Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Намеренное ухудшение жилищных условий (табица)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со статьёй 53 Жилищного кодекса, Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:
(В соответствии с пунктом 4 Приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280)
а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:
- не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
- имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
- произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
- произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
Что можно квалифицировать как умышленное ухудшение условий
Не все деяния квалифицируются, как умышленное изменение в худшую сторону жилищных условий. В частности, к таковым можно отнести следующие действия:
- регистрация ребенка у одного из его родителей, что вытекает из ст. 20 ГК РФ, которая предполагает то, что несовершеннолетний обязан иметь прописку по адресу проживания его отца или матери. Появление новорожденного в семье не может являться злонамеренным ухудшением;
- регистрация в помещении нового члена семьи в связи с замужеством или же прочих родственников, например, родителей собственника;
- временная постановка на учет по собственному адресу, как родственников, так и третьих лиц;
- отказ одаряемого от подарка, которым является жилплощадь, или же отказ непосредственно дарителя от исполнения, заключенного им договора дарения;
- признание сделки не соответствующей законодательству судебным решением;
- аннулирование рентного соглашения и возврат объекта недвижимости.
Так как подобные действия не являются умышленным ухудшением условий проживания, то гражданин при наличии соответствующих оснований, перечень которых приведен в ст. 51 ЖК РФ, может встать в жилищную очередь и получить причитающиеся ему квадратные метры.
Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — обращайтесь к специалистам через онлайн-форму.
Что не считается намеренным ухудшением
Любые из перечисленных действий не могут быть признаны намеренным нарушением действующего законодательства, если человек уже зарегистрирован как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Иные действия, которые не признают намеренными нарушениями:
- несовершеннолетний ребенок регистрируется по адресу места жительства одного из родителей;
- прописывается по стандартной процедуре близкие родственники (родители, супруги);
- новых жильцов регистрируют временно;
- расторгается договор аренды с последующем возвратом жилья собственнику;
- в ходе судебного разбирательства покупка (иная сделка с оформлением нового владельца недвижимости) признана недействительной.
Также без лишних споров и неблагоприятных последствий можно отказаться от имущества, которое передается в дар. В данном случае не считается, что условия ухудшили намеренно.
III. Ухудшение жилищных условий (в том числе отказ от приватизации, наследства или другие)
В удовлетворении исковых требований Рябоконь И.А. о признании незаконным решения Комиссии ГУ МВД РФ по г.Москве от , признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказать. установила:
Рябоконь И.А. обратился в суд с иском об оспаривании отказа Комиссии ГУ МВД РФ по г.Москве в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от года, мотивируя тем, что с года он с супругой зарегистрирован и проживает по адресу: , на основании договора безвозмездного пользования квартирой общей площадью кв.м., где они занимают комнату кв.м.
, в связи с чем на истца и его члена семьи приходится менее кв.м. Ранее истец с супругой проживали в квартире общей площадью кв.м. по адресу: , принадлежащей на праве собственности их сыну ФИО. Членами семьи сына истец и его супруга не являются, так как сын ведет раздельное хозяйство, создал свою семью и пользуется всей квартирой.
В связи с конфликтными отношениями с сыном, истец с супругой были вынуждены выехать из указанного жилого помещения и пользоваться иным жильем на основании договора безвозмездного пользования. Иного жилья истец и его супруга не имеют, неправомерных действий, влекущих ухудшение жилищных условий, истцом не совершалось. В судебном заседании истец и его представитель Артюхова Г.В.
доводы иска поддержали. Представитель ответчика, по доверенности Колмакова Т.Н., против удовлетворения заявленных требований возражала, считая отказ в постановке на учет законным и обоснованным. Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит Рябоконь И.А. по доводам апелляционной жалобы. В заседание судебной коллегии Рябоконь И.А. и его представитель адвокат Артюхова Г.В.
явились, доводы жалобы поддержали. Представитель ответчика ГУ МВД России по г.Москве, по доверенности Пигорев О.И. явился, против удовлетворения жалобы возражал, с решением суда согласен.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, нашла решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1, п. 1, п. 2 ч. 2 ст.
4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее — единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. В силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу п. 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Аналогичные положения закреплены в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что истец Рябоконь И.А. имеет стаж службы в органах внутренних дел года месяцев дня. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы ему не представлялась. Рябоконь И.А. состоит в зарегистрированном браке с ФИО, имеет сына ФИО года рождения.
До года истец вместе с семьей, состоящей из супруги и сына, проживал и был зарегистрирован в отдельной двухкомнатной квартире по адресу: . Указанная квартира была предоставлена семье истца на основании ордера от г. и с года принадлежит на праве собственности сыну истца, на основании договора передачи квартиры в собственность, в порядке приватизации.
С года истец с супругой проживает по договору безвозмездного пользования в отдельной трехкомнатной квартире общей площадью кв.м. по адресу: , где еще проживают 4 человека, которые не являются членами семьи истца.
года истец обратился в Комиссию ГУ МВД РФ по г.Москве с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На заседании Комиссии ГУ МВД России по г.Москве года отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты Рябоконь И.А. с семьей в составе 2-х человек (он, жена) в соответствии с п.7 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Рябоконь И.А.
Намеренное ухудшение жилищных условий
ВВЕДЕНИЕ Вы — намеренно ухудшили свои жилищные условия!!! Это — любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это — как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции. Поучаствовал в приватизации? — Ухудшил! Намеренно!! Продал — подарил? — Еще худшее, ещё намереннее!!! Выкидываем из очереди! Через пять лет — поставим снова, но в самый конец! Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?
Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
«Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».
Способы определения умысла при расторжении брака
Определить умысел при расторжении брака военнослужащим довольно сложно.
Ведь важно не только определить умысел в действиях, но и собрать документальные доказательства такого умысла.
При этом необходимо выяснить, например, такие особенности расторжения брака военнослужащим:
- кто являлся инициатором развода,
- как происходило расторжение брака,
- имеются ли у военнослужащего несовершенные дети, либо другие иждивенцы,
- в какой срок после развода военнослужащий обратился за признанием его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Почему на в/сл не распространяется правило «пяти лет»
Военнослужащий, имеющий в собственности жилое помещение по установленным нормам, в том числе полученное от государства, не имеет права требовать предоставления другого жилого помещения.
Если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении пятилетнего срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанная позиция закреплена решениями Верховного суда Российской Федерации от 18 декабря 2017 г. № ВКАПИ17-35 и от 21 марта 2018 г. № ВКПИ18-8.
Когда жилье считается неподходящим?
Основной критерий для признания условий проживания ненадлежащими — слишком маленькая площадь помещения. В Петербурге одному человеку полагается не менее 9 кв. м общей площади квартиры. То есть на семью из трех человек — минимум 27 кв. м.
Кроме того, есть Постановление Правительства РФ № 47, содержащее требования к жилому помещению, среди которых есть следующие пункты:
- целостность несущих конструкций и перекрытий;
- исправность инженерных систем;
- влажность не более 60% и средняя температура не менее 18 градусов;
- наличие окон в квартире;
- размещение жилого помещения не в подвале и не на чердаке.
Если ваша квартира слишком мала для вашей семьи и вы постоянно живете в Петербурге больше 10 лет — можно подавать документы на получение недвижимости от государства. Заявки рассматривает жилищная комиссия — постоянно действующее подразделение администрации каждого района. Одна из задач комиссии — выяснить, имело ли место намеренное ухудшение жилищных условий.
Судебная практика по намеренному ухудшению жилищных условий небогата, потому что не всегда удается доказать вину гражданина. Например, довольно сложно уличить человека в корысти при разводе, ведь этот момент регулируется Семейным кодексом и имеет отношение к личным проблемам.
Пример №1:
- военная коллегия изучила дело гражданина Н. и выяснила, что он состоял на учете в нужде по улучшению ЖУ,
- в 2003 году он приобрел квартиру с тремя комнатами,
- перед постановкой на учет мужчина обменял жилье на однушку и зарегистрировался в ней вместе с семьей из 3 человек,
- сам же мужчина снимал более просторную квартиру.
В итоге суд принял решение исключить Н. из перечня участников по причине нарушения законодательства.
Пример №2:
- верховный суд Москвы рассматривал дело гражданки А. с просьбой вернуть ее в списки нуждающихся,
- перед этим А. получила отказ из-за преднамеренного ухудшения условий жизни,
- она прописала в своей однокомнатной квартире мать-инвалида II категории, которая продала дом,
- после прописки женщина подала заявление на получение субсидии, но получила отказ от комиссии.
Суд встал на сторону женщины, потому что законодательство допускает вселение близких родственников-иждивенцев и не считает это правонарушением.
Хотя в российском законодательстве прямо не установлен список признаков НУЖУ, анализ некоторых норм позволяет выделить главные критерии отнесения деяния к умышленному созданию неудовлетворительной среды для проживания. В число обязательных характеристик неправомерного поступка можно включить следующие:
- цель жильца – получить право стать на специальный учет, предусмотренный для нуждающихся граждан;
- в момент совершения лицо еще не внесено в очередь на бесплатное жилье;
- существование прямого умысла относительно незаконной выгоды в виде получения помещения в безвозмездное пользование;
- результатом принятых мер может стать наделение особым статусом субъекта, который нуждается в поддержке в решении квартирного вопроса.
Эти четыре основных пункта выделены в Постатейном комментарии ЖК, выданном 2005 года под общей редакцией Н.М. Коршунова. Однако гораздо большее практическое значение имеют выводы уполномоченных судебных инстанций, в частности Конституционного суда и Верховного суда РФ.
Вопросы, касающиеся условий проживания военнослужащих, улучшение или ухудшение имеющихся, а также постановка на учет граждан, относящихся к данной категории, регулируется многими законодательными актами.
Основным является Жилищный Кодекс Российской Федерации. Помимо всего прочего именно этот документ затрагивает такое понятие как «намеренное ухудшение жилищных условий».
Для военнослужащих оно играет огромную роль, так как любое их действие может быть признано намеренным и следствием этого станет удаление из очереди на получение квартиры на 5 лет.
Право всех служащих свое Родине на получение бесплатного жилья закреплено в Федеральном законе «О статусе военнослужащего».
Так же оговаривается, что таковая возможность предоставляется только один раз за время службы.
В случае, если военнослужащий встал на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, а затем погиб, его семья все равно остается в очереди и получит квартиру в числе первых.
Как же определить, что военнослужащий нуждается в изменении жилищный условий? Это досконально рассмотрено и описано в Постановлении Правительства №512.
Правильность осуществления учета военнослужащих, претендующих на получение собственного жилья, регулируется Постановлением Правительства №1054.
Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих
Достаточно большое количество вопросов и различных трактовок возникает в ходе толкования законодательных жилищных положений и норм, затрагивающих категорию военнослужащих.
Какие действия могут быть оценены как преднамеренное ухудшение жилищных условий военных?
Инструкция «О предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, которые проходят военную службу по контракту ВС РФ, служебных жилых помещений» говорит о том, что военнослужащие могут быть лишены права определения их на учет как нуждающихся в жилплощади, при выполнении ими конкретных действий.
Действия, совершаемые военнослужащими, с целью ухудшения условий своего проживания
В подобный список включены действия, связанные с:
- Умышленным изменением порядка, в соответствии с которым помещение используется для проживания;
- Обменом;
- Нарушением определенных договорных условий соцнайма жилья;
- Разводом, при котором происходил процесс выделения отдельных долей жилплощади;
- Реализацией частей или полностью жилплощади, по причине чего возникает нарушение нормы (ее уменьшение), регламентирующей количество жилых квадратов, приходящихся на каждого человека, проживающего в семье военнослужащего.
К отчуждению могут быть отнесены такие действия:
- Переход права владения жилплощадью от одного лица к другому, посредством заключения соглашения о дарении;
- Переход прав на жилье при заключении сделки купли-продажи.
Если такие прецеденты возникли, наказанием может служить лишение виновных лиц прав на улучшение их условий проживания на период 5 лет. Только когда этот срок полностью истечет, военнослужащий имеет право повторно обратиться за улучшением собственных жилищных условий.
Какие действия нельзя трактовать, как намеренное ухудшение?
Существует целый перечень действий, совершение которых не представляется возможным расценивать в качестве нарушения ст. 53 Жилищного Кодекса:
- Прописка и вселение детей, не достигших совершеннолетия к одному из родителей;
- Вселение и регистрация к любому из родственников или родителей, супруга/супруги, соблюдая при этом все прописанные нормативы;
- Отказ в выполнении условий дарственной или договора дарения доли жилья одной из сторон;
- Отказ от договора ренты получателем и передача жилого помещения рентодателю;
- Вселение людей по месту временной регистрации;
- По решению суда признание ничтожной сделки с недвижимостью.
Судебная практика по намеренному ухудшению жилищных условий
- Фиктивный развод (фиктивное вступление в брак).
- Купля-продажа жилой площади ниже рыночной стоимости, безвозмездное дарение собственности.
- Невыполнение требований договора аренды или социального найма, в результате чего наниматель выселяется из занимаемой им жилой площади.
- Выход из кооператива, чтобы получить его долю.
- не имеют в распоряжении жилплощади;
- являлись собственниками жилой площади, впоследствии признанной непригодной для жительства;
- прекратили пользоваться помещением вследствие выезда на новое место – адрес расположения воинской части по причине вступления в брак с военнослужащим;
- прекратили пользоваться помещением по причине выезда на место расположения воинской части и являющиеся военнослужащему родителями или детьми.
Намеренное ухудшение жилищных условий судебная практика
Как и иное злоупотребление правом, намеренное ухудшение жилищных условий порождает для лица, его совершившего, неблагоприятные правовые последствия. На основании ст. 53, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, во-первых, таким лицам отказывается в принятии на учет, во-вторых, они принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий. Кроме того, если в судебном заседании установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий, то в соответствии с п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации суду следует отказать в защите права лица состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Следует отметить, что неистечение пятилетнего срока со дня совершения действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий, является основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, но не позволяет принять решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях. Лица, принятые на учет до истечения пятилетнего срока со дня совершения действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий, могут быть сняты с него лишь на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, если ими были предоставлены недостоверные сведения либо установлен факт неправомерных действий должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Правовая сущность намеренного ухудшения жилищных условий достаточно точно определена Конституционным Судом РФ, который указал, что намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем (Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации»). При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов, как справедливо отмечает Конституционный Суд РФ, должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий является частным случаем злоупотребления правом, заключающимся в использовании лицом субъективного права в противоречии с его социальным назначением.