Зачем надо вступить в СРО арбитражных управляющих?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем надо вступить в СРО арбитражных управляющих?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для того чтобы стать СРО, некоммерческое юридическое лицо должно быть включено в специальный реестр. Однако для этого организация должна соответствовать определенным требованиям. Они перечислены в статье 21 Федерального закона «О банкротстве». Вот эти требования.

с 08.08.2014 по 12.10.2014

Размер членских взносов СРО, из которых складывается бюджет национальных объединений, вызывает много вопросов. Какими, на ваш взгляд, должны быть членские взносы СРО:

20.1%

38

фиксированными

3.2%

6

нефиксированными

29.6%

56

дифференцированными (в зависимости от размера компании или организации)

8.5%

16

временными (для выполнения особых задач)

15.3%

29

добровольными

23.3%

44

членские взносы не нужны

Как стать членом СРО?

Вступить в члены саморегулируемого общества арбитражных управляющих могут россияне, проводящие (либо планирующие проводить) деятельность в сфере арбитражного управления. Претенденты должны отвечать требованиям Федерального закона о несостоятельности (его статье 20).

Чтобы получить статус члена СРО арбитражных управляющих необходимо соответствовать следующим требованиям:

  1. Иметь диплом о высшем образовании и успешно сдать теоретический экзамен по специальному курсу подготовки специалистов в области антикризисного управления.
  2. Не быть исключенным за предыдущие три года из аналогичного объединения профессионалов.
  3. Не иметь судимости за предумышленные несоблюдения закона или дисквалификации за нарушения.
  4. Подписать страховой договор обязательной ответственности.
  5. Регулярно уплачивать членские взносы, установленные внутренним документом объединения и взносы в компенсационный фонд.

Быть членом СРО АУ – обязательное требование вышеупомянутого Закона для возможности выступать на процедуре банкротства в качестве арбитражного управляющего. Определенного специалиста назначает администрация партнерства.

СРО финансовых управляющих создаются для защиты интересов АУ и контроля за качеством их работы. Если государственные органы или частные структуры затронут права и законные интересы участников процесса банкротства, саморегулируемая организация вправе обжаловать их решение в суде4.

Арбитражные управляющие не могут самостоятельно обсуждать законопроекты или вносить свои поправки в нормативные акты. Однако в составе СРО они имеют право:

  • предлагать свои инициативы по проектам законов или государственным программам;
  • составлять предложения по механизмам и процедурам финансовой несостоятельности;
  • запрашивать в государственных органах нужную информацию при проведении банкротства;
  • защищать свои права и законные интересы в суде, а также обжаловать судебные решения.

Практика создания саморегулируемых организаций в России берет свое начало в 2007 году. Тогда был принят соответствующий федеральный закон5, и членство в СРО заменило собой лицензирование.

СРО призваны устанавливать правила ведения деятельности АУ:6

  • определять условия вступления и членства с учетом требований законов РФ;
  • разрабатывать стандарты ведения профессиональной деятельности;
  • контролировать участие арбитражных управляющих в делах по банкротству;
  • применять дисциплинарные меры к тем членам, которые не исполняют установленные СРО требования и стандарты;
  • через суд отстранять от дел по финансовой несостоятельности АУ, которые не соблюдают правила ведения профессиональной деятельности.

Что такое сро при банкротстве

Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

За включение некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

2. Основанием для включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих обязательных требований:

соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;

участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;

наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 настоящего Федерального закона;

наличие разработанных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и являющихся обязательными для выполнения членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;

создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 21.1 настоящего Федерального закона.

3. Ликвидация некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В состав ликвидационной комиссии некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включается представитель национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих может быть реорганизована только в форме слияния двух и более саморегулируемых организаций арбитражных управляющих или в форме присоединения одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих к другой саморегулируемой организации арбитражных управляющих в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Как поменять водительские права по истечении 10 лет в 2023 году

(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Некоммерческая организация утрачивает статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих с даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Что такое СРО арбитражных управляющих

СРО (саморегулируемая организация) – это партнерство лиц, которые занимаются одними и теми же видами деятельности. Они создаются в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и выполняют задачи по надзору и контролю за качеством работы своих членов.

Дополнительно СРО рассматривает жалобы на своих участников, формирует компенсационный фонд и т. д. Для участия в процедуре банкротства арбитражный управляющий должен являться действительным членом любой саморегулируемой организации, легально работающей в России.

Прием членов в СРО осуществляется только при соответствии следующим требованиям:

Каждая саморегулируемая организация может устанавливать и дополнительные требования в пределах, установленных законом. Например, часто они предъявляются к образованию членов СРО. Кроме того, каждый участник партнерства должен застраховать свою ответственность, в соответствии с действующими требованиями законодательства, делать членские взносы и уплачивать положенные правилами суммы в компенсационный фонд.

Что делать, если в СРО не смогли предоставить финансового управляющего

Любой управляющий может отказаться участвовать в деле о признании физлица финансово несостоятельным. В этом случае СРО предстоит выбрать другого кандидата, а если никто из ее участников не согласиться – направить уведомление об этом в суд.

Заставить управляющего участвовать в деле на текущий момент невозможно. После получения уведомления о невозможности предоставить специалиста должнику придется выбирать другую СРО и надеяться, что в ней найдется желающий. Бесконечно попытки подобрать саморегулируемую организацию продолжаться не могут и, если в разумные сроки никто не согласится взяться за дело, суд, скорее всего, прекратит его. При этом вопрос с долгами останется нерешенным.

Есть и другой риск, что за дело возьмется начинающий управляющий. В этом случае ситуация может развиваться непредсказуемо для банкрота. Вполне возможно, что в сложных случаях специалист без опыта просто запутается или бросит дело, не закончив его. Причем в последней ситуации выбрать СРО, откуда будет назначен новый представитель, смогут уже кредиторы и фактически они при желании смогут повлиять на дальнейший ход процесса.

Без опыта выбора СРО, даже следуя всем рекомендациям, есть риск, что никто не возьмется за дело. Лучше сразу обратиться за помощью в компании, специализирующиеся на делах о банкротстве. Они имеют опыт взаимодействия с некоммерческими партнерствами управляющих и смогут сразу оценить, в каком из них есть свободные представители, готовые взяться за конкретное дело.

Функции финансового управляющего

Финансовый управляющий – он же и арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве физического лица. Это человек, специализирующийся на антикризисном управлении. Фактически он выполняет роль связующего звена между судом, должником и кредиторами. Его задача – соблюсти баланс интересов всех участников дела.

При банкротстве физического лица на управляющего ложатся следующие задачи:

  • составление списка всех известных ему кредиторов и ведение реестра кредиторов;
  • анализ финансового состояния должника, поиск имеющегося у него имущества;
  • управление доходами должника, хранение средств, осуществление выплат кредиторам;
  • оспаривание при необходимости сделок в судебном порядке;
  • проведение общих собраний кредиторов;
  • прием средств от должника и направление их на выплаты кредиторам при реструктуризации;
  • продажа собственности должника и перевод вырученных средств кредиторам при введении процедуры реализации имущества;
  • подготовка отчета по итогам процедуры.

Просто указать СРО в заявлении можно, но эффект от таких действий будет непредсказуем. Иногда партнерство сможет предоставить управляющего, но кто им окажется и как он будет работать – неизвестно. Проанализируйте информацию о саморегулируемой организации и ее участниках, а только потом выбирайте. Нужно обратить внимание на следующие параметры:

  • Регионы присутствия. Зарегистрировано партнерство может быть в любом городе. Главное, чтобы управляющий из него работали в регионе, где зарегистрирован должник. Иначе они просто откажутся сотрудничать.
  • Год основания. Недавно созданные СРО по закону ничем не отличаются от своих работающих давно на рынке коллег. Но на практике, о новых организациях еще ничего неизвестно, и предсказать, насколько хорошо будут работать они и их участники сложно.
  • Количество управляющих. Если число членов партнерства превышает 400–500 человек, это говорит о том, что оно достаточно крупное и будет дорожить своей репутацией. Соответственно, такая СРО будет лучше следить за работой своих членов и соблюдением всех норм законодательства.
  • Наличие судебных разбирательств. Если в отношении СРО поданы иски Росреестром или другой структурой, об их исключении из реестра, лучше подобрать другое партнерство. Причина в том, что регистрацию саморегулируемой организации могут аннулировать уже в ходе дела о банкротстве. Это приведет к отстранению управляющего и необходимости искать ему замену. Иногда подобной ситуацией могут воспользоваться кредиторы, чтобы утвердить нового специалиста из лояльного партнерства.

Одним из существенных новшеств Закона «О несостоятельности (банкротстве)» является введение нового субъекта конкурсных отношений — саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая создается в форме некоммерческой организации, основывается на членстве и должна быть включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Предполагается, что создание СОАУ как инструмента контроля позволит значительно повысить качество деятельности арбитражных управляющих.

Читайте также:  Какие денежные выплаты и компенсации положены чернобыльцам

Некоммерческая организация может быть включена в единый государственный реестр СОАУ при совокупности следующих условий:

1) соответствие не менее чем ста ее членов — арбитражных управляющих;

2) участие членов саморегулируемой организации не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства;

3) наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов, в размере не менее 50 тыс. руб. на каждого члена СОАУ.

Некоммерческая организация, соответствующая перечисленным условиям, подлежит включению в единый государственный реестр СОАУ в течение семи дней с даты представления в регулирующий орган документов.

В СОАУ кроме исполнительных органов (юридического отдела, бухгалтерии и т.д.) образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее семи человек. В его компетенцию входит утверждение правил деятельности и деловой этики членов СОАУ в качестве арбитражных управляющих.

СОАУ осуществляет следующие функции:

— обеспечение соблюдения членами организации законодательства Российской Федерации и правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;

— защита прав и законных интересов членов организации;

— обеспечение информационной открытости деятельности арбитражных управляющих, процедур банкротства;

— содействие повышению уровня профессиональной подготовки членов организации;

— иные предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству функции.

СОАУ вправе:

— представлять законные интересы своих членов в их отношениях с органами государственной власти;

— обжаловать в судебном порядке акты и действия органов государственной власти, права и законные интересы любого из членов или группы членов организации;

— подавать иски о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве;

— применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными документами меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из членов СОАУ;

СОАУ обязана:

— разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;

— контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований Закона о несостоятельности (банкротстве);

— рассматривать жалобы на действия членов организации, исполняющих обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;

— осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов организации;

— организовывать и проводить стажировки граждан РФ в качестве помощников арбитражных управляющих;

— вести реестр арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам.

Полномочия СРО арбитражных управляющих

Закон о банкротстве наделяет СРО арбитражных управляющих определенными полномочиями для реализации целей, которые преследовались при создании таких организаций. Так, одной из основных функций СРО является разработка и установление стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих, а также условий их членства в СРО. Помимо этого СРО обязана контролировать осуществление своими членами профессиональной деятельности, проверяя соблюдение ими требований законодательства РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности. Правила проведения подобных проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 366. В случае выявления каких-либо нарушений СРО вправе применить к нарушителю меры дисциплинарного воздействия. Последние определяются Законом о банкротстве и внутренними документами самой СРО.

По отношению к своим членам СРО выполняет, в частности, следующие функции:

  • ведет реестр арбитражных управляющих — членов СРО;
  • организовывает повышение уровня профессиональной подготовки своих членов;
  • подает иски о защите прав и законных интересов членов СРО (например, о взыскании ущерба, причиненного арбитражному управляющему органами госвласти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления, а также иными лицами);
  • заявляет в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении от участия в деле о банкротстве членов СРО в определенных случаях;
  • обжалует судебные акты об утверждении, отстранении или освобождении членов СРО, а также судебные акты, затрагивающие права, обязанности или законные интересы СРО при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • представляет интересы своих членов в их отношениях с органами госвласти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления.

Кроме того, СРО арбитражных управляющих проводит аккредитацию страховых организаций, оценщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, операторов электронных площадок, организаторов торгов по продаже имущества должника, а также иных лиц, привлекаемых арбитражным управляющим в рамках возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника.

Также СРО арбитражных управляющих организует и проводит стажировку российских граждан в качестве помощников арбитражного управляющего. Правила проведения такой стажировки утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.07.2003 N 414.

СРО арбитражных управляющих обязана раскрывать информацию о своей деятельности путем размещения на собственном интернет-сайте. Перечень сведений, подлежащих размещению, определен в п. 1 ст. 22.1 Закона о банкротстве.

Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего

Для обеспечения имущественной ответственности членов СРО за причинение убытков лицам (в том числе участвующим в деле о банкротстве) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве используется система обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего. Соответствующий договор должен быть заключен со страховой организацией, аккредитованной СРО арбитражных управляющих, на срок не менее года с условием его возобновления на тот же срок. В определенных случаях требуется заключение дополнительного договора обязательного страхования ответственности (п. 2 ст. 24.1 Закона о банкротстве).

Минимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего — 3 млн руб. в год.

Читайте также:  Бонус за проценты: как получить налоговый вычет на проценты по ипотеке

Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего является подтвержденное вступившим в законную силу решением суда наступление ответственности арбитражного управляющего. Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 6 ст. 24.1 Закона о банкротстве, в которых причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему убытки арбитражному управляющему, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования ответственности. Такое требование можно предъявить в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, в том числе в случае, если убытки причинены вследствие:

  • умышленных действий (бездействия) арбитражного управляющего, выразившихся в нарушении им требований законодательства РФ либо федеральных стандартов или стандартов и правил профессиональной деятельности;
  • незаконного получения арбитражным управляющим любых материальных выгод в процессе осуществления возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе вследствие использования информации, ставшей ему известной в результате осуществления деятельности арбитражного управляющего.

Несоблюдение арбитражным управляющим требований, касающихся договора обязательного страхования его ответственности, является основанием для исключения арбитражного управляющего из членов СРО.

Отметим, что контроль за деятельностью СРО в форме плановых и неплановых проверок осуществляет Росреестр в порядке, установленном Правительством РФ .

Что дает СРО арбитражных управляющих своим участникам

Нужно обязательно помнить, что СРО не только даст допуск на осуществление деятельности, но также может помочь и во многих других вопросах. Как правило, хорошие саморегулируемые организации, которые функционируют уже не первый год, имеют прекрасно отлаженные связи с курьерскими службами, страховыми компаниями, юристами и т.д. Это значит, что в случае возникновения каких-либо внештатных ситуаций, в которых вам могут понадобиться эти службы для сотрудничества, вы всегда можете обратиться в свое СРО, чтобы для вас была оказана такая услуга.

Также в СРО всегда имеется свой квалификационный центр, где для сотрудников предприятий-участников всегда организовываются курсы повышения профессиональной квалификации. СРО всегда делают скидку на проведение подобных мероприятий, и, таким образом, вы всегда сможете по низким ценам отправлять своих сотрудников на обучение.

Вступление в СРО арбитражных управляющих

Требования для вхождения в союз СРО арбитражных управляющих стандартны, и включают в себя:

1. Подачу заявления о желании вступить в СРО арбитражных управляющих на имя ее руководителя (Президента). 2. Предоставление копий следующих документов:

  • гражданского паспорта РФ (первой страницы и страницы сведений о регистрации);
  • трудовой книжки (необходимы сведения о наличии стажа работы на руководящей должности);
  • диплома о получении высшего образования – копия заверяется нотариусом;
  • постановки на налоговый учет (ИНН) – копия заверяется нотариусом;
  • свидетельства о результатах сдачи тематического экзамена (подготовка арбитражного управляющего по соответствующей программе) – копия заверяется нотариусом;
  • справки, подтверждающей отсутствие судимостей – копия заверяется нотариусом;
  • справки, подтверждающей отсутствие других видов наказаний (запрет на занятие той или иной должности, права осуществлять определенные виды деятельности либо дисквалификация на профессиональном поприще) – копия заверяется нотариусом;
  • справки о допуске к гостайне (если таковой допуск присутствует) – копия заверяется нотариусом;
  • подтверждения выхода из другой СРО аналогичной направленности и его причины;
  • подтверждения стажа работы в качестве непосредственно арбитражного управляющего либо его помощника – копия заверяется нотариусом;
  • страхового полиса (обязательное страхование);
  • внесения оплаты в компенсационный фонд (входящий во взносы СРО арбитражных управляющих).

Что дает СРО арбитражных управляющих своим участникам

Нужно обязательно помнить, что СРО не только даст допуск на осуществление деятельности, но также может помочь и во многих других вопросах. Как правило, хорошие саморегулируемые организации, которые функционируют уже не первый год, имеют прекрасно отлаженные связи с курьерскими службами, страховыми компаниями, юристами и т.д. Это значит, что в случае возникновения каких-либо внештатных ситуаций, в которых вам могут понадобиться эти службы для сотрудничества, вы всегда можете обратиться в свое СРО, чтобы для вас была оказана такая услуга.

Также в СРО всегда имеется свой квалификационный центр, где для сотрудников предприятий-участников всегда организовываются курсы повышения профессиональной квалификации. СРО всегда делают скидку на проведение подобных мероприятий, и, таким образом, вы всегда сможете по низким ценам отправлять своих сотрудников на обучение.

Функции, права и цели деятельности

Можно определить следующие ключевые цели функционирования рассматриваемых СРО:

  • объединение арбитражных управляющих для надзора за их работой;
  • улучшение качества услуг, которые оказывают участники СРО;
  • представление необходимых сведений участникам.

Что касается функций, то они будут идентичны тем, которые действуют для прочих СРО. Законодатель утвердил их в ст. 6 ФЗ №315 :

  • разработка и закрепление условий членства в СРО субъектов профессиональной деятельности;
  • применение мер ответственности к тем участникам, которые нарушили внутренние акты, принятые партнерством;
  • анализ результатов деятельности своих членов на основе тех отчетов, которые они предоставляют в порядке, утвержденном уставом;
  • представление интересов своих участников при взаимодействии с органами власти федерального, регионального или местного значения;
  • обучение, аттестация своих членов, если иное не утверждено в актах законодателя;
  • публикация в открытых источниках информации о деятельности своих членов;
  • контроль за выполнением правил и стандартов, а также условий членства в СРО;
  • рассмотрение жалоб, которые поступают на участников и касаются нарушения правил, стандартов или условий членства;
  • ведение реестра членов СРО;
  • создание компенсационного фонда для обеспечения ответственности по возмещению затрат, связанных с действиями участников.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *