Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как распределяется электроэнергия по общедомовому счетчику?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Обязательны общие собрания
Если собственники не определились с периодичностью, перерасчет по умолчанию будет ежегодным. Как отмечает Никита Чулочников, это может привести к крупным расходам. «В таком случае сумма может накопиться большая, которую придется единомоментно оплачивать», — говорит эксперт, добавляя, что самый комфортный вариант для жильцов — ежемесячный перерасчет. «Чтобы сумма не была большой, ее лучше регулярно корректировать», — заключает он.
Собранием собственников также можно вообще отказаться от оплаты по нормативам и перейти на оплату по фактическому потреблению, напоминают в Минстрое. — В этом случае перерасчеты не потребуются. Такой вариант расчетов максимально выгоден в домах, где все собственники дисциплинированно оплачивают коммуналку и нет серьезных проблем с состоянием самого дома.
Подготовительные работы
Перед тем, как подключить счетчик электроэнергии, необходимо провести подготовительные работы. Установить бокс, в котором будет монтироваться все оборудование.
Большая часть современных счетчиков является модульными. Это значит, что их установка производиться на специальную монтажную рейку, что существенно облегчает и упрощает процесс монтажа. Так же, модульными являются и бытовые серии защитного оборудования, сюда относятся:
- автоматические выключатели
- УЗО (устройства защитного отключения)
- дифференциальные автоматы
- различные переходные клеммы и нулевые шины
- ограничители напряжения
- индикаторы напряжения
Они устанавливаются в специальные боксы, изготовленные из специальной негорючей пластмассы. Эти боксы, могут быть навесными и встраиваемые, иметь различные размеры, которые зависят от количества установочных мест внутри щита.
В сфере ресурсоснабжения
Вспомним правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную, в частности, в Постановлениях от 23.11.2010 N 6530/10, от 22.09.2009 N 5290/09, согласно которой учет фактического потребления коммунальных ресурсов возможен одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между РСО и абонентом, либо расчетным путем. О том, что именно абонент обязан обеспечить учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод, сказано в п. 32 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167. Он же несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, своевременную поверку средств измерений. Согласно п. 34 указанных Правил узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Точно так же обязанность обеспечить учет электрической энергии возложена на покупателя по договору энергоснабжения в соответствии с п. 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530. Из смысла данного документа следует, что прибор учета устанавливается в точке поставки (на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя, месте исполнения обязательства по договору энергоснабжения). Данное правило конкретизировано в п. 89: количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Впрочем, допускается и расположение расчетного прибора учета (счетчика, показания которого принимаются для целей определения обязательств сторон) не на границе балансовой принадлежности электрических сетей. Однако в этом случае объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки (п. 143) . Пункт 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии регулирует ситуацию, когда прибор учета есть у обеих сторон договора: в качестве расчетного применяется прибор с более высоким классом точности, а другой прибор используется для контроля исправности и точности расчетного прибора учета. По инициативе потребителя электрической энергии точка поставки может быть оборудована за его счет прибором учета по согласованию с сетевой организацией на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства (п. 30 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
Причины изменений законодательства
Многие жители МКД выступают против общедомового прибора учета (ОДПУ), так как не совсем понимают, для чего он нужен. Чтобы разобраться с проблемой, следует изучить ФЗ от 23.11.2009 № 261. Этот нормативный правовой акт помогает понять, что такое новшество вполне оправданно и логично, ведь на обслуживание любого многоквартирного дома уходит немало ресурсов, помимо тех, которые тратятся жильцами в индивидуальном порядке.
Достаточно высоки расходы электроэнергии в местах общего пользования: в подъездах, подвалах, на чердаках и придомовой территории. В итоге установка общедомовых приборов учета в интересах жильцов, поскольку они смогут платить по факту потраченных ресурсов, а не по завышенным нормативам.
Когда граждане жалуются, что тарифы регулярно растут, они не могут повлиять на обоснованный рост расценок на коммунальные услуги. А вот корректировать реальную сумму в счете возможно, если понимать, сколько именно ресурсов и каких расходуется. Обозревая картину трат, жильцы могут принять решение, как способствовать экономии.
Кроме того, общедомовые приборы учета позволяют своевременно фиксировать возможные потери электроэнергии, тепла, газа, воды на этапе их поставки от магистральной сети к потребителю. Ведь в противном случае убытки фактически возмещаются из карманов простых граждан, вместо того чтобы своевременно устранять утечки воды или электроэнергии.
Осуществление поверки
Общедомовой прибор учета тепловой энергии, электричества или воды требует такого же обслуживания, как и индивидуальный счетчик. Ведь в ходе эксплуатации оборудование изнашивается, в итоге выше вероятность, что его показания станут некорректными. Поэтому поверка общедомовых приборов учета — обязательная процедура, которая проводится по тому же принципу, что и ИПУ.
Счетчик электроэнергии, воды и тепловой энергии будет поверяться по-разному. Для приборов водоснабжения характерен следующий порядок действий:
- исследование на предмет соответствия комплектности;
- оценка внешнего состояния;
- читабельность маркировки;
- осуществление испытания.
При этом корпус счетчика не должен быть поврежден. Важно, чтобы лакокрасочное покрытие было целым, без трещин и сколов. Если все маркировки и отметки хорошо читаются, прибор прошел гидравлическое испытание, поверенный счетчик продолжает свою работу.
Когда проверяют электросчетчик, в паспорте обязательно проставляют дату процедуры. Также внимательно осматривают его, чтобы прибор был полностью укомплектованным и соответствии с документом на ОДПУ. Во избежание аварийных ситуаций осматривается также и электроизоляция.
Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2023 году
В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.
Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.
Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.
Устройства учета расхода общих ресурсов, как правило, устанавливается в подвалах или подсобных помещениях здания. Они выпускаются отдельно для учета электроэнергии, горячей и холодной воды и тепловой энергии. После установки и запуска доступ к приборам со стороны жильцов блокируется, чтобы они не смогли испортить оборудование или изменить его показания.
Для учета расхода воды устанавливаются отдельные приборы на холодную и горячую воду. Дополнительно к стандартному счетчику можно добавить специальный датчик, определяющий температуру поставляемой воды и считающий ее стоимость соответственно реальности. То есть если по трубе для горячей воды будет поступать недостаточно нагретая жидкость, то счетчик определит ее как холодную и насчитает жильцам совсем другую оплату.
Согласование установки
Решение об установке ОДПУ тепловой энергии и других поставляемых в дом ресурсов должно приниматься по результатам голосования всех жильцов. При этом обязательно нужно оформлять протокол собрания. Если жильцы сами не проявляют никакой инициативы, организация может сама принять решение о необходимости монтажа ОДПУ в принудительном порядке через суд, поскольку закон обязывает к установке абсолютно всех без исключения.
Управляющая компания сегодня не обязана оповещать своих жильцов о планируемом монтаже приборов, поскольку это ее законная обязанность. Никакого наказания за не предупреждение собственников об этом УК не несет. Среди ее обязательств перед жильцами сегодня ежегодный донос сведений до жильцов о новых вариантах энергосбережения.
Виды общедомовых водомеров и причины для их установки
Закон не требует обязательной установки средств измерения общего потребления воды жителями многоквартирного дома, но в ряде ситуаций их монтаж может быть экономически обоснован. Общедомовой счетчик воды может быть установлен в следующих случаях:
- существует утечка воды из магистральных труб и необходимо исключить оплату фактически неизрасходованного ресурса;
- необходимо установить место утечки и ее объем.
Установку общедомового счетчика может потребовать от жильцов дома водоснабжающая организация. И в этом случае расходы на монтаж оборудования делятся между владельцами квартир пропорционально их площади в общей собственности, причем стоить счетчик будет существенно дороже, чем индивидуальный. В продаже есть следующие типы общедомовых водомеров:
- снабженных импульсными датчиками для считывания результатов на удалении;
- без них.
Каждый водомер представляет собой объемный прибор. Необходимо два подобных устройства: для горячей и холодной воды. Стоимость их обслуживания также будет возложена на жильцов. Но так как без счетчика количество воды, расходуемое в доме с учетом потерь, разносится на всех жильцов, и объем такого приписанного потребления может быть существенным, экономический эффект от их установки появиться скоро.
Общедомовые нужды: ожидаются ли изменения в Законе
В 2020 году, согласно заявлению президента РФ, предполагалось исключение понятия «общедомовые нужды» (ОДН) из счета за жилкомуслуги. Но подписанный закон на практике не мог быть выполнен управляющими компаниями по объективным причинам. В связи с этим введение Закона в действие было отложено до 01.01.2017 года. Разъяснения изложены в Федеральном Законе №73 от 30.03.2016 года.
В тоже время для объектов, где общедомовые приборы учета электроэнергии не установлены, в соответствии с Постановлением Правительства № 344 от 16.04.2013 действуют коэффициенты пересчета. По состоянию на сегодняшний момент коэффициент равен 1,4. К следующему, 217 году, ожидается увеличение повышающих коэффициентов до 1,6 раза.
Как говорят юристы, вполне законным является требование об оплате счетов, так как каждый владелец недвижимости, пусть даже он в ней и не проживает, обязан оплачивать потребленные ресурсы, которые относятся к общедомовой собственности, то есть каждый платит за то, часть чего ему принадлежит, как собственнику жилья.
В том случае, когда владелец квартиры не устанавливал индивидуальный счетчик, начисление будет выполняться по нормативам, которые определяют в местной администрации. Что касается ОДН, то это значение определяется разницей ИПУ (индивидуальный прибор учета) и нормативным начислениям, а также показаниям по общедомовому счетчику. Стоит помнить, что большее потребление электричества в своей квартире будет означать большую сумму платежа по ОДН за электроэнергию.
- Право на заключение договора на монтаж предоставляется управляющей организации жилого дома. Работы должны осуществляться только после получения разрешения от энергоснабжающей компании. Согласно правилам установки общедомового счётчика электроэнергии все работы производит организация, имеющая соответствующую лицензию. Самостоятельный монтаж в данном случае не допускается.
- Перед непосредственным началом работ нужно подготовить техническое задание. При этом составляется специальная монтажная схема, а при необходимости — вносятся изменения во вторичные цепи присоединения к электрическим сетям. Выполнять мероприятия, указанные в технических условиях, должны специалисты, имеющие профессиональную подготовку.
- Коллективные приборы учёта монтируются на границе раздела внутридомовых инженерных систем и объектов электросетевого хозяйства. Используемые устройства должны иметь класс точности не менее 1,0.
Общие требования к местам установки приборов учета:
1. Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка:
— потребителей,
— производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках,
— сетевых организаций,
имеющих общую границу балансовой принадлежности.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
(Основание п. 144 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
2. Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.
(Основание п. 147 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
3. Приборы учета должны устанавливаться в шкафах, камерах комплектных распределительных устройствах (КРУ, КРУН), на панелях, щитах, в нишах, на стенах, имеющих жесткую конструкцию.
Допускается крепление приборов учета на деревянных, пластмассовых или металлических щитках.
Высота от пола до коробки зажимов приборов учета должна быть в пределах 0,8-1,7 м. Допускается высота менее 0,8 м, но не менее 0,4 м.
(Основание ПУЭ п.1.5.29).
4. Для безопасной установки и замены приборов учета в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения прибора учета установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями. Снятие напряжения должно предусматриваться со всех фаз, присоединяемых к прибору учета. Трансформаторы тока, используемые для присоединения приборов учета на напряжении до 380 В, должны устанавливаться после коммутационных аппаратов по направлению потока мощности.
(Основание ПУЭ п.1.5.36).
5. Для безопасной замены прибора учета, непосредственно включаемого в сеть, перед каждым прибором учета должен предусматриваться коммутационный аппарат для снятия напряжения со всех фаз, присоединенных к нему.
Отключающие аппараты для снятия напряжения с расчетных приборов учета, расположенных в квартирах, должны размещаться за пределами квартиры
(Основание ПУЭ п.7.1.64).
6. После прибора учета, включенного непосредственно в сеть, должен быть установлен аппарат защиты. Если после прибора учета отходит несколько линий, снабженных аппаратами защиты, установка общего аппарата защиты не требуется.
(Основание ПУЭ п.7.1.65).
7. Рекомендуется оснащение жилых зданий системами дистанционного съема показаний приборов учета.
(Основание ПУЭ п.7.1.66).
8. Расчетные приборы учета в общественных зданиях, в которых размещено несколько потребителей электроэнергии, должны предусматриваться для каждого потребителя, обособленного в административно-хозяйственном отношении (ателье, магазины, мастерские, склады, жилищно-эксплуатационные конторы и т.п.). (Основание ПУЭ п.7.1.60).
9. В общественных зданиях расчетные приборы учета электроэнергии должны устанавливаться на ВРУ (ГРЩ) в точках балансового разграничения с энергоснабжающей организацией. При наличии встроенных или пристроенных трансформаторных подстанций, мощность которых полностью используется потребителями данного здания, расчетные приборы учета должны устанавливаться на выводах низшего напряжения силовых трансформаторов на совмещенных щитах низкого напряжения, являющихся одновременно ВРУ здания.
ВРУ и приборы учета разных абонентов, размещенных в одном здании, допускается устанавливать в одном общем помещении. По согласованию с энергоснабжающей организацией расчетные приборы учета могут устанавливаться у одного из потребителей, от ВРУ которого питаются прочие потребители, размещенные в данном здании. При этом на вводах питающих линий в помещениях этих прочих потребителей следует устанавливать контрольные приборы учета для расчета с основным абонентом.
(Основание ПУЭ п.7.1.61).
10. Расчетные приборы учета для общедомовой нагрузки жилых зданий (освещение лестничных клеток, контор домоуправлений, дворовое освещение и т.п.) рекомендуется устанавливать в шкафах ВРУ или на панелях ГРЩ.
(Основание ПУЭ п.7.1.62).
11. В жилых зданиях следует устанавливать один одно- или трехфазный расчетный прибор учета (при трехфазном вводе) на каждую квартиру
(Основание ПУЭ п.7.1.59).
12. Расчетные квартирные приборы учета рекомендуется размещать совместно с аппаратами защиты (автоматическими выключателями, предохранителями).
При установке квартирных щитков в прихожих квартир приборы учета, как правило, должны устанавливаться на этих щитках, допускается установка счетчиков на этажных щитках.
(Основание ПУЭ п.7.1.63).
Требования к местам установки приборов учёта производителей электрической энергии на розничном рынке:
1. Субъект розничных рынков, владеющий на праве собственности или на ином законном основании объектом по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающими устройствами, соединенными принадлежащими этому субъекту на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача всего или части объема электрической энергии, потребляемой указанными энергопринимающими устройствами такого субъекта, в целях участия на розничных рынках в отношениях по продаже электрической энергии (мощности), произведенной на принадлежащих ему объектах по производству электрической энергии (мощности), обязан обеспечить раздельный почасовой учет производства и собственного потребления электрической энергии в соответствии с требованиями настоящего документа.
(Основание п. 63 ПП РФ №442).
2. Приборы учета объемов производства электрической энергии производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках должны устанавливаться в местах присоединения объектов по производству электрической энергии (мощности) к энергопринимающим устройствам и (или) иным объектам электроэнергетики производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также на границе балансовой принадлежности производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке и смежных субъектов (потребителей, сетевых организаций).
(Основание п. 141 ПП РФ №442).
В соответствии с пунктом 2 ст. 13 Федерального закона № 261 «Об энергосбережении…» расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определённых посредством приборов учёта.
Установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учёта должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчётов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учёта в эксплуатацию. I. ОДПУ ГВС Общедомовые приборы учёта горячего водоснабжения должны быть переданы в эксплуатацию (это означает их документальное оформление в качестве приборов учёта, по показаниям которых осуществляется расчёт размера платы за коммунальные услуги) исполнителям коммунальных услуг (управляющей компании, ТСЖ, иной обслуживающей организации) в течение 30 дней после установки (приёма-передачи).
Обязательна ли установка таких приборов?
Федеральный закон за №261-Ф3 об обязательной установке общедомовых счётчиков вышел ещё в 2009 году.
Им предписано, что такая установка должна была завершиться в 2012 году. Но во многих домах таких ОДПУ как не было, так и нет до сих пор.
В 2015 году решено бороться с теми, кто игнорирует установку таких приборов, рублём.
Если в многоквартирном доме есть технические условия для установки общедомовых счётчиков, а они почему-то не установлены, то при расчёте стоимости потреблённых ресурсов фактическая сумма будет умножаться на повышающий коэффициент.
Причём увеличение суммы оплаты может колебаться от 10% до 60%. Такие радикальные меры предприняты с одной целью – ускорить процесс установки ОДПУ в многоквартирных домах.
Вся беда в том, что устанавливаться такие счётчики могут только на основании решения собрания собственников жилья.
Управляющая компания в обязательном порядке должна довести до сведения жильцов о необходимости и выгоде установки общедомового счётчика, и возможных штрафных и иных санкциях в случае, если он не будет установлен.
Но принуждать собрание собственников квартир к принятию нужного решения права у неё нет. И если управляющая компания не может убедительно доказать что установка ОДПУ – это необходимость и плата по ним выгодна жильцам, то решения на их установку собрание жильцов не даст.
Во многом на решение собрания влияет то, что бремя оплаты самого прибора учёта и его установки ложится на плечи собственников жилья.
Но здесь нужно учитывать тот факт, что такой узел учёта становится общедомовой собственностью, устанавливается он во благо жильцов всего дома и, соответственно, справедливо, что оплачивать его покупку и монтаж должны именно они.
К тому же, кажущаяся изначально значительной сумма, при равномерном распределении по всем квартирам может стать весьма приемлемой.
Сама стоимость прибора и монтажных работ, к примеру, ОДПУ холодной воды, зависит от целого ряда факторов. Это:
- сечение труб водопроводной системы;
- объём проходящей по ней воды;
- площадь всего дома и числа, находящихся в нём квартир;
- технические условия, обозначенные в проекте установки прибора;
- размер, типа и комплектация самого ОДПУ;
- различные технические и иные особенности и нюансы монтажа прибора.
Всю необходимую документацию и расчёты подготавливает организация, отвечающая за поставку данного вида ресурсов, в этом случае холодной воды, или же подрядная организация, нанятая для производства работ.
Устанавливаются все общедомовые счётчики, как правило, в подвальном помещении, где и располагаются все основные коммуникационные системы большинства домов.
Что такое электроэнергия ОДПУ в квитанции
- ОДПУ электрической энергии стоимость установки имеет не самую низкую, причем цена зависит от выбранной модели счетчика.
- Схема подключения идет в комплекте, но заниматься установкой должны отдельно нанимаемые мастера с допусками на такую работу, потому просто его купить и своими силами поставить не получится.
- У него есть возможность делать сравнение показаний, что позволяет отслеживать работу коммунальных служб и того, какими будут начисления в квитанции за ЖКХ.
- Также в основные функции таких систем входит определение объема утечки конкретного ресурса, получаемого на весь дом и его характеристик.
- Плата за коммунальные услуги в 2016 году, а также в 2017, 2018 и любом другом и штраф за неуплату ЖКХ, будет рассчитываться, основываясь на показаниях всех имеющихся приборов учета.
- Используемые формулы имеют корректировку и поправочный коэффициент для разных условий эксплуатации и зависят от того, какой именно рассчитывается ресурс.
За чей счет производится замена электросчетчиков: правила и порядок
Средство учета электричества мне вручают за мои деньги и далее наглым образом его вешают подальше от меня, чтобы я не мог повлиять на него своими мыслями. Идиот, проходящий мимо столба со счетчиком, совершает надругательство над счетчиком ( почему-то не над столбом) и приводит его в нерабочее состояние. Как я могу защитить свою собственность ( счетчик ), если Мосэнерго у меня его отобрали, повесили на столб и представили возможность лишь лицезреть его окошко для считывания данных? С какой радости я должен платить за замену оного, если меня элементарно лишили возможности его защитить, как я смог бы это сделать у себя за забором?.
При нарушении порядка замены и нарушении опломбирования можно получить значительный штраф, также может быть произведен переучет оплаченной энергии по максимальному тарифу за 3 последних года.