Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приложение № 8. Порядок принятия обязательств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В законодательстве о бюджете разъясняется, когда принимаются расходные обязательства, — в течение всего отчетного периода. Принятие сверх доведенных лимитов — это получение и использование бюджетных средств в размере, превышающем установленные для него на определенной финансовый год ограничения.
Предназначение счетов 0 502 07 000 и 0 502 09 000
Счет 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» предназначен для отражения суммы обязательства, принимаемого учреждением в размере начальной (максимальной) цены контракта при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Показатель по данному счету формируется на дату размещения извещения об осуществлении закупок в единой информационной системе на основании такого извещения.
Отметим, что теперь понятие принимаемых обязательств содержится в п. 308 Инструкции N 157н (оно было введено Приказом Минфина России от 06.08.2015 N 124н). Согласно положениям данного пункта под принимаемыми обязательствами следует понимать обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.
Введение счета 0 502 07 000 связано с принятием Минфином решения об обособленном отражении в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений текущих изменений стоимости заключаемых ими государственных контрактов (договоров) в период осуществления закупочных процедур (конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений). Так как в период, когда учреждение осуществляет процедуру определения поставщиков (исполнителей), известна только максимальная стоимость будущих государственных контрактов (договоров), возможные мероприятия по использованию учреждением разницы между конкурсной и фактической стоимостью этих контрактов (договоров) фактически замораживаются до окончания указанных процедур.
Счет 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» предназначен для отражения суммы отложенных обязательств, возникающих вследствие, например, принятия обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсации за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплате по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, и т.д., расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек) при создании резервов будущих периодов.
Формирование резервов (отражение в учете отложенных обязательств) осуществляется на основе оценочных значений. Порядок и методы определения оценочного значения зависят от вида создаваемого резерва и устанавливаются учреждением в рамках формирования его учетной политики.
При этом оценочное значение обязательств, относимых к будущим событиям, является примерным.
Как принимают лимиты БО
По сути, принять обязательство — значит отразить в учете и подкрепить сопроводительными документами. Принятие БО происходит в пределах установленных лимитов БО в соответствии с ранее заключенными, согласно действующему законодательству, государственными (муниципальными) контрактами и договорами, в том числе с ИП и физическими лицами (ч. 3 ст. 219 БК РФ). Для принятия бюджетного обязательства бюджетному учреждению необходимо подготовить определенные подтверждающие документы:
- контракт (договор) с приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии);
- авансовый отчет;
- расчетную ведомость;
- РКО на выдачу денежных средств подотчет и иные документы.
Данные следует отразить по соответствующим счетам аналитического учета счетов 502 11 ХХХ (где ХХХ – код экономической классификации) «Принятые обязательства на текущий финансовый год», 502 12 ХХХ «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год».
Данные указываются в разрезе аналитических счетов, по которым отражены остатки в графах 11 и 12 Отчетов 0503128 и 0503728. Номера аналитических счетов указываются в графе 1 разделов.
В графах 3 и 4 необходимо указать даты возникновения неисполненного обязательства и исполнения обязательства в формате «ММ.ГГГГ».
Журнал учета принятых обязательств
Аналитический учет по принятым учреждением денежным обязательствам выполняется в «Журнале учета принятых обязательств» по видам расходов (выплатам), предусмотренным планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в соответствии с пунктом 320 Инструкции по применению ЕПСБУ.
Форма журнала 0504064 и привила ее заполнения регламентированы приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н. Согласно ему, данная форма называется «Журнал регистрации обязательств».
В соответствии с Методическими указаниями по формированию регистров учета (пунктом 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н), «Журнал регистрации обязательств» используется для ведения учета по денежным обязательствам учреждения, принятым в текущем финансовом году.
В данной форме 0504064 обязательно указывается основание принятия денежного обязательства с вводом наименования, номера и даты документа, номера счета бухгалтерского учета, суммы, указанной в рублях, или в иностранной валюте, даты постановки обязательства на учет и даты его снятия с бухучета.
Чтобы сформировать в программе «1С:Бухгалтерия госучреждения 8» журнал по учету принятых обязательств, нужно использовать «Журнал регистрации обязательств». Он находится в меню «Бухгалтерский учет» — «Регламентированные регистры бухгалтерского учета» — «Журнал регистрации обязательств».
Сформированный отчет будет содержать: основание принятия ДО (с наименованием, датой и номером договора, контракта — элемента справочника «Договоры и иные основания для принятия обязательств»), номер счета бухучета, который отражает денежное обязательство, сумму ДО, дату его постановки на учет и дату его снятия с бухучета.
Суммой принятого денежного обязательства является сумма проведенных документов «Принятых денежных обязательств», которые зарегистрированы в программе «1С:Бухгалтерия госучреждения 8» в период формирования данного отчета.
Датой постановки на учет денежного обязательства является дата документа по принятому денежному обязательству.
В случае, когда по основанию для принятия денежного обязательства зарегистрировано больше одного документа ДО, например, на сумму окончательного расчета за выполненные или оказанные услуги, и на сумму аванса, то будет отражаться дата того документа, которое было первым по времени.
Датой снятия ДО с бухучета является дата кассового выбытия, то есть день, когда был проведен соответствующий документ (документы): «Заявка на кассовый расход», «Кассовое выбытие» или «Платежное поручение»
В строке «Примечание» проставляется дата и сумма документа по исполнению соответствующего ДО. Отметим, что программа может расшифровывать строки графы «Примечание». Для этого нужно выполнить двойной щелчок левой клавишей мыши, после чего будет открыт соответствующий документ — «Платежное поручение», «Заявка на кассовый расход» или «Кассовое выбытие».
Принимаемые обязательства в учете бюджетных учреждений
Статья 2.7 «Крайняя необходимость» КоАП РФ предусматривает, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Некоторые должностные лица, которых привлекают по ст. 15.15.10 КоАП РФ, просят суд применить ст. 2.7 КоАП РФ. Но, как правило, названные лица не могут доказать наличие крайней необходимости в совершении правонарушения, вследствие чего суды норму не применяют ст. 2.7.
Например, Архангельский областной суд в Решении от 24.12.2015 № 7р-1105/2015 указал на отсутствие объективных данных, подтверждающих нахождение виновного должностного лица и учреждения в состоянии крайней необходимости и наличие опасности, непосредственно угрожающей его личности и правам, или правам других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства.
Саратовский областной суд в Постановлении от 15.02.2018 № 4А-77/2018, Владимирский областной суд в Решении от 17.03.2015 № 11-135/2015 указали, что виновное лицо, заключая договора с превышением соответствующих лимитов, не ходатайствовало о необходимости увеличения таких лимитов, в связи с чем оснований для прекращения дела в соответствии с положениями ст. 2.7 КоАП РФ не имеется.
* * *
Получателю бюджетных средств при заключении государственных и муниципальных контрактов, иных договоров нужно обращать повышенное внимание на то, чтобы принятые им бюджетные обязательства не превышали размеры утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.
В случае привлечения должностного лица к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ оно может привести доводы для признания нарушения малозначительным.
[1] Определением ВС РФ от 30.03.2016 № 301-КГ16-1733 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра.
Счет 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» предназначен для отражения суммы обязательства, принимаемого учреждением в размере начальной (максимальной) цены контракта при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Показатель по данному счету формируется на дату размещения извещения об осуществлении закупок в единой информационной системе на основании такого извещения.
Отметим, что теперь понятие принимаемых обязательств содержится в п. 308 Инструкции N 157н (оно было введено Приказом Минфина России от 06.08.2015 N 124н). Согласно положениям данного пункта под принимаемыми обязательствами следует понимать обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.
Введение счета 0 502 07 000 связано с принятием Минфином решения об обособленном отражении в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений текущих изменений стоимости заключаемых ими государственных контрактов (договоров) в период осуществления закупочных процедур (конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений). Так как в период, когда учреждение осуществляет процедуру определения поставщиков (исполнителей), известна только максимальная стоимость будущих государственных контрактов (договоров), возможные мероприятия по использованию учреждением разницы между конкурсной и фактической стоимостью этих контрактов (договоров) фактически замораживаются до окончания указанных процедур.
Счет 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» предназначен для отражения суммы отложенных обязательств, возникающих вследствие, например, принятия обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсации за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплате по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, и т.д., расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек) при создании резервов будущих периодов.
Формирование резервов (отражение в учете отложенных обязательств) осуществляется на основе оценочных значений. Порядок и методы определения оценочного значения зависят от вида создаваемого резерва и устанавливаются учреждением в рамках формирования его учетной политики.
При этом оценочное значение обязательств, относимых к будущим событиям, является примерным.
Подводя итог вышеизложенному, сформулируем выводы:
- принимаемые обязательства, учитываемые на счете 0 502 07 000, учреждениям следует отражать при осуществлении конкурсных процедур. При заключении договоров без проведения таких процедур принимаемые обязательства не возникают;
- отражение на счете 0 502 09 000 отложенных обязательств осуществляется в бухгалтерском (бюджетном) учете одновременно с операциями по созданию и использованию резервов предстоящих расходов.
При формировании бухгалтерских записей по принимаемым и отложенным обязательствам следует учитывать рекомендации, представленные в Письме N 02-07-07/19450.
Сведения о принятых и неиспользованных обязательствах
Аналитический учет по принятым учреждением денежным обязательствам выполняется в «Журнале учета принятых обязательств» по видам расходов (выплатам), предусмотренным планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в соответствии с пунктом 320 Инструкции по применению ЕПСБУ.
Форма журнала 0504064 и привила ее заполнения регламентированы приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н. Согласно ему, данная форма называется «Журнал регистрации обязательств».
В соответствии с Методическими указаниями по формированию регистров учета (пунктом 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н), «Журнал регистрации обязательств» используется для ведения учета по денежным обязательствам учреждения, принятым в текущем финансовом году.
В данной форме 0504064 обязательно указывается основание принятия денежного обязательства с вводом наименования, номера и даты документа, номера счета бухгалтерского учета, суммы, указанной в рублях, или в иностранной валюте, даты постановки обязательства на учет и даты его снятия с бухучета.
Чтобы сформировать в программе «1С:Бухгалтерия госучреждения 8» журнал по учету принятых обязательств, нужно использовать «Журнал регистрации обязательств». Он находится в меню «Бухгалтерский учет» — «Регламентированные регистры бухгалтерского учета» — «Журнал регистрации обязательств».
В программе «1С: Бухгалтерия госучреждения 8» учет по денежным обязательствам ведется на нескольких счетах:
- 502.12 — денежные обязательства, принятые на текущий финансовый год
- 502.22 — обязательства, принятые на первый год, следующий за текущим
- 502.32 — денежные обязательства, принятые на второй год, следующий за текущим
- 502.42 — обязательства на второй год, следующий за очередным
В соответствии с Инструкцией по использованию ЕПСБУ по данным счетам ведение аналитического учета осуществляется:
- По видам принятых обязательств в разрезе «Принятые обязательства» типа «Справочник Договоры и иные основания возникновения обязательств»
- По видам расходов в разрезе «КЭК» (коды экономической классификации) типа «Справочник КЭК»
- По лицевым счетам в разрезе «Разделы лицевых счетов» типа «Справочник»
- По видам финансового обеспечения деятельности (КФО) и КПС (классификационным признакам счетов) в соответствии со структурой рабочего плана счетов организации
Отражения операций по счетам осуществляется в журнале №9. То есть в проводках по счету будет установлен номер журнала 9, а операции будут отражаться в Журнале по санкционированию № 9.
Заказчику вменяется в обязанность определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), что регламентируется статьей 22 Закона о контрактной системе. Информация о НМЦК (а также об источнике финансового обеспечения закупок – для казенных учреждений это бюджетные средства) включается в извещение о закупке (статья 42 Закона о контрактной системе). Именно с момента размещения извещения в ЕИС (на официальном сайте) начинается процедура определения поставщиков конкурентными способами. Побеждает тот, кто предложит наименьшую цену услуг (работ). В рамках системы финансового контроля важно отследить процент экономии, достигнутый учреждением в ходе реализации плана закупок. То есть разницу (в сторону уменьшения) между ценами заключенных государственных (муниципальных) контрактов и НМЦК, указанных в извещениях о закупках. Именно для этого в Едином плане счетов и появился счет – 50207 «Принимаемые обязательства». На нем отражаются обязательства учреждения, принимаемые при определении поставщиков с использованием конкурентных способов закупок. Следует учесть, что счет 50207 не применяется при принятии обязательств, если закупка осуществляется у единственного поставщика, а также, если расходы не связаны с закупками товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона о контрактной системе при формировании плана-графика обязательно должна быть обоснована начальная (максимальная) цена контракта.
В программном решении «1С: Бухгалтерия госучреждения 8» суммы денежных обязательств, принятых учреждением на текущий год, отражаются в документе «Принятое денежное обязательство». Его можно ввести самостоятельно или на основе документов, например, таких как «Покупка материалов», «Покупка ОС, НМА», «Отражение зарплаты в учете, «Таможенная декларация по импорту» и др.
Принимаемые обязательства в 1С БГУ, ред. 1
Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.
Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.
В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.
Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.
Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).
Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.
Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:
- с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
- с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.
Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).
Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.
Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:
- первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
- следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
- следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
- еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).
При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:
- при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
- при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).
В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.
Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).
Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.
Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.
Под понятием «денежное обязательство» подразумеваются правовые отношения, регулируемые гражданским кодексом РФ, которые предусматривают обязательную выплату денежных средств.
Денежные обязательства могут возникать не только в ходе договорных правоотношений, но и вследствие причинения материального и морального вреда или ущерба здоровью.
Объектом таких обязательств является национальная валюта, денежные знаки которой в государстве на момент составления договора считаются законными.
Такие обязательства имеют ряд признаков:
- Необходимость расчётных средств в виде наличности или в безналичной форме для уплаты долга.
- Наличие договорного соглашения, который чётко указывает размеры денежного обязательства, его валюту, сроки или обязательную цель, которая должна быть достигнута в результате этих правоотношений.
Также, назначение исполнения такого рода обязательств возможно принудительно по соответствующему решению суда.
Денежные обязательства разделяют на такие виды:
- Обязательства, предполагающие передачу зафиксированной суммы денег.
- Такие обязательства, которые могут лишь допускать передачу зафиксированный размер денежной суммы.
Денежные обязательства выражаются в национальной валюте РФ – рублях. С учётом риска инфляции, денежные обязательства прописываются в договорном соглашении в виде иностранной валюты или условных единиц.
Этапы санкционирования расходов бюджета
Санкционирование расходов бюджета проходит в четыре этапа:
Этапы санкционирования | Действия на каждом этапе |
Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства | Получатель бюджетных средств (ПБС) с начало должен заключить госконтракт и соглашение, затем формирует данные о бюджетном обязательстве и подает их в органы Казначейства России. После этого ПБС подает информацию о денежном обязательстве и подает из в органы Казначейства России. Бухгалтер должен отразить в учете бюджетные и денежные обязательства |
Подтверждение денежных обязательств | ПБС формирует и подает заявку в Казначейство на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежные обязательства |
Санкционировать оплату денежных обязательств | Ответственные сотрудники Казначейства проверяют заявку на кассовый расход и делают свою отметку, что в свою очередь разрешают санкционирование оплаты денежных обязательств |
Подтверждение исполнения денежных обязательств | Орган Казначейства оплачивает денежное обязательство с единого бюджетного счета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход |
Учет обязательств в бюджетных и автономных учреждениях
Как следует из письма Минфина России от 21.01.13 № 02-06-07/155, бюджетные и автономные учреждения отражают принятые обязательства, в том числе денежные, в порядке, установленном Инструкцией № 174н, а также Инструкцией № 183н. При этом учреждения должны учитывать положения пунктов 1 и 2 письма указанного письма Минфина.
Бюджетным и автономным учреждениям следует, в первую очередь, обратить внимание на следующие моменты в части отражения в бухгалтерском учете принятых обязательств:
- публичные нормативные обязательства перед физическими лицами, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году отражаются в бухгалтерском учете в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);
- обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) — в сумме заключенных соглашений;
- обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели:
Бюджетное обязательство и денежное обязательство
Принятые бюджетные обязательства — это выделенные на определенный финансовый период (год) и доведенные до учреждений расходные показатели (ст. 6 БК РФ) в пределах установленных лимитов. БО появляется на основании договорных отношений между учреждением и организацией-исполнителем и отражает те затраты, которые учреждение планирует произвести в отчетном году в пределах установленных ЛБО (ч. 3 ст. 219 БК РФ).
В отличие от бюджетных, денежные обязательства — это совокупность обязанностей ПБС по уплате выделенных денежных средств. Оплата должна производиться на основании исполненных условий, заключенных в соответствии с действующим законодательством, отношений гражданско-правового характера.
ДО проводятся в бухгалтерском учете только по факту выполнения условий сделки ГПХ, в момент непосредственной выплаты денежных средств.
Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?
Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.
Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.
В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.
Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.
Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Как отразить в учете бюджетные обязательства и денежные обязательства по заработной плате?
Каков порядок отражения в учете бюджетных обязательств и денежных обязательств по заработной плате? В чем заключается принципиальное отличие одного понятия от другого? В статье автор представил разъяснения по данным вопросам.
Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, другим правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, казенное учреждение заключает и оплачивает в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).
Таким образом, заключение трудового договора (контракта) с работником казенного учреждения означает, что учреждение приняло на себя бюджетные обязательства по его исполнению.
В соответствии с п. 140 Инструкции № 162н, а также с учетом разъяснений Минфина, приведенных в Письме от 21.01.2013 № 02‑06‑07/155 «О порядке отражения обязательств в бухгалтерском учете организаций сектора государственного управления», к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет, которые подлежат отражению в бюджетном учете в следующем объеме:
Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих принятие обязательств, по перечню, установленному учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований финансового органа по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств (п. 318 Инструкции № 157н).
В бюджетном учете для отражения получателями бюджетных средств принятых учреждениями обязательств Инструкцией № 157н предусмотрены соответствующие счета аналитического учета (разд. 6 «Санкционирование расходов экономического субъекта»).
Роль казначейства в исполнении обязательств
Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).
Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.
Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.
Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).
В свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).
Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.
Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.
Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.
Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).
Понятие обязательства
Обязательство представляет собой взаимоотношение участников экономического оборота (товарообмена) — субъектов гражданского права, урегулированное нормами обязательственного права, т.е. одну из разновидностей гражданских правоотношений.
Поскольку обязательства оформляют процесс товарообмена, они относятся к группе имущественных правоотношений. В этом качестве они отличаются от гражданских правоотношений неимущественного характера, которые поэтому не могут приобретать форму обязательств. Невозможно, например, появление гражданско-правового обязательства сына перед родителями поступить на учебу в университет, отказаться от вредной привычки или обязательства признать честь и достоинство конкретной личности.
Какие обязательства не относятся к денежным?
Обременения, о которых идет речь, как отмечают некоторые юристы, нельзя считать денежными, если они не связаны с использованием официальных расчетных средств в качестве инструмента платежа (в случае займа — средства погашения долга). Нельзя также считать денежными те обязательства, которые, быть может, связаны с передачей наличных средств, однако не предполагают установления с управомоченной стороной отношений. Какие здесь могут быть примеры? Как вариант — перевозка наличности инкассационной службой. Это не выполнение денежного обязательства перед банком — это услуга. Но и это еще не все. Есть мнение, что не вполне корректно считать денежными те обязательства, в рамках которых функцию товара выполняют средства расчета, в частности, иностранная валюта.
Денежные обязательства и расчетные отношения
Что такое денежное обязательство и каковы его основные признаки, мы изучили. Существует интересный нюанс, касающийся рассматриваемой правовой категории. Дело в том, что денежные обязательства тесно соседствуют с рядом других явлений из области финансового права. Например, с расчетными правоотношениями. В чем это выражается?
В ряде контекстов юристы отождествляют эти два термина. Например, в договорах, фиксирующих условия займа, иногда могут встречаться такие формулировки, как «фирма такая-то обязуется произвести расчет в такие-то сроки». Данное положение можно без изменения юридического смысла соглашения заменить следующим: «фирма такая-то принимает денежное обязательство, подлежащее исполнению в такие-то сроки».
Многое зависит от трактовки термина «расчет». Под ним может пониматься процесс реализации денежных отношений («идет расчет»). Или же термин может обозначать конечную цель осуществления платежей («мы в расчете»). Есть точка зрения, в соответствии с которой, правоотношения, связанные с исполнением, а также принятием обязательств в рамках денежных контрактов, следует выделять в отдельную категорию — расчетных.
Единых подходов к классификации денежных обязательств в российском финансовом праве пока не выработано. Однако юристами предлагаются различные критерии, в соответствии с которыми можно выделить те или иные виды рассматриваемых нами правоотношений. Достаточно популярна схема, в рамках которой денежные обязательства делятся на два следующих типа:
- связанные с передачей финансовых средств, которые являются предметом договора (с целью получения того или иного встречного удовлетворения);
- связанные с передачей денежных средств, которые являются ценой договора (то есть в качестве возможного встречного удовлетворения).
Соответственно, денежные обязательства в рамках каждого из отмеченных типов подразделяются на большое количество конкретных разновидностей. Рассмотрим некоторые из них.
Если речь идет о правоотношениях, связанных с передачей денежных средств, которые являются предметом договора, то это могут быть:
- обязательства по внесению капитала в уставной фонд хозяйственного общества (основание — учредительный договор);
- обязательства по внесению паевых взносов в производство;
- рента;
- факторинговые обязательства;
- операции с банковскими депозитами.
Есть мнение, что к рассматриваемому типу правоотношений следует относить условное денежное обязательство. Это, например, аккредитив — оформленное соответствующим образом распоряжение владельца банковского счета о передаче того или иного объема денежных средств другим лицам.