Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «У меня ребенок инвалид. Есть ли льготы при поступлении в колледж в 2021 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Льготу на образование, в том числе, возможность его бесплатного получения законодатель предоставляет инвалидам – лицам со стойким нарушением состояния здоровья, обусловленное наличием определенного заболевания.
Законодатель называет основными целями поддержки права инвалидов на получение образования следующие:
Именно поэтому законодатель не только определяет возможность получения образования в колледже/техникуме, но и предлагает различные варианты реализации этих мер на практике, возлагая сам процесс обеспечения права на образования на органы местного самоуправления, указывая им только рамки действий. При этом на федеральном уровне также имеются различного рода письма и разъяснения по конкретным вопросам и сложностям в организации образовательного процесса; например, Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81, в котором уточняется возможность назначения компенсации родителям со стороны органом МСУ при получении ребенком образования на дому, письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023, которым определены методические рекомендации по организации учебного процесса для инвалидов по программам среднего профессионального образования.
Для справки! Образовательные учреждения имеют свои локальные нормативные акты, которыми утвержден порядок организации процесса обучения. Абитуриентам необходимо ознакомиться с ними и при наличии вопросов обратиться в деканат/учебную часть. Как правило, эти акты имеются в свободном доступе на сайте учреждения и в администрации колледжа.
Порядок приема инвалидов в колледж/техникум
После того, как гражданин изъявил желание получить среднее профессиональное образование, он должен обратиться в учебное заведение для того, чтобы узнать порядок поступления. Как правило, ежегодно, не позже 01 марта колледжи обновляют правила приема и вывешивают их на всеобщее обозрение (на сайте, в холе организации). Отдельным пунктом должны идти правила приема в колледж инвалидов.
Перечень документов, необходимых для подачи:
Вместе с документами абитуриент пишет заявление с указанием:
Как правило, образец заявления имеется в учебной части.
Вступительные испытания инвалиды сдают в той мере, насколько это позволяет их состояние здоровья. При необходимости, им может быть обеспечена отдельная от других абитуриентов аудитория.
С 2015 года законодатель довольно подробно расписывает процедуру вступительных экзаменов для лиц с ограниченными возможностями в приказе № 36 (раздел VI).
Для глухих и слабослышащих
письменные задания могут быть надиктованы ассистенту;
предоставление всех необходимых технических принадлежностей учебным заведением для выполнения задания
предоставление увеличивающего устройства;
задания для выполнения печатаются увеличенным шрифтом
Особенности проведения ЕГЭ и вступительных испытаний для лиц с разными типами инвалидности
Для незрячих:
- Экзаменационные материалы должны быть выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа на компьютере либо зачитаны ассистентом.
- Письменная экзаменационная работа выполняется абитуриентом также рельефно-точечным шрифтом Брайля или с помощью специальной программы на компьютере. В другом случае ее можно надиктовать ассистенту.
- Предоставляются все необходимые письменные принадлежности, бумага для письма шрифтом Брайля, компьютер со специализированной программой.
Для слабовидящих:
- Обеспечивается равномерное индивидуальное освещение не менее 300 люкс.
- Предоставляется увеличивающее устройство. Можно пользоваться своим.
- Все задания должны быть напечатаны крупным шрифтом.
Для глухих и слабослышащих:
- Обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования.
- Предоставляются услуги сурдопереводчика.
У меня ребенок инвалид. Есть ли льготы при поступлении в колледж в 2021 году?
Для поступления ребенка в училище/вуз/колледж необходимо подать следующие документы:
- заявление о приеме;
- 2 фотографии 3×4 см;
- паспорт;
- документ, удостоверяющий гражданство (при необходимости);
- документ, подтверждающий инвалидность (если она есть);
- документы, подтверждающие наличие особого права на прием в учреждение (если есть);
- документ, удостоверяющий наличие образования соответствующего уровня (аттестат, диплом, сертификат);
- документы, подтверждающие результаты индивидуальных достижений (аттестат с отличием, наличие статуса чемпиона мира в каком-то виде спорта, оценка вуза за итоговое сочинение, являющееся допуском к итоговой аттестации, диплом за победу в школьной олимпиаде и т.д.);
- документ, подтверждающий состояние здоровья, требующее предоставление особых условий для сдачи вступительных экзаменов (при необходимости);
- нотариально оформленная доверенность (при подаче документов через доверенное лицо).
Не взимается.
Имеются ли льготы у ребëнка-инвалида при поступлении в колледж?
В здании вуза должны быть:
- Минимум один расширенный вход для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пандусы, подъемные платформы и лифты.
- В аудиториях выделенные специальные места в первом ряду ближе к входу.
- Для слабовидящих и незрячих – обеспечен пропуск с собакой-поводырем или выделен человек для сопровождения.
Также в штате должны быть люди, отвечающие за работу с инвалидами: тьюторы, социальные педагоги, психологи, сурдопереводчики, тифлопедагоги.
Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата нужны компьютеры, оборудованные:
- специальной клавиатурой (виртуальной; с большими кнопками и накладками, разделяющими клавиши; сенсорной);
- головной или ножной мышью;
- выносными кнопками;
- джойстиком или роллером.
Для слабовидящих и незрячих:
- компьютерная техника и учебники с системой Брайля (точечно-рельефный шрифт);
- звуковое воспроизведение материалов;
- программа экранного увеличения.
Для слабослышащих:
- звукоусиливающая аппаратура;
- беспроводные технологии передачи звука (FM-системы);
- мультимедийный проектор или телевизор;
- электронная доска;
- документ-камера.
Получить определенные льготы при поступлении в колледж имеют право следующие категории абитуриентов:
- дети, имеющие статус сироты или чьи родители потеряли право на полученное ранее звание;
- инвалиды 1 и 2 групп, но только на том основании, что деятельность и специфика учебного заведения не будет противопоказана для получения знаний;
- ветераны и ставшие после боевых действий инвалиды;
- граждане, которые пострадали от облучения химическими элементами – ликвидаторы или рожденные дети на территории Чернобыльской АЭС и прочие;
- военные, находящиеся на момент поступления в запасе и отправляемые для повышения квалификации командирами;
- граждане до 20 лет, которые имеют только одного родителя с инвалидностью у него 1 группы;
- военнослужащие по контракту в случае непрерывной продолжительности службы в количестве минимальных трех лет;
- иные категории, имеющие право на поступление в колледж на законодательном основании.
Представленные лица имеют право только на поступление без прохождения конкурса аттестатов. В остальном они также должны сдавать вступительные экзамены.
Без вступительных экзаменов могут учиться в колледже следующие лица:
- чемпионы различных Олимпийских игр, связанных с культурой или спортом – в данном случае поступление осуществляется только в аналогичные учебные заведения;
- призеры или победители общероссийских школьных олимпиад;
- призеры или победители школьной олимпиады, организация которой проходила согласно законодательно принятому Порядку школьных олимпиад;
- участники сборных России, которые участвовали в общеобразовательных олимпиадах на международном уровне – даже при отсутствии победы.
Преимущественное право при зачислении в спорных моментах или в случае набранного одинакового количества баллов имеют следующие абитуриенты:
- лица, которые ведут трудовую деятельность или проживают на территории, имеющей льготный социально-экономический статус;
- лица, работающие или проживающие в зонах с правом на отселение;
- абитуриенты, которые ранее были уволены с воинской службы;
- другие категории граждан, которые имеют статус льготника в соответствии с законодательством России.
Представленные категории имеют только некоторые льготы и привилегированные условия при поступлении, но в большинстве случаев им приходится сдавать экзамены на общих основаниях.
Большинство многодетных семей рассчитывают на льготы при поступлении детей в колледж. Однако, для них предусмотрены стандартные условия – сдача экзаменов с требованием получения положительной оценки и прохождение конкурса аттестатов.
Уже по факту поступления студент может рассчитывать на следующие льготы:
- получать все положенные социальные дотации до достижения им возраста в 23 года;
- предоставляется помощь для родителей, что следует из законодательства по факту наличия в семье студента на очной форме обучения;
- студент имеет право на бесплатные обеды в учебном заведении;
- студенту из многодетной семьи может быть представлено бесплатное койко-место в общежитии, принадлежащем колледжу;
- предоставляется право на бесплатный проезд в общественном транспорте, в отделе социальной защиты многодетные родители могут получить помощь для оплаты междугороднего проезда при условии пользования государственными организациями по перевозке пассажиров;
- в зависимости от руководства колледжа и наличия определенного лагеря для отдыха студентов в летнее время учащийся из многодетной семьи будет иметь преимущественное право.
Дети с наличием определенного рода льгот зачастую имеют преимущественное право на получение предоставленных услуг.
Формы получения образования
Ст. 19 ФЗ № 181-ФЗ уточняет, что инвалид вправе бесплатно получить не только дошкольное, начальное общее и общее образование, но и среднее профессиональное, а также высшее.
В зависимости от выбранного типа образования, гражданин должен определиться с конкретным учебным заведением. Положения и требования федерального законодательства распространят свое действие только на те образовательные организации, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию.
В таблице представлены варианты обучения инвалидов.
1. | Формы получения образования | Обучение в образовательной организации | Обучение вне организации |
2. | Формы обучения | · очная;
· заочная; · очно-заочная |
· семейное;
· самообразование. |
3. | Способы организации учебного процесса | · личное посещение;
· дистанционное; · сетевой вид |
· дистанционное;
· сетевой вид; · посещение преподавателей на дому |
Льготы работникам образования в городе и селе в 2021 году
Чтобы льготная группа граждан могла воспользоваться положенными правами, в процессе прохождения процедуры вступления важно подтвердить данное право специальными документами. Вот самые распространенные бумаги и справки, которые могут потребоваться:
- Инвалиды с детства – медицинская карта, где четко обозначен диагноз.
- Дети военнослужащих, которые стали инвалидами или погибли в процессе выполнения положенного долга – справка с места работы или свидетельство о смерти.
- Дети, имеющие родителей с инвалидностью – подтверждающие медицинские документы.
Каждый отдельный случай, связанный с поступлением, рассматривается отдельно. Этим занимается юридическая служба и преподавательская комиссия ВУЗа. Внимательно изучается личное дело каждого абитуриента, его достижения, успехи и награды, если принималось участие в соревнованиях и олимпиадах.
Даже, если было принято решение предоставить поступающему место в ВУЗе, оценка его знаний и возможностей не прекращается. Важно не просто предоставить возможность абитуриенту бесплатно обучаться, но дать ему базу для получения качественного образования и эффективного развития личности. Подобный грамотный подход поможет инвалиду беспрепятственно найти достойную работу. Можно интегрироваться в социальное общество, выстроить карьеру, несмотря на разные ограничения, связанные с заболеванием.
Алексеева Елена Николаевна, проректор по учебной деятельности ОрелГТУ.
Современное государство дает возможность получить качественное профильное образование всем без исключения граждан, инвалидам, в том числе. Образование можно получить всем людям с ограниченными возможностями, вне зависимости от группы.
Не все граждане данной категории знают свои права и возможности. На основании этого возникают определенные ошибки. Вот самые распространенные из них.
Ошибка 1. Человек с инвалидностью получил низкий балл при поступлении и не предпринял никаких действий.
Если абитуриент понял, что ему поставили заниженную оценку, он имеет право составить апелляцию. Подавать ее требуется в специальные структуры для пересмотра ранее полученных результатов вступительных экзаменов.
Ошибка 2. Многие граждане с ограниченными возможностями изначально не пытаются поступить, опасаясь, что их не примут и откажут в поступлении. У них есть опасения, что вопросы будут непрофильными, а оценки не справедливыми.
Это не так. В ВУЗах работают специальные комиссии, установлены правила поступления. Вступительные экзамены оцениваются максимально объективно и справедливо. Вопросы полностью соответствуют базовым и профильным требованиям проходных проверок. В тест входят только такие вопросы, которые были пройдены в процессе обучения в обычных общеобразовательных заведениях.
Апелляционная комиссия при поступлении оценивает промежуточные результаты, пройденные тесты ЕГЭ в обычных школах и иные положенные в ВУЗе испытания. Таким образом можно правильно оценивать уровень знания абитуриента с инвалидностью.
Учебные заведения не имеют права отказать поступающим по причине отсутствия условий для комфортной жизнедеятельности инвалида на территории ВУЗа. Согласно современному законодательству, учреждение обязано обеспечить доступ ко всем без исключения кафедрам, а также к общественным помещениям. Доступ должен быть обеспечен для перемещения на коляске, если это нужно.
Льготы и преференции для инвалидов-детей устанавливаются с момента появления их на свет и в дальнейшем в течение всей их жизни.
Если ребенок является инвалидом, то ему не нужно ожидать, когда подойдет очередь для зачисления в ДОУ. Он относится к первоочередникам.
Поэтому для получения в дошкольном учреждении места, достаточно просто заявить о необходимости места в саду. При подаче заявления, к нему в качестве приложение нужно предоставить справку МСЭ.
Когда подходит возраст начальной школы, государство должно ему обеспечить полноценный процесс образования.
Это выражается в обеспечении такого ребенка специальными техническими составляющими, а также решение социальных аспектов. Если ребенок не может посещать школу, то государство должно организовать процесс обучения у него на дому.
При этом независимо от места обучения, обучающемуся должны предоставляться учебники и учебная литература, которые нужны ему для образовательного процесса, если ребенок является слепым, ему предоставляются специальные специализированные средства, сурдопереводчики и т.д.
По окончании школы, ребенок-инвалид может принять решение о продолжении своего образования дальше в образовательных профессиональных учреждениях, ВУЗах. В эти образовательные учреждения он может поступать вне конкурса. Данная льгота распространяется на детей-инвалидов, лиц, которым установлена инвалидность 1 и 2 группы, лицам, какие получили инвалидность в результате службы в армии.
Во время обучения, инвалиды могут рассчитывать на получение стипендии, а если им необходимо проживание в общежитии, то они могут получить бесплатное место в нем. Также они могут рассчитывать на единовременную материальную помощь, которая выплачивается один раз в год от профсоюза студентов.
Современное развитие технологий предоставляет возможность детям-инвалидам комфортно получать образование, находясь дома. При этом из бюджетных средств для ученика приобретается компьютер либо ноутбук, а также оплачиваются услуги интернет.
Дистанционное обучение чаще всего организуется для детей инвалидов следующими способами:
- Уроки через интернет;
- Теле-присуствие;
- Занятия с использованием чата;
- Обучение посредством онлайн-конференции;
- Проведение онлайн-консультаций с педагогом.
Чаще всего, занятия предоставляются ученикам в виде записей, которые они могут просматривать в любое удобное для них время.
При помощи дистанционного образования без физического посещения школы ребенок может не только получить среднее образование, но затем и обучаться по специальности.
Особенности инклюзивного образования устанавливают, что дети с ограниченными возможностями будут постоянно пребывать в одной группе с обычными детьми. Чтоб началось обучение, родители такого ребенка должны получить положительное заключение у психолого-медицинской педагогической комиссии.
В свою очередь ребенок должен быть приучен к самостоятельности и не пугаться незнакомых людей и необычных ситуаций.
Инклюзивное образование — это точка итогового развития образовательной системы страны. Она приходит на смену интеграционному образованию. Два эти понятия показывают разную вовлеченность детей в систему образования.
Интеграция — это вовлечение ребенка в общеобразовательную школу после прохождения специального образования. При этом каждый ребенок должен полностью овладеть обычной программой средней школы.
Инклюзивное образование предполагает организацию обучения детей инвалидов таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Поэтому здесь упор делается на персонализации системы образования и разработке индивидуальной программы.
Главным отличием инклюзии от интеграции является тот факт, что в первом случае к детям с ограниченными возможностями меняется отношение, а само образование разворачивается к социальной направленности.
Так, инклюзии присущи следующие особенности:
- Каждый ученик должен участвовать в школьных процессах, педагоги должна пресекать попытки других учеников блокировать какого-либо учащегося;
- Школа должна быть адаптирована для потребностей любого ученика;
- К изменениям должны стремиться не только дети, но и педагоги в своей работе;
- Любой ребенок должен иметь место учебы вблизи от дома.
Психологами была проделана большая работа, и они разработали специальные меры, чтобы ребенок с инвалидностью чувствовал себя комфортно в школе с обычными детьми.
Для этого используется несколько методов:
- Более широкие возможности по доступу к образованию;
- Интеграция в учебный процесс;
- Центры по интересам адаптируются к участию в них детей-инвалидов;
- Посещение праздничных мероприятий вместе с другими детьми.
Согласно статистике, дети с инвалидностью редки оказываются менее развиты интеллектуально, чем обычные дети. А иногда демонстрируют весьма высокий уровень успеваемости.
Совместное обучение детей-инвалидов с обычными детьми очень полезно для всех участников учебного процесса. Дети становятся более общительными, толерантными к другим людям, что помогает им успешнее находить свое место в жизни.
На начало 2020 года изменений в законодательстве, устанавливающим принципы получения образования детьми с ограниченными возможностями не было.
Но нужно отметить, что в феврале 2020 года президент страны заявил о том, что законодательство страны должно быть скорректировано таким образом, чтобы позволить детям-инвалидам получать дополнительное второе высшее образование.
- ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995, который посвящен социальной защите инвалидов. Ст. 19 Закона уточняет право этой группы граждан на получение образования, в том числе, с учетом особенностей их заболевания.
- ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012, посвященный вопросам организации образовательной деятельности на территории РФ. В том числе, в законе имеется статья 79, в которой прописаны условия организации получения образования инвалидам, имеющим ограниченные возможности здоровья.
- Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36, которым утверждается порядок получения среднего профессионального образования.
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, которым утвержден порядок обеспечения условий предоставления для инвалидов услуг в сфере образования.
Законодатель называет основными целями поддержки права инвалидов на получение образования следующие:
- интеграция в общество вне зависимости от заболевания, возможности к передвижению;
- развитие личных возможностей, способностей;
- реализация прав, свобод наравне с другими категориями граждан.
Именно поэтому законодатель не только определяет возможность получения образования в колледже/техникуме, но и предлагает различные варианты реализации этих мер на практике, возлагая сам процесс обеспечения права на образования на органы местного самоуправления, указывая им только рамки действий. При этом на федеральном уровне также имеются различного рода письма и разъяснения по конкретным вопросам и сложностям в организации образовательного процесса; например, Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81, в котором уточняется возможность назначения компенсации родителям со стороны органом МСУ при получении ребенком образования на дому, письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023, которым определены методические рекомендации по организации учебного процесса для инвалидов по программам среднего профессионального образования.
Для справки! Образовательные учреждения имеют свои локальные нормативные акты, которыми утвержден порядок организации процесса обучения. Абитуриентам необходимо ознакомиться с ними и при наличии вопросов обратиться в деканат/учебную часть. Как правило, эти акты имеются в свободном доступе на сайте учреждения и в администрации колледжа.
Льготу на образование, в том числе, возможность его бесплатного получения законодатель предоставляет инвалидам – лицам со стойким нарушением состояния здоровья, обусловленное наличием определенного заболевания.
К инвалидам относятся:
- инвалиды 1 группы;
- инвалиды 2 группы;
- инвалиды 3 группы;
- инвалиды детства;
- дети-инвалиды.
Для получения льготы достаточно иметь подтвержденный статус инвалида документами, выданными учреждениями МСЭ. У каждого инвалида имеется программа реабилитации/абилитации, в которой содержится перечень условий, выполнение которых необходимо при организации учебного процесса. Эта программа предоставляется в учебное заведение вместе с пакетом документов и заявлением при поступлении.
Министерство просвещения РФ считает, что в вопросе обеспечения реализации права на получение инвалидами образования, в РФ за последние 5 лет проведена колоссальная работа. Например, ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, разработан проект Стратегии развития образования детей с особыми образовательными потребностями до 2030 года, который проходит общественное обсуждения и в ближайшем времени будет запущен на реализацию.
Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина
Ст. 19 ФЗ № 181-ФЗ уточняет, что инвалид вправе бесплатно получить не только дошкольное, начальное общее и общее образование, но и среднее профессиональное, а также высшее.
В зависимости от выбранного типа образования, гражданин должен определиться с конкретным учебным заведением. Положения и требования федерального законодательства распространят свое действие только на те образовательные организации, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию.
В таблице представлены варианты обучения инвалидов.
1. | Формы получения образования | Обучение в образовательной организации | Обучение вне организации |
2. | Формы обучения | · очная; |
Льготы детям инвалидам при поступлении в колледж в 2020 году
Студенты-инвалиды обладают следующими преференциями:
— компенсация до половины стоимости за обучение;
— проведение реабилитационных физкультурных занятий;
— возможность безвозмездно питаться, если форма обучения дневная;
— получение знаний в удалённом доступе, если того требует состояние здоровья;
— зачисление в ВУЗ на бюджетное место вне конкурса и по по упрощённой программе.
Примечательно, что рассмотренные программы распространяются не только на инвалидов, которые получают образование, но и на других льготников.
Напомним, что детям-инвалидам до достижения 18 лет не устанавливают конкретную группу (1, 2 или 3), зависящую от степени ограничений и других важных критериев. А вот совершеннолетние граждане с ОВЗ после прохождения освидетельствования становятся обладателями, к примеру, 3 группы инвалидности.
Такие, частично трудоспособные лица, на период обучения в колледже или ВУЗе в рамках программы реабилитации могут посещать дополнительные занятия по физкультуре. Для них предусмотрено питание за счёт государства. Плюс, если учащийся с 3 группой не поступил на безвозмездной основе, он вправе вернуть до 50% стоимости, то есть компенсировать свои траты в этой сфере.
Несовершеннолетние граждане, ставшие инвалидами до 18 лет, либо являющиеся таковыми с рождения, как инвалиды детства пользуются различными льготами от государства в виде:
— субсидии на оплату КУ;
— единовременной денежной суммы;
— надбавки к пенсии при отказе от путёвки в санаторий;
— средств на лекарства, выплачиваемых каждый месяц;
— социальной стипендии студенту-инвалиду, обучаущемуся в ВУЗе или колледже;
— ежемесячного денежного пособия (ЕДВ), достигающего для указанной категории в 2021 году:
Группа инвалидности получателя | Размер ЕДВ, руб/месяц | |
---|---|---|
С НСУ | Без НСУ | |
|
3896,43 | 2741,37 |
|
2782,67 | 1627,61 |
|
2782,67 | 1627,61 |
Важно! Материальной составляющей госпомощи до совершеннолетия ребёнка-инвалида могут пользоваться только его законные попечители.
Инвалид С Детства И Ребенок-Инвалид В Чем Разница
Гражданин, который по каким-либо причинам получил травму, что привело к отклонениям в функционирование организма, становится инвалидом. В отличие от взрослых, причины, по которой была получена травма, не важны. Приобрести расстройства можно как в процессе жизнедеятельности, так и до рождения.
Понятии «ребёнок-инвалид» и «инвалид с детства» различаются. «Инвалид с детства» — это причина инвалидности, устанавливаемая одновременно с группой инвалидности. Указанная причина определяется гражданам старше 18 лет, в случаях, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, возникла до 18 лет. Эта причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным или по последствиям травм и врождённым дефектам, подтверждённым данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. — в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам ученика аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей. По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат.
- ежемесячное денежное пособие;
- надбавка за отказ от ежегодного курортного лечения;
- субсидия на оплату коммунальных услуг;
- единовременная денежная выплата;
- при поступлении в ВУЗ или колледж, начисление социальной стипендии;
- ежемесячная денежная надбавка за лекарства.
- включения всех детей с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
- организации для них доступного обучения по месту проживания;
- обеспечения разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности;
- принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.
Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.
Типовой договор заключается только по желанию абитуриента и обязывает его отработать на предприятии в течении установленного договором срока после получения специальности.Внимание! С середины 2022 г. поступление по квоте стало возможно с одновременной подачей документов сразу в 5 ВУЗов по 3-м разным направлениям. Ранее это можно было сделать только в пределах 1-го ВУЗа и 1-го направления соответственно.
Несмотря на дистанционный формат учебы, Елизавета уже успела подружиться с одногруппниками и влиться в коллектив. «Когда я только поступила, очень переживала, что попаду в отчужденный коллектив. Но оказалось, что у меня чудесные одногруппники: они всегда готовы помочь, объяснить, скинуть дополнительные материалы. Мне очень повезло. Я думаю, не нужно ничего бояться, тогда все непременно получится», — верит Елизавета.
Льготы для инвалидов в сфере образования.
Дети-инвалиды – это дети, которым нет 18 лет, и которые имеют ограниченные способности к обслуживанию, передвижению и обучению, а также общению, контролю над поведением и трудовой деятельности. Страшно представить, что ребенок – инвалид и куда страшнее остаться с данной бедой наедине. Благо, что мы живем во время высоких технологий и инноваций, в век, когда государство со всей ответственностью относится к соц. незащищенным группам населения и может предоставить инвалиду материальную, правовую и организационную поддержку таким нуждающимся.
Существуют также льготы детям инвалидам в школе. Для детей от семи лет есть специальные классы и образовательные заведения, где им предоставляют воспитание и лечение. Такие школы способствуют социальной адаптации и дальнейшей интеграции детей в жизнь. Так, к примеру, существуют школы для глухонемых. В этих учреждениях детки получают необходимый уход.
На этапе выбора вуза помощником станет сайт «Инклюзивное образование». Там, помимо прочего, есть данные о том, как в каждом из учебных заведений обстоят дела с доступной средой для инвалидов. На странице каждого вуза три раздела: «Готовность к обучению слабовидящих», «Готовность к обучению слабослышащих» и «Готовность к обучению студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- молодые люди до двадцати лет, у которых один родитель — инвалид первой группы;
- военнослужащие контрактной службы, которые служат не менее трех лет
По данной льготе можно подать документы только в одно выбранное ученое заведение. Если ребенок-инвалид желает попробовать поступить еще в какие-либо вузы, то процедура зачисления будет происходить на общих основаниях.
Социальные выплаты детям инвалидам 2 группы подразумевают и налогообложение. Если в семье есть такой ребенок — его отцу и матери предоставляется удвоенный налоговый вычет. Для получения этой льготы следует подать декларацию. Также, есть налоговый вычет при необходимости дорогих медицинских услуг.
- зачисление в учебное заведения без сдачи экзаменов, вне конкурса;
- квоты, дающие право поступления на льготных основаниях;
- право на преимущественное зачисление при равенстве баллов с другими абитуриентами.
Вы имеете право на особые условия при поступлении, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов, если у вас:
- инвалидность I и II группы;
- инвалидность с детства;
- инвалидность, полученная во время военных действий или прохождения воинской службы.
Для людей с разной степенью ограничения возможностей предусмотрены одинаковые права и льготы.
Вы должны подать заявление на регистрацию не позднее 1 февраля. Позже это сделать можно только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально (но не позднее, чем за две недели до начала экзаменов). В заявлении нужно указать, какие требуются специальные условия для сдачи ЕГЭ с учетом состояния вашего здоровья и особенностей психофизического развития.
К заявлению нужно приложить подтверждающие документы:
- копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, если у вас ограничены физические возможности;
- справку или ее заверенную копию, подтверждающую инвалидность.
Вы имеете право на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа, а также на перерывы с питанием.
На экзаменах должны присутствовать ассистенты, которые окажут необходимую помощь в зависимости от ваших индивидуальных особенностей: проведут до рабочего места, прочтут задание и т. д. Вы имеете право пользоваться необходимыми техническими средствами для обеспечения собственного комфорта.
Для вас установлены следующие виды льгот:
- Право на зачисление без вступительных испытаний или прохождение другого экзамена.
- Поступление на бюджет по квоте при условии успешной сдачи вступительных испытаний.
- Преимущество на зачисление при одинаковых баллах с другими абитуриентами.
Информацию о льготах можно посмотреть на сайте вуза в разделах «Особые права и преимущества на зачисление» и «Квота». Там же вы найдете списки вступительных испытаний и сроки их проведения.
В здании вуза должны быть:
- Минимум один расширенный вход для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, пандусы, подъемные платформы и лифты.
- В аудиториях выделенные специальные места в первом ряду ближе к входу.
- Для слабовидящих и незрячих – обеспечен пропуск с собакой-поводырем или выделен человек для сопровождения.
Также в штате должны быть люди, отвечающие за работу с инвалидами: тьюторы, социальные педагоги, психологи, сурдопереводчики, тифлопедагоги.
Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата нужны компьютеры, оборудованные:
- специальной клавиатурой (виртуальной; с большими кнопками и накладками, разделяющими клавиши; сенсорной);
- головной или ножной мышью;
- выносными кнопками;
- джойстиком или роллером.
Для слабовидящих и незрячих:
- компьютерная техника и учебники с системой Брайля (точечно-рельефный шрифт);
- звуковое воспроизведение материалов;
- программа экранного увеличения.
Для слабослышащих:
- звукоусиливающая аппаратура;
- беспроводные технологии передачи звука (FM-системы);
- мультимедийный проектор или телевизор;
- электронная доска;
- документ-камера.
На льготных основаниях вы можете подавать документы на бюджет в пять вузов и на три специальности в каждом.
Для поступления вам нужно предоставить:
- паспорт и копии первых страниц и места регистрации, стр. 13 при наличии воинской обязанности;
- аттестат;
- 2 фотографии 3 x 4;
- военный билет (для военнообязанных);
- справку о прохождении медосмотра (если требуется);
- документ, подтверждающий ограничения по здоровью, справку об инвалидности.
Обратите внимание, с 2018 года предоставление заключения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения не требуется (ФЗ № 93 от 01.05.2017). Требование вузами таких справок незаконно.
Все современные ВУЗы предлагают поступающим специальные подготовительные группы обучения. Они предназначены для тщательной подготовки поступающих в институты и университеты на базе предварительного сданного ЕГЭ.
На данные категории лиц также распространяются особые льготные условия для впервые поступающих. Это относится к таким гражданам, как:
- Инвалиды 1 и 2 группы;
- Дети с инвалидностью;
- Сироты, которые остались без родителей;
- Лица до 20 лет, которые имеют на попечении хотя бы одного родителя с инвалидностью 1-ой группы;
- Пострадавшие в ЧАЭС.
Важно! Все без исключения категории граждан должны иметь на руках документы, подтверждающие наличие полного среднего образования.
В каком порядке предоставляются льготы абитуриентам при поступлении в колледж (инвалидам)
Важно!
Для абитуриентов-инвалидов выделяется 2-3% от общего числа мест, предназначенных для льготников.
Льгота для инвалидов, желающих получить образование в средне-специальном учреждении, предоставляется уже на этапе подачи документов — во время сдачи экзамена им дается дополнительное время (1,5 часа) на подготовку.
Инвалид любой группы, желающий поступить в колледж, должен решить для себя, как именно он собирается воспользоваться преимущественным правом на зачисление (в любом случае, обязательным условием станет успешная сдача вступительных экзаменов и набор минимального количества баллов
):
- поступить на подготовительные курсы или на очное отделение;
- воспользоваться льготой согласно квоте.
Ежемесячные выплаты для инвалидов при поступлении в учебные заведения
Людям с ограниченными возможностями положены ежемесячные выплаты. Им могут выплачиваться несколько видов пенсий: социальная, страховая. Страховую платят если человек хотя бы какой то промежуток времени работал на предприятии и отчислял взносы в Пенсионный фонд, социальная пенсия положена в любом случае по инвалидности.
Страховая | Социальная |
1 группа 9610,22 | 1 группа 12082,06 |
2 группа 4805,11 | 2 группа 5034,25 |
3 группа 2402,56 |
Если ребенок инвалид детства ему положено пособие в размере 10 068,53 для 1 и 2 групп, для третьей 4279,14. Чтобы получить данные выплаты, необходимо обратиться с заявлением в социальную защиту населения по месту жительства. Днем подачи заявления считается день подачи (регистрации) заявления на назначения выплаты (со всеми необходимыми документами) Управлением социальной защиты населения (УСЗН) по месту жительства заявителя.
- ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995, который посвящен социальной защите инвалидов. Ст. 19 Закона уточняет право этой группы граждан на получение образования, в том числе, с учетом особенностей их заболевания.
- ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012, посвященный вопросам организации образовательной деятельности на территории РФ. В том числе, в законе имеется статья 79, в которой прописаны условия организации получения образования инвалидам, имеющим ограниченные возможности здоровья.
- Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36, которым утверждается порядок получения среднего профессионального образования.
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, которым утвержден порядок обеспечения условий предоставления для инвалидов услуг в сфере образования.
Законодатель называет основными целями поддержки права инвалидов на получение образования следующие:
- интеграция в общество вне зависимости от заболевания, возможности к передвижению;
- развитие личных возможностей, способностей;
- реализация прав, свобод наравне с другими категориями граждан.
Именно поэтому законодатель не только определяет возможность получения образования в колледже/техникуме, но и предлагает различные варианты реализации этих мер на практике, возлагая сам процесс обеспечения права на образования на органы местного самоуправления, указывая им только рамки действий. При этом на федеральном уровне также имеются различного рода письма и разъяснения по конкретным вопросам и сложностям в организации образовательного процесса; например, Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81, в котором уточняется возможность назначения компенсации родителям со стороны органом МСУ при получении ребенком образования на дому, письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023, которым определены методические рекомендации по организации учебного процесса для инвалидов по программам среднего профессионального образования.
Как воспользоваться льготами при поступлении в колледж
Родители или представители опекаемых ими детей должны предоставить:
- паспорт;
- диплом о среднем или полном школьном образовании;
- бланк с результатами ГИА или ЕГЭ;
- медицинское заключение по форме 086.
Перечень льгот железнодорожникам смотрите здесь.
Могут ли рассчитывать на льготы беременные в 2019 году? Читать далее.
Если у поступающих есть преференции, необходимо предоставить копии и оригиналы документов, которые это подтверждают:
- заключение об инвалидности;
- диплом о наличии чемпионского титула;
- школьная медаль;
- документ об участии или победе в различных образовательных соревнованиях, в том числе международных;
- судебный вердикт об утрате родителей прав на воспитание ребёнка.