Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав работников. Часть 33». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Плановая проверка исполняется согласно регламенту работы инспекции по охране труда. Положение, регулирующее защиту прав фирм и ИП во время контроля, прописано в Федеральном законе № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. Первая плановая проверка может проводиться только спустя три года с момента регистрации юрлица, ИП или уведомления органов власти о начинании новой хозяйственной деятельности. Ее можно проводить не чаще чем один раз в три года (кроме перечисленных в законе областей).
Как регулируется порядок проверки
Внеплановые также отображаются в годовом плане. Их можно проводить чаще чем плановые — по вышеизложенным причинам.
Остались вопросы?
Заполните форму, и наш эксперт свяжется с вами!
Права государственных инспекторов труда
Специалист по охране труда и технике безопасности
Государственный инспектор труда имеет право в соответствии со своей должностной инструкцией:
- осуществлять проверку любого предприятия;
- выявлять имеющиеся нарушения в области охраны труда;
- заниматься составлением соответствующих протоколов осмотра;
- определять степень выявленных нарушений и уровень ответственности должностных лиц: выписывать штрафы, привлекать к административной ответственности.
Права закреплены нормами ТК РФ
Помимо этого, уполномоченный инспектор по охране труда (согласно установленному профстандарту):
- берет на себя ответственность за расследование имеющих месту быть несчастных случаев на территории предприятия;
- приостановить работу предприятия в случае выявления грубых нарушений действующих норм российского законодательства, что влечет за собой угрозу жизни для наемного персонала.
К сведению! Какими правами не обладают государственные инспекторы труда подробно указано в ч. 2 ст. 357 ТК РФ.
На пороге трудовой инспектор
В предыдущих номерах нашего журнала мы рассказывали о проверках, проводимых самыми различными инстанциями.
Сегодня настала очередь рассказать о проверках, проводимых органами Федеральной инспекции труда.
Нормативно-правовая база
В соответствии со ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами Федеральной инспекции труда определяется конвенциями Международной организации труда (МОТ) по вопросам инспекции труда, ратифицированными Российской Федерацией, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.
К международным актам, регулирующим порядок инспектирования организаций, относится прежде всего Конвенция МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947) и Протокол 1995 г. к этой Конвенции, ратифицированные РФ. Основные положения указанных актов воспроизведены также в ст. 360 ТК РФ, которая устанавливает основные элементы процедуры проверок и, в частности, предусматривает, что государственные инспекторы труда инспектируют любые организации на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Помимо этого общие требования к организации и проведению проверок соблюдения трудового законодательства закреплены в Федеральном законе от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее — Закон N 134-ФЗ).
Наряду с федеральными законами порядок проведения проверок устанавливается подзаконными нормативными актами: Положением о Федеральной инспекции труда, утвержденным Постановлением Правительства от 28.01.2000 N 78 (далее — Положение N 78), и положениями о государственных инспекциях труда конкретных субъектов РФ, утвержденными приказами Роструда, где предусматриваются полномочия государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда по проведению инспекционных проверок.
Когда «сгущаются тучи»
Наиболее распространенное основание для проведения проверки — жалоба работника.
Такая проверка чаще всего настигает работодателя внезапно. Она называется целевой проверкой.
Если в ходе проверки обнаружатся серьезные нарушения, то за целевой может последовать так называемая тематическая проверка.
Помимо этого существуют и плановые трудовые проверки. Они проводятся не чаще чем раз в два года. О предстоящей плановой проверке инспекторы обычно предупреждают фирму за день-два до ее начала.
Если причиной проверки служит информация, полученная из налоговых органов или из фондов, то трудовики могут приехать к вам вместе с налоговыми инспекторами или проверяющими из соответствующего фонда.
Государственный надзор и контроль
Федеральный государственный надзор в сфере труда регламентирован постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права |
Требования к образованию специалиста по охране труда
Уровень компетенции по новым требованиям должен содержать:
Наименование должности | Уровень квалификации | Требования к образованию (что-то одно из перечня) | Минимальный стаж работы в области охраны труда |
Специалист по охране труда (младший специалист по охране труда) | 6-ой | Профильное высшее образование по охране труда по направлению «Техносферная безопасность» – бакалавриат; любое непрофильное высшее образование (бакалавриат) и профпереподготовка по охране труда; любое среднее профессиональное образование, профпереподготовка по охране труда | 3 года |
Руководитель службы (отдела) охраны труда, начальник отдела охраны труда, начальник управления охраной труда | 7-ой | Профильное высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» – магистратура или специалитет; любое другое высшее образование (магистратура или специалитет) и профессиональная переподготовка в области охраны труда. | 5 лет |
Руководитель по управлению профессиональными рисками в организации/
заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками |
8-ой | Высшее образование (магистратура или специалитет); непрофильное высшее образование (магистратуру или специалитет) с профессиональной переподготовкой в области охраны труда. Обязательным условием является наличие дополнительного образование по оценке профрисков (с переаттестацией – 1 раз в 3 года). | 5 лет |
Техника безопасности принадлежит к сфере технических наук и включает комплекс технических и организационных мероприятий, цель которых — обеспечить безопасные условия труда прежде всего путем предупреждения и устранения причин несчастных случаев (профилактика травматизма). Примерами технических мероприятий могут служить: разработка правил безопасности ведения работ, надлежащее с точки зрения безопасности труда устройство машин и механизмов, защитное заземление электроустановок. Организационным мероприятием является, например, изучение работающими правил техники безопасности. Производственная санитария — часть медицинской науки о гигиене труда, посвященная изучению и предупреждению профессиональных заболеваний. Профессиональными называются заболевания, которые получены в результате длительного воздействия на организм работающего различных производственных вредных факторов. К таким факторам относятся: примеси вредных веществ (газов), шум, громкость которого превышает допустимые пределы.
Основные права и обязанности государственных инспекторов труда
Основные права и обязанности государственных инспекторов труда
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).
Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.
Основные вопросы, связанные с трудовыми отношениями, регулируются Трудовым Кодексом. Согласно ст.356 ТК РФ, при нарушении прав в сфере труда, работник имеет право обратиться с жалобой или заявлением в инспекцию труда.
После написания жалобы ГИТ начинает проверку. Проверка может проводиться без выезда на предприятие (документарная) или с выездом (внеплановая проверка ГИТ). По итогам проверки, при выявлении несоблюдения норм ТК РФ, работодателя обязывают устранить нарушения в определенный срок. Если нарушение серьезное, на работодателя может быть наложен штраф.
Если на предприятии постоянно нарушаются права работников, то инспекция может приостановить деятельность организации.
Важно
Обратиться в ГИТ с жалобой на работодателя может как один человек, так и группа сотрудников. Рассмотрим, когда необходимо писать жалобу.
Задачи трудовой инспекции
Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:
- Контроль за соблюдением норм трудового права работодателями. Производится путем проверок – плановых и внеплановых.
- Надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии.
- Надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами, облеченными государственной властью.
- Надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, касающийся недееспособных лиц.
- Рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, которые финансируются государством.
- Информирование работников и работодателей по вопросам, касающимся трудового законодательства.
- Проведение государственной экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций.
- Оценку соблюдения правил охраны труда на предприятии.
Специалист по охране труда имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения должностных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.
3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения должностных обязанностей.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
Права, обязанности и роль государственного инспектора по охране труда
357 Трудового Кодекса РФ.
Анализируя положения указанной статьи, можно провести деление прав ГИТ на две большие группы.
ГИТ имеет определенные полномочия.Относится к реализации им функций по выявлению нарушений законодательства в сфере труда, совершенных работодателями или их уполномоченными представителями, а также иных взаимосвязанных НПА. Такие права включают в себя:
- Право в любое время осуществить беспрепятственное посещение работодателя (в том числе физического лица) или какой-либо инспектируемой организации;Право запрашивать и получать от работодателей, органов МСУ или исполнительной власти, проверяемых организаций всю необходимую информацию или документацию, которую инспектор считает необходимой для того, чтобы всеобъемлюще осуществлять свои контрольные и надзорные функции;Право на получение образца или изъятие каких-либо веществ и материалов, при реализации данного права ГИТ обязан составить акт, подтверждающий изъятие конкретной вещи.
Государственный инспектор труда: понятие и роль
Кто такой государственный инспектор по охране труда?
Таким образом, единственным руководством для ГИТ и ФИТ является законодательство РФ.
Основной целью существования таких образований как ФИТ является защита прав работников и охраны труда в целом. Помимо выполнения таких функций, как участие в проведении расследований вследствие несчастного случая, имевшего место на производстве и страховании работников, ФИТ также осуществляет функции надзора, обладает полномочиями по контролю в отношении банкротящихся организаций.
В полномочия ГИТ также входит проверка соблюдения требований безопасности, которые варьируются в зависимости от типа деятельности, осуществляемой той или иной организацией. Более того, в задачи ФИТ входит дача рекомендаций работникам и работодателям относительно способов более эффективного соблюдения законодательства в сфере труда.
Таким образом, деятельность ГИТ не ограничивается исключительно защитой интересов работника или восстановления его прав, но также направлена на создание и оптимизацию безопасных условий труда, соответствующих всем требованиям законодательства, путем обобщения сложившейся практики.
Должностная инструкция инспектора по охране труда
Список литературы по охране труда и технике безопасности
Назначенные государственные инспекторы в области охраны труда в соответствии с должностной инструкцией должны:
Каждый специалист должен следовать инструкции
- неуклонно соблюдать нормы действующего федерального законодательства, в том числе отстаивать при необходимости права и законные интересы работодателей и наемного персонала в частности;
- хранить тайну (не имеет значения какую именно: государственную, служебную, коммерческую и пр.), которая стала известна во время выполнения своих должностных обязанностей, в том числе после увольнения с занимаемой должности, поскольку она считается полностью конфиденциальной. В случае игнорирования правил есть шанс понести уголовную ответственность со всеми вытекающими последствиями.
Обратите внимание! Дополнительно требуется воздержаться от уведомления непосредственного работодателя о данных заявителя, если проверка была инициирована по сформированному обращению или жалобе наемных сотрудников предприятия.
Права и обязанности государственных инспекторов труда
Как уже отмечалось, государственная инспекция труда входит в Федеральную службу по труду и занятости, находящуюся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РК. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность государственной инспекции труда, является Конвенция МОТ N81 об инспекции труда в промышленности и торговле. На деятельность государственной инспекции труда распространяется закон РК «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля надзора» от 14 июля 2001 года с последующими изменениями и дополнениями. Естественно, в своей деятельности государственный инспектор труда руководствуется положениями ТК РК [18, c.45].
В соответствии со ст.12 Конвенции МОТ N81 об инспекции труда в промышленности и торговле инспектор труда, имеющий документы, подтверждающие его полномочия, имеет право: 1) беспрепятственного прохода в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; 2) входить в дневное время во все здания, которые он считает подпадающими под контроль инспекции; 3) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые считает необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются, и, в частности, инспектор труда может: а) наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу организации по всем направлениям, относящимся к применению положений законодательства о труде; б) требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии; в) требовать вывешивания объявлений в случаях, предусмотренных законодательством; г) изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества изъяты и унесены с этой целью.