Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую систему налогообложения выбрать для управляющей компании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ряде зарубежных стран, особенно в странах Европы и США, несколько иной подход к организации предоставления услуг ЖКХ в целом. Проблема обслуживания дома, по сути, является личной проблемой жильцов, а органы ЖКХ в большей степени оказывают сервисные услуги.
С чего начинается учет?
Бухгалтерский учет управляющей компании – это отражение закупки коммунальных ресурсов у поставщиков, отражение расчетов с потребителями (собственниками жилья), учет материалов, зарплаты, налогов, расчеты с контрагентами. Каждый из секторов имеет свои особенности.
Начинается бухучет юрлица с выбора и утверждения учетной политики. Она устанавливает правила учета расходов, доходов, других активов. Если некоторые нюансы не учтены и ряд вопросов остается неразобранным, практическая часть бухучета сильно усложняется. Возникают несоответствия, которые могут иметь серьезные финансовые последствия.
Разрабатывается учетная политика в соответствии с нормами НК и ПБУ. Если в законодательстве ссылки на какие-либо особенности ее формирования отсутствуют, управляющая компания закрепляет их в документе на свое усмотрение.
Вторым этапом организации учета является разработка плана счетов. Основания для его формирования представлены в приказе Минфина №94н. В план включаются только фактические счета, которые компания будет использовать для отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности.
На следующем этапе утверждаются формы первичных документов. Здесь можно воспользоваться унифицированными образцами (шаблонами). Если есть необходимость в разработке собственных форм, они создаются с учетом нормативных требований и правил документооборота.
Грамотная постановка учета в управляющей компании заметно упрощает его последующее ведение профильными специалистами на участках.
Правовое регулирование бухгалтерского учета ЖКХ
Организация бухгалтерского учета и отчетности в организациях и подразделениях ЖКХ регулируется общими для всех организаций документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета — Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и т.п.
Кроме того, существуют отдельные нормативные документы (принятые как на федеральном, так и на отраслевом уровне), регулирующие особенности оказания услуг в данной сфере деятельности.
Общие правила начисления и взимания квартплаты были установлены еще Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 г. и Инструкцией НКВД и НКЮ РСФСР от 23 июня 1928 г. N 220. Данный документ за прошедшие 70 лет практически не менялся и продолжает действовать. В дальнейшем в развитие упомянутого Постановления лишь разрабатывались инструкции и методические указания.
Всё про учётную политику УК
Регулируют УП Положение по бухгалтерскому учёту и Налоговый кодекс РФ. К нюансам процедуры можно отнести:
- Если в законодательстве нет ссылок на какие-либо особенности, УК имеет право на самостоятельную разработку инструкций, положений и прочего.
- В учётной политики компании должна быть отметка о выбранной системе налогообложения.
- Деятельность УК осуществляется с учётом норм налогового законодательства.
В учётной политике УК обязательно должны быть:
- Налоговые платежи.
- Доходы и расходы.
- Заработная плата.
- Учёт материалов.
- Расчёты с поставщиками ресурсов.
Итак, мы рассмотрели все основные правила ведения учёта. Чем проще составлена УП организации, тем проще ведение учёта.
Какая система выгоднее для конкретной организации?
Каждое ТСЖ самостоятельно выбирает оптимальную для себя систему налогообложения. Для определения оптимальных параметров используется таблица, помогающая определить итоговую налоговую нагрузку:
В таблицу вносится:
Показатели (руб) | ОСНО | УСН |
Доход | ||
Затраты | ||
Налоги, включая
|
||
Прибыль, поступившая в распоряжение | ||
Налоговая нагрузка в процентах |
При заполнении граф таблицы руководство ТСЖ может определить оптимальный для себя тип налогообложения. Отказ от УСН удобен для товариществ собственников жилья, у которых есть существенный дополнительный коммерческий доход. Например, от внесения платежей жильцами, которые не являются собственниками, или от коммерческого использования площадей многоквартирного дома.
УСН для ТСН и ТСЖ, соответствуя своему названию, упрощает выплату сборов, которые проводят налоговики. Нужно меньше собирать документации и налоговый учет проводится по сокращенному объему. Оплачивать при этом необходимо:
- единый сбор;
- НДФЛ и взносы на страхование.
ТСЖ на упрощенке выгодно проводить компаниям, у которых:
- доход составляет меньше, чем 120 миллионов рублей;
- меньше, чем 100 человек, работающих в штате товарищества;
- основной фонд составляет меньше, чем 100 миллионов рублей.
Сборами облагается прибыль или доходы минус расходы. Ставки в этих двух случаях различные. В первом варианте это – 6%, а во втором – 15%. Это средние показатели по стране, местные органы управления могут и понижать эти ставки.
Так как ТСН – это организации некоммерческого характера, то прибыль они от своей деятельности не получают. Все деньги, которые поступают на счет этих компаний, расходуются на целевые нужды, дохода при этом, естественно, нет. Поэтому для расчета налогов в ТСЖ следует пользоваться упрощенкой «доходы за вычетом расходов».
Платить ТСЖ должны по Налоговому кодексу, в котором перечислен перечень объектов, которые облагаются сбором. Если у ТСЖ или ТСН предвидятся расходы, которых нет в списке, вычеты на них невозможны по закону.
Тарифы на страхование можно снизить до двадцати процентов при выплате сборов в казну и взносов в Пенсионный фонд и ФСС. Такое понижение используют в следующих ситуациях:
- не меньше 70% доходов товарищество получает от управления домом;
- такие доходы составляют не более 120 миллионов рублей в год.
Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.
Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.
Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».
Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).
Учет в жилищно-строительном кооперативе
- Завышение начислений по счетам РСО в случае выхода из строя, либо отсутствия общедомовых узлов учета (в этом случае РСО, как правило, не ограничивают счета начислениями конечным потребителям, что не соответствует закону)
- Некорректный расчет объемов сточных вод как суммы показаний ОДПУ по холодной и горячей воде (на самом деле, вне зависимости от наличия/отсутствия ОДПУ объем сточных вод необходимо определять, исходя из показаний КПУ, плюс норматив в квартирах без КПУ по всем расчетным периодам вплоть до конца 2020 года)
- Излишняя поставка тепловой энергии – так называемые «перетопы», образующиеся в результате превышения фактической температуры теплоносителя в подающем трубопроводе над температурным графиком, то есть несоответствие температуры теплоносителя температуре наружного воздуха
- Завышение количества тепловой энергии на нужды подогрева горячей воды в случае применения двухкомпонентного тарифа (следует руководствоваться установленным нормативом потребности в тепловой энергии на подогрев воды, а не показаниями ОДПУ)
- Расхождение между количеством ресурса, предъявленного к оплате, и количеством, зафиксированным на основании показаний ОДПУ («досчёты», потребление по отключенным теплопотребляющим установкам, включение в расчет нежилых помещений, имеющих признаки общего имущества МКД, и т. д.)
- Неправомерное снятие ОДПУ с коммерческого учета
Только первая волна моей радости быстро ушла, и какой-то неприятный осадок мешал радоваться дальше, не отпускало ощущение дежавю.
За счет чего снижаются расходы управляющей компании?
- Завышение начислений по счетам РСО в случае выхода из строя, либо отсутствия общедомовых узлов учета (в этом случае РСО, как правило, не ограничивают счета начислениями конечным потребителям, что не соответствует закону)
- Некорректный расчет объемов сточных вод как суммы показаний ОДПУ по холодной и горячей воде (на самом деле, вне зависимости от наличия/отсутствия ОДПУ объем сточных вод необходимо определять, исходя из показаний КПУ, плюс норматив в квартирах без КПУ по всем расчетным периодам вплоть до конца 2020 года)
- Излишняя поставка тепловой энергии – так называемые «перетопы», образующиеся в результате превышения фактической температуры теплоносителя в подающем трубопроводе над температурным графиком, то есть несоответствие температуры теплоносителя температуре наружного воздуха
- Завышение количества тепловой энергии на нужды подогрева горячей воды в случае применения двухкомпонентного тарифа (следует руководствоваться установленным нормативом потребности в тепловой энергии на подогрев воды, а не показаниями ОДПУ)
- Расхождение между количеством ресурса, предъявленного к оплате, и количеством, зафиксированным на основании показаний ОДПУ («досчёты», потребление по отключенным теплопотребляющим установкам, включение в расчет нежилых помещений, имеющих признаки общего имущества МКД, и т. д.)
- Неправомерное снятие ОДПУ с коммерческого учета
Самое важное о бухучете в управляющей компании ЖКХ. Особенности проводок при УСН и ОСНО
Выбирая управляющую компанию, собственники отдают предпочтение тем организациям, которые готовы работать в режиме многозадачности и выполнять множество различных функций за выгодную и разумную стоимость.
К таким обязанностям можно отнести бесперебойное обеспечение квартир всеми коммунальными ресурсами, проведение проверок состояния общедомового оборудования, текущий и капитальный ремонт, а также многое другое. В связи с большим кругом обязанностей появляется много бумажной волокиты.
Ведение налогового и бухгалтерского учета в управляющих компаниях ЖКХ осуществляется не так, как в обычных организациях, и имеет ряд особенностей и нюансов. Итак, разберёмся подробнее.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !
Понятие упрощённой системы налогообложения
Упрощённая система налогообложения или УСН – один из пяти специальных налоговых режимов, согласно п. 2 ст. 18 НК РФ. Такой режим ориентирован на малый бизнес, а его цель – упрощение расчёта и уплаты налогов при ведении предпринимательской деятельности. Порядок применения упрощённой системы налогообложения регулируется нормами главы 26.2 НК РФ.
Эксперт по налогам, основатель аутсорсинговой компании «ЮрфинекС» и помощник по налогам Уполномоченного по правам предпринимателей Республики Карелия Юрий Романченко на онлайн-семинаре «Упрощённая система налогообложения: риски, возможности, правила для УО и ТСЖ» отметил, что УСН – оптимальное решение для ведения налогового учёта в управляющих компаниях и ТСЖ, ЖК, ЖСК. Ведь кооперативы и товарищества сложно отнести к крупному бизнесу, а управляющие компании далеко не всегда вырастают до среднего предпринимательства.
Тем не менее сложилась судебная практика, когда суды признают поступления оплаты за коммунальные и жилищные услуги доходами УО, ТСЖ, ЖК. Поэтому устойчивого мнения о том, делает ли УСН их жизнь легче, нет.
Также отметим, что при УСН налогоплательщик вправе сам выбрать один из двух объектов налогообложения, указанный в ст. 346.14 НК РФ:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на расходы.
Итак, с целевых поступлений налог взыматься не должен. Но это не само собой разумеющееся правило, которое действует согласно прямой нормы, а спорный момент, который придется еще согласовать, и, возможно, даже в суде.
В тех ситуациях, если товарищество на договорной основе пользуется услугами по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома и его территории, выступает в роли посредника, то налог на прибыль взымается с причитающегося агентского или посреднического вознаграждения.
Со всех видов услуг коммерческого характера товарищество обязано выплачивать налог на добавленную стоимость. ЖСК обязано уплатить и единый социальный налог, а также на имущество согласно общеустановленных правил.
Однако, при переходе на упрощенку, ТСЖ обходит все эти налоги, заменяя их налогом по результатам хозяйственной деятельности.
Однако перейти на упрощенку можно сразу при регистрации, а если этого не сделать, то тогда придется ждать наступление следующего года, подав своевременно заявление на это в октябре и ноябре текущего года.
Учтите, что все вышесказанное неплохо звучит в теории.
На практике товарищество с большой вероятностью столкнется с тем, что налоговая служба будет пытаться включать в налогооблагаемую базу все денежные поступления жильцов.
К такому нужно быть готовым и психологически, и с позиции знаний законодательства. Как говорят – раз предупрежден, значит вооружен.
Особенности налогообложения предприятий ЖКХ
В ряде зарубежных стран, особенно в странах Европы и США, несколько иной подход к организации предоставления услуг ЖКХ в целом. Проблема обслуживания дома, по сути, является личной проблемой жильцов, а органы ЖКХ в большей степени оказывают сервисные услуги.
Прежде чем переходить к изучению вопросов налогообложения предприятий сферы ЖКХ, необходимо рассмотреть особенности практик управления самой системой ЖКХ в зарубежных странах, являющейся основой формирования финансово-хозяйственной деятельности и финансовых ресурсов управляющих компаний.
В таких иностранных государствах, как: Норвегия, Дания, Германия, Нидерланды, Швейцария, Польша, Венгрия и Чехия, высокое качество предоставляемых услуг ЖКУ, в первую очередь обусловлено созданием объединений собственников жилья на добровольной основе, но с обязательным участием. Такие объединения очень строго следят за качеством услуг, оказываемым в сфере ЖКХ, а так же организуют собрания по вопросам регулирования общественных вопросов в изучаемой сфере деятельности.
В Польше и Швеции управление системой ЖКХ и предоставлением ЖКУ занимается государство. В этих странах создаются акционерные общества со 100% участием государства, которые на основе разработанной законодательной база в сфере ЖКХ, руководствуют деятельностью управляющих компаний.
Практически все цивилизованные страны предоставляют своим гражданам жилищные и коммунальные услуги, а потому это – интернациональная тема, в которой есть место схожим понятиям. За границей, чтобы получить качественные коммунальные и жилищные услуги, собственники создают некоммерческие потребительские организации, объединяясь между собой или с пайщиками. Цель формирования таких структур – управлять комплексом недвижимости, обеспечивать его эксплуатацию, владение, использование и распоряжение имущественными ценностями. ОСЖ, или объединение собственников жилья, – обобщающее понятие разных юридических форм жилищных коопераций. Здесь можно сказать, к примеру, о территориальных сообществах жителей, кондоминиумах, жилищных кооперативах в таких странах, как Канада и США. Зарубежный опыт ЖКХ довольно интересен. Так, во Франции действуют синдикаты, в Финляндии – квартирные АО, в Украине – объединения совладельцев многоквартирных домов, в России – ТСЖ или ЖСК (жилищно-строительные кооперативы).
Иностранный опыт организации налогообложения в ЖКХ проанализируем на примере обслуживания жилья в коммунальной отрасли США, где работают приватные фирмы. При этом в большом количестве случаев инженерная инфраструктура в коммунальном хозяйстве городов находится во владении муниципалитетов и эксплуатируется приватными операторами на основе соглашений об аренде, контрактов на управление или концессионных соглашений. Соблюдение таких стандартов качества обязательно регулируется органами местного самоуправления, при которых непременно формируются службы хозяйственного аудита, призванные оценить результативность работы муниципальных служб и установить резервы уменьшения себестоимости услуг. Исключение составляют рынки услуг по обеспечению газом и бытовой электроэнергией, где уровень стоимости и тарифов регулируется властями страны. В США налогообложение приватных фирм не чем не отличается от других видов компаний, они так же платят федеральный подоходный налог, который составляет от 15 до 39%, в зависимости от размера прибыли, налог с продаж и другие налги. Величина налогов зависит в большинстве случаев от штата, где располагается предприятие.
В западноевропейских государствах часть жилищного фонда, который принадлежит стране и муниципалитету, намного больше, чем в США. Существенная доля этого фонда приходится на кооперативы. Обычно это большие организации, которые владеют многочисленными жилыми домами. Подобные кооперативы широко распространены в Германии и скандинавских странах. В конце 80-х годов в Восточной Германии проводят реорганизацию жилищно-коммунальных предприятий. Из бывших жилищных агентств формируются городские жилищные организации как дочерние фирмы общин и городов. Начинают создаваться жилищные кооперативы, а также союзы жилищных компаний как представители интересов компаний ЖКХ. Основное отличие немецкой системы жилищного хозяйства заключается в том, что все платят за то, что используют, поэтому в Германии уделяется значительное внимание экономии энергетических ресурсов. В ФРГ налог на прибыль взимается по ставке 15%. Также уплачивается налог солидарности по ставке 5,5% от суммы налога на прибыль, таким образом, эффективная ставка налога составляет 15,825%.
Кроме того, в Германии взимаются следующие социальные взносы за счет работодателя:
— пенсионное страхование по ставке 18.6% с дохода до 85.200 евро (в некоторых федеральных землях ниже);
— страхование от безработицы по ставке 2,4% с дохода до 85.200 евро;
— медицинское страхование по ставке 15,9% с дохода до 58.050 евро.
— страхование по обеспечению длительного ухода по ставке 3,05% (3,3% для бездетных старше 22 лет) с дохода до 58.050 евро;
— страхование производственного травматизма, ставки зависят от сектора экономики, взносы так же уплачиваются работодателем.
В итоге можно сделать вывод о том, что налогообложение предприятий сферы ЖКХ в зарубежных странах существенно не отличается от налогообложения других коммерческих предприятий, при этом не во всех странах предприятия ЖКХ могут использовать специальные (льготные) режимы налогообложения.
Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы, а также специализированные потребительские кооперативы. Кроме того, исполнителем таких услуг может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.
Предоставление коммунальных услуг собственникам возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, которые отвечают лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы многоквартирного или жилого дома.
- предоставлять потребителям коммунальные услуги, которые входят в договор, круглосуточно и в полном объеме;
- заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку ресурсов;
- обслуживать инженерные системы;
- ежемесячно снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета — воды, газа, электричества — потребителей. Учитывать показания для расчета размера платы пользователей;
- рассчитывать размер платы и производить перерасчет, если нужно;
- принимать жалобы от жильцов и сообщать им об авариях и работах, которые могут помешать подаче КУ.
Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают. Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта.
- изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;
- внесение изменений в правила, касающиеся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;
- изменение климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5%.
Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право на субсидии. Но региональные власти могут устанавливать собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ. Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18%, в Кемерово — от 5 до 17%.
Особенности налогообложения предприятий жилищно-коммунального комплекса
Эксплуатирующая организация, как и любое другое юридическое лицо осуществляет в пользу государства основные выплаты:
- Налог на добавленную стоимость (НДС) – 20%
- Налог на прибыль – 20% для ОСНО, и 15% или 6% для УСНО
- Налог на имущество – зависит от региона, в среднем 2,2%
- Налог на доходы физических лиц -13%
- Социальные выплаты – 30%
Для оптимизации налоговых платежей при регистрации общества УК имеет право выбирать систему налогообложения или же изменить его в следующем налоговом периоде, оформив надлежащим образом заявление. Всего систем налогообложения, применяемых в ЖКХ, две:
- ОСНО: общая система налогообложения, в рамках которой фирма выплачивает НДС
- УСНО: упрощенная система в которой нет НДС, а налог на прибыль составляет 15%, если налоговая база принимается как выручка минус расходы, и 6%, если налог считается от выручки организации.
Рассмотрим все виды налоговых режимов более подробно.
ОСНО – обязательный режим для фирм, у которых годовая выручка больше 150 млн.р. и среднесписочной численности. более 100 человек. Если рассматривать через управляемую площадь, то при среднем тарифе 23р/м2 эксплуатирующая организация, УК крупнее чем 540 т.м2. управляемого жилья должны быть на общей системе. Для оптимизации расходов на государственные выплаты в этом случаем поступают следующим образом:
- в группе компаний формируется несколько УК, чтобы не выходить за лимит по выручке и численности.
- в группе компаний одна УК на ОСНО и несколько ЖЭУ выведенные со штатом в отдельные юр.лица.
Такие манипуляции позволяют экономить по выплатам с прибыли. С НДС же не все так просто.
Второй наиболее распространенный режим — упрощенный. Здесь все просто — нет НДС, выплаты сборов за прибыль в разы меньше чем те, что уплачиваются на общей системе налогообложения. Все небольшие УК или ЖЭУ используют этот режим. Но здесь важно правильно выбрать налог на прибыль 6% или 15%. Для этого приводим простой пример расчета.
Ранее организации ЖКХ имели право на применение льготной ставки по единому социальному налогу, в случае если организация занималась непосредственным обслуживанием жилого фонда. Общая ставка составляла порядка 24% вместо 30% в среднем для коммерческих фирм. Однако в 2019 году льгота для этой отрасли была отменена и ставка была приравнена к общим параметрам на основании Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ. Поэтому такие выплаты организации по своим сотрудникам выплачивают как любая другая компания. Для простоты расчета принимается 30,2% от уровня ФОТа (фонда оплаты труда).
В обязанности юридического лица, работающего в сфере ЖКХ, вменяется ведение бухгалтерского учета и предоставление отчетности. Эта обязанность касается любой компании вне зависимости от того, какая система налогообложения применяется. Комплект отчетности за год включает:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- пояснение к балансу и отчету о финансовых результатах;
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств.
Промежуточная отчетность включает лишь первые две формы. В случае принадлежности организации к малому предпринимательству отчетность также включает только баланс и отчет о финансовых результатах. При применении УСН отчетность предоставляется в упрощенной форме и включает баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств.
Кроме того, организации ЖКХ предоставляют регулярно сведения о численности персонала, данные по подоходному налогу 2-НДФЛ. Если предприятие применяет ОСНО, то необходимо сдавать налоговую декларацию по налогу на прибыль и по НДС. Организации, применяющие «упрощенку», сдают декларацию по единому налогу даже в том случае, когда в отчетном периоде отсутствуют доходы и расходы.
Вопрос №1. Как учитываются суммы, поступившие в счет оплаты коммунальных услуг, в ТСЖ?
Порядок отражения в ТСЖ сумм, поступивших от жильцов в счет оплаты коммунальных услуг, напрямую зависит от того, что прописано в уставе организации. Если устав не содержит сведений об обязательствах товарищества по обеспечении коммунальными услугами, а агентские договора с собственниками жилья не заключены, то все коммунальные платежи, поступавшие на счета организации, приравниваются к выручке.
В этом случае составляют следующие проводки:
- Дт 62 Кт 90 – начислены коммунальные платежи, подлежащие к оплате;
- Дт 51, 50 Кт 62, 76 – поступила оплата коммунальных услуг.
В случае, когда ТСЖ осуществляет деятельность в соответствии с заключенными агентскими договорами, то под определение дохода попадает только величина агентского вознаграждения:
- Дт 76 Кт 60 – на сумму коммунальных платежей, подлежащую оплате;
- Дт 76 Кт 90 – на величину агентского вознаграждения;
- Дт 51,50 Кт 76 – получена оплата коммунальных услуг с учетом агентского вознаграждения.
Вопрос №2. Предоставляет ли управляющая компания отчетность страховым организациям?
Да, в случае наличия в компании наемного персонала организация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Отсюда вытекает обязанность предоставлять отчетность в Пенсионный фонд по страховым взносам в разрезе сотрудников. Управляющие компании могут воспользоваться правом применять пониженные ставки страховых взносов.
Такая возможность предоставляется в случае, когда управление недвижимостью – единственный вид деятельности организации.
Вопрос №3. Как правильно отразить на счетах расчеты с собственниками недвижимости по пеням, начисленным за несвоевременную оплату коммунальных услуг?
Многие управляющее компании допускают ошибку в учете пеней, начисляя их самостоятельно по аналогии с выручкой в составе доходов. Пени можно признать в учете только в случае определения их судебным решением или же по факту признания их должником, о котором свидетельствует их оплата. Поэтому признание пени в качестве дохода в организации ЖКХ возможно только после оплаты:
- Дт 50, 51 Кт 62;
- Дт 91 Кт 62.
Вопрос №4. Как ведется учет и налогообложение субсидий и субвенций, выделенных из бюджета на финансирование определенных программ?
Учет и налогообложение средств, полученных в виде субсидий и субвенций, ведется по аналогии с учетом целевого финансирования. Поступившие субсидии не попадают под налогообложение НДС, не являются доходом организации при расчете налога на прибыль. Имущество, которое может быть приобретено впоследствии за счет средств субсидий и субвенций, не уменьшает базу налогообложения по налогу на прибыль.
Вопрос №5. Как отражаются в учете активы, переданные компании ЖКХ ее собственником сверх величины уставного фонда?
Средства, полученные компанией от собственника, не относящиеся к уставному капиталу, показывают в учете следующими проводками:
- Дт 10, 51, 50, 08 Кт 75 – поступили средства
- Дт 74 Кт 84 – увеличена нераспределенная прибыль.
Полученные таким образом активы не являются объектом обложения налогом на прибыль.
Налоги ООО в 2021 году: виды налогообложения и сколько нужно платить
В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).
В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.
Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли. Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.
При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2017 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.
Выбирая управляющую компанию, собственники отдают предпочтение тем организациям, которые готовы работать в режиме многозадачности и выполнять множество различных функций за выгодную и разумную стоимость.
К таким обязанностям можно отнести бесперебойное обеспечение квартир всеми коммунальными ресурсами, проведение проверок состояния общедомового оборудования, текущий и капитальный ремонт, а также многое другое. В связи с большим кругом обязанностей появляется много бумажной волокиты.
Ведение налогового и бухгалтерского учета в управляющих компаниях ЖКХ осуществляется не так, как в обычных организациях, и имеет ряд особенностей и нюансов. Итак, разберёмся подробнее.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !
Регулируют УП Положение по бухгалтерскому учёту и Налоговый кодекс РФ. К нюансам процедуры можно отнести:
- Если в законодательстве нет ссылок на какие-либо особенности, УК имеет право на самостоятельную разработку инструкций, положений и прочего.
- В учётной политики компании должна быть отметка о выбранной системе налогообложения.
- Деятельность УК осуществляется с учётом норм налогового законодательства.
В учётной политике УК обязательно должны быть:
- Налоговые платежи.
- Доходы и расходы.
- Заработная плата.
- Учёт материалов.
- Расчёты с поставщиками ресурсов.
Итак, мы рассмотрели все основные правила ведения учёта. Чем проще составлена УП организации, тем проще ведение учёта.
Все УК могут самостоятельно решать, какую систему налогообложения выбрать. Варианта может быть два УСН или ОСНО. Оба варианта содержат два вида налога:
- на прибыль;
- добавленную стоимость.
Для деятельности управляющих компаний этот процент очень большой и весьма невыгодный. Ведь всем известно, что некоторые новые УК работают первое время иногда в минус.
Если организация выбрала упрощённую систему, то проводки Д68 К19, а также Д90/3 К68 использоваться не будут. Такие проводки необходимы для вычета и начисления НДС для тех компаний, которые выбрали ОСНО.
Преимущества работы на УСН для УК можно указать так:
- Компания не оплачивает НДС (20%).
- Компания освобождена от налога на прибыль.
- Оплата отдельного сбора за использование УС – 5-15%.
Какую систему налогообложения выбрать для управляющей компании
Для организаций, которые ввели у себя упрощенную систему налогообложения, используются лишь три счета:
- Расчетный счет №51.
- Прибыль/Убыток предприятия №99.
- Налоговые платежи, сборы, отчисления и расчеты №68.
Проводок всего две:
- Начисление налога №99.
- Отображение выплаты налога №68.
Подробнее о том, как происходит расчёт в ЖКХ, мы рассказывали в этой статье.
Вместе с регистрацией ЖСК налоговый орган необходимо уведомить о выбранной системе начисления налогов. Преимущественно выбирают УСН. Эта система позволяет некоммерческим организациям не платить НДС и имущественный налог, использовать пониженные тарифы страховых взносов за наемных сотрудников до 2025 года (как минимум).
С применением последних нововведений в НК РФ размер ставок составит:
Взносы на обязательное пенсионное страхование | Взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | Взносы на обязательное медицинское страхование |
---|---|---|
20% | 0% | 0% |
По начисленным страховым взносам предоставляем в налоговую инспекцию ежеквартальный РСВ (расчет по страховым взносам). Для некоммерческих организаций там есть отдельный спецраздел (Приложение 7), от его правильного заполнения зависит возможность применения льготных тарифов. А перед ним выбираем код тарифа плательщика «10».
Важно! Кроме этого, за наемных сотрудников нужно сдавать ежемесячные отчеты в ПФР (СЗВ-М), при кадровых изменениях — СВЗ-ТД, ежегодный отчет о стаже трудоустроенных (СВЗ-стаж).
Из заработной платы удерживаем 13% НДФЛ и отчитываемся по 6-НДФЛ (справки 2-НДФЛ в 2021 году не сдаем, за 2020 год отчитываемся по старой форме).
Бухгалтерский учет и налогообложение предприятий ЖКХ
Жилищный кодекс обязует потребителя:
- оплачивать коммунальные услуги как предприятия, так и физических лиц;
- вносить оплату до 10 числа ежемесячно;
- составлять платежные документы в соответствии с полученными квитанциями;
- получать при наличии оснований субсидии (скидки) на оплату услуг ЖКХ;
- оплачивать все помещения, принадлежащие по праву собственности;
- в некоторых случая оплате подлежит не только текущий, но и капитальный ремонт общей собственности в многоквартирных домах.
Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг.
И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО).
Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.
23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:
- вывоз мусора;
- холодное, горячее водоснабжение;
- водоотведение;
- отопление.
По м авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций.
Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.
Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:
- увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате; снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
- упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
- наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.
Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.
Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определённые проблемы.
За счёт нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.
Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды.
Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления.
Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.
Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчёта за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.
У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций.
Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета.
Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.
Если собственник жилого помещения обнаружил две квитанции в своем почтовом ящике, то необходимо:
- уведомить в письменной форме УК об отказе от её услуг;
- сохранить квитанцию об оплате (перечислять средства УК нет необходимости);
- обратиться в региональные отделение инспекции жилищного надзора.
Госжилнадзор – специальная организация, занимающаяся инспекцией в сфере ЖКХ. При обнаружении нарушений необходимо обращаться в письменной или электронной форме. Сегодня все подразделения инспекции имеют собственные сайты. Обратиться можно по телефону, электронной почте. Новый закон вступает в силу в день его официальной публикации.
В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.
Под ЖКУ следует понимать такие услуги, которые обеспечивают уютные условия для проживания в жилом помещении.
Законодательная база, которая регулирует правила и порядок, по которым предоставляются ЖКУ, а также их оплаты (коммунальные платежи) крайне обширна.
В нее входит:
- Конституция.
- Жилищный кодекс.
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Гражданский кодекс.
- Федеральные законы.
- Постановления Правительства.
- Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
- Законы и другие нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Таким образом, законодательство о коммунальных платежах представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют данный вид правоотношений.
Законодательство о коммунальных платежах устанавливает:
- базовые принципы, по которым ведется деятельность по предоставлению ЖКУ;
- перечень прав и обязанностей сторон правоотношений;
- порядок оплаты;
- размеры оплаты за ЖКУ и ее структуру;
- виды ответственности, которая должна наступить за нарушения правил.
Поскольку управляющая организация осуществляет реализацию коммунальных услуг, то при расчете налога на прибыль она должна отражать доходы от таких операций (ст. 249 НК РФ). По определению подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ целевыми такие средства не признаются и в перечень других не облагаемых налогом на прибыль доходов не включены (ст. 247 и 251 НК РФ). Момент признания доходов зависит от метода расчета налога на прибыль.
Если управляющая компания применяет метод начисления, доходы признавайте в последнее число месяца либо на дату выставления счета потребителю. Это связано с тем, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг – месяц (п. 37 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).
При кассовом методе доходы нужно признавать на дату оплаты услуг. Об этом сказано в пункте 3 статьи 271 и пункте 2 статьи 272 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: в какой момент при расчете налога на прибыль методом начисления управляющей компании отражать доходы от реализации услуг отопления, если платежи рассчитываются ежемесячно?
Правила ведения бухучета в ЖКХ (нюансы)
В 2006 г. произошли изменения налогового законодательства, связанные с вычетами по НДС. Для того чтобы принять к вычету «входной» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), налогоплательщик может принять к вычету «входной» НДС, не имея документов, подтверждающих фактическую уплату налога.
Грамотный учет в управляющей компании – важная составляющая рационального использования ресурсов. Без последнего невозможна реализация основных функций. В ходе проверки инспекция пришла к выводу о необоснованном включении обществом в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затрат на капитальные вложения в размере 30 процентов и о завышении амортизационных отчислений по объекту «сети тепловые магистральные». По мнению инспекции, данный объект относится к восьмой амортизационной группе.
На следующем этапе утверждаются формы первичных документов. Здесь можно воспользоваться унифицированными образцами (шаблонами).