Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессионально важные качества психолога — консультанта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы считаете, что на работу в торговлю берут всех подряд, то глубоко заблуждаетесь. У каждого менеджера по набору персонала есть свое понимание идеального консультанта, его личных качеств, профессиональных навыков и опыта. Новичок без теоретической подготовки и опыта работы в торговле не сможет помочь в выборе товара и подтолкнуть клиента к покупке продукции.
Рассматривая проблему профессиональных навыков консультанта, хочется отметить, что в научном и профессиональном сообществе также нет единодушия по этому вопросу.
Подходы к тому, что должен уметь консультант, какой теоретической подготовкой и практическим опытом он должен обладать для успешной работы, вызывают множество дискуссий.
А.П. Посадский считает, что цель обучения консультанта — это прежде всего обеспечить консультанта объемом знаний и навыков в области методологии консультирования, достаточным для того, чтобы он смог работать самостоятельно в рамках проекта. Это, по его мнению, должно включать:
- способность консультанта изучить существующую у клиента ситуацию и наметить необходимые меры для ее улучшения (умение собирать и критически анализировать информацию, идентифицировать все аспекты проблемы, а затем разрабатывать практические меры для улучшения ситуации, используя собственное воображение и творчество);
- способность консультанта устанавливать отношения сотрудничества с клиентом, получать его согласие на изменения и компетентно способствовать их внедрению (умение легко налаживать контакты с людьми, понимание факторов, способствующих и препятствующих внедрению изменений, способность преодолевать сопротивление и доказывать правоту собственной позиции);
- способности добиваться высокого мастерства в области будущей работы (знание всех теоретических аспектов своей работы, а также способность применить знание этих аспектов к решению проблем клиента);
- способность работать результативно в незнакомой обстановке и под давлением (навыки приспособления к условиям каждой новой клиентской организации, и, с другой стороны – умение не поддаваться давлению сложившихся в ней стереотипам и сопротивлению нововведениям).
Пригожин, в свою очередь, также выделяет несколько направлений профессиональных знаний и умений консультанта. Прежде всего, это теория организации и управления, а также технологий и методов подготовки и осуществления консультационных процессов – проведения организационной диагностики, выработки решений проблем организаций, воплощения в жизнь этих решений. Кроме того, консультанту неплохо обладать и узкопрофильными знаниями и умениями, относящимися к какой-то одной дисциплине – экономическими, правовыми, социологическими и др. знаниями. Также консультант должен обладать техникой профессиональной работы, определенными эмпирическими процедурами. Это могут быть навыки обработки распорядительной документации, владение способами построения сценария выработки решений и т.д.
Стандарты этики и честности Академии развития человеческих ресурсов (США), например, предъявляют следующие требования к уровню профессиональной подготовки консультанта:
Консультанты могут предоставлять свои услуги, используя новые технологии, только после соответствующего академического обучения, тренингов, супервизии и консультаций с профессионалами в этой сфере. Профессиональный консультант должен иметь документ, подтверждающий признание уровня его профессиональной подготовки Академией.
Сами стандарты не содержат четкого перечня знаний и навыков, а также их уровня для успешной работы консультанта. Однако, необходимость их подтверждения существует. Таким образом, можно предположить, что требования к разным консультантам могут варьироваться – в зависимости от уровня академического образования, опыта работы, специализации консультанта.
Обобщая изложенное, думается, можно выделить три основных группы знаний и навыков консультанта по управлению:
- Предметные знания и умения, то есть то, в чем собственно консультант может назвать себя экспертом – а именно, передовые технологии в области управления, формирования и укрепления организационной культуры, финансового планирования, управления маркетингом, возможно, обучения и развития персонала и т.д.
- Собственно консультационные знания и умения – то есть знания и умения, касающиеся процесса консультирования, например, навыки диагностики ситуации, анализа данных, выработки рекомендаций и внедрения их, работа с различными формами сопротивления и т.д.
- Навыки взаимодействия с людьми – умение слушать и слышать, техники постановки вопросов, навыки ведения групповых дискуссий, предоставления обратной связи и т.д.
Преимущества профессии консультант
Основным преимуществом профессии консультант является то, что в России этот вид профессиональной деятельности находится на стадии активного развития, а значит у него имеются большие перспективы на будущее. Другими словами, с каждым годом услуги таких профессионалов будут востребованы все больше и больше, причем практически во всех сферах жизнедеятельности человека: от создания собственного имиджа и выбора элементов меблировки до вопросов, связанных с развитием бизнеса. Поэтому для людей, которые досконально разбираются в том или ином вопросе, эта профессия открывает неограниченные возможности для самореализации и личностного роста.
Вполне естественно, что пропорционально с востребованностью консультантов увеличивается не только их клиентская база, но и доход, на который, кстати, практически не оказывают влияние внешние факторы. То есть, доход консультанта зависит исключительно от профессионализма самого специалиста: чем более компетентен он в своем вопросе, тем на больший уровень оплаты своих услуг может претендовать.
Бизнесменами рождаются или становятся
Успешным человеком может стать каждый, ведь многие из людей, достигших вершин в бизнесе, начинали с нуля, и в результате достигли небывалого успеха. У кого-то из людей есть определенные задатки руководителя, к которым можно отнести способность креативно мыслить, находить выход из сложных ситуаций и налаживать связи с другими влиятельными людьми. Однако если у вас всего этого нет, не стоит опускать руки. Потенциал есть у каждого, одна ваша мысль, идея начать свое дело уже говорит об этом. Поставьте перед собой конкретную достижимую цель и идите к ней. Больше читайте, общайтесь с успешными людьми, следуйте их примеру, и вы обязательно достигнете успеха.
Недостатки профессии консультант
К недостаткам профессии консультант, можно отнести:
- нервные условия труда — необходимо всегда сохранять предельное спокойствие, даже если клиент ведет себя несдержанно.
- монотонность – иногда приходится многократно повторять одну и ту же информацию о товаре или услуге (это касается, преимущественно, специалистов в сфере продаж).
- ответственность – в некоторых сферах деятельности (например, в области финансов и налогов) на консультантах лежит огромная ответственность за правильность принятого руководством компании решения.
- физические нагрузки – по большей части этот недостаток относится к продавцам-консультантам, которые весь свой рабочий день проводят «на ногах». Однако и другие специализации этой профессии требуют от своих представителей крепкого здоровья и выносливости, поскольку рабочий график консультанта может быть ненормированным и очень насыщенным.
Личность консультанта выделяется во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования (Р. Кочюнас). По общему мнению исследователей (M. Balint, З. Фрейд, А. Адлер), эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.
Характеристики, необходимые для качественного консультанта:
– незаурядные умственные способности и рассудительность;
– оригинальность, находчивость и разносторонность;
– любознательность и самообучаемость;
– интерес к личности, уважение личности другого человека;
– понимание своих личных характеристик, чувство юмора;
– чувствительность к сложностям мотивации;
– терпимость, отсутствие надменности;
– способность занимать «терапевтическую» позицию, способность устанавливать гибкие взаимоотношения;
– настойчивость, методичность в работе, способность выдерживать напряжение;
– готовность принять на себя ответственность;
– чувство такта и способность к сотрудничеству;
– цельность натуры, самоконтроль и уравновешенность;
– способность различать моральные ценности;
– широта культурного горизонта, образованность;
– глубокий интерес к психологии (Американская комиссия по профотбору психологов)
Свойства личности важные для психолога-консультанта (Национальная ассоциация профессиональной ориентации США цит. по Р. Кочюнасу):
– проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними;
– чувствительность к установкам и поведению других людей;
– эмоциональная стабильность и объективность;
– способность вызвать доверие других людей;
– уважение прав других людей.
Личностные черты эффективного консультанта в гуманистическом подходе (К. Роджерс и все представители гуманистического подхода):
— аутентичность;
— открытость собственному опыту;
— стремление к самопознанию;
— идентичность;
— толерантность к неопределенности;
— принятие личной ответственности;
— безоценочный характер и глубина отношений с другими людьми;
— способность к постановке реалистичных целей;
— эмпатичность.
Необходимые качества консультанта в отечественном подходе (Н.Н. Обозов):
— безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей;
— чуткость к эмоциональному состоянию человека;
— пластичность — способность легко переключаться с одной темы на другую, выходить из тупиков, быстро менять различные точки зрения;
— эмоциональная сдержанность и терпимость как способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении;
-поддержка общей культуры поведения — в результате этого формируются своеобразные штампы речевых оборотов, форм общения, предпочтений относительно близости в контактах;
— умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения;
— умение придерживать определенную стратегию в беседе, необходимую для прояснения проблемы, умение перенаправить клиента в нужное русло, умение сохранить рамки объективности.
Оценка показателей эмоционального контроля и психической стабильности, как принцип отбора практических психологов (Ю.В. Емельянов), осуществляется по шкалам:
• надежность — непредсказуемость;
• сдержанность — импульсивность;
• теплота — враждебность;
• оптимизм — пессимизм;
• открытость — подозрительность;
• непринужденность — скованность;
• энергичность — вялость;
• приспособляемость — неприспособляемость.
Модель личности эффективного консультанта (Р. Кочюнас):
1. Аутентичность (подлинность, искренность, конгруэнтность). Аутентичный психолог может озвучивать свои чувства и сомнения, если это помогает продвинуться в консультировании. Он позволяет себе не знать ответа на все вопросы, может говорить о своих переживаниях и собственном опыте, проявляет свое истинное «Я» как в своих непосредственных реакциях, так и в поведении в целом. Три основных признака аутентичного существования: полное осознание настоящего момента; выбор способа жизни в данный момент; принятие ответственности за свой выбор (Д. Бьюдженталь).
2. Открытость собственному опыту. Открытость понимается как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отбрасывать отрицательные чувства («Нельзя обижаться на родителей!»; «Мальчики не плачут!» и т.д.). Эффективный консультант не должен вытеснять чувства, которые в этом случае становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения.
3. Развитие самопознания. Ответ на вопрос о возможности помощи другому человеку кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.
4. Сила личности, или сильное «ego» – обязательное условие успешной деятельности. Психолог делает выбор, понимая как свои чувства и желания, так и общественные нормы, ценности, социокультурные факторы, требования среды.
5. Профессиональная и личностная идентичность. Именно идентичность позволяет обеспечить личности целостность, тождественность и определенность. Идентичность означает тождество между тем, что имеется в сознании, и тем, какое это находит выражение во внешнем поведении. Идентичность человеку не дана, ее развитие описывается не термином «формирование», а терминами «достижение» и «становление». Таким образом, психолог-консультант должен знать, кто он, кем может стать, чего хочет от жизни, что на самом деле для него важно, а что – нет.
6. Толерантность к неопределенности. Консультанту необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности, так как невозможно предугадать, с каким клиентом, с какой ситуацией он столкнется. Переносить напряжение в ситуации неопределенности помогают уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений.
7. Принятие личной ответственности. Многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, и он несет ответственность за свои действия. Понимание этой ответственности и разделение ее с клиентом позволяют свободно осуществлять выбор – соглашаться с позицией клиента или вступать в продуктивную конфронтацию.
8. Глубина отношений с другими людьми. Для чувства, взгляды, своеобразные черты, особенности взаимодействия с другими людьми, для более глубокого понимания их способа «бытия-в-мире». Важно делать это без осуждения и наклеивания ярлыков.
9. Возможность выражения чувств. Эффективный консультант не боится свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе перед клиентами. Такое поведение является проявлением аутентичности. В то же время консультант способен к сдерживанию тех чувств, выражение которых неуместно, может испугать либо оттолкнуть клиента.
10. Постановка реалистичных целей. Консультант с самого начала должен осознавать наличие ограничений, как объективных, связанных с внешней средой, так и субъективных, связанных с личностью клиента. Если консультант ставит нереальные цели, это может привести его к разочарованиям.
Где можно получить профессию консультанта?
Консультант является одной из тех немногих профессий, где не специальность диктует выбор учебного заведения, а уже имеющиеся знания и навыки определяют сферу профессиональной деятельности. Поэтому, если Вы мечтаете стать консультантом, и задумываетесь над тем, где можно получить эту профессию, то прежде всего, необходимо определиться с тем, в какой области Вы хотите стать настоящим экспертом. Например, для того, чтобы стать консультантом по налогам, нужно получить экономическое образование в одном из ВУЗов и досконально изучить нюансы российского налогообложения. Психологом-консультантом можно стать после окончания обучения в психологическом ВУЗе, а юрисконсультом – после получения юридического образования.
Существуют и такие специализации профессии консультант, где можно вообще обойтись без образования. Например, профессия продавца-консультанта специального образования не требует, достаточно посещения курсов и тренингов, обучающих навыкам продаж. А для того чтобы стать шопером, достаточно просто обладать безупречным вкусом, чувством стиля и даром убеждения.
Если же базовое образование у Вас уже есть, и Вы хотите получить дополнительные навыки именно в сфере оказания консультативных услуг, то мы можем Вам порекомендовать такие лучшие ВУЗы России, как:
- Институт Консультирования и Системных Решений (Москва);
- Институт Системных Технологий и Консультирования (Новосибирск);
- Российский Новый Университет, Центр подготовки налоговых консультантов (Москва);
- Международная Академия Оценки и Консалтинга (Москва);
- Консалтинговый центр Томского государственного университета.
Где можно получить профессию консультанта?
Консультант является одной из тех немногих профессий, где не специальность диктует выбор учебного заведения, а уже имеющиеся знания и навыки определяют сферу профессиональной деятельности. Поэтому, если Вы мечтаете стать консультантом, и задумываетесь над тем, где можно получить эту профессию, то прежде всего, необходимо определиться с тем, в какой области Вы хотите стать настоящим экспертом. Например, для того, чтобы стать консультантом по налогам, нужно получить экономическое образование в одном из ВУЗов и досконально изучить нюансы российского налогообложения. Психологом-консультантом можно стать после окончания обучения в психологическом ВУЗе, а юрисконсультом – после получения юридического образования.
Существуют и такие специализации профессии консультант, где можно вообще обойтись без образования. Например, профессия продавца-консультанта специального образования не требует, достаточно посещения курсов и тренингов, обучающих навыкам продаж. А для того чтобы стать шопером, достаточно просто обладать безупречным вкусом, чувством стиля и даром убеждения.
Если же базовое образование у Вас уже есть, и Вы хотите получить дополнительные навыки именно в сфере оказания консультативных услуг, то мы можем Вам порекомендовать такие лучшие ВУЗы России, как:
- Институт Консультирования и Системных Решений (Москва);
- Институт Системных Технологий и Консультирования (Новосибирск);
- Российский Новый Университет, Центр подготовки налоговых консультантов (Москва);
- Международная Академия Оценки и Консалтинга (Москва);
- Консалтинговый центр Томского государственного университета.
Какие достижения продавец может указать в своем резюме?
Когда соискатель претендует на должность менеджера по продажам, его резюме должно идеально вписываться в требования компании. Помимо личных и профессиональных характеристик, в анкете важно расписать успехи, которых благодаря трудолюбию и упорству удалось добиться на предыдущем месте работы. В графе достижений можно указать:
- умение оказывать компетентные профессиональные консультации по продукту;
- развитые презентационные навыки, умение заинтересовать собеседника;
- опыт устранения нестандартных ситуаций, урегулирования конфликтов;
- знание основ мерчандайзинга, правил выкладки продукции на витринах;
- навыки допродаж сопутствующих товаров, увеличения среднего чека;
- умение завершать сделку позитивно, формировать у клиента удовлетворенность от покупки.
Компетентный продавец-консультант, обладающий перечисленными выше личными качествами и развитыми профессиональными навыками, сможет легко найти работу в компании, занятой в сфере торговли или предоставления услуг. Опыт продаж поможет специалисту на любой должности, в том числе на позиции руководителя. Грамотный продавец-практик сможет продолжить карьеру в отделе обучения организации на позиции бизнес-тренера.
Перечень профессиональных и личностных качеств работника
Какими могут быть деловые качества работника, перечень, которым должны руководствоваться? Перечень их конечно велик и разнообразен. В настоящее время со стороны работодателя оценить действия любого сотрудника, уровень его профессионализма, сильные стороны и деловые качества. Это становится совершенной задачей, помогающей сформировать работоспособный коллектив и значительно повысить эффективность труда. А вот со стороны самого работника, их перечень помогает не только составить грамотное резюме, отправляемое при поиске работы, но и повышает шансы перед другими потенциальными соискателями в процессе трудоустройства.
Личностные качества работников можно разделить на 2 большие категории: личностные, которые изначально являются врожденными и развиваются на этапах становления самого человека, и профессиональные, которые приобретаются в процессе работы и приходят с опытом. Умелое сочетание тех и других, и постоянная работа над собой дают уникальную возможность карьерного роста и хорошего расположения руководства. Рассмотрим эти категории более подробно.
Как составить резюме для получения должности?
Соискателю, претендующему на должность консультанта по продажам, необходимо выгодно описать профессиональные достижения, личные качества, которые заинтересуют работодателя. Правильно составленное резюме обратить на себя внимание, выгодно выделить кандидата среди других претендентов на должность. Если вы хотите строить карьеру в области продаж, планируете начать со ступени эдвайзера, укажите в разделе достижений:
- умение оказывать компетентные услуги по консультированию;
- способность заинтересовать собеседника;
- опыт в разрешении конфликтных ситуаций;
- грамотная, четко поставленная речь;
- знание нормативных актов, законов о торговле;
- навыки продаж сопутствующих товаров;
- умение довести сделку до конца, получив от клиента позитивный фидбэк;
- понимание основ мерчендайзинга, маркетинга.
В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога.
Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы связана не только с профессионально-личностными требованиями предъявляемые к психологам консультантам и проблеме качества профессиональной подготовки практического психолога, но и с вопросами личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируется его жизненная и мировоззренческие позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.
Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.
Предметом исследования является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.
Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является: изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.
В результате анализа данной работы, очевидно, что и личность, и профессиональная квалификация должны учитываться при оценке человека как практического психолога.
Для психолога особое значение приобретают профессионально важные личностные качества. Психолог является не только носителем психологических знаний. Психолога оценивают с позиции его соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. От личностной, жизненной, профессиональной успешности психолога зависит его убедительность, а также эффективность работы в целом.
В процессе профессионального становления и развития личностные качества психолога трансформируются под влиянием профессиональных требований. Профессиональный психолог не может поступать не адекватно ситуации. Профессиональная позиция наряду с профессиональными средствами деятельности наполнена и профессиональными, и личными качествами человека. Во многом личные и профессиональные качества психолога совпадают, разделение всегда условно. Личная позиция может выстраиваться на основе профессиональных знаний, умений. Необходимым же для эффективного функционирования является способность адекватно занимать и менять позиции в процессе любых видов деятельности.
Результаты исследования развитии профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии показывают, что психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого, для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности. Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента-психолога все еще остается малоизученным.
Таким образом, основой успешной профессиональной деятельности психолога, по моему мнению, является высокий уровень развития личности специалиста, который в свою очередь является условием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее дальнейшего развития.
Деловые и личные качества
Деловые качества работника – это его способность выполнять определенные трудовые обязанности. Самые важные из них – уровень образования и опыт работы. В выборе работника ориентируйтесь на пользу, которую он может принести вашей компании.
Личные качества характеризуют сотрудника как личность. Они становятся важны, когда у претендентов на одну должность деловые качества на одном уровне. Личные качества характеризуют отношение сотрудника к работе. Ориентируйтесь на самостоятельность: он не должен делать вашу работу, а со своей обязан справляться в полной мере.
Деловые качества | Личные качества |
Уровень образования | Аккуратность |
Специальность, квалификация | Активность |
Опыт работы, должности, которые занимал | Амбициозность |
Производительность труда | Бесконфликтность |
Аналитические способности | Быстрая реакция |
Быстрая адаптация к новым информационным системам | Вежливость |
Быстрая обучаемость | Внимательность |
Внимание к деталям | Дисциплинированность |
Гибкость мышления | Инициативность |
Готовность к сверхурочной работе | Исполнительность |
Грамотность | Коммуникабельность |
Математический склад ума | Максимализм |
Навыки взаимодействия с клиентами | Настойчивость |
Навыки делового общения | Находчивость |
Навыки планирования | Обаяние |
Навыки подготовки докладов | Организованность |
Ораторские способности | Ответственный подход к работе |
Организаторские способности | Порядочность |
Предприимчивость | Преданность |
Профессиональная честность | Принципиальность |
Скрупулезность | Пунктуальность |
Способность заниматься несколькими проектами одновременно | Решительность |
Способность быстро принимать решения | Самоконтроль |
Способность работать с большим количеством информации | Самокритичность |
Стратегическое мышление | Самостоятельность |
Стремление к самосовершенствованию | Скромность |
Творческое мышление | Стрессоустойчивость |
Умение вести переговоры/деловую переписку | Тактичность |
Умение договариваться | Терпеливость |
Умение излагать мысли | Требовательность |
Умение находить общий язык | Трудолюбие |
Умение обучать | Уверенность в себе |
Умение работать в команде | Уравновешенность |
Умение располагать людей к себе | Целеустремленность |
Умение убеждать | Честность |
Хорошие внешние данные | Энергичность |
Хорошая дикция | Энтузиазм |
Хорошая физическая форма | Этичность |
Под таким понятием подразумевают умение продавать товар или услугу в обмен на финансовые средства или другие товары и услуги. То есть, это способность убедить покупателя, что ему нужен именно этот и именно сейчас предложенный товар. Умение и навыки продавца напрямую связаны с его обязанностями и задачами. Что делает продавец, в общих чертах:
- консультирует потенциальных покупателей по вопросам ассортимента и особенностям товара или услуги;
- демонстрирует товары в эксплуатации, максимально раскрывает преимущества;
- помогает сделать выбор;
- убеждает сделать покупку;
- оформляет покупку и принимает оплату любыми способами, предусмотренными компанией – чек, квитанция, карта, наличные.