Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малый бизнес: точки роста и перспективы в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На самом деле никакого конкретного алгоритма нет, а у каждой программы свои условия. К большинству описанных выше форм поддержки мы приложили ссылки с подробностями. Лучше идите туда и ищите детали, там же будут формы для подачи заявок.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Задачи национального проекта РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:
- Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчётности для предпринимателей, меняющих расчётно-кассовую технику.
- Обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы РФ в автоматическом режиме, освобождение от обязанности предоставлять отчётность, а также оплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.
- Упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объёмов льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
- Развитие инструментов фондового рынка для использования субъектов МСП в целях получения доступа к дополнительным источникам финансирования.
- Повышение доступности инструментов лизинга для субъектов МСП.
- Повышение доступности финансирования микро- и малого бизнеса за счёт микрофинансовых организаций (МФО) и краудфандинга.
- Создание цифровой платформы, ориентированной на информационную поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
- Обеспечение упрощённого доступа для субъектов МСП к мерам поддержки, услугам и сервисам организаций инфраструктуры развития МСП и сбыта товаров и услуг.
- Совершенствование нормативно-правового регулирования системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
- Повышение качества закупочной деятельности крупнейших заказчиков.
- Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ИП, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-техническая сфера, социальная сфера и экология.
- Модернизация системы поддержки экспортёров – субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
- Формирование положительного образа предпринимателя.
- Выявление предпринимательских способностей и вовлечение в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса.
Национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является дальнейшим развитием одноимённого приоритетного проекта, реализовывавшегося с 2016 года.
Предполагается, что нацпроект предложит необходимые меры по поддержке предпринимательства на всех этапах развития бизнеса: от появления идеи до выхода на экспорт.
Всего нацпроект имеет три целевых показателя:
- численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, должна возрасти с 19,2 млн человек в 2018 году до 25 млн в 2024 году;
- доля МСП в ВВП страны должна вырасти с 22,3% в 2017 году до 32,5% в 2024 году;
- доля экспорта субъектов МСП в общем объёме несырьевого экспорта должна увеличиться с 8,6% в 2017 году до 10% в 2024 году.
В проекте бюджета москвы на 2022-2024 годы предусмотрены средства на поддержку малого и среднего бизнеса и развитие цифровой инфраструктуры
Заместитель руководителя Департамента финансов города Москвы Павел Дитятев рассказал депутатам об основных направлениях бюджетных расходов на предстоящие три года на поддержку малого и среднего предпринимательства и развитие цифровой среды в городе Москвы.
В проекте бюджета Москвы на 2022–2024 годы на поддержку субъектов МСП и популяризацию предпринимательской деятельности запланировано 34,6 млрд рублей, из них в 2022 году — 12,1 млрд рублей.
Средства предусмотрены в рамках реализации мероприятий трех государственных программ: «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы», «Развитие цифровой среды и инноваций» и «Столичное образование».
На прямую финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в 2022 году планируется направить 4,2 млрд рублей. Предусмотрено выделение субсидий и грантов по программам обновления производственных фондов, поддержке лизинга и франчайзи, продвижения продукции, в том числе и на экспорт.
«Помимо широкого спектра программ прямой финансовой поддержки субъектов МСП в Москве реализуются проекты по развитию инфраструктуры для бизнеса.
В 2022 году в городском бюджете предусмотрено выделение 4,8 млрд рублей организациям, осуществляющим деятельность в сфере методологической, организационной и информационной поддержки бизнеса, помогающие продвижению товаров, работающие с инновационными компаниями», — отметил Павел Дитятев.
Следующее направление расходов — популяризация предпринимательской деятельности и профориентационная работа с молодежью. В 2022 году на эти цели планируется выделить 3 млрд рублей.
На проекты в области цифровизации на предстоящие три года будет направлено 299 млрд рублей, из них в 2022 году — 102 млрд рублей. Бóльшая часть средств предусмотрена в рамках государственной программы города Москвы «Развитие цифровой среды и инноваций».
«В 2022 году 24,7 млрд рублей планируется выделить на повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти города Москвы за счет внедрения цифровых технологий.
Приоритетным направлением является повышение степени цифровизации столичного здравоохранения. На эти цели направляется 6,7 млрд рублей.
Еще 2,8 млрд рублей предназначено на развитие цифровых сервисов в сфере образования.
На развитие и совершенствование информационной системы управления городским хозяйством в будущем году будет направлено 3,5 млрд рублей. Средства позволят, в том числе повысить эффективность использования коммунальной техники за счет внедрения технологий геолокации», — рассказал Павел Дитятев.
Продолжатся закупки современной вычислительной техники. В 2022 году на эти цели выделяется 12,5 млрд рублей, из них 4,1 млрд рублей образовательным организациям города Москвы, 2,1 млрд рублей — больницам и поликлиникам.
Почти 7 млрд рублей будет направлено на развитие городской сети wi-fi и улучшение качества предоставления бесплатного доступа в интернет для москвичей, а также доступ в сеть органам исполнительной власти Москвы.
На повышение доступности и качества городских цифровых услуг в следующем году планируется выделить 7,9 млрд рублей. Средства будут направлены на развитие общегородской информационной платформы электронных услуг и сервисов. На обеспечение безопасности данных и защиту от несанкционированного доступа к московской цифровой инфраструктуре запланировано 2,1 млрд рублей.
ФСБУ 5/2019: как учитывать запасы с 2021 года
В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019).
Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».
Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».
Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.
Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;
- хозяйственные партнерства;
- потребительские кооперативы;
- производственные кооперативы.
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:
- Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
- Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.
Система поддержки малого бизнеса в РФ
Поддержка малого бизнеса от государства в связи с распространением коронавируса была инициирована президентом РФ. На основе его рекомендаций составлена и разработана полноценная программа, содержащая перечень шагов для того, чтобы малый бизнес в России не прекратил свое существование.
Реализация программы поддержки малого бизнеса регламентируется рядом нормативных актов:
- Постановления Правительства от 03.04.2020 и 10.04.2020;
- ПП от 02.04.2020 № 409;
- ФЗ от 15.10.2020 №-320;
- ПП от 01.10.2020 №1587;
- ПП 02.09.2020 №1340.
Гос. помощь МБ, включая ИП в 2023 году, осуществляется с помощью разных инструментов:
- мораторий на банкротство – кредиторы не смогут подать заявление на инициацию процедуры банкротства на ту или иную компанию;
- приостановление плановых проверок – в список попадают даже уже начатые проверки;
- автоматическое продление разрешений и лицензий – установлен срок в полгода;
- кредитные каникулы – предпринимателями представлена возможность отсрочить выплаты на полгода либо снизить их;
- льготный кредит на выплаты заработной платы сотрудникам – помощь государства малому бизнесу включает в себя и заботу о финансовом положении работающих граждан. Поэтому бизнесмены могут оформить кредит без процентов на выплату з/п в период пандемии;
- снижение страховых взносов – эта помощь затрагивает в первую очередь ИП, взносы которых уменьшились в половину;
- налоговые каникулы – отсрочки по платежам в пользу государства;
- отсрочка по арендным платежам – для МБ из наиболее пострадавшего сегмента созданы условия, в которых они могут производить оплату частями в течение 2 лет;
- адресные консультационные услуги в сегменте экспорта;
- прямое субсидирование – этот вид господдержки среднего и малого бизнеса представляет собой реальные выплаты в размере, определяемом по количеству сотрудников компании и иным критериям;
- кредитование без возврата – в Москве и других городах РФ наиболее пострадавшие организации могут получить от государства кредит, рассчитывающийся по индивидуальной схеме.
Регионы правомочны дополнять приведенные меры на свое усмотрение. Но на то, чтобы отменять какие-либо федеральные инструменты, субъекты РФ не имеют законных оснований.
Требования к претендентам
Кроме, определенных законом общих требований, каждый фонд вправе выдвигать дополнительные условия, как к претендентам, так и к идеям, под которые выдают гранты. Если речь идет о производстве — устанавливаются ограничения по объемам реализации или количеству технологических линий. Если грант выдается в сельском хозяйстве – допустимая площадь возделываемых фермером земельных участков.
Перед тем, как получить грант на открытие малого бизнеса, начинающий предприниматель может быть поставлен перед необходимостью:
- Пройти один или несколько курсов обучения основам предпринимательства;
- Трудоустроить определенное количество сотрудников;
- Подтвердить документально, что он ранее не получал иных видов финансовой помощи;
- Обеспечить определенный среднегодовой оборот предприятия;
- Доказать отсутствие долгов по обязательным платежам в бюджет и налогам;
- Соответствовать требованиям по возрасту, образованию или стажу профессиональной деятельности;
- Зарегистрировать бизнес в указанном административном округе.
В политике финансирования при помощи государственных фондов преимущество отдается предприятиям, существующим 1-2 года, чья деятельность имеет выраженную социальную составляющую, направленную на улучшение условий жизни граждан:
- Образование, работа с детьми и молодежью;
- Культура, просвещение, общественная деятельность;
- Социальная реинтеграция граждан, прошедших курсы лечения от зависимостей;
- Трудоустройство незащищенных групп населения;
- Гуманитарная помощь пострадавшим от стихийных бедствий или военных действий.
Особое внимание следует обратить на качество проработки бизнес-плана. Экономические расчеты рентабельности, себестоимости продукции и точки окупаемости, таблицы с перечнем закупаемого оборудования, графики роста сбыта – большое количество реальных исходных данных говорит комиссии о серьезности намерений кандидата. Этапы и объемы финансирования должны учитывать как привлеченные, так и собственные инвестиции.
С другой стороны, эти усилия в случае победы будут полностью оправданы. Так, в сельском хозяйстве бизнес план для получения гранта 1500000 руб. может обеспечить начинающему фермеру компенсацию до 90% расходов на обустройство и развитие предприятия. Собственные вложения фермера составят при этом не более 150-165 тысяч рублей.
Следует помнить, что возможность получения грантов на развитие малого бизнеса 2023 для определенных видов деятельности запрещена на законодательном уровне. Считается, что работающие в таких сферах компании не приносят общественной пользы, не производят материальных ценностей и не способствуют развитию бизнеса и государства в целом.
Информация о проводимых конкурсах не является конфиденциальной, но в то же время не слишком широко освещается в СМИ. Фонды резонно предполагают, что реклама таким акциям не нужна: заинтересованные лица самостоятельно найдут требуемый грант через Департамент поддержки предпринимательства или экономического развития.
Местная администрация также публикует сведения о субсидиях и мерах по оказанию помощи малому бизнесу в объемах, доступных для финансирования из местных бюджетов. Здесь можно получить информацию об иных государственных, частных или иностранных фондах – такая деятельность на территории России подлежит обязательной регистрации. Рекомендуем обратить внимание на фонды, имеющие русскоязычные представительства – UNESCO, USAID, TACIS, GTF, Фонд «Новая Евразия», Программу Развития ООН и другие.
Частные фонды, каковых только в Европе более десяти тысяч, наполняются за счет отчислений от бизнеса, основанного достаточно известными людьми.
Кто может получить помощь от государства?
Для того, чтобы получить госпомощь по программе поддержки малого предпринимательства в 2023 году, потребуется соблюдение таких условий:
- возраст старше 18 лет;
- регистрация в центре занятости;
- неудачные попытки трудоустройства на протяжении 30 дней.
Следует учитывать, что помощь не предоставят, если претендент:
- пенсионер;
- в декретном отпуске;
- студент дневного отделения;
- неофициально имеет постоянное место работы;
- осужден;
- закрыл ИП или ООО меньше 12 месяцев до подачи заявления;
- отказался от 2 работ в течение 10 календарных дней, предложенных центром занятости;
- был уволен по решению суда;
- военный.
Субсидии от центра занятости
Центры занятости — это структуры, основная задача которых — помощь гражданам в поиске работы и законных источников заработка. Кроме подбора подходящих обратившемуся гражданину вакансий, центры занятости предлагают широкий спектр образовательных программ, с помощью которых гражданин вправе повысить квалификацию, получить дополнительную специальность и тем самым повысить шансы на рынке труда.
Поскольку бизнес — это один из видов законной занятости, центры занятости в том числе поощряют граждан, намеренных уйти в предпринимательство. Один из вариантов, как получить 300 тысяч от государства на открытие бизнеса, — заключить социальный контракт. Обратите внимание, что такой договор гражданин подписывает с региональными властями и по локальному законодательству. Потому некоторые условия, пакет документов, правила получения денежных средств и отчетность по ним иногда отличаются. Помимо этого, разнится и размер выплаты: в Москве и Санкт-Петербурге она достигает 250 тысяч рублей, а в Татарстане — только 150.
Но даже если начинающему предпринимателю одобрена небольшая сумма субсидии от центра занятости на открытие бизнеса в 2023 году и ее недостаточно для стартового капитала, то этих средств хватит на оплату расходов, связанных с организацией бизнеса, среди которых:
- нотариальные действия;
- услуги юриста, нанятого для составления необходимых документов и консультирования будущего предпринимателя;
- государственные пошлины;
- первоначальная закупка бланков, необходимого оборудования, аренда помещений — в зависимости от того, на что выданы средства в рамках социального контракта.
Получить единовременную субсидию от центра занятости сможет гражданин, который состоит на учете в качестве безработного и подал заявление о намерении открыть бизнес. Еще один важный критерий — его текущий доход ниже прожиточного минимума в регионе проживания.
Кто, когда и почему может исключить из реестра МСП.
Ранее, данные в реестре обновлялись один раз в год 10 июля после проверки на предмет соответствия критериям МСП. На основе отчетов ФНС проводит ревизию и исключает компании/предприятия/ИП и организации из реестра МСП. По новому закону сведения о предпринимателях и организациях, которые подходят под критерии МСП, вносятся в реестр на ежемесячной основе – 10-го числа каждого месяца.
Причиной выбытия из реестра МСП может быть не только несоответствие критериям (рост доходов или увеличение штата сотрудников), но и несвоевременная подача (или вовсе не предоставление) сведений в налоговый орган. Поэтому важно вовремя готовить и сдавать все отчеты.
При сдаче сведений в налоговую удобно пользоваться СБИС Электронная отчетность с использованием ЭЦП для подписи документов на сертифицированном носителе. ФСН самостоятельно изменяет «категорию» субъекта МСП, на основании поданных документов.
А для ведения учета используйте СБИС Бухгалтерия и Учет. СБИС подходит для начинающих и профессионалов, прост и понятен для использования. При возникновении сложностей на определенных участках бухгалтерских работ – воспользуйтесь Услугами по сдаче отчетности для организаций, входящих в реестр МСП в том числе. Поможем подготовить и сдать все необходимые отчеты вовремя.
Поддержка МСП с аграрной сфере
В январе 2022 года был запланирован запуск особой информационной системы для сельхозтоваропроизводителей. Минсельхоз даже разработал специальный законопроект, однако, на данный момент он еще обсуждается.
Когда система начнет действовать, с ее помощью можно будет информировать предпринимателей о возможных мерах государственной поддержки.
Кроме того, на основании Постановления Правительства от 16.12.2021 г. № 2309 ввели новый грант на проекты, которые касаются сельского туризма. С 2022 года малый сельскохозяйственный бизнес может рассчитывать на сумму до 10 млн. руб., если занимается строительством или ремонтом помещений для приема туристов, формирует развлекательную инфраструктуру, приобретает туристическое оборудование и др.
Также на основании Постановления Правительства от 26.11.2020 г. № 1932 в 2021 году был введен новый грант — «Агропрогресс». На него могут рассчитывать сельхозтоваропроизводители, которые официально работают не меньше 2-х лет на сельской территории.
Размер государственной поддержки составляет не больше 30 млн. руб., которые можно потратить на развитие базы по изготовлению, хранению, переработке и продаже продукции, а также на покупку или возведение новых производственных объектов и т.д.
Кроме того, для сферы сельского хозяйства предусмотрены и другие гранты:
- «Агростартап» — для КФХ или ИП (3-5 млн. руб.);
- на развитие семейной фермы — для КФХ и ИП, соответствующих критериям микропредприятия (не больше 30 млн. руб.).
Льготный тариф страховых взносов
Первая льготная группа плательщиков страховых взносов является самой многочисленной. Входящие в эту группу организации и ИП смогут на бессрочной основе (за рядом исключений) уплачивать страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%. Причем данный тариф будет установлен для взносов, уплачиваемых в пределах единой предельной величины базы для их исчисления. Свыше единой предельной величины тариф взносов для организаций и ИП, входящих в данную группу, составит 0%.
В число организаций и ИП, уплачивающих страховые взносы по единому льготному тарифу 7,6%, с 2023 года войдут (п. 2.2 ст. 427 НК РФ):
- российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (IT-компании);
- российские организации, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;
- российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции;
- организации и ИП, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития;
- организации и ИП, получившие статус участника свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе;
- организации и ИП, получившие статус резидента свободного порта Владивосток;
- организации, включенные в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области;
- НКО, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
- благотворительные организации, применяющие УСН;
- организации, зарегистрированные на территории Курильских островов;
- студенческие отряды, включенные в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Нулевой тариф страховых взносов
В число плательщиков, имеющих право на уплату страховых взносов по общему тарифу 0% с 2023 года, вошли (п. 2.3 ст. 427 НК РФ):
- организации, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа в морских портах);
- международные организации, получившие статус участника специального административного района на территориях Калининградской области или Приморского края и производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов.
Льготная ставка страховых взносов 0% может применяться указанными компаниями исключительно в отношении выплат членам экипажей судов. Данный тариф страховых взносов установлен на период с 2023 по 2027 год включительно.
Льготные тарифы страховых взносов с 2023 года
Совокупная ставка страховых взносов |
Период действия льготной ставки страховых взносов |
Кто сможет применять |
7,6% |
Бессрочно |
|
7,6% |
В течение 2023-2024 годов |
|
15% |
Бессрочно |
|
0% |
В течение 2023-2027 годов |
|