Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самозанятым упростили условия работы в такси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Второй вариант получения легальной работы в такси для гражданина, если он не является ИП и не может оформить лицензию на себя в установленном порядке — заключение договора с таксомоторной компанией. Он может работать на нее по трудовому договору как обычный наемный сотрудник (уплачивая 13% НДФЛ с заработка), или как самозанятый — но только по гражданско-правовому соглашению. В обоих случаях возможна работа на машине, принадлежащей самому физлицу. Но, поскольку лицензию на такси человек, не имея статуса ИП, оформить не сможет, он «делегирует» право на ее оформление работодателю, предоставляя (по отдельному договору) свою машину ему в аренду.
Лицензия на такси самозанятого без статуса ИП
Рассмотрим, как работает лицензия такси для самозанятых, пользующихся услугами одного из крупнейших агрегаторов таксомоторных услуг — Яндекс.Такси.
Нормативно-правовая база
Деятельность самозанятых граждан регулирует закон №422-ФЗ. Этот нормативный акт «обкатывается» пока в четырех регионах РФ и позволяет представителям микробизнеса не открывать ИП или ООО, но регистрироваться в качестве налогоплательщиков, платить налоги и пользоваться социальными услугами от государства.
Деятельность по перевозке людей регулируется Федеральным законом № 69-ФЗ (в 2019 году ожидается внесение в него существенных изменений). Этот закон в быту носит название «Закона о такси», хотя по сути он таковым не является. Этот правовой акт вносит поправки в другие законы и акты, но эти поправки коренным образом изменяют существовавшую ранее сферу деятельности таксомоторных предприятий.
Статья 9 является по сути отдельным законом, регулирующим правила организации перевозок пассажиров легковым транспортом. В этой статье регламентируется:
- необходимость и порядок получения разрешений на такси;
- требования к автомобилям, перевозящим людей;
- контроль над организацией таксомоторных перевозок со стороны госорганов.
Как получить лицензию на такси самозанятому
Компании по индивидуальным перевозкам пассажиров заполонили современный рынок. Практически все активные пользователи такси вызывают машину заранее по номеру телефона или, что гораздо удобнее с помощью специального приложения, которое имеется у большинства служб. Время, когда на ж/д и автовокзалах, чтобы доехать до места назначения с тяжелыми сумками или в незнакомом городе, от безысходности приходилось пользоваться услугами местных частных извозчиков. Те, кто попадал в такие ситуации, безусловно помнят насколько дорогим являлось такое удовольствие.
Службы такси, благодаря удобной быстрой подаче и относительно низким ценам буквально вытиснули самозанятых граждан. Большинство из них оперативно сориентировались и стали работать с помощью крупнейших фирм (к примеру: Яндекс.Такси). Однако, если водитель не числиться как официально устроенное лицо, он не теряет свой статус самозанятого. В связи с новыми поправками в законе относительно индивидуальных перевозок пассажиров, гражданин с таким статусом обязан иметь лицензию на свою деятельность.
Какие налоги нужно оплачивать
В соответствии с законом, самозанятые перевозчики должны уплачивать налог с получаемого дохода. Если его нет, то и платить не придется.
По индивидуальным заказам, а также при оплате наличными или через терминал вычет составит 4 %. При оформлении поездок для организаций или компаний налог будет 6 %. Уменьшить выплаты можно, оформив налоговый вычет.
Таким образом, с введением в действие закона о самозанятости население получило возможность легально заниматься предпринимательской деятельностью, оплачивая минимальный налог. Что касается такси, то этот вопрос очень долго был камнем преткновения. Благодаря тому же закону многие проблемы были решены, и водители без проблем занимаются частной деятельностью, просто пройдя регистрацию в качестве самозанятого и получив лицензию.
Как самозанятому работать в такси в 2021 году?
У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.
-
Работа в таксопарке
По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.
-
Сотрудничество напрямую с агрегатором
При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.
При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.
-
Поиск заказов самостоятельно
Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.
Как получить лицензию на такси в 2021-2022 году в Москве, Московской области и регионах России?
Водитель такси имеет право оказывать услуги клиентам только при условии наличия на руках специального разрешения. Оно оформляется на каждое авто и называется лицензией. Наша команда подготовила для вас актуальную информацию по таким важным вопросам:
- стоимость разрешения и особенности его оперативного получения;
- требования к таксистам;
- условия аннулирования разрешения;
- штрафные санкции за незаконную перевозку людей и пр.
Статья будет полезна тем, у кого в планах заняться пассажирскими перевозками, доставкой грузов и есть желание быстро получить разрешение на такси в Москве и Московской области, в любом другом регионе РФ. При ее подготовке мы руководствовались заботой о читателях и основным принципом: «Проинформирован — значит вооружен».
- Перевозки людей, домашних животных и мелкого багажа с целью получения прибыли предусматривают наличие у водителя специального разрешения. В нем будут указаны данные учреждения, в котором работает таксист, марка легкового автомобиля, его государственный номер. Информация о водителе не обозначается.
- Если владелец автомобиля намерен заниматься частными пассажирскими перевозками или же желает наладить сотрудничество с агрегатором, оформление разрешения ложится на его плечи. За сотрудников таксопарков и компаний по предоставлению услуг по перевозке все этапы регистрации проходит организация-работодатель.
Выдачей разрешений занимаются органы исполнительной власти в вашем регионе. К примеру, в городах Московской области за это отвечает областное представительство Министерства транспорта РФ. Столичные таксисты обычно обращаются к сотрудникам Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
Полученная лицензия на такси в Москве актуальна в МО и Подмосковье. С разрешением, выданным органами Московской области, можно спокойно работать таксистом в столице. Совершенно неважно, где вы получили лицензию, срок ее действия составляет 5 лет. Далее нужно будет повторить процедуру.
Сумма, которую придется заплатить за лицензию на такси, незначительная, и она обычно указывается на сайтах соответствующих государственных органов. Информация для сравнения:
- в населенных пунктах Республики Марий Эл (Приволжский федеральный округ) лицензия стоит 1000 рублей; тем, кому нужен дубликат, придется приготовить еще 300 рублей;
- таксисты городов Алтайского края (Сибирский федеральный округ) платят за возможность работать официально по 300 рублей;
- цена лицензии в Москве и Подмосковье составляет 0 рублей.
Указанные цифры актуальны в том случае, если вы занимаетесь сбором документов и оформлением сами. Если же воспользоваться услугами коммерческих фирм, стоимость существенно вырастет.
Например, за минимальный набор услуг такой помощник в Москве возьмет от 2000 рублей.
При необходимости оформления ИП, открытия счета в банке, создания цифровой подписи, оборудования транспортного средства оплата за получение лицензии может увеличиться до 12 000 рублей.
Чтобы сэкономить, лучше пройти процедуру регистрации самостоятельно. Если же вы не хотите вникать в организационно-юридические тонкости процедуры или у вас нет времени на это, тогда без помощника не обойтись.
Купить лицензию на такси даже при огромном желании может далеко не каждый. Перед тем, как собирать документы на оформление, желательно ознакомиться с основными требованиями. Они предъявляются и к авто, и к водителю. Найти их можно в 16 пункте 9 статьи ФЗ №69 «О внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации».
Какой автомобиль допускается в службу такси:
- цвет кузова машины прописывается в конкретном регионе, но самые популярные варианты — желтый или белый;
- на крыше авто нужно установить оранжевый фонарь, а на кузове по бокам должен находиться контрастный шашечный пояс;
- если стоимость услуги определяется по длительности поездки, внутри устанавливается таксометр — так называемый «счетчик цены».
Власти столицы РФ руководствуются законом №22 от 11 июня 2008 года «О легковом такси в городе Москве». Главное требование заключается в том, чтобы автомобиль имел кузов, окрашенный исключительно в желтый цвет.
Руководствуясь рекомендациями Роспотребнадзора и положениями закона №2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей», водитель обязан разместить внутри салона на передней панели такой набор информации:
- название компании-перевозчика (допустимо как полное, так и сокращенное название);
- визитку водителя с четкой качественной фотографией;
- финансовые условия передвижения на такси (за что и сколько берется денег);
- контакты органа, контролирующего пассажирские перевозки.
Клиент может попросить водителя предоставить детальные правила пользования конкретным авто. При отказе можно в тот же день подать жалобу
Основные требования к водителю такси:
- наличие водительского удостоверения;
- минимальный стаж — 3 года;
- российское гражданство (исключение из правила — граждане государств, в которых русский язык является официальным, и он закреплен на законодательном уровне).
Получить лицензию на такси могут не только ИП, но и организации — представители мелкого и среднего бизнеса, к ним также предъявляются свои требования. Например, компания, осуществляющая пассажирские перевозки, должна следить за состоянием машины, которая выходит на линию. В основные задачи входят мелкий и капитальный ремонт, техническое обслуживание.
На полную исправность авто указывает специальное обозначение в путевом листе — документе контроля работы транспортного средства. Этот лист нужен каждому автомобилю, который выходит на маршрут. Через 6 месяцев эксплуатации потребуется комплексный осмотр автомобиля.
Также организация обязуется проводить предрейсовые осмотры водителей в плане состояния здоровья. Игнорирование этого требования приведет к тому, что лицензия будет отозвана. Как в Москве, так и далеко за пределами столицы, таксопарки регулярно лишаются разрешения именно из-за того, что у их сотрудников нет свежего медосмотра.
Можно ли оформить лицензию на такси самозанятым без оформления ИП?
Перевозка пассажиров автомобильным транспортом содержится в перечне услуг, которые могут оказывать населению самозанятые граждане. Для этого нет необходимости регистрировать ИП. Процедура получения статуса очень простая: устанавливается на смартфон приложение «Мой налог», через него подается заявление в налоговый орган.
Самозанятые освобождены от налоговой отчетности (они фиксируют чеки в приложении, налог рассчитывается автоматически), страховые взносы на ОПС и ОМС вправе уплачивать по своему желанию. Налог составляет 4 %, если услуга оказана физическому лицу, или 6 %, если юридическому.
Но оказание услуг по перевозке пассажиров регулируется нормативными актами, обязывающими получение соответствующей лицензии. Требования по лицензированию пассажироперевозок устанавливают необходимость регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Самозанятый гражданин не сможет получить такое разрешение. В этом случае можно сначала оформить ИП на УСН, получить разрешение, а потом закрыть ИП и перейти на НПД.
Как получить лицензию такси самозанятому населению
Для того чтобы самозанятый в такси получил лицензию, необходимо изначально позаботиться о внешнем виде и оснащении своего автомобиля. Для разных регионов действуют разные правила оформления транспортного средства, но лицензия такси для самозанятых в Москве подразумевает необходимость окрашивания автомобиля в желтый цвет с характерными шашечками. В Московской области цвет авто должен быть указан в СТС (белый+желтый+cерый). В салоне машины должно находиться специальное оборудование, чтобы иметь возможность не только принимать заказы, а и рассчитывать их стоимость согласно действующим тарифам. При этом водитель должен обладать необходимым стажем вождения, что является одним из обязательных условий получения разрешения.
После того, как авто будет подготовлено, необходимо получить статус ИП в налоговой, а затем сменить форму налогообложения на НПД. Важно отметить, что статус самозанятого дает возможность не оплачивать отчисления в пенсионный фонд, но по факту таксист будет продолжать свою деятельность на легальной основе. При регистрации в системе и консультации с менеджерами оговаривается, что для Яндекс такси для самозанятых нужна лицензия.
Картина следующая: по закону, НПД и легальное занятие пассажирскими перевозками друг с другом не монтируются, на практике же, как суслик из анекдота — «а они есть». То есть агрегаторы в открытую предлагают сотрудничество самозанятым гражданам, однозначно понимая, что это нарушение. Но по общему молчаливому согласию закрывают глаза, причем все: и водители, и сервисы, и государство.
Пока система работает и дает заработать другим; отзывы о самозанятых в Яндекс.Такси и у других посредников разные: кто-то доволен сотрудничеством, кто-то — нет. Но и тем, и другим важно понимать: это очень условная, ситуативная легализация. И если завтра государство решит навести в ней порядок, останется только гадать, как это наведение будет выглядеть.
Когда лицензия может быть аннулирована?
Лицензия аннулируется, если водитель или автомобиль не соответствуют установленным требованиям. Предписание на устранение нарушений оформляет сотрудник ГИБДД (или МАДИ).
Выявленные нарушения необходимо устранить за определенный срок (на это отводится не больше месяца) и обратиться в подразделение, представитель которого оформил предписание.
Разрешение может быть аннулировано только по решению суда. Такое бывает в следующих ситуациях:
- Повторное нарушение требований к автомобилю;
- Стаж вождения таксиста составляет менее трёх лет;
- Таксист устроил ДТП, в результате которого погибли люди (или получили тяжелые травмы).
Размер штрафа за отсутствие лицензии (разрешения) на такси
За нелегальную работу такси предусмотрены штрафы:
- для физических лиц — от двух до двух с половиной тысяч рублей.
- для должностных лиц — от четырёх до пяти тысяч рублей.
- для юридических лиц — от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Требования к работе легковых такси
Разрешение на применение авто как такси выдадут, если оно отвечает определенным условиям:
- Если лицензия выдана после 1.07.2013 года, у автомобиля должен быть желтый кузов.
-
На боках или кузове нарисована разметка в виде квадратиков, выстроенных в шахматном соотношении. Квадраты должны быть контрастного цвета.
-
Крыша автомобиля «украшается» опознавательным фонарем в оранжевом цвете.
-
Обязательно наличие таксометра. Плата за проезд определяется по таксометру. На нем установлен специальный тариф. Плата зависит от расстояния, что проехал автомобиль, и времени, которое у него это заняло.
Помимо правильного внешнего вида и таксометра важно наличие таблички с определенной информацией в салоне:
- Наименование перевозчика. Можно использовать полную или сокращенную информацию.
-
Расценки за услуги.
-
Визитка водителя с его фото.
-
Контакты органов, что ведут контроль, за правильной перевозкой пассажиров.
Может ли ИП оформить самозанятость
Самозанятые и ИП отличаются по таким критериям:
- лимиты по годовому доходу. У индивидуальных предпринимателей их нет;
- наемный персонал. ИП, который работает на ОСНО, может нанимать неограниченное количество сотрудников. На других режимах есть ограничения. Самозанятым же привлекать работников запрещено;
- регистрация. ИП занимается официальным оформлением в ФНС. Самозанятость оформляется за несколько минут в приложении для смартфона;
- налоговая ставка. Индивидуальные предприниматели платят больше налогов: от 6 до 15% в зависимости от режима;
- страховые взносы. ИП делает их обязательно, самозанятые – добровольно;
- отчетность. На разных режимах предприниматели сдают годовую или квартальную отчетность. Плательщики НПД ее не сдают вообще.
Плюсы и минусы перевозки пассажиров
Такси включает в суть своего действия не только услуги по транспортировке людей. Также туда относится и перевозка небольшого по размеру груза. Само дело причисляют к разделу общественного транспорта. Схема работы с потребителем — проста. Оплачивается по факту выполненный заказ по стоимости изначального расчёта, либо же по накрутке счётчика. Внутренний регламент — у каждой фирмы свой, однако общее для всех правило — автомобиль, задействованный в перевозке должен обязательно пройти ТО и соответствовать нормам безопасности.
Существует и разделение транспорта на бюджетный, средний и люксовый классы. И услуги варьируются также исходя из этого фактора. Помимо стандартного извоза можно встретить специализированные варианты, например, такси для инвалидов. В таком случае такси дополнительно оснащается или укомплектовывается необходимыми средствами.
Есть те, кто работают с координаторами-диспетчерами, а также те, кто пользуются только GPS-навигаторами и ПО фирмы, которое автоматически рассчитывает стоимость поездки по километражу и простоям. У каждого предпринимателя свой подход.
Но посмотрим, какие основные достоинства и недостатки этого вида бизнеса можно выделить.
Преимущества и недостатки
Для самозанятых таксистов существуют следующие плюсы:
- самозанятые предприниматели освобождены от уплаты НДС;
- в течение времени, когда гражданин применяет самозанятость, он не платит за себя страховые взносы;
- низкая ставка НДС в размере 4% или 6%, которая зависит от статуса клиентов, которым оказываются услуги.
Минусы состоят в следующем:
- ИП, которые применяют упрощенку, в течение первых 2 лет после регистрации вправе воспользоваться такой возможностью как налоговые каникулы, введенные в некоторых регионах. Самозанятым также предоставляются определенные бонусы, но полностью от налогов они не освобождаются;
- Предприниматели, которые не являются самозанятыми, вынуждены платить за себя страховые взносы, чтобы получить требуемый для выхода на пенсию стаж. В общем случае период самозанятости не засчитывается в пенсионный стаж.
Практически каждый человек мечтает о собственном деле, которое будет не только приносить удовольствие, но и доход. Такси – одна из таких сфер деятельности, в которой можно реализовать себя. В первую очередь, преимущество такой работы в том, что она не требует больший первоначальных вложений помимо автомобиля, который имеется на данный момент практически у каждого гражданина. Желающему получить лицензию на такой вид деятельности следует лишь разработать и придерживаться четкого плана действий, чтобы процедура прошла успешно и быстро.
Источник: «Юридическая азбука»
Распечатать Спросить юриста
Теги по теме работа самозанятые