1.2 Цель и задачи учета и анализа расчетов организации по налогам и сборам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.2 Цель и задачи учета и анализа расчетов организации по налогам и сборам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учет расчетов по налогам и сборам регламентируют законодательные нормы и действующие НПА. В бухучете все налоги и установленные сборы фиксируются на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», где по каждому из них специально открывают субсчет, объединяющий аналитическую информацию. Счет 68 предназначен для подытоживания в целом сведений по налогам, уплачиваемым фирмой, а также персоналом компании. Заметим, что только в учете НДС кроме 68-го применяется еще счет 19. С его помощью отражают входной НДС по купленным ценностям.

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Именно налоговая система на сегодняшний день остается, пожалуй, одним из главных предметов дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование, как всего народного хозяйства, так и отдельных экономических субъектов.

Российское налоговое законодательство на протяжении последнего десятилетия находится в стадии постоянных изменений и дополнений. Главным событием этого периода является введение основного законодательного акта прямого действия – налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и регулирует налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления и налогоплательщиками.

Каждое предприятие любой формы собственности и организационно-правового образования обязано зарегистрироваться в территориальной налоговой инспекции, прежде чем начнет осуществлять свою деятельность, ему необходимо определится с режимом налогообложения, правильно организовать учет налогов и сборов и разобраться в его особенностях. Грамотный подход к организации учета налогов и сборов на предприятии, своевременный и качественный их анализ прямым образом влияет на эффективность деятельности предприятия.

Поэтому тема «Учет и анализ расчетов с бюджетом по налогам и сборам» является наиболее актуальной для рыночной экономики.

Целью работы является углубление и систематизация знаний в области учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам и разработка практических рекомендаций по его совершенствованию.

Объектом изучения выбрано Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство и водоснабжение» г.Нижние Серги.

Предметом изучения являются – налоги и сборы Российской Федерации, и их учет на предприятии.

Задачи, которые предстоит решить для достижения цели:

— изучить организацию бухгалтерского учета расчетов по налогам и сборам;

— изучить особенности аудита расчетов по налогам и сборам;

— рассмотреть типичные ошибки по налогам и сборам и последствия за их совершение;

— рассмотреть особенности бухгалтерского учета и налогообложения в жилищно-коммунальном хозяйстве;

— рассмотреть основные налоги, уплачиваемые предприятиями ЖКХ и сделать их анализ на примере предприятия МУП «ЖКХ и водоснабжение» г.Нижние Серги;

— провести аудит и разработать практические рекомендации по усовершенствованию бухгалтерского учета налогов и сборов в исследуемом предприятии.

Данная дипломная работа основана на следующих источниках:

— Налоговый кодекс Российской федерации и другие нормативно-правовые акты органов законодательной власти Российской Федерации;

— учебники и учебные пособия, статьи из газет и журналов, печатающихся на территории Российской Федерации;

— информация из сети Интернет;

— данные бухгалтерского учета и отчетности МУП «ЖКХ и водоснабжение» г. Нижние Серги за 2006г.,2007г.,2008г.

Практическая значимость работы заключается в использовании МУП «ЖКХ и водоснабжение» результатов анализа, данных проведенного аудита и предложенных рекомендаций в целях усовершенствования бухгалтерского учета налогов и сборов на предприятия и повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Упрощенная система налогообложения предусмотрена главой 26.2 НК РФ, и ее применение освобождает предприятия согласно ст. 346.11 настоящего Кодекса от обязанности по уплате:

– налога на прибыль;

– налога на имущество организаций;

– единого социального налога;

– НДС, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и при совершении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) или договору доверительного управления имуществом.

Поскольку право на применение упрощенной системы налогообложения не имеют предприятия, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных), а также игорным бизнесом, следовательно, из перечня обязательных платежей для рассматриваемого режима исключаются:

– акцизы;

– налог на добычу полезных ископаемых;

– налог на игорный бизнес.

Однако предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов и уплачивают иные налоги в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Статьей 346.14 НК РФ предусмотрен единый налог, взимаемый при применении упрощенной системы налогообложения, который имеет два альтернативных варианта исчисления, выбор одного из которых осуществляется предприятием самостоятельно. Объектом обложения данным налогом признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в случае, если за налоговый период сумма исчисленного налога меньше суммы минимального налога в размере 1 % доходов.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, выбирает доходы в качестве объекта обложения единым налогом, взносы на обязательное пенсионное страхование уменьшают его обязательства по начисленному единому налогу к выплате в бюджет. Таким образом, начисленная сумма взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период является налоговым вычетом по единому налогу, взимаемому при применении упрощенной системы налогообложения. В качестве аналогичного налогового вычета принимается сумма выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Однако общая величина налогового вычета ограничена 50 % начисленного за период применения единого налога.

Читайте также:  Минимальная пенсия в Московской области в 2023 году: новый размер и доплаты

Кроме того, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, являются страхователями по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве. Приведем перечень обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации для предприятий, выбравших упрощенную систему налогообложения в качестве основного налогового режима (табл. 8).

Таблица 8.

Перечень обязательных платежей в бюджетную систему.

Российской Федерации при упрощенной.

системе налогообложения.

Последний – третий этап кругооборота капитала связан с определением финансового результата деятельности предприятия. Элементы, непосредственно формирующие финансовый результат, – это доходы и расходы. Возникновение показателей, имеющих значение для исчисления налоговой нагрузки предприятия на этапе продажи, представлено на схеме 9.

В бухгалтерском учете финансовый результат определяется при сопоставлении доходов и расходов предприятия по формуле:

Финансовый результат = Доходы-Расходы.

В случае превышения доходов над расходами финансовый результат будет положительным и называется прибылью. Если расходы будут больше суммы доходов, то отрицательный финансовый результат называется убытком.

В соответствии с принятой на практике классификацией доходы и расходы организаций подразделяются на две группы: доходы и расходы от обычных видов деятельности, прочие доходы и расходы.

Для разных предприятий источником выручки являются различные операции и виды деятельности. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, предусматривает ограниченный перечень видов деятельности, доходы от которых в зависимости от решения предприятия, отраженного в учетной политике, могут быть включены в состав выручки или классифицироваться как прочие доходы. Назовем эту группу доходов «плавающие доходы», к ним относятся поступления от следующих операций:

– поступления от предоставления предприятием за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды;

Схема 9.

Возникновение налоговых обязательств и налоговых.

вычетов на этапе III «Продажа продукции (товаров, работ, услуг) и формирование финансового результата» хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия позволяет при условии ее распределения на три этапа в соответствии с формулой кругооборота капитала устанавливать причины возникновения налоговых обязательств и налоговых вычетов. В отношении каждого этапа деятельности предприятия было ранее составлено подробное налоговое поле для общего режима налогообложения с перечнем возникающих показателей, значимых для расчета налоговой нагрузки, и причин, приводящих к их появлению. Налоговое поле представлено в виде табл. 16. Безусловно, оно имеет общий вид и содержит обязательные платежи в бюджетную систему, предусмотренные законодательством для общего режима налогообложения. Для каждого предприятия итогом анализа должно стать создание собственного «уникального» налогового поля, учитывающего особенности его хозяйственной деятельности и содержащего только те обязательные платежи в бюджетную систему, обязанности по уплате которых возникают у этого предприятия. Деятельность каждого предприятия отличается перечнем специфических хозяйственных операций и набором соответствующих данной деятельности активов. Графа таблицы «Причинывозникновения» должна содержать в результате проведенного на предприятии анализа указания на конкретные операции и активы, приводящие к возникновению налоговых обязательств и вычетов.

Таблица 16.

Три группы значимых для расчета налоговой нагрузки.

показателей и периодичность их начисления.

в бухгалтерском учете.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Учет расчетов по НДФЛ (проводки). Примеры расчета НДФЛ.

Работодатель, рассчитывая НДФЛ с заработной платы своих сотрудников, должен выполнить определенные проводки в бухгалтерском учете. Как происходит учет расчетов по НДФЛ, какие проводки необходимо отразить в бухгалтерии? Также предлагаем вашему вниманию примеры расчета подоходного налога в отношении некоторых видов доходов физических лиц: как посчитать НДФЛ с зарплаты, процентов и дивидендов.

Проводки по счету 68

Для учета расчетов по налогу на доходы физических лиц используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Это сложный счет, который имеет ряд субсчетов. Для учета налога на доходы физических лиц на 68 счете бухгалтерского учета открывается субсчет «НДФЛ».

По кредиту 68 счета отражается начисление налога для уплаты его в бюджет, по дебету его уплата.

В зависимости от вида полученного работником дохода кредит 68 счета корреспондирует с дебетом соответствующих счетов учета расчета с персоналом.

Бухгалтерские проводки по учету НДС (с примерами)

Организация в процессе своей деятельности сталкивается с налогом на добавленную стоимость в следующих случаях: продавая покупателям товары, продукцию (оказывая услуги, выполняя работы) и приобретая у поставщика товары (работы, услуги).

В первом случае, продавая товар, организация обязана начислить с его стоимости налог и уплатить в бюджет. Начисление НДС отражается следующей проводкой:

То есть начисленный НДС к уплате в бюджет собирается по кредиту счета 68.

Во втором случае, приобретая товар, организация вправе направить НДС к возмещению из бюджета (к вычету), в этом случае из общей суммы приобретения выделяется налог и учитывается отдельно на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» проводкой Д19 К60. После чего НДС направляется к вычету проводка имеет вид Д68.НДС К19.

Как видим, НДС для возмещения из бюджета собирается по дебету счета 68.

Итоговая сумма, которую необходимо уплатить в бюджет, определяется как разность между кредитом и дебетом сч. 68.

Если обороты по кредиту больше оборотов по дебету, то организация должна уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет, если обороты по кредиту меньше оборотов по дебету, то государство осталось должным организации.

Читайте также:  Льготы ветеранам боевых действий

Коэффициент нагрузки по налогам

Под этим термином имеется в виду понимают процент налогов в сравнении с общим доходом субъекта предпринимательства. Он очень важен для налоговиков. При слишком низком показателе ИФНС делает вывод о том, что субъект предпринимательства уклоняется от уплаты обязательных платежей, его ожидают налоговые проверки. В приказе № ММ-3−06/333@, принятом в мае 2007 г., указано, что компанию необходимо обязательно проверять, если коэффициент у нее ниже, чем у других субъектов в этой же отрасли.

Также коэффициент налоговой нагрузки рассматривают кредитные организации. На основе результатов анализа принимается решение о кредитовании субъекта предпринимательства.

Банковские учреждения могут отказать в обслуживании счета и заблокировать операции по нему, если размер налоговых платежей ниже 0,9% от всего объема операций. Это требование введено согласно закону 115-ФЗ и методическим рекомендациям 18-Р, принятым Центральным банком РФ.

Структура начисленных налогов при общем режиме налогообложения хозяйствующего субъекта

2006 г.
55,8%
-----¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
14,28% ¦ ¦
-----¬ ¦ ¦ 10,44%
¦ ¦ ¦ ¦ 8,31% -----¬
¦ ¦ ¦ ¦ 7,36% -----¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1,72% ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ 1,19% ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,59% -----¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ 0,1% ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,06% -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,03% ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,01% ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦
--+----+--+--+----+--+--+----+--+-+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+---
Налог НДС НДФЛ Налог Налог НДПИ Налог ЕНВД Транспортный Аренда Водный ЕСН (20%)
на прибыль на имущество на загр. на доходы налог за землю налог
окр. среды
2007 г.
56,98%
-----¬
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
15,02% ¦ ¦
-----¬ ¦ ¦ 9,51%
¦ ¦ ¦ ¦ 8,3% -----¬
¦ ¦ ¦ ¦ 6,63% -----¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1,61% ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ 1,29% ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,39% -----¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ 0,14% ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,06% -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,03% ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,01% ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦ ¦
--+----+--+--+----+--+--+----+--+-+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+--+--+----+---
Налог НДС НДФЛ Налог Налог НДПИ Налог ЕНВД Транспортный Аренда Водный ЕСН (20%)
на прибыль на имущество на загр. на доходы налог за землю налог
окр. среды

Рис. 1

Предприятия, применяющие в бухгалтерском учете ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», имеют возможность оценить эффективность проводимой налоговой политики в области расчетов с бюджетом по данному налогу. Превышение отложенных налоговых обязательств над отложенными налоговыми активами говорит о полученной отсрочке по налогу на прибыль, что способствует росту чистой прибыли, о чем свидетельствуют данные табл. 1.

График денежных потоков ЗАО «XX» за 2007 г.

---------------------------------------------------------------------------------¬
¦40 000 T----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ * 35 875 ¦
¦35 000 +----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦30 000 +----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ * 27 964 ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ * 26 639 ¦
¦ ¦ # 25 806 ¦
¦25 000 +----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ # 24 565 ¦
¦ ¦ # 23 167 ¦
¦ ¦ * 22 497 ¦
¦ ¦ # 21 320 ¦
¦20 000 +----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ # # 18 025 ¦
¦ ¦ 18 080 # ¦
¦ ¦ * 15 210 17 234 ¦
¦15 000 +----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ # 13 671 ¦
¦ ¦ * 12 457 * 13 191 ¦
¦ ¦ # 12 180 10 474 ¦
¦ ¦ * 10 700 * ¦
¦10 000 +----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ 5 000 +----------------------------------------------------------------------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ 0 +-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------¦
¦ Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь¦
¦ ¦
¦ * - Приток. ¦
¦ # - Отток. ¦
L---------------------------------------------------------------------------------

Рис. 2

Поэтому в целях предотвращения просроченной задолженности по налогам и сборам в будущем организации необходимо составить платежный календарь, в котором были бы учтены предстоящие налоговые платежи из налогового календаря (табл. 5).

Таблица 2. Расшифровка стр. 145 «Отложенные налоговые активы» баланса на 01.01.20XX г.

 Наименование показателя 
 Сумма, 
тыс. руб.
Разница в начислении амортизации 
 25 548 
Убытки по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке 
 5 
Убытки по ценным бумагам, не обращающимся на организованном 
рынке
 37 160 
Убытки от реализации амортизируемого имущества 
 585 
Дополнительные расходы по организации кредита (услуги банка) 
 7 159 
Резерв по сомнительным долгам 
 9 676 
Добровольное страхование от несчастных случаев на производстве 
 544 
Итого 
 80 677 

По стр. 220 бухгалтерского баланса учитываются суммы «входного» НДС, которые еще не приняты к вычету. Этот показатель отражает конечное сальдо по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и формирует аналитическую информацию об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах налога по приобретенным основным средствам, нематериальным активам, материально-производственным запасам, работам и услугам (табл. 3).

Таблица 6. Справка к форме N 2 за 20XX год об объемах выручки для целей налогообложения ЕНВД (вид деятельности — розничная торговля), руб.

 Отчетный 
период
 Выручка 
Себестоимость
Коммерческие
расходы
Управленческие
расходы
 Финансовый
результат
(прибыль +;
убыток -)
I квартал 
 125 237,24
 161 542,48 
 0,00 
 4 047,75 
 -40 352,99
II квартал
 242 798,35
 257 665,72 
 159,74 
 7 955,37 
 -22 982,48
I 
полугодие
 368 035,59
 419 208,20 
 159,74 
 12 003,12 
 -63 335,47
III 
квартал
 412 535,61
 251 557,43 
 4 341,44 
 14 116,25 
 142 520,49
9 месяцев 
 780 571,20
 670 765,63 
 4 501,18 
 26 119,37 
 79 185,02
IV квартал
 485 006,19
 171 341,63 
 143,98 
 16 172,97 
 297 347,61
Итого с 
начала
года
1 265 577,39
 842 107,26 
 4 645,16 
 42 292,34 
 376 532,63

В отчете о прибылях и убытках отражаются суммы отложенных налоговых активов, обязательств и текущего налога на прибыль за отчетный период: по стр. 141 — разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 09, стр. 142 — по счету 77. Сумма текущего налога на прибыль (стр. 150) должна соответствовать сумме, отраженной в декларации по налогу на прибыль. Однако эту сумму можно вычислить расчетным путем по данным отчета о прибылях и убытках (табл. 7). Для этого величину условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль следует скорректировать на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода (стр. 140 x 20% +/- стр. 200 +/- стр. 141 +/- стр. 142 = 14 065 x 20% + 206 + 6 — 20 = 3005 тыс. руб.).

Глава 1. Экономическая сущность и правовое регулирование учета налога на прибыль

    1. Экономическая сущность налога на прибыль

    С экономической точки зрения налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и ресурсов, который осуществляется финансовыми органами для обеспечения ресурсами тех лиц, организаций, секторов и сфер экономики, которые нуждаются в ресурсах, но не в состоянии получить достаточный уровень из собственных ресурсов.

    Налог на прибыль организаций — федеральный, прямой налог, который взимается в Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ. Он формирует важную часть дохода бюджета РФ. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Более весома его роль в образовании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ, где налог на прибыль занимает первое место в их источниках дохода.

    Налог на прибыль является формой изъятия части чистого дохода и поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ [12].

    Налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские организации и иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ в соответствии со ст. 246 НК РФ.

    Организации, освобождающиеся от обязанностей платить налог на прибыль:

  • перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (кроме налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, указанным в пп. 3 и 4 статьи 284 НК);
  • применяющие упрощенную систему налогообложения (кроме налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, указанных в пп. 3 и 4 статьи 284 НК);
  • осуществляющие виды деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход (в части тех доходов, которые полученны от деятельности, попадающей под ЕНВД);
  • занимающиеся игорным бизнесом (в части тех доходов, которые получены от деятельности, по которой уплачивается налог на игорный бизнес).

Состав объектов налогообложения и порядок их определения приведены в ст. 247 НК РФ, которые представлены в таблице 1 (см. Приложение 1).

Так как рассматриваемый налог является прямым налогом, то действия государства по активному воздействию на экономику через налог на прибыль становятся обоснованными и понятными. Благодаря непосредственной взаимосвязи налога на прибыль с величиной реального дохода, который был получен налогоплательщиком, через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность в различных отраслях экономики и регионах.

1.2. Нормативно-правовое регулирование учета налога на прибыль

Введение 25 главы НК РФ «Налог на прибыль организации» в действие с 1 января 2002 года для организации определяет не только изменениями в налоговом законодательстве, но и оказывает большое влияние на бухгалтерский учет [3].

После принятия 25 главы Налогового Кодекса РФ бухгалтерский учет рассматривается в трёх аспектах:

  • налоговом,
  • финансовом,
  • управленческим.

Эта классификация показывает, что каждый факт хозяйственной деятельности, который возникает в бухгалтерском учете, рассматривается в трех вариантах:

  • для государства — налоговый учет;
  • для собственников организации — финансовый учет;
  • для эффективного управления хозяйственной деятельностью — управленческий учет.

Необходимо отметить, что Налоговый кодекс РФ характеризует состав доходов и расходов и то, что к ним не относится. В соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) ранее приобретённых и собственного производства, выручка от реализации имущественных прав. Доходы, которые не указаны в ст. 249 Кодекса, согласно ст. 250 Кодекса, признаются внереализационными доходами. При расчете выручки необходимо руководствоваться одим из двух методов определения даты получения дохода — метод начисления или кассовый метод. Применение этих методов раскрыто в ст. 271 и 273 НК РФ.

В соответствии со ст. 252 НК РФ под расходами понимаются любые обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Состав затрат, на сумму которых можно уменьшить полученные доходы для исчисления налога на прибыль, рассмотрен в ст. 252-269 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 286 НК РФ сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *