Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно нарисовать схему ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Требования по составлению
При составлении схемы ДТП в 2023 году необходимо придерживаться установленных требований:
- Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
- Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
- Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
- Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
- Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.
Как составить схему ДТП: образец и бланк
Схема ДТП – графический план произошедшего автомобильного происшествия, рисуемый от руки. Он является одним из приложений к протоколу, составляемому автоинспектором в ходе оформления аварии, и к извещению о ДТП в адрес компании-страховщика. Для правильного составления схемы, чтобы она смогла служить юридически значимым документом, следует соблюдать ряд обязательных правил.
- Схема ДТП – что это?
- Кто должен рисовать схему
- Для кого необходима
- В ГИБДД
- Страховая
- Как нарисовать схему ДТП: правила
- Информация, включаемая в схему
- Спецсимволы
- Основные рекомендации по оформлению
- Скачать бланк для составления плана ДТП
- Типовые схемы ДТП
- Ошибки при составлении схемы и их последствия
- Заключение
Для облегчения графического отображения ДТП при его оформлении без участия сотрудников полиции был разработан пакет типовых схем, отражающих наиболее часто встречающиеся варианты ДТП. О целесообразности применения типовых схем на практике имеются разные суждения. В нашем же случае консультативную помощь опять оказал Михаил Андреевич:
– Михаил Андреевич, скажите, в вашей практике типовые схемы применяются?
– Они существуют, обновляются, но действовать по-настоящему, оказывая реальную практическую помощь, эти шаблоны не могут, несмотря на то, что они являются серьезным и фундаментальным трудом. Обычно каждое происшествие имеет лишком много индивидуальных нюансов, сильно затрудняющих графическую стандартизацию. Другое дело, что типовые схемы имеют ценный обучающий потенциал – ознакомиться с ними заранее полезно каждому водителю.
От себя добавлю, что типовые схемы не применяются при:
- Бесконтактных дорожно-транспортных происшествиях.
- ДТП, оформленных с нарушением п. 2.6 и пп. 2.6.1 ПДД РФ, а также и ст. 11.1 «Закона об ОСАГО».
- Неправильно заполненных 16-м или 17-м пунктах извещения или отсутствии в нем подписей участников ДТП о согласии.
- Нестандартных ситуациях.
Распространенные ошибки
При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2022 году:
- Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
- Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
- Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.
Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2022 году:
- Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
- При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
- Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
- В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
- Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
- Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.
Если зарисовка дорожно-транспортного происшествия не верна
На практике нередко возникает ситуация, когда участники ДТП, ознакомившись со схемой места происшествия, не соглашаются с ее формулировкой. В таком случае возникает необходимость в оспаривании данного документа согласно законодательству РФ.
Обычно участники аварии не согласны со схемой, если она составлялась без их ведома. Но даже личное присутствие заинтересованного лица при составлении схемы не всегда гарантирует её полноту и достоверность.
Опротестовать изображение можно, если:
- информация неполная (не зафиксированы следы, имеющие отношение к ДТП, нет дорожных условий, способствующих возникновению аварийной ситуации);
- схема недостоверна (специально или случайно искажена – ошибочно отображено место столкновения автомобилей или наезда на пешехода);
- рисунок оформлен с нарушением нормативов (обжалуется в установленном законом порядке).
Отдельным случаем, при котором схема ДТП считается недействительной и должна быть опровергнута – её фальсификация – умышленное искажение всех сведений или их части. Выбор способа оспаривания зависит от конкретной ситуации и исходит из оснований, по которым конкретный участник не согласен со схемой.
Обычно исправление схемы происходит путем:
- восполнения недостающих сведений (дополнительный осмотр места происшествия, которое проводится по ходатайству лица не согласного с первой версией документа);
- опровержения всех данных (приобщение к материалам дела новых доказательств в противовес исходным данным).
Какие включаются сведения?
Чтобы данный документ содержал актуальные и достоверные данные, в него обязательно включается следующая информация:
- детальное описание места, где произошла авария, поэтому прописывается наименование улицы и трассы;
- указывается, как именно располагались автомобили перед столкновением, а также в каких направлениях двигались;
- если на пути машин имелись преграды, то они обязательно прописываются в документе;
- приводятся места расположения других важных объектов на дороге, к которым относятся дорожные знаки, строения, светофоры и разметка;
- если перед столкновением на дороге имелись другие автомобили, то они обязательно прорисовываются на схеме;
- точно указывается место, где произошло столкновение;
- отмечается, где находились машины уже после аварии.
Когда нельзя самостоятельно составлять схему?
Самостоятельное составление схемы ДТП в 2019 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:
- В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.
- В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т.д.).
При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).
- Участники ДТП смогли договориться, и у них нет разногласий относительно степени вины.
- Оценочная сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей.
Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2019 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров).
Что представляют собой типовые схемы
Все стандартные схемы разделены на несколько категорий в зависимости от передвижения транспортных средств перед аварийной ситуацией:
- В попутном направлении;
- Во встречном направлении;
- Под определённым углом относительно друг друга;
- Задним ходом;
- Один из автомобилей находился в неподвижном состоянии.
Типовые схемы представляют собой таблицы, в графах которых отображается определённая информация:
- Рисунок дорожной ситуации;
- Краткое описание произошедшего;
- Цифровое отображение степени вины первого автомобиля;
- Отображение степени вины второго автомобиля.
Несмотря на то, что типовые схемы не пользуются особой популярностью среди водителей, их стоит иметь при себе как образец оформления ДТП. Полный пакет подобных документов предлагается на официальном сайте РСА в разделе «В помощь страхователю».
Правила составления схемы
Для того чтобы по десять раз не перерисовывать схему ДТП, нужно составить ее согласно простым и понятным правилам. Единых правил не существует, но очевидно, что схема должна быть оформлена должным образом. При анализе схемы и зафиксированных на ней важных моментов не должно возникнуть спорных вопросов.
При составлении схемы нужно придерживаться следующих правил:
- Формат схемы. Для составления схемы желательно взять отдельный лист а4. Это позволит увеличить масштаб и указать большинство важных деталей.
- Название. Составляемая схема должны иметь название — Схема ДТП.
- Местность ДТП. Первым делом наносится положение участка дороги с указанием названий улиц и названий объектов. Например, это может быть перекресток двух улиц Ленина и Пушкина, или проезжая часть дороги, имеющая название Репина, а ближайший дом №145.
Также стоит зарисовать, где находится тротуар, трамвайные пути, дорожные знаки, светофор с горящим нужным светом, разметка, открытый колодец и т. д.
- Место ДТП. Рисуется положение автомобилей в момент ДТП и направление движения каждой из них. Форму автомобилей можно использовать простые прямоугольники. Обязательно нужно обозначить каждый из них, один из которых «А», а другой будет «Б». Направление езды проще указать стрелками. Место удара автомобилей нужно обозначить «Х».
- Другие участники движения. Стоит зарисовать положения стоящих автомобилей, которые, например, препятствовали движению.
- Следы ДТП. Стоит с особой внимательностью осмотреть место ДТП, рассмотреть появившиеся следы, например, тормозной путь участников ДТП. Все обнаруженные следы нужно измерить и нанести на схему.
Желательно опросить и найти очевидцев ДТП. Их данные также необходимо записать под схемой.
Что должно быть в схеме ДТП
К рассмотрению принимается только такой документ, который содержит всю необходимую информацию. Иногда он составляется без участия сотрудников ГИБДД, поэтому каждый водитель должен знать, на какие моменты обратить внимание.
Согласно требованиям к схеме ДТП, она должна включать:
- расположение транспортных средств до аварии с указанием направления их движения;
- позицию и тип препятствий на дороге, если они есть;
- положение знаков, светофоров, тип разметки;
- расстановку других транспортных средств, если те оказывали влияние на ситуацию на дороге, например, выступали препятствием для машин – участников ДТП;
- данные по ширине дорожного полотна и количество его полос в направлении следования участников ДТП;
- место столкновения – если их было несколько, то самым важным считается первое;
- расстановку транспортных средств после того, как авария произошла.
Ситуации, когда возможно оформление
В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:
ситуация | кто составляет | обязательна/необязательна |
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД | Участники ДТП | Обязательна |
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС | схему ДТП самостоятельно составляют участники | Рекомендовано |
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ | Участники ДТП могут составить дополнительную схему | По усмотрению |
Правила: как оформить?
Строгих правил, которым нужно следовать, нет. Главным критерием этого рисунка является чёткость изображения, понятная трактовка, не вызывающая дополнительных вопросов.
Лучше воспользоваться готовыми образцами и обратить особое внимание на следующие данные:
- дата и время происшествия, наименование местности;
- расположение улиц с их названиями;
- перекрестки, трамвайные пути, светофоры (с уточнением цвета в момент аварии), дорожная разметка, знаки и островки безопасности;
- объекты, прилегающие к дороге: сооружения, ограждения, столбы, газоны;
- обозначение машин буквами «А», «Б» (в виде простых геометрических фигур);
- расположение авто в момент происшествия;
- направление, в котором двигался транспорт, отмеченное стрелками;
- место удара (или ударов) – указывается крестиком;
- другой транспорт, если он препятствовал движению и причастен к ДТП;
- прочие важные детали – следы торможения, заноса, осколки.
Последствия неправильной прорисовки
Нарушение правил составления графического плана является причиной признания документа недействительным. Несоблюдение условий оформления, внесение недостоверной информации – основание для отказа в возбуждении административного дела, выплате денежной компенсации от страховой компании. При возникновении разногласий с другим водителем необходимо вызвать сотрудника ГИБДД для проведения разбирательства.
Возникновение аварийной ситуации – причина обязательного составления схемы ДТП. Водители вправе самостоятельно изобразить обстоятельства происшествия или дождаться приезда инспектора. Правильное оформление графического плана, указание достоверных сведений, проставление подписи – обязательные требования для признания чертежа документом, имеющим юридическую силу.