Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2020 году за НВОС были установлены ставки, утвержденные в 2018 году, с умножением на 1,08. В текущем году в связи с пандемией COVID-19 и ухудшением положения экономики соответственно, норма не была повышена, осталась такой же. Минприроды сообщает, что ставки с 2003 года росли меньше, чем инфляция, в связи с этим было принято решение системного повышения, чтобы простимулировать мероприятия по охране природы. В 2022 году предлагают установить те же нормы 2018 года, но с учетом их умножения на коэффициент 1,17. Это значит, что по сравнению с текущим годом ставки вырастут на 8,5%.

Экологическая статистика: форма № 2-ТП (отходы)

Данный отчет представляют организации и ИП, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами производства и потребления. Под это определение подходит большинство компаний, оставляющих после себя какой-либо мусор.

Исключения:

Исключения сделаны для относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Им можно не предоставлять данную форму если:

  1. образуются только ТКО в количестве менее 0,1 тонны;
  1. заключен договор с региональным оператором;
  1. нет деятельности по обращению с отходами (обработки, утилизации, обезвреживания, размещения).

Как поставить на учёт объект НВОС

Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:

  • в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
  • на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.

Что будет, если не заплатить или не отчитаться

За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:

  • организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.

Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:

  • по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
  • по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.

Отчетный период и порядок исчисления

Ранее уже упоминалось, налоговым периодом будет считаться один год. По его итогу нужно будет исчислить размер перечисления независимо по различным объектам с применением формулы:

ЭкологНалог = НалогБаза *НСК,

где ЭкологНалог – сумма налога;

НалогБаза – база налога;

НСК – ставка с учетом утвержденных коэффициентов.

Суммарная величина после завершения каждого отчетного периода рассчитывается путем суммирования налогов пообъектно во взятом к расчету регионе.

На протяжении года поквартально плательщики должны авансировать налог. Освобождены от этой участи только малые и средние предприниматели. Размер платежа приравнен к ¼ от суммарной величины налога за прошлый отчетный год. Остаток налога после авансирования доплачивается в конце года.

Ставки внедряемого налога и применяемые к нему коэффициенты подробно изложены в законопроекте.

Часть предприятий познакомились с аббревиатурой «ЕНП» еще в этом году, так как в июле стартовал пилотный проект по использованию Единого налогового платежа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Но, начиная с 1 января 2023 года, использовать ЕНП обязательно всем организациям.

Суть ЕНП состоит в том, что теперь все платежи юридические и физические лица будут перечислять на общий счет, а далее инспекция будет распределять поступившие средства по целям. Так, в Налоговом кодексе будет введено новое понятие «Совокупная обязанность», которое означает сумму всех платежей, которое лицо обязано перечислить на единый счет.

В совокупную обязанность будут включены налоги, авансовые платежи, взносы, сборы, пени, штрафы и суммы налога, подлежащие возврату.

Приоритетность зачета сумм будет происходить в следующей последовательности:

1. Недоимки, начиная с наиболее раннего момента выявления;

2. Налоги, взносы;

3. Пени;

4. Проценты;

5. Штрафы.

С 1 марта 2023 года в природоохранном законодательстве, кроме ППП, появляется еще один термин — «вторичные ресурсы» (закон 89-ФЗ). Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

Из переработанных пластиковых бутылок делают полиэстер (recycled polyester) для производства одежды. Такой эко-материал уже используют мировые бренды, например, как Nike, Levi’s, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia. Горячая вода при ополаскивании бутылок в пищевом производстве может быть собрана в емкости для рециркуляции и использована повторно в производственных целях.

Вторичные ресурсы подлежат только утилизации. Их захоронение не допускается.

Читайте также:  Переселение из аварийного и ветхого жилья в Самаре в 2023

Появление в природоохранном законодательстве таких понятий, как вторичные ресурсы и побочные продукты производства, говорит о развитии в России направления Recycle — вторичной переработки сырья и материалов. Государство стимулирует предпринимателей меньше выбрасывать, а больше возвращать в производство.

Администрирование земельного налога

В целях совершенствования администрирования земельного налога для организаций с 2023 года начинает применяться система префайлинга по земельному налогу, то есть предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу налоговым органом на основании имеющихся в налоговых органах сведений.

В связи с этим статья 244 НК изложена в новой редакции, а также статья 5 Закона содержит переходные нормы для 2023 года, в соответствии с которыми определено следующее:

  • отменена для плательщиков-организаций обязанность по представлению ими налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу в налоговый орган в начале отчетного года;
  • налоговый орган по истечении налогового периода, то есть в 2024 году, на основании имеющихся у него сведений будет производить предварительное заполнение налоговой декларации (расчета) по земельному налогу за прошедший год, то есть за 2023 год, и направлять ее 30 января 2024 г. плательщикам-организациям для подписания электронной цифровой подписью и представления такой налоговой декларации (при необходимости с внесенными изменениями и (или) дополнениями) в налоговый орган не позднее 20 февраля 2024 года (части первая, третья пункта 2 статьи 244 НК).

Справочно

Предварительно заполненная декларация в 2024 году за 2023 год не будет направляться (часть вторая пункта 2 статьи 244 НК):

  • организациям, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
  • организациям, находящимся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
  • организациям при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
  • организациям, указанным в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
  • крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК;
  • в течение 2023 года устанавливается обязанность уплаты организациями авансовых платежей по земельному налогу по срокам не позднее 22 февраля, 22 мая, 22 августа и 22 ноября (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 5 Закона).

Авансовые платежи в течение налогового периода не уплачиваются:

  • бюджетными организациями;
  • организациями, на которые распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.

Размер авансовых платежей определяется:

  • уполномоченными лицами, указанными в части второй пункта 12 статьи 243 НК, по обязательствам организаций, указанных в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления — в размере фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах сумм земельного налога;
  • иными плательщиками-организациями — в размере одной четвертой суммы земельного налога, исчисленного за предыдущий налоговый период, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период.

Подпунктом 5.1 пункта 5 Закона определено, что в 2023 году налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год представляются либо соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся в налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу за 2022 год не позднее 20 февраля 2023 года плательщиками-организациями, на которых:

  • в четвертом квартале 2022 года распространялись положения части второй пункта 7 статьи 243 НК;
  • по итогам 2022 года распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК.

Уплата (доплата) земельного налога вышеуказанными организациями будет производиться не позднее 22 февраля 2023 года (подпункт 5.2 пункта 5 статьи 5 Закона).

Также нормами пунктов 3 и 4 статьи 244 НК определено, что плательщики-организации не позднее 1 декабря 2023 года направляют в налоговые органы по месту постановки на учет уведомления о земельных участках.

Так, пункт 3 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации обязаны представлять в налоговый орган, а именно:

  • о передаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках, предоставленных бюджетным организациям;
  • о земельных участках, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, которые не являются капитальными строениями или государственная регистрация которых не является обязательной, используемых энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
  • о земельных участках, предоставленных организациям для строительства или строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) (целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений)), на которых после истечения трех лет с даты их предоставления или государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок (изменения целевого назначения земельного участка) принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств;
  • о земельных участках, части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога;
  • о служебных земельных наделах, предоставленных физическим лицам по решению районных исполнительных и распорядительных органов для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного строительства.
Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2023 году

Пункт 4 статьи 244 НК содержит перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики-организации вправе представлять в налоговый орган, а именно:

  • о земельных участках, в отношении которых применяются льготы по земельному налогу;
  • о фактическом использовании земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, а также находящихся в государственной собственности земельных участках, предоставленных в аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством;
  • о земельных участках, в отношении которых для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки земельного налога в соответствии с пунктом 10 статьи 241 НК;
  • о земельных участках, в отношении которых организации вправе применить коэффициенты к годовой ставке земельного налога, установленные в соответствии с пунктом 12 статьи 241 НК.

Вместе с тем для организаций, на которых распространяются положения абзаца третьего части второй подпункта 5.3 пункта 5 статьи 347 НК, установлен частью первой пункта 5 статьи 244 НК иной срок представления в налоговые органы вышепоименованных уведомлений о земельных участках, а именно: не позднее 20 января текущего налогового периода.

При этом вышеуказанные уведомления о земельных участках не представляются (часть вторая пункта 5 статьи 244 НК):

  • организациями, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;
  • организациями, находящимися в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
  • организациями при отсутствии у них земельных участков, являющихся объектом налогообложения, согласно имеющимся в налоговом органе сведениям о земельных участках за истекший налоговый период;
  • организациями, указанными в части первой пункта 12 статьи 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления;
  • крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 384 НК освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК.

Представление экологической отчётности

В таблице приведены формы отчётов по статистической экологической отчётности, экосбору и плате за НВОС, а также правила их представления.

Таблица по основным формам «экологической» отчётности

Наименование отчета Периодичность и сроки сдачи Куда представлять В каком виде отчитываться
Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.

Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН

Если плата за НВОС за предыдущий отчётный период:
  • превысила 25 тыс. руб., то через интернет
  • не превысила 25 тыс. руб., то можно сдать бумаге плюс представить экземпляр отчёта на электронном носителе
Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509) В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:
  • разрешение и лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • разрешение и лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
В Росприроднадзор На бумаге или через интернет
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417) Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению.
Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва).
Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва)
В общем случае —через интернет.
При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчёта в формате xml
Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010) Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно)
Расчёт суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488) Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 15 апреля 2022 года включительно)
Форма № 2-ТП (отходы)
(утв. приказом Росстата от 09.10.20 № 627)
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента.
Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них
На бумаге или через интернет
Форма № 2-ТП (воздух)
(утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661)
Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 24 января 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента На бумаге или через интернет
Форма № 2-ТП (рекультивация)
(утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676)
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента На бумаге или через интернет
Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261) Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 25 марта 2022 года) Если деятельность ведётся:
  • на объектах I, II или III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору — в Росприроднадзор
  • на объектах II и III категории, подлежащих региональному экологическому надзору — в в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный экологический надзор
На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет
Читайте также:  Что делать, если задерживают зарплату

С отчета за январь 2023 года вводится новые месячные формы.

И так, начиная с отчета за январь 2023 года:

  • № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;
  • № 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;
  • № 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов».

Начиная с отчета на 1 февраля 2023 года:

  • № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».

Одновременно с этим упраздняются аналогичные формы, действующие в настоящее время, а также отменяются представляемые 1 раз в 3 года формы:

  • № 1-ГС «Сведения о составе работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу, возрасту, стажу государственной службы, образованию»,
  • № 1-МС «Сведения о составе работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу муниципальной службы, образованию».

Годовую форму МСП сдают субъекты малого и среднего предпринимательства. Ее официальное название: «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

МСП представляют в разные контролирующие органы в зависимости от уровня поднадзорности объекта. За объекты федерального уровня контроля отчитываются в территориальный орган РПН, за объекты регионального уровня контроля — в органы исполнительной власти субъекта (например, Минприроды Свердловской области).

Для объектов федерального уровня порядок отчетности установлен Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010), форма отчетности утверждена письмом Ростехнадзора от 08.06.2010 № 00-07-12/2968. Установлен срок сдачи — до 15 января года, следующего за отчетным.

Кто сдает отчеты по экологии в 2019 году

В действующем законодательстве прописано, что отчеты по экологии обязаны предоставлять все компании, которые наносят вред окружающей среде. Это касается объектов, которые имеют 3 категории опасности. Стоит напомнить, что существует около 10 видов отчетов. Все будет зависеть от того, каким видом деятельности и как именно предприятие загрязняет окружающую среду.

В настоящее время управление Росприроднадзора совместно с компетентными органами составили предварительный перечень предприятий, которые обязаны в 2019 году сдать вышеупомянутые отчеты. В этот перечень попало порядка 300 предприятий. Напомним, что это компании, занимающиеся, к примеру, производством продуктов питания, металлургическая промышленность и прочие промышленные объекты.

Отчетность по страхвзносам в 2022 году

В настоящий момент нужно сдавать такую отчетность по страхвзносам:

  • СЗВ-М сдается в ПФР ежемесячно не позже 15-го числа месяца после отчетного;
  • СЗВ-СТАЖ сдается в ПФР ежегодно не позже 1-го марта года, идущего за отчетным;
  • реестры застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страхвзносы, сдаются в ПФР ежеквартально не позже 20-ти дней с окончания отчетного периода;
  • СЗВ-ТД представляется в ПФР при трудоустройстве или увольнении физлица не позже рабочего дня, идущего за днем издания приказа о приеме или увольнении, а также при иных кадровых мероприятиях не позже 15-го числа месяца после месяца, в котором произошло это событие;
  • 4-ФСС по страхвзносам «на травматизм» сдается в ФСС ежеквартально не позже 20-го числа месяца после отчетного квартала (если бумажный расчет), или не позже 25-го числа месяца после отчетного квартала (если электронный расчет);
  • РСВ с персонифицированными сведениями о физлицах сдается в ИФНС ежеквартально не позже 30-го числа месяца после отчетного квартала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *