Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О трудовых лагерях можно узнать здесь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда малыш попадает на территорию детского интерната, родители должны согласовать сроки его нахождения. В соответствии с требованиями отечественного законодательства, он устанавливается по общему согласию родителей и руководителя учреждения. Вопрос об определении срока пребывания в интернате также могут согласовать его законные представители.
После того, как срок будет согласован в устной форме, договоренность закрепляют письменно. Для этого составляется соответствующий приказ директора. Группы пребывания (проживания), как правило, находятся на территории интерната на протяжении пяти суток. За это время они будут регулярно получать пятиразовое питание. Воспитанники начальных классов, а также дети с психическими расстройствами, физическими отклонениями, всегда отправляются на дневной сон.
Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве
Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) – школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.
Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.
Летний трудовой лагерь для подростков – весело, интересно, полезно
Все малыши очень любят помогать родителям примерно до пяти-семи лет. Они охотно моют посуду, часто разбивая половину, стирают носки в кастрюле для супа, протирают полы любимой папиной рубашкой и т.д. Но спустя некоторое время желание выполнять домашние дела как-то незаметно пропадает, а взрослые, понимая важность приобщения школьника к труду, порой не могут заставить подростка делать самые элементарные вещи – убрать одежду, вымыть тарелку и пр.
Юные туристы, проживающие в трех- и четырехместных палатках, очень быстро понимают, что в небольшом тамбуре, предназначенном для одежды, нельзя просто бросить свои вещи, их нужно аккуратно и компактно сложить, чтобы хватило места для гардероба «соседей». В летнем лагере для подростков нет мамы и бабушки, которые вымоют за ребенком кружку, постирают его носки и т.д. Ребятам все приходится делать самостоятельно, и, надо отметить, дела выполняются ими с удовольствием, потому что они работают вместе.
Исправительные Трудовые Лагеря Для Подростков
Спустя месяц общее количество заключенных ГУЛАГа НКВД составляло 1 300 000. Это были представители многих национальностей СССР и граждане целого ряда государств Европы, Азии, Америки, в число которых входило 767 553 русских, 179 951 украинцев, 45 623 белорусов, 26 175 татар, 25 040 узбеков, 21 301 казахов, 20 820 евреев, 18 149 немцев, 15 621 поляков, 11 122 грузинов, 10 858 армян, 10 599 азербайджанцев, 9855 туркменов, 4978 латышей, 4765 башкирцев, 4522 таджиков, 4034 китайцев, 2808 киргизов, 2707 корейцев, 2601 эстонцев, 2994 финнов, 1891 бурятов, 1475 иранцев, 1009 литовцев, 389 румын, 334 афганцев, 128 монголов, 20 японцев. Еще 61 706 человек являлись представителями других национальностей, а на 11 457 человек сведений о национальности в архивных документах не сохранилось. Одновременно, по данным на 1 апреля 1940 г., из общего числа заключенных ГУЛАГа НКВД 1 261 029 человек были гражданами СССР, 4136 — гражданами других государств и 4620 без указания подданства. Среди граждан других стран преобладали подданные Китая — 1479 человек и Греции — 716 человек. Меньше всего содержалось в ГУЛАГе заключенных американцев и итальян цев — по 3 человека, а также один француз. Все это свидетельствовало о широкомасштабном «интернациональном» характере деятельности системы советских лагерей, эксплуатировавшей труд миллионов заключенных, из которых ежегодно умирало по несколько десятков тысяч человек в результате истощения и болезней.
Особенно жестоко страдали т.н. «социально чуждые» и «враги народа», в подавляющем большинстве осужденные по сфабрикованным данным за мнимые преступления. Многие из них были расстреляны в 1937-38 годах, когда в лагерях, как и по всей стране, свирепствовали Тройки УНКВД, проводившие массовую чистку неблагонадежного контингента, в числе которого находились просто физически обессилевшие люди, уже не способные выполнять ежедневную трудовую норму. Среди них были ученые, писатели, поэты, художники, врачи, педагоги и другие представители интеллигенции.
Начавшаяся Великая Отечественная война приостановила дальнейший рост лагерной системы ГУЛАГа. В связи с установкой на мобилизацию всех материальных средств для обеспечения нужд Красной Армии были прекращены многие запроектированные строительства, где до этого основной рабочей силой являлись заключенные. Часть из них, учитывая нехватку людских резервов, досрочно освободили и направили на фронт. Туда же отправились вновь осужденные, которым заключение заменялось отправкой в ряды Красной Армии, преимущественно в штрафные подразделения.
проволоку. Вместе с тем, в 1948 г., теперь уже в системе МВД СССР, стала создаваться сеть т.н. Особых лагерей. Согласно специальному постановлению, в них концентрировали всех осужденных к лишению свободы за шпионаж, диверсии, террор, а также троцкистов, меньшевиков, эсеров, анархистов, т.н. правых, националистов, белоэмигрантов, участников антисоветских организаций и групп, людей, представлявших хоть какую-либо опасность из-за своих предыдущих антисоветских связей.
Чьи проблемы решает спецшкола
В эти школы не приводят за ручку мамы — сюда привозят на машинах с зарешеченными окнами. Попадают сюда по приговору суда. Ну и другие грустные приметы: контрольно-пропускной пункт, передвижение по периметру, железная дисциплина.
Конечно, есть образцово-глянцевые заведения. Так, сообщают СМИ, в Москве открылась спецшкола для подростков, которая, судя по всему, станет лучшей в России. Строится она по спецпроекту. «Предусмотрены бассейн, теплицы, оранжереи, тренажерные залы, мастерские, стадион и многое другое. У школы будет собственный участок земли, обнесенный оградой. Вообще же решетки в новом учреждении ставить не предполагается, и даже число охранников будет сокращено до самого минимума, чтобы подростки не чувствовали себя как в тюрьме. Однако никто из них самовольно покинуть школу не сможет благодаря современным техническим средствам охраны». Жутковато, не правда ли?
Конечно, в спецшколах этими детьми серьезно занимаются — преподают общеобразовательные предметы, стараются привить хоть какие-то навыки ремесла, социально адаптировать. Здесь, как правило, не работают случайные люди. Преподаватели таких закрытых школ для трудных подростков — высокие профессионалы, досконально владеющие методами работы с трудными детьми. Обучение трудных детей всегда связано с большими сложностями — ведь большинство из них в школу или не ходили вовсе, или попадали туда крайне редко. Бывает, что великовозрастные ученики занимаются по программе младших классов обычных общеобразовательных школ.
Решает ли такая закрытая школа для трудных подростков их проблемы? Сотрудники спецшкол считают, что скорее нет, чем да. После выхода из подобного учреждения дети ведут себя прилично и не совершают никаких противоправных действий месяц, от силы два. А потом опять связываются с той же (или другой) компанией, и опять алкоголь, наркотики, воровство. Ведь по сути ничего не изменилось — те же родители, те же приятели. Выходит, что, изолируя подростка, общество в первую очередь заботится о себе — с глаз долой, из сердца вон. Не видно их за высокими заборами — ну и ладно.
«Будьте осторожны с Люсей, ее отец — враг народа»
Если родителей ребенка арестовывали, когда он уже был не грудным младенцем, его ждал собственный этап: скитания по родственникам (если они остались), детский приемник, детдом. В 1936-1938 годах обычной становится практика, когда даже при наличии родственников, готовых стать опекунами, ребенка «врагов народа» — осужденных по политическим статьям — отправляют в детприемник. Из воспоминаний Г.М. Рыковой: «После ареста родителей мы с сестрой и бабушкой продолжали жить в нашей же квартире <...> Только занимали мы уже не всю квартиру, а только одну комнату, так как одна комната (папин кабинет) была опечатана, а во вторую еще при нас вселился майор НКВД с семьей. 5 февраля 1938 года к нам явилась дама с просьбой проехать с ней к начальнику детского отдела НКВД, якобы он интересуется, как к нам относилась бабушка и как вообще мы с сестрой живем. Бабушка ей сказала, что нам пора в школу (учились мы во вторую смену), на что эта особа ответила, что подбросит нас на своей машине ко второму уроку, чтобы мы взяли с собой только учебники и тетради. Привезла она нас в Даниловский детприемник для несовершеннолетних преступников. В приемнике нас сфотографировали в анфас и в профиль, прикрепив к груди какие-то номера, и сняли отпечатки пальцев. Больше мы домой не вернулись».
«На следующий день после ареста отца я пошла в школу. Перед всем классом учительница объявила: “Дети, будьте осторожны с Люсей Петровой, отец ее – враг народа”. Я взяла сумку, ушла из школы, пришла домой и сказала маме, что больше в школу ходить не буду», — вспоминает Людмила Петрова из города Нарва. После того как мать тоже арестовали, 12-летняя девочка вместе с 8-летним братом оказалась в детском приемнике. Там их обрили наголо, сняли отпечатки пальцев и разлучили, по отдельности направив в детские дома.
Если ребенок все-таки едет в лагерь…
…как подготовиться родителям. Подготовкой к расставанию с ребенком необходимо проводить задолго до самого отъезда.
— Обсуждайте с ним возможные варианты знакомства с ребятами, расскажите о своем опыте поездки в лагерь. Предложите ребенку взять с собой любимую игрушку или вещь, которая будет напоминать о доме. Можно взять с собой игру или интересную книгу, чтобы занять себя в свободное время, — советует Александра Кондрахина.
Бывает, что родители сами не хотят отпускать ребенка и выдают свои желания за желания подростка.
— Постарайтесь соблюдать спокойствие и не делать из этого расставания трагедии, — продолжает психолог. — Позитивный настрой на отличный отдых.
…но просит, чтобы его забрали. Ответ не может быть однозначным. Нужно выяснить, по какой причине ребенок хочет покинуть лагерь.
— В том случае, если в лагере не соблюдаются правила и нормы безопасности, воспитатели оказывают моральное или физическое насилие или персоналу нет никакого дела до детей, то, конечно же, ребенка следует забрать из лагеря немедленно, — говорит Александра Кондрахина.
Если ребенок звонит на следующий день после приезда в лагерь с просьбой забрать его, то не стоит спешить.
— Должно пройти немного времени, чтобы ребенок адаптировался к новым условиям. Вы можете его поддержать, подбодрить, подсказать что-то, чтобы адаптация произошла быстрее. А через 3 — 4 дня ребенок забудет о своем желании вернуться домой, — продолжает психолог.
«У организаторов лагерей нет сочувствия»
«Я вижу в Горе в первую очередь человека, а не его инвалидность. Он — совершенно обычный подросток, а не какой-то страшный и ужасный инвалид. У Гора сейчас абсолютно классический переходный возраст со всеми проблемами, и, конечно же, мне бы очень хотелось, чтобы он не сидел все лето и не смотрел на меня, а поехал бы в лагерь. Я бы просто немного отдохнула», — делится Фатима Медведева, мама Гора.
И сам он хотел бы отдыхать не только дома. «Я не люблю сидеть дома, мне очень нравится ездить в лагеря», — говорит сам Гор. Он был в лагере только раз — в Little People Camp, когда его организовали в доступном месте.
Фатима рассказывает, что вместе с Женей Беркович они обзванивали почти все лагеря в Москве и Подмосковье — в разных ценовых категориях, разной направленности — но ни один не согласился принять ребенка на инвалидной коляске. Фатима говорит, что ей было «дико», что у руководителей ни одного из лагерей не было даже мысли, что туда может приехать ребенок на коляске.
Жизнь в колонии и внутренний распорядок
В подавляющем большинстве случаев несовершеннолетние заключенные проживают в общежитиях казарменного типа. Как правило, в одном блоке проживает один отряд. Кроме помещений для сна, в блоке может находиться и досуговая комната.
Каждому осужденному полагается постельное белье, форменная одежда по размеру, а также бытовые принадлежности. Прием пищи осуществляется в общей столовой. Кратность приема пищи составляет 3 раза в день.
Для организации досуга осужденных на территории колонии располагается клуб, где в выходные дни транслируются фильмы. Кроме этого, допускается выезд организованной группой для осуществления культурных мероприятий.
Распорядок дня в колонии довольно однообразен. Так, в 6:30 у заключенных подъем, после чего дается время на совершение гигиенических процедур. Затем объявляется общее построение, перекличка, после чего начинается завтрак. В течение дня заключенные заняты учебой и работой. В вечерний период – свободное время, после чего в 22:00 (после вечерней поверки) объявляется отход ко сну.
Помогаем зависимыми их семьям
Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет, и продолжается до 15-16 лет.
Ребенок в этом периоде начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы.
У ребенка появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе.
Усиливается интерес и ко внутреннему миру. Подросток умеет сам ставить цели и достигать их.
Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: ребенок быстро растет, появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее.
Подростковые проблемы Проблемы возникают у подростков по различным причинам.
«Пахан Миша Алексеев»
В июне четыре сотрудника школы «Шанс» написали коллективное письмо, которое называется «Крик о помощи!» (имеется в распоряжении редакции). В нем утверждается, что новый директор «Шанса» Кирилл Кубарев редко бывает в здании, а «фактически школой руководит один из несовершеннолетних учеников». Михаил Алексеев (имя изменено. — Прим. ред.) вместе с другим учеником Андреем Карпиным (имя изменено. — Прим. ред.) избивают других детей и вымогают деньги.
Специалист «Шанса», недавно уволившийся из заведения, говорит, что Алексеев — «очень озлобленный мальчик, который может кого угодно послать, унизить и оскорбить». По его словам, подросток стал лидером коллектива после выпускного в июне, когда школу покинули старшие ребята. Самому Алексееву меньше 18 лет, он учится в «Шансе» с 2015 года. По какой статье он туда попал, не сообщается, но известно, что скоро его должны освободить по УДО. Его пособника — Карпина — бывший сотрудник описывает как неплохого мальчика, который попал под влияние Алексеева: «В закрытой школе тебе некуда деваться: ты либо под Алексеевым, либо против него и получаешь. Тем более Карпин в последнее время жил с ним в одной комнате».
В школе закрытого типа могут учиться только мальчики в возрасте от 11 до 18 лет, здесь можно находиться не меньше года и не больше трех лет. Сейчас в школе учатся 14 детей. Больше просто не поместится: территория школы — это небольшое двухэтажное здание и 300 квадратных метров двора. Возможно, поэтому подростки учатся в другом здании во вторую смену. Их вывозят на автобусе в 196-ю школу на соседней улице. Там они учатся по три-четыре человека в классе.
Всех учеников отпускают к семье на выходные, и, если, вернувшись, они не принесут Алексееву и Карпину подарки или деньги, их изобьют. Например, чтобы «пахан» разрешил пользоваться мобильными телефонами, учащиеся платят ему по тысяче рублей. «На выпускном сын подошел ко мне и попросил, чтобы я дала ему в долг, иначе ему капец», — говорит Елена, мама одного из учеников (имя изменено по просьбе героини. — Прим. ред. ). С марта по июнь Елена регулярно переводит Алексееву и Карпину деньги, чтобы ее сына оставили в покое. Всего она отдала им уже больше 10 тысяч рублей.
По словам Елены, за последние три месяца 12 учеников школы получили 17 тяжелых травм. Другой источник The Village говорит о 15 травмах за это время и рассказывает о двух наиболее заметных: «Ярцев Михаил (имена учеников изменены. — Прим. ред.) , 17 лет, — разбили барабанную перепонку и нанесли множество травм. Казаков Роман, 16 лет, — сломали кости черепа и нос. Нужна операция. Оба лежали в Морозовской больнице».
Бывший работник отделения реинтеграции в «Шансе» говорит, что все 12 подростков боялись Алексеева: «Он мог даже ничего не говорить, просто входил в комнату, и состояние ребят сразу менялось. Я слышала, что два мальчика были в больнице, но не в курсе деталей — я тогда уже уволилась». Специалист неоднократно видела на подростках синяки.
Поговорить с учениками школы изданию не удалось. Дети не обсуждают происходящее даже со своими родителями. Сотрудники школы говорят, что ученики не жалуются, потому что «у этих ребят свои понятия» и так не принято. «Ребята говорят, что ударились об холодильник или упали с двухъярусной кровати. Но так ведь не падают! У них и руки повреждены, и ноги, у детей вылетают зубы», — говорит Елена.
Одному из учеников «Шанса» 13 лет, и он осужден за убийство. «Он не социопат, он убил человека в состоянии аффекта. При росте 190 сантиметров и весе больше 90 килограммов он настолько боится тех ребят, что спит с палкой под подушкой», — рассказал собеседник издания. Подростки угрожают и взрослым: Алексеев и Карпин сказали маме одного из учеников, что ей лучше замолчать, иначе останется на всю жизнь инвалидом. Женщина рассказала редакции, что подала заявление в полицию об угрозах.
Туристический лагерь «Школа выживания»
Туристический лагерь «Школа выживания» — это место, где ребенок достигнет единения с природой, сможет проверить свои силы в непривычных условиях, научится ориентироваться на местности, ставить палатки, сооружать укрытие, правильно разводить костер, и даже освоит основы альпинизма и горного туризма. За десять дней путешествия дети освоят множество полезных навыков, научатся ценить настоящую дружбу и получат огромное количество позитивных эмоций! Ребят ждет увлекательная туристическая программа, песни у костра, конкурсы и игры.
Упор в смене делается на способах выживания в дикой природе. Дети научатся строить укрытие и обходиться минимальным количеством снаряжения в походе, познакомятся с курсом первой помощи, отправятся в однодневную экспедицию с основами ориентирования и заданиями.
Бритая голова, тяжёлый взгляд, почти механическая, лишённая эмоций речь – именно так можно описать практически любого воспитанника лагеря «Пересвет». В лучших традициях фильма «Сволочи» на берегу Ладоги взращивали стаю молодых волчат, с детства приученных не жить, а выживать. Условия в лагере — гремучая смесь армейской дисциплины и тюремных порядков. Например, за забытую кем-то на земле краюху расплачивается весь отряд: ест хлеб, извалянный в песке.
— За 13 лет живот ещё ни у кого не заболел, — успокаивал в тот раз своих подопечных начальник лагеря Константин Шаблов.
Он же придумал и «мордопенальти» — не поделившие что-то между собой подростки попросту дерутся под бдительным надзором воспитателей. Впрочем, применение физической силы тут вовсе не редкость: достаточно небольшой провинности, например, нечищеных зубов или невымытой посуды, чтобы воспитаннику лагеря инструкторы «пробили фанеру», иначе говоря — ударили в пресс.
Летний лагерь для подростков. В чем плюс?
«Мама, я хочу отдохнуть пару недель на взморье», — говорит дочка
Главный аргумент в пользу подросткового лагеря звучит так: дома ваша дочка находится под давлением родительского авторитета, который мешает ей решать ее подростковые задачи. В лагере среди сверстников, свободная от вашего влияния, она расправит крылья, научится общаться с другими людьми не как ребенок, а как самостоятельная личность. Она жаждет почувствовать свою женственность, мечтает нравиться мальчикам и получать от этого радость, а не мучиться стыдом и тревогой. Компания ровесников — пробный полигон для ее обаяния.
«Вот-вот, — скажет бдительный родитель, — именно этого я и боюсь!» Итак, больше всего страшит родителей, что… она там с кем-нибудь переспит; ее там изнасилуют, она такая доверчивая; она простудится, отравится несвежей пищей, сломает ногу.