Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В УФНС рассказали, вырастут ли налоги на землю и квартиры для физлиц в Тюмени». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Переоценка кадастровой стоимости объектов недвижимости ведет к изменению суммы налога в будущем, поскольку кадастровая стоимость является основой для его расчета, пояснил Вячеслав Климов. «Но результаты этой переоценки россияне увидят в 2024 году, когда будут платить налог на имущество за 2023 год», — отметил он.
Информацию о том, как изменится кадастровая стоимость, можно узнать из выписки из ЕГРН или справки о кадастровой стоимости, которые можно получить в МФЦ или заказать в территориальных управлениях Росреестра.
В части транспортного налога поправки уточняют порядок определения момента, с которого плательщики-физлица вправе рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. В указанных целях ст. 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физлицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в ИФНС соответствующее заявление.
С 1 июля 2021 года поправки исключают возможность перерасчета транспортного налога в сторону его увеличения. В связи с этим в ст. 52 НК РФ вносится уточнение, согласно которому перерасчет транспортного налога физлица можно будет проводить только в случаях, если такой перерасчет не влечет увеличение ранее уплаченной суммы этого налога независимо от оснований перерасчета (пп. «а» п. 10 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Что такое налог на недвижимость
В момент приобретения квартиры в новостройке покупатель, ставший владельцем, автоматически превращается в налогоплательщика — на него возлагается обязанность по уплате налога на имущество физических лиц (НИФЛ). Такой налог платят все собственники комнат, квартир и долей в них, гаражей, мест в наземных и подземных паркингах, коттеджей и прочей недвижимости, принадлежащей им на праве собственности.
Характер эксплуатации (факт проживания в новом жилье) для начисления и уплаты налога значения не имеет. Важно само наличие имущества в собственности, а также его стоимость.
Платить нужно ежегодно за каждый объект в отдельности. То есть, если квартира в новом доме — не единственный принадлежащий вам объект жилой недвижимости, то платить необходимо за каждый из них. Сумму вносят до 1 декабря того года, который следует за отчётным.
Как рассчитать налог на недвижимость
Расчет по кадастровой стоимости
До 2015 года имущественный налог в России считался от инвентаризационной стоимости объекта — этот показатель учитывает только стоимость стройматериалов и амортизацию и никак не привязан к его рыночной ценности. Кадастровая стоимость ближе к рыночной, поскольку учитывает и другие факторы:
— особенности участка
— инфраструктуру по соседству и на территории
— характеристики дома
— рыночную стоимость похожих объектов
Поскольку в подавляющем большинстве случаев кадастровая стоимость выше инвентаризационной, размер налога для владельцев с переходом на новую схему вырос. Чтобы сделать этот процесс не таким резким для собственников, перевод на новые правила расчета налога на недвижимость проводился постепенно, с применением понижающих коэффициентов. Но сейчас переход полностью завершен во всех регионах.
Действующая схема расчета призвана приблизить размер налога к рыночной стоимости объекта недвижимости. Но рыночная стоимость очень подвижна и сильно зависит от экономической конъюнктуры, это хорошо видно на примере 2021 и 2022 годов.
Поэтому в качестве базы для расчета НИФЛ используется кадастровая стоимость. Ее регулярно пересчитывают: в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе этот перерасчет проводится не реже чем раз в три года, в других регионах — раз в пять лет. Регионы могут по собственной инициативе производить эту переоценку и чаще.
Последняя переоценка кадастровой стоимости в Москве, например, произошла c 1 января 2022 года — в зависимости от округа показатели выросли на 14,7-23,6%. Соответственно, вырос и размер имущественного налога, но москвичи пока ощутили это только в теории.
«Физические лица уплачивают транспортный, земельный налог, налог на имущество физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом)», — поясняет юрист юридической фирмы «Арбитраж.ру» Екатерина Кузьмина.
То есть до 01.12.2022 надо выплатить НИФЛ за 2021 год — в Москве тогда еще действовали старые нормы оценки. А вот в конце 2023-го суммы в платежках столичных собственников заметно вырастут.
Вычеты по налогу на недвижимость
На расчет влияют несколько ключевых параметров: кадастровая стоимость объекта, налоговый вычет (если есть), ставка налога и налоговый период. Рассмотрим подробнее каждый из них.
«Для расчета налога берется кадастровая стоимость объекта, но если речь о жилье, то показатель уменьшается за счет налоговых вычетов. Из общей площади жилого дома при расчете налога исключаются 50 кв. м, квартиры — 20 кв. м, комнаты — 10 кв. м. То есть налог для владельца квартиры площадью 33 кв. м будет исчисляться от кадастровой стоимости 13 кв. м в этой квартире», — поясняет руководитель аналитического центра Домклик Мария Ромчанова.
Следующий фактор — налоговая ставка, которая различается для разных типов недвижимости. Кроме того, на нее влияют стоимость объекта и его местоположение (регионы могут устанавливать свои ставки — до трех раз выше или ниже общегосударственных).
Единые базовые ставки для разных типов недвижимости в России такие:
— 0,1% — для квартир, комнат, долей в них; домов; гаражей и машино-мест; недостроенных объектов; хозпостроек на участках ИЖС или ЛПХ
— 0,5% — нежилые помещения, технические здания
— 2% — жилье стоимостью дороже 300 млн руб.
Ставки в конкретном регионе и городе можно узнать на сайте налоговой в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
В Москве и Санкт-Петербурге используется прогрессивная шкала расчета ставки.
«Столичные объекты стоимостью до 10 млн руб. облагаются налогом по ставке 0,1%, 10-20 млн руб. — 0,15%, 20-50 млн руб. — 0,2%. Для недвижимости стоимостью от 50 млн до 300 млн руб. действует ставка 0,3%, дороже 300 млн руб. — общероссийская ставка в 2%», — уточняет Мария Ромчанова.
В Санкт-Петербурге сетка следующая:
— до 5 млн руб. — 0,1%
— 5-10 млн руб. — 0,15%
— 10-20 млн руб. — 0,2%
— 20-300 млн руб. — 0,25%
— выше 300 млн руб. — 2%
Наконец, на расчеты влияет налоговый период. Если объект находится в собственности менее года, налог начисляется не за весь год, а за период владения. Для покупателей новостроек налог рассчитывается только за остаток года после оформления квартиры в собственность (то есть после даты регистрации в Росреестре).
Если квартира в собственности менее года, то стоимость пересчитывается по числу месяцев владения. С какого месяца начисляется налог, зависит от даты вступления в собственность (фиксируется в ЕГРН). Если это с 1-е по 15-е число текущего месяца включительно, налог за текущий месяц начисляется. Если это 16-е число и позже — налог будет начисляться только с месяца, следующего за вступлением в собственность. С учетом этого для объектов, которые в собственности меньше года, применяется коэффициент: число полных месяцев владения / 12.
Примеры расчета
Haлoг считается так:
кaдacтpoвaя cтoимocть имyщecтвa — нaлoгoвый вычeт* кoэффициeнт пepиoдa влaдeния* дoля влaдeния* стaвкa
Для квартиры в Москве площадью 33 кв. м и кадастровой стоимостью 8 млн руб. с единственным собственником, который владеет ею больше года, расчеты будут такими:
налогооблагаемая площадь: 33 кв. м — 20 кв. м (налоговый вычет для квартир) = 13 кв. м
кадастровая стоимость 1 кв. м: 8 млн руб. / 33 кв. м = 242,4 тыс. руб.
кадастровая стоимость налогооблагаемой площади: 242,4 тыс. руб. * 13 кв. м = 3,15 млн руб.
При владении больше года и единственном собственнике сумма налога: 3,15 млн руб. *0,1% (ставка для квартир в Москве с кадастровой стоимостью до 10 млн руб.) = 3150 руб. в год.
Если квартира в собственности у одного человека три месяца, дополнительно применяется коэффициент 0,25, итого на этот год сумма составит 787,5 руб.
Если собственник владеет ½ доли в этой квартире в течение года или более, налог составит 1575 руб. в год. Если эта половина доли принадлежит ему три месяца, на первый год владения сумма уменьшается с коэффициентом 0,25 — и налог составит 394 руб.
Если не оплатить налог вовремя
Если не оплатить налог вовремя, можно получить штраф. А если продолжить игнорировать требования налоговой, ситуация может дойти до суда. Пени рассчитываются по формуле: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от суммы долга. Оба параметра — на каждую конкретную дату, то есть сумма пересчитывается ежедневно, пока не будет погашена задолженность.
«В случае неуплаты налога в добровольном порядке применяются нормы принудительного взыскания. Также должнику на сумму неоплаченных денежных средств подлежат начислению штрафные санкции», — предостерегает Анна Жолобова из коллегии адвокатов «Регионсервис».
Но сначала налоговая должна прислать требование о погашении долга, где указывается срок оплаты. Если в этот срок платеж не поступает, налоговики могут обратиться в суд — дальше дело уже может дойти до взыскания через судебных приставов.
В самых запущенных случаях может быть наложен запрет на выезд за границу (при сумме долга от 30 тыс. руб.), по суду также могут удерживать средства из зарплаты.
«Важно не забывать об оплате и, если в начале ноября на руках еще нет налогового уведомления, стоит проверить информацию в личном кабинете на сайте ФНС или лично в отделении налоговой. Иногда бывает, что, например, из-за человеческого фактора почта не приходит вовремя, но это не избавляет собственников от обязанности оплатить налог до 1 декабря включительно», — советует Мария Ромчанова.
Пример расчета налога на имущество физических лиц
У гражданина в собственности находится квартира площадью 50 м2. Кадастровая стоимость квартиры составляет 5 000 000 рублей. Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 500 000 рублей. Соответственно вычет положенный ему будет равняться 20 м2. Корректирующий коэффициент в его регионе равен 0,6. Ставка налога в регионе 0,1%. Необходимо рассчитать налог на имущество физических лиц.
- Сначала необходимо рассчитать кадастровую стоимость 1 м2 жилья
5 000 000/50 м2 = 100 000 рублей за 1м2, если цифра получилась некруглой, то ее необходимо округлить до целого рубля.
- Определяем стоимость вычета, исходя из кадастровой оценки. Как мы помним он равен 20 м2. Таким образом стоимость 20 м2. 100 000 х 20 = 2 000 000 рублей.
- Определяем кадастровую квартиры стоимость с учетом вычета 5 000 000 – 2 000 000 = 3 000 000 рублей.
- Определяем Нкс, исходя из кадастровой стоимости объекта. 3 000 000 х 0,1% = 3 000 рублей.
- Определяем налог на имущество, исходя из инвентаризационной стоимости объекта. 500 000 х 1,518 х 0,1% = 759 рублей. Коэффициент-дефлятор устанавливается в размере 1,518 на 2023 год согласно Приказу Минэкономразвития России № 595 от 30 октября 2023, который вступил в силу с 27.11.2023.
- Определяем разницу между показателями: 3 000 – 759 = 2 241 рублей.
- Умножаем полученный результат на понижающий коэффициент 0,6. Получаем Нис = 2 241 х 0,6 = 1 344,6 рублей.
- В итоге получаем 1 345 + 759 = 2 104 рубля. Таким образом, НИ = 2 104 рубля.
Если вдруг при расчетах окажется, что Нкс меньше Нис, то в бюджет необходимо будет заплатить Нис. Это сказано в пункте 9 статьи 408 Налогового Кодекса РФ.
Резкое увеличение налогов на недвижимость может негативным образом отразиться на благосостоянии граждан РФ. Поэтому государство ввело послабление для налогоплательщиков. Повышение взносов в ФНС производится постепенно. Формула исчисления представлена в следующем виде:(Налог по КС-налог по инвентаризации)*коэффициент в зависимости от года применения реформы+налог по инвентаризации.Ранее планировалось, что переход к новому режиму исчисления будет производится в течение четырех лет с постепенным увеличением коэффициента, призванного снизить налоговую нагрузку:
- 1 год — 0,2.
- 2 год -0,4.
- 3 год — 0,6.
- 4 год — 0,8.
После планировалось взимать платежи в полном размере.Однако в связи с резким увеличением налогового бремени существенно возросло количество заявлений в суд от граждан, решивших оспорить кадастровую стоимость собственного жилья. Если раньше большие показатели были выгодны, так как позволяли дороже продать недвижимость, то теперь владельцы имущества пытаются снизить его, чтобы платить минимальные взносы в ФНС. Особенно тяжелая обстановка сложилась в 28 регионах, которые начали исчислять налоги по-новому с момента старта реформы — в 2015 году. Соответственно, в 2018 коэффициент достиг отметки 0,6Путин, стремясь стабилизировать экономическое положение граждан, решил принять меры. Указ президента ввел на рассмотрение Госдумы новый закон. Нормативный акт устанавливает максимальный размер коэффициента — 0,6. Тем самым вводится отмена дальнейшего прироста.Помимо этого установлена максимальная граница ежегодного увеличения налога на имущество. Она составляет 10%.
Налог на имущество компаний в Тюмени в 2021 году
1. Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2021 год:
1) общий объем доходов областного бюджета в сумме 147523294 тыс. рублей;
2) общий объем расходов областного бюджета в сумме 179524273 тыс. рублей;
3) верхний предел государственного внутреннего долга Тюменской области на 1 января 2022 года в сумме 21605894 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям в сумме 3684572 тыс. рублей;
4) дефицит областного бюджета в сумме 32000979 тыс. рублей.
2. Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2022 и 2023 годы:
1) общий объем доходов областного бюджета на 2022 год в сумме 153986512 тыс. рублей и на 2023 год в сумме 159275782 тыс. рублей;
2) общий объем расходов областного бюджета на 2022 год в сумме 174898946 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 4250000 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 177296688 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 8630000 тыс. рублей;
3) верхний предел государственного внутреннего долга Тюменской области на 1 января 2023 года в сумме 41108060 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям в сумме 2386738 тыс. рублей, и на 1 января 2024 года в сумме 58064985 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям в сумме 1393663 тыс. рублей;
4) дефицит областного бюджета на 2022 год в сумме 20912434 тыс. рублей и на 2023 год в сумме 18020906 тыс. рублей.
1. Утвердить источники финансирования дефицита областного бюджета на 2021 год согласно приложению 1 к настоящему Закону.
2. Утвердить источники финансирования дефицита областного бюджета на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 2 к настоящему Закону.
3. Утвердить в составе источников финансирования дефицита областного бюджета Резервный фонд Тюменской области на 2021 год в сумме 0 тыс. рублей.
1. Установить, что в доходы областного бюджета от использования имущества, находящегося в государственной собственности, зачисляются 25 процентов суммы прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий Тюменской области за год, предшествующий текущему финансовому году.
2. Установить нормативы распределения доходов между областным бюджетом, бюджетом территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области и бюджетами муниципальных образований Тюменской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 3 к настоящему Закону.
3. Установить дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц (за исключением налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, и налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тыс. рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей), от налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, от налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тыс. рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 4 к настоящему Закону.
4. Установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, подлежащих распределению в консолидированный бюджет Тюменской области по нормативам, установленным федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 5 к настоящему Закону.
5. Утвердить доходы областного бюджета по группам, подгруппам и статьям бюджетной классификации:
1) на 2021 год согласно приложению 6 к настоящему Закону;
2) на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 7 к настоящему Закону.
1. Утвердить перечень главных администраторов доходов областного бюджета — органов государственной власти (государственных органов) Тюменской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 8 к настоящему Закону.
2. Утвердить перечень главных администраторов доходов областного бюджета — федеральных органов государственной власти (государственных органов) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 9 к настоящему Закону.
3. Утвердить перечень главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 10 к настоящему Закону.
1. Правительство Тюменской области вправе направлять средства областного бюджета на финансирование полномочий по предметам ведения Российской Федерации, полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения в соответствии с действующим законодательством.
Правительство Тюменской области использует указанные средства в соответствии с государственными программами, проектами и иными мероприятиями.
2. В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» государственные преференции предоставляются на цели, по видам деятельности и направлениям гарантирования согласно приложению 19 к настоящему Закону.
Размеры государственных преференций и их конкретные получатели либо порядок определения размера государственной преференции и ее конкретного получателя определяются в соответствии с настоящим Законом, иными законами Тюменской области и (или) правовыми актами Правительства Тюменской области.
В Тюмени ставка по налогу на имущество физических лиц может быть установлена в размере от 0,3% до 2% от кадастровой стоимости объектов недвижимости. Об этом сообщил на заседании комиссии Тюменской гордумы по бюджету, налогам и финансам директор департамента финансов и налоговой политики городской администрации Андрей Пилипчук.
Так, проект соответствующего решения гордумы предполагает установить ставку 0,3% для жилых домов, квартир, комнат, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов (если туда входит хотя бы один жилой дом), гаражей и машино-мест, хозстроений или сооружений площадью не более 50 квадратных метров, расположенных на участках для дач и ЛПХ.
Ставку в 2% планируется установить для объектов, кадастровая стоимость каждого из которых более 300 млн рублей. Ставку в 0,5% — для остальных объектов недвижимости. «Например, сюда можно отнести нежилые объекты, апартамент-отели, единые недвижимые комплексы, куда не входят жилые дома и другие объекты», — пояснил чиновник.
При этом налоговая база квартиры определяется как ее кадастровая стоимость минус кадастровая стоимость 20 кв. метров общей площади квартиры. В случае с комнатой — минус 10 кв. метров площади, с жилым домом — минус 50 кв. метров, единого имущественного комплекса (с хотя бы одним жилым домом) — минус 1 млн рублей.
Расчет налога по новым правилам, если решение будет принято на ближайшем заседании думы, будет осуществляться с 1 января 2018 года. Если сумма начисленного налога по кадастровой стоимости превысит налог по инвентаризационной, то в 2019 году жители будут платить 20% разницы между налогом по кадастровой и инвентаризационной стоимости. В 2020 году — уже 40%, в 2021 году — 60%, в 2022 году — 80%. Полную стоимость собственник будет платить только с 2023 года.
«Если налог от кадастровой стоимости меньше, чем из инвентаризационной, то налог подлежит уплате по кадастровой стоимости в полном объеме в первый же налоговый период», — пояснил чиновник.
Ожидаемая сумма поступлений налога по данным ставкам в 2019 году — 501 млн 489 тыс. рублей (рост налоговой нагрузки в 1,6 раза). В том числе по объектам недвижимости, введенным в строй после 1 января 2013 года (уже не имеют инвентаризационной стоимости), — 108 млн 67 тыс. рублей.
Освобождены будут от налогов, напомнил Андрей Пилипчук, пенсионеры, инвалиды первой и второй групп, инвалиды детства, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, герои Советского Союза и России, чернобыльцы и другие категории граждан.
В ходе обсуждения председатель комиссии Оксана Величко пояснила, что ставки по налогам на имущество физлиц в Тюмени в последний раз менялись в 2005 году.
Депутат Алексей Чирков упрекнул городских чиновников, что они установили слишком большую ставку по налогу на имущество физлиц — 0,3% от кадастровой стоимости жилья, тогда как Налоговый кодекс дает возможность установить ставку в 0,1%. «Объясните мне и обоснуйте, почему мы Налоговый кодекс позволяет сделать ставку в 0,1%, а мы берем максимальную ставку в 0,3%? Мы можем получать колоссальные неплатежи, потому что люди сейчас из последних сил платят», — высказался депутат.
На что Андрей Пилипчук ответил, что этот налог полностью муниципальный и деньги поступают на благо города. «Если мы считаем, что какие-то категории населения выпадают и им действительно будет сложно жить с таким налоговым бременем, мы готовы отдельно это рассматривать, но в будущем. Сейчас мы должны принять решение», — пояснил он.
В Тюмени зарегистрировано более 397 тыс. объектов налогообложения, имеющих кадастровую стоимость. Это в 1,4 раза больше, чем объектов с инвентаризационной стоимостью. Разница — более 109 тыс. единиц, из которых более 61 тыс. — квартиры, 21 тыс. — гаражи и машино-места и более 17 тыс. — жилые дома.
Рассчитать примерную годовую стоимость нового налога на недвижимость вы можете при помощи нашего калькулятора. Сумма субсидии в 20 кв. метров уже учтена. Узнать кадастровую стоимость можете при помощи специального онлайн-сервиса.
Пенсионер имеет право на освобождение от налога на один объект каждого вида имущества, установленного законом:
- квартира/комната;
- частный дом;
- гараж или место для машины;
- специально оборудованное помещение (галерея, ателье, студия) или жилая квартира/комната/дом, переделанная под музей, библиотеку, галерею и т.д – для пенсионеров, профессионально занимающихся творчеством;
- хозяйственное строение или сооружение до 50 кв.м, расположенное на участке земли, которое было предоставлено для ведения личного подсобного хозяйства, постройки дачи или частного дома, садоводства или огородничества.
Для применения льготы объект имущества должен находиться в собственности пенсионера.
От налога не могут освобождаться те объекты имущества, которые используются в предпринимательской деятельности.
- Налоги
- Медицинские услуги
- Газоснабжение
- ЖКХ
- Налог на имущество
- Распублика Башкортостан
- Удмуртская Республика
- Нижегородская область
- Московская область
- Самарская область
- Краснодарский край
- Ленинградская область
- Республика Татарстан
- Челябинская область
- Ставропольский край
- Новосибирская область
- Кемеровская область
- Уральский ФО — налог на имущество
- Свердловская область
- Тюменская область
- Курганская область
- Южный ФО — налог на недвижимость
В соответствии с порядком, действующим с 2018 г., в Тюменской области расчет налога на имущество осуществляется на основании кадастровой стоимости. Такой порядок уплаты налога распространяется на следующее имущество:
- жилой дом;
- жилое помещение (квартира, комната);
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здание, строение, сооружение, помещение.
Обратите внимание, что жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговые ставки в процентах от кадастровой стоимости объектов налогообложения установлены в г. Тюмени в следующих размерах (исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения):
Вид объекта налогообложения |
Ставка налога (%) |
Жилые дома, части жилых домов |
0,3 |
Квартиры, части квартир |
0,3 |
Комнаты |
0,3 |
Единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы один жилой дом | 0,3 |
Гаражи и машино-места |
0,3 |
Объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом и единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы один жилой дом |
0,3 |
Хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства |
0,3 |
Объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации |
2,0 |
Объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей |
2,0 |
Прочие объекты налогообложения |
0,5 |
Ставки налога такие же как и большинстве городов Тюменской области.
С какого момента платится налог на имущество?
Обязанность по уплате рассматриваемого налога возникает у гражданина, как только он оформляет право собственности на какой-либо из объектов недвижимости, перечисленных в начале статьи. Факт перехода недвижимости в собственность человека удостоверяется ее государственной регистрацией в установленном законом порядке.
Если человек купил недвижимость по договору о долевом строительстве, то плательщиком рассматриваемого налога он будет, опять же, только по факту государственной регистрации собственности на купленное жилье.
При ипотеке — несмотря на то, что недвижимость будет находиться в залоге у банка, человек, оформивший соответствующий кредит, становится полноценным плательщиком рассматриваемого налога с момента государственной регистрации объекта недвижимости. Собственником квартиры, так или иначе, является человек, оформивший ее в ипотеку.
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
Отражение недоимок и пеней в лицевом счете
Как известно, многие налогоплательщики тратит много времени и сил на разруливание непонятных ситуаций в лицевом счете в налоговой, возникших не по их вине.
ФНС заверяет, что при ЕНС человеческий фактор практически исключён (например, когда налоговая неправомерно зачтет платеж в счет несуществующей недоимки так, что на налог уже денег не хватит). Суммы обязательств юрлиц и ИП будут погашены автоматом исходя из указанных самим плательщиком в декларации или заявлении об исчисленных суммах.
В случае несогласия с долгом нужно провести сверку с налоговой для устранения причин (при их наличии), повлиявших на наличие задолженности.
Все способы разрешения спорных начислений, имеющиеся сейчас, остаются доступны налогоплательщику. Дополнительно появляется возможность отслеживания своих расчетов с бюджетом в оперативном режиме (см. выше).
Налогообложение доходов с продажи недвижимости ИП: нюансы
Действительно, с точки зрения законодательства РФ ИП — это также физическое лицо. Однако, то, каким образом он будет исчислять налог с продажи офиса, может определяться не только нормами статей 217 и 217.1 НК РФ, но также и нормами права, которые регламентируют порядок уплаты налогов на выручку, полученную ИП в бизнесе.
В случае, если ИП не использовал реализованный офис в бизнесе — налогообложение выручки с реализации данного объекта будет осуществляться в том же порядке, что изучен нами выше — в этом смысле статус индивидуального предпринимателя ничего не меняет.
Однако, если ИП использовал проданный офис в бизнесе, то налогообложение выручки с реализации соответствующего объекта будет осуществляться — вне зависимости от длительности пользования офисом, по ставке:
- 13% — если ИП работает по общей системе налогообложения или ОСН;
- 6% или 15% — если ИП работает по упрощенной системе или УСН (соответственно, по схеме «доходы» или же схеме «доходы минус расходы»).
Что делать, если не согласен с оценкой
Если собственник не согласен с оценкой и считает ее завышенной, можно заказать независимую оценку и добиваться того, чтобы кадастровую стоимость приравняли к рыночной.
«Для этого правообладатель объекта должен обратиться в специально созданную комиссию, в том числе включающую в свой состав членов государственного бюджетного учреждения, которое первоначально устанавливало ее размер», — рассказывает советник практики недвижимости и строительства Коллегии адвокатов «Регионсервис» Анна Жолобова.
В качестве подтверждающего доказательства несоразмерности прикладывается отчет независимой оценочной организации. И в случае получения отрицательного решения комиссии правообладатель вправе обратиться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости объекта в размере рыночной.
Итак, кадастровая стоимость является обязательным условием, при котором по объекту начисляется налог на имущество в 2023 году. Она не является константой, то есть может меняться в зависимости от различных факторов. Для определения этой стоимости проводится кадастровая оценка недвижимости.
Какие именно объекты должны быть оценены по кадастровой стоимости в целях налогообложения, указано в статье 378.2 НК РФ. К ним относятся:
- административно-деловые и торговые центры;
- помещения под офисы, для торговли, заведений общественного питания и оказания услуг;
- некоторые типы объектов иностранных юрлиц;
- жилая недвижимость, гаражи, машино-места, дачные дома, хозяйственные постройки на участках под ИЖС или подсобное хозяйство, а также объекты незавершённого строительства.
Это общий список типов объектов. В каждом регионе по решению властей проводится оценка их кадастровой стоимости. В текущем году подавляющая часть российсикх регионов оценивает недвижимость по кадастровой стоимости. Такая оценка может быть проведена как выборочно, так и в отношении всех видов объектов недвижимости. Как пример – администрация субъекта РФ решает провести оценку в отношении всех многоквартирных домов.
После определения кадастровой стоимости издаётся закон о том, что налогообложение объектов должно проводиться на её основе.
С налогом на недвижимость предпринимателей, которую они используют в бизнесе, всё намного проще, поскольку считать его самому не приходится. Этим занимается ИФНС. Всё точно так же, как и с личной недвижимостью гражданина. Нужно лишь удостовериться, что налоговый орган знает об объекте недвижимости, а когда придёт квитанция – уплатить указанную сумму.
Платёж налога производится 1 раз, поскольку установлен только налоговый период. Крайний срок – 1 декабря следующего года. Никаких отчётов подавать в налоговый орган не нужно.
Максимальная ставка, по которой взимается налог на имущество при УСН – 2%. Власти конкретного субъекта РФ могут снизить её до нуля либо увеличить, но не более, чем в 3 раза. Как и в случае с налогом на недвижимость организаций, ставки могут быть дифференцированы.
Приведём пример ставок в Санкт-Петербурге:
- гаражи и машино-места облагаются по ставке 0,3 %;
- дорогостоящая недвижимость (более 300 млн рублей) – по ставке 2%;
- жилая недвижимость – по ставкам от 0,1 до 0,25% в зависимости от типа и стоимости;
- некоторые иные объекты – по ставке 0,1%.