Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Было отмечено, что в перечень документов на получение ПВУ обязательно входит заявление от пострадавшей стороны. Шаблон такого документа может предоставить непосредственно сама СК. Несмотря на это, заявление можно составить и в свободной форме – важно лишь, чтобы оно содержало необходимую информацию.

Как выплачивается страховка, если есть КАСКО и ОСАГО

Помимо обязательного автострахования, есть добровольное – это КАСКО. Прежде чем выбрать такой вариант, нужно разобраться, что покрывает КАСКО. Теоретически этот полис может покрывать любой страховой случай, на практике выплаты определяются стоимостью полиса и условиями договора. Клиент может самостоятельно определить перечень страховых случаев. Чем их больше, тем дороже страховка, в связи с этим полный перечень рисков страхуют немногие. Как правило, по КАСКО предусмотрены выплаты в случае:

  • ДТП;
  • угона машины;
  • повреждения отдельных элементов или механизмов машины;
  • намеренного нанесения ущерба автомобилю третьими лицами;
  • пожара;
  • стихийного бедствия.

Также нужно знать, как работает выплата по КАСКО при аварии. Порядок обращения в страховую компанию после ДТП такой же, как и при ОСАГО, но есть две особенности:

  1. За выплатой может обратиться и виновник аварии.
  2. Обращаться участник ДТП должен в свою страховую компанию. Хотя на практике, если речь идет о пострадавшем водителе, многие страховые компании пытаются отказать в выплате, ссылаясь на то, что ущерб должна оплатить страховая компания виновника.

Смотрите, какая тема — Какая сумма выплаты ОСАГО выплачивается страховой после ДТП: при европротоколе и максимальная?

  1. Выплаты ОСАГО не могут быть выше верхних пределов, установленных законом.
  2. Максимальная сумма при компенсации ущерба автомобилям и имуществу потерпевших в ДТП – 400 тысяч рублей.
  3. Однако при оформлении аварии по европротоколу суммы другие. По умолчанию здесь лимит составляет 100 тысяч рублей.Но его можно поднять, если выполняются два обязательных условия: нет разногласий по виновности и происшествие оформлено с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО».
  4. Если в ДТП есть пострадавшие или погибшие, максимальный размер страховых выплат увеличивается до 500 тысяч рублей. За погибших компенсацию могут получить родственники.
  5. Тотальная гибель машины предусматривает выплату деньгами, а не ремонтом. И здесь у вас есть высокие шансы получить близкую к максимальной сумме.
  6. Также полис ОСАГО покрывает утраченный заработок, если пострадавшие в ДТП утратили трудоспособность и лишились дохода.
  7. Но на практике 2022 года страховые выплачивают гораздо меньше лимита. Это связано с методикой расчёта возмещения, неактуальными ценами в справочниках РСА, износом до 50% и погрешностью при определении итоговой суммы.
  8. В итоге выплаченных страховщиком денег не хватает для качественного ремонта машины.Что делать дальше – зависит от ваших целей. Если страховая насчитала мало, можно довзыскать с неё оставшуюся сумму. Но, с другой стороны, можно потребовать разницу с виновника ДТП.
  9. Страховой полис покрывает не все риски. Исключений предостаточно, мы их перечислили в статье.

С появлением ФЗ Об ОСАГО обязательства по возмещению ущерба пострадавшим в ДТП ложатся на страховые компании. Однако существуют максимальные суммы, сверх которых страховщик не заплатит. Для возмещения ущерба транспортным средствам – 400 000 рублей, жизни и здоровья пострадавших в ДТП людей – 500 000 рублей.

Существует также отдельный лимит на выплаты, если авария оформлялась по европротоколу. В зависимости от условий эти суммы могут составлять от 100 до 400 тысяч рублей. Вот только максимум получают лишь единицы – страховые любят урезать выплаты по ОСАГО. А на фоне подорожания запчастей это уже является настоящей проблемой.

Ещё могут отказать в возмещении, ссылаясь на не страховой случай. Что делать в этих случаях потерпевшим, какую сумму вреда покрывает полис ОСАГО, сколько реально можно получить, а также есть ли шанс довзыскать выплаты с виновника ДТП – традиционно обсудим в сегодняшней статье.

Заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО

В заявлении о прямом возмещении убытков по ОСАГО нужно обязательно указать следующие сведения:

  • название страховой компании;
  • персональная информация о заявителе (контактная информация, адрес проживания, ФИО и т. д.);
  • адрес регистрации пострадавшей стороны;
  • номера полисов ОСАГО;
  • информация о доверенном лице, если заявление подаёт представитель пострадавшего (например, компетентный юрист);
  • сведения о виновной стороне;
  • данные по ТС обоих участников ДТП;
  • информация о понесённых в результате аварии расходах;
  • подпись заявителя и дата передачи документа в страховую компанию.

Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти

Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.

«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.

В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.

По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.

Что влияет на стоимость ОСАГО?

  • Мощность автомобиля. Стоимость полиса ОСАГО увеличивается пропорционально количеству лошадиных сил в двигателе. Мощность учитывает коэффициент КМ. Например, для авто с двигателем до 50 л. с. он составляет 0,6, от 51 до 70 — 1,0. Самый высокий КМ установлен для машин мощностью свыше 150 л. с. — 1,6.
  • Территория использования автомобиля. Коэффициент территории КТ учитывает вероятность попадания автомобиля в ДТП в конкретной местности. В густонаселенных мегаполисах аварии случаются ежедневно, а в небольших поселках риск стать виновником дорожно-транспортного происшествия значительно ниже. Для расчета стоимости обязательного страхования компании используют специальные таблицы территориальных коэффициентов. Например, для водителей из Мурманска КТ = 1,99. Самая дешевая страховка ОСАГО при прочих равных условиях будет для жителей Чукотки, Магаданской области и ряда других регионов с территориальным коэффициентом 0,64.
  • Возраст и стаж водителя. Чем опытнее автовладелец, тем дешевле страховка. Коэффициент КВС учитывает возраст и стаж водителя и рассчитывается по специальной таблице. Самое высокое значение поправки к базовому тарифу — 1,93. Покупка ОСАГО для водителей старше 50 лет со стажем вождения свыше 14 лет будет рассчитана с коэффициентом 0,93.
  • Аварии в прошлом. Аккуратность каждого водителя, допущенного к управлению, имеет большое значение для расчета стоимости ОСАГО. Коэффициент бонус-малус (КБМ) может увеличить цену вдвое или существенно ее снизить. Минимальное значение поправки — 0,5, максимальное — 2,45. Коэффициент КБМ водителя ежегодно устанавливается в автоматизированной информационной системе РСА.
  • Число водителей, допущенных к управлению. Коэффициент КО равен 1, если в договоре перечислены конкретные имена и фамилии. Если вы решили застраховать автомобиль без ограничений по числу водителей, то в расчете будут использовать поправку 1,94. Для юридических лиц КО составляет 1,97.

На сегодня законодательство определяет размеры выплат. В большинстве случаев они зависят не только от обстоятельств страхового случая, но и от степени повреждения транспортного средства, участия пассажира и серьезности последствий. Последствия могут быть с летальным исходом пассажиров и с материальным ущербом.

Минимальная выплата по ОСАГО при аварии зависит от степени повреждения автомобиля и количества участников и потерпевших в ДТП. Она может составлять от 35 тыс. рублей. На сегодня возмещение ущерба автомобиля составляет 400 тысяч рублей. А если был нанесен ущерб жизни и здоровью человека, сумма достигает 500 тыс. рублей.

Если в ДТП погибли люди, то выплата осуществляется всем семьям, потерявшим своих близких. Компенсационные выплаты РСА по ОСАГО со смертельным исходом имеют фиксированные суммы. Они составляют 475 тыс. рублей на финансовые выплаты и 25 тыс. рублей на погребение погибшего. В случае, когда ДТП происходит по вине пешехода, проводится специальное расследование, выясняются все обстоятельства дела.

Чтобы получить компенсацию по ОСАГО, стоит сделать следующее:

  • Подготовить необходимый пакет бумаг;
  • Заполнить заявление;
  • Отправить подготовленные документы страховщику.

На первый взгляд процедура проста, но когда дело доходит до оформления, люди сталкиваются с организационными проблемами. Для начала требуется сделать такие шаги:

  1. Информировать участников ДТП о намерении получить страховые платежи.
  2. Уточнить адрес компании, куда требуется направить требование.
  3. Оповестить страховую компанию об аварии.
  4. Изучить на официальном ресурсе требования к заявке и следовать им.

Коэффициент бонус-малус и его влияние на стоимость ОСАГО

Страхование гражданской ответственности автомобилистов действует по системе, которая учитывает интересы каждой стороны – водителя и страховой организации. Для снижения своих рисков последние определяют на сколько увеличится ОСАГО после ДТП с помощью аккуратности езды клиента. На основании этих показателей определяются особые значения. Они могут повлиять на стоимость ОСАГО в любую сторону – понижения и повышения.

Читайте также:  «По месту нахождения»: ВС разбирался с договорной подсудностью

Важнейшим показателем, характеризующим безаварийность езды, выступает бонус-малус. Чем более профессионально и аккуратно водитель управляет транспортным средством, тем он ниже.

Если в предыдущем страховом периоде водитель не попадал в аварию, ему будет предоставлена 5-процентная скидка. Она является накапливаемой и может достичь 50%. Если же автомобилист спровоцировал ДТП, тогда множитель увеличится и, как результат, ОСАГО после аварии подорожает.

Порядок получения максимальной выплаты по ОСАГО

Для получения максимальной выплаты по ОСАГО каждый пострадавший должен выполнить несколько простых действий.

Процедура получения:

  1. При наступлении страхового случая вызвать сотрудника ГИБДД, для составления официального протокола. При желании можно воспользоваться услугами аварийного комиссара, который выполняет работу на платной основе.
  2. В течение 5 дней обратиться в отдел урегулирования убытков и написать заявление.
  3. Помимо документов предоставить транспортное средство, с целью проведения визуального осмотра.
  4. Получить направление к независимому эксперту или дождаться, пока оценка будет составлена специалистом страховой компании. К примеру, максимальный размер выплаты компенсации в Росгосстрах устанавливает специалист в центральном офисе, согласно полученному осмотру и фотографиям.
  5. По итогам оценки получить средства на личный счет.

Новые правила расчет тарифов ОСАГО

Новые правила расчета тарифов действуют с августа 2020 года. Тогда было введено понятие «коэффициента страховщика». Это, по своей сути, наценки, закладываемые в стоимость страховки с помощью специально разработанных технологий, на основе нескольких десятков критериев. И именно они влияют на то, какой будет стоимость ОСАГО в 2023 году.

Согласно новым правилам расчета, на стоимость полиса могут влиять не только стаж вождения, наступление в предыдущий период страхового случая или серьезное нарушение ПДД, но и:

  • пол;
  • возраст;
  • марка машины;
  • цвет кузова;
  • профессия водителя.

И это далеко не исчерпывающий список. Всего таких факторов – около 60. Решать, использовать ли в расчете стоимости полиса все факторы, которые не запрещены Центробанком, имеют право сами страховые компании. Но их полный перечень должен быть опубликован на официальном сайте страховщика.

В настоящее время стоимость базовой ставки полиса может варьироваться в пределах от 2471 руб. до 5436 руб. Окончательная цена устанавливается в зависимости от количества примененных коэффициентов-факторов. И у каждой компании они могут быть своими. В расчетах цены полиса банки не имеют право использовать и учитывать:

  • национальность водителя;
  • вероисповедание;
  • языковую принадлежность;
  • должностное положение.

Возмещение вреда здоровью по автогражданке – какова их цель вчера и сегодня?

ОСАГО компенсирует ущерб нанесенный пострадавшим при ДТП. Сюда входят не только имущественные убытки, но и физический урон организму человека.

Материальный убыток и причинение вреда здоровью разграничиваются в правилах ОСАГО как понятия – они имеют разные методики расчета и разный размер предельной суммы возмещения.

Цель выплат по урону для организма до недавнего времени определялась двояко:

  • Компенсация затрат на лечение пострадавших при ДТП;
  • Возмещение близким при летальном исходе пострадавшего.

Данное разграничение давало возможность страховым компаниям легко уходить от расходов на выплаты по подавляющему большинству не летальных случаев, ввиду особенностей российской системы обязательного страхования.

Сегодня подобное положение исправлено и любой вред человеческому организму при дорожной аварии теперь рассматривается в первую очередь с позиции возмещения. А уже во вторую – как компенсация понесенных затрат.

То есть сейчас имеет место два вида страховых выплат по ОСАГО за вред здоровью:

  • Компенсационный – назначается в обязательном порядке;
  • Возместительный – может быть назначен в дополнение к первому и не является обязательным.

Если ДТП привело к инвалидности

Это наиболее печальный результат дорожных аварий, исключая летальные случаи. И дело тут не только в самом факте получения временной или стойкой инвалидности.

К сожалению, обновления законодательства нередко проходит с малопонятными и несправедливыми частностями. В данном случае пострадала категория для инвалидов – в ней существенно урезали возмещения, хотя могли бы и не делать этого.

Ранее инвалидам выплачивались такие суммы:

  • Первая группа – 2 млн. руб.
  • Вторая группа – 1.4 млн. руб.
  • Третья группа – 1 млн. руб.
  • Категория ребенок-инвалид – 2 млн. руб.

Вполне приличные были деньги.

Теперь же и инвалидов перевели на процентное отношение к максимальному возмещению в 500 тыс., и вот что из этого получилось:

  • Первая группа – 100% (500 тыс. руб.);
  • Вторая группа – 70% (350 тыс. руб.);
  • Третья группа – 50% (250 тыс. руб.);
  • Категория ребенок-инвалид – 100% (500 тыс. руб.).

Вот такие дела невеселые, но будем надеяться, что в будущих обновлениях законодательства подобный казус исправят.

Когда и зачем было введено ОСАГО

Обязательное страхование автогражданской ответственности было введено в России в 2003 году, с целью обеспечения защиты прав потерпевших в автомобильных авариях. Начиная с 1 июля 2003 года все россияне обязаны были приобрести соответствующий полис, чтобы иметь возможность передвигаться по дорогам страны. Сфера обязательной “автогражданки” регулируется Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Читайте также:  Как забрать ребенка у жены при разводе?

Полис гарантирует возмещение ущерба, полученного в ДТП. Страховая компания компенсирует вред имуществу, жизни и здоровью в пределах, установленных законом. При этом ущерб виновнику аварии не возмещается. Изначально лимиты были установлены в размере 140 тыс. рублей, при нанесении ущерба имуществу, и 160 тыс. рублей, при нанесении ущерба жизни и здоровью людей. Лимиты расширили лишь в 2014 году: до 400 тыс. и 500 тыс. рублей соответственно. Эти лимиты действуют до сих пор, хотя сейчас ведется активное обсуждение вопроса об их повторном увеличении.

Введение европротокола

В 2009 году в России появилась возможность самостоятельно оформить ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД с помощью европротокола. Европротокол в ОСАГО представляет собой упрощенный способ урегулирования ДТП, в котором участвуют лишь два водителя, а также не пострадали третьи лица и их имущество. При оформлении европротокола можно не вызывать ГИБДД для составления акта ДТП, а оформить все самостоятельно с помощью специального бланка. Обе стороны заполняют бланк в присутствии друг друга, указывая все необходимые данные, после чего подписывают его. Позже бланк направляется в страховую компанию, которая, в свою очередь, производит выплату пострадавшей стороне. Важным условием для оформления европротокола является отсутствие у участников аварии споров касаемо случившегося ДТП.

Изначально лимит ущерба по европротоколу составлял 25 тыс. рублей, но в 2014 году его увеличили до 50 тыс. рублей, а в 2018 году – до 100 тыс. рублей. С 1 октября 2014 года лимит расширили для некоторых регионов до 400 тыс. рублей. К ним относились Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область. Сейчас лимит в 400 тыс. рублей распространяется на все регионы, но лишь при соблюдении всех условий. Получить такое возмещение возможно в том случае, если обстоятельства ДТП были зафиксированы с помощью технических средств, разногласий у участников аварии нет и они оформили извещение о ДТП.

1 июля 2017 года в России заработала система Е-Гарант, которая была призвана помочь водителям оформить электронный полис ОСАГО, если это не удавалось сделать по каким-либо техническим причинам. На самом деле страховщики часто умышленно создавали видимость технических проблем, если человек, который пытался оформить страховку, относился к категории высокоубыточных. Таким образом страховые компании старались отсеять клиентов, которые могут принести потенциальные убытки. В итоге таких клиентов стали перенаправлять в систему Е-Гарант, где они могли выбрать полис любой другой доступной страховой компании.

Система оказалась несовершенной и в большинстве регионов просуществовала лишь до 2022 года. Регулятор заметил, что страховщики злоупотребляют возможностями системы, в результате чего было решено запустить перестраховочный пул. Тем не менее Е-Гарант по сей день продолжает работать на территории Крыма и Севастополя.

Сроки выплаты страхового возмещения по ОСАГО

В этом году период предоставления выплаты уменьшился с тридцати до двадцати дней. За это время должно быть вынесено решение: является конкретный случай страховым или нет. Если же страховщик медлит с ответом, то за каждый день просрочки взимается пеня. Ее размер составляет 1% от планируемой суммы выплаты. Если же страховая компания намеренно затягивает сроки выплаты страхового возмещения по ОСАГО, занижает сумму ущерба или неправомерно отказывается выплачивать сумму, признав случай нестраховым, требовать справедливости придется в суде.
Следует помнить, что изменились и сроки обращения в страховую для автовладельцев. Если раньше они составляли 15 дней, то теперь на то, чтобы обратиться к страховщику, у вас всего 5 суток. Такой срок установлен, чтобы существенно ускорить процедуру. Не нужно искать офис страховой компании пострадавшей стороны. Направить соответствующее заявление можно через своего страховщика.

Какой ущерб покрывает ОСАГО

Автогражданка покрывает ответственность водитель аварии перед пострадавшими. То есть страховая компания владельца полиса компенсирует убыток, тем самым снимает финансовую нагрузку со своего клиента. Но при этом ОСАГО не покрывает личный убыток страхователя, поскольку это не является его компетенцией.

По ОСАГО можно получить:

  • Покрытие повреждений по имуществу (ремонт транспортного средства);
  • Покрытие по жизни и здоровью (лечение водителя и пассажиров).

Размер ущерба определяют независимые оценщики или страховая комиссия.

Однако есть ситуации, когда СК вправе отказать в выплате. Тогда все расходы ложатся на плечи виновника аварии.

  • Водитель находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Водитель управлял транспортом без водительского удостоверения соответствующей категории;
  • Водитель самовольно оставил место аварии;
  • Автомобиль имеет технические неисправности;
  • Водитель не сообщил страховщику о ДТП в предусмотренные законом сроки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *