Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на страховую деятельность от лидеров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 4) гласит, что на территории РФ осуществляется страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц – резидентов РФ, что оно может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке.
На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?
Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:
- сдача неполного пакета требуемой документации;
- несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
- наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
- несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
- несоответствие устава законодательным требованиям;
- отсутствие факта оплаты госпошлины;
- несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.
Отказ в выдаче лицензии и ее аннулирование
В качестве оснований для отказа в лицензировании страховой деятельности выступают:
- применение юридическим лицом, которое обратилось в страховой надзор, обозначения, индивидуализирующего иной страховой субъект, сведения о котором ранее были внесены в единый госреестр;
- наличие у субъекта лицензии на дополнительные типы страхования, осуществление перестрахования либо взаимного страхования на время принятия решения о предоставлении лицензионного документа решения данного органа о приостановлении или ограничении действия лицензионного документа, выданной ранее;
- несоответствие документации, представленной соискателем, требованиям закона и нормативным актам органа по страховому надзору;
- несоответствие учредительной документации требованиям законодательства;
- наличие в документах недостоверных сведений;
- наличие у руководителя или главного бухгалтера непогашенной или неснятой судимости;
- несостоятельность (банкротство, либо фиктивное или преднамеренное банкротство) субъекта (юридического лица) при вине учредителя.
- неисполненное предписание о несоблюдении требований к платежеспособности и финансовой устойчивости, а также о непредставлении отчетности.
Решение, содержащее отказ в выдаче лицензионного документа, в письменной форме направляется соискателям лицензий на протяжении 5 рабочих дней со дня их принятия. В нем должны содержаться основания для отказа со ссылкой на допущенные нарушения.
Отмена решения о предоставлении лицензионного документа либо ее аннулирование осуществляется в следующих случаях:
- непринятие соискателем мер для выдачи лицензии на протяжении 2 месяцев со дня выдачи уведомления;
- установление до срока выдачи лицензии информации о представлении соискателем недостоверной информации.
На какой срок проводится лицензирование страховой деятельности в Российской Федерации?
Расценки на услуги юристов в рамках оформления лицензии на страховую деятельность
Вид услуги |
Подробная информация |
Стоимость |
Беседа с юристом с обсуждением вопроса оформления лицензии |
Страховая деятельность регулируется законодательством Российской Федерации, и малейшие нарушения караются внушительными штрафами. В связи с этим лучше заранее заручиться поддержкой профессионального юриста. Специалисты компании «МИП» проконсультируют вас по любому вопросу в области страхования и получения лицензии. |
От 3 000 |
Юридический анализ документов страховой компании |
Чтобы стать обладателем лицензии на страховую деятельность, соискателю необходимо предоставить в лицензирующий орган свои учредительные документы. Если они не будут в порядке, в выдаче разрешения будет отказано. Наши юристы помогут вам подготовить документы. |
От 7 000 |
Рекомендации по пакету бумаг, подаваемых в лицензирующий орган |
Помимо внутренней документации страховой фирмы необходимо подать и дополнительные справки. Наш опытный адвокат подскажет на консультации, какие именно бумаги необходимо собрать, в какие учреждения нужно обратиться и многое другое. |
От 10 000 |
Взаимодействие с органом лицензирования по доверенности клиента |
Клиенты юридической группы «МИП» имеют возможность доверить своим защитникам ведение дел в органе лицензирования страховой деятельности. Адвокаты сдают документы, разрешают текущие вопросы, получают разрешение. |
От 13 000 |
Услуги по оформлению лицензии на страховую деятельность «под ключ» |
Вас интересует, где можно получить правовую помощь по оформлению страховой лицензии под ключ? Отвечаем: в юридической фирме «МИП». Данным вопросом занимаются опытнейшие специалисты, которые имеют постоянную практику и отработанные методы. Юристы действуют в тесном контакте с клиентом. |
От 30 000 |
Что должно быть в лицензии
В соответствии с действующим законодательством РФ, установлена определенная форма лицензии, содержащая реквизиты:
- наименование юрлица-страховщика, владеющего лицензией, юридический адрес;
- территория осуществления субъектом страхового дела страховых операций;
- наименование отрасли, видов и форм проведения страховой деятельности с приложением, в котором указан вид страхования, доступный для деятельности страховщика;
- регистрационный номер субъекта страхового дела согласно госреестра страховщиков;
- подпись руководителя, гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью, которым выдается лицензия;
- номер, дата выдачи лицензии.
Лицензии на осуществление страховой деятельности могут быть бессрочными и временными (срочными).
По общему правилу выдаются бессрочные лицензии. Полученная страховым брокером лицензия обычно не ограничена конечным сроком действия, а начало действия определяется моментом ее получения.
Лицензия не подлежит передаче другим лицам.
Законом предусматривается возможность выдачи временной лицензии. При этом существует два вида временных лицензий:
1) лицензия выдается на указанный в заявлении соискателя срок, который не может превышать трех лет;
2) в иных случаях, установленных страховым законодательством, лицензия может быть выдана на срок от одного года до трех лет.
Обычно указанные сроки действия временной лицензии могут быть продлены по заявлению соискателя лицензии. Отказ в продлении возможен при установлении в период действия лицензии нарушений соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.
Порядок осуществления процедуры
Конкретный порядок лицензирования определен 32 статьей ФЗ «Об организации страхового дела». Основной задачей соискателя является сбор необходимой документации. Причем в зависимости от субъекта страхового дела Закон устанавливает разные требования к документации, предоставляемой в орган страхового надзора. Так, согласно пунктам 3, 5, 6 статьи 32 ФЗ «Об организации страхового дела», в орган страхового надзора необходимо предоставить следующий пакет документов:
-
Для страховых и перестраховочных организаций:
- заявление на лицензирование;
- устав организации;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
- протокол заседания учредителей, где было принято решение об утверждении устава и об утверждении руководящего органа;
- данные об акционерах;
- документы, подтверждающие наличие уставного капитала;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации на имя учредителя (учредителей) организации, иных юридических лиц (если таковые имеются), и заключение о достоверности финансовой отчетности таких лиц за последний период, если для них предусмотрена обязательная аудиторская проверка;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности (руководитель организации, член совета директоров, член исполнительного органа, главный бухгалтер и т.д.) и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- документы, подтверждающие законное получение средств, внесенных учредителями в уставной капитал организации;
- положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
- документы, которые подтверждают, что соискатель соответствует требованиям законодательства о государственной тайне (если это необходимо);
- документы, которые подтверждают, что соискатель, претендующий на осуществление обязательного страхования, соответствует иным требованиям, установленным действующими законами (если таковые требования имеют место быть).
-
Для обществ взаимного страхования:
- заявление на лицензирование;
- устав общества;
- выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- сведения о юрлицах, ставших участниками общества взаимного страхования, и об их интересах, в целях страхования которых было создано общество;
- положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
- сведения об актуариях по форме, установленной Приложением 8 Указания Центробанка № 4656 от 2017 года.
-
Для страховых брокеров:
- заявление на лицензирование;
- устав организации (если брокер является юридическим лицом);
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о государственной регистрации;
- сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
- подтверждение наличия собственного страхового резерва (по состоянию на 2018 год минимальный размер резерва для страхового брокера — 3 000 000 рублей).
Если в качестве соискателя выступает юридическое лицо, где доля иностранных инвесторов превышает 49%, в дополнение к указанному перечню документов необходимо также предоставить письменное согласие органа страхового надзора из страны инвестора, на осуществление деятельности таковым инвестором на территории Российской Федерации. Аналогичное требование действует в отношении дочерних компаний, которые являются представителями зарубежных фирм.
На каких основаниях могут отказать в получении лицензии?
Отказ со стороны Центробанка РФ в выдаче лицензии бывает мотивирован различными причинами. Законодательно предусмотрены следующие причины для выставления официального отказа в выдаче разрешения:
- сдача неполного пакета требуемой документации;
- несоответствие сданных документов перечню, приведенному в федеральном законодательстве;
- наличие в сданной документации искаженной, недостоверной, неполной информации;
- несоответствие настоящей профессиональной деятельности компании-соискателя видам страхования, на которые выдается лицензия;
- несоответствие устава законодательным требованиям;
- отсутствие факта оплаты госпошлины;
- несоответствие величины уставного капитала законодательным требованиям.
Комментарий к статье 32 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
1. Определяя правоспособность юридических лиц, ГК РФ в ст. 49 устанавливает общее правило: отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом (либо индивидуальным предпринимателем) конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Согласно комментируемому Закону страховая деятельность является лицензируемым видом деятельности, и право на ее осуществление предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
Лицензия выдается следующим субъектам страхового дела: страховым организациям, обществам взаимного страхования и страховым брокерам. Напомним, что страховые актуарии лицензию не получают, поскольку они подлежат аттестации.
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с настоящим Законом, который устанавливает как общие требования для получения лицензии, так и специальные — в зависимости от вида страхования и субъекта страхового дела, претендующего на получение лицензии.
2. В п. 2 комментируемой статьи закреплен основной перечень документов, которые следует предоставить соискателю для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования. Из указанного перечня мы остановим внимание только на тех документах, которые, по нашему мнению, нуждаются в дополнительном пояснении.
Форма заявления о предоставлении лицензии на осуществление страхования приведена в приложении к Приказу Минфина РФ от 11 апреля 2006 г. N 60н «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела». Этим же Приказом утверждены формы предоставления сведений: о составе акционеров (участников) соискателя лицензии; о единоличном исполнительном органе; руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа; главном бухгалтере; руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии; о страховом актуарии; об экономическом обосновании осуществления видов страхования (бизнес-план по страхованию).
Согласно подп. 10 п. 2 рассматриваемой статьи для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, а также взаимного страхования (см. п. 4.1) соискатели лицензии представляют в орган страхового надзора правила страхования по видам страхования, предусмотренным указанным Законом. В целях реализации требований Закона об отнесении правил страхования к видам страхования в соответствии с п. 1 ст. 32.9 Закона соискателям лицензии в заявлении необходимо указывать вид страхования согласно классификации видов страхования и наименование правил страхования, относящихся к указанным видам страхования. Если правила страхования содержат условия страхования нескольких объектов, относящихся к разным видам имущественного и (или) личного страхования, то такие правила страхования следует отнести соответственно к нескольким видам страхования, указанным в классификации (см. письма Росстрахнадзора от 18 февраля 2005 г. N 44-894/02-01 и от 14 мая 2005 г. N 44-4191/02).
В силу подп. 11 п. 2 комментируемой статьи расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок представляются соискателями для получения лицензии на осуществление конкретного вида страхования. При этом согласно п. 10 комментируемой статьи об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, в том числе указанные в подп. 11 п. 2 ст. 32 Закона, страховщики обязаны сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 дней со дня внесения этих изменений. Таким образом, Законом предусмотрен уведомительный порядок изменения применяемых страховщиком страховых тарифов по конкретному виду добровольного страхования (см. письмо Минфина РФ от 22 ноября 2011 г. N 05-04-05/147).
В соответствии с подп. 14 п. 2 комментируемой статьи соискатель лицензии должен предоставить документы, подтверждающие источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии — физическими лицами в уставный капитал. Перечень таких документов устанавливается нормативными правовыми актами органа страхового надзора (см. Приказ Минфина РФ от 23 мая 2011 г. N 63н).
Итак, для подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии — физическими лицами в уставный капитал страховщика, в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), представляются следующие документы:
1) справки о полученных доходах и удержанных суммах налога, выданные налоговыми агентами по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (см. Приказ Федеральной налоговой службы от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников»);
2) копия налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, представляемой в установленном порядке в налоговый орган в случаях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (см. Приказ ФНС РФ от 10 ноября 2011 г. N ММВ-7-3/760@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)»);
3) копии договоров дарения, купли-продажи, продажи недвижимости, найма, на выполнение работ или оказание услуг или иные документы, подтверждающие получение дохода, выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации (если источником собственных средств физического лица являются доходы, полученные по данным договорам).
В случае если источником происхождения собственных средств (имущества) физического лица являются полученные в ходе осуществления предпринимательской деятельности доходы, в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) представляются:
1) копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и (или) копия налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, составленная и представленная в налоговый орган в установленном порядке (см. Приказ Минфина РФ от 22 июня 2009 г. N 58н; Приказ ФНС РФ от 23 января 2012 г. N ММВ-7-3/13@);
2) иные документы, подтверждающие источники происхождения доходов и собственных средств (имущества) физического лица (по его усмотрению).
Период времени, за который представляются указанные документы, определяется физическим лицом самостоятельно.
Если соискатель намерен получить лицензию на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, то он представляет в орган страхового надзора документы, предусмотренные подп. 1, 10 — 13 п. 2 комментируемой статьи.
Также следует учитывать, что на соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется действие подп. 9, 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), 11 п. 2 комментируемой статьи (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).
Лицензирование страховой деятельности (стр. 1 из 2)
Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.
Не будет преувеличением сказать, что вопросы лицензирования страховой деятельности всегда были одними из самых острых в страховании, а сегодня они уже приобрели характер почти чрезвычайных. И связано это не только с имеющимися в законодательстве проблемами в регулировании вопросов лицензирования, но и с тем, что, как известно, изменился перечень видов страхования, а также остается юридическая неопределенность по поводу необходимости получения страховыми компаниями специальных лицензий на перестрахование. Лицензирование требует представления огромного пакета документов, а самое главное, в жестко определенные сроки.
Виды страховой деятельности
Под страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.
Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии.
Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.
Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.
Кто занимается лицензированием страховой деятельности в РФ
Лицензирование страховой деятельности в РФ осуществляется по решению лицензирующего органа – Банка России, который занимается также:
- ведением Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков;
- ведением реестра страховых брокеров;
- разработкой методических и нормативных документов, касающихся страхования.
Статьей 32 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-I) определен перечень документов, представляемых в орган страхового надзора субъектами страхового дела, для получения лицензии.
Банк России вправе действие лицензии:
- приостановить – наложить запрет до устранения нарушений деятельности субъектов страхового дела на заключение новых договоров, продление действующих по всем видам страховой деятельности для перестрахования. По ранее заключенным договорам страховщик обязан работать;
- ограничить – наложить мораторий до устранения установленных в деятельности субъектов страхового дела нарушений условий лицензии на заключение новых договоров и продление действующих договоров по видам страхования или на конкретной территории.
Лицензию субъекта страхового дела Банк России на территории России может отозвать. Это означает, что лицензия прекращается по решению лицензирующего органа вместе с деятельностью юрлица, останутся лишь его обязательства по действующим договорам страхования.
Страховая брокерская деятельность
Осуществление страховой брокерской деятельности подразумевает получение лицензии соискателем на посредническую деятельность в страховании. Для получения нужно подать следующие документы в орган страхового надзора:
- заявление на выдачу лицензии;
- учредительные документы соискателя;
- документы о госрегистрации ИП или юрлица;
- документы о квалификации сотрудников страховой брокерской организации или ИП-страхового брокера;
- типовые договоры для осуществления страховой брокерской деятельности.
В случае, если страховая компания является дочерней по отношению к иностранной основной организации или доля участия иностранных инвесторов составляет более 49%, на территории России она не получает лицензии, поскольку не имеет права заниматься:
- страхованием жизни;
- обязательным государственным страхованием;
- страхованием имущественных интересов муниципалитетов и государственных организаций;
- имущественным страхованием при поставках, выполнении подрядных работ для государственных нужд.
Лицензирование деятельности страховых организаций – сложный правовой вопрос. Мы рекомендуем для получения лицензии и решения всех вопросов о выдаче необходимых документов обратиться за помощью к нашим юристам.
Требования к получателям лицензий
Закон относит к субъектам страховой деятельности только юридическое лицо. Частный предприниматель не может оказывать услуги по страхованию. Поэтому заявления от физических лиц и ИП будут возвращены с отказом.
Выданная лицензия дает возможность оказывать одобренные виды страховых услуг на всей территории РФ. Чтобы обратиться за выдачей лицензии в профильный департамент Центробанка РФ, соискатель должен соблюсти законодательные требования:
- соискатель лицензии должен быть официально зарегистрирован в качестве юридического лица в ИФНС;
- в состав основных видов деятельности должно быть включено страхование;
- если для оформления лицензии обращается российская компания, имеющая долю зарубежных инвесторов более 45%, нужно представить в ЦБ РФ разрешение органа страхового надзора иностранной юрисдикции;
- если отечественная страховая компания является дочерней структурой иностранных инвесторов, также необходимо представить согласие зарубежного органа по страховому надзору;
- должно быть соблюдено требование о минимальном размере уставного капитала, который может отличаться для разных направлений страховой деятельности (например, для страхования гражданской ответственности застройщика по долевому строительству должен быть оплачен уставной капитал не менее 1 млрд. рублей).
Государственный надзор за деятельностью страховых организаций
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Государственный страховой надзор в РФ был организован на основании ранее действовавшего Указа Президента РФ от 30 июня 1992 г. № 808 «Об утверждении положения о государственном страховом надзоре РФ». Затем в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» он был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, просуществовавшую чуть более полугода.
После она была преобразована в Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти (Указ Президента РФ от 9 апреля 1993 г. № 439 «О приведении указов Президента РФ в соответствие с законом РФ „О страховании“»). 14 августа 1996 г. как самостоятельный орган она была упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов РФ (Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), в центральном аппарате которого был создан Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.
В результате изменений системы и структуры органов исполнительной власти была образована Федеральная служба страхового надзора (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), которая в настоящее время является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.