Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионное обеспечение государственных гражданских и муниципальных служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Максимальный возраст нахождения на гражданской службе равен 65. Гражданскому служащему в таком возрасте, имеющему статус помощника (советника), вправе продлить служебный срок при его согласии (максимум до 70). Решение об этом принимает представитель нанимателя. В результате срок службы такого чиновника удлиняется до завершения полномочий его руководителя. Помощники (советники) есть, например, у руководителей государственных органов.
Понятие пенсии за выслугу лет
Пенсии за выслугу лет – это сфера государственного пенсионного обеспечения.
Из общего определения понятия пенсии по государственному пенсионному обеспечению можно выделить положения, касающиеся пенсии за выслугу лет, и сформулировать следующее определение данного вида пенсии: пенсия за выслугу лет – ежемесячная денежная выплата за счет средств федерального бюджета, которая предоставляется гражданам в целях компенсации утраченного заработка (денежного довольствия) в связи с прекращением государственной службы либо иной длительной профессиональной деятельности при наличии установленной законом выслуги лет.
Кому полагается пенсия для госслужащих по выслуге лет
Для назначения государственной пенсии по выслуге гражданскому служащему должно совпасть несколько обстоятельств:
- достижение пенсионного возраста 55 (женщинами) и 60 (мужчинами) лет;
- наличие стажа государственной службы от 15 лет;
- работа на гражданской службе не менее 12 месяцев подряд перед увольнением;
- увольнение не по вине гражданина:
— по соглашению сторон;
— по собственному желанию;
— по независящим от воли сторон обстоятельствам (например, после восстановления в должности другого работника по суду);
— в связи с изменением условий контракта;
— по достижению максимального возраста госслужбы;
— по сокращению или ликвидации госоргана.
Как работает пенсионное обеспечение государственных служащих на практике
К сожалению, вышеописанная система хоть и сложна, но не всегда эффективна.
Долгое время зарплаты государственных служащих были крайне низкими, и граждане не оформляли пенсию по выслуге, т. к. ее мизерный размер не дотягивал до положенной бывшему госслужащему страховой части трудовой пенсии.
Сложная система оснований к получению пенсии по выслуге стала причиной многочисленных судебных процессов: государственные или муниципальные органы и пенсионер не могли без участия суда разобраться, есть ли у гражданина право на пенсию.
Своеобразная судебная практика сложилась и в отношении часто изменяемых муниципальных нормативных актов. Например, муниципальное образование изменило свои пенсионные правила и переназначает уже назначенные пожизненно муниципальным служащим пенсии в сторону уменьшения. Суд здесь поддерживает сторону муниципального образования, фактически легализуя обратную силу закона, ухудшающего права гражданина. Мотивируется это тем, что пенсия по местному закону — это лишь дополнительная гарантия.
Таким образом, государственные служащие имеют право на пенсию по выслуге при наличии определенного стажа работы на должности и достижении пенсионного возраста, но только после увольнения с государственной службы. При расчете пенсии по выслуге учитывается заработанная гражданином страховая пенсия. К сожалению, сложная система оснований выплаты пенсии по выслуге постоянно становится причиной споров между госслужащими-пенсионерами и органом, назначающим им пенсию. Особенно проблемным вопросом являются дополнительные гарантии в области пенсии, предусмотренные региональными или местными законами.
Ошибки при исчислении доходов
Ошибка №1. Многие думают, что средний доход может быть посчитан в любом объеме, но есть установленные законом ограничения. Средний заработок за месяц не может быть более 2,8 должностного оклада или 0,8 денежного вознаграждения.
Ошибка №2. Неправильно думать, что пенсионное обеспечение госслужащего стоит отдельно от основной пенсии, так как получить пенсию по госслужбе возможно только с основной пенсией, положенной конкретному физлицу. На основании какой-либо из причин присваивается пенсия, а именно:
- утрата единственного кормильца;
- наступление возраста выхода на заслуженный отдых;
- инвалидность в зависимости от присвоенной группы и прочее.
Размер пенсии госслужащим по выслуге лет
С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.
За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка. Подробно о проценте выплаты пенсии в зависимости от стажа госслужбы смотрите таблицу ниже.
Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет
Процентов от среднемесячного заработка (размер пенсии)
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
Что включается в стаж государственной гражданской службы
Стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;
В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2003 N 570, Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж включаются следующие периоды работы (службы):
- Государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, федеральной государственной гражданской службы РФ, государственной гражданской службы субъектов, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы.
- Должности прокурорских работников.
- Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
- Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
- Должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации
- Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.
- Должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе.
- Должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами — участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах.
- Должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом.
- Должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г.
- Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Пенсии федеральным государственным гражданским служащим
Федеральный служащий – это человек, который несёт службу на посту государственной службы, относящейся к федеральной линии, и получает за это денежное довольствие. Это не означает, что любой работник бюджетной сферы автоматически становится государственным служащим федерального уровня. Таковым признаётся лишь тот человек, который наделён определёнными управленческими и властно-распорядительными функциями.
Условия назначения государственной помощи данной категории госслужщих точно такие же, как и для работников прочих линий власти. До реформы пенсионного возраста они должны были достичь того же возрастного порога, что и работники прочих структур. Это возраст выхода на пенсию по старости – 55 и 60 лет соответственно для женщин и мужчин. Но в 2017 году начинается новая пенсионная реформа, и этой категории работников также начинают плавно повышать пенсионный возраст. Происходить это будет постепенно, каждый год на 6 месяцев до тех пор, пока для женщин не будет 63 года (к 2032 году), а для мужчин – 65 лет (к 2026 году).
Кроме того, теперь необходимо иметь общий стаж на должности федерального государственного служащего не 15 лет, как раньше, а 20 лет. Перед уходом на пенсию необходимо непрерывно отработать последние 12 календарных месяцев. Последнее условие не распространяется на тех, кто был уволен по сокращению штата или при ликвидации государственного органа.
В том, что пенсионный возраст для государственных служащих федерального уровня плавно повышается, Правительство видит следующие плюсы:
- квалифицированные кадры продолжают работать. За это время они успевают хорошо подготовить себе смену;
- экономия средств федерального бюджета.
Выплаты пенсий государственным гражданским служащим
Назначением и выплатой пенсий в России занимается Пенсионный фонд. Но государственные служащие относятся к той категории лиц, которые не входят в полномочия этой государственной структуры. Для назначения и выплаты пенсий им необходимо обращаться в те государственные органы, где они проходили службу.
Оформлением документов будущего пенсионера занимается чаще всего отдел кадров. Именно в эту службу необходимо обратиться в письменном порядке для назначения пенсии за выслугу лет. Если произошла ликвидация государственного органа, то обращаться нужно к тому, кому были переданы его полномочия.
Назначение пенсии по выслуге лет происходит в заявительном порядке. Необходимо не только написать заявление, но и подготовить комплект документов. В него входит:
- паспорт заявителя;
- документы, подтверждающие его право на получение пенсии. Но так как оформление происходит через отдел кадров, то все нужные бумаги есть в личном деле будущего пенсионера.
Более конкретный перечень нужно уточнить в том государственном органе, в который обращается будущий пенсионер. Если не будет никаких проблем, то пенсию начнут выплачивать с 1 числа того месяца, в котором заявитель подал документы на её назначение.
Пенсия за выслугу лет, как и любая другая пенсия, выплачивается ежемесячно. Получать её можно разными способами – на банковскую карту, через Почту России лично в руки, через ответственное лицо. Важно! Пенсия по выслуге лет является дополнительной помощью от государства тем людям, которые отдали гражданской государственной службе продолжительный период времени. Она выплачивается вместе с основной пенсией. Если госслужащий достиг возраста выхода на пенсию по старости и по выслуге лет практически одновременно, то может параллельно оформить эти 2 выплаты от государства.
Но выплата страховой пенсии возможна в том случае, если параллельно с государственной службой пенсионер вёл свою трудовую деятельность и делал отчисления на страховую часть пенсии. У него должен быть минимальный стаж и пенсионный коэффициент. Для получения более подробной информации по личным данным необходимо обратиться в ПФР по месту жительства.
В страховой стаж для назначения пенсии по старости включают следующие периоды:
- все периоды, когда в ПРФ перечислялись обязательные страховые взносы;
- срок государственной службы, хотя в этот период отчисления не делались;
- прочие периоды, во время которых в ПФР делались отчисления согласно ст. 12 Закона.
Варианты исчисления выплаты
Запомните основное требование, что в алгоритм просчета не добавляются декретные выплаты и отпуска за свой счет. Помимо этого, общая процедура исчисления пособия такова:
- При отсутствии вышеуказанных событий средний доход можно узнать посредством суммирования всех полученных зарплат за год и поделить полученную цифру на 12.
- Жителям Крайнего севера к пенсии насчитывают повышающие коэффициенты, что значительно увеличивают сумму к получению ими на руки.
- Если у человека есть периоды декретов или неоплачиваемых отпусков в последнем году работы, то тогда годовой заработок делится уже не на 12, а на общее отработанное время в году и находится произведение полученного показателя и 12.
Хотя законодатели тщательно старались все продумать, недостатки в принятой схеме все же присутствуют. Сумма пенсий зачастую меньше получения страховой пенсии по трудовому стажу для обычных людей, что не трудились на благо отчизны. Следовательно терялся всякий смысл оформлять пенсию по выслуге лет, в то время как за общий стаж труда можно было получить большую цифру. Важный условием, о чем не стоит забывать, выступает наличие минимума установленного нормативными документами стажа труда на госдолжностях. Также огромное значение имеет возраст будущего пенсионера, так как с момента принятия нового пенсионного законодательства каждый год он будет повышаться (ФЗ № 400). Условия для получения права на пенсию госслужащим таковы:
- Иметь в распоряжении достаточное количество лет страхстажа.
- Быть в возрасте, допустимом для ухода на отдых.
- Не состоять на должности в момент обращения в пенсионный орган для присвоения выплаты.
Таким образом вся госслужба вправе рассчитывать на пенсионное обеспечение, состоящее из двух частей:
- Пенсия за выслугу лет при выполнении вышеоговоренных условий (N 166-ФЗ).
- Часть страхпенсии по возрасту
Делая вывод из это нормы, можно утверждать, что все госслужащие в итоге просчета получать две пенсии. Страховая пенсия состоит из той части, что присваивается после оформления выплаты за выслугу лет. Новое нормотворчество изменило не только общий подход к понятию пенсии, н и естественно алгоритмы ее просчета. Много говорится о страховой доли в общей величине выплаты. Это своего рода соотношение всего пенсионного капитала к выбранному периоду для расчета пособия, исчисляемый месяцами.. это капитал накапливается в момент от назначения пенсии по выслуге и временем уходя на отдых человеком по факту. Знайте, что теперь добавлен к страховому стажу отпуск по уходу за ребёнком. Трудоспособный и активный человек вполне может повысить свою часть страховой пенсии, продолжая трудиться и на пенсии на своей или иной должности. Это поможет быть ему более социально защищенным после ухода на пенсию.
Расчет пенсии за выслугу лет госслужащим
При установлении размера пенсии учитываются лишь те выплаты за последний год, что россиянин получал на госслужбе.
Если пенсионер предыдущие 12 месяцев был трудоустроен в другой организации, не относящейся к государственным, полученные им в качестве зарплаты деньги не будут включены в расчет.
Средняя зарплата за 12 месяцев подсчитывается посредством суммирования всех денег, которые человек получил за год.
После этого сумма делится на 12. В расчет включаются:
- ежемесячно получаемый оклад;
- ежемесячно получаемая доплата;
- материальные поощрения;
- ежемесячно/единоразово предоставляемые премиальные выплаты.
В подсчете игнорируются периоды, когда гражданин:
- находится в неоплачиваемом отпуске;
- находился в декрете;
- был временно нетрудоспособен.
Размер полученного при подсчете среднего заработка за 12 месяцев не должен быть больше 2.8 оклада, который установлен для определенной должности.
Также на величину пенсионного обеспечения влияет стаж, наработанный россиянином. По нему рассчитывается процент от среднемесячного заработка, который станет предоставляться россиянину в виде пенсионных выплат. За 15 лет стажа гражданин получает 45 процентов среднемесячного заработка. За каждый дополнительный год прибавляется еще 3 процента.
Среди всех видов социально-экономического права, имеет большое значение право человека на получение пенсионного обеспечения. В ходе реформирования российской пенсионной системы с начала 2000-х годов претерпели изменения многие ее параметры. Они связаны с масштабными экономическими новациями, имевшими место в начале 90-х годов ХХ столетия, и испытаниями, через которые проходила российская экономика в годы кризисов. Все это непосредственно отражалось на пенсионной системе и требовало ее встраивания в современные реалии. Изменения затрагивали обе составные части отечественной системы пенсионирования – обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. По мере развития системы пенсионного обеспечения наиболее подверженной изменениям оказалась ее ключевая составляющая – подсистема обязательного пенсионного страхования. Акцент только на одной части пенсионной системы оставляет без внимания другую ее составляющую – государственное пенсионное обеспечение. Здесь тоже есть свои проблемы, которые требуют обсуждения и поиска решений. Если стоит задача формирования единой, непротиворечивой, адекватной пенсионной системы, то необходимо решать назревшие проблемы в обеих ее составляющих частях на основе принципа единства и допустимой (неразрушающей) дифференциации.
В соответствии с нормами закона каждому гарантировано пенсионное обеспечение при достижении определенного возраста, однако в отношении некоторых категорий граждан в виду особенностей их занятости предусмотрен отдельный порядок, а также условия назначения пенсии. В частности, к таковым относятся работники государственной службы, выполняющие свои обязанности в особых условиях, сопряженных с определенной нагрузкой в виду специфики труда.
Государственным служащим гарантировано пенсионное обеспечение в особом порядке в качестве меры социальной поддержки и гарантии за исполнение обязанностей, призванных сохранить целостность государственной системы и обеспечить соблюдение прав граждан.
Наиболее актуальным вопросом в области государственной гражданской службы является пенсионное обеспечение, которое регулируется Законом «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы», а также Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Что касается степени разработанности проблемы, то проблематика пенсионного обеспечения активно изучалась такими исследователями как Михайлова С.В., Гудков А.В., Якушев Л.П., Кудлаева Ю.О., Кривицкий Е.Ю., Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. и большим рядом других авторов исследователей.
Объект выпускной квалификационной работы – общественные отношения, находящиеся во взаимосвязи с системой выплаты пенсии федеральным государственным гражданским служащим.
Предмет работы – правовые аспекты указанных проблем и база нормативно-правовых актов, регулирующая выплату пенсии федеральным государственным гражданским служащим.
Цель работы – изучение правовых оснований пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих.
Задачи работы.
- Изучить сущность и правовые основы пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих.
- Проанализировать государственную политику реформирования сферы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих.
- Рассмотреть виды пенсий и условия ее получения федеральными государственными гражданскими служащими.
- Провести анализ применения пенсионного законодательства в отношении федеральных государственных гражданских служащих;
- Обозначить Проблемы назначения и выплаты пенсий федеральным государственным гражданским служащим;
- Предложить рекомендации для получения пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих,
При проведении исследования использовались следующие методы познания: системного анализа, формально-логический, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы.
Теоретической базой исследования являются научные труды в области пенсионного обеспеченияфедеральных государственных гражданских служащих, Н.И. Сапожникова, А.В. Агеева, М.В.Беспалов, О.И. Курылева,Соловьевым А.К. Ерохиной Т.В и других авторов, относящиеся к проблематике диплома.
Нормативной основой исследования являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Документы для оформления пенсии
Для установления пособия за выработку лет вместе с заявкой нужно предоставить следующий пакет документов:
- паспорт (копия и подлинник);
- справку о величине среднего месячного заработка служащего за последний полный год гражданской службы перед уходом;
- справку о должности, этапы работы в которой включаются в стаж гос. службы для установления дотации за выработку лет;
- справку из органа, который выполняет пенсионное обеспечение, об установленной (оформленной раньше срока) трудовой пенсии по инвалидности (старости) и сумме назначенной пенсии;
- копию трудовой книжки;
- копию приказа об увольнении из федерального органа;
- копию военного билета (если есть стаж военной службы);
- другие бумаги, которые подтверждают этапы, включаемые в стаж гос. службы, для назначения дотации за выработку лет.
Чтобы уточнить необходимый перечень документов, которые могут понадобиться при присуждении пенсии, нужно обратиться в территориальный орган ПФР.
Расчет выплат за стаж
Пенсия государственного служащего включает ниже перечисленные виды выплат:
- страховые и накопительные по старости в обычном порядке;
- по инвалидности (при ее наличии);
- по потере кормильца (в случае действительности этого момента);
- за выслугу лет.
Выплата пенсии госслужащим варьируется от 45 до 75% от средней заработной платы и не может пересекать предел максимального значения.
В статистическом виде доплата за выслугу лет рассчитывается следующим образом: 45% от среднего заработка – вычет;
где за вычет принимается:
- размер пенсии по старости;
- пособие по инвалидности (
Расчет пенсии госслужащего по выслуге лет пример
Об условиях и порядке назначения страховой пенсии по старости можно прочитать в статье по ссылке.
К федеральным государственным гражданским служащим относятся граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих. Лица из числа федеральных государственных служащих имеют право на одновременное получение двух пенсий. В статье разберем, как рассчитать страховую пенсию госслужащим в 2018 году, каковы условия назначения выплаты. Право госслужащих на две пенсии Как рассчитать страховую пенсию госслужащим в 2021 году Согласно ФЗ-166 «О государственном пенсионном обеспечении», федеральные и муниципальные госслужащие вправе на получение двух пенсий одновременно: государственной пенсии по выслуге и страховой пенсии по старости.