Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство физических лиц в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 октября 2015 года в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ были внесены дополнения, благодаря которым теперь и физические лица имеют право подавать в арбитражный суд заявление на признание гражданина банкротом.
В закон внесут новые поправки
Серьезные изменения ожидаются закон «О банкротстве». О подготовленных поправках заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Должников — физ. лиц, желающих пройти банкротство, разделят на три группы — по уровню их доходов.
Обсуждается повышение платы за работу финуправляющих в 4 раза — с 25 тыс. рублей за каждую процедуру (реструктуризация долга и реализация имущества) до 100 тыс. рублей. Хотя, возможно, депутаты эту поправку и не примут, но уже сейчас известно, что основные изменения поддерживает комитет Думы по собственности.
Иначе, чем сейчас, будут отбираться финансовые управляющие и вообще институт арбитражных управляющих будет глобально реформирован.
Против многих поправок выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — напомним, что закон говорит не только о банкротстве физ. лиц, но и о процедуре несостоятельности компаний. Но опыт говорит, что при активном правительственном лобби Госдума принимает законы очень быстро, иногда три чтения проходят за одну неделю.
Поправки в закон о банкротстве внесены в Госдуму
Пакет поправок в «Закон о банкротстве» был внесен в Госдуму 17 мая 2021 года. Но вступить в силу они должны в полном объеме только через год после их принятия. Поправки уже довольно давно, еще в 2019 году, были разработаны Минэкономразвития. Но их критиковали все юрики и физики, причастные к банкротному процессу. И вот, наконец-то, кажется, что все интересы учтены. Но битва в Думе предстоит жесткая.
Законопроект даже меняет название действующего федерального закона. В новой редакции он называется федеральный закон «О реструктуризации и банкротстве». Даже из названия понятно, что упор правительство делает на возврат долгов, а не на их списание. Что ж, для списания кредитов должникам придется прилагать больше усилий.
Внесенный вариант поправок согласован с управлением правовой информации президента. Именно у этого управления ранее было больше всего нареканий к новациям, предлагаемым в законопроект.
Процедура банкротства подразумевает вовлечение в процесс многих лиц. Для проведения признания неплатежеспособности требуются граждане, выступающие основными участниками:
- непосредственно должник – физическое лицо имеет право присутствовать на всех этапах и процессах признания несостоятельности, а юридическое лицо вправе принимать участие в процедурах оздоровления и наблюдения;
- нанятый арбитражный управляющий;
- представитель владельца имущества должника – назначается при условии конкурсного производства или начала внешнего управления;
- участник от собрания кредиторов – уполномоченные органы должны знать о его назначении.
Перечисленные лица имеют отношение к процессу и могут принимать участие в процессах, указанных, как этапы признания лица банкротом.
Лица, участвующие в арбитражном процессе
Помимо основных участников, существуют и иные лица, указанные в законе о банкротстве и принимающие участие в арбитражном процессе. К ним относятся:
- выбранный представитель от работников, чьим нанимателем является должник;
- представитель учредителей, собственника имущества или унитарного предприятия;
- лицо, представляющее собрание кредиторов;
- если дело касается государственных тайн, то требуется присутствие участника от федерального органа исполнительной власти;
- другие участники, чье участие предусматривается ФЗ о банкротстве и АПК РФ.
Перечисленные лица могут быть привлечены к процессу разбирательства о признании финансовой несостоятельности согласно статье 32 п.1 ФЗ№127.
Какими правами обладают участники процесса банкротства
Все основные и иные лица, указанные в законе о банкротстве, наделены определенными правами и полномочиями. Указанные ранее субъекты, относящиеся к делу о банкротстве, имеют право:
- формулировать и задавать интересующие их вопросы, касающиеся разбирательства;
- просматривать зарегистрированные документы по делу – их можно скопировать или запросить выписку;
- предоставлять суду новые доказательства по делу банкротства и знакомиться с существующими;
- составлять и направлять различные жалобы, ходатайства по делу и получать уведомления о других жалобах.
Финансовый управляющий
Суд после вынесения определения о признании заявления о банкротстве физического лица обоснованным — утверждает финансового управляющего.
Финансовый управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих основной функцией которого является деятельность по координации под контролем суда всей хозяйственной деятельности гражданина-должника в целях максимального удовлетворения требований его кредиторов за счет полной или частичной реализации имущества должника.
Решения финансового управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.
Суд утверждает финансового управляющего по предложению должника или на основании протокола собрания кредиторов. Суд направляет определение в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих). Если суд не указал конкретную кандидатуру финансового управляющего, то СРО в течение 9 дней с даты получения определения суда представляет кандидатуру финансового управляющего. Если суд указал конкретного финансового управляющего СРО в течение 9 дней с даты получения определения суда направляет информацию о соответствии требованиям кандидатуры.
Собрание кредиторов может выбрать финансового управляющего и предложить в суд кандидатуру для утверждения. Выбор финансового управляющего собранием кредиторов оформляется протоколом. СРО после получения протоколоа собрания кредиторов направляет в суд информацию о соответствии финансового управляющего требованиям Закона.
