Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему ребенок ворует и как это прекратить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Причиной воровства в виде протеса является заброшенность ребенка в семье. Родители мало общаются со своим чадом, увлечены работой, хобби, отдыхом, а ребенок не вписывается в эти планы. Возможно, ребенка любят, но он не чувствует любви. Одиночество становится невыносимым. Ненужность его присутствия в жизни родителей оказывает тяжелое последствие на развитие его психики. Из-за желания обратить внимание мамы или папы на свое существование, ребенок начинает воровать. Чем ярче проявление родителей на его поступок (крики, скандал, слезы, физическое наказание), тем чаще будет возникать потребность украсть, чтобы родители про это узнали. Ведь впоследствии он на какое-то время становится центром внимания своих родителей. Они вспоминают о его существовании. Протестные причины воровства могут быть также от большого количество запретов в семье. Если желание ребенка иметь карманные деньги на свои нужды зарубается на корню, он обязательно начнет воровать. Такие поступки в этом случае являются борьбой за независимость, пусть даже в таком искаженном виде.
Почему дети воруют? Какие причины толкают подростка на воровство
Первый вопрос, который задают полицейские, — дают ли родители карманные деньги. Понятно, когда воруют дети из неблагополучных семей, малообеспеченных, детдомовцы.
Если деньги у подростка есть, причины воровать могут быть следующие:
1 Подросток не знает слово «нельзя», путает свое и чужое. То есть у него не сформированы нормы морали и поведения, возможно, он даже избалован.
2 Не может себя контролировать, совершает импульсивные поступки. Очень хотелось есть, кошелек забыл дома, решил «одолжить денег у окружающих. Не подумал, к чему это может привести. Инфантильность.
3 Привлекает к себе внимание, хочет о чем-то сказать семье. Ребенок может воровать деньги назло родителям, отчиму или мачехе, которые обижают. Так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих.
4 Хочет «купить» дружбу, расположить к себе группу детей, к которой хочет принадлежать. У подростков на первый план по значимости выходят сверстники, им важно признание, включенность в группу. Родители как значимые фигуры отходят на второй план.
5 Ищет острых ощущений, адреналина, приключений. В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь».
6 Переживает из-за разницы в достатке, стоимости вещей, наличии дорогих гаджетов (классовые различия). «Что это у него все есть, а у меня нет? Я ничуть не хуже, а может еще и лучше, чем он!»
7 Испытывает ревность, гнев, хочет отомстить.
После разговора с девочкой выяснилось, что воровство в ее случае оказалось желанием попасть в группу подростков из обеспеченных семей. Чтобы попасть в эту группу, нужно было совершить асоциальный поступок. Девочка не знала, что в школе установили камеры, и пошла на воровство. Ей было стыдно, что все открылось, что ее назвали воровкой.
Что делать родителям, если ребенок ворует. Как отучить ребенка воровать?
Во-первых, нужно быть на стороне ребенка, потому что вы его опора и поддержка в любом случае. Будьте рядом, чтобы он это чувствовал.
Не стоит кричать, ставить клеймо и обзываться («воровка!»). Лучше разобраться в ситуации: какие мотивы были у ребенка? Можно обратиться к психологу, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны, подскажет, что делать дальше.
Не нужно пытаться «замять» ситуацию, скрыть. Ребенку должно быть стыдно, он должен понять последствия своего поступка, чтобы такое больше не повторилось и не привело к еще худшим последствиям. Иногда одних разговоров и увещеваний мало, ребенок должен «прожить» ситуацию, испытать на себе весь этот гнев, осуждение, чувство вины и стыда.
Родители девочки тоже побеседовали с психологом. Когда они узнали о группе подростков в школе, они перевели девочку в другую школу. Мама поняла, что слишком идеализировала дочку, поведение девочки могло быть протестным, потому что ребенку сложно быть все время идеальным. Родители поняли, что их стиль воспитания был слишком опекающим, они многое решали за ребенка. Они не видели за созданным образом личность, с ее желаниями, ее потребностями.
С девочкой мы обсуждали ценности, самооценку, дружбу и любовь. Придумывали разные способы, как можно стать интересной для сверстников более экологичными способами.
Кроме того, нужно помнить, что для ребенка суммы 50 копеек и 50 рублей нередко не имеют разницы. Не зная цены деньгам, малыш часто не осознает размера наносимого семье ущерба, поэтому довод «ты знаешь, что это огромная сумма» на него не подействует. Например, когда у 5-летней Машеньки, регулярно таскавшей у родителей и бабушки «железные» деньги, спросили, что бы она выбрала: 10 монеток по 10 копеек или одну большую монетку «5 рублей», то девочка без раздумий ответила — 10 монеток, конечно!
В большинстве своем дети имеют представление о сумме и ценности, но не думайте, что ребенок не посмеет взять пачку денег, откладываемую на летний отпуск. В идеале — ребенок вообще не должен знать, где находится семейная копилка.
Вполне может случиться так, что не понимая ценности «бумажек», Ваш малыш легко отнесет эти «фантики» в детский сад поиграть, как сделал 6-летний Вадим. Когда мама причитала на приеме у психолога, что она бы «еще поняла, если бы сын взял небольшую сумму, но унести из дома все деньги», ее с трудом удалось убедить, что ребенок не замышлял «преступление века». Видя, как дорожат родители этими бумажками, он решил отнести их в группу. У Вадима не складывались отношения с детьми, и таким образом он хотел завоевать внимание одногруппников и найти друзей.
Почему крадут дети, у которых всё есть?
Нередко кражи совершают дети из состоятельных семей, которые ни в чём не нуждаются. Почему так происходит? Ребёнок хочет занять в жизненной иерархии особое место, хочет выбиться из общего ряда, показать, что он значим, что он может быть лидером. Если кража удалась и вора не нашли, ребёнок ощущает себя могущественным, «крутым» — он всех обманул, он умнее всех.
Надо ещё учитывать, что у нас сейчас преступный мир очень романтизируется в массовой культуре. Хотя, если обратиться к прошлому, то можно и там найти отношение к преступлениям как к чему-то доблестному. Вспомним того же Робина Гуда — он ведь самый обыкновенный разбойник, для которого нормально прийти и отобрать чужое добро. Удобно потом раздать его и прослыть щедрым! Но он не заработал всё это потом и кровью, не приложил никакого труда — так какое право он имел распоряжаться?
ПОЧЕМУ ДЕТИ БЕРУТ ЧУЖОЕ
Отнюдь не бедность семьи толкает ребенка на воровство. Дети из обеспеченных семей, ни в чем не испытывая дефицита, тоже крадут. Чего же не хватает ребенку, который совершает такой поступок?
Недостаток осознанности и жизненного опыта
Это самая безобидная причина. Ребенок просто не подумал, что владельцу украденного будет обидно. Или решил сделать кому-то сюрприз и взял деньги у родителей — спросить он не мог, иначе сюрприз бы не получился. Чаще всего по этой причине чужое присваивают дети до 5 лет.
Отсутствие нравственности, морали и воли
Ребята 6-7 лет воруют из зависти или из желания самоутвердиться, получить признание сверстников. Подростки могут совершить кражу по этой же причине, протестуя против установленных правил, демонстрируя свою дерзость и непокорность.
Нехватка внимания и любви родителей
Воровство может стать «криком души» ребенка, которому не хватает теплого отношения в семье. Часто у детей, растущих в подобных условиях, есть и другие особенности: агрессивность, плаксивость, вспыльчивость, склонность к непослушанию и конфликтность.
Тревога и попытка ее успокоить
Когда потребности ребенка долго не замечают, не удовлетворяют, он перестает доверять своим чувствам, желаниям и теряет контакт с телом. Растет тревога. Воруя, он не осознает, что делает. После кражи тревога ослабеет, но затем вернется, усугубленная чувством вины.
Сверстники и дети старшего возраста могут вынуждать ребенка на воровство: чтобы доказал, что не трус
Если ситуация осложнена высокой чувствительностью ребенка, недавним переездом, рождением младших, началом учебы в школе, потерей близких, то тревога усиливается многократно и может вылиться в невроз. На его фоне ребенок не управляет своей импульсивностью.
Нет четких правил в семье
Дети копируют поведение взрослых. И не понимают, почему маме можно взять у папы из кармана кошелек, а им нельзя? Стоит регулярно обсуждать, как в семье относятся к своим и чужим границам, имуществу. Можно ли скачивать фильмы и музыку с пиратских сайтов, приносить канцтовары с работы, подбирать потерянный кошелек или телефон и не искать владельца. Если об этом с ребенком не говорить, приводя понятные ему примеры, то он поступит в меру своего понимания того, как правильно.
Дефицит поддержки взрослых и низкая самооценка
Сверстники и дети старшего возраста могут вынуждать ребенка на воровство: чтобы доказал, что не трус, заслужил право быть частью компании. Важно, насколько ребенок доверяет взрослым. Если чаще родители его критикуют и обвиняют, не вникая в ситуацию, то на их защиту он не рассчитывает. А своровав под давлением раз, дети рискуют стать жертвами шантажа и вымогательств.
Проблемы с психологическим здоровьем
Самый сложный, но и наиболее редкий у детей фактор — такое психологическое расстройство, как клептомания. Это патологическое влечение к воровству. Похищенный предмет может быть не нужен и не ценен. Человек может его испортить, отдать даром или спрятать и никогда им не пользоваться. С этим состоянием работает психиатр.
«Не раз угрожал нам, что убьет»
Ирина из города на юге Беларуси говорит, что тоже боится своего сына. Ее Саше нет и 14 лет. В таком возрасте даже за самые тяжкие правонарушения не бывает уголовной ответственности. Его не отдадут под суд, не направят в спецучилище для проблемных подростков, а тем более в детскую колонию. Он остается в семье.
«Я боюсь и за себя, и за дочь, – говорит Ирина. – Саша не раз угрожал нам, что убьет. Меня, например, бил ногой в живот. Крутил руки, пальцы.
Я переживаю, что в лучшем случае он попадет за решетку, а в худшем его однажды найдут убитым. В школу он почти не ходит, а если там появляется, то для того, чтобы в очередной раз кого-то обидеть.
Кто-то дал ему баллончик, он поджег его спичкой и сжег маленькому мальчику волосы. Он никак не реагирует на замечания. Только смеется.
Может забрать у нас деньги. Когда спрашиваю у него: “Зачем, у тебя же все есть?” – слышу ответ: “Мы с пацанами хотели что-то купить”. Возможно, это наркотики. Однажды он уже пришел домой утром, неизвестно где проведя ночь, в наркотическом состоянии, с расширенными зрачками. Вел себя очень странно – сам с собой разговаривал, сам себе смеялся. Я боюсь и за него, и за нас».
Эти стеклянные глаза знакомы многим родителям
— Было ли для вас все это неожиданностью? Я часто вижу мнение: «Надо заниматься ребенком, читать книги, водить в походы, и тогда он не будет зависим от компьютера». Вы можете сказать, что не занимались сыном?
— Мы занимались, у нас хорошая компания. Создавали обогащенную среду, у ребенка была культурная нагрузка. Накануне этих событий катались на великах, купили шашлык, устроили пикник в лесу, болтали. Все признаки нормального контакта были. При этом со школьной программой он справлялся легко, и время оставалось. Эти два пласта реальности вполне между собой сосуществовали — были тревожные сигналы, и были сигналы здоровые.
Тревожные сигналы я почему-то прозевал. Например, я многое списывал на подростковый период, все эти выплески агрессивные. Это сейчас я знаю, что в 11 лет этого быть еще не должно.
Мама и папа, кипящие от возмущения, гнева, недоумения и боли, привели на прием двенадцатилетнюю девочку. «Объясните нам, с ней все в порядке, она нормальная?!» После нескольких долгих и томительных минут они смогли рассказать, что же случилось. «Мы были в гостях у друзей, с которыми дружим уже много лет. После вечеринки друзья пошли нас провожать. В это время Аня (имя изменено) стала хвастать новыми украшениями. На вопросы о том, откуда они у нее, говорила, что подарила одноклассница. Как оказалось потом, эти украшения она украла у дочери друзей. Мы не знаем, как теперь смотреть в глаза этим людям, а ей хоть бы что. Конечно, на следующий день папа пошел с ней возвращать украденное. Мы ожидали, мы очень надеялись, что это станет для нее тяжелым испытанием, уроком на всю жизнь!.. Но понимаете, она не раскаивается, она ведет себя так, как будто ничего не случилось… Уже на обратной дороге, после того, как вернули украшения, Аня пыталась беззаботно заговаривать с папой о каких-то пустяках и, вообще, было видно, что ей не стыдно, что она не понимает, что сделала что-то ужасное. Мы просто потерялись после всего этого. Мы не знаем, как это понять и объяснить. Ведь она была всегда такой хорошей девочкой».
Все это рассказывала мама, возбужденная, возмущенная, переполненная гневом и стыдом. Папа в это время сидел отрешенный, глядя в одну точку. Было видно, что оба они страдают и потрясены тем, что сделала их дочь. Их дочь, которая, как выяснится позже, всегда была предметом гордости родителей и источником, питавшим их самолюбие.
Девочка очень рано стала опережать в развитии своих сверстников, почти круглая отличница, она была очень начитана и имела широкий кругозор. Могла свободно поддерживать беседу практически на любую тему. Очень хорошенькая и живая во всех своих проявлениях, она легко вызывала симпатию у собеседника. Вот только друзей среди сверстников у нее не было. И поделиться своими проблемами ей было не с кем: родители ждали от нее только сногсшибательных успехов.
Очень сильное впечатление на меня производил взгляд ее черных глубоких глаз: проникновенный и недетский, временами просто завораживающий.
Мама продолжала:
«Я понимаю, все дети воруют. И мы в детстве таскали яблоки из соседских садов. Но если бы я оказалась сейчас на ее месте, да я бы от стыда сгорела, я бы… не знаю… а ей хоть бы хны… как так можно?! Я уже не знаю, нормальная она или нет. Скажите, почему она так себя ведет?»
Дальше стал рассказывать папа:
«Вы знаете, ведь у нее есть одна странность…» Он сделал паузу, встал и начал медленно расхаживать по кабинету. «Да, одна странность… Аня разговаривает со своими фантазиями… в любом месте… в любое время… Это пугает…»
На этом я прерву изложение этого случая. Но хочу заметить, что Аню консультировал детский психиатр, профессор из института Бехтерева и констатировал отсутствие каких-либо психических заболеваний. Да, у Ани есть проблемы, и она нуждается в помощи психолога, но она психически здорова.
Список историй можно продолжать еще очень долго, но мы остановимся. Такие разные дети, такие разные родители. Из этих примеров видно, что у этих действительно разных детей общая проблема: они воруют. Нет, еще одна: они страдают. Делают очень больно своим родителям, но и сами страдают. Правда, не всегда дети осознают глубину своих страданий, но так уж устроена психика человека вообще и детская психика в частности: изгонять из сознания то, что слишком болезненно и невыносимо.
Так что же такое детское воровство? Всегда ли это болезнь? Болезнь это лишь в том случае, если мы видим так называемую клептоманию — не поддающееся контролю систематическое воровство без материальной выгоды для себя. Это действительно психическое расстройство, и его должен лечить в первую очередь психиатр. Настоящая клептомания встречается достаточно редко.
Иногда ребенок, поддавшись искушению, крадет что-то однажды, бывает разоблачен, испытывает мощное потрясение, и этого больше никогда не повторяется. В этом нет ничего необычного. Как правило, это дети, у которых в целом хорошо сформированы нормы социального поведения, есть четкое собственное понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. Также эти дети имеют способность контролировать свои импульсы, т. е. сильные позывы к каким-либо действиям.
В норме все это «добро» ребенок приобретает к 3-4 годам. Нужно помнить, что чем младше ребенок, тем больше вероятность частичной утраты этих качеств в периоды сильных стрессов. И, конечно же, чем более патологична или неадекватна среда, в которой развивается ребенок, тем больше вероятность того, что эти качества либо не сформируются вовсе, либо будут неустойчивыми.
И вот здесь-то мы и получаем широкий спектр вариантов детского воровства: от более типичного, когда дети воруют очень редко, по мелочам и не в любой ситуации, до крайнего варианта, когда дети, несмотря ни на что, воруют часто, много и в разнообразных ситуациях.
В первом случае есть вероятность, что при благоприятных обстоятельствах это явление сойдет на нет, а во втором мы можем ожидать, что такие дети станут асоциальными подростками и асоциальными взрослыми, склонными к совершению правонарушений.
Как показывает практика, ворующие дети не могут контролировать не только «позывы» что-нибудь стащить, у них проблемы во всем, где необходим волевой контроль: они с трудом садятся за уроки, их нужно заставлять содержать в порядке «свою территорию», соблюдать необходимые меры гигиены (например, чистить зубы), выдерживать ограничения во времени и пространстве, даже соблюдать правила в совместных играх этим детям нелегко.
Родители таких детей выполняют внешние волевые функции, которые в норме должны быть у детей внутри (разумеется, в зависимости от возраста, эти функции у ребенка присутствуют в большей или меньшей степени). Это функции самоконтроля и волевого самопринуждения.
Вот и получается: если у ребенка не сформированы эти качества как свои собственные, то сначала контролируют и принуждают родители, потом — школа, потом — милиция и закон. Взрослый человек, выросший из такого ребенка, все время нуждается во внешнем контроле и принуждении — своего-то внутри нет.
Если, не смотря на всю заботу, любовь и ласку, проявленную в общении с малышом, в вашем доме по-прежнему появляются безделушки неизвестного происхождения – это повод для беспокойства. Возможно, ребенок действительно страдает редким заболеванием – клептоманией. Но не спешите навешивать на него ярлык психического расстройства, лучше серьезно задумайтесь о профессиональной помощи психолога или психотерапевта.
Важно понять: при клептомании воровство — это следствие, вторичные проблемы по отношению к внутренним изъянам психики ребенка. У детей, страдающих клептоманией, просто нет способности контролировать свои импульсы и понимать свое поведение. Следовательно, чтобы ребенок с психическим расстройством перестал воровать, его нужно лечить. Но помните, столь серьезный диагноз, как клептомания, может поставить только профессиональный психотерапевт.
– Как с раннего детства научить ребенка разделять свое и чужое? Чтобы он пришел в школу и уже это осознавал?
– К семи годам у ребенка формируется личность. Закладывается характер, ценности, особенности. Для этого он еще в три года начал выстраивать свои границы. Отрывается от мамы и говорит: «Я сам…» Это очень важный момент, и взрослые должны с уважением относиться к желаниям ребенка. Хочет он сам одеваться, дайте ему эту возможность.
Когда ребенок выстраивает свои границы, не мешайте ему это делать. Это в будущем отразится как раз на его отношении к чужим вещам. Отнеситесь к нему с уважением. Спрашивайте: «Ты поиграл? Можно игрушки убирать?», «Ты поел? Убираем со стола?» Так вы учите его принимать решения, быть ответственным за свои поступки и свои вещи. Учите спрашивать, а можно ли ему взять что-то.
– А в многодетных семьях как выставлять границы каждого ребенка? У них же все общее…
– Если в семье несколько детей, то там обычно все границы нарушены. У каждого ребенка должно быть что-то свое. Даже просто шкафчик, который он может закрыть, и никто туда не полезет. У меня был случай в практике: ребенок в школе взял чужой ластик. Стали разбираться. Мальчик из многодетной семьи, в садик не ходил. У него было полное недоумение, а что он такого сделал? Он не понимает, где чужие границы. У него дома все было общее с другими детьми.
Почему ребенок ворует и как это прекратить
Как сказано выше, в педагогике существует такое понятие — «детское воровство». Оно отличается от «взрослого» тем, что ребенок не может еще в полной мере осознать, насколько плохо поступает. В его представлении он «просто берет» то, что ему нравится. Ведь для двух-трехлетнего малыша вполне естественно взять на улице чужую игрушку и начать играть ею. Следовательно, взрослые не должны ругать детей за «воровство» как за преступление. Детям нужно объяснить, в чем заключается их ошибка.
Родители, чей ребенок взял чужое, в растерянности и отчаянии, боятся за его будущее. Конечно, такому они его не учили. И как реагировать — непонятно.
Что же делать?
- Не спешите наказывать ребенка, чтобы «навсегда отбить охоту к воровству». Нужно устранить корень проблемы. Попробуйте понять, почему ребенок так поступил. Многое зависит от его возраста, мотивов кражи, дальнейших планов на похищенное и отношений с его владельцем.
- Важно, как обнаружился факт кражи: случайно или ребенок сам рассказал. Важно и то, как он относится к поступку: считает, что все в порядке вещей, или ему стыдно, он раскаивается? В одном случае нужно попытаться пробудить совесть ребенка, в другом — разъяснить, почему он поступил плохо.
- Ни в коем случае не называйте ребенка вором — не навешивайте ярлыков, даже если очень злитесь! Не угрожайте милицией, не сулите криминального будущего. Он должен чувствовать, что по-прежнему достоин хорошего отношения.
- Осуждайте сам поступок, но не ребенка. Главное — не вызвать чувство вины, а объяснить, что ощущает тот, кто лишился своего имущества, и показать возможные варианты выхода из ситуации.
- Хорошо дать ребенку шанс исправить все самому: вернуть вещь, извиниться. Не делайте это за него. Если стыд его сковывает, помогите ему вернуть вещь без свидетелей.
- Если раскаяния нет, нужно однозначно выразить свое неодобрение. Четко дать понять, что такой поступок в вашей семье неприемлем. При этом важно спокойно транслировать ребенку: вы верите, что больше он так не поступит.
- Если ребенку нужна помощь в решении психологических проблем, обратитесь к специалисту. Определите, из-за чего у него растет тревога, и постарайтесь ее снизить, хотя бы частично удовлетворяя его потребности.
- В конфликте со сверстниками займите сторону ребенка. Заверьте, что не дадите его в обиду, и предложите вместе найти выход из ситуации.
- Укрепляйте в ребенке веру в себя. На протяжении месяца после эпизода отмечайте и подчеркивайте то, что ему удается, и не фиксируйте внимание на том, что у него не получается.
Если ребенок присвоил себе чужое, не паникуйте. Скорее всего, после одной обстоятельной беседы о нормах и ценностях, о желаниях ребенка и ваших взаимоотношениях в семье такое больше не повторится.
Даже если вы поняли, что причина в допущенных вами воспитательных ошибках, не ругайте себя. Просто примите этот факт и меняйте ситуацию. Придерживайтесь правила: «Ответственность должна быть без чувства вины».
В обществе распространено стремление называть мелкое воровство, включая детское, клептоманией, что является ошибкой.
Ребенок ворует. Причины и 12 советов: что делать?
Во-первых, нужно быть на стороне ребенка, потому что вы его опора и поддержка в любом случае. Будьте рядом, чтобы он это чувствовал.
Не стоит кричать, ставить клеймо и обзываться («воровка!»). Лучше разобраться в ситуации: какие мотивы были у ребенка? Можно обратиться к психологу, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны, подскажет, что делать дальше.
Не нужно пытаться «замять» ситуацию, скрыть. Ребенку должно быть стыдно, он должен понять последствия своего поступка, чтобы такое больше не повторилось и не привело к еще худшим последствиям. Иногда одних разговоров и увещеваний мало, ребенок должен «прожить» ситуацию, испытать на себе весь этот гнев, осуждение, чувство вины и стыда.
Родители девочки тоже побеседовали с психологом. Когда они узнали о группе подростков в школе, они перевели девочку в другую школу. Мама поняла, что слишком идеализировала дочку, поведение девочки могло быть протестным, потому что ребенку сложно быть все время идеальным. Родители поняли, что их стиль воспитания был слишком опекающим, они многое решали за ребенка. Они не видели за созданным образом личность, с ее желаниями, ее потребностями.
С девочкой мы обсуждали ценности, самооценку, дружбу и любовь. Придумывали разные способы, как можно стать интересной для сверстников более экологичными способами.
Разбираться с учителями, другими родителями или даже полицейскими — сомнительное удовольствие, поэтому всегда стоит позаботиться о «профилактике».
- Разговаривать с подростком о морали и нравственности, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
- Объяснить, что у каждой вещи есть хозяин, и недопустимо брать чужие вещи без спросу.
- Рассказать об уголовной ответственности с 14 лет, что такое тюрьма, какие люди там живут и как проводят время.
- Обсудить, что украденная чужая вещь не принесет такой радости и удовольствия — пользоваться ей можно будет только тайком.
- Понять чувства другого человека, поставить себя на место того, у кого украли вещь или деньги. Что он чувствует? Что чувствовал ты, когда такое случилось с тобой?
Если подросток без спросу берет деньги у родителей, это и сама по себе нездоровая ситуация, и первый шаг к чему-то более серьезному.
Почему подросток это делает:
- Он берет деньги, потому что считает их своими
- Решает свои проблемы. Родители отказались дать денег, не разобравшись, но проблема осталась, поэтому он решил взять сам
- Компенсирует недостаток внимания и заботы от родителей, считает, что они ему должны
Вдобавок ко всему вышеперечисленному, важно объяснить, что подросток не может брать без спроса деньги даже у родителей. Не стоит искушать подростка — деньги не должны валяться по всему дому.
Чтобы гарантированно решить проблему, нужно понять, почему ребенок врет, изворачивается, берет деньги втихаря? Может он живет в слишком жестких рамках? Ему не с кем поделиться проблемами и переживаниями? Если наладить диалог не получается, не забывайте подключать психолога.
Автор статьи: Мелихова Виктория Игоревна
Дети никогда не делают ничего без явных на то причин. Изрисовал обои – негде было изобразить любимый цветок, а ведь так хотелось порадовать маму. Разбил мамину любимую вазу – хотел ее посмотреть, ведь она такая красивая и мама ее так ценит. У любого действия всегда есть причина. Это же относится и к воровству. Если ваше чадо начало красть, то на это могут быть следующие причины:
Доброе побуждение часто толкает ребенка на неблаговидные поступки. К примеру, у лучшего друга скоро день рождения, и он давно мечтает о красивых часах. Похожие часы ребенок видел в столе у отца и не заметил, чтобы он их носил. А раз не носит, то они не нужны, а раз не нужны, то можно забрать. Ребенком владеет стремление порадовать дорогого человека, и он даже не задумывается о том, что совершает нечто недопустимое.
Невозможность контролировать свои желания. Многие дети просто не умеют вовремя остановиться и удержаться от кражи. Ими обуревает острое желание что-то получить, и они это крадут. Например, ребенок украл деньги у родителей, потому что давно мечтал о новой игрушке. Он может посчитать даже будто взял деньги у мамы или папы «взаймы». Или, придя в магазин за хлебом и, увидев шоколадку, ребенок просто положит ее в карман. Он понимает, что так делать нельзя, но контролировать свои действия у него не выходит.
Нет лучшего средства коррекции и профилактики, чем правильно построенная беседа и тщательно выдержанный тон диалога:
- Принцип ясности. В 3–5 лет нужно ввести точные определения: когда поступок считается воровством, когда это нарушение чужого личного пространства, а когда – допустимое поведение.
- В 5–7 лет наступает время, когда дворовые игры, спортивные секции и посещение творческих кружков позволяют ребенку наладить отношения со сверстниками и обрести первых настоящих друзей. Дошкольник должен понимать, что из-за воровства и несдержанности можно этих друзей потерять. Фраза при этом строится именно в сослагательном наклонении: «Если человек ворует деньги или вещи у друзей, он может потерять дружбу». В такой форме вы предлагаете ребенку альтернативу, иллюзию выбора.
- Принцип личной ответственности можно применять, начиная с первого класса школы. Убежденность ребенка в неотвратимости наказания – обязательное условие. Установите заранее алгоритм действий для воришки. Например, в случае обнаружения кражи он должен вернуть украденное, извиниться и добровольно отдать что-то ценное (пожертвовать свои накопления в фонд семьи, на несколько дней расстаться с гаджетом, лишиться просмотра телепередач или выполнить определенную работу сверх обычной). Только не наказывайте дополнительными уроками, а то ненароком интерес к учебе может упасть!
- Разумное планирование покупок, в котором может принимать участие младший школьник или подросток, позволит избежать ситуаций, когда украденными оказываются предметы первой необходимости: канцелярские принадлежности, материалы для творчества, еда, одежда.
- Создавайте ситуацию успеха – ребенок может поступить только правильно и никак иначе и быть за это вознагражден. Убирайте из поля зрения кошельки и ценные вещи, пока не будете уверены в том, что воля ребенка стала сильнее и устойчивее.
- Презумпция невиновности. Тут как никогда актуален принцип: «не пойман – не вор». Не обвиняйте ребенка в том, что не было доказано, даже если «никто больше не мог так поступить».
Как реагировать учителю?
Увидев, что ребенок ворует что-то у другого ученика, преподаватель не должен закрывать глаза в надежде, что это «уладится как-то само».
Учитель начальных классов челябинской школы Татьяна Долгополова считает, что педагог должен работать на опережение и поднимать этот вопрос в классе. А если неприятная ситуация все же произошла, Татьяна советует реагировать твердо, но спокойно:
«В первую очередь, конечно, учитель не должен реагировать неадекватно: поднимать шум, выставлять ребенка виноватым, что называется, тыкать пальцем. Надо оставить его на личную беседу после уроков и узнать причины, объяснить, что так делать нельзя. Если после разговора ситуация повторяется, нужно подключить родителей: сообщить о случившемся, обсудить проблему.
Бывает так, что воровство в классе происходит массово и уже перешло в разряд «шутки»: взять из портфеля ручку и не положить обратно. В таком случае необходимо провести классный час и обсудить с детьми, что такие поступки являются мелкой кражей. Иначе в будущем ситуация усугубится и дети станут брать уже не чужую ручку, а телефон и главное — будут считать это нормой».
Что делать, если поймал ребёнка на воровстве
Ирина Беляева
педагог, психолог
У вас – самый замечательный ребенок в мире, любимый и единственный (даже если их у вас пять). Он веселый и ласковый, озорной и любопытный, мечтательный и фантазирующий. Не мучает кошку, не забывает поздравить бабушку с днем рождения, помогает по дому. И тут вы узнаете, что он взял чужое без спросу. Украл. И тут ваше дыхание учащается, руки потеют, в голове загорается красная кнопка SOS. Ах, да, еще не забываем про чувство вины, ведь наверняка это вы воспитали его неправильно! Нужно срочно что-то делать!
Это правда: дети любого возраста иногда врут, жульничают и воруют. Это плохо, и родители должны вмешиваться в такие ситуации. Но важно не навредить своим вмешательством. Перед тем, как сообщить ребёнку, что вы лишаете его наследства и сладкого на ближайший месяц, что он покрыл семью позором на века, что в древности за воровство отрубали руки, а сейчас он уже одной ногой в колонии для несовершеннолетних, остановитесь и подумайте: подобный проступок может быть сигналом о том, что ребенку нужна помощь. Ваша. Педагога. Психолога. Любого надежного и понимающего взрослого. Как же мы можем помочь? Для начала важно попытаться понять, а почему вообще дети берут чужое.
Почему дети воруют
Во многом причины детского воровства зависят от возраста ребенка.
Протест как причина воровства
Причиной воровства в виде протеса является заброшенность ребенка в семье. Родители мало общаются со своим чадом, увлечены работой, хобби, отдыхом, а ребенок не вписывается в эти планы. Возможно, ребенка любят, но он не чувствует любви. Одиночество становится невыносимым. Ненужность его присутствия в жизни родителей оказывает тяжелое последствие на развитие его психики. Из-за желания обратить внимание мамы или папы на свое существование, ребенок начинает воровать. Чем ярче проявление родителей на его поступок (крики, скандал, слезы, физическое наказание), тем чаще будет возникать потребность украсть, чтобы родители про это узнали. Ведь впоследствии он на какое-то время становится центром внимания своих родителей. Они вспоминают о его существовании. Протестные причины воровства могут быть также от большого количество запретов в семье. Если желание ребенка иметь карманные деньги на свои нужды зарубается на корню, он обязательно начнет воровать. Такие поступки в этом случае являются борьбой за независимость, пусть даже в таком искаженном виде.
Ребенок из бедной семьи не может похвастаться перед сверстниками современным телефоном. Потому может стать предметом насмешек со стороны более обеспеченных детей. Чтобы избежать этого, ребенок может пойти на воровство денег своих родителей, тем самым неосознанно мстить им за отсутствие финансового благополучия в своей жизни. Виновниками этого он считает своих родителей-неудачников.