Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответ на запрос разъяснений по 44 ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы подать запрос на разъяснение документации в электронных процедурах, участник должен быть зарегистрирован в ЕИС и аккредитован на ЭТП. Если конкурс проходит в бумажной форме, запрос передают госзаказчику в руки, отправляют с курьером или почтой. По одной закупке можно отправить не больше трех запросов.
Запрос разъяснений по 44-ФЗ
Виды разъяснений по 44-ФЗ
Заказчик допускает ошибки в документации умышленно или по невнимательности. В таком случае любой поставщик подаёт запрос для уточнения неясных формулировок и задач, даже если заявка на участие не отправлена от его лица.
Потребовать разъяснения разрешено в двух видах закупок:
- электронный конкурс;
- электронный аукцион.
Существует два вида запросов, которые уточняют:
- положения извещения о закупке;
- итоги закупки.
Можно ли подать запрос по электронной почте по 44-ФЗ
Закон №44-ФЗ не предусматривает направление запроса не через оператора электронной площадки. Кроме того, в соответствии со статьёй 46 при применении конкурентных способов проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в отношении заявки, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При проведении электронных процедур проведение переговоров заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником закупки не допускается в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в электронной процедуре и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации.
Таким образом, запрос направляется в соответствии с требованиями закона и должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Именно такой вид подписи защищён российским законодательством, которое приравнивает её к рукописной.
Нужно ли предоставлять разъяснения, если по итогам рассмотрения запроса заказчик внес изменения в документацию?
Если участник закупки указал в запросе на объективные недостатки документации о закупке, заказчик может посчитать, что ему достаточно просто признать правоту участника закупки и в разъяснении уведомить последнего о том, что в документацию будут внесены изменения. Однако решение внести изменения в документацию о закупке не отменяет необходимости соблюдать предписанный порядок предоставления разъяснений.
Пример.
Участник закупки направил запрос: «В аукционной документации не указаны конкретные требования к материалам (их технические параметры). Означает ли это, что участник закупки должен выразить только свое согласие на выполнение работ?». В ответ на запрос заказчик опубликовал разъяснение: «Внесены изменения в техническую часть документации об аукционе».
Антимонопольный орган пришел к выводу, что заказчик не дал ответа по предмету запроса. Из ответа на запрос непонятно, в связи с чем в техническое задание внесены изменения и каковы эти изменения. Впоследствии суды трех инстанций согласились с контрольным органом в том, что внесение изменений в документацию не отменяет обязанность предоставить надлежащее разъяснение по поступившему запросу (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.10.2016 по делу N А38-438/2016).
О формировании запроса на получение разъяснений
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 65 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ участник аукциона, имеющий аккредитацию на ЭТП (электронной торговой площадке), выступающей в качестве базы для реализации торгов, может подать заказчику запрос о разъяснении результатов электронного аукциона. При этом законодатель ограничивает количество таких запросов, которые могут быть поданы потенциальным исполнителем в ходе участия в одних торгах (их может быть не более 3).
Заявка может быть подана лишь в том случае, если до окончания срока принятия документов от потенциальных участников торгов осталось не более 3 дней (на это указывают положения ч. 4 ст. 65 ФЗ № 44). В соответствии с разъяснениями, данными Минэкономразвития в письме «О порядке исчисления…» от 31.12.2014 № Д28и-2882, в случае если последний день указанного срока является выходным, этот срок продлевается на 1 рабочий день, следующий за ним.
В качестве основных причин подачи запросов на разъяснение конкурсной (аукционной) документации можно выделить следующие причины:
- Ошибки или опечатки в документации (техническом задании);
- Нарушение норм законодательства;
- Отсутствие какой-либо информации и документов (сметы, инструкции по заполнению заявки и т.д.);
- Излишние требования к товарам, работам, услугам;
- Расплывчатые требования к товарам, работам, услугам;
- Формат документации;
- Указание Заказчиком требований, ограничивающих конкуренцию и т.д.
К основным причинам подачи запросов на разъяснение результатов проведенных закупок можно отнести:
- Неправомерное отклонение заявки участника;
- Неуказание причин отклонения заявки участника;
- Технические сбои, невозможность подать ценовое предложение на электронной площадке в ходе проведения электронного аукциона;
- Математические ошибки при расчете критериев оценки заявок.
Виды запросов на разъяснение по 44-ФЗ
Запрос на разъяснение – это возможность участника закупки получить ответы на возникшие вопросы по процедуре. Такие запросы делятся на два вида, о которых мы подробно поговорим в статье, приведем образцы и примеры:
- на разъяснение положений документации (встречаются чаще всего);
- на разъяснение итогов закупки (встречаются реже, но являются не менее важными).
Заказчики могут допускать ошибки и неточности либо умышленно («закупка для своих»), либо из-за невнимательности (например, в штате появился неопытный специалист).
Что может послужить поводом для обращения к заказчику?
- Ошибки или некорректные данные. Это могут быть ошибки в характеристиках товара, частичное несоответствие ГОСТам, случайный (или неслучайный) пропуск частицы НЕ (более 145 мм/НЕ более 145 мм – совершенно разные критерии).
- Расплывчатые параметры закупки. Например, заказчик указал такие параметры кирпича: «более 145 на 118 на 250 на 165».
- Слишком сложный формат документации. Например, техническое задание расписано на 2 тысяч страниц в формате PDF, а времени на изучение ТЗ и подготовку заявки не остается.
- Приобретение запрещенных товаров или товаров, на которые распространяется национальный режим. Например, осуществляется закупка товаров, по которым участникам должны предоставляться преференции, но заказчик намеренно указывает другой ОКПД2. Поставщик, который мог бы получить преференции, заинтересован подать запрос на разъяснение, чтобы заказчик изменил данные.
Законодательство не устанавливает форму и структуру конкурсной документации. Заказчик вправе самостоятельно ее разработать исходя из перечня необходимых сведений, которые она должна содержать. Кроме того, региональный (муниципальный) орган власти или вышестоящая организация могут разработать методические рекомендации по составлению документации о закупке. Если такой документ есть, то учреждение может воспользоваться им. Например, для заказчиков города Санкт-Петербурга Комитет по государственному заказу разработал такие методические рекомендации. Они приведены в приложении к распоряжению Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 20 декабря 2013 г. № 113-р.
Сложившаяся практика открытых конкурсов показывает, что в состав конкурсной документации входят:
- общие условия проведения открытого конкурса;
- информационная карта открытого конкурса;
- техническое задание;
- обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- форма заявки на участие;
- критерии и порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости критериев;
- форма запроса на получение разъяснений документации к открытому конкурсу;
- проект контракта.
Требования к ответу на запрос на разъяснение
Закон о контрактной системе позволяет участнику закупок, которые осуществляются путем проведения электронного аукциона и открытого конкурса, обратиться к организатору за официальными пояснениями положений документов о закупке. Для этого он создает так называемый запрос на пояснение. Ответ на него будет дан, только если участник соблюдает определенные законом условия. Например, запрос в отношении аукционной документации должен удовлетворять следующим требованиям:
- поступил через ЭТП от аккредитованного на площадке участника
- поступил от зарегистрированного в ЕИС участника (требование вступило в силу с 01.07.2018);
- поступил не позднее чем за три дня до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе;
- общее количество обращений одного участника в рамках этого тендера не превысило трех.
Ответ на обращение в отношении положений конкурсных документов заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа, если указанное обращение поступило к нему не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
И при проведении электронного аукциона, и при проведении открытого конкурса заказчик обязан разместить в Единой информационной системе (ЕИС) разъяснения положений документации о закупке, не меняющие ее суть, с указанием предмета обращения, но без указания наименования и реквизитов участника, который задал вопрос.
Нарушение порядка предоставления ответов на правильно поданные обращения грозит административной ответственностью.
Как запросить разъяснить положения о конкурсе
Участники открытого конкурса в электронной форме, которые зарегистрированы в ЕИС и аккредитованы на электронной площадке, направляют запрос на разъяснение документации, 44 ФЗ регулирует это в ч. 7 ст. 54.3. Потенциальные поставщики просят разъяснить положения конкурсных документов через электронную площадку, на которой разыгрывается конкурс.
Количество запросов о разъяснении положений конкурсной документации ограничено. Участники вправе три раза запросить подробную информацию в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа после того, как обращение поступило, оно направляется оператором электронной площадки заказчику. Сведения о потенциальном поставщике, который его подал, не раскрываются.
В ст. 193 ГК указано, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания считается ближайший следующий за ним рабочий день. Если последний день для подачи выпадает на праздничный или выходной, то участник вправе просить разъяснить и в первый рабочий день.
В ч. 9 ст. 54.3 указано, что объяснения положений конкурсных документов не должны изменять суть тендера.
Инструкция для поставщика
Правила подачи заявки на разъяснение:
- запрос должен иметь одну из упомянутых ранее причин и лаконично описывать суть претензий к организатору процедуры;
- сыллка на нормативные акты, законопроекты и прочие документы для подтверждения правомерности претензий;
- не подавайте заявку на участие, если условия процедуры вас не устраивают. Если после трех попыток добиться лучших условий организатор остался глух к вашим аргументам, а вы уже подали заявку на участие, лучше ее отозвать;
- в случае серьезных нарушений или наличия желания заполучить контракт даже от своенравного организатора, явно преступающего черту закона, можете направлять свои жалобы в ФАС.
Когда поставщики подают запросы
Иногда в закупочной документации встречаются неточности или откровенные ошибки. Обычно это следствие невнимательности или недостатка опыта, хотя порой недобросовестные заказчики делают это умышленно в расчете сократить конкуренцию. Чтобы прояснить такие спорные моменты, логично переговорить с заказчиком, но закон запрещает делать это «с глазу на глаз». Да и такие частные пояснения в любом случае не являются официальными.
Для решения возникающих вопросов существует механизм разъяснения положений документации. К нему прибегают для уточнения характеристик объекта закупки, условий контракта либо иных вопросов. Эта возможность работает только в конкурсах и аукционах.
Обратиться к заказчику за разъяснением может любой потенциальный участник. Это вполне логично, ведь поставщик должен разобраться с документацией прежде, чем подаст заявку. Если замечания будут обоснованы, закачку придется внести изменения в документацию.
Требования к ответу на запрос на разъяснение
Закон о контрактной системе позволяет участнику закупок, которые осуществляются путем проведения электронного аукциона и открытого конкурса, обратиться к организатору за официальными пояснениями положений документов о закупке. Для этого он создает так называемый запрос на пояснение. Ответ на него будет дан, только если участник соблюдает определенные законом условия. Например, запрос в отношении аукционной документации должен удовлетворять следующим требованиям:
- поступил через ЭТП от аккредитованного на площадке участника
- поступил от зарегистрированного в ЕИС участника (требование вступило в силу с );
- поступил не позднее чем за три дня до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе;
- общее количество обращений одного участника в рамках этого тендера не превысило трех.
Ответ на обращение в отношении положений конкурсных документов заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа, если указанное обращение поступило к нему не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
И при проведении электронного аукциона, и при проведении открытого конкурса заказчик обязан разместить в Единой информационной системе (ЕИС) разъяснения положений документации о закупке, не меняющие ее суть, с указанием предмета обращения, но без указания наименования и реквизитов участника, который задал вопрос.
Нарушение порядка предоставления ответов на правильно поданные обращения грозит административной ответственностью.
При изучении закупочной документации у поставщика могут возникать вопросы, которые требуют уточнения у заказчика. Чтобы уточнить спорный момент поставщик должен подготовить в письменном виде и направить заказчику запрос разъяснений. В этом случае, заказчик обязан ответить потенциальному поставщику на вопросы, в случае если конечно запрос разъяснений составлен по форме, а также отправлен заказчику в срок.
Следует отметить, что в некоторых случаях целесообразно задать вопрос по закупке устно, например, если вопрос простой и скорее всего заказчик сможет ответить на него сразу. Также, есть смысл задать вопрос заказчику устно, если поставщик понимает, что официальные сроки на подачу разъяснений прошли или не остается времени на получение разъяснений в письменном виде.
Сроки изменения документации
Принять решение о необходимости внести изменения в документацию аукциона заказчик может не позже, чем за 2 дня до даты окончания приема заявок. Естественно, измененная документация должна быть опубликовано в ЕИС, ведь потенциальные участники аукциона должны обладать актуальной информацией. После того как изменения внесены, у заказчика есть всего 1 день на то, чтобы опубликовать их в информационной системе.
Вместе с тем необходимо увеличить срок принятия заявок так, чтобы у участников оставалось время на принятие решения о своем участии:
- при цене контракта до 3 млн рублей — не менее 7 дней;
- при цене контракта более 3 млн рублей — не менее 15 дней.
Запрос в электронном аукционе
Запрос на разъяснение положений аукционной документации может подать любой участник, зарегистрированный в ЕИС. По одному аукциону можно подавать не больше 3 запросов. Запрос подается не позднее чем за 3 календарных дня до даты окончания подачи заявок.
Участники делают запрос и получают ответ в интерфейсе ЭТП, где проходит процедура. Например, на Сбербанк-АСТ участник подает запрос на разъяснения в личном кабинете. Этот запрос не смогут увидеть другие участники закупки.
Заказчик должен ответить в течение двух календарных дней. Документ с разъяснениями публикуется на ЭТП без указания автора запроса и дублируется в ЕИС. Там его увидят все участники закупки, у которых могут возникнуть те же вопросы по документации.
Если заказчик что-то меняет в документации, то обязан продлить срок приема заявок до 15 или 7 рабочих дней, в зависимости от суммы аукциона.