Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Условия господдержки при строительстве жилья меняются в Беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По данным выборочного обследования домашних хозяйств, проведенным Национальным статистическим комитетом в мае, более половины молодых семей недовольны своими жилищными условиями, и большинство из них собираются построить, купить или обменять жилье. Показательно, что сегодня в очереди на улучшение жилищных условий стоит около 370 тысяч молодых семей. Это – самая многочисленная категория.
Стать в очередь молодая семья может, если ни один из супругов не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и не является нанимателем жилья. Предусмотрена и социальная помощь молодым семьям: им положена одноразовая субсидия на строительство желанных квадратных метров. Она предоставляется местными властями еще до ввода дома в эксплуатацию.
Размер субсидии молодым семьям зависит от таких факторов как время нахождения в очереди и доход семьи. Долгое ожидание и низкий доход дают право претендовать на более весомую поддержку, но в каждом случае этот вопрос решается индивидуально. Подавать заявление о предоставлении такой помощи надо в местный исполком, организацию, где семья стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Льготные кредиты на строительство молодым семьям законодательно также предусмотрены, но лишь малообеспеченным и с двумя несовершеннолетними детьми. Однако сегодня ситуацию осложняет то, с сентября госбанки перестали выдавать льготные кредиты всем категориям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. И в Беларусбанке и в Белагропромбанке теперь предлагают кредиты исключительно на общих основаниях, по процентной ставке в 38,5% годовых. Такое решение было принято в связи с тем, что денежные средства необходимо направлять в первую очередь на реализацию государственной программы жилищного строительства.
Безналичные субсидии на ЖКХ и оплату коммунальных услуг в Беларуси
Жилищные субсидии в Беларуси представляют собой государственную помощь в виде перечисления денежных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по выставленному в квитанции счету.
Условия получения государственной финансовой помощи на суммы, начисленные за услуги в сфере ЖКХ:
- Сумма, выставленная в текущей квитанции, превышает 20 % от общего дохода всех членов семьи, живущих на одной территории в городе (или 15 % в селе). Учитываются все официальные доходы: заработная плата, студенческая стипендия, пенсионное пособие, социальные пособия, алименты, начисленные за последние три или шесть месяцев.
- Женщина находится в декрете, в том числе в период до трех лет.
Автоматически выдается белорусская субсидия одиноким неработающим пенсионерам и совершеннолетним жителям, имеющим инвалидность.
Перечисляется такой вид помощи нуждающимся гражданам на все виды обязательных услуг ЖКХ, в том числе следующие:
- Работу лифта.
- Освещение и санитарное обслуживание общедомовых площадей.
- Счета на капитальный ремонт.
В список возмещения расходов не входят виды обслуживания, прописанные в графе «Дополнительные услуги», или суммы, образованные в результате потребления ЖКУ сверх нормы. Они должны быть оплачены жителями в полном объеме самостоятельно.
В следующей квитанции после дня обращения, сформированной за ЖКУ, появится отдельная строка, где прописывается конкретная сумма, списанная со счета предоставленной субсидии. Дополнительно получателю направляется специальное извещение.
На что молодая семья может получить субсидию?
Субсидия дается на следующие цели:
- на покупку готовой квартиры;
- на оплату договора строительного подряда при строительстве жилого дома;
- на погашение последнего платежа по паевым взносам, если семья или один из супругов — член кооператива;
- на оплату первоначального взноса по ипотеке при покупке квартиры или строительстве дома;
- на оплату договора с уполномоченной организацией на покупку в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья;
- на погашение основной суммы долга и процентов по ипотеке (при этом пени и штрафы погасить нельзя);
- на покупку квартиры по договору участия в долевом строительстве при оплате через счет эскроу.
Кредиты молодым специалистам и молодым семьям: правила оформления
Жилищные субсидии в Беларуси представляют собой государственную помощь в виде перечисления денежных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по выставленному в квитанции счету.
Условия получения государственной финансовой помощи на суммы, начисленные за услуги в сфере ЖКХ:
- Сумма, выставленная в текущей квитанции, превышает 20 % от общего дохода всех членов семьи, живущих на одной территории в городе (или 15 % в селе). Учитываются все официальные доходы: заработная плата, студенческая стипендия, пенсионное пособие, социальные пособия, алименты, начисленные за последние три или шесть месяцев.
- Женщина находится в декрете, в том числе в период до трех лет.
Автоматически выдается белорусская субсидия одиноким неработающим пенсионерам и совершеннолетним жителям, имеющим инвалидность.
Перечисляется такой вид помощи нуждающимся гражданам на все виды обязательных услуг ЖКХ, в том числе следующие:
- Работу лифта.
- Освещение и санитарное обслуживание общедомовых площадей.
- Счета на капитальный ремонт.
В список возмещения расходов не входят виды обслуживания, прописанные в графе «Дополнительные услуги», или суммы, образованные в результате потребления ЖКУ сверх нормы. Они должны быть оплачены жителями в полном объеме самостоятельно.
В следующей квитанции после дня обращения, сформированной за ЖКУ, появится отдельная строка, где прописывается конкретная сумма, списанная со счета предоставленной субсидии. Дополнительно получателю направляется специальное извещение.
Заявителю, претендующему на приобретение, покупку жилья по программе государственного субсидирования, следует собрать документы, определяющие его материальное положение:
- Справку о начислении пенсии, студенческой стипендии, пособия.
- Выписку с банковских счетов.
- Выписки с коммунальных счетов, подлежащих оплате.
На основании самостоятельно представленных заявителем отчетов о его финансовом состоянии осуществляются проверки сведений сотрудниками государственных органов на их соответствие.
При совпадении информации для гражданина определяется размер субсидирования. Его расчет происходит на основании выводов местных органов самоуправления.
- Лица трудоспособного возраста, являющиеся безработными, но не зарегистрировавшиеся на городской бирже занятости.
- Жители, воспользовавшиеся услугой льготного кредитования в период после 01.01.2004 и нарушившие условия ее использования в виде просрочек по выплатам.
- Граждане, получившие субсидию.
- Белорусы, входящие в семью, одному из членов которой субсидия или кредит со льготными условиями уже выдан.
- Лица, получившие финансовую помощь от государства в виде субсидирования на уплату задолженности по полученному ранее кредиту.
В целом проект по начислению жилищных субсидий нуждающимся гражданам претерпел доработки. В результате расширился как перечень лиц, которым доступен такой вид поддержки, так и сумма финансирования в соответствии с показателями роста инфляции.
В 2021 году воспользоваться своим правом на субсидию смогут, по экспертным оценкам, около 10 % жителей Беларуси.
Оставляйте свои отзывы и личный опыт об оформлении различных субсидий в стране. Пусть люди знают правду, как обстоят дела на самом деле!
Узнайте из видео о том, как получить субсидию на открытие бизнеса безработному в Беларуси.
Многодетные семьи для улучшения своих жилищных условий имеют право на:
- • получение кредита на приобретение, строительство (реконструкцию) жилья, предоставляемого на льготных условиях;
- • получение субсидии на приобретение, строительство (реконструкцию) жилья;
- • использование семейного капитала на улучшение жилищных условий (в том числе досрочное);
- • бесплатное получение земельного участка для строительства жилого дома;
- • получение жилья социального пользования.
Льготный кредит, субсидия, финансовая помощь: какие меры поддержки предусмотрены?
Вышеуказанные категории граждан могут претендовать на внеочередное получение:
- льготного кредита на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений;
- субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений.
Кроме того, многодетным семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 23 лет, предоставляются:
- финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам, предоставленным открытым акционерным обществом «Сберегательный банк «Беларусбанк» на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, при условии наличия в многодетной семье троих и более детей, включенных в списки на получение льготного кредита, в возрасте до 23 лет на дату утверждения этих списков;
- субсидия на погашение основного долга по кредитам, выдаваемым банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений, при условии наличия в многодетной семье троих и более детей в возрасте до 23 лет на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами и субсидии на погашение основного долга по кредитам (заявления о включении в списки на получение субсидии на уплату части процентов за пользование кредитами и субсидии на погашение основного долга по кредитам).
Как получить помощь для малообеспеченных семей
- заявление об оказании адресной социальной помощи;
- документ, удостоверяющий личность заявителя, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве.
- социальная карта москвича (если вы претендуете на получение товаров длительного пользования);
- документ, содержащий сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, для признания его нуждающимся в социальном обслуживании;
- сведения о доходах гражданина и членов его семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих обращению о предоставлении социального обслуживания (за исключением сведений о размерах пенсий по инвалидности и (или) по старости, которые выплачиваются государственным учреждением — отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области).
- документ, подтверждающий личность представителя (в случае обращения представителя);
- документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае обращения представителя).
- единый жилищный документ;
- домовая книга / выписка из домовой книги;
- копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения;
- справка, выданная организацией, имеющей жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и так далее);
- иные документы, подтверждающие факт регистрации;
Лукашенко подписал указы о долевом строительстве и о господдержке при строительстве жилья
Александр Лукашенко подписал 10 декабря указы №474 «О государственной поддержке при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» и №473 «О долевом строительстве», сообщает пресс-служба президента.
Как отмечается в комментарии пресс-службы, указом «О государственной поддержке при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» увеличивается размер такой поддержки для некоторых категорий граждан. В отношении детей-сирот размер субсидии на погашение основного долга по коммерческим кредитам в соответствии с указом №240 увеличивается с 35% до 50%. Для малообеспеченных граждан, осуществляющих строительство жилья и трудовую деятельность в населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области, размер субсидии на уплату части процентов по коммерческим кредитам увеличивается на 4 процентных пункта. Кроме того, гражданам, воспитывающим детей-инвалидов, предоставляется право на получение субсидии на погашение 50% основного долга по коммерческим кредитам. Для многодетных семей, воспитывающих детей-инвалидов, устанавливается первоочередное право на получение государственной поддержки (как это предусмотрено для многодетных семей, воспитывающих четверых и более несовершеннолетних детей).
Кому?
Ежемесячное социальное пособие могут дать на период от 6 до 12 месяцев:
- одиноким инвалидам I и II групп;
- одиноким нетрудоспособным гражданам, достигшим возраста 70 лет;
- неполным семьям, в которых родитель осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
- семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, в которых оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы. А также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие;
- многодетным семьям.
В каких случаях семьми могут получить перерасчет
Многодетные семьи, воспитывающие 3-х несовершеннолетних детей, получившие финансовую помощь, теперь могут получить ее перерасчет при наличии в семье не менее четверых детей в возрасте до 23 лет, включенных в списки на получение льготного кредита. При этом все дети должны быть включены в списки на дату представления кредитополучателями (их супругами) документов Беларусбанку, необходимых для перерасчета помощи.
Многодетным семьям финансовая помощь государства оказывается в следующих размерах:
- при наличии трех несовершеннолетних детей — 75% от суммы задолженности по выданным кредитам;
- при наличии четверых и более несовершеннолетних детей — 100% от суммы задолженности по выданным кредитам.
Информация о финансовой поддержке, предоставляемой в погашение нельготных кредитов на приобретение (строительство) жилья
- Если один из супругов получал льготный кредит, одноразовую субсидию, в том числе безвозмездную финансовую помощь военнослужащим на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений – в оказании финансовой поддержки будет отказано.
- На момент подачи документов приобретенное (построенное) жилье должно быть оформлено в собственность (сведения об этом запрашиваются в БРТИ, услуга платная).
- Оба супруга должны быть зарегистрированы в приобретенном (построенном) жилом помещении.
- Финансовая поддержка предоставляется в связи с рождением, усыновлением или наличием одного и того же несовершеннолетнего ребенка (детей) только один раз.
ежемесячно равными долями — если сумма остатка задолженности по основному долгу и (или) процентам по кредитному договору (совокупная сумма задолженности по нескольким кредитным договорам) превышает сумму рассчитанной финансовой поддержки. Ежемесячное перечисление осуществляется в течение срока погашения основного долга по кредиту, установленного кредитным договором. Количество месяцев при этом считается с даты обращения до окончания срока действия кредитного договора . Изначально вынесенное решение о перечислении финансовой поддержки равными долями, при условии досрочного погашения кредита до суммы остатка поддержки, может быть пересмотрено для получения остатка суммы финансовой поддержки единовременно. Для этого заявитель подает в службу «Одно окно» администрации района г. Минска по месту вынесенного решения «О предоставлении финансовой поддержки государства» заявление установленного образца и прилагает копию кредитного договора на приобретение жилого помещения (либо выписку решения о предоставлении финансовой поддержки).
Подоходный налог в Республике Беларусь
- Полное освобождение от подоходного налога получают сотрудники бюджетных организаций, но только один раз в год на сумму выплаты для оздоровления. Размер этой суммы не определен.
- От подоходного освобождаются путевки для детей в оздоровительные учреждения, оплачиваемые организацией или предпринимателем. Ограничения: 954 руб. на одного ребенка один раз в год.
- От подоходного налога освобождены подарки в денежной и не денежной форме, на сумму не более 7 521 руб. в год.
- Не облагаются подоходным налогом суммы, полученные от нанимателя, но не являющиеся зарплатой: подарки, призы и пр., но не более чем на 2 272 руб. в год от одного источника. Это касается также пенсионеров, получающих названные блага от бывшего работодателя.
- Не начисляется подоходный налог на доходы от других организаций, в т. ч. подарки и пр., если их стоимость по каждому источнику не превышает 150 руб.
- Подоходный не взимается с платежей организации за работника по страховым услугам, в т.ч. медицинским, в сумме не более 3 890 руб. в год из одного источника.
- Не уплачивают подоходный с безвозмездной помощи на сумму не более 15 030 руб. в год из всех источников.
- Выплаты членам профсоюза от профсоюзной организации также не облагаются подоходным.
У индивидуальных предпринимателей расчет подоходного налога идет по особым правилам. Дело в том, что другим физическим лицам налог начисляют только на сумму, предназначенного для личного потребления. А доходом предпринимателя становятся все приходящие ему средства, в т.ч. деньги из коммерческого оборота. Другое отличие – ставка не в 13%, как прочих физлиц, а 16%. Однако у ИП есть возможность отнимать от налоговой базы понесенные в процессе деятельности расходы.
В разных странах используется прогрессивная (Германия, Франция, США, Китай и др.) либо плоская шкала подоходного налога (Россия, Латвия, Литва, Грузия и др.). При прогрессивной бедные иногда вовсе не платят налог или платят очень мало, а сумма подоходного налога для богатых может превышать половину дохода. Плоская шкала подоходного налога означает одинаковый для всех процент отчислений.
- 16% подоходного налога начисляется на доходы от основной деятельности индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, основание – подпункт 3.1 пункта 3 статьи 214 Налогового кодекса Республики Беларусь;
- 16% взимается от сумм превышения расходов над доходами – пп. 3.2, п. 3 ст. 214 НК РБ;
- 16% платят физические лица по доходам от незаконной предпринимательской деятельности – пп. 3.2, п. 3 ст. 214 НК РБ;
- 13% — основная ставка на все доходы физических лиц (в т.ч. наемных работников), кроме выше- и нижеперечисленных – п. 1 ст. 214 НК РБ;
- Увеличен размер подоходного налога с 9% до 13% для доходов, полученных физлицами по трудовым договорам от резидентов ПВТ, резидентов «Великого камня».
- 6% взимают с дивидендов, если в течение 3-х лет подряд не было распределения прибыли между отечественными получателями – п. 5 ст. 214 НК РБ;
- 4% назначают на суммы выигрышей полученных от юридических лиц Республики Беларусь (законно работающие казино, букмекерские конторы, лотереи) – п. 4 ст. 214 НК РБ;
- 0% платят по дивидендам, если прибыль не распределялась в течение 5 лет до этого – п. 6 ст. 214 НК РБ.
- С 1 до 2 базовых величин вырос сбор за осуществление ремесленной деятельности
На этом список льгот и вычетов по подоходному налогу не заканчивается. Полную информацию об этом можно найти в главе 18 Особенной части Налогового кодекса, а также в других регулирующих эту тему законодательных актах. Их довольно много, потому иногда лучше обратиться за консультацией к специалисту.
* Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115.
От подоходного налога освобождается безвозмездная (спонсорская) помощь, материальная или иная помощь, полученная плательщиками в связи с чрезвычайными ситуациями природного и (или) техногенного характера, при наличии документов, подтверждающих факт их свершения (п. 30 ст. 208 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Кто в 2022 сможет получить субсидии на строительство и покупку жилья в Беларуси
Нормативы общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются в размере 20 кв. метров (в г.
А именно – приобретение жилья в собственность путем строительства или на вторичном рынке, аренда жилья, развитие системы жилищных строительных сбережений, совершенствование механизмов ипотечного жилищного кредитования.
Заявителю, претендующему на приобретение, покупку жилья по программе государственного субсидирования, следует собрать документы, определяющие его материальное положение:
- Справку о начислении пенсии, студенческой стипендии, пособия.
- Выписку с банковских счетов.
- Выписки с коммунальных счетов, подлежащих оплате.
Затем следует обратиться в один из банков, осуществляющих выдачу кредитов на строительство (реконструкцию) жилья с использованием субсидий, для заключения кредитного договора.
К культурной деятельности относятся виды деятельности, определенные Перечнем услуг в сфере культуры, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 14.04.2011 № 145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации» (далее – Указ № 145);
- товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая оплату счетов за приобретенные и переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта (подп. 2.5.5 п. 2 ст. 115 НК).
Что касается самих нововведений, то в этом документе предусматривается предоставление права на внеочередное получение государственной поддержки тем гражданам, которые состоят на учете нуждающихся по месту жительства в областных центрах и белорусской столице, кто осуществляет строительство или приобретает жилье в населенных пунктах с численностью населения до 20 тысяч человек.
На данный момент, он продолжает свое действие в полном объеме только в отношении граждан, успевших по нему получить льготный кредит. Заключение же новых льготных договоров происходит исключительно при наличии свободных средств, объем которых с каждым годом снижается.
Правительством Беларуси создан специальный государственный фонд президента, предусматривающий возможность льготного кредитования или государственную субсидию для белорусских лауреатов конкурсов (выдающихся молодых людей, одаренных студентов), деятелей искусства или людей, которые внесли особый вклад в развитие страны.
Указ Президент РБ 491 30.12.2019 Об оказании единовременной материальной помощи
Льготный кредит или одноразовую субсидию вне очереди вправе получить трудоспособные совершеннолетние члены семьи нанимателя жилого помещения социального пользования в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющие во владении и пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 м2 и более (в г. Минске — 10 м2 и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, — в течение срока действия заключенного с одним из них договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда;[∗] подпункты 1.1, 1.2 и 1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»
Для указанной категории граждан льготный кредит предоставляется вне очереди под 20 % годовых от ставки рефинансирования (но не меньше 5 % готовых) на срок до 20 лет. Данная категория граждан имеет право получить либо льготный кредит, либо субсидию по своему выбору.[∗]подпункты 1.2, 1.3 и 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»
Льготный кредит и одноразовую субсидию вне очереди вправе получить малообеспеченные, стоящие в очереди на жильё граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы.[∗] подпункты 1.1, 1.2 и 1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»
Для указанной категории граждан льготный кредит предоставляется вне очереди под 20 % годовых от ставки рефинансирования (но не меньше 5 % готовых) на срок до 20 лет. Данная категория граждан имеет право на совместное использование льготного кредита и субсидии.[∗]подпункты 1.2, 1.3 и 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»
Льготный кредит и одноразовую субсидию вне очереди вправе получить малообеспеченные, стоящие в очереди на жильё граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями.[∗] подпункты 1.1, 1.2 и 1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»
Для указанной категории граждан льготный кредит предоставляется вне очереди под 20 % годовых от ставки рефинансирования (но не меньше 5 % готовых) на срок до 20 лет. Данная категория граждан имеет право на совместное использование льготного кредита и субсидии.[∗]подпункты 1.2, 1.3 и 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»
Помощь от государства выделяется целенаправленно. Сейчас субсидии можно получить на:
- Строительство (реконструкцию) или приобретение жилья (Указ Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13)
- Уплату процентов кредита по жилью (Указ Президента Республики Беларусь № 240 от 4 июля 2017 года)
- Погашение части основного долга по кредиту на жилье (Указ Президента Республики Беларусь №240, Указ Президента Республики Беларусь №474).
- Воспитание детей (Указ Президента Республики Беларусь от 18.09.2019 № 345).
- Оплату ЖКУ (Указ Президента Республики Беларусь №322)
- На организацию предпринимательской деятельности (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008г. № 342 (с учетом изменений и дополнений от 22.10.2016 № 856)
Теоретически такая субсидия есть, но фактически субсидии по Указу №13 в настоящее время выдаются «только при наличии свободных средств» (читай – не выдаются). Уже заключенные договоры продолжают действовать, но с 2018 года практически вся поддержка в виде субсидий на жилье будет предоставляться согласно Указу №240.
Порядок предоставления безвозмездной спонсорской помощи
Согласно п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (в ред. от 31.12.2013; далее — Инструкция № 102), в бухгалтерском учете стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ, оказанных услуг, переданных безвозмездно, включается в состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»).
В состав расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы», включается стоимость инвестиционных активов, переданных безвозмездно (п. 14 Инструкции № 102).
Пример 1
Организация оказала спонсорскую помощь футбольному клубу, выступающему в высшей лиге чемпионата Республики Беларусь, путем перечисления 100 000 000 руб. и передачи спорттоваров, учетная стоимость которых равна 25 000 000 руб. Отражение этого в бухгалтерском учете представлено в табл. 1.
Предоставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя — от 20 до 50 базовых величин (п. 1 ст. 23.84 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
27 августа 2020 г. вступает в силу Декрет Президента Республики Беларусь «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 3), в соответствии с которым Декрет Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 5) признается утратившим силу.
Декретом № 3:
расширяются действующие согласно Декрету № 5 понятия:
► иностранная безвозмездная помощь (далее – помощь)
Так, в соответствии с пунктом 5 приложения к Декрету № 3 к помощи относятся не только товары и денежные средства, поступившие от иностранных отправителей, но и товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные) за счет указанных денежных средств на территории Республики Беларусь;
►нецелевое использования помощи
Так, согласно пункту 7 приложения к Декрету № 3 нецелевым использованием помощи признается не только установленное в Декрете № 5 использование помощи на цели, не предусмотренные в плане целевого использования помощи (далее – план), но и в размерах, не предусмотренных в плане, а также перечисление (выдача), передача помощи вторичным (последующим) получателям, не указанным в таком плане;
►изменяется понятие получателей помощи
Получателями иностранной безвозмездной помощи признаются только те лица, которые непосредственно получили помощь от отправителей. При этом вводится понятие «вторичные (последующие) получатели» – лица, которые получили помощь от получателей (вторичных получателей).
Декретом № 3 устанавливается новый порядок принятия решений об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин).
Так, в соответствии с пунктом 9 Декрета № 3 право освобождать от налогов, сборов (пошлин) помощь, направляемую на социально значимые цели, предусмотренные в абзацах втором – тринадцатом части первой пункта 1 Декрета № 3, предоставляется Управлению делами Президента Республики Беларусь.
В иных случаях освобождение помощи от налогов, сборов (пошлин) может осуществляться по решению Межведомственной комиссии по вопросам иностранной безвозмездной помощи (далее – Межведомственная комиссия), в состав которой включаются Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Управляющий делами Президента Республики Беларусь.
При этом Межведомственная комиссия наделяется также правом на принятие решений об определении целей использования помощи (абзац пятнадцатый части первой пункта 1 Декрета № 3).
Пунктом 4 Декрета № 3 предусматривается возможность обращения физических лиц за освобождением от подоходного налога без учета категории, к которой они относятся.
Решение об освобождении полученной физическими лицами помощи от налога принимается Межведомственной комиссией.
В соответствии с пунктом 10 Декрета № 3 обязательным условием для освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин) независимо от целей ее использования является заключение компетентного органа.
Кроме того пунктом 19 Декрета № 3 закрепляется обязанность государственных органов, выдавших заключение, проводить анализ достижения ожидаемой экономической или социальной эффективности использования помощи.
С учетом изменения понятия «иностранная безвозмездная помощь» уточняется налоговая база, освобождаемая от налогообложения.
Предусматривается возможность освобождения от налогов товаров (работ, услуг), приобретаемых (выполняемых, оказываемых) за счет средств помощи.
Так, помимо возможности освобождения получателя от налога на добавленную стоимость (далее – НДС) при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, полученных в качестве помощи, в соответствии с пунктом 11 Декрета могут освобождаться от НДС операции, совершаемые как получателем помощи, так и вторичным (последующим) получателем:
по дальнейшей безвозмездной передаче помощи в виде товаров, ввезенных получателем помощи на территорию Республики Беларусь
с освобождением от НДС;
по безвозмездной передаче товаров (имущества) работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств подлежащих регистрации в качестве помощи и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин). При этом положения пункта 15 статьи 133 Налогового кодекса Республики Беларусь получателем помощи (вторичным (последующим) получателем) не применяются.
Пунктом 11 Декрета установлено, что помощь может освобождаться от налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения:
- Пониженные ставки земельного налога или его неуплата на установленный срок;
- Освобождение от оплаты аренды участка под крестьянское или фермерское хозяйство;
- Возможность не оплачивать регистрационный сбор при осуществлении предпринимательства;
- Возврат оплаченных за детский сад сумм от 20 до 70% в зависимости от количества детей.
Для получения права на досрочную пенсию, мать должна родить 5 детей и воспитать их до 8 лет либо родить двоих, но стаж при этом увеличивается на 5 лет, а трудовая деятельность должна была осуществляться на Крайнем Севере. Внимание! В октябре 2020 г. был одобрен закон о предоставлении многодетным родителям новых трудовых льгот в виде права первоочередного выбора времени фактического получения отпуска. Ключевое условие: детей в семье должно быть не меньше 3-х и возраст каждого из них — младше 12 лет.
Материальная помощь, не облагаемая налогом в 2022 году
Имейте в виду, что лимит установлен для материальной помощи по всем подобным основаниям. Допустим, работнику в течение 2022 года была выплачена материальная помощь к отпуску в размере 2022 руб., а также материальная помощь в связи с его бракосочетанием в размере 3000 руб. То есть работнику была оказана материальная помощь на общую сумму 5000 руб. (2022 руб. + 3000 руб.). Материальная помощь, не облагаемая налогом в 2022 году, как мы сказали выше, составляет 4000 руб. Соответственно, с 1000 руб. (5000 руб. – 4000 руб.) нужно начислить НДФЛ и взносы.
Нередко работодатели оказывают работникам различную материальную помощь, например, в связи с рождением ребенка. Давайте рассмотрим основные виды материальной помощи, выплачиваемой работникам, и разберемся, нужно ли облагать ее НДФЛ и страховыми взносами.
Налоги-2022: обзор изменений в законодательстве
- По договорам, в которых сумма обязательств выражена в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте, выручка считается выраженной в белорусских рублях начиная с даты определения в соответствии с законодательством или соглашением сторон подлежащей оплате суммы в белорусских рублях и в дальнейшем не пересчитывается.
- Датой отражения выручки от выполнения работ, оказания услуг признается дата ее признания в бухгалтерском учете (постановление Минфина Республики Беларусь от 08.08.2022 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций»).
- При реализации товаров по розничным ценам в розничной торговле и (или) общественном питании с использованием кассового оборудования, осуществляемой в течение смены, начинающейся в один календарный день и заканчивающейся на другой календарный день, датой отгрузки товаров, реализованных на другой календарный день, является дата открытия этой смены, отражаемая в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), формируемом таким кассовым оборудованием (п. 3 ст. 121 Налогового кодекса Республики Беларусь).
- Днем передачи имущественных прав по выбору плательщика признается: