлена до 1 января 2014 г., то она дополнительно корректируется на коэффициенты инфляции, приведенные в Приложении 4 к Постановлению N 450).
Во-вторых, утверждена нормативная цена 1 кв. м земель населенных пунктов и земель, расположенных за границами населенных пунктов Республики Крым (Приложения 1 и 2).
В-третьих, принято положение о порядке определения нормативной цены земельного участка (Приложение 3), в котором сформулированы следующие правила:
- нормативная цена земельного участка используется для целей налогообложения;
- если для земельного участка установлено более одного вида разрешенного использования, то при определении нормативной цены используется наибольший показатель нормативной цены 1 кв. м для соответствующего вида разрешенного использования на данном земельном участке;
- при отсутствии документов, в которых была установлена нормативная денежная оценка земельного участка, нормативная цена земельного участка определяется на основании нормативной цены 1 кв. м земель путем умножения данного показателя на площадь участка;
- нормативная цена земельных участков определяется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по месту расположения соответствующих земельных участков, соответствующие сведения передаются в орган региональной власти для внесения в государственный кадастр недвижимости (норма введена Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.02.2016 N 66).
Налог на землю в Крыму и Севастополе
В области земельного налога закон также предусматривает ощутимые льготы, но и здесь должен учитываться важный критерий касательно месторасположения земельного участка. Он должен быть расположен в Крыму или Севастополе, и целевое назначение соответствовать договорным обязательствам об осуществлении на территории СЭЗ предпринимательской деятельности. С момента, когда за резидентом закрепляются права собственности на каждый участок, начинает распространяться и данная льгота. Срок ее действия равен трем годам, начиная с месяца возникновения прав собственности. Итак, подведем итог – льгота по земельному налогу «работает» лишь в отношении земельных участков, которые были приобретены в собственность членами СЭЗ. В этом существенное отличие от налога на имущество.
До 1 июля 2020 года продлено оформление права на земельные участки, начатого до принятия федерального конституционного закона, то есть до 2014 года.
— Эта норма осуществляется на основе невыполненных решений органов местного самоуправления и исполнительной власти, которые при Украине давали людям разрешения на разработку документации. Но перейти к следующему шагу они не успели. Был установлен срок дооформления до 1 сентября 2019 года, но в силу разных причин, в частности непринятых генпланов или моратория в ялтинском муниципалитете, многие не успели реализовать это свое право.
По данным комитета по земельным и имущественным отношениям Госсовета РК, в начале 2014 года на руках у крымчан было около 60 тысяч неисполненных решений местных органов власти об оформлении земельных участков и иных объектов недвижимости. Сейчас почти половина из них оформлена.
Также крымские законодатели продлили до 1 января 2021 года срок упрощенного порядка выдела земельных долей и паев.
До 1 января 2021 года продлены и нормы Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015, предусматривающие предоставление гаражным кооперативам в аренду без торгов земельных участков государственной или муниципальной собственности, в границах которых эти гаражи были расположены до вступления в силу федерального конституционного закона.
По решению Госсовета до 1 января 2022 года будут действовать нормы Закона Республики Крым N 320-ЗРК/2016, предусматривающие предоставление земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан.
В ноябре 2018 года крымчанам, владеющим земельными участками, в конвертиках придёт новое «письмо счастья» – налог на землю. Суммы будут небольшие – но уплатить их всё равно придётся.
Рассчитываться земельный налог будут по кадастровой стоимости участка. С учётом того, что в Республике Крым очень долго налаживался процесс земельной регистрации, а налоги уже надо было собирать хотя бы с юрлиц, в Налоговый кодекс РФ был введён специальный пункт для Республики Крым, по которому земельный налог может рассчитываться на основе нормативной стоимости земли. Её ещё в 2014 году определило правительство Республики Крым в постановлении №450 «О плате за земельные участки».
«Этим постановлением утверждена стоимость одного квадратного метра соответствующих земель, – поясняет начальник отдела налогообложения имущества управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым Сергей Королёв. – Нормативную цену земельного участка определяют согласно этому же постановлению органы местного самоуправления. То есть они запрашивают информацию о земельных участках из регистрирующего органа, умножают площадь участка на стоимость одного квадратного метра – и эта информация оседает в госкомитете по госрегистрации и кадастру».
А уже из госкомитета данные попадают в налоговую службу для расчёта налога. Для этого «налоговая база» (нормативная цена – прим.) умножается на ставку налога (не более 0,3% на ИЖС и земли сельскохозяйственного назначения и 1,5% на прочие земли), а также на период владения (количество месяцев в году – прим.) и делится на 12 (по количеству месяцев в году). Суммы, как правило, получаются незначительные, успокаивает представитель налоговой службы.
«В моей практике суммы начинаются от пяти рублей – у нас есть земельные участки площадью четыре–пять квадратных метров, они тоже оценены, – поясняет Сергей Королёв. – С другой стороны, есть суммы, которые исчисляются тысячами – это, безусловно, большие земельные участки, зачастую под торговыми площадями. Как правило, это не ИЖС».
Выдохнуть и не тратить нервы на занимательную арифметику могут те крымчане, кто владеет только квартирами: земельные участки под многоквартирными домами налогообложению не подлежат.
Земельный налог для физических лиц
Треть бюджета нашего государства формируется за счет налоговых платежей и земельный налог составляет немалую долю этих отчислений. Уплата налога на землю является обязанностью каждого гражданина и регулируется 31 Главой Налогового Кодекса РФ. Несмотря на то, что текст указанного закона содержит исчерпывающую информацию о расчете и уплате земельного налога, не каждый способен понять сухой язык юридических терминов.
Поэтому в этой статье мы постараемся изложить его суть в более доступной форме, насколько это возможно, разумеется. Итак, приступим. В соответствии со ст.
389 НК РФ налогоплательщиками признаются граждане, владеющие земельными участками, расположенными в пределах субъектов РФ, на территории которых введен земельный налог.
К плательщикам также относятся лица, имеющие право бессрочного пользования земельным участком либо право пожизненного наследуемого владения. Налог на землю не предусмотрен для:
Всем гражданам России нужны знания о том, что обновлённая система налогообложения предлагает условие оспорить стоимость кадастровой недвижимости, если налогоплательщик считает, что при расчётах допущена ошибка. Оплатить налоговую квитанцию по спорной цене можно будет не за текущий год, а, начиная с того момента, когда была допущена ошибка – то есть в момент кадастровой оценки.
При этом отдельно нужно знать о том, что производить налоговый перерасчет и задними числами невозможно, то есть после того как кадастровая оценка уже применялась в налоговом периоде, её результат не уменьшится.
Официальная ставка налога на недвижимость составляет 0,5% для всех объектов, но власти регионов могут ее снизить, что, конечно, маловероятно.
Земельный налог уплачивается налогоплательщиками в соответствии с НК Украины.
Касательно транспортного налога и налога на имущество организаций, предусмотренных главами 28 и 30 НК РФ, то в силу статьи 12 НК РФ указанные налоги отнесены к региональным налогам и вводятся в действие на территориях субъектов РФ в соответствии со статьями 356 и 372 НК РФ законами субъектов РФ о налогах, которые на основании статьи 5 НК РФ вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
По мнению Минфина России, в силу вышеназванных норм транспортный налог и налог на имущество организаций, налоговым периодом по которым признается календарный год, не могут быть установлены на территории Республики Крым применительно к налоговому периоду 2014 года (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 апреля 2014 г. N 03-05-04-04/20583 «О правомерности установления транспортного налога и налога на имущество организаций в 2014 г. на территории Республики Крым»).
Экономическое взаимодействие с материковой Россией
Стоит учитывать тот момент, что любая деятельность компаний подразумевает выполнение общих положений Налогового кодекса РФ, а льготы участникам СЭЗ предоставляются лишь в отдельных случаях. Такие льготные положения могут применяться в пользу деятельности, которую осуществляет компания в рамках условий Свободной экономической зоны.
В иных случаях льготы могут быть применимы лишь при условии ведения раздельного учета, правила и положения которого также находятся в стадии разработки и планирования. Получается, что раздельный учет может быть затруднен при определенной специфике деятельности компаний, когда нужно определить рамки договора и те позиции, по которым бизнес ведется на общих основаниях.
Пример: субъект занимается консалтингом, предоставляя консультации и на территории Крыма, и в другом регионе России. При этом организация зарегистрирована в свободной экономической зоне, здесь же находится центральный офис, а филиалы – по всему материку. Но никаких ограничений и запретов участникам СЭЗ при распространении предпринимательской деятельности на другие регионы России закон не предусматривает.