Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За уклонение от уплаты налогов привлечь к ответственности могут не только предпринимателей и юридические лица, но и самозанятых, а также физических лиц в части налогов, которые он должен платить самостоятельно (например, в случае продажи или сдачи в аренду недвижимости, выигрыша в лотерею и пр.).
В каких случаях бизнес привлекают к уголовной ответственности по налоговым правонарушениям
Неприятные последствия могут наступить в 2 случаях:
- Если предприниматель или организация умышленно подают заведомо ложные или неверные данные, в результате чего уменьшают размер выплат в бюджет. Например, часть доходов проводят мимо кассы и не указываю в декларации, завышают величину расходов на УСН «Доходы минус расходы» и пр.
- Когда вообще не платят налоги, сборы и взносы, не сдают декларации и другие виды финансовой отчетности. Такое бездействие с точки зрения закона тоже является правонарушением.
Комментарий к ст. 122 НК РФ
1. Объектом правонарушения, рассматриваемого в комментируемой статье, являются отношения по уплате налогов. Непосредственный объект — отношения, связанные с исполнением обязанности по уплате налога.
При этом виновный нарушает целый ряд норм настоящего Кодекса, в частности положения статей 3, 23, 24, 44, 45 НК РФ.
Опасность характеризуемого правонарушения состоит в том, что оно подрывает источники финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, приводит к тому, что бюджеты, не получая соответствующих сумм налогов, становятся дефицитными либо испытывают значительные трудности. Кроме того, виновный, совершая данное налоговое правонарушение, незаконно сберегает часть своего имущества, неосновательно обогащаясь и паразитируя за счет других участников налоговых отношений.
2. Прежде чем анализировать объективную сторону данного налогового правонарушения, поясним несколько определений:
а) налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;
б) неуплата налога — это полное неисполнение виновным своей обязанности по уплате налога. Иначе говоря, виновный игнорирует обязанность, возложенную на него статьей 57 Конституции РФ и статьей 3 НК РФ (о том, что «каждый обязан платить законно установленные налоги»). При этом виновный не только нарушает правила п. 1 ст. 45 НК РФ (о том, что он обязан самостоятельно и своевременно исполнить обязанность по уплате налога), но и не намерен (даже впоследствии) исполнить эту обязанность;
в) неполная уплата налога отличается от неуплаты налога тем, что виновный:
— все же частично исполняет свою обязанность по уплате налога. Не имеет при этом значения, в какой части он исполнил указанную обязанность (например, уплатил 20% суммы налога, половину этой суммы и т.п.). Однако полностью уплатить сумму налога виновный и не собирается (не для этого он занижал налогооблагаемую базу): наоборот, он стремится представить дело таким образом, что, осуществив неполную уплату налога, он тем самым в полном объеме «исполнил» обязанность по уплате налога;
— не нарушает формально срок исполнения обязанности по уплате налога. Иначе говоря, всем своим поведением (в том числе и тем, что частичной уплатой налога он якобы исполнил обязанность по уплате налога в полном объеме) виновный внешне демонстрирует, что он в установленном порядке и своевременно уплатил причитающуюся сумму налога;
г) сами по себе неуплата налога или неполная уплата налога не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей: объективная сторона данного деяния налицо лишь постольку, поскольку неуплата, неполная уплата налога явились следствием:
— занижения виновным налогооблагаемой базы (она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются в Кодексе);
— неправильного исчисления налога по итогам одного или нескольких налоговых периодов (ст. 55 НК РФ). Конечно, это может быть результатом и счетной, и технической ошибок, и неверного определения налоговой ставки, и т.д. Не это главное: важен сам факт неправильного исчисления суммы налога, подлежащей уплате;
— других неправомерных действий (бездействия). Например, виновный неправомерно использует льготы, скрывает объекты, облагаемые поимущественными налогами, уклоняется от регистрации недвижимости в целях уклонения от уплаты налога и др.;
д) объективная сторона анализируемого деяния налицо и тогда, когда неуплата либо неполная уплата сумм налога обнаружены (выявлены) налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки, и в случаях, если:
— факт неуплаты или неполной уплаты налога нарушитель выявил самостоятельно (например, в ходе проведения внутренней проверки, ревизии, иных форм контроля). Аналогично решается вопрос, если упомянутые факты были выявлены в результате внешнего аудита, силами третьих лиц, приглашенных виновным для проверки правильности и своевременности исчисления и уплаты налога. С другой стороны, лицо освобождается от ответственности по статье 122 Кодекса, если оно внесет соответствующие изменения и дополнения в налоговые декларации в порядке, установленном статьей 81 НК РФ;
— неуплата или неполная уплата налога были выявлены в ходе камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ). При этом налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени, однако налоговая санкция, предусмотренная комментируемой статьей, применяется только судом;
е) в настоящее время такие деяния преследуются в соответствии с ТК РФ.
Нужно учесть, что Конституционный Суд РФ (в Определении от 18 января 2001 г. N 6-О) указал на то, что положения пунктов 1 и 3 статьи 120 НК РФ и пункта 1 статьи 122 НК РФ:
— определяют недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений;
— не могут (в связи с этим) применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. См. также Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 202-О.
3. Субъектом анализируемого налогового правонарушения являются не только налогоплательщики (ст. 19 НК РФ), но и налоговые агенты, иные лица.
Предусмотренная комментируемой статьей ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного статьями 198, 199 — 199.2 УК РФ (см. п. 3 ст. 108 НК РФ).
Привлечение организации к ответственности за совершение рассматриваемого деяния не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).
4. Субъективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется наличием обеих форм вины, т.е. и умыслом, и неосторожностью.
При этом правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ, совершается лишь по неосторожности, а пункт 3 статьи 122 НК РФ — только умышленно, о чем прямо сказано в комментируемой статье.
5. За совершение налогового правонарушения, предусмотренного:
— пунктом 1 статьи 122 НК РФ, с виновного взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога;
— пунктом 3 статьи 122 НК РФ, — штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства (они указаны в п. 1 ст. 112 НК РФ) размер штрафов уменьшается как минимум в два раза. При наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 НК РФ, размеры штрафов увеличиваются на 100%.
Отвественность за налоговое преступление
За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:
-
штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);
-
принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;
-
арест сроком до шести месяцев;
-
лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.
Налоговая и административная ответственность
Налоговая ответственность наступает тогда, когда есть задолженность или другие нарушения. Штрафы в этом случае такие:
- 20% от выявленной суммы в случае, когда по неосторожности была занижена база налогообложения;
- 40% от суммы, если доказана умышленность занижения базы;
- 20% от суммы в ситуации, когда уплата налогов производилась одним из представителей консолидированной группы, но при этом были переданы неверные сведения (случайно, а может, совсем не переданы);
- 40% от суммы, когда такие сведения были не переданы намеренно;
- 20% от суммы в том случае, когда неуплата зафиксирована за налоговым агентом.
Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов
Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).
Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.
Налоговая ответственность
Согласно статье 107 НК РФ, к ответственности за неуплату налогов могут быть привлечены как юридические, так и физические лица в возрасте от 16 лет.
Когда организация отвечает перед налоговой инспекцией за неуплату сборов, не исключается привлечение к административной или уголовной ответственности её руководителя.
Налоговая ответственность это финансовые санкции, то есть штрафы по решению налогового органа, выявившего нарушения. В то же время, существенно снизить штраф (как минимум в два раза) можно при наличии смягчающих обстоятельств: неуплата вследствие особых обстоятельств (тяжелое заболевание члена семьи, к примеру), под влиянием угрозы или вследствие служебной зависимости и т.д. И напротив, денежная санкция может быть увеличена вдвое при наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение подобного правонарушения повторно. Перерасчет штрафа с учетом смягчающих или отягчающих обстоятельств вправе производить или апелляционная инстанция налогового органа или суд.
Уголовная ответственность за неуплату налогов ИП
Ответственность по нормам УК РФ для физлиц предусмотрена, если их неуплата по налогам, сборам и страхвзносам будет крупной или особо крупной (ст. 198 УК РФ).
Размер задолженности, когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов ИП, или физлицом:
- крупная – доля неуплаты выше 10% от общей суммы платежей «к уплате» за 3 года подряд, составляющей более 900 тыс. руб., либо неуплаченная в срок сумма превышает 2 млн 700 тыс. руб.,
- особо крупная — доля неуплаты выше 20% от общей суммы платежей к уплате за 3 года подряд, составляющей более 4 млн 500 тыс. руб., либо, когда неуплата превысила 13 млн 500 тыс. руб.
Санкции для физлиц установлены ст. 198 УК РФ:
Вид наказания для физлиц |
Размер наказания за неуплату |
|
в крупном размере |
в особо крупном размере |
|
Штраф за неуплату налогов |
100 тыс. — 300 тыс. руб., или равный доходу за 1-2 года |
200 тыс. – 500 тыс. руб., или равный доходу за 1,5-3 года |
Принудительные работы |
до 1 года |
до 3 лет |
Арест |
до 6 месяцев |
— |
Лишение свободы |
до 1 года |
до 3 лет |
Размер штрафа определяется на основании норм, содержащихся в ст.69 и 122 НК РФ. Для организаций ответственность за неуплату налоговых сборов прежде всего выражается в начислении пени за каждый день просрочки. Уплата начисленных пени не освобождает юридическое лицо от погашения основной суммы финансового обязательства перед налоговой инспекцией.
Ответственность для организаций наступает с учетом характерных особенностей:
- в случае выявления сведений, свидетельствующих о занижении налоговой базы, организации грозит штраф, размер которого может составлять 20% от общей суммы налога;
- если будет обнаружено, что юридическое лицо умышленно занижало налоговую базу или производило неправильный расчет, с целью уменьшения суммы налогового сбора, то ответственность наступает в виде 40% штрафа.
Аналогичная схема применения штрафных санкций предусматривается и для лиц, зарегистрированных в качестве ИП.
Неуплата налогов юридическим лицом. Ответственность в 2017-2018 году
Для предпринимателей и юридических лиц любой формы собственности установлена обязанность по уплате налогов и сборов, закрепленных законодательством РФ. Состав налоговых обязательств будет зависеть от видов деятельности организаций и ИП, а в ряде случаев и от выбранной схемы налогообложения.
В представленном материале можно узнать, что грозит за неуплату налогов юридическим лицом или предпринимателем.
Закон выделяет следующие основания, по которым может наступать ответственность за неуплату налогов ИП в 2017 году:Если предприниматель или юридическое лицо официально зарегистрированы в ИФНС, у них возникает обязанность уплачивать различные виды налогов, либо перечислять единый платеж при выборе специальных налоговых режимов (ЕНВД, патент и т.д.). За нарушение порядка и сроков представления отчетности и уплаты налогов грозит налоговая, уголовная или административная ответственность.
- непредставление налоговых деклараций и иных аналогичных документов в срок, установленный в законе;
- искажения сведений в отчетных документах, которые повлекли занижение налоговой базы и суммы начисленного налога;
- неуплата или неполная уплата начисленного налога в срок, установленный в законе.
Рассмотрим основания и порядок привлечения к ответственности, если юридическим лицом нарушены сроки или порядок уплаты налогов.
Неуплата и уклонение от уплаты налогов: в чем разница и что за это будет
Налоги и сборы являются основным источником пополнения государственного бюджета. Обеспечение поступления данных платежей в бюджет — одна из приоритетных задач любого государства.
Поэтому за исполнением плательщиками обязанности платить налоги контролирующие органы всегда следили довольно серьезно.
Особенно это проявляется в последнее время, когда в СМИ все чаще стали появляться публикации о задержании должностных лиц различных компаний и возбуждении в отношении них уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.
Документом, устанавливающим виды налогов и сборов (пошлин), сроки и порядок их уплаты в бюджет, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части).
Налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в бюджет. Уплата налога не предусматривает выполнение каких-либо действий со стороны государственных органов в отношении организаций и физических лиц.
Сбор (пошлина) — это тоже обязательный платеж в бюджет.
Но в отличие от налога, сбор (пошлина) взимается, как правило, за совершение госорганами юридически значимых действий в отношении организаций и физических лиц (выдача лицензий/разрешений/патентов, допуск к участию в дорожном движении, разрешение дел в суде и т.п.). Сбор (пошлина) также взимаются в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) страны.
Налоги и сборы делятся на республиканские и местные (в зависимости от территории действия), также существуют особые режимы налогообложения.
Сегодня в Беларуси установлены следующие виды налогов и сборов (пошлин):
Республиканские Местные Особые режимы налогообложения
Налоги |
|
— налог за владение собаками |
|
Сборы (пошлины) |
|
— курортный сбор; — сбор с заготовителей | — сбор за осуществление ремесленной деятельности — сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма |
Ответственность организаций
Организации также должны платить налоги. Их перечень зависит от применяемой системы налогообложения. В отличие от граждан компании по всем налогам должны сдавать расчеты и делать отчисления в бюджет.
К организациям применяются те же санкции, что и к физическим лицам: санкции одинаковы для всех налогоплательщиков. Поэтому компания заплатит те же 20% от суммы недоплаченного налога. Кроме того, ее должностное лицо будет привлечено к административной ответственности.
Определено, что за одно и то же нарушение нельзя штрафовать дважды, однако в данном случае такого не произойдет. К налоговой ответственности будет привлечена компания, а к административной – должностное лицо, а это разные субъекты.
Во избежание недоразумений и целесообразного расходования личного бюджета, все декларации должны подаваться вовремя, а налоги – уплачиваться. Обязанность подать расчет не означает, что по нему должен быть совершен платеж: закон дает возможность воспользоваться вычетом либо иным образом уменьшить налог. Это касается граждан. В результате сумма налога может быть уменьшена до нуля, а при нарушении сроков увеличена в несколько раз.
Размер штрафов за нарушение
Размер штрафа зависит от того, в рамках какой ответственности человек получил наказание. В зависимости от этого и будет различный размер штрафа. Как правило, к административной ответственности привлекаются лица, допустившие такое нарушение, а вот сам налогоплательщик несет налоговую и уголовную ответственность.
Налоговая ответственность и размер штрафа:
- Неправильный размер расчета доходов и расходов. Штраф от 10 до 30 тысяч рублей в зависимости от размера нарушений;
- Неподача декларации подразумевает штраф в размере до 5% от размера налога, который должен быть уплачен по данной декларации. Правда, не более 30% от размера такого обязательства и не менее 1000 рублей за каждый месяц просрочки;
- Неуплата налогов влечет за собой штраф до 40% от размера долга, но не менее 20% от нее;
- При неуплате НДФЛ налоговым агентом штраф составит 1000 рублей за месяц.
Обращаем внимание, что это за каждого работника.
Административная ответственность:
- При нарушении сроков постановки на учет штраф от 500 до 1000 рублей;
- При неподаче декларации штраф составит 300-500 рублей. Такую ответственность несет должностное лицо, допустившее неподачу декларации;
- Не предоставление необходимых для проверки документов ФНС влечет за собой штраф в размере до 500 рублей.
Налоговые преступления: зарубежные страны и их система
В ряде развитых стран наступает уголовная ответственность за налоговые преступления. Налоговой системой государств предусмотрены штрафы и лишение свободы за уклонение. В Великобритании срок заключения под стражу до 14 лет. Особенностью налоговых нарушений в Германии является то, что они касаются подделки и незаконного использования льгот. Тюремное заключение составляет 5 лет.
Налоговые преступления в США караются не только исходя из федеральных законов, но и региональных. Так, налоги удерживаются в пользу государства и отдельного штата налогоплательщика. Практикуются смягчающие обстоятельства при правонарушении: незнание закона, хорошая репутация гражданина, психическое заболевание, давление бухгалтера или советника. Активное сотрудничество и обещание полностью погасить долг также снимет ответственность с нарушителя.
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает составы преступления, когда ответственность наступает в зависимости от вины для руководителя и/или главного бухгалтера.
Так, руководитель и/или главный бухгалтер могут быть привлечены к ответственности за уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ).
Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций, совершенное в крупном или особо крупном размере, в виде значительных штрафов (до 500 000 руб.), лишения свободы (до шести лет), лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (статья 199 Уголовного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей.
А особо крупным размером считается сумма, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.
Разъяснения судам по поводу привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления даны в постановлении Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.
Постановление N 64 впервые дало официальное разъяснение объективной стороны налоговых преступлений исходя из положений ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ.
Согласно разъяснениям Постановления N 64 уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются действия, осуществленные с целью неуплаты налогов и (или) сборов, приводящие к полному или частичному не поступлению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
При этом уголовная ответственность может наступить, только если применялись способы, указанные в УК РФ, а именно:
умышленное непредставление налоговой отчетности, представление которой закреплено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;
умышленное включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений.
Способами уклонения от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере считаются как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление необходимых документов).
Какой существует срок давности
Лицо может быть привлечено к установленной отечественным законодательством ответственности за неуплату налогов, только в течение определенного срока. Срок давности для применения тех или иных санкций установлен в ст. 113 НК РФ.
Так, налоговая инспекция может привлечь юридическое лицо либо ИП к ответственности только в рамках трехлетнего срока после окончания периода, в котором совершено наказуемое деяние.
При взыскании штрафа с организации и ИП срок давности рассчитывается с момента истечения срока требования о выплате штрафа. Такое требование высылается плательщикам налогов, если они нарушают действующее законодательство, и не отчисляют требуемые налоги.
Следует отметить, что ИФНС РФ может приостановить действие срока давности. Это допускается в случае, если правонарушитель совершает действия, мешающие проведению выездной проверки и, соответственно, не дающие установить налоговую сумму, подлежащую выплате.
При этом моментом приостановления течения данного срока является день составления соответствующего акта, предусмотренного ст. 91 НК РФ. Возобновляется течение исковой давности только тогда, когда исчезают препятствия для проведения сотрудниками ФНС выездной проверки.
В том случае, когда налогоплательщик отказывается исполнять предъявленные требования, налоговая инспекция вправе в двухмесячный период принять решение об истребовании штрафа или же в течение полугода обратиться в судебную инстанцию с заявлением о его взыскании. Точкой отсчета является истечение сроков, указанных в требовании, которое было направлено инспекцией по адресу налогоплательщика.
Отдельно следует отметить, что наказание не последует, если правонарушение совершено при наличии оснований, перечисленных в ст. 111 НК РФ. В частности, вина исключается, если уклонение от налогов произошло вследствие:
- стихийного бедствия, той или иной чрезвычайной ситуации;
- лицо находилось в таком состоянии, когда оно не могло отдавать отчета своим действиям, например, из-за болезни;
- исполнение плательщиком разъяснений налогового органа, что в результате привело к правонарушению.
Данный список не является исчерпывающим. Иные факты, исключающие вину плательщика, могут быть приняты налоговым органом или в зале суда.