СРО обязана обеспечить свободный доступ заинтересованным лицам (кредиторам, должнику, его адвокату, представителю и т.д.) доступ к проведению процедуры выбора кандидатуры финансового управляющего.
По результатам рассмотрения представленной СРО информации суд утверждает финансового управляющего.
Если СРО не предоставляет в суд информацию по кандидатуре финансового управляющего, суд дело откладывает, заинтересованные лица выбирают иную СРО.
Что такое банкротство
Банкротство — это возможность законно списать долги через суд либо их реструктуризировать. Однако просто заявить в банк о своей несостоятельности и отказаться от долговых обязательств не получится. Банкротство должно быть подтверждено судебным решением. Свое тяжелое материальное положение придется доказать. Такие дела рассматриваются в арбитражном суде. Процесс этот непростой.
Заявить о банкротстве физлица могут несколько сторон:
- сам гражданин;
- кредитор (банк или другие финансовые организации);
- государственный орган — (чаще всего ФНС).
Важно учесть, что подача заявления не гарантирует, что по окончании всех процедур долги будут списаны.
По закону заемщик вправе подать заявление в суд, если:
- фактически не в состоянии исполнить денежные обязательства в установленный срок;
- очевидны признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества;
- размер задолженности превышает стоимость имущества должника.
Ограничения в правах во время банкротства
Здесь возникают трудности в следующем:
- на время процедуры закрыт доступ ко всем денежным операциям по счетам и картам, все банковские карты будут под контролем финансового управляющего;
- физлицо более не распоряжается своим имуществом без одобрения управляющего: продать дом или купить машину, находясь в стадии банкротства, невозможно;
- запрещаются все сделки отчуждения, дарения имущества в пользу родных;
- банкрот обязан передать все банковские карты, пароли от «Личных кабинетов» онлайн-банков и электронных счетов арбитражному управляющему;
- запрещен выезд за границу по усмотрению суда.
Сколько времени занимает процесс банкротства
После того как все необходимые документы собраны и переданы в суд, а госпошлина и вознаграждение для управляющего оплачены, происходит рассмотрение судом документов, признание решения обоснованным и назначается финансовый управляющий. Начинается непосредственно само ведение процедуры банкротства с реализацией имущества и распределением денежных средств кредиторам. В среднем банкротство длится около 6–8 месяцев. Однако процедура может затянуться, если:
- у заемщика есть дорогостоящая собственность, которая может довольно долго продаваться через аукцион;
- есть спорные сделки, которые финансовый управляющий решит проверить;
- происходит оспаривание судебного решения.
Иногда банкротство длится 1–2 года.
Институт банкротства физических лиц
Если заемщик не может выполнить свои долговые обязательства, с точки зрения права он становится несостоятельным. Как и для организации, для гражданина в таком случае может наступить состояние банкротства. Разумеется, если обстоятельства дела будут соответствовать нужным положениям законодательства.
Третий пункт 1 статьи Федерального Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» разрешает применять для банкротства ФЛ положения, касающиеся аналогичного процесса для организаций.
В том числе применяются пункты о порядке конкурсного распределения имущества, возможности частичного удовлетворения кредиторских требований и другие правила.
Поэтому физическое лицо признается банкротом исключительно по судебному решению. Рассмотрение дела может начинаться по заявлению должника. При этом физ. лицо уплачивает госпошлину в размере 300 рублей. Сразу оговоримся, что этим расходы потенциального банкрота на процедуру не ограничатся.
В результате арбитражного судопроизводства неспособность полного исполнения гражданином его обязательств перед кредиторами или по выплате в бюджет квалифицируется как его банкротство.
Вышеуказанный законодательный акт объединяет в гражданском банкротстве три вида: для ИП, КФХ и собственно физического лица. Последний вид действует с 1998 года. В 2018 г. вступили в силу изменения по последствиям признания несостоятельности ФЛ, которых коснемся ниже.
Признаки несостоятельности ФЛ
Пределом, после которого можно вести речь о наличии признаков несостоятельности физического лица, считается 3-месячная просрочка исполнения обязательств перед государством или кредитором. Кроме того, суд принимает к сведению:
- конкретный период, в который должник не выполнял обязанности по кредиту или внесению платежа;
- сопоставление размера задолженности и стоимости имущества должника;
- сумму долга.
Для возбуждения дела о БФЛ необходимо наличие следующих условий:
- прекращение платежей;
- просрочка от 30 дней в сумме от 10% всех обязательств;
- недостаточность стоимости имущества для покрытия задолженности;
При отсутствии у должника имущества, которое можно реализовать, кроме перечисленного, необходимо наличие оконченного исполнительного производства. В случае, когда о банкротстве объявляет сам должник, совокупная сумма требований должна превышать 10 000 руб.
