Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственные информационные системы: как с ними работать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Учёт неисключительных прав на программное обеспечение со сроком полезного использования более 12 месяцев, приобретённых за плату
Полученные в пользование неисключительные права на программное обеспечение (продукт) отражаются на балансовом счёте 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (п. 151.1, 151.2 Инструкции № 157н).
Если срок действия лицензии на программный продукт не указан в лицензионном договоре, то в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ договор считается заключённым на пять лет. Соответственно, по такой лицензии срок полезного использования программного обеспечения может быть установлен комиссией в пределах пяти лети.
Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на программное обеспечение относятся по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Шаблоны документов по защите информации
Чтобы отразить списание основного средства в учете, необходим специальный документ, содержащий все необходимые сведения о списываемом объекте, в том числе его натуральные и стоимостные показатели. Он должен быть подписан ответственными лицами и утвержден руководителем. Этот документ в комплекте с иными бумагами, собранными и оформленными на предыдущих этапах, будет служить основанием для списания основного средства с баланса и признания соответствующей суммы расходов в бухгалтерском и налоговом учете.
Документ пятого этапа — акт о списании основного средства.
Фактически документальное оформление списания на этом может не закончиться. Если списываемый объект подлежит разборке, годные детали и узлы нужно оприходовать на склад и отразить в учете. Для этого также должны быть оформлены соответствующие документы. Если объект утилизируется силами стороннего подрядчика, для обоснования расходов на утилизацию также потребуется отдельный документ — акт приема-сдачи выполненных работ.
Остановимся подробнее на оформлении отдельных документов по списанию основных средств, а также нюансах процедуры списания и особенностях их отражения в учете.
Что такое срок исковой давности
Срок исковой давности — это время, за которое кредитор взыскивает долг с дебитора в принудительном порядке. В соответствии со статьёй 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок данного взыскания составляет три года.
Начало срока определяется моментом нарушения дебитором своих обязательств. Если установка момента нарушения не представляется возможным, срок начинается с момента предъявления требований кредитора.
Течение срока исковой давности может приостанавливаться на шесть месяцев. Это происходит по следующим причинам:
- непреодолимая сила препятствует предъявлению иска;
- ответчик или истец находятся в составе Вооружённых Сил РФ, которые переведены на военное положение;
- правительство установило отсрочку на данный срок исковой давности ;
- регулирующие законы конкретных отношений приостановили действие или утратили силу.
Перерыв срока исковой давности происходит в тот момент, когда должник возвращает часть суммы долга. После этого время срока обнуляется и считается заново.
Срок исковой давности восстанавливается в судебном порядке. В таком случае причины пропуска должны быть уважительны и связаны с личностью истца:
- тяжёлая болезнь;
- беспомощное состояние;
- неграмотность и т.п.
Когда долг признаётся безнадёжным или нереальным к взысканию, его списывают за счёт специального резерва по сомнительным долгам. Покрыть убытки таким образом могут только те компании, которые используют метод начисления выручки по отгрузке.
Порядок формирования регулирует ст. 266 Налогового кодекса РФ. Сумма резерва определяется по результатам инвентаризации налогового периода и зависит от срока долга:
- списание полной суммы происходит, если срок задолженности превышает 90 дней;
- если срок от 45 до 90 дней — сумма резерва составляет 50% от дебиторского долга.
- задолженность не включается в сумму резерва, если срок долга менее 45 дней.
Взаимодействие с ГИСМ
В 1C:ERP поддерживается взаимодействие с ГИСМ по заказу и поступлению КиЗ, маркировке и движению маркированных товаров.
Перечень операций, отражаемых в ГИСМ, документов контура ГИСМ и финансового учета 1C:ERP
Операции |
Документы контура ГИСМ |
Документы финансового учета 1С:ERP |
Заказ КиЗ у Гознака |
Заявка на выпуск КиЗ для маркировки |
Заказа поставщику |
Поступление КиЗ |
Заявка на выпуск КиЗ для маркировки Уведомление о поступлении маркированных товаров |
Поступление товаров и услуг |
Маркировка продукции собственного производства |
Маркировка товаров |
Маршрутный лист производства или Выпуск продукции и выполнение работ |
Маркировка продукции в других случаях |
Маркировка товаров |
|
Перемаркировка товаров |
Перемаркирвока товаров |
|
Поступление маркированной продукции |
Уведомление о поступлении маркированных товаров |
Поступление товаров и услуг |
Импорт продукции |
Уведомление об импорт маркированных товаров |
Приобретение товаров и услуг (с типом операции Импорт) |
Ввоз продукции из стран ЕАЭС |
Уведомления о ввозе маркированных товаров из ЕАЭС |
Приобретение товаров и услуг (с типом операции Ввоз из ЕАЭС) |
Оптовая продажа маркированной продукции |
Уведомление об отгрузке маркированных товаров |
Реализация товаров и услуг |
Розничная продажа |
Отчеты о розничных продажах маркированных товаров |
Отчет о розничных продажах |
Возврат маркированной продукции от клиента |
Уведомления о поступлении и возврате |
Возврат товаров от клиента |
Возврат маркированной продукции поставщику |
Уведомление об отгрузке маркированных товаров |
Возврат товаров поставщику |
Списание испорченной маркированной продукции |
Уведомление о списании КиЗ для маркировки |
Внутреннее потребление товаров с установленным видом операции Списание на расходы/активы |
Учет расходов на программное обеспечение: справочник бухгалтера
В разных организациях вывод оборудования из эксплуатации может производиться по-разному. Тем не менее, существует некоторый общий порядок действий, который рекомендуется соблюдать всем компаниям.
Для начала отдельным приказом директора фирмы следует создать комиссию. В ее состав требуется включить работников предприятия из разных отделов, в том числе технического специалиста, бухгалтера и, к примеру, юриста.
В рамках исполнения поставленных задач, комиссия осматривает оборудование, проверяет его состояние, а затем формирует акт, в котором указывает его характеристики, а также причины, по которым оборудование подлежит выводу из эксплуатации.
На основе результатов деятельности комиссии, директор предприятия пишет еще один приказ и уже после этого проводится вся необходимая процедура по завершению работы и демонтажу техники.
Формат документа законодательно не установлен, что обозначает то, что акт можно писать в свободном виде, исходя из особенностей организации и ее потребностей (за исключением тех случаев, когда форма акта утверждена в учетной политике предприятия). Единственное, что следует учитывать при создании произвольного документа: чтобы по своему составу он отвечал нормам, принятым для деловых бумаг.
То же самое касается и оформления акта: для него можно взять обыкновенный листок или же бланк с фирменным логотипом и реквизитами. Заполнять акт можно вручную или на компьютере (с последующей распечаткой).
Акт допустимо сделать в одном оригинальном экземпляре, но лучше все же его размножить, заверив все копии необходимыми подписями, – чтобы каждому члену комиссии достался свой экземпляр акта и один остался в организации.
Печать на акте ставить надо только в том случае, если ее применение указано в нормативно-правовых бумагах фирмы.
Сформированный акт относится к первичной документации, поэтому подлежит хранению сроком не менее трех лет (если иной период не обозначен в локальных нормативах предприятия).
Если вам требуется составить акт вывода оборудования из эксплуатации, посмотрите его пример – с его помощью, а также воспользовавшись приведенными ниже комментариями, вы без труда сделаете нужный вам документ.
- Первым делом посередине строки напишите название компании, затем наименование акта, его номер, а также место и дату его формирования.
- После этого включите в акт состав комиссии: тут надо указать должности и ФИО работников предприятия.
- Далее переходите к описанию оборудования: здесь нужно обозначить его название, тип, марку, номер (серийный, заводской, инвентарный), год выпуска, срок эксплуатации и прочие идентификационные параметры. Не лишним будет указать и его стоимость (на момент приобретения и постановки на учет и на момент вывода из эксплуатации).
- Затем укажите причину, по которой данное оборудование исключается из работы.
- После этого поставьте в документе все необходимые подписи. Если считаете нужным, можете дополнить акт какие-то другими важными сведениями, а также обозначить в нем все прилагающиеся к нему бумаги.
Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:
- физический износ;
- моральный износ;
- неустранимая поломка или порча.
Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.
Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.
Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.
В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.
На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).
С формой акта списания можно ознакомиться в статье «Унифицированная форма № ОС-4 — акт о списании объекта ОС».
Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:
- «Оприходование материалов после демонтажа основных средств – проводки»;
- «Как оприходовать металлолом от списания основных средств?».
Каков порядок списания в бюджетном учреждении основных средств?
Кроме того, должны быть изложены причины невозможности модернизации. Например, не производятся комплектующие, совместимые с существующей конфигурацией компьютера, которые могли бы увеличить быстродействие или оперативную память.
Если эту технику невозможно использовать на другом участке работы, то придется произвести списание компьютеров и утилизировать их. Причем, если закончился установленный производителем срок службы такой морально устаревшей техники, компьютер может выйти из строя в любой момент. И трудно предсказать, каковы будут последствия.
Если не работает системный блок Невозможность использования компьютера вследствие его поломки также является причиной списания компьютерной техники.
Наиболее часто причиной фатальной поломки становятся:
- Блоки питания (26%)
- Бракованные компоненты и пренебрежение вопросами совместимости со стороны пользователя (23%)
- Неправильная сборка (15%)
- Компоненты, отвечающие за нормальное охлаждение системы (13%)
- Поражение молнией или разрядом статического электричества (10%)
- Отказ USB устройства в момент подключения (6%)
- Невнимательность пользователя (3%)
- Попытки разгона (2%)
Проанализировав полученные результаты, специалисты Gartner утверждают, что в настоящее время 5% настольных компьютеров и 15% ноутбуков нуждаются в замене одного из компонентов в течение первого года службы (в 2003–2004 годах этот показатель составлял 7% и 20% соответственно).
Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.
В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.
На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).
С формой акта списания можно ознакомиться в статье «Унифицированная форма № ОС-4 — акт о списании объекта ОС».
Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:
- «Оприходование материалов после демонтажа основных средств – проводки»;
- «Как оприходовать металлолом от списания основных средств?».
Чтобы списать компьютерную технику, являющуюся объектом основных средств, учреждение должно организовать специальную постоянно действующую комиссию (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Списание основных средств осуществляется на основе ее решения.
При этом чтобы принять решение о списании с учета компьютерной техники, являющейся объектом учета основных средств, бюджетная организация должна проверить соблюдение нескольких критериев (п. 46 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), а именно, что она:
- не осуществляет контроль за списываемым объектом ОС;
- не осуществляет расходы, связанные с распоряжением им (владением и (или) пользованием);
- не имеет права на получение экономической выгоды и извлечение пользы от распоряжения (владения или пользования);
- не участвует в распоряжении (владении и (или) пользовании) выбывшим объектом, числящимся на учете,
- не использует его в той степени, которая предусматривалась при его признании;
- оценила величину дохода (расхода) от выбытия объекта;
- оценила прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с его выбытием.
Решение комиссии о списании компьютера с бюджетного учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Форма акта утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
- Акт должен быть согласован с учредителем бюджетной организации, если списываемое имущество отнесено к особо ценному имуществу, которое закреплено собственником за бюджетным учреждением или которое приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Так, Минздрав России, Минтруд России, Минспорта России, Росреестр России включили компьютеры в перечень особо ценного движимого имущества независимо от его стоимости. Поэтому если указанные структуры наделили бюджетное учреждение компьютерами, то их списание необходимо согласовывать с учредителями.
- Если особо ценное движимое имущество было приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение вправе распоряжаться им самостоятельно (письмо Минфина России от 26.09.2012 № 02-06-10/3912). Согласование списания такого имущества с учредителем не требуется.
После подписания акта руководителем бюджетной организации совершаются действия по разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).
О бухгалтерском учете списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.
Бюджетным организациям обособленный учет компьютерных позволит сделать списание недорогих компьютерных деталей и начисление стопроцентной амортизации при передаче в эксплуатацию, что уменьшит налоговые обязательства.
Бухгалтерский учёт списания дебиторской задолженности
Если у контрагента есть и кредиторская, и дебиторская задолженность, необходимо провести взаиморасчёт для выявления суммы списания.
Отслеживание и фиксацию срока исковой давности производят в таких документах, как:
- акты выполненных работ и товарно-транспортные накладные, подтверждающие взаимодействие;
- акты сверок;
- письменные и электронные обращения с призывами и ответами о погашении долга;
- платёжно-расчётные документы.
Формирование проводки бухгалтерского учёта зависит от источника списания, и формируется по следующим формам:
- резерв по сомнительным долгам — Дт63 Кт60, Кт62, Кт76;
- прочие расходы — Дт 91-2 Кт60, Кт62, Дт76;
- списание за счёт чистой прибыли — Дт 84.
При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений, осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета.
Забалансовый счёт — счёт, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.
Рекомендуем прочесть: Погашение Ипотеки При Рождении Третьего Ребенка В 2021 Году
Применение КОСГУ 352 и 353 в 2021 году
В Инструкции 209н многие бухгалтерские операции, ранее относящиеся к статье «Прочие услуги» получили самостоятельный код в классификаторе операций сектора госуправления. В статье мы рассказываем о порядке применения КОСГУ 352 и 353.
Рассмотрим соответствие КОСГУ 352 и 353 кодам видам расходов и примеры использования КОСГУ в бухучете. Тест Школа Главбуха госучреждения Благодарим за прохождение теста. Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓ Узнать результат В 2021 году с введением в действие в Инструкцию 65н был добавлен КОСГУ 350 для отражения увеличения стоимости прав пользования.
В с 2021 года статью КОСГУ 350 детализировали и выделили подстатьи для отнесения расходов по приобретению пользовательских (неисключительных) прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые ранее учитывались по . По расшифровке в 2021 году для бюджетных учреждений КОСГУ 352 применяется, если приобретаются права с неопределенным сроком использования.
Под результатами интеллектуальной деятельности следует понимать:
- программное обеспечение;
- справочно-информационные базы данных и обновления к ним.
В методических рекомендациях Минфина к Инструкции 209н (письмо от 29.06.2018 № 02-05-10/45153) сказано, что классификация нематериальных активов в зависимости от срока использования должна выполняться на основании нормативных правовых актов. На основании ГК РФ сроки могут быть установлены:
- соглашением сторон.
- положениями закона;
- другими нормативными актами;
При определении КОСГУ следует ориентироваться на договор, заключенный с обладателем авторских прав.
Списание основных средств, не соответствующих критериям актива
1. Настоящий документ определяет требования к порядку реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее соответственно — система, органы исполнительной власти) в целях повышения эффективности реализации полномочий органов исполнительной власти в результате использования информационно-коммуникационных технологий.
2. Основанием для создания системы является:
а) обязанность органа исполнительной власти по созданию системы, предусмотренная нормативными правовыми актами;
б) решение органа исполнительной власти о создании системы с целью обеспечения реализации возложенных на него полномочий.
3. Создание системы осуществляется в соответствии с техническим заданием, утвержденным органом исполнительной власти или являющимся неотъемлемой частью документации о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
4. Техническое задание на создание системы утверждается должностным лицом органа исполнительной власти, на которое в соответствии с распределением обязанностей возложены полномочия по утверждению таких технических заданий.
5. Порядок создания системы включает следующие последовательно реализуемые этапы:
а) разработка документации на систему и ее части;
б) разработка рабочей документации на систему и ее части;
в) разработка или адаптация программного обеспечения;
г) пусконаладочные работы;
д) проведение предварительных испытаний системы;
е) проведение опытной эксплуатации системы;
ж) проведение приемочных испытаний системы.
6. Этап разработки документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию системы.
7. Этап разработки рабочей документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации, содержащей сведения, необходимые для выполнения работ по вводу системы в эксплуатацию и ее эксплуатации, и порядка эксплуатации системы, содержащего сведения, необходимые для выполнения работ по поддержанию уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы, установленных в проектных решениях, указанных в пункте 6 настоящего документа, в том числе:
а) перечень действий сотрудников при выполнении задач по эксплуатации системы, включая перечень, виды, объемы и периодичность выполнения работ по обеспечению функционирования системы;
б) контроль работоспособности системы;
в) перечень неисправностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации системы, и рекомендации в отношении действий при их возникновении;
г) перечень режимов работы системы и их характеристики, а также порядок и правила перевода системы с одного режима работы на другой с указанием необходимого для этого времени.
8. Этап разработки или адаптации программного обеспечения включает разработку программного обеспечения системы, выбор и адаптацию приобретаемого программного обеспечения.
9. Этап пусконаладочных работ включает автономную наладку технических средств и программного обеспечения частей системы, загрузку информации в ее базу данных, комплексную наладку технических средств и программного обеспечения системы.
10. Этап проведения предварительных испытаний включает:
а) разработку программы и методики предварительных испытаний, в соответствии с которыми осуществляется проверка системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;
б) проверку системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;
в) устранение выявленных при проведении таких испытаний неисправностей и внесение изменений в документацию и рабочую документацию на систему;
г) оформление протокола испытаний и акта о приемке системы в опытную эксплуатацию.
11. Этап проведения опытной эксплуатации включает:
а) разработку программы и методики опытной эксплуатации;
б) опытную эксплуатацию системы в соответствии с программой и методикой опытной эксплуатации;
в) доработку программного обеспечения системы и дополнительную наладку технических средств в случае обнаружения недостатков, выявленных при опытной эксплуатации системы;
г) оформление акта о завершении опытной эксплуатации, включающего перечень недостатков, которые необходимо устранить до начала эксплуатации системы.
12. Этап проведения приемочных испытаний включает:
а) испытания системы на соответствие техническому заданию на ее создание в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний;
б) анализ результатов устранения недостатков, указанных в акте о завершении опытной эксплуатации;
в) оформление акта о приемке системы в эксплуатацию.
13. Основанием для ввода системы в эксплуатацию является правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию и устанавливающий срок начала эксплуатации.
14. Правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию включает:
а) мероприятия по подготовке органа исполнительной власти к эксплуатации системы;
б) мероприятия по подготовке должностных лиц органа исполнительной власти к эксплуатации системы.
15. Порядок ввода в эксплуатацию федеральных государственных информационных систем, которые предназначены для использования при осуществлении государственных функций и (или) предоставления государственных услуг, определяется с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем».
16. Срок начала эксплуатации системы не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию.
20. Основанием для вывода системы из эксплуатации является:
а) завершение срока эксплуатации системы, в случае если такой срок был установлен правовым актом органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию;
б) нецелесообразность эксплуатации системы, в том числе низкая эффективность используемых технических средств и программного обеспечения, изменение правового регулирования, принятие управленческих решений, а также наличие иных изменений, препятствующих эксплуатации системы;
в) финансово-экономическая неэффективность эксплуатации системы.
21. При наличии одного или нескольких оснований для вывода системы из эксплуатации, указанных в пункте 20 настоящего документа, орган исполнительной власти утверждает правовой акт о выводе системы из эксплуатации.
22. Правовой акт о выводе системы из эксплуатации включает:
а) основание для вывода системы из эксплуатации;
б) перечень и сроки реализации мероприятий по выводу системы из эксплуатации;
в) порядок, сроки, режим хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов, включая порядок обеспечения доступа к информационным ресурсам выводимой из эксплуатации системы;
г) порядок, сроки и способы информирования пользователей о выводе системы из эксплуатации.
23. Перечень мероприятий по выводу системы из эксплуатации включает:
а) подготовку правовых актов, связанных с выводом системы из эксплуатации;
б) работы по выводу системы из эксплуатации, в том числе работы по деинсталляции программного обеспечения системы, по реализации прав на программное обеспечение системы, демонтажу и списанию технических средств системы, обеспечению хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов системы.
24. Если нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено иное, то сроки хранения информации, содержащейся в базах данных системы, определяются органом исполнительной власти и не могут быть меньше сроков хранения информации, которые установлены для хранения документов в бумажном виде, содержащих такую информацию.
Обзор разъяснений Минфина РФ по РСБУ
Каждое действие с имуществом компании подлежит документальному оформлению. Мы не вправе просто выкинуть или иным образом утилизировать актив, который не можем или не хотим использовать в деятельности.
Как списать основные средства с баланса? Кто должен инициировать эту процедуру, а кто будет ее участником? Какие документы потребуется оформить для списания основных средств?
Процедура списания основных средств включает в себя несколько этапов, на каждом из которых оформляются определенные документы.
На этом этапе сотрудник, которому поручено следить за сохранностью конкретного актива, сообщает руководству, что основное средство пришло в негодность. При этом до руководства доводятся причины списания ОС: актив устарел морально, износился физически, пришел в негодность из-за поломки и т. д.
Документ первого этапа — служебная записка.
Руководитель, получивший служебную записку, не может исключительно на ее основании дать бухгалтеру распоряжение о списании актива с учета. Сначала необходимо объективно оценить состояние основного средства и получить обоснованные выводы о невозможности использовать его в деятельности компании.
Документ второго этапа — приказ о создании комиссии по списанию основного средства.
На этом этапе объекты основных средств, подлежащие списанию, всесторонне обследует созданная в компании комиссия. Она не только изучает сам актив, но и исследует причины, по которым он пришел в неработоспособное состояние, выясняет виновных лиц, изучает техническую документацию, запрашивает экономическую и финансовую информацию об объекте, производит необходимые расчеты, выявляет условия эксплуатации ОС и иные обстоятельства, позволяющие сделать обоснованные выводы о необходимости списания актива с балансового учета.
Документы третьего этапа — дефектный акт, протокол заседания комиссии, заключение комиссии о списании (как отдельный документ или как раздел протокола, акта).
Если не организовать работу комиссии, возможны претензии со стороны налоговых органов. При списании основных средств с остаточной стоимостью отраженные в налоговом учете расходы могут быть признаны необоснованными.
Документы для оформления поступления и списания с 01 счета программного продукта
В данном случае в справке укажите: наименование первичного документа, основание, номер, дату и наименование хозяйственной операции; если нет возможности заполнить в первичном документе раздел «Отметка о принятии к учету» – при передаче полномочий по ведению бухучета централизованной бухгалтерии (Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 № 52н). В данном случае в справке укажите: наименование первичного документа, основание, номер, дату и наименование хозяйственной операции; операции по исполнению, удержанию или погашению обязательств, начисление сумм налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей (п. 129, 131 Инструкции № 174н, п. 157, 159 Инструкции № 183н); списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности и невостребованной кредиторской задолженности и начисление доходов от сдачи имущества в аренду (п.
Учет основных средств на забалансовых счетах в 1С: БГУ 8
Статью я построю следующим образом: буду обращать ваше внимание на то, как раньше велся учет на забалансовых счетах, и как теперь необходимо его вести. Вообще, забалансовые счета необходимы для полноценного учета основных средств, так как эти основные средства не играют роль в балансе учреждения, но всё же за ними необходим контроль. Также для государственных учреждений существует специальная отчетность по ценностям на забалансовых счетах.
Как мы все помним, учет на забалансовых счетах ведется по упрощенной схеме: может не использоваться принцип двойной записи (в проводке с забалансовыми счетами может отсутствовать корреспондирующий счет). Отсутствие строгости в записи проводок с забалансовыми счетами объясняется тем, что они не участвуют в формировании баланса, для которого обязательно должна соблюдаться двойная корреспонденция.
Подведем итог: — учет на забалансовых счетах важен для контроля;
Учет ПО на забалансовом счете
Какие документы, помимо договора и акта, должен передавать в бухгалтерию разработчик (если таковым является, а не посредник) программного обеспечения, доменов и интернет версий? Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт Вы должны отражать на 01 забалансовом счете: право пользования компьютерной программой, право доступа к электронным версиям. 2. Если лицензия бессрочная, и со временем производится обновление программы, то эти изменения на 01 забалансе отражать не нужно.
если учреждению переданы права на компьютерную программу по лицензионному договору, она будет нематериальным активом, полученным в пользование. Такую компьютерную программу учтите на по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения по договору. Об этом сказано в Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
3.При покупке компьютерной программы(права пользования) учреждение заключает лицензионный договор с . К нему прилагается акт приема-передачи.
Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний
Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.
В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.
На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).
С формой акта списания можно ознакомиться в статье «Унифицированная форма № ОС-4 — акт о списании объекта ОС».
Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях: