Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто имеет право брать распечатку с тахографа грузового автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разрешена ли проверка тахографа инспектором ГИБДД по закону? Кто, где и как имеет право проверять самописцы и РТО? Это сейчас острая тема для многих компаний-перевозчиков, да и частных водителей. Одни утверждают, что у уполномоченного лица при осмотре оборудования обязательно должна быть карта контролера, другие убеждены, что Росттранснадзор вообще не имеет никакого отношения к ревизиям.
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Да, можно.
Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.
Приведём пример:
ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.
Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.
Кто, где и как имеет право проверять тахограф? — ТС-Технолоджи
Различают 2 вида нарушений в этой сфере:
- Управление ТС или выпуск автомобиля, предназначенного для грузовых или пассажирских перевозок, на линию без тахографа (часть 1 статьи 11.23 КоАП).
- Нарушение правил РТО лицом, управляющим ТС (часть 2 статьи 11.23 КоАП).
Если закон России предусматривает установку бортового самописца на авто, а он отсутствует или установлен неработающий (неисправный, с признаками стороннего вмешательства в работу устройства, заблокированный и т.д.) прибор, предусмотрены штрафные санкции.
Исключением являются только случаи, когда прибор контроля скоростного режима и норм режима труда и отдыха вышел из строя после выпуска на линию. Кроме этого, согласно указанному нормативу, штраф налагается и за эксплуатацию с нарушением утвержденных норм (включая блокировку, изменение или фальсификацию записанных данных, модификацию).
Размер санкций в данном случае составит от 1.000 до 3.000 руб. для граждан и от 5.000 до 10.000 руб. для должностных лиц.
Если водитель транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов или пассажиров не соблюдает режим труда и отдыха, он рискует поплатиться за такие действия суммой в размере от 1.000 до 3.000 руб.
Получается, что часть 1 статьи 11.23 КоАП регламентирует нарушения, связанные непосредственно с бортовым самописцем – фальсификация данных, корректировка, блокировка или вообще отсутствие прибора. А вторая часть этой же статьи регламентирует несоблюдение правил управления ТС водителем.
Важная информация! Карта водителя для цифрового бортового самописца собирает очень много различных нарушений. Во избежание штрафов уполномоченным лицам компаний рекомендуется производить регулярное считывание данных и выполнять профилактику нарушений.
Проверка тахографов и РТО в России
Согласно новому постановлению, в ходе надзора инспектор осуществляет проверку следующих документов:
- Водительское удостоверение.
- Регистрационные документы.
- Путевой лист.
- Документы на перевозимый груз.
- До 1 сентября 2021 г. – карточка допуска международным перевозкам.
- Свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика.
- Свидетельство о подготовке водителей.
- Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.
- Специальные разрешения для перевозок опасных грузов, а также тяжеловесных и крупногабаритных.
- Договор фрахтования ТС.
- Карта маршрута регулярных перевозок
- Документ, предоставляющий право на проезд по РФ (у иностранных перевозчиков).
- Разрешение на осуществление перевозки с/на территорию третьего государства (у иностранных перевозчиков);
- Международная товарно-транспортную накладная и другие документы, подтверждающими вид перевозки.
- Учетный талон (при осуществлении международных автомобильных перевозок).
Что касается вопроса самой проверки, инспектор будет проводить контроль за соблюдением требования об установке тахографов, заполнением тахограмм или ведением регистрационных листков режима труда и отдыха, а также за соблюдением режима труда и отдыха “с проставлением отметок о прохождении контроля”. Что интересно, впервые введена обязанность для транспортных инспекторов проставлять отметки о контроле.
Кто пользуется расшифровкой тахографической информации?
Расшифровка распечатки тахографа позволяет руководству автопарка понять действия водителя во время рабочей смены. В случае выявления нарушений норм, распечатка покажет когда именно это произошло. Так же распечатки нужны для отчетности в таких органах контроля как:
Государтсвенные органы контроля
- ГИБДД – проверяет эксплуатацию тахографа на дороге
- Ространснадзор – производит расширенную проверку эксплуатации тахографа и режимов труда и отдыха
Работодатель водителя
- Контролер в АТП отвечающий на техническое состояние ТС
- Контролер в АТП отвечающий за соблюдением РТиО
- Контролёр отвечающий за режим труда и отдыха водителей
Что надо обязательно?
Для того, чтобы не нарваться на штраф по «глупости» или амбициям! Для тех, кто любит порядок и дисциплину. Помимо того, что надо понимать как расшифровать распечатку тахографа, есть еще несколько аспектов на которые стоит обратить внимание. Специально решили сделать небольшое отступление и поставить акцент на этих простых, но очень важных вопросах. Мелочи конечно, но можно и протокол получить! Смотря на кого нарвётесь… Наша задача — рассказать и научить! Как быть — решать конечно Вам! А для неверящих, указали ссылки на нормы права. Можете перепроверить, если что… Итак, обязательно надо:
- Уметь делать распечатки. Это обязанность водителя, прописано! Конкретно, в приказе №36 МинТранса РФ — это Приложение 3, пункт 9, подпункт 4. Цитируем! «Водитель обязан: по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток«.
- Возить с собой бумагу для тахографа. В достаточном объёме! Сколько не сказано… От себя советуем, возите хотя бы пару рулонов, только на солнце не оставляйте, они темнеют от температуры. Это, конечно, обязанность предприятия, но тем не менее… Прописано: Приказ №36 МинТранса РФ , Приложение 3, пункт 13, подпункт 4.
- Возить с собой руководство по эксплуатации к тахографу. Тоже обязанность предприятия обеспечить. Берите ксерокопию — достаточно! Написано: Приказ №36 МинТранса РФ , Приложение 3, пункт 13, подпункт 11.
Отсутствие карты водителя при проверке эксплуатации тахографа
Карта водителя – это документ, содержащий информацию о режимах работы и отдыха (о соблюдении этих режимов). При ее отсутствии у водителя – сотрудник ДПС объявляет о нарушении той же статьи 11.23. Карта, это составляющая часть аппарата, а значит ее отсутствие может расцениваться как факт неработоспособности тахографа, что есть нарушением.
Сотрудник ГИБДД имеет полное право взять распечатку с карты водителя не только при простой проверке, но и для разбирательства в дорожной аварии или для рассмотрения страхового случая и при прочих спорных обстоятельствах.
Если водитель желает узнать по закону ли он поступил, он может ознакомиться с нормами в приказе 20августа 2004 года №15. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ».
Поверка тахографа — еще одна «дыра» в законе
2903
Свидетельство и иные документы, подтверждающие поверку тахографа, водителям автомобилей необходимо иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД при остановке на дороге. Даже несмотря на то, что по закону этого делать необязательно. Эксперт портала Навипорт Андрей Туров разобрался в юридической коллизии.
Фото: Руслан Кривобок, РИА Новости
Знакомая ситуация: инспектор ГИБДД остановил автомобиль и попросил предъявить документы, подтверждающие поверку тахографа. Согласно пункту 2.1.1 ПДД, в перечень документов, которые водитель обязан по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки, свидетельство о поверке тахографа не входит. Поэтому зачастую у водителей таких бумаг с собой нет. Однако сотрудники автоинспекции оформляют административное правонарушение и выписывают штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 11.23 КоАП, в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. на водителя и от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — на должностное лицо.
«В наш холдинг входит несколько транспортных предприятий. Часть машин работает по России, часть занимается международными перевозками, — сказал Андрей Туров. — Некоторые машины ездят строго по графику. Чтобы не нарушать график движения, мы соблюдаем законодательство при перевозках. Из-за вынужденных остановок сотрудниками ГИБДД и разборов на дорогах графики нарушаются». При этом к концу месяца может набегать приличная сумма штрафов.
Эксперт Навипорта обратился за разъяснениями в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД. В управлении согласились, что по закону водителям необязательно возить с собой документы, подтверждающие метрологическую поверку тахографа. Однако сотрудники Госавтоинспекции при осуществлении контроля соблюдения режима труда и отдыха имеют полномочия проверить исправность тахографа. «В случае отсутствия поверки он считается неисправным, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП», — отмечается в ответе МВД. При этом в управлении не уточнили, необходимо предъявлять оригиналы или копии документов.
В статье 11.23 отмечается, что транспортным средством нельзя управлять, а также выпускать его на линию для перевозки грузов или пассажиров без технического средства контроля — тахографа. Также нельзя управлять или выпускать на линию автомобиль с неработающим или не соответствующим установленным требованиям тахографом. Исключение — поломка устройства уже во время рейса.
Другими словами, если водитель не может предъявить на месте свидетельство о поверке тахографа, инспектор формально может счесть его неисправным, даже несмотря на то, что контролирующее устройство вполне исправно работает. И уже в рамках производства по делу могут быть истребованы необходимые документы, позволяющие установить исправность тахографа.
Такая ситуация — еще один пробел в законодательстве, когда одну сферу транспортной деятельности регламентирует несколько законов и подзаконных актов, зачастую противоречащих друг другу, сказала президент Единого Союза Тахографистов Оксана Беспалова. Задача портала Навипорт — разъяснять правила рынка и требования закона, выявлять вот такие юридические коллизии.
Ознакомиться с ответом МВД
Какой режим работы должен соблюдать водитель?
- Ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена максимум до 10 часов не более двух раз в течение недели.
- Еженедельная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 56 часов.
- Общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух последовательных недель не должна превышать 90 часов.
- После периода управления в течение четырех с половиной часов водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.
- Этот перерыв может быть заменен перерывом продолжительностью не менее 15 минут, за которым следует перерыв продолжительностью не менее 30 минут. В течение этих перерывов водитель не выполняет никакой другой работы.
- Перерывы, соблюдаемые на основании пунктов 4 и 5 настоящих Правил, не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха.
- Ежедневная продолжительность общей работы, в том числе управления транспортным средством не должна превышать 13 часов. Продолжительность общей работы может быть продлена до 15 часов в сутки. Водитель может иметь не более трех рабочих дней продлённых до 15 часов общей работы между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.
- Максимальная продолжительность непрерывной другой работы (молотки) и управления транспортным средством не должна превышать шести часов, после чего водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.
- Водитель использует ежедневные и еженедельные периоды отдыха.
- В течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов. Если часть ежедневного периода отдыха, которая попадает на этот 24-часовой период, составляет, как минимум, 9 часов, но менее 11 часов, то данный ежедневный период отдыха рассматривается в качестве сокращенного ежедневного периода отдыха. Ежедневный период отдыха может использоваться на автотранспортном средстве, если на нем имеется спальное место и автотранспортное средство находится на стоянке.
- В отступление от пункта 8 настоящих Правил в течение 30 часов после окончания ежедневного или еженедельного периода отдыха водитель, входящий в состав экипажа из нескольких человек, имеет новый ежедневный период отдыха продолжительностью, не менее 9 часов.
- Ежедневный период отдыха может быть увеличен до нормального еженедельного периода отдыха или сокращенного еженедельного периода отдыха.
- Водитель может иметь не более трех сокращенных ежедневных периодов отдыха между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.
- В течение каждой рабочей недели водитель должен иметь еженедельный отдых, который должен составлять 45 последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до 36 часов, если он используется в месте приписки автотранспортного средства или в месте приписки водителя, или до 24 часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано предоставлением соответствующего времени отдыха целиком до конца третьей недели. Еженедельный период отдыха начинается не позднее, чем по окончании шести 24-часовых периодов, начинающихся после завершения предыдущего еженедельного периода отдыха.
- Отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, присоединяется к другому периоду отдыха продолжительностью не менее девяти часов.
- По усмотрению водителя ежедневные периоды отдыха и сокращенные еженедельные периоды отдыха за пределами места приписки могут использоваться на транспортном средстве, если на нем имеются специально установленные приспособления для сна каждого водителя, предусмотренные конструкцией транспортного средства, и если это транспортное средство находится на стоянке.
- Водители экипажа, состоящего из нескольких человек, имеют нормальный еженедельный период отдыха, не менее 45 часов каждую неделю. Этот период может быть сокращен не менее чем до 24 часов (сокращенный еженедельный период отдыха). Однако каждое сокращение компенсируется эквивалентным периодом отдыха, если он используется целиком до конца третьей недели, следующей за рассматриваемой неделей.
- Еженедельный период отдыха, попадающий на две недели, может быть отнесен к любой из этих недель, но не к обеим сразу.
- В случаях, когда водитель на участке маршрута сопровождает автотранспортное средство, перевозимое на пароме или по железной дороге, он должен располагать спальным местом, и его нормальный ежедневный отдых может прерываться не более двух раз. Этот перерыв не должен превышать одного часа до погрузки или после выгрузки. При этом операции по таможенному оформлению включаются в операции по погрузке или выгрузке.
- Для того, чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящих Правил в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся на автотранспортном средстве лиц, автотранспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель указывает характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листе, диаграммном диске или на распечатке контрольного устройства не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.
- Перевозчик организовывает автомобильные перевозки и инструктирует членов экипажа таким образом, чтобы они могли соблюдать положения настоящих Правил.
- Перевозчик постоянно контролирует время управления, часы другой работы и время отдыха, используя личные контрольные книжки. В случае обнаружения нарушений настоящих Правил он устраняет их и принимает меры к недопущению их в будущем.
- Перевозчик обеспечивает, чтобы при составлении согласованных договорных графиков перевозки соблюдались положения настоящих Правил.
- Водители автотранспортных средств обеспечивают правильную эксплуатацию тахографа, своевременное включение и переключение тахографа на соответствующие режимы работы.
Что такое классификация М2, М3, N2, N3?
Категория M – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров, включая:
– автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
категория М2 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн;
категория М3 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн.
Категория N – транспортные средства, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси, в том числе:
категория N2 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн;
категория N3 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн
Прежде всего. хочется отметить, что сразу запомнить все обозначения распечатки тахографа практически не реально. Кроме того, если не тренировать навык регулярно – пиктограммы забываются. Просто сохраните эту страницу в закладках и используйте при необходимости. Это электронная шпаргалка, в которую можно в любой момент заглянуть и вспомнить значение символы распечатки тахографа.
Напоминаем, что гораздо удобнее искать и анализировать нарушения на картах тахографа при помощи специальных программ. Экспресс анализ можно сделать через наш онлайн сервис, а для предприятий предлагаем рассмотреть профессиональные информационные комплексы. К тому же, компьютер это сделает гораздо быстрее, чем человек по распечаткам, а главное ничего не пропустит.
Наказание за неисправное устройство
Статьей 11.23 КоАП РФ установлено, что эксплуатация транспорта с неработающим тахографом наказывается наложением штрафных санкций.
При этом законодатель разделил категории правонарушителей:
- для физических лиц штраф будет составлять от 3000 до 5000 рублей (о том, за что еще ГИБДД может выписывать штрафы в размере 1000 руб читайте здесь, а в размере 3000 руб узнайте тут);
- для должностных лиц – от 7000 до 10 000 рублей (о том, за что еще можно получить штраф от ГИБДД в размере 5000 узнайте тут, а в размере 10000 здесь).
- для ИП — от 15000 до 25000;
- для юридических лиц — от 25000 до 50000.
При этом в самой статье приводится перечень случаев, когда данное устройство считается таковым. Это его:
- блокировка;
- модификация;
- неисправность.
Другого наказания, кроме штрафа законодательством в настоящее время не предусмотрено.
Цели контроля бортовых самописцев
Контроль тахографа производится для того, чтобы представитель проверяющей организации убедился в исправности прибора, а также в том, что водитель правильно его использует. Основная задача самописца – контроль режима работы для исключения переработок, и для ее выполнения устройство должно быть исправно и применяться по определённым правилам.
В ходе любой проверки устанавливают:
- Смонтирован ли на грузовике/автобусе/микроавтобусе тахограф (если он должен устанавливаться на ТС по закону).
- Соответствует ли тип прибора нормативным требованиям (сегодня используются цифровые устройства, для международных рейсов – ЕСТР, для внутренних – СКЗИ).
- Правильно ли установлен прибор, не нарушены ли пломбы.
- Есть ли у водителя личная карточка.
- Соблюдает ли водитель режим работы/отдыха.
Выборочные, но при этом систематические проверки ГИБДД и РосТрансНадзора дают возможность отслеживать оснащение ТС тахографами и использование бортовых самописцев водителями. Результат таких проверок – постепенное снижение аварийности за счет борьбы с переработками и более строгого соблюдения скоростного режима.
ПРОВЕРКА ТАХОГРАФА С БЛОКОМ СКЗИ
- По требованию инспектора водитель обязан предоставить доступ к тахографу и карте водителя, предоставить необходимую распечатку и СТС.
- Проверка законности установки тахографа и проверка сведений о внесении в перечень моделей тахографа.
- Проверка активации тахографа в установленном порядке и осуществляется ли аутентификация карт с блоком СКЗИ.
- Проверка исправности тахографа, отсутствия блокировок и модификаций.
- Проверка некорректируемой регистрации информации.
- Визуальный осмотр элементов тахографа и мест установки, наличие пломб и калибровочной таблички с данными мастерской и транспортного средства.
- Проверка документов, распечаток и выгрузки данных из тахографа и карт водителей.
- Сравнение данных из распечаток с выгруженными данными из тахографа.
- Проверка вывода информации на дисплей.
- Проверка ручного ввода информации о местоположении транспортного средства.
- Проверка фактического местоположения и данных содержащихся в памяти бортового устройства, текущее время, дата, координаты и номер блока СКЗИ.
Порядок регулируется Приложениями № 3 и 5 Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2016г. Представленные в законе требования прописаны нечетко, что вносит множество вопросов и разногласий в понимание процедуры проверки.
Обратите внимание – инспектор не обязан требовать извлечь карту водителя из тахографа, т.к. это действие может привести к нарушению режима труда и отдыха!!! Так же инспектор не в праве требовать от водителя предоставить калибровочный сертификат! Более того, в законе не прописаны обязанности инспектора в необходимости использовать карту контролера, что в свою очередь приведет к невозможности выгрузки данных из памяти тахографа. Инспектор так же не обязан ставить штамп в распечатке.
Рекомендации. Возите с собой копию калибровочного сертификата. В случае отсутствия карты контролера просите инспектора расписаться на распечатке в формате: «Контроль провел ГИБДД ФИО дата и время». При несоблюдении режима труда и отдыха делайте распечатки и записывайте причины нарушений, просите виновников нарушений расписываться в отчете и по возможности ставить печать. При неисправном тахографе ведите учет режима вручную на обратной стороне термоленты. Храните такие распечатки в течение 28 дней и предоставляйте их инспектору по требованию.
ПРОВЕРКА ТАХОГРАФА ПО ЕСТР (ЦИФРОВОЙ)
- По требованию инспектора водитель обязан предоставить доступ к тахографу для проверки законности установки, передать все необходимы распечатки и СТС.
- Проверка наличия и действительности карты водителя.
- Проверка наличия калибровочной таблички и пломб.
- Проверка размерности шин.
- Сверка данных тахографа, калибровочной табличкой, шин и СТС.
- Проверка действительности мастерской и срока калибровки.
- Проверка времени тахографа и отклонения +- 20 мин.
- Проверка наличия датчика скорости и соответствия его международным требованиям.
- Проверка соблюдения режима труда и отдыха водителя.
- В случае неисправности тахографа проверка ручных записей на термоленте.
Обратите внимание – все установленные тахографы после 01.10.2012г. должны иметь 2-й датчик движения, работающий по CAN линии от ABS, либо по GPS. Так же основный датчик скорости должен быть антимагнитным и соответствовать требованиям 1266/2009 ЕСТР.
Для того, чтобы ориентироваться в возможных неисправностях тахографов, следует разобрать те особенности, которые встречаются при их эксплуатации.
Прежде всего важно понимать, почему тахограф может не работать правильно, а также какую информацию демонстрирует на дисплее при проявлении неисправности.
Все вместе это может обеспечить грамотное устранение причины неполадки, согласно которой наблюдается сбой в работе прибора мониторинга.
Ведь если инспектор заметит, что эта техника работает неправильно, или вообще не работает, то он вполне может выписать штраф в размере от одной до трех тысяч рублей, когда речь идет о водителе.
Для должностного лица взыскание составит уже 5-10 тысяч рублей, и конкретный размер выбирается на усмотрение самого инспектора и степени вины.
Что представляет собой аналоговый самописец
Внешне такая система имеет общие признаки как радиомагнитолы, так и спидометра. У него есть круглый циферблат, на котором присутствуют часы и спидометр. Если вы не знаете, как правильно пользоваться тахографом, мы поможем вам в этом. В данном случае, если вы решили приобрести устройство аналогового типа, то необходимо знать, какие данные есть на оборудовании. Итак, на лицевой панели устройства находится следующая информация:
- текущая скорость машины;
- пройденное время и путь автомобиля;
- режимы работы устройства;
- индикаторы для определения факта превышения скорости, используемые для установки диаграммного диска;
- переключатели рабочих режимов для первого и второго водителя.
Шайба тахографа является бумажным кругом со строками, в которых указывается показания скорости и маршрута. В середине круга находятся поля, обязательные для заполнения водителем. Там находиться строка с именем шофёра, непосредственно управляющий транспортом. Ещё указываются точки отправки и конечной точки маршрута, время начало и конца рейса. Строка с номерами авто, поле с данными одометра и разностью его показаний.
Перед тем как начинать заполнять шайбу тахографа, нужно ознакомиться с информацией о самих документах. Они имеют международное значение и признаются в европейских странах. Поэтому лучше ознакомиться с правилами их заполнения порядком указания данных. После этого можно приступать к процессу заполнения.
Если маршрут проходит на территории стран СНГ и России, то водитель должен заполнять шайбу на русском языке. Но если маршрут пролегает на страны Европы или другие зарубежные страны, то устройство обязательно заполняется латинскими буквами. Если рассматривать сам процесс работы, тахограф с шайбой заполнить, как правило, нужно по определённой схеме.