Техосмотр в Казахстане: что изменилось для автовладельцев в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр в Казахстане: что изменилось для автовладельцев в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Техосмотр — это комплексная проверка технического состояния автомобиля. Этапы процедуры, а также ее периодичность для транспортных средств разных типов определяются законодательством. В Казахстане все нюансы, связанные с техническим осмотром, регулируются законом «О дорожном движении».

Как проверить техосмотр онлайн в Казахстане?

За эксплуатацию транспортного средства без технического осмотра в РК предусмотрена административная ответственность. Чтобы не получить штраф за правонарушение, автовладелец должен своевременно актуализировать ТО. У водителей Казахстана есть несколько способов, как узнать срок техосмотра, пройденного ранее:

  • проверка наличия техосмотра в ближайшем ЦТО — для этого придется лично посетить центр техобслуживания и запросить у оператора информацию о дате последнего прохождения диагностики;
  • проверка технического осмотра в диагностической карте — в документе, который выдают автовладельцу в ЦТО во время диагностики, всегда указывается дата следующего ТО.

Но есть и более простой метод, как проверить техосмотр автомобиля — через интернет. Для этого необходимо зайти на сайт Единой информационной системы технического осмотра (ЕИСТО), в разделе «Услуги» выбрать пункт «Проверка ТО». Дальше надо ввести в систему данные автомобиля и нажать «проверить ТО». После этого на экране появится полная информация о данной процедуре.

Проверить технический осмотр онлайн можно через компьютер или телефон в любое время суток, а на все действия потребуется несколько минут. Получив нужную информацию, автовладелец может планировать дату и место прохождения следующего технического осмотра ТС.

Последствия за езду без техосмотра

В Казахстане эксплуатация автомобиля без актуального технического осмотра наказывается административно. Штраф за техосмотр, точнее за его отсутствие, составляет 5 МРП, что по состоянию на начало 2023 года соответствует примерно 16 тыс. тенге. Это предусмотрено в Кодексе об административных правонарушениях — ст. 590. В этом же документе (статья 797) указано, что полицейские могут изъять у нарушителя автомобильные номера и вернуть их только после прохождения техосмотра.

Пройти ТО быстро, недорого и без лишних переживаний вполне реально. Главное — правильно к нему подготовиться. А как это сделать, где искать хороших мастеров для подготовки авто и ближайший центр ТО, вы уже знаете.

Проверок стало меньше

С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:

  • наличие коррозии элементов тормозной системы;
  • наличие повреждений тормозных трубопроводов;
  • наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
  • уровень шума выпускной системы;
  • наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
  • наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
  • способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
  • работу штатного противоугонного устройства.

Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.

Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра

Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.

«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.

После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.

Наклейка на лобовое стекло о прохождении техосмотра

Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в виде наклейки, которая размещалась в правом нижнем углу ветрового стекла транспортного средства по ходу его движения, в настоящее время при прохождении техосмотра не выдается, соответственно, клеить на стекло ничего не надо.

В соответствии с подпунктом 12.1.3 пункта 12 ПДД в редакции Указа №492 в перечень документов, который водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ внесено разрешение на допуск ТС к дорожному движению. Разрешение, выданное на допуск к участию в дорожном движении прицепа (полуприцепа), мотоцикла, автомобиля хранится у владельца.

Ключевые изменения в алгоритме проверки транспортных средств

  • Подготовка фото. Тест технического состояния авто сопровождается фотосъемкой. Действие выполняется в автоматическом режиме, призвано подтвердить факт присутствия транспорта на площадке. Фотографии хранятся в информационной базе, содержат данные о дате, времени и месте съемки. Из соображений безопасности сведения имеют скрытый характер. Это не позволяет корректировать используемую информацию лицам без допуска.
  • Электронная подпись. Представителям станции выдаются цифровые ключи. Они содержат код, подтверждающий подлинность электронных документов. Характеристики ключей регламентированы действующим законодательством. Каждое устройство зарегистрировано в специальной базе, идентифицируется по учетному номеру. Номер присваивается в момент формирования подписи, остается неизменным на протяжении периода эксплуатации.
  • Повышенные требования к персоналу. Сотрудники станции должны соответствовать ряду требований, связанных с профессиональными навыками. Им необходимо освоить новую систему регистрации транспорта, уметь определять подлинность документов водителей, располагать информацией для ответов на их вопросы. Обязательным является умение диагностировать основные нарушения и неисправности, выявлять несоответствие конструкции авто предписаниям завода-изготовителя.
  • Отказ от бумажных бланков. Заключение об исправности машины, выдаваемое после оплаты и осмотра, будет иметь электронный вид. Новый закон уже содержит обязательную форму документа. Автовладельцам достаточно удостоверится, что результаты проверки отражены в реестре. При этом нововведения не исключают возможность оформить бумажный аналог, наоборот, они обязывают обеспечить наличие документа у водителя в предусмотренных законом случаях.
  • Ужесточение контрольных процедур. Руководство пункта осмотра устанавливает новое оборудование, соответствующее актуальным нормам. Оно расширит диагностические возможности операторов, упростит проведение экспертизы и труд экспертов. Современные устройства быстро определяют работоспособность авто. Каждая обнаруженная проблема помечается надлежащим образом.

Как проходит технический осмотр

Процедура технического осмотра подразумевает активное участие водителя. Собственнику транспортного средства потребуется выполнить определенные действия.

  • Подбор станции. Техосмотр автомобиля проводится только аккредитованными пунктами. Их адреса представлены на официальном сайте (раздел контакты). При подборе станции онлайн стоит учесть ее репутацию. Для этого откройте любой портал с отзывами и введите наименование компании. Также можно почитать соответствующие статьи в интернете. Подобный подход позволит выбрать наилучшее решение, исключит сложности при проведении осмотра и подготовке к нему.
  • Запись на процедуру. Водитель связывается с представителями станции, информирует о своем намерении пройти техосмотр. Он выбирает подходящую дату и время, согласовывает дополнительные нюансы. При необходимости клиент может задать вопросы о порядке проведения проверки, уточнить специфику работы с транспортом его конфигурации.
  • Подготовка документов. Для прохождения техосмотра необходимо приготовить паспорт, права (водительское удостоверение) и ПТС. Если клиент представляет коммерческую организацию, ему потребуется доверенность. Документ заверен подписью и печатью, содержит информацию о том, кем и когда он выдан. Отсутствие необходимых бумаг исключит проведение проверочных процедур, приведет к финансовым и временным потерям.
  • Прибытие на станцию. В назначенный день клиент приезжает на проверку. Он загоняет машину в бокс, предоставляет чек, подтверждающий оплату госпошлины. Перевод денежных средств осуществляется любым удобным способом: за счет органов банка, в кассе организации и тд.
  • Проведение проверочных процедур. Специалисты проводят технический осмотр автомобиля с использованием современных средств диагностики. Мероприятие сопровождается подготовкой фотографий. Продолжительность проверочных операций составляет от 45 до 90 минут. Все зависит от исполнения техники, ее состояния и параметров установленного оборудования.
  • Оформление диагностической карты. При отсутствии нарушений на автомобиль оформляется диагностическая карта. Документ представлен записью в единой системе ЕАИСТО. Если техника не соответствует заявленным требованиям, в инициализации диагностической карты отказывают. Вместо нее водитель получает предписание по устранению выявленных недостатков. После приведения машины в должное состояние автовладелец должен прибыть на пункт осмотра повторно.
Читайте также:  Приоритетные регионы России для переселенцев на 2023 карте

Транспортные средства в возрасте от 0 до 4 лет освобождены от технического осмотра. Техника в возрасте от 4 до 10 лет проверяется один раз в два года. Автомобили старше 10 лет проходят ежегодную проверку.

Если раньше при прохождении гостехосмотра в сертификате на допуск ТС к участию в дорожном движении указывался только месяц, то теперь ставится конкретная дата, до которой действителен этот документ. Например, если автомобиль прошел техосмотр 10 марта 2022 года, а ему больше десяти лет, то он мог прибыть на эту процедуру и 31 марта следующего года. В настоящее время в разрешении указывается последний день прохождения будущей процедуры техосмотра (то есть до 10 марта 2023 года).

Частота прохождения техосмотра зависит от типа автомобиля (легкового, грузового и т. п.), года выпуска, а также от назначения (например, для перевозки пассажиров). Раз в полгода должны проходить техосмотр легковые автомобили, автобусы и другие ТС, которые используются для перевозок пассажиров. Раз в год — легковушки, выпущенные десять и более лет назад, а также грузовики, тягачи и седельные тягачи, специальные легковые авто.

Необходимые документы

Чтобы получить карту диагностики, нужно обратиться в авторизованную станцию с заявлением. Для прохождения процедуры водитель должен предъявить на пункте техосмотра определенный перечень бумаг, без наличия которых технический осмотр провести не возможно.

Документы для прохождения техосмотра в 2023:

  • паспорт;
  • свидетельство о регистрации авто или ПТС;
  • удостоверения водителя;
  • квитанция об оплате услуг оператора.

Сроки действия разрешения составляют

6 месяцев – для легковых автомобилей, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, автобусов и других транспортных средств, предназначенных и оборудованных для перевозок пассажиров, имеющих кроме места водителя больше 8 мест для сидения, транспортных средств, используемых для обучения вождению, с года выпуска которых прошло 5 и более лет (включая год выпуска);

1 год – для легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло 10 и больше лет (включая год выпуска), специальных легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей и седельных тягачей, прицепов, а также для транспортных средств, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, для которых периодичность техосмотра определена не позднее, чем через 6 месяцев);

Читайте также:  Какой порядок купли-продажи части земельного участка

2 года – для легковых автомобилей, прицепов, с года выпуска которых прошло меньше 10 лет (включая год выпуска), а также для квадроциклов, мотоциклов и мопедов (за исключением транспортных средств, для которых периодичность техосмотра составляет 6 месяцев или 1 год).

Ваши действия на диагностической станции

При прибытии на диагностическую станцию следует предоставить в окно приeма документы для внесения данных о транспортном средстве и владельце.

Далее необходимо оплатить услуги диагностической станции и госпошлину за допуск к дорожному движению. Это можно сделать как на самой станции, так и заранее через ЕРИП.

После этого вы отправляетесь проходить техосмотр на диагностической линии и в случае, если он был пройден удачно, получаете диагностическую карту с результатами осмотра.

Затем вы предоставляете документы для проведения сверки: марки автомобиля, его модели, цвета, года выпуска, номерных знаков и самих номеров агрегатов.

И соответственно, если все предыдущие шаги были пройдены успешно, вы получаете разрешение на допуск к участию в дорожном движении транспортного средства с отметкой о прохождении техосмотра и вашу копию диагностической карты.

Требования для прохождения техосмотра в 2023 году

Процедура ТО регламентирована ПП РФ от 05.12.2011 № 1008 “О проведении техосмотра ТС” (далее – ПП № 1008). Основные узлы и агрегаты, которые проверяются экспертом, разделены на 7 групп:

  • тормозные системы. Эксперт проверяет исправность, безопасность и эффективность её работы;
  • рулевое управление. Проводится диагностика маневренности, люфта, гидроусилителя и подвески;
  • внешние световые приборы. Проверяется их наличие, регулировка, функционирование, целостность, яркость и отсутствие загрязнений;
  • стеклоочистители и стеклоомыватели. Оценивается их наличие, работоспособность, подача жидкости;
  • шины и колёса. Проводится проверка целостности резины, высоты протектора, отсутствие трещин, наличие всех элементов крепления колёс и т.д.;
  • двигатель и его системы. Проверяется уровень экологичности мотора, отсутствие подтеканий, правильное размещение, уровень шума.
  • дополнительные агрегаты. Проверка замков, сцепления, ремней безопасности, аварийных сигналов, аптечки, огнетушителя.

С 12.02.2018 года вступили в силу изменения по части требований к проведению техосмотра машины. Обновлены и расширены основные требования к фарам и рассеивателям, шипованной резине, ГБО, стеклоочистителям, гидроусилителю руля, утечке масла, аптечке, огнетушителю и др. Рассмотрим каждое из новых требований операционно-постовых карт технического осмотра.

С какими дефектами и повреждениями автомобиль точно не пройдет ТО

ТС не будет допущено на техосмотр, если автолюбитель не предоставит документы, необходимые для процедуры.

Авто не пройдет ТО при наличии следующих несоответствий:

  • Неисправность тормозной системы авто. Ее несоответствие ГОСТу Р 51709-2001. Это подразумевает нарушение целостности гидравлической системы тормоза, низкое давление, необеспечение эффективной остановки авто.
  • Рулевое управление неисправно.
  • Недостатки, выявленные на осветительных приборах авто внешнего назначения: тип, цвет, количество. Несоответствие ГОСТу Р 51709-2001 регулировки фар. Нерабочее состояние внешних световых приборов, световозвращателей. На авто установлено:
  • с передние стороны дополнительные световые приборы имеющие огни любого оттенка, за исключением белых, желтых, оранжевых;
  • нештатные фонари заднего хода и освещения знака авто с огнями всех расцветок, кроме белой.
  • Авто имеет нерабочие стеклоочистители или стеклоомыватели.
  • На шинах имеются повреждения, отслоения протектора.
  • Отсутствуют гайки и болты, имеются нарушения в формах и размерах отверстий крепления.
  • Вредные вещества в выхлопных газах превышают граничный показатель, установленный текущими стандартами.
  • Присутствуют нарушения герметичности топливной системы.
  • Выявлены неисправности в выпускных каналах для отвода отработавших газов, дефект целостности вентиляции картера.
  • Шумность работы мотора превышает пределы установленного стандарта по ГОСТу Р 52231-2004.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *