Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов (взносов) с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 01.01.2023 все организации и ИП будут уплачивать налоги, страховые взносы и штрафные санкции посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа (ЕНП). Совокупная обязанность по уплате налогов и перечисленные денежные средства будут учитываться на едином налоговом счете (ЕНС) (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Вид отчетности | Отчетный период | Срок сдачи |
---|---|---|
Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) | Декабрь 2022 года | 16.01.2023 (15 января — воскресенье) |
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ) и Сведения по страхователю, передаваемые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта (ОДВ-1) | 2022 год | 01.03.2023 |
Расчет 4-ФСС (на бумаге) | 2022 год | 20.01.2023 |
Расчет 4-ФСС (в электронном виде) | 2022 год | 25.01.2023 |
Подтверждение основного вида деятельности | 2022 год | 17.04.2023 |
Срок сдачи отчётности ЕФС-1 в 2023 году
Вид отчётности | Период представления | Срок представления |
---|---|---|
Сведения о периодах работы (стажа) | За 2023 год | 25.01.2024 |
Сведения о взносах на травматизм | За I квартал 2023 года | 25.04.2023 |
За I полугодие 2023 года | 25.07.2023 | |
За 9 месяцев 2023 года | 25.10.2023 | |
За 2023 год | 25.01.2024 | |
Сведения о дополнительных взносах на накопительную пенсию | За I квартал 2023 года | 25.04.2023 |
За I полугодие 2023 года | 25.07.2023 | |
За 9 месяцев 2023 года | 25.10.2023 | |
За 2023 год | 25.01.2024 |
Переход на единый налоговый счет
Для большинства налогов, взносов и сборов установлены единые сроки:
-
для представления отчетности — не позднее 25-го числа соответствующего месяца;
-
для уплаты — не позднее 28-го числа соответствующего месяца.
Об исчисленных суммах необходимо уведомить ФНС, если:
-
налоги (авансовые платежи), сборы, взносы и другие обязательные платежи следует уплачивать до представления декларации или расчета;
-
представлять декларацию (расчет) в текущем периоде не требуется.
Отчетность по страховым взносам
По окончании 2022 года страхователи (организации и ИП, осуществляющие выплаты и вознаграждения в пользу физлиц) должны отчитаться перед ИФНС по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Расчет по страховым взносам (РСВ) за 2022 год следует представить по форме (в электронном формате), утв. приказом ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@ (в ред. приказа от 19.05.2022 № ЕД-7-11/413@). Срок представления РСВ за 2022 год — не позднее 25.01.2023 (пп. «в» п. 13 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 239-ФЗ). С учетом переноса крайнего срока уплаты, приходящегося на выходной день 28.01.2023, страховые взносы за декабрь 2022 года следует уплатить не позднее 30.01.2023 (пп. «а» п. 55 ст. 2 Закона № 263-ФЗ, п. 3 ст. 431, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Уведомление об исчисленных суммах взносов за декабрь (как и за любой последний месяц отчетного или расчетного периода) представлять в ИФНС не требуется. В программе при этом необходимо сформировать Операцию по ЕНС с видом Начисление, чтобы отразить перенос задолженности по страховым взносам на счет ЕНС, а также движения в регистрах ЕНС.
При перечислении страховых взносов за первый и второй месяц квартала уведомления в ИФНС направлять нужно. Например, не позднее 28.02.2023 следует уплатить страховые взносы за январь 2023 года, уведомив об этом ИФНС не позднее 27.02.2023 (25.02.2023 приходится на выходной день).
В программе для этого необходимо сформировать документ Уведомление об исчисленных суммах налогов. При проведении документа будет отражен перенос задолженности по страховым взносам на счет ЕНС, а также движения в регистрах ЕНС.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.04.2022 № 776 (в ред. постановления от 15.06.2022 № 1068) организациям и ИП, пострадавшим от финансовых санкций, продлили сроки уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу работников за апрель — сентябрь 2022 года. Сроки уплаты взносов перенесены на 12 месяцев по сравнению с установленными в соответствии с нормами НК РФ. Перенесенные с 2022 года сроки уплаты страховых взносов продолжают действовать и в 2023 году (так же как и в случае с перенесенными сроками уплаты авансового платежа по УСН). Но перечислять в 2023 году взносы за 2022 год с перенесенными сроками уплаты следует на ЕНС. После представления РСВ за 2022 год ежемесячно представлять уведомления по уплате страховых взносов за 2022 год не нужно. Отражать перенос задолженности по страховым взносам на счет ЕНС, а также движения в регистрах ЕНС в этом случае следует Операцией по ЕНС с видом Начисление.
Обратите внимание! С 2023 года ПФР и ФСС РФ объединяются в единый фонд — Социальный фонд России (СФР), кроме того, существенно меняется порядок расчета страховых взносов. Начиная с отчетности за I квартал 2023 года применяются новые формы и форматы РСВ и персонифицированных сведений о физических лицах (утв. приказом ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@).
По окончании 2022 года страхователи должны отчитаться перед территориальным органом ФСС РФ, представив последний раз расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС РФ от 14.03.2022 № 80).
Технология приема расчета в электронном виде утверждена приказом ФСС РФ от 12.02.2010 № 19 (в ред. приказа ФСС РФ от 10.06.2022 № 226). Представить отчет по форме 4-ФСС следует не позднее (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ):
-
25.01.2023 — для страхователей, которые отчитываются в электронном виде;
-
20.01.2023 — для страхователей, которые отчитываются в бумажном виде (допускается, если численность физлиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий календарный год не превысила 10 человек).
По окончании 2022 года налоговые агенты — организации и ИП, осуществляющие выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, должны отчитаться перед ИФНС об исчисленных и удержанных суммах налога на доходы физических лиц. Расчет по форме 6-НДФЛ за 2022 год следует представить по форме (в формате), утв. приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@ (в ред. приказа ФНС России от 28.09.2021 № ЕД-7-11/845@).
С учетом переноса крайнего срока представления расчета, приходящегося на выходной день 25.02.2023, представить расчет 6-НДФЛ за 2022 год следует не позднее 27.02.2023 (пп. «б» п. 17 ст. 2 Закона № 263-ФЗ, п. 2 ст. 230, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Сроки перечисления НДФЛ в бюджет зависят от периода его исчисления и удержания (пп. «а» п. 13 ст. 2 Закона № 263-ФЗ):
-
с 1 по 22 января — не позднее 28-го января;
-
с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца — не позднее 28-го числа текущего месяца;
-
с 23 по 31 декабря — не позднее последнего рабочего дня календарного года.
Если заработная плата за декабрь 2022 года выплачивается в декабре 2022 года, то НДФЛ необходимо перечислить в бюджет по прежним правилам, то есть не позднее следующего рабочего дня после удержания налога (п.п. 4, 6 ст. 226 НК РФ). НДФЛ, удержанный 30.12.2022 (31.12.2022 — выходной день), необходимо перечислить в бюджет 09.01.2023 (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Если зарплата за декабрь 2022 года выплачивается в январе 2023 года и НДФЛ удержан с 1 по 22 января 2023 года, то по новым правилам следует:
-
перечислить НДФЛ не позднее 30.01.2023 (28.01.2023 — выходной день);
-
сформировать в программе и отправить уведомление в ИФНС — не позднее 25.01.2023.
Отчет о финансовых результатах
Отчет о финансовых результатах — это вторая форма бухотчетности юридических лиц за 2021 год. Она также утверждена Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Действующий формуляр используется начиная с предоставления отчетности за 2020 год, при этом состав строк был значительно изменен. Ранее эта форма называлась отчет о прибылях и убытках, начиная с отчетности за 2012 год название было изменено.
Отчет о финансовых результатах отражает ключевые финансовые результаты деятельности компании за определенный период: доходы, расходы, прибыль или убытки и некоторые другие показатели.
И отчет о финансовых результатах, и бухгалтерский баланс составляют все фирмы, ведущие бухгалтерский учет. Но если бухгалтерский баланс показывает имущество, которым владеет компания, и источники финансирования, то отчет о финансовых результатах ракрывает эффективность деятельности юридического лица.
Упрощенная бухгалтерская отчетность
Формы бухгалтерской отчетности могут быть упрощенными или полными. Упрощенную бухотчетность разрешено сдавать компаниям, ведущим бухгалтерский учет в упрощенном виде на основании ч. 4 ст. 6 закона о бухучете. К таким юридическим лицам относятся субъекты малого предпринимательства.
Формы бухотчетности в упрощенном варианте утверждены все тем же Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н и находятся в приложении № 5 к нему. Это упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, а также отчета о целевом использовании средств.
Сроки для предоставления упрощенной отчетности такие же, что и для полных форм — до 31 марта следующего за отчетным года.
Бухучёт должен достоверно и полно отражать информацию о состоянии имущества и обязательств организации и их изменений. Все хозяйственные операции должны быть учтены методом двойной записи, то есть по дебету и кредиту соответствующих счетов бухгалтерского учёта. В итоге актив баланса должен быть равен его пассиву. Если это тождество не исполняется, в учёте были допущены ошибки, и баланс составлен неверно.
Контролирующие органы проверяют формы отчётности на их сопоставимость, то есть правильную увязку между собой. Подобные контрольные соотношения есть и в налоговой отчётности — ФНС их регулярно публикует. А вот по бухгалтерской отчётности Налоговая служба такие публикации не делает. Поэтому контрольные соотношения разрабатываются экспертами. В следующих таблицах даны некоторые из них.
Периоды, за которые предоставляется бухгалтерская отчетность
Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений можно разделить на внутригодовую и годовую. Внутригодовая включает в себя отчетность за месяц, квартал и полугодие и является промежуточной. Ее ведут с момента начала отчетного периода в порядке нарастающего итога.
Квартальная отчетность сдается по актуальным данным на 1 июля, 1 апреля и 1 октября. Отчетный период полугодия длится до 1 июля, а за годовой отчетный период принято считать календарный год: с 1 января по 31 декабря.
Для организации, которая сформировалась менее года назад, отчетность за год ведется с момента регистрации учреждения по 31 декабря.
Бюджетное учреждение, которое образовалось в течение текущего финансового года в результате изменения его организационной формы, годовую отчетность нужно вести с момента, когда было вынесено решение о замены формы организации, по 31 декабря. Например, если тип учреждения изменился 7 августа, отчетный период будет длиться с 7 августа до конца календарного года.
При преобразовании муниципального учреждения в казенное отчетный год считается с 1 января до момента смены типа учреждения. То есть, если учреждение изменило статус 10 октября, бухгалтерская отчетность за год предоставляется за период с 1 января по 10 октября.
Сроки представления отчетности
Сроки представления бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений устанавливает учредитель (финансовый орган), бюджетной отчетности получателей бюджетных средств – распорядитель (главный распорядитель) бюджетных средств (п. 6 Инструкции № 33н, п. 10 Инструкции № 191н).
Поскольку за I квартал 2020 года бюджетными, автономными учреждениями отчетность не сдавалась, а получатели бюджетных средств сдавали ее в упрощенном порядке, для подготовки отчетности за полугодие потребуется больше времени. Кроме того, по состоянию на 1 июля 2020 года риски распространения коронавируса сохраняются и деятельность учреждений возобновляется постепенно. В связи с этим сроки сдачи некоторых отчетных форм за полугодие 2020 года могут быть сдвинуты на более поздний срок.
Согласно п. 1 приложения к Приказу Минфина РФ № 131н за полугодие 2020 года отчеты (ф. 0503123, 0503128) и сведения (ф. 0503169, 0503173) представляются не позднее срока, установленного для представления месячной бюджетной отчетности на 1 августа 2020 года.
В отношении аналогичных отчетов и сведений, представляемых в составе бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений (ф. 0503723, 0503738, 0503769, 0503773), сроки сдачи устанавливаются учредителем (финансовым органом) с учетом сроков, установленных учредителю (финансовому органу) для представления соответствующих отчетов консолидированной отчетности (п. 1 приложения к Приказу Минфина РФ № 127н). При этом в п. 2.7 Письма Минфина РФ № 02-06-07/58289, Федерального казначейства № 07-04-05/02-13139 сообщается, что главные администраторы средств федерального бюджета обязаны представить такие формы не позднее 15 августа 2020 года.
Обратите внимание: бухгалтерская (бюджетная) отчетность формируется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и представляется с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством РФ на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи. Исключением являются случаи, когда у учреждения отсутствует организационно-техническая возможность по формированию электронной отчетности или требование о составление отчетности на бумаге установлено законодательным актом (п. 6 Инструкции № 33н, п. 4 Инструкции № 191н).
1. НДС.
1.1. Новое в НК РФ.
1.2. Общее влияние новых ФСБУ на бухгалтерский учет расчетов по НДС.
1.3. Актуальные вопросы восстановления вычетов и определения налоговой базы: ответы на часто задаваемые вопросы.
1.4. Актуальные решения применения налоговых вычетов.
• Дискуссионные моменты выполнения условий вычета («для осуществления облагаемых операций», законный и правильный ли счет-фактура, принятие к учету, соответствующие первичные документы).
• «Перенос» вычетов, в том числе вычет частями.
• Вычет по основным средствам, НМА и подрядным СМР.
• Вычет при приобретении услуг в электронной форме.
• Вычет при ставке 0%.
• Вычет НДС при авансах у продавца и покупателя в разных ситуациях.
• Раздельный учет НДС: особенности и новые нюансы и акценты.
2. Налог на прибыль организаций.
2.1. Новое в НК РФ.
2.2. Общее влияние новых ФСБУ на соотношение бухгалтерского и налогового учета.
2.3. Актуальные проблемы учета доходов от реализации и внереализационных доходов: ответы на часто задаваемые вопросы.
2.4. Актуальные вопросы признания расходов.
• Основные средства как расход.
Амортизируется ли когда-то приватизированное имущество. Формирование первоначальной стоимости: альтернативные варианты учета ее составляющих. Споры по амортизационной группе. Амортизация после улучшений. Ремонт или модернизация: примеры и критерии различения.
• Материальные расходы и расходы на оплату труда.
Когда признаются расходы на работы и услуги сторонних организаций при бумажном и электронном документообороте. Премии и аналогичные выплаты под лупой налоговых органов.
• Прочие и внереализационные расходы.
• Резервирование сомнительных, списание безнадежных долгов, аренда, ликвидация основных средств и объектов незавершенного строительства и др. Прямые и косвенные расходы.
3. Налог на имущество организаций.
• Новое в НК РФ.
• Общее влияние новых ФСБУ на налоговую базу.
• Налогообложение по кадастровой стоимости: проверяем его обоснованность.
• Налогообложение по среднегодовой стоимости.
4. Особенности подготовки промежуточной бухгалтерской отчетности.
• Зачем нужна промежуточная бухгалтерская отчетность, общие требования к ней.
• Применение новых ФСБУ при составлении бухгалтерской отчетности за I квартал 2023 года.
Правила учёта бюджетных средств
Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом: одновременно по дебету одного счёта и кредиту другого.
Счета бухучёта состоят из трёх групп:
- активных — где отражаются активы предприятия;
- пассивных — соответственно, для проведения пассивов;
- комбинированных или смешанных — для последовательной записи кредиторки и дебиторки и учёта финансовых результатов по активам и пассивам.
Кроме государственных и отраслевых законов, в организации бухгалтерского учёта бюджета нужно опираться на нормы Федеральных стандартов бухучёта (ФСБУ). Они также устанавливают базовые нормы для формирования и эффективного ведения учёта.
Федеральные стандарты бухучёта регулярно пересматривают. Некоторые из них пришли на замену Правилам ведения учёта. В 2022 году вступили в силу следующие ФСБУ:
- 25/2018 — для бухучёта аренды;
- 6/2020 — для ОС;
- 26/2020 — для капитальных вложений;
- 27/2021 — для бухгалтерских документов и документооборота.
Бухгалтерские проводки при учете
Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Начислен налог на прибыль организации: | ||
● с доходов от продажи нефинансовых активов | 2.401.10.172 | 2.303.03.730 |
● с доходов от аренды | 2.401.10.120 | |
● с доходов от платных работ/услуг | 2.401.10.130 | |
● с других доходов (к примеру, с безвозмездных поступлений) | 2.401.10.180 | |
Уплачен налог на прибыль в бюджет | 2.303.03.830 | 2.201.11.610 |
Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130 или 180 — в зависимости от учетной политики предприятия) |
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?
Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.
Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:
- обоснованы и экономически оправданы,
- подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
- возникли в рамках коммерческой деятельности.
Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.
Какие формы бухгалтерской отчетности в налоговую сдают бюджетные учреждения
Обязанность вести бухгалтерский учет возложена на все экономические субъекты страны (п. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Положения этого закона распространяются и на бюджетные организации (п. 2 ст. 2 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Бухгалтерский учет у государственных учреждений отличается от учета в коммерческих компаниях: принципы и основополагающие постулаты учета неизменны, а вот методы и инструменты имеют особенности.
Подробнее об организации бухучета в бюджетных организациях читайте в материале «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».