У кредитора есть право на обращение в арбитраж при сумме общего долга от полумиллиона рублей. Такой же долг, согласно п. 1 ст. 213.4 того же закона, обязывает должника самостоятельно писать заявление в суд.
Пошаговая инструкция оформления банкротства физических лиц или финансовой несостоятельности граждан
Положения главы X №127-ФЗ детально регламентируют все этапы процедуры банкротства физического лица. Четкое и последовательное выполнение каждой стадии является обязательным условием успешной реализации мероприятий и решения стоящих перед его инициатором задач.
Важно понимать, что процедура является продолжительной, требуя серьезных финансовых и временных издержек. Например, получение определения суда о начале мероприятия занимает от полумесяца до трех.
Дальнейшие этапы еще продолжительнее: реструктуризация долгов длится 4 месяца, а реализация имущества 5 месяцев. Указанные сроки, по сути, являются минимальными и не учитывают проведения подготовительных мероприятий. На практике уложиться в них достаточно сложно. Каждый из этапов очень важен и требует подробного описания.
Кого не могут назначить управляющим
Сам процесс выбора и назначения строго регламентируется российским законодательством. Предложить кандидатуру может тот субъект, которой и подал заявление на рассмотрение дел о банкротстве. Утвердить управляющего имеет право только арбитражный судья.
Перед утверждением происходит тщательная проверка кандидата через запрос в СРО. Это некоммерческая организация, которая координирует работу и все действия арбитражных управляющих. Ст. 22 четко прописывает права и обязанности этой саморегулируемой организации. В течение 2 недель СРО должно предоставить суду все необходимые сведения о соискателе.
К арбитражному управляющему предъявляют ряд требований:
- быть гражданином РФ
- не иметь судимости за умышленные правонарушения
- иметь высшее экономическое или юридическое образование
- дополнительно сдать экзамен на должность управляющего (теоретическую часть)
- пройти стажировку как помощник
- иметь опыт работы руководителем
- быть членом СРО
- не быть банкротом
Несоответствие хотя бы одному из перечисленных требований может служить причиной не назначения.
Помимо этого управляющим не могут назначить лицо, которое:
- дисквалифицировано на работе (есть лишение прав занимать руководящую должность)
- заинтересовано либо стороной кредиторов, либо должника
- не застраховало свою ответственность от того, что можно причинить убыток третьему лицу
- не имеет доступ к гостайне (если процесс это предполагает)
А также лицо, которое само является должником, т.е. не возместило взятые обязательства (либо возместило частично).
При добавлении в ФЗ о банкротстве в 2015 г физических лиц, был неутешительный прогноз о том, что предстоит стремительный бум исков от рядовых граждан, и на Арбитражные суды ляжет большая нагрузка. Но судебная практика за прошедшие годы показала иную статистику. Работа судов по процессам о несостоятельности набирает обороты постепенно.
К концу 2015 г было подано более чем 2 тысячи заявлений. Для сравнения, дел о неплатежеспособности юридических лиц было рассмотрено 13 тыс.
В 2016 году уже в первые 6 месяцев показатели превысили прошлый год (почти 3 тысячи дел). Во втором полугодии количество заявлении от физических лиц превысило объем дел юрлиц в 1,5 раза.
В 2017 году существенное увеличение лиц, заявляющих о своей финансовой несостоятельности, произошло в 3-4 квартале. Прошли процедуру банкротства почти 19 тысяч россиян.
В 2018 году также наблюдался рост должников. Только за первое полугодие было открыто более 19 тыс. дел. Всего же было рассмотрено более 28 тысяч банкротств.
В статистические расчеты включаются не только рядовые россияне, но и индивидуальные предприниматели.
Если изучать цифры с позиции списали долги/не списали, то картина следующая (таблица ниже).
Годы | Количество человек, которым списали долги (в тыс.) | Долги не списали при том, что процедура банкротства пройдена | Процент несписания (%) |
2015-2016 | 4,1 | 35 | 0,85 |
2017 | 18,5 | 280 | 1,44 |
2018 | 28,5 | 580 | 1,99 |
Суммарно за 4 года действия закона было списано долгов у более чем 51 тысячи человек. Процент несписания в среднем составляет 1,72%. Это говорит о том, что закон о банкротстве в России работает. Тем не менее, это меньше 10% от предполагаемых банкротств.
Федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом
«..В случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, например при банкротстве градообразующей организации (п. 2 ст. 170), федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника являются лицами, участвующими в деле о банкротстве должника (п. 1 ст. 34).
Указанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать иные процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве для реализации предоставленных прав (п. 2 ст. 34 Закона о несостоятельности)» (извлечение из письма Минэкономразвития РФ от 03.10.2011 N Д06-4863 («Вопрос: О дополнительных гарантиях защиты прав работников и расширении прав кредиторов по взысканию задолженности по оплате труда и выплате выходных пособий в рамках дела о банкротстве должника-работодателя; об учете интересов муниципальных образований в ходе дел о банкротстве организаций»).