Как узнать машина в утиле или нет?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как узнать машина в утиле или нет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Утилизация – это процесс, при котором машина полностью уничтожается безопасным способом. На специализированных пунктах ее разбирают по отдельным деталям, сортируют, в зависимости от типа материала и отправляют на переработку.

Способы утилизации ТС

Ранее автовладельцы прибегали к процедуре утилизации только в отношении старых машин по причине невозможности их дальнейшей эксплуатации, чтобы освободить в гараже место под новое ТС или избавиться от оплаты транспортного сбора. С 2010 года в России утилизируются как старые, так и относительно новые автомобили. В последнем случае речь идёт о машинах с небольшим пробегом, но старше 10 лет. Ведь утилизировать абсолютно новое ТС нет никакого смысла.

Автомобилисты, которых интересует, как утилизировать автомобиль в 2022 году, должны знать, что в настоящее время можно воспользоваться одним из доступных способов выполнения данной процедуры:

  • самостоятельно сдать старое авто в утилизационный пункт, который может выдать свидетельство (акт) для снятия его с учета в ГИБДД;
  • сдать машину в металлолом или разборку;
  • утилизировать её по госпрограмме через автосалон или утилизационный пункт.

Покупка утилизированного автомобиля

На основании Приказа от 24.11. 2008 нельзя восстановить регистрацию автомобиля, сданного на ликвидацию. Но машины, не доставленные на утилизационный пункт, могут снова пройти оформление. В ГИБДД выдаётся специальная справка, но она не является 100% гарантией, что транспортное средство будет уничтожено. Некоторые лица получают документ из Госавтоинспекции, чтобы не платить государству налоговые сборы, ведь официально машины не существует.

Есть владельцы, пытающиеся продать утилизированный транспорт, главное знать, какие последствия следуют после такого приобретения.

Как быть, если при покупке вы не знали, что автомобиль в утиле?

Когда стало известно, что машина в утиле, надо незамедлительно обратиться в органы ГИБДД, тогда не последуют штрафные санкции и в действиях покупателя не будет вины.

Как он влияет на цены

Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).

Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2020 года.

Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.

Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.

Все это существует внутри системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и с 2020 года субсидии будут выше у тех, кто добился высокого уровня локализации производства.

Другими словами, российских производителей автомобилей по технологии «отверточной сборки» в скором времени – с 2022 года – приравняют к импортерам и заставят платить утильсбор по полной (пока же им компенсируют 50% сбора).

То есть, от утилизационного сбора по факту будут освобождены те, кто смог устроить производство по полному циклу – включая штамповку, сварку и окраску кузовов (без этого производитель не наберет минимальные баллы по локализации и не получит субсидию).

Тем не менее, утилизационный сбор эксперты все еще считают попыткой государства заработать побольше. На инфраструктуру по утилизации техники, напоминает Наталья Беляева, деньги все еще не тратятся:

«Так адаптация российского законодательства к условиям членства в ВТО породила самое большое плутовство.
Ежегодно бюджет получает примерно 180 млрд рублей, из которых НИ одного рубля НЕ тратится на то, что было обещано и внесено в Закон 89-ФЗ «об отходах производства и потребления» (п.8 ст.24.1) – «компенсации из бюджета затрат на создание инфраструктуры, которая потребуется для утилизации техники».

Читайте также:  Новые правила проведения медосмотров с 2022-2023 года

Сейчас все стыдливо обходят тему такой компенсации. Поднимая при этом ставки утилизационного сбора.

Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.

С другой стороны, сохранение таможенных барьеров позволило поддержать отечественного производителя. Сейчас в России производится более 90% продаваемых внутри страны автомобилей, что позволило отрасли сравнительно спокойно пережить кризис.

Что касается коммерческого транспорта, утилизационный сбор вносит свои коррективы в планы бизнеса, говорит Дмитрий Мельников. По его словам, распространение сбора на полуприцепы погубило бизнес тех, кто зарабатывал на их импорте:

«Если судить по рынку грузовиков, введение утилизационного сбора дало очень многое. Восемь лет назад новых КАМАЗов, особенно в магистральных перевозках, было очень мало. Основной магистральный тягач на тот момент, на наших дорогах – 5-10 летний европейский тягач. Сейчас доля того же КАМАЗа, уже значительна, причем на эту технику пересели не только крупные федеральные компании, но и мелкий бизнес.

Конечно, нет ничего хорошего для рынка в создании искусственной конкуренции, это не здоровый путь развития. Однако, как не крути, он сработал, и отечественный производитель усилил свои позиции. И, возможно, это хорошо. Возможно, развитие отечественного автопрома – это более важная задача, чем поддержка мелких предприятий. Я не могу со своей частной позиции судить об этом.

Однако в 2018 году утилизационный сбор вновь дал о себе знать. Он в очередной раз был повышен, и были впервые введены по некоторым видам техники сборы, да еще какие. В этом году для меня лично, как для импортера техники был закрыт рынок полуприцепов. Был введен заградительный размер сбора на полуприцепы старше трех лет.

В отличии от 2012 года, когда были понятны причины и были понятны «наследники» этого рынка, в виде отечественных производителей ну скажем седельных тягачей. Которые были в состоянии обеспечить рынок техникой в необходимых объемах. В 2018 году ситуация стала совершенно непонятной.

Да, в России есть производители полуприцепов. Но, в отличии от производителей тягачей и грузовиков, эти производители на момент введения сборов не были в состоянии удовлетворить спрос не по мощностям производства, не по качеству выпускаемой продукции.

Что получилось в итоге? Прокомментирую лишь рынок полуприцепов, поскольку он будет максимально нагляден. Продажи отечественных полуприцепов не устремились вверх. Да они подросли, но не значительно. Их все равно не стали покупать!

Кто тогда заместил рынок подержанных полуприцепов из Европы? Да, по сути, никто. Единственное, на рынке появились новые игроки и увеличились продажи некоторых опять же импортных марок. За счет чего? За счет снижения цены продукции.

А за счет чего они снизили цены? Естественно, за счет качества».

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

В результате, считает эксперт, вместо работающей программы по замене и утилизации отжившей свое старой техники имеем проблему эксплуатации старой (и часто изношенной) техники на дорогах. Часть перевозчиков ушла с рынка, так как оказалась не в состоянии покупать новую технику даже по российским ценам, остальным приходится экономить и выпускать на дорогу полуприцепы старше 7-10 лет.

При этом импортная техника все же есть, но по качеству она заметно уступает «старшим братьям», менее безопасна и экологична, а еще не приносит пользы отечественному производителю, говорит Мельников:

«До введения заградительного сбора на полуприцепы, как правило эксплуатировать 15-20 летний полуприцеп было нецелесообразно. Их действительно сдавали на металлолом, поскольку купить 5-7 летний полуприцеп было выгоднее, чем эксплуатировать более старый.

Теперь такой возможности нет. Причем уже стал развиваться другой, фактически нелегальный бизнес – продажа старых рам с документами от Европейских полуприцепов, с целью восстановления этой техники кустарным способом.

Все это конечно никак не похоже на борьбу за безопасность и экологию.
Чего нам ждать от повышений 2020 года? Покажет время. В целом, экология, безопасность и поддержка отечественного производителя – это правильно и хорошо. Но методы, которыми это делается оставляют желать лучшего.

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

Поэтому как-то однозначно оценить утилизационный сбор сложно: с одной стороны, его введение загрузило работой российские автомобильные заводы, но с другой – сократило выбор, а в сфере коммерческого транспорта это было особенно разорительно.

Что значит «машина утилизирована»

Процесс утилизации подразумевает переработку подержанного автомобиля. При этом кузов освобождается от всех комплектующих из пластика и резины. Снимаются двигатель, электропроводка, стекла, колеса, приборы и т.д. Сам кузов измельчается в шредере, прессуется и отправляется на переплавку. Процесс трудоемкий, однако многие промышленные предприятия охотно покупают вторичное сырье, так как оно гораздо дешевле.

Машина утилизирована означает, что она снята с учета и юридически больше не существует. Часто случается, что документы на машину утилизированы, а сам автомобиль продолжает ездить или даже продается. Правда при покупке такого авто у нового владельца возникают проблемы с регистрацией машины.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в 2023 году

О том, как проверить авто на утиль по гос. номеру или VIN, мы расскажем ниже.

Что значит «машина утилизирована»

Процесс утилизации подразумевает переработку подержанного автомобиля. При этом кузов освобождается от всех комплектующих из пластика и резины. Снимаются двигатель, электропроводка, стекла, колеса, приборы и т.д. Сам кузов измельчается в шредере, прессуется и отправляется на переплавку. Процесс трудоемкий, однако многие промышленные предприятия охотно покупают вторичное сырье, так как оно гораздо дешевле.

Машина утилизирована означает, что она снята с учета и юридически больше не существует. Часто случается, что документы на машину утилизированы, а сам автомобиль продолжает ездить или даже продается. Правда при покупке такого авто у нового владельца возникают проблемы с регистрацией машины.

О том, как проверить авто на утиль по гос. номеру или VIN, мы расскажем ниже.

Почему утилизируют новые автомобили

Происходит это по двум причинам:

    • Новая машина пострадала при перевозке к месту продажи. Груз обычно застрахован, поэтому страховая компания выплатит дилеру денежную компенсацию. В свою очередь дилер обязан отправить «под пресс» пусть и новое, но уже поврежденное авто.
    • Новая машина попала к покупателю, однако оказалась с серьезным браком, который в ходе эксплуатации послужил причиной возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации (аварии, возгоранию и т. п.). Такой автомобиль подлежит замене на аналогичный. Бракованное транспортное средство утилизируется, а дилер получает компенсацию от страховой компании или производителя.

Некоторые элементы автомобиля, пришедшие в негодность, можно утилизировать оперативно. А иногда еще и выгадать на этом копеечку.

Аккумулятор. Во всех крупных населенных пунктах есть пункты приема. Выручка — до 600 рублей за штуку. Многие магазины при покупке нового аккумулятора принимают старый и дают скидку, в Москве это около 400 рублей.

Литые диски. Цветмет востребован утилизаторами. За комплект 15‑дюймовых дисков предлагают до 6000 руб­лей. При сдаче в цветной лом алюми­ний идет по цене до 110 рублей за килограмм.

Огнетушитель. Выработанные или просроченные принимают практически как лом, при объеме до 10 литров дадут не больше 50 рублей.

Отработанное масло. На этом много не заработаешь — дают всего 7–12 руб­лей за литр. Как и в случае с шинами, возня не стоит свеч. Но если чистота родного края вам хоть немного важна, не выливайте отработку в канаву.

Процесс проведения утилизации

Если вы не планируете покупать новое, но авто не знаете, где можно утилизировать старое, то нужно действовать следующим образом.

Для сдачи старого транспорта в утиль владелец самостоятельно должен найти фирмы, которые предоставляют такую услугу. После этого с одной из организаций нужно заключить договор. Министерство торговли составило список предприятий, который осуществляют утилизацию с целью проведения эксперимента, которые должен повысить спрос на покупку новых автомобилей.

Если за утилизированное ТС хозяину выплачивается установленный сбор, то это гарантирует безвозмездное участие в такой программе (ст. 24.1 Закона 89-ФЗ; ст. 3 Закона 128-ФЗ). В иных ситуациях за услугу придется заплатить.

Организации из списка Минторга должны обязательно иметь лицензию на это. Если такой сбор не выплачивался, то собственник будет осуществлять оплату по прайсу того предприятия, в которое он обратился. И даже в таком случае не придется тратиться, так как при оценке ТС фирма учитывает также и стоимость покрышек, аккумулятора, металлоизделий и других элементов. То есть компенсационные выплаты, которые предусмотрены владельцу по всем этим пунктам, пойдут в зачет оплаты услуги. Такое условие обычно прописывается в договоре.

Утилизирующая компания может, в том числе, оказывать услуги по транспортировке автомобиля и снятию его с регистрационного учета в ГАИ.

Когда в утиль сдают ТС, страна-производитель которых Россия или же авто ввезены из-за границы, на них распространяется утилизационный сбор. Он гарантирует хозяевам таких машин, что процесс по утилизации будет осуществлен бесплатно.

Чаще всего данный сбор владельцам платить не приходится, даже если машина была куплена в России. Обычно оплату производят предприятия-производители или импортеры ТС. Проследить за осуществлением оплаты сбора можно по соответствующей отметке в техпаспорте на а/м. Если он не был оплачен, то в ПТС указывается причина неоплаты.

Причины утилизации автомобиля

Владельцы принимают решение о списании транспорта в таких ситуациях:

  1. Машина (легковая, грузовая, автобус, прицеп и даже мотоцикл) полностью вышла из строя, а её ремонт обойдётся дороже, чем восстановление работоспособности. Кроме того, автовладелец может преследовать цель избавиться от налога за неиспользуемое им транспортное средство.
  2. Автомобиль продан по договору купли-продажи, однако новый собственник не соблюдает условия договора – не оформляет машину на себя и не платит транспортный налог. Выплаты ложатся на продавца, который решает, что утилизировать машину проще, чем решать проблему с недобросовестным покупателем.
  3. Авто находится в угоне, и до сих пор не обнаружено. При этом от владельца по-прежнему требуется платить налоги на транспортное средство.
Читайте также:  Какие льготы ветеранам труда в Москве за электроэнергию в 2023 году

Каждую из трёх проблем можно решить путём утилизации автомобиля. Причём, для первого случая могут возникать определённые нюансы. Машина может быть утилизирована полностью или некоторые её детали могут быть проданы владельцем. А вопрос с проданным по доверенности авто и его угоном решается практически одинаково.

Что такое утилизация автомобилей

Так как авто состоит из разных материалов: пластик, металл, технические жидкости, стекло и т.д., для его списания стоит обратиться в специальные организации по утилизации. Под утилизацией подразумевается уничтожение автомобиля, во время которого не будет нанесен вред окружающей среде и человеку, во время которого авто будет разобрано, а детали будут рассортированы по виду материала.

Регламентируется процедура законом об утилизации автомобилей в России — №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». В статье 24.1 четко указано, что за каждое колесное транспортное средство, самоходную машину, а также прицеп, необходимо уплачивать утилизационный сбор. При этом не имеет значения, авто произведено на территории РФ или ввезено в Россию.

Утилизационный сбор: кто уплачивает?

Что же это такое, утилизационный сбор? Согласно пункту 1 ст. 24-1 закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» каждый приобретатель автомобиля должен заплатить этот сбор, который в дальнейшем будет потрачен на утилизацию машины в соответствии с правилами экологической безопасности.

Сбор на утилизацию платится при ввозе машины из-за границы. Если машина произведена в России, то уплата остается на совести производителя, взнос за транспортные средства, произведенные в других странах, оплачивает тот, кто ввозит автомобиль на территорию РФ. Взимается утилизационный сбор на автомобили лишь единожды.

Не нужно платить утилизационный сбор, если:

  • машина старше 30-ти лет, используется в некоммерческих целях, оригинальные рама, кузов и двигатель в сохранности;
  • автомобиль в собственности диппредставительства, консульства, международной компании, либо сотрудника какого-либо из данных учреждений, членов его семьи.

Как снять машину с учета для утилизации, обязательно ли наличие самого автомобиля, номеров и документов для процедуры?

Снять с учета автомобиль на утилизацию можно в отделении ГИБДД. Потребуются следующие бумаги:

  1. письменное заявление;
  2. паспорт РФ;
  3. ПТС (если есть);
  4. Свидетельство, подтверждающее регистрацию (если есть);
  5. регистрационные знаки (если есть);
  6. генеральную доверенность и ее нотариально заверенную копию, если авто сдает в утиль доверенное лицо.

После того, как все необходимые документы предоставлены, автовладелец получает квитанцию на уплату госпошлины, оплачивает ее и ждет выписки о снятии с учета.

Из данного перечня понятно, что наличие номерных знаков и документов на машину не обязательно, чтобы осуществить снятие авто с учета по программе утилизации. Это так же реально, как утилизировать автомобиль без автомобиля. Достаточно представить в МРЭО вместе с заявлением пояснительную записку о том, что машина уже утилизирована.

Если автомобиль непригоден для дальнейшего использования, чтобы снять его с учета нужно:

  1. Приехать в ближайший межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД со всеми необходимыми документами.
  2. Заполнить заявление на утилизацию, в котором указать необходимость снятия авто с учета в связи с его списанием в утиль.
  3. Написать объяснительную записку по образцу примеров, висящих на доске информации МРЭО.
  4. Сдать бумаги.
  5. Получить справку о снятии с учета.

Если при утилизации машины некоторые элементы планируется снять для последующей продажи, необходимо написать в МРЭО соответствующее заявление о выдаче акта на них, предъявить элементы для осмотра и сдать заявку с пояснениями в приемное окно. Сотрудники МРЭО выдадут свидетельство на изъятый агрегат вместе с выпиской о снятии с учета.

Утилизация автомобиля — его безопасная переработка, которая предотвращает загрязнение окружающей среды, а также снимает аварийность на дорогах из-за затруднительного перемещения по ним старого автомототранспортного средства.

Для этого необходимо обратиться в ГИБДД, захватив необходимые документы, и снять автомобиль с учета.

За утилизацию не требуется оплачивать госпошлину, но так как на снятой с учета машине ездить нельзя, придется воспользоваться платными услугами эвакуатора для перегона авто к месту назначения.

Утилизировать транспортное средство можно также по специальной государственной программе.

Если Вы являетесь собственником машины, но у Вас нет номерных знаков, документов на авто и самого транспортного средства, Вы все равно сможете заявить о намерении утилизировать Ваш транспорт и снять его с учета.

Утилизировать машину можно самостоятельно (разобрав, продав на запчасти). Также можно воспользоваться услугами частной компании.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *