Что делать, если попал в аварию?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если попал в аварию?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если вы оформили Европротокол, вы направляете его в свою страховую службу в течение пяти рабочих дней. Потерпевший направляет агенту список документов, который мы указали выше. Со всех документов необходимо снять копии, чтобы в случае разногласий с агентами, направить данные бумаги вместе с претензией их управляющему.

Что делать сразу после ДТП?

ПДД различны для аварий без жертв и с ними. Для первого варианта возможна простая процедура оформления без вызова инспекторов — оформление европротокола. Документ оформляется в трех экземплярах: два — для участников ДТП и один — сотрудникам полиции. Участники происшествия могут не уведомлять полицию об аварии (п.2.6.1 ПДД РФ). Для этого им необходимо написать расписки об отсутствии претензий к другой стороне. Во втором случае вызываются сотрудники ГИБДД. Общие правила для аварии:

  • немедленно остановиться, не учиняя препятствий для других автомобилей;
  • узнать есть ли травмы у других;
  • осмотреть транспорт;
  • включить аварийку и выставить специальный предупреждающий знак;
  • зарегистрировать подробности и последствия автомобильного столкновения.

Что делать при ДТП без пострадавших

Водители могут не обращаться в инспекцию, а самостоятельно зарегистрировать обстоятельства дорожного происшествия. Для этого можно использовать фото и видео-съемку, делать схематические рисунки подробностей аварии (место, шоссе, особенности шоссейного покрытия, дорожные знаки, направление движения автомобилей или их расположение и другое). Нарисованную схему подписывают все участники происшествия.

Необходимо зафиксировать дефекты машины. В схеме аварии укажите сведения из водительских прав, страховок или грин карты. Далее водители должны убрать авто с проезжей части. Однако передвигать транспортные средства можно только после записи всех подробностей ДТП. Если вы сделаете это перед регистрацией всех подробностей дела, страховые агенты могут не принять бланк извещения об аварии и потребуют справку из ГАИ. Получение документа может затянуться, потому что инспекторы будут рассматривать дело заново, в связи с новыми подробностями происшествия.

Если участники ДТП не имеют претензий друг к другу, они могут доехать в ближайшее отделение полиции и зафиксировать факт аварии там. Или решить проблему на месте, предварительно написав расписки о данных обязательствах друг другу. После аварии невиновный водитель может обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации в течение пяти дней. Агентам лично или почтовым письмом вместе со списком прикрепленных бумаг необходимо предоставить:

  • извещение об аварии;
  • заявление о страховой компенсации;
  • паспорт владельца авто;
  • полис ОСАГО;
  • банковский счет;
  • документы об оплате услуг экспертов, эвакуатора;
  • водительское удостоверение.

Опытные водители советуют перед отправкой бумаг агентам пройти независимую экспертизу. Это поможет вам проконтролировать, чтобы автосервисы, которые сотрудничают с вашей страховой службой, намерено не занизили сумму ущерба.

Цели и основания проведения

Юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, обладающие транспортом, обязаны проводить служебное расследование ДТП по следующим причинам:

1. Результаты вносятся в журнал учета дорожно-транспортных происшествий. Этот и другие документы по аварийным ситуациям могут запросить УГАДН в случае внеплановых и плановых проверок БДД в организации.

2. Рассмотрение аварии помогает предотвращать аналогичные инциденты в будущем, становится примером в формировании мер безопасности для предупреждения ДТП.

Требования об учете и анализе происшествий с участием транспортных средств закреплены в Федеральном законе № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Положения о служебном расследовании ДТП регламентированы Приказом Минтранса РФ № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом».

Действия членов комиссии

Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.

Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.

Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов автоторможения.

Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки. Если за рулем был сотрудник предприятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство. Нужно проверить водительское удостоверение, техталон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Запросить в управлении ГИБДД справку о ДТП и другую информацию, необходимую для расследования несчастного случая.

Читайте также:  Отдел льгот и пособий семьям с детьми

Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения, в том числе:

  • соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов;

  • соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок;

  • был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства;

  • проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование;

  • имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины;

  • как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей;

  • есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках;

  • как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.

Что делать в первую очередь

После столкновения автомобилей водители должны остановиться. Нельзя двигать транспортные средства с места происшествия. Далее следует сообщить непосредственному руководителю о произошедшем ЧП.
Когда в ДТП принимает участие служебный автотранспорт, закон требует проведение служебного расследования. Оно организуется предприятием для выяснения обстоятельства происшествия и определения виновника столкновения.

Обязательства по подготовке сотрудников возлагается на руководителя предприятия. И если водители нарушают ПДД, спрос от различных инстанций будет, в первую очередь, с руководства.

В процессе служебного расследования потребуется выяснить:

  • обстоятельства, которые возникли до столкновения автотранспорта;
  • причины, повлекшие аварию (в том числе, внешние факторы, не зависящие от водителей);
  • последствия столкновения, полученные повреждения у автомобилей, травмы у людей;
  • лиц, причастных к автоаварии;
  • недочеты в работе предприятия, повлекшие ДТП.

ДТП при любых обстоятельствах требует выяснения причин его совершения. При осуществлении проверки, организация пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.
Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, минимальный срок пять суток на составление акта, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.

Если погибло 3 и более человек и пострадало больше 5, проверка должна завершится в течение 7 суток.

Рассмотрим пошаговый алгоритм действий

  1. Жмите на тормоза и включайте «аварийку» на автомобиле. Доставайте знак аварийной остановки и выставляйте его с учетом требований ПДД.
  2. Все, что имеет отношение к аварии, пусть остается на местах. В ситуации, когда те илииные предметы мешают передвижению транспорта (людей), фиксируйте при свидетелях положение, после чего дорогу разрешается очистить. Как уже упоминалось, для восстановления события каждая деталь имеет значение.
  3. Осмотритесь вокруг. При наличии пострадавших вызывайте скорую помощь. Если есть соответствующие навыки, окажите помощь самостоятельно или же отвезите пострадавших к ближайшей больнице. После этого стоит вернуться на место событий.
  4. Фиксируйте данные свидетелей (ФИО и адреса). Как показывает практика, свидетельства очевидцев обладают наибольшей ценностью. Что касается участников аварии, то к их рассказам прислушиваются меньше, ведь они могут «приукрашать» события в нужную сторону.
  5. Звоните в полицию и страховую компанию, сообщив о ДТП и месте событий.

Какие действия выполняются автоинспекторами?

При ДТП с пострадавшими непременно авария оформляется с участием автоинспекторов. Воспользоваться европротоколом при таких условиях невозможно. Инспектор ГИБДД изучает все особенности дела, после чего составляет следующие документы:

  • протокол о выявленном правонарушении, если водитель не соглашается со своей виной;
  • постановление, если гражданин согласен с тем, что он является виновником происшествия;
  • справка о повреждениях, имеющихся на машине;
  • схема аварии;
  • акт освидетельствования, в котором указывается, не находился ли водитель во время происшествия в состоянии опьянения;
  • объяснительная, составляемая не только водителем, но и всеми очевидцами аварии.

Если проводится освидетельствование, то для этого автоинспектор должен привлечь двух свидетелей.

Получение страхового возмещения

Порядок действий для пострадавших при ДТП по ОСАГО после оформления аварии на месте связан с подготовкой документов и передачей их в страховую компанию. В течение 5 дней пострадавший обязан лично передать автостраховщику письменное заявление на получение страховой выплаты, к которому приложить:

  • копию паспорта собственника автомашины;
  • ПТС и регистрационное свидетельство техники;
  • водительские права человека, управлявшего транспортным средством в момент столкновения;
  • европротокол или справку ГИБДД (в зависимости от способа оформления столкновения). Европротокол рекомендуется дополнить фото, сделанными на месте аварии. Справка ГИБДД дополняется протоколом об административном правонарушении и справкой об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • действующий полис обязательного автострахования.

Положение о командном пункте по ликвидации аварии

Командный пункт по ликвидации аварии на предприятии (КП) создаётся для оказания помощи ответственному руководителю ликвидации аварии в части анализа аварийной обстановки, прогноза её развития и управления аварийно-спасательными работами.

КП возглавляет ответственный руководитель ликвидации аварии, в его состав входят руководитель аварийно-спасательных работ и специалисты, осуществляющие ведение оперативной документации и поддержание связи с местами выполнения аварийно-спасательных работ. В состав КП могут входить также посыльные (курьеры) и машинистка.

При КП могут быть созданы группы специалистов и экспертов для оперативного анализа и прогнозирования оперативной обстановки на аварийном участке, выполнения специальных работ (бурение скважин, дегазация, проходка поисковых выработок и т.д.) и материально-технического обеспечения аварийно-спасательных работ.

Руководитель предприятия обеспечивает КП надежной телефонной и радиосвязью, транспортом и специалистами.

КП размещается в кабинете главного инженера или другом помещении административно-технического комбината предприятия, должен быть оборудован прямой телефонной и радиосвязью с местами ведения работ и приспособлен для подключения высокочастотной связи, множительной и вычислительной техники.

Читайте также:  Условия программы «Молодая семья» в 2023 году

До прибытия на предприятие главного инженера КП размещается на рабочем месте диспетчера предприятия.

Запрещается нахождение на КП лиц, не связанных с непосредственным руководством ликвидацией аварии.

Приказом по предприятию определяются помещения АБК, в которых будут размещаться специальные службы, обеспечивающие нормальную деятельность КП в случае аварии. Приказ должен храниться вместе с планом ликвидации аварии.

Пожарные команды получают задание от ответственного руководителя через своего старшего начальника.

КП выполняет следующие функции:

– устанавливает местонахождение, количество и состояние застигнутых аварией людей, организует их спасение и оказание им первой медицинской помощи;

– организует работы по ликвидации аварии и ее последствий, сбор данных о разведке и развитии аварии;

– разрабатывает оперативные планы спасения людей, ликвидации аварии и ее последствий;

– привлекает, при необходимости, научно-исследовательские институты и высококвалифицированных специалистов для разработки предложений по наиболее эффективным способам спасения людей и ликвидации аварии;

– разрабатывает наиболее эффективные и безопасные, в складывающихся условиях, меры по выполнению аварийно-спасательных работ;

– организует бесперебойное функционирование вспомогательных служб по ликвидации аварии;

– разрабатывает безопасный режим отдельных участков и шахты в целом на период ведения горноспасательных работ;

– ведет установленную оперативно-техническую документацию.

КП действует круглосуточно с момента возникновения аварии и до окончания аварийно-спасательных работ.

Руководителю аварийно-спасательных работ запрещается отвлекаться от своих прямых обязанностей, в том числе информирования различных организаций об аварийной обстановке и ходе выполнения аварийно-спасательных работ.

При затяжных авариях, длительностью более суток, руководители аварийно-спасательных работ имеют право на время для отдыха. В случае посещения аварийного участка, руководитель назначает вместо себя другое лицо, подготовленное для выполнения этих обязанностей, о чем делается запись в оперативных журналах предприятия и АСЧ.

В период действия по оперативному плану ликвидации аварии все команды и информация, получаемая из аварийного участка, должны записываться на магнитофон (диктофон) и в оперативные журналы.

Во время ликвидации аварии на КП ведется следующая документация:

– оперативный журнал по ликвидации аварии;

– оперативный журнал АСЧ;

– оперативные планы ликвидации аварии;

– журнал учета работы отделений АСЧ по ликвидации аварии.

При ликвидации сложных и затяжных аварий составляются графики дежурства инженерно-технических работников предприятия, суточные графики очередности работы подразделений и командного состава АСЧ, таблицы и графики результатов анализов газов в шахтном воздухе по наиболее характерным точкам, интенсивности проветривания выработок и их депрессии и т.п.

Оперативные планы ликвидации аварии составляются после выполнения первоочередных мероприятий плана ликвидации аварии предприятия и в дальнейшем пересматриваются, уточняются или составляются заново во всех случаях изменения аварийной обстановки на предприятии или после выполнения намеченных в них мер. Оперативные планы нумеруются в порядке очередности их составления и немедленно доводятся до сведения (под роспись) лиц, ответственных за выполнение указанных в них мероприятий.

Ответственность за разработку оперативных планов ликвидации аварии и выполнения, намеченных в них мероприятий возлагается на ответственного руководителя работ по ликвидации аварии и руководителя аварийно-спасательных работ.

Ответственность за своевременное и правильное ведение оперативного журнала предприятия несет ответственный руководитель работ по ликвидации аварии, а оперативного журнала АСЧ – руководитель аварийно-спасательных работ.

К оперативному журналу АСЧ прилагаются схемы и эскизы, планирующие и поясняющие ход аварийно-спасательных работ, извещения аварийной газоаналитической лаборатории с результатами анализов проб воздуха, оперативные планы ликвидации аварии, экспертные рекомендации и др.

На КП должен быть план ликвидации аварии предприятия, бланки-пропуска на предприятие во время ликвидации аварии и следующие справочно-нормативные документы:

– «Правила безопасности в ….»;

– «Устав АСЧ по организации и ведению аварийно-спасательных работ»;

– «Руководство по изоляции пожаров в шахтах, опасных по газу»;

– «Руководство по применению закорачивания вентиляционной струи для спасения людей при пожарах в шахтах»;

– «Инструкция по предупреждению и тушению подземных эндогенных пожаров на шахтах (бассейновая)»;

– «Тушение подземных пожаров воздушно-механической пеной»;

– «Руководство по тушению пожаров генераторами инертных газов типа ГИГ»;

– «Руководство по применению азота для предотвращения взрывов при изоляции пожарных участков»;

– «Правила технической эксплуатации ….».

По окончании ликвидации аварии все оперативные документы (оперативные журналы АСЧ, результаты анализов проб воздуха, оперативные планы, эскизы, технологические паспорта и т.п.) в течение 5 лет хранятся в подразделении АСЧ, обслуживающем предприятие, а по истечении этого срока направляются в архив Российского научно-исследовательского института горноспасательного дела (РосНИИГД) или МЧС.

При ликвидации аварии затяжного характера руководитель аварийно-спасательных работ совместно с ответственным руководителем работ по ликвидации аварии организует на предприятии специальные: наземную и подземную базы, службы связи, медицинского и бытового обеспечения, аварийную газоаналитическую лабораторию и др.

Наземная база организуется для своевременного и бесперебойного обеспечения работающих подразделений АСЧ аварийно-спасательным оборудованием и материалами. Наземная база размещается в специально выделенном помещении на предприятии. Количество аварийно-спасательного оборудования, запасных частей и материалов, находящихся в наземной базе, устанавливается руководителем аварийно-спасательных работ.

Для обеспечения бесперебойной работы наземной базы руководитель аварийно-спасательных работ назначает начальника наземной базы.

Нюансы действий водителя после оформления ДТП

Нюансов в правильном алгоритме действий для каждого случая оформления ДТП множество, а порой даже сами представители страховых компаний могут давать противоречивые консультации. Учесть и перечислить все невозможно, но самые основные будут такими:

  • обязательно заполнять оборотную сторону извещения при Европротоколе разборчиво, лучше – печатными буквами и без исправлений или ошибок, потому что при неверном заполнении могут отказать в выплате;
  • ни потерпевший, ни виновник не должны сами браться за ремонт машин, пока с даты аварии не пройдет 15 дней, исключая выходные и праздники, — этот срок нужен, чтобы страховщики могли осмотреть авто;
  • после того как бланки извещения подписаны и разъединены, никаких исправлений в них вносить нельзя;
  • если потерпевший взял у страховщика направление на ремонт машины, ему нельзя самому выбирать станцию техобслуживания, нельзя контролировать ход ремонта;
  • если потерпевший получает денежную компенсацию по ОСАГО, ему не стоит начинать чинить авто, пока он не получит выплаты, поскольку если ее задержат и придется обращаться в суд, может потребоваться еще один техосмотр.
Читайте также:  Как снизить риски превышения полномочий директором предприятия

И, кроме того, виновнику ДТП надо помнить, что исковая давность по этим делам – 3 года, в течение которых ему необходимо хранить все материалы после оформления ДТП.

Это делается для того, чтобы понять, стоит ли вызывать ГИБДД или оформлять ДТП самостоятельно.

  • Оформите европротокол

Если в аварии участвовало два автомобиля и нет пострадавших, нужно оформить европротокол. Европротокол — это упрощенная схема оформления ДТП. Водители сами заполняют извещения об аварии и фиксируют обстановку на фото и видео.

Перед тем, как заполнять европротокол, убедитесь, что у второго участника подлинный ОСАГО. По статистике, каждый десятый полис является фальшивкой.

Проверить ОСАГО на подлинность можно следующими способами:

  • Позвонить в страховую второго участника. Нужно уточнить, не просто числится ли у них такой полис, а действительно ли застрахована эта машина в компании, так как она может быть дубликатом.

Как себя вести если произошла авария с пострадавшими

Каждый водитель, садясь за руль авто, должен осознавать не только ответственность за свои действия, но и обладать определенным набором знания и умений. Так, при движении по дороге могут возникнуть обстоятельства, при которых необходимо участие даже если машина не сталкивалась с другими транспортными средствами. Водителям необходимо четко помнить не только порядок действий при оформлении ДТП для восполнения материального ущерба, но и знать, как вести себя с пострадавшими в аварии:

  • Первое, что нужно сделать, это принять меры к оказанию первой помощи лицам, пострадавшим в результате столкновения. Приступать к таким действиям необходимо только при наличии специальной подготовки (Уточнение согласно 323 ФЗ 2011 года);
  • Вызвать «Скорую»;
  • Во время диалога с работником медицинской службы надлежит согласовать необходимость срочной доставки пострадавших лиц в больницу;
  • Уведомить полицию о случившемся вне зависимости от действий виновника ДТП
  • По возможности переписать контактные и персональные данные свидетелей аварии;

Если ситуация не терпит отлагательства, следует принять меры к транспортировке лиц, получивших травмы, в ближайшее к месту ДТП медицинское учреждение. Сделать это можно также на своем транспорте.

Действия при ДТП без пострадавших

Согласно последним изменениям в руководящих документах, закон предоставляет водителям возможность самостоятельно принимать решения в случаях, если при ДТП действия виновного адекватные. Когда нет пострадавших и инициатор столкновения соглашается покрыть стоимость восстановительных работ своему оппоненту, можно обойтись без вызова сотрудников ГИБДД. Вариантов здесь два. Первый – обратиться за помощью в службу аварийных комиссаров (если нет времени и уверенности в своем страховщике), они и приедут быстро и уже на следующий день выплатят ожидаемую сумму на ремонт. Второй вариант – зафиксировать столкновение в формате европротокола и тщательно продумывать свои действия в страховой после ДТП.

В редких случаях спорщикам предлагается разъехаться, для того чтобы не мешать движению и свои доводы представлять в отделении местной инспекции. Вне зависимости от ситуации на месте происшествия важно убедиться в том, что каждый из водителей имеет право управления транспортным средством и страховку гражданской ответственности.

Распространённые ошибки при попадании в аварию

ДТП всегда сопряжено с шоком и стрессом. В этой ситуации ни в коем случае нельзя поддаваться эмоциям. Самая рациональная позиция – собраться и помнить о следующем:

  1. Нельзя указывать заведомо ложные данные в документы при оформлении.
  2. Обязательно нужно сфотографировать место ДТП перед разъездом.
  3. Полно заполнять все поля форм.
  4. При решении вопросов без участия страховых и ГИБДД, нужно написать расписку.
  5. Все документы должны быть прочитаны и поняты, выведены на факт наличия нестыковок и неточностей.
  6. Категорически запрещено агрессивное поведение: драки, обвинения.
  7. Нельзя уезжать с места. Самым срочным и важным делом в этот момент является правильное оформление.

Документы, которые должен выдать сотрудник ГИБДД участникам ДТП

Сотрудник Государственной инспекции безопасности дорожного движения должен предоставить участникам аварии копии всей документации, которая необходима для обращения в судебные органы или для получения страховки. Такой перечень включает:

  • заполненный протокол дорожного происшествия, в котором описаны все обстоятельства аварии и присутствуют показания свидетелей;
  • описание осмотра и проверки состояния автотранспортных средств, попавших в ДТП, с указанием дефектов и поломок, полученных в результате аварии;
  • схему дорожно-транспортного происшествия;
  • акт медосмотра на предмет употребления водителями алкоголя и наркотических средств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *