Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как платить налоги: что нужно знать типичному россиянину». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В профессиональной литературе доходом называют увеличение экономической выгоды, которое приводит к росту капитала бизнеса. Такая выгода возникает в результате поступления в компанию активов (денег, имущества), а также вследствие погашения ею своих обязательств (уплаты долгов).
Выручкой считается сумма денежных средств, поступившая за реализацию продукции или товара, за произведённые работы либо оказанные услуги в рамках основной деятельности компании. Отличается выручка от дохода тем, что она является лишь его составной частью, хотя и значительной, а зачастую – единственной.
В приведённом выше примере выручка – это основная часть дохода ИП в сумме 2 млн рублей, полученная от реализации мебели.
Теперь, когда мы разобрались, что такое доход и выручка, можно вывести такую формулу:
Доход = Выручка от реализации + Внереализационные доходы.
✐ Пример ▼
Ещё раз вернёмся к июльским доходам ИП Смирнова. Теперь мы можем сказать, что они состоят из:
- выручки в сумме 2 млн рублей (за мебель);
- внереализационных доходов в сумме 110 тыс. рублей (арендная плата + штраф).
Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения
Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.
НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,
Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.
Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.
Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.
Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества
Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10
Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.
Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.
С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.
В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.
Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.
Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.
Основное, что нужно понять, спрашивая о вариантах дохода – критерии оценки могут быть разными, а соответственно и классификация будет не одна.
Виды по тем, кто доход получает:
- Государственные. Такие доходы идут в бюджет страны. Источники – все возможные.
- Доходы компании. Поступления могут быть как в виде финансов, так и в виде имущественных доходов.
- Доходы от торговой деятельности. Здесь объяснять не нужно. Средства от продажи чего-либо. Получает продавец.
- Доходы населения. Те, что получают граждане в финансовом эквиваленте. Это может быть и заработная плата, стипендиальные выплаты, пособия и так далее.
- Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
- Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
- Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
- Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
- В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
- Налог можно платить помесячно или поквартально.
- Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
-
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
-
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
М – П. Макрорегулирование – Процесс бюджетный
Макрорегулирование (макроэкономическая политика) – это процесс, суть которого заключается в осуществлении посредством основных экономических инструментов таких как бюджетно-налоговая денежная политика.
Бюджетно-налоговая политика проводится в основном Правительством РФ, а кредитно-денежная – Банком РФ.
Маркетинг – это система, которая занимается управлением деятельностью предприятия по разработке, производству и сбыту продукции или предоставлению услуг на базе исследований рынка и активного влияния на спрос потребителей.
Менеджмент финансовый – 1. Процесс управления денежным оборотом, созданием и применением финансовых ресурсов предприятия. 2. Система форм, методов и приёмов, посредством которой происходит управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.
Механизм финансовый – совокупность форм, которые характерны финансовым отношениям организации, а также методов становления и применения финансовых ресурсов, применяемых в обществе для создания благоприятной атмосферы экономического и социального развития.
Согласно структуре финансовой системы, финансовый механизм делится на финансовый механизм предприятия, страховой механизм, бюджетный механизм и т.д. Для каждого из этих механизмов характерны следующие звенья: мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и пр.
Налог – это вид обязательного индивидуально-безвозмездного платежа, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств для обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налог адвалорный – это вид налога, который исчисляется по процентным ставкам к таможенной стоимости товаров или стоимостной оценке услуг, которые могут быть перемещены через границу.
Налоги косвенные – это разновидность налогов, которые взимаются в качестве надбавки к цене товара.
Налоги региональные – это налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие согласно НК РФ и законам субъектов РФ на соответствующих территориях.
Налоги федеральные – это налоги и сборы, которые устанавливаются согласно НК РФ и обязательны к уплате по всей территории РФ.
Налогообложение – это процесс, который подразумевает установление и взимание налогов в стране, определение их видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц согласно правилам и законам существующей и действующей налоговой политике, а также её принципам их установления.
Налогообложение двойное – это обложение одного и того же объекта налогом несколько раз.
Двойное налогообложение может быть реализовано при взимании налогов разными государствами, если между данными государствами не существует налогового соглашения, а также при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других ситуациях.
Нарушение правил учёта доходов, расходов и объектов налогообложения грубое – это выражается в отсутствии первичных документов, регистров бухгалтерского учёта, систематическое несвоевременное или неверное отражение на счетах бухгалтерского учёта и в отчетных документах по хозяйственным операциям, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений, которые были сделаны налогоплательщиком.
Наценка торговая – это доля розничной цены товара, которая даёт возможность возместить текущие затраты и получить прибыль розничными предприятиям торговли.
Недоимка – сумма налога или сумма сбора, которая не была уплачена в установленный законодательством срок согласно НК РФ.
Недоимка безнадёжная – это такая задолженность, которая числится за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскать которые оказалось невозможно по некоторым причинам экономического, социального или юридического характера.
Недра – такая часть земной коры, которая располагается ниже почвенного слоя, а если он отсутствует, до ниже дна водоёмов и водостоков, располагающаяся вниз до глубины, которые постижимы геологическому исследованию и освоению.
Нерезидент – 1. Юридическое лицо, которое действует в данной стране, при этом зарегистрировано в качестве субъекта хозяйствования в другой стране. 2. Физическое лицо, которое действует в стране, в которой постоянно не проживает.
Для нерезидентов устанавливаются особые правила налогообложения.
Номинал – это номинальная или основная стоимость, которой обозначается акция, облигация или вексель, а также данная информация может быть указана на купоне, банкноте или ином инструменте.
Норма амортизации – это процент от стоимости основного капитала, который каждый год включается в себестоимость произведённой продукции.
Норматив минимальной бюджетной обеспеченности – это расчётный показатель потребности, в которой минимально нуждается один житель муниципального образования по текущим расходам.
Носитель налога – это физическое или юридическое лицо, которое обязано уплачивать налог из собственных средств.
Обеспечение воспроизводственного процесса финансовое – это покрытие затрат посредством финансовых ресурсов, которые аккумулируются субъектами хозяйствования и государством.
Обеспеченность бюджетная минимальная – это нижняя граница допустимости стоимости государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, которые представлены органами государственной власти или местного самоуправления с расчётом на душу населения за средства соответствующих бюджетов.
Обеспеченность кредита – это разновидности и формы обязательств, которые гарантирует заёмщик перед кредитом банку, направленные на создание мнения о возможности возмещения заёмных средств в случае если сам заёмщик их вернуть не сможет.
Облигации – это вид ценных бумаг, которые приносят конкретный доход в форме процентов.
Выпуском облигаций занимаются государственные органы с целью покрытия дефицита в бюджете, а также общества акционеров для мобилизации капитала. На облигациях содержится информация о сроке их погашения.
Облигации государственные краткосрочные бескупонные – государственные ценные бумаги, выпуск которых происходит сроком на 3, 6, 12 и более месяцев, основной целью которых является покрытие дефицита федерального бюджета, а также других операций, которые могут быть размещены среди юридических лиц и иностранных инвесторов.
Облигации государственных займов – это ценные бумаги кратко- и долгосрочного характера, которые выпускаются Министерством финансов РФ с целью привлечения внимания инвесторов к стране и к выполнению обязанностей и функций государством.
Облигации сберегательного займа – государственные ценные бумаги, которые выпускаются с целью привлечения средств инвесторов, но их основная функция – размещение среди населения.
Обновление фондов – это процесс, который подразумевает выбытие и замену фондов посредством прежних или новых технологических основах.
Оборачиваемость оборотных средств – это показатель эффективности применения оборотных средств.
Р – Т. Работа – Требование платёжное
Работа – это вид деятельности, чьи результаты приносят материальное выражения и могут реализовываться для удовлетворения потребностей организации или физического лица.
Разгосударствление – это процесс перевода государственной собственности в иные её формы.
Процесс, в котором разгосударствление происходит посредством приобретения гражданами в частную собственность государственных и муниципальных предприятий и создание на их базе акционерных обществ называется приватизацией.
Размер предприятия оптимальный – это размер предприятия, который предоставляет возможность выполнять заключённые договора и обязательства по производству продукции в оговоренные сроки с минимальными затратами и максимальной эффективностью.
Расходы бюджета – это экономические отношения, которые основаны на распределении фонда денежных средств государства и использовании согласно отраслевому делению, а также ведомственному, целевому и территориальному назначению.
Расходы государственные – это вид денежных отношений, который связан с применением централизованных и децентрализованных государственных средств на совершенно разные потребности государства.
Расходы накладные – это расходы, которые идут на хозяйственное обслуживание производства и управление предприятием, одновременно являющиеся дополнительными к основным затратам, при этом на одинаковых условиях они включаются в издержки производства.
Расчёт коммерческий – метод ведения хозяйства, суть которого заключается в соизмерении в денежной форме затрат и итогов работы; его ключевая цель состоит в получении максимума прибыли при минимальных затратах.
Коммерческий расчёт подразумевает обязательное получение прибыли, а также высокого уровня рентабельности, которого будет достаточно для продолжения хозяйственной деятельности.
Реализация – передача на возмездной основе права собственности на товары, итоги сделанных работ одним лицом для другого, а также возмездное оказание услуг.
Регулирование бюджетное – это перераспределение средств для уравновешивания территориальных бюджетов и обеспечение их минимальным уровнем доходов, с целью финансирования экономического и социального развития территорий.
Регулирование государственное – это система, которая оформлена на государственном уровне для внешнего воздействия на предприятие.
Регулирование экономики – это специфические меры, которые сконцентрированы на изменении темпов развития народного хозяйства и его отдельных структурных подразделений, основанные на перераспределении финансов.
Регулирование экономики осуществляется в двух формах: саморегулирование и государственное регулирование. Для саморегулирования характерны методы формирования финансовой базы в разных сферах общественного производства, которые сами же и используют субъекты хозяйствования. А для государственного регулирования характерно вмешательство государства в процесс развития общественного производства посредством различных экономических инструментов, особенно через финансовые рычаги.
Режим налоговый специальный – это специфический порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, который устанавливается на ограниченный период времени.
Режим таможенный – это совокупность положений, посредством которых определяется статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу с таможенными целями.
Резидент – это юридическое или физическое лицо, которое на постоянной основе зарегистрировано или проживает в указанной стране.
Резиденты должна неукоснительно соблюдать законы конкретной страны в своих экономических действиях. Они обязаны выплачивать налоги, согласно законодательству и норм страны проживания.
Результаты финансовые – это процесс, который подразумевает получение финансовых ресурсов и связан напрямую с производством и реализацией товаров, а также операциями на рынке капиталов.
Рекламация – это претензия, которая предъявляется покупателем в сторону продавца и основана она на несоответствии качества или количества поставленного товара, описанного в условиях контракта.
Реконструкция – это процесс глубокого переустройства действующего производства на основе технического и организационного совершенствования, комплексного обновления и модернизации основных фондов.
Рентабельность – это стоимостный показатель эффективности производства.
Рентабельность даёт характеристику уровню отдачи затрат, которые были вложены в процесс производства и реализации продукции, работы и услуг.
Рентабельность продукции – это показатель, который отражает уровень эффективности производства и определяется отношением прибыли от продажи продукции к её себестоимости.
Рентабельность производства – это показатель эффективности производства, который определяется отношением общей прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов производства и оборотных средств.
Реструктуризация внешнего долга – это процесс, который подразумевает под собой продление сроков погашения долга и выплаты по нему процентов.
Реструктуризация фискальной задолженности – это установление суммарной задолженности в бюджет, установление сроков для её полного погашения и осуществление контроля за соблюдением всех сроков выплаты платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Ресурсы финансовые – это денежные доходы, накопления и поступления, формирование который сосредоточены в руках субъектов хозяйствования и государства, чьё предназначение видится как расширение производства, материальное стимулирование сотрудников компании, удовлетворение потребностей, нужд обороны и государственного управления.
Финансовые ресурсы представляют собой материальные носители финансовых отношений, которые применяются в двух формах: фондовой и нефондовой.
Роспись бюджетная – это такой документ, в котором представлено поквартальное распределение доходов и расходов бюджета и поступлений из возможных источников финансирования дефицита бюджета, а также распределяющий бюджетное ассигнования между получателем бюджетных средств и составленный согласно нормам и правилам бюджетной классификации РФ.
Рынок товара – это сфера обращения товара, которая определяется на основе возможностей покупателя реально и без серьёзных дополнительных затрат, купить товар, услугу или работу на самой близкой относительно покупателя площадке в РФ или за её пределами.
Рынок финансовый – это рынок, где происходит обращение капиталов и кредитов.
Финансовый рынок делится на рынок краткосрочного капитала и рынок долгосрочного ссудного капитала.
Самострахование – это список мер, которые направлены на устранение и предотвращение рисков, а также на создание резервных фондов материальных и финансовых ресурсов.
Самофинансирование – это специфический метод накопления финансового капитала, который способствует обеспечению воспроизводственных затрат, где основная функция – использование субъектами хозяйствования собственных финансовых ресурсов, которые были привлечены посредством выпуска ценных бумаг.
Экономическая, социальная и политическая жизнь на определенном участке территории, называемом страной, регулируется государством. Выполнение функций государства в указанных рамках нуждается в финансовом обеспечении.
Оно осуществляется из казны государства, которая состоит из бюджета (финансовой составляющей) и государственной собственности. Наполнение бюджета в основном проводится посредством взимания с юридических и физических лиц специальной платы за все полученные ими доходы. Эти сборы называются налогами.
Вывод: налоги – это принудительно взимаемая с юридических и физических лиц плата, являющаяся финансовым обеспечением функционирования государства.
Взимание налогов – насущная необходимость, выполнение которой поручено налоговым органам.
Куда уходят мои налоги
Налоги от доходов граждан в федеральный бюджет не уходят – остаются там, где человек работает. Деньги поступают в так называемый консолидированный бюджет – говоря простым языком, общий бюджет всех уровней. Это общая «копилка» района, города и региона.
Бюджет (мало ли кто-то не знает) – это список доходов и расходов нашей страны на год. Этот документ ежегодно принимается, как закон. В нём отображается, какие суммы и на какие траты получат регионы, города и районы. Каждый из них формирует и утверждает свой собственный бюджет.
Сначала принимается бюджет всего государства, потом, на его основе, региональные бюджеты, потом городские, районные и так далее. По закону, 85% от собранного НДФЛ достаётся субъекту федерации – то есть, 85% того, что заплатили москвичи достанется Москве. Это довольно много денег – в 2015 году доход от НДФЛ превысил 40% годового бюджета Москвы. Оставшиеся 15% уходят в местные бюджеты более низкого уровня – в районы Москвы.
Функции сфер и элементов общества
Рынок труда. Спрос и предложение труда.
Налог на доходы для физических лиц в 2021 году
- Налог на профессиональный доход — новый налоговый режим. Его придумали, чтобы вывести из тени небольшой бизнес и подработки. С 19 октября 2020 года стать самозанятым можно в любом регионе России.
- Самозанятые платят самый маленький налог: 4% за доходы от физлиц, 6% за доходы от юрлиц. Они освобождены от страховых взносов, которые платят предприниматели на УСН и патенте.
- Первые несколько месяцев ставка налога на профессиональный доход даже меньше: 3% и 4%. Это за счёт налогового вычета 10 000 ₽.
- ФНС сама считает налог. Самозанятые раз в месяц подтверждают оплату в приложении или настраивают автоматические списания с банковской карты.
- Самозанятые формируют чеки через приложение «Мой налог» и сайт налоговой. Они не применяют онлайн-кассы, поэтому им проще начать бизнес.
- Регистрация происходит через интернет. Это удобно: не нужно ехать в налоговую инспекцию.
Совокупность налогов и сборов образует налоговую систему. В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система, в соответствии с которой налоги поступают в бюджеты трех уровней власти: федеральный, региональный и местный. Исходя из этого, каждый налог полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен.
Российское налоговое законодательство включает в себя Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, которые вносят в него дополнения и изменения.
Налоговый кодекс устанавливает общие принципы налогообложения:
- виды налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации;
- основания и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- порядок расчета и уплаты федеральных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов.
Порядок расчета и уплаты региональных и местных налогов и сборов устанавливают законодательные акты субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты муниципальных образований.
Все налоги подразделяются на две группы: прямые и косвенные.
Прямыми налогами облагаются доходы и имущество физических и юридических лиц. К этим налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, ресурсные платежи, налог на имущество организаций.
Косвенные налоги представляют собой налоги на потребляемые товары и услуги и включаются в цену товара или услуги. Формально плательщиком налога выступает продавец, однако фактически налог платит покупатель в момент реализации товаров или услуг. К числу косвенных налогов относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и акцизы.
«Отсутствуют прямые налоги с населения в ряде арабских стран – Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение данных стран различно, однако у них есть общая черта – участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов».6
«Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговая ставка;
- налоговый период;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты».
7
Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность уплачивать налоги. Кроме того, на работодателей возлагается функция налогового агента. Организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие заработную плату своим сотрудникам, обязаны вести учет исчисленных и выплаченных налогоплательщику доходов, исчислять, удерживать и перечислять налоги в налоговую инспекцию по месту своего учета. Такое же правило действует и в отношении дивидендов, которые компания выплачивает своим учредителям – физическим лицам.
Контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах с 2004 года возложен на Федеральную налоговую службу России. Свои функции ФНС России исполняет через систему территориальных органов.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Декларацию о доходах в налоговый орган предоставляют:
- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, – по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
- нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
- физические лица – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
- физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
- физические лица – налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, – исходя из сумм таких доходов;
- физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, – исходя из сумм таких доходов;
- физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других игр, – исходя из сумм таких выигрышей.
«Индивидуальные предприниматели занимают особое место среди плательщиков НДФЛ, поскольку, с одной стороны, являются самостоятельными плательщиками данного налога, а с другой – налоговыми агентами, то есть, уплачивают налог как с доходов, выплаченных другим гражданам (кроме предпринимателей), так и со своих доходов».9
Транспортный налог уплачивают физические лица, которые владеют транспортными средствами. Транспортное средство является объектом налогообложения. Налоговой базой для расчета налога на автомобили служит мощность двигателя.
Земельный налог уплачивают физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.
НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,
Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.
Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.
Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.
Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от профессиональной деятельности без трудового договора с работодателем. Такими доходами Налоговый кодекс РФ признает:
- доходы, полученные от предпринимательской деятельности;
- доходы, полученные частнопрактикующими лицами (нотариусы, адвокаты и т. п.);
- доходы, полученные от выполнения работ или оказания услуг по договорам гражданско-правового характера;
- авторские вознаграждения, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов.
- Чтобы реализовать право на профессиональный налоговый вычет, физическое лицо может подать декларацию о доходах и заявление на возврат излишне уплаченного налога. Также можно подать заявление налоговому агенту – источнику дохода, который при исчислении НДФЛ уменьшит налоговую базу на сумму понесенных расходов.
Социальные налоговые вычеты предоставляются в сумме, потраченной налогоплательщиком на благотворительность, образование и медицинские услуги – себе и своим детям. Эти вычеты предоставляются по факту расходов налогоплательщика с определенными ограничениями по сумме.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам в двух случаях:
- при продаже имущества – недвижимости, транспортных средств, долей в предприятии;
- при покупке жилья – в размере фактически произведенных расходов на строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, а также земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, или для индивидуального жилищного строительства.
Налог для самозанятых в 2021 году: кому подходит и сколько платить
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.