Регистрация права собственности на земельный участок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация права собственности на земельный участок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.

Что такое технический и межевой планы?

  • Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
  • Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.

Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ

ВОПРОС

НОВОЕ С 2021 ГОДА

Регистрация объекта незавершенного строительства Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать
Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
  • лицо, уполномоченное общим собранием собственников (соответствующие коррективы внесли в ЖК РФ);
  • лицо, которое провело перепланировку.

Установление границ земельного участка.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.

В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.

Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:

  1. Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

    Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.

    1. Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
    • в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
    • имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
    • в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).

      При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.

      Читайте также:  Налог с продажи недвижимости: когда платить и как рассчитать

      Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.

      Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.

      В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.

      1. Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
      • признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
      • установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
      • обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
      1. Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.

      Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости

      Согласно части 1 статьи 6 Земельного Кодекса РФ части земельных участков являются объектами земельных отношений. Сведения о части объекта недвижимости — основные сведения об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости (исключение – когда объектом недвижимости является объект незавершенного строительства).

      Согласно пункту 4 части 3 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации. Исключением является случай, предусмотренный пунктом 11 части 5 статьи 14 Закона о регистрации: в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута. При этом согласно части 2 статьи 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является в том числе межевой план (в отношении земельных участков), технический план (в отношении объектов недвижимости).

      Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости регулируются статьей 44 Закона о регистрации. Положениями Закона о регистрации предусмотрены следующие правила кадастрового учета части объекта недвижимости в целях государственной регистрации договора аренды. Согласно пункту 3 статьи 44 Закона о регистрации государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. В соответствии с пунктом 5 указанной статьи, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в ЕГРН (блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются. Согласно пункту 2 указанной статьи в случае государственной регистрации прекращения обременения земельного участка или здания, сооружения, в связи с установлением которого была образована и поставлена на государственный кадастровый учет часть такого земельного участка или таких здания, сооружения, снятие с государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения при отсутствии сведений о том, что в отношении такой части земельного участка или такой части здания, сооружения зарегистрировано другое обременение. Для государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения и государственной регистрации обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, если соответствующая часть ранее была снята с государственного кадастрового учета в связи с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, по заявлению заявителя орган регистрации прав использует межевой план или технический план, представлявшиеся ранее в отношении указанных части земельного участка или части здания, сооружения, если не изменилось местоположение границ указанных части земельного участка или части здания, сооружения.

      Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 Земельного Кодекса РФ. Сведения о публичных сервитутах вносятся в ЕГРН. Часть земельного участка может быть объектом соглашения об установлении сервитута (ограниченного права пользования), при этом, согласно положениям статьи 39.25 Земельного Кодекса РФ, указанное ограничение устанавливается без регистрации сервитута как такового и без проведения кадастрового учета части земельного участка, в отношении которого он установлен. В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Закона о регистрации государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.

      Согласно пункту 6 статьи 44 Закона о регистрации государственный кадастровый учет части находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которая образуется в целях установления сервитута, осуществляется по заявлению одной из сторон соглашения об установлении сервитута. Также согласно пункту 1 статьи 44 Закона о регистрации государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в ЕГРН сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в ЕГРН сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

      Читайте также:  Порядок уплаты и взыскания алиментов в 2023

      Кто и на каком основании проводит процедуру регистрации?

      Поставить ЗУ на кадастровый учёт имеют право следующие категории лиц:

      • Собственник участка.
      • Арендатор, при сроке аренды более 5 лет.
      • Субъект бессрочного пользования ЗУ.
      • Носитель права пожизненного наследуемого владения.
      • Лицо, действующее от имени всех вышеуказанных лиц, действующее по доверенности, заверенной нотариусом.

      Кроме этого, бывают моменты, когда за регистрацией обращается гражданин, случай которого не подходит для простой регистрации:

      • К примеру, участок перешёл по наследству, а без государственной регистрации, стать его полноправным собственником невозможно, поэтому на кадастровый учёт недвижимость ставит сам наследник.
      • Либо ситуация, когда гражданин хочет купить ЗУ, который принадлежит государству или муниципалитету.

      Судебная защита прав собственников земельных участков без кадастрового номера.

      Вместе с тем, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земельных участков не препятствует собственникам таких участков предъявлять негаторные иски в защиту своих прав. Данная позиция сформирована за счет Определения Верховного Суда РФ от 20.10.2015 N 14-КГ15-7 (Судебная коллегия по гражданским делам), в котором ВС РФ указал, что исходя из ч. 9 ст. 38, ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ земельные участки, кадастровый учет которых был проведен до вступления в силу указанного Федерального закона, и земельные участки, в отношении которых кадастровый учет не проводился, но право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы — определенными в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент образования этих участков.

      Тот факт, что границы земельных участков не установлены в соответствии с действующим законодательством, не препятствует собственникам защитить свои права, предъявив иск об устранении препятствий в пользовании земельными участками.

      Постановка на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков

      Участок, который уже находится на учете в кадастре и имеет кадастровый паспорт, но у которого поменялся собственник является ранее учтенным Согласно законодательству РФ, к ранее учтенным земельным участкам относятся:

      • Земельные участки, кадастровый учет которых производился до 1 марта 2008 года;
      • Участки, на которые было зарегистрировано право собственности и которым были присвоены номера согласно установленному ФЗ №122 порядку, но кадастровый учет которых не был осуществлен.

      Чтобы поставить на учет земельный участок как ранее учтенный, собственнику или доверенному лицу необходимо:

      1. Обратиться в территориальное подразделение Кадастровой палаты с заявлением- требованием о внесении новых данных об участке и документами на объект.
      2. Произвести уточнение границ земельного участка.
      3. При благоприятном исходе получить новое свидетельство через 18 дней.

      Если соседей не найти

      Иногда с соседями по земельному участку нет возможности связаться: владелец смежного участка уже 10 лет не приезжал в свой загородный дом или собственник погиб, а наследники еще не вступили в собственность. Не стоит переживать, если подписи соседей не получилось собрать. Данная проблема решается с помощью публикации в газете. Кадастровый инженер может дать объявление в местной газете о дате проведения собрания для согласования границ — п. 8 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Даже если сосед на собрании ничего не подпишет или вообще не придет, то границы все равно считаются с ним согласованы. После подачи объявления кадастровому инженеру выдадут на руки один экземпляр газеты с этим объявлением. Экземпляр газеты прикладывается в межевой план к акту согласования, а в самом акте будет указано, что согласование с таким-то соседом было с помощью публикации в такой-то газете и дата публикации. В случае если соседи категорически против границ Вашего участка и урегулировать данный вопрос мирным путем не получается, то проблема решается в судебном порядке.

      Пошаговая инструкция постановки земельного участка на кадастровый учет

      Регистрация земельного участка начинается со сбора документов. Итак, для этого нужно собрать пакет документов, в который входят:

      • документы, подтверждающие право собственности на землю: свидетельство о наследстве, свидетельство о праве собственности, выписка из реестра прав на недвижимое имущество. Правоустанавливающим документом может быть и договор, т.е. договор основания владения земельным участком: договор купли-продажи, бессрочного пользования, аренды, договор купли-продажи дома; в случае, если земля под ним не оформлена должным образом, договор о праве пожизненно наследуемого владения, договор дарения
      • согласие (потребуется, если арендодателем по договору аренды земельного участка выступает муниципальный орган, например, администрация города). Перед подачей документов на регистрацию нужно получить согласие в письменном виде от арендодателя. Если земельный участок находится в долевой собственности, субаренде, то согласие потребуется от всех арендаторов и собственников участка. Разумеется, этот документ необязательный. Согласие оформляется в письменном виде, чаще всего на месте подачи документов
      • геодезический и межевой планы участка. Межевой план оформляется в двух форматах: на бумажном носителе и в электронном виде с записью на CD диске. Межевой план и геодезический план должны быть составлены специалистами. Эти планы необходимы для конкретизации границ земельного участка, определения его площади, описания характеристики поверхности почвенного покрова. Планы включают в себя не только текстовые данные, но и чертежи и схемы расположения участка
      • если действия совершаются по доверенности представителем в интересах недееспособного лица, то к пакету документов нужно приложить нотариально заверенную доверенность от имени собственника. Если доверенное лицо или представитель действуют в интересах несовершеннолетнего, то нужно получить согласие от органов опеки и попечительства
      • квитанция об оплате государственной пошлины (актуальный размер государственной пошлины установлен статьей 333.33 Налогового кодекса РФ)

      В 2017 году процедура постановки земельного участка на кадастровый учет претерпела изменения. Росреестр ведет государственную регистрацию объектов недвижимости. Соответственно, заявление о постановке на учет земельного участка и пакет документов нужно подавать через территориальное отделение Росреестра. Кроме того, действующими нормами предусмотрена возможность подачи заявления через портал Госуслуг, а также обратившись в Многофункциональный центр (МФЦ).

      Заявление о постановке земельного участка на кадастровый учет является основополагающим. Бланк можно скачать с официального сайта Росреестра и заполнить его от руки или в электронной форме (подпись заявителя обязательна в любом случае). В заявлении необходимо указать адрес расположения земельного участка, данные заявителя, в том числе паспортные данные, переписать перечень документов, которые прикладываются к заявлению. Если заявление подает представитель, то он заполняет графу 3.3. заявления.

      После принятия пакета документов заявителю на руки выдается расписка с указанием даты получения выписки объекта недвижимости. День вручения выписки земельного участка совпадает с днем внесения информации о нем в реестр.

      Ранее на руки выдавался паспорт земельного участка. В паспорте земельного участка указывается информация о стоимости земельного участка, о возможных полезных ископаемых на участке, размере земельного налога, экспликации земельного участка, а также инженерно-технические характеристики.

      На сегодняшний день Росреестр заменил этот документ выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объектах недвижимости. Предоставляется как в электронном формате, так и на бумаге. В ней указывается:

      • собственник земли
      • адрес и площадь участка
      • номер и кадастровая стоимость
      Читайте также:  Как проверить авто на арест и ограничения у судебных приставов

      Срок постановки на кадастровый учет составляет 5 рабочих дней при условии, что заявитель правильно заполнил заявление и передал полный пакет документов, а в межевом плане нет ошибок. Срок увеличивается до 10 рабочих дней, если регистрация земельного участка проводится с одновременным присвоением ему кадастрового номера. Кроме того, если вы подаете документы в послеобеденное время, срок регистрации начинает течь со следующего рабочего дня. Если вы подаете документы через МФЦ, то скорее всего срок может увеличиться, но не более чем на 2 дня (это максимальный срок передачи документов из Росреестра в МФЦ). Получить дополнительную копию выписки из реестра можно в МФЦ в срок до 3 рабочих дней. Практика идет к постепенному сокращению срока ожидания регистрации юридических фактов с недвижимостью, в чем видны несомненные плюсы.

      За выпиской из реестра и кадастровым паспортом нужно прийти не ранее назначенного в расписке дня.

      После постановки на учет информация о земельном участке будет содержаться в реестре. Напомним, что до начала 2017 года было два реестра:

      1. реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним
      2. кадастр недвижимости

      Что такое кадастровый учет?

      Кадастровый учет – это действия уполномоченного госоргана, направленные на внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) информации об уникальных характеристиках объектов недвижимого имущества, на основании которых можно установить существование данных объектов имущества. Совокупность сведений об объектах недвижимости и составляет государственный кадастр недвижимости – своеобразный список всех существующих (поставленных на учет) объектов недвижимости по всей территории России. В соответствии с законом ГКН должен вестись по единой технологии на всей территории РФ. Сведения из него должны быть общедоступными и постоянно обновляться.

      Ведение государственного кадастрового учета осуществляется уполномоченным органом государственной власти – в РФ таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенно Росреестр). Действует данная служба (орган кадастрового учета) на основании Положения, утвержденного постановлением российского Правительства № 457от 01.06.09г. [2].

      Объектами недвижимости, которые подлежат кадастровому учету, являются:

      1) земельные участки (доли земельного участка кадастровому учету не подлежат, они не имеют уникальных кадастровых номеров);

      2) здания, сооружения, помещения (капитальные объекты, неразрывно связанные с землей);

      3) объекты незавершенного строительства;

      4) подземные сооружения.

      Кадастровому учету не подлежат:

      1) участки недр;

      2) воздушные и морские судна;

      3) судна внутреннего плавания;

      4) космические объекты;

      5) предприятия как целостные имущественные комплексы.

      В ходе государственного кадастрового учета каждому объекту недвижимости присваивается уникальный, не повторяющийся во времени и по всей территории России, не изменяемый кадастровый номер, который дает возможность однозначно идентифицировать конкретный определенный объект недвижимости среди прочих объектов и удостоверить его существование.

      Для земельного участка в ГКН кроме кадастрового номера вносятся сведения о таких основных уникальных характеристиках:

      1) описание местоположения границ (поскольку земельным участкам не присваиваются адреса, то их местоположение указывается с отсылкой на субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, на территории которых или рядом с которыми расположен данный земельный участок);

      2) сведения о лесах, водных объектах и других природных объектах, расположенных в пределах земельного участка;

      3) площадь земельного участка;

      4) кадастровая стоимость;

      5) категория земель;

      6) вид разрешенного использования;

      7) сведения о вещевых правах (зарегистрировано ли право собственности на участок, какая форма собственности);

      8) сведения о правообладателе (фактический адрес проживания и адрес электронной почты);

      9) сведения о кадастровом инженере;

      10) сведения о земельном участке или земельных участках, из которых образован данный земельный участок;

      11) сведения об обременениях или ограничениях использования;

      12) отметка о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков.

      Поводами для осуществления кадастрового учета земельных участков, то есть внесения новых сведений в кадастр недвижимости, являются:

      1) образование нового земельного участка (в порядке раздела, объединения, перераспределения земельных участков, а также при выделе или при образовании земельных участков из земель или земельных участков в государственной или муниципальной собственности; земельный участок может быть также искусственно созданным). Суть процедуры кадастрового учета – постановка на учет;

      2) прекращение существования земельного участка в случае раздела, объединения с другим земельным участком или перераспределения смежных участков. При этом суть процедуры кадастрового учета – снятие с учета.

      3) изменение уникальных характеристик земельного участка (категории, вида разрешенного использования, кадастровой стоимости, смена формы собственности или правообладателя). Суть процедуры кадастрового учета – внесение изменений в ГКН.

      В этой статье нас интересует именно порядок постановки земельного участка на кадастровый учет.

      Для чего нужен кадастровый учет земельных участков?

      На уровне государства кадастровый учет нужен для сбора, систематизации и анализа информации о всех наличных земельных ресурсах в стране. Кадастровый учет – чтобы обеспечить возможность государственной регистрации права собственности на земельные участки, а также для регистрации ограничений и обременений. Ведение ГКН дает возможность вести статистику использования земельных ресурсов и кому они принадлежат.

      Увеличение процента размежеванных земельных участков с зарегистрированным правом собственности на них увеличивает налогооблагаемую базу налога на землю.

      Важной частью государственного кадастра недвижимости являются сведения о прохождении Государственной границы, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия.

      Для чего необходимо ставить объекты на кадастровый учет?

      В этом случае рассмотрим, для чего необходимо ставить земельные участки на кадастровый учет гражданам и юридическим лицам? – Это необходимо с единственной целью: для последующей регистрации права собственности на землю. Ведь без межевания (определения границ) нельзя выделить отдельный земельный участок из общего массива земель, нельзя зарегистрировать право собственности на него.

      Кадастровый учет – это систематизация сведений о конкретном земельном участке для его однозначного определения. Это подготовительный этап для регистрации права собственности на земельный участок.

      Согласно действующему законодательствупроцедуру получения нового кадастрового паспорта на недвижимость собственники обязаны проходить раз в 5 лет Кадастровый паспорт.

      Земельные участки ранее учтенные

      Эта категория участков появилась со вступлением в силу ФЗ №221. Ранее учтенными землями являются, те которые были зафиксированы ранее 2007 года. Действующий закон признает их юридически, но предусматривает, что исполнительные органы власти должны передать информацию в органы кадастрового учета. В связи с этим, постановка на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка может быть сопряжена с проблемами. Не редки ситуации, когда информация органами исполнительной власти не была передана по инстанции. В этом случае нужно предпринять действия по внесению таких сведений в ГКН. Но вместе с тем, отсутствие данных уже может послужить причиной для отказа, а именно:

      • отсутствие информации о координатах границ;
      • границы конкретного земельного участка пересекают границы с ним смежного – по данным ГКН.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *