Законодательно определено понятие недвижимых вещей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательно определено понятие недвижимых вещей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Напомню, что сейчас подать заявление на кадастровый учет и регистрацию прав можно на бумажном носителе при личном посещении МФЦ, либо ФГБУ «ФКП Росреестра», либо отправить по почте, либо заказать выездной прием за отдельную плату. Или в электронном виде через сайт госуслуг или Росреестра.

Комментарий к Ст. 8 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи обусловлена федеративным характером России. Наряду с определенной самостоятельностью субъектов Федерации федеративное государство должно обеспечивать единство экономического пространства (единство рынка). Оно является одним из главных элементов обеспечения целостности государства такого типа, поскольку экономические связи между отдельными регионами — наиболее прочные связующие элементы.

Кроме того, создание отдельных региональных рынков, изолированных от федерального, чревато экономическими потерями всех участников. Случаи экономического сепаратизма уже были в практике СССР и Российской Федерации, следствием чего стало принятие Указа Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О едином экономическом пространстве РСФСР»*(27), а впоследствии и закрепление данного принципа в Конституции РФ.

Для обеспечения единства экономического пространства Конституция РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

Принцип единства экономического пространства обусловливает также обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона*(28).

Кроме того, ст. 74 Конституции РФ гласит, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2).

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств развивает принцип единства экономического пространства и реализуется с помощью запрета для федеральных и региональных властей принимать решения, препятствующие свободному движению товаров, услуг и капиталов, а также установления единства стандартов, метрической системы, статистики, бухгалтерского учета, денежно-кредитной системы.

Помимо единства экономического пространства, в федеративном государстве гарантии, установленные частью первой комментируемой статьи, призваны обеспечивать свободное развитие рыночной экономики на всей территории России. Исходя из этого, Конституция РФ предусмотрела принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности.

В соответствии с законодательством РФ конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке. В свою очередь, монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью*(29).

Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ

ВОПРОС

НОВОЕ С 2021 ГОДА

Регистрация объекта незавершенного строительства Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать
Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
  • лицо, уполномоченное общим собранием собственников (соответствующие коррективы внесли в ЖК РФ);
  • лицо, которое провело перепланировку.

Подача заявлений на государственный кадастровый учет и регистрацию прав

С 28.10.2021 года будет доступна подача заявления через нотариуса при нотариальной сделке. Либо выездной прием МФЦ или ФГБУ «ФКП Росреестра» за плату.

С 01.01.2023 будет доступна функция подачи заявления через личный кабинет на сайте Росреестра или через региональные порталы государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, с января 2023 года органы государственной власти и органы местного самоуправления, страховые и кредитные организации будут запрашивать сведения, содержащиеся в Росреестре, только в электронной форме.

Тенденции на рынке аренды жилья

Здесь, как и с куплей-продажей – предложение значительно превосходит спрос. А значит, механизмы работают те же самые. Предпосылки на падение спроса аналогичные – кто-то покинул страну, кто-то сменил локацию на более доступную в рамках региона. В целом во второй половине текущего года цены на арендуемое жилье стабильно поехали вниз и пока успешно продолжают скольжение. На текущий момент можно говорить о снижении арендных ставок в столице примерно на 10-15%, в отдельных лотах до 20%. Конечно, владельцев это не радует, а вот для арендаторов, напротив, время благодатное. Можно выбирать, торговаться. На фоне низкого спроса меняются и требования к постояльцам – владельцы вынуждены пересмотреть свое отношение к национальности и составу семью арендаторов. С детьми и животными берём). Так что по текущим прогнозам, в 2023 году ситуация с арендой останется прежней – много предложений по хорошей цене.

Государственная собственность

Государственная собственность отличается от предыдущих тем, что имеет абсолютные права собственности, которые сосредоточены не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государственного института политической и экономической власти. Государство представляет собой верховного распорядителя имущества. Государство назначает менеджеров, которые в свою очередь управляют производством. Специфическая особенность собственности государственных предприятий заключается в том, что их имущество не может быть поделено на доли и не может быть персонифицировано у отдельных участников экономического процесса. Именно по этой причине государственная собственность считается унитарной.

У государственной собственности выделяют различные формы, которые она может принимать, к примеру, унитарное предприятие или акционерное общество. В любом случае исключительно государство может принимать решения относительно судьбы объекта своей собственности.

Теория эффективного и рационального распределения ресурсов

В соответствии с теорией рационального распределения ресурсов, объясняя критерии перемещения ресурсов из негосударственного сектора в государственный, выставляет конкретное требование: преобразование собственности посредством перемещения средств и ресурсов из одного сектора в другой представляется возможным и экономически выгодно только при потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньшей, чем дополнительные выгоды в государственном секторе. Иными словами, преобразование частной собственности в общественную имеет смысл только тогда, когда это станет причиной роста производительности ресурсов.

Таким образом, данный экономический критерий с некоторыми уточнениями носит вполне универсальный характер и применяется ко всем формам собственности и перераспределяемым правам собственности.

Однако решения о преобразованиях собственности в переходной экономике, исходя из существующего опыта, могут быть продиктованы некоторыми другими обстоятельствами, к примеру, политическими, избранным вариантом преобразование, интересами теневого бизнеса или криминального мира. Всё это может оказать серьёзное влияние на выработку рациональных экономических решений.

В этой связи необходимо уточнить, что важно принимать во внимание краткосрочные и долгосрочные последствия преобразований собственности. По этой же причине возникают проблемы, связанные с взвешиванием краткосрочных потерь и долгосрочных выгод для общества от преобразований собственности. Решить подобные проблемы можно с помощью особых экономических расчётов. Таким образом, можно утверждать, что тщательный научный экономический анализ должен предшествовать преобразованиям собственности в государственном масштабе, а также в каждом отдельно взятом случае.

Правоустанавливающие документы на квартиру

В соответствии с законодательством РФ для подтверждения прав владения у гражданина должно быть специальное свидетельство о регистрации недвижимости. При этом способ получения жилья не важен — справка будет актуальна в любых условиях.

Свидетельство содержит следующую информацию:

  • номер и серия документа,
  • если копия: отметка о дубликате,
  • сведения о владельце квартиры,
  • данные о жилье: адрес, площадь и номер,
  • кадастровый номер недвижимости,
  • наименование правоустанавливающего документа.
Читайте также:  Калькулятор компенсации за неиспользованный отпуск

Подобного свидетельства может не быть у граждан, которые приобретали жилье до 2000 года. В это время их не выдавали, однако у владельцев могут иметься другие документы, подтверждающие право владения.

Перечень прочих документов:

  • договор передачи жилья в личное имущество,
  • соглашение о купле-продаже,
  • свидетельство о правах на наследство,
  • договор дарения,
  • соглашение ренты,
  • договор долевого участия.

Документом о подтверждении права может считаться и брачный договор, который вступает в силу во время раздела имущества. Для получения права на имущество необходимо дождаться решения суда.

Если муж и жена вместе покупают или приватизируют жилье, оно считается общим имуществом – как и все, совместно приобретенное за годы брака, за исключением личных вещей. При этом не важно, работали ли оба, или кто-то занимался детьми и хозяйством. Доли в таком случае не определяются и считаются равными: их можно обговорить и конкретно прописать имущество каждого только в брачном договоре. Супруги могут заключать различные договоренности как между собой, так и с третьими лицами. В целом собственность может быть как долевая, так и общая совместная. Если жилье было куплено до брака, передалось по наследству или в дар, или по брачному договору было оформлено на одного супруга, то общим имуществом оно считаться не будет.

После прекращения брака имущественные права членов семьи продолжают действовать – если, конечно, брачный контракт не оговаривал иные условия. Имущество можно по взаимному согласию разделить между членами семьи: если компромисса достигнуть не получается, спор переносится в суд.

Как узнать вид собственности

Сделать это поможет выписка ЕГРН, которую предоставляет Росреестр. Обратиться туда можно либо явившись лично (или придя в МФЦ), либо позвонив, либо заполнив соответствующую форму на сайте. К слову о последнем: посмотреть там общую информацию об объекте недвижимости можно бесплатно, а вот за оформление подробной документации уже нужно будет заплатить госпошлину. Она одинакова для всех регионов. В 2020 году бумажная выписка стала стоить 870 рублей, электронная – 350.

Документы о собственности на жилье обязательно нужны, если вы собираетесь проводить с ним какие-то операции: дарить, продавать, сдавать в аренду и т.д. Поэтому не забывайте об этих бумагах и знайте свои права. Агентство недвижимости «Трансферт» с удовольствием снабдит вас необходимой информацией!

Типология рассматриваемой категории

Ее отношения совершенствовались по мере общественного развития. В связи с этим появлялись самые разнообразные формы и виды собственности. Первые – специфические характеристики принадлежности продуктов общественного производства и материальных факторов его главным субъектам, а вторые – качественно особые стадии в эволюции собственности. Как именно взаимосвязаны формы и виды собственности? Это показано в таблице ниже.

Формы собственности Виды собственности
Частная

Государственная

Коллективная

Рабовладельческая (античная, азиатская)

Капиталистическая

Первобытнообщинная

Феодальная

Социалистическая

Они находятся в прямой зависимости и предопределяются конкретными историческими условиями жизни социума. При этом виды собственности детерминированы существованием определенной общественно-экономической системы. Данная классификация именуется как формационная, однако целиком с ней не совпадает. Как уже стало понятно, вышеперечисленные виды собственности соответствуют ее различным формам. Так, частная собственность – продукты производства и его средства — принадлежит отдельно взятым лицам. Коллективная же – единство собственности и труда (коллективное), точнее, их особое состояние, в рамках которого отдельно взятый член коллектива – собственник полученной продукции и средств производства.

Классификация форм рассматриваемого понятия

Выделяют различные виды собственности, исходя из ее форм и характера субъектов:

1. В зависимости от формы присвоения:

  • индивидуальная (трудовое хозяйство, личная собственность, личное подсобное хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность);
  • государственная (муниципальная, общегосударственная, образования на государственной территории);
  • коллективная (кооперативы, арендные предприятия, акционерные компании, коллективные предприятия, товарищества, ассоциации и пр.).

2. Исходя из права собственности:

  • государственная (федеральная, муниципальная, республик и иных образований на территории государства);
  • частная (граждан, юрлиц: организаций, предприятий, объединений);
  • совместная (общая для организаций и предприятий).

Что такое собственность

Существует очень много определений собственности экономического и юридического плана.

  • Так, экономисты, во главе с Марксом, определяют собственность как отношение к средствам производства в целях извлечения прибыли и право владения, пользования или же распоряжения этими средствами производства. Кому принадлежат средства производства, тому фактически принадлежит все.
  • Ожегов определил собственность как материальное имущество (частное, коллективное, государственное, личное) и право владения им.
  • Как юридическая категория – это вид правовых отношений в обществе, порождаемых процессами производства и распределения всех благ (как материальных, так и нематериальных), способ их владения, потребления, обмена, приобретения, отчуждения.
Читайте также:  Сроки сдачи отчётности в 2023 году (I полугодие)

Понятие «публичные земли»

Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно разделить на две группы:

А. Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне»). В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст. 87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г. и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. №745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г. Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.

В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими. Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *