Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как устроиться на работу без военного билета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Контролирующим органом любой организации является трудовая инспекция, регулярно проверяющая соответствие существующим законодательным нормам. Поэтому руководство предприятия уделяет большое внимание кадровому учету.
Какая информация из военного билета обязательно вносится в личное дело
Проверка личных дел сотрудников мужского пола, помимо необходимых документов, предполагает тщательное изучение приложенной копии военного билета, страниц, содержащих полную информацию:
- Вынесенное решение призывной комиссии.
- Внесенные сведения о прохождении службы.
- Данные об имеющихся послужных званиях, наградах гражданина, также ранениях, полученных во время исполнения служебного долга.
- Отметки, подтверждающие присутствие в запасе, либо на воинских сборах.
- Записи о постановке работающего мужчины на учет или снятии с него.
Учитывается и помечается вид «военника»: документ, выданный после окончания учебного заведения, имеющего военную кафедру, либо получение непосредственно в армии. В кадрах ведется строгий учет личных дел каждого работника.
Вопрос, волнующий многих, как устроится на работу без военного билета, вполне резонный, но на рост карьеры, хорошую должность с большим окладом, рассчитывать в этой ситуации не стоит.
Перечень разрешенных профессий
Отсрочка от армии по работе предоставляется при:
- Работе в ОВД, государственной пожарной службе, ОУИ, в таможне. Отсрочка предоставляется на время действия заключенного контракта.
- Выдвижении призывником своей кандидатуры на пост депутата Государственной Думы Российской федерации, органов областного или местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ. Право на отсрочку предоставляется до дня оглашения официальных итогов проведенных выборов.
- Избрании депутатом Госдумы, законодательного органа одного из государственных субъектов, муниципального образования или руководителем муниципалитета. Отсрочка предоставляется в период выполнения государственных обязанностей.
- Работе в МЧС, ФСБ и учебе. Необходимым условием является наличие спецзвания.
Перенести срок призыва могут при службе и в других заведениях при наличии специализированного высшего образования и с условием поступления на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Отсрочка предоставляется на весь период службы в указанных органах.
Отсрочка по работе может быть предоставлена также:
- Работникам органов МВД, УИС;
- Поступившим на службу в войска Нацгвардии (наличие высшего образования и специальных знаний обязательно).
Спортсмены подлежат призыву в армию на общих основаниях.
Зачем работодателю военный билет
В основном требовать военник работодатели должны по причине наличия у них такой обязанности, продиктованной трудовым законодательством.
Однако существуют и дополнительные обстоятельства, по которым работодателю желательно получить от претендента на должность военник:
- Отделу кадров необходимо удостовериться в компетентности работников. К примеру, если человек решает оформиться в МЧС, то ему нужен этот документ, и он должен подтвердить свою пригодность к работе.
- Билет — это подтверждение того, что у молодого человека нет никаких проблем с законом и от армейской службы он не уклонялся. Крайне неприятно будет, если специалиста прямо с его рабочего места заберут в военкомат.
- Каждый работодатель опасается нарушать трудовое законодательство РФ, так как штрафы в этом случае значительные. Финансовые санкции грозят каждому, кто трудоустроил работника и не запросил у него военник.
Подробно о штрафе за непостановку на воинский учет мы рассказывали в этой статье.
Для чего нужен военник при трудоустройстве
При заключении трудового договора организация, принимающая на работу гражданина РФ, обязана подать соответствующие сведения в военкомат. Стоит заметить, что руководители, берущие в свой штат молодого человека, у которого отсутствует послужной список, подвергают себя риску, ведь в случае выявления подобного факта им придётся понести административное наказание.
В связи с этим трудовые организации чаще всего отказывают в предоставлении рабочего места лицам, не имеющим на руках военный билет. Причина кроется в нежелании не только брать на себя ответственность, но и обучать, подготавливать тех сотрудников, которых в любой момент могут отозвать в армейские ряды. Как правило, работодатель не называет истинную причину своего отказа, поскольку соискатель может подать жалобу в трудовую инспекцию и даже в суд.
У меня в военнике стоит категория «Д». Беспокоился, что не возьмут на работу, но, посоветовавшись со специалистом, понял, что с этой отметкой можно получить отказ при трудоустройстве лишь в МВД, МЧС и ФСБ. Все остальные организации не имеют право не принимать соискателя только потому, что в документе военного учёта имеется такая категория. Теперь я спокоен.
Наша семья недавно переехала, ни одной повестки я ещё не получал. Конечно, не радовать это меня не может, но, с другой стороны, сейчас я заканчиваю обучение и совсем скоро планирую подыскивать себе работу. Волнует вопрос, смогу ли я трудоустроиться с учётом отсутствия у меня военного билета. Знакомый говорит, что без военника или приписного свидетельства меня не допустят даже к прохождению медкомиссии. Отпишитесь, пожалуйста, кто владеет точной информацией на этот счёт.
Расшифровка списка 195 специальностей от Минцифры
В перечень специальностей высшего образования вошли многие гуманитарные и технические направления. Небольшой список из приказа.
Математика и информатика:
- статистика;
- математическое обеспечение и администрирование информационных систем;
- компьютерные и информационные науки.
Естественные науки:
- ядерная энергетика и теплофизика;
- биоинженерия и биоинформатика;
- геология и горное дело.
Направления госбезопасности:
- криптография;
- противодействие техническим разведкам;
- техносферная безопасность.
Инженерия и приборостроение:
- авиастроение;
- лазерная техника;
- технологические машины и оборудование.
Куда не устроиться без военного билета
Если частные организации могут решать сами – брать или не брать на работу, если нет документов воинского учета, то для бюджетных структур никаких вариант нет. Без приписного свидетельства для лиц в возрасте от 17 до 27 лет и без военного билета для лиц старше 27 лет закрыт путь в любые государственные организации. Это, например:
- органы государственной власти (федеральные или региональные ведомства, аппараты судов, правоохранительные органы, аппараты парламентов и т. д.);
- детские сады, школы, центры дополнительного образования, гимназии, лицеи, колледжи, высшие учебные заведения (институты, университеты, академии);
- больницы, поликлиники, стационары и диспансеры, медицинские центры, бюро судебно-медицинской экспертизы, центры медико-социальной экспертизы;
- музыкальные, драматические и другие театры, дома культуры, библиотеки, архивы, музеи, цирки, концертные залы, филармонии, спортивные объекты;
- дома престарелых, детские дома, центры социального обслуживания, центры временного размещения, Пенсионный фонд, фонды обязательного страхования.
И любые другие государственные организации, включая почту. А также муниципальные организации: органы местного самоуправления (например, районная администрация), муниципальные библиотеки, социальные учреждения и т. п. Без всех положенных по закону документов, а не только без военного билета, не возьмут даже на низовые позиции вроде лаборанта, санитара или рабочего сцены.
Правда, будем честны: условия работы, и в первую очередь уровни зарплаты, там таковы, что массово молодые люди туда не рвутся. Исключением могут быть некоторые силовые ведомства вроде Следственного комитета или Национальной гвардии, но мужчин туда принимают только физически здоровых и, соответственно, отслуживших в армии. У них-то как раз никаких проблем с военными билетами не будет.
Так возьмут ли на работу без военного билета?
Таким образом, ситуация выглядит двояко. С одной стороны, вы обязаны предоставить в отдел кадров военный билет или приписное свидетельство, а работодатель обязан вести учет военнообязанных и отчитываться в военкомат. С другой стороны, прямого запрета в законодательстве не брать на работу человека только потому, что у него нет военного билета, тоже не предусмотрено. В результате все зависит от следующих факторов:
- Формат и масштаб компании – крупная федеральная компания, которая хотя бы на словах дорожит своей репутацией, может и не взять на работу человека без военного билета. А фирмы поменьше могут быть более лояльны – опять же, при условии, что кадровик выполнит все предписанные законом процедуры.
- Характер должности – если это линейная позиция с высокой текучкой кадров, вам могут взять и без военного билета. Кадровик выполнит все, что должен сделать по закону, а дальше или военкомат все-таки вас призовет, или вы сами уволитесь, не выдержав графика, условий работы, ее специфики, общения с клиентами и т. п. Или вас уволит сам работодатель, потому что вы не справляетесь с работой.
- Позиция работодателя – что принципиально решил по этому вопросу генеральный директор, руководитель филиала и т. д. Какая установка идет из головного офиса, что советует юридический отдел. Как сильно нужны работники на эту должность, какая у вас квалификация и опыт. Словом, тут как повезет – или не повезет.
При этом работодатель имеет право не принимать на работу человека без военного билета. Это право подтверждается в решения судов, подтверждавших законность такого отказа и не налагающего на отказавшего работодателя никаких взысканий. Короче говоря, на какую-то линейную позицию вроде продавца-консультанта или оператора контактного центра, вас, вполне возможно, и возьмут, но о карьерном росте без военного билета речи быть не может. Чем выше должность, тем больше требований к кандидату, в том числе и к его документам. Их отсутствие – потенциальная проблема для работодателя. А зачем он будет наживать себе проблему, если может принять человека с документами.
Работа НЕ по трудовому договору
Вместе с тем, очевидно, что все вышеуказанные требования имеют место, только если вы устраиваетесь на работу по трудовому договору, то есть как наемный сотрудник в штате. В таком случае работодатель и его должностные лица принимают на себя определенные обязанности, связанные с вами. Если же трудовые отношения оформляются любым иным способом, в штат вы не зачисляетесь, и никаких обязательств, кроме как по заключенному с вами договору, у работодателя не возникает.
Такой вариант оформления часто называют договором гражданско-правового характера (ГПХ). По названию уже понятно, что между работодателем и работником возникают не трудовые правоотношения, а обычные гражданские, как между двумя сторонами сделки. Соответственно, и регулирует такой формат взаимодействия не Трудовой кодекс, а Гражданский. Работодатель не оформляет на вас никаких документов кадрового учета, потому что вы у него и не числитесь как штатный сотрудник.
Евгений Годов
юрист
То же самое касается и специфических вариантов вроде договора возмездного оказания услуг в порядке 39 главы Гражданского кодекса, договора подряда (глава 37 ГК РФ), договора авторского заказа (1288 статья ГК РФ) и других. Если вы осуществляете свою профессиональную деятельность как самозанятый, отношения с вами могут вообще никак не оформляться (если вы сотрудничаете с физическим лицом, а не с юридическим). Во всех этих случаях формально вы также не имеете работодателя, поскольку вместе с ним являетесь равноправными сторонами гражданской сделки.
Задать вопрос
Отдельно отметим ситуацию, когда отсутствует вообще какое-либо оформление трудовых отношений, даже в виде вышеперечисленных суррогатов. Такое сейчас все-таки начинает уходить в прошлое, потому что Федеральная налоговая служба ужесточила контроль как за коммерческими организациями, так и за движением средств на счетах физических лиц. Но все-таки подобная практика пока еще имеет место. Естественно, никакие военные билеты (а иногда даже паспорт) таких работодателей не интересуют.
В какие сроки подается заявление на прохождение АГС?
Призывник должен подать в военный комиссариат заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской в следующие сроки 5 :
То есть заявление нужно подать за 6 месяцев до начала призывной кампании, во время которой гражданин должен быть призван в армию. Например, молодой человек обучается в вузе по программе бакалавриата и имеет право на отсрочку от призыва до 30 июня 2021 г. Подать заявление на прохождение АГС он должен до 30 сентября 2020 г., поскольку он будет подлежать призыву во время весенней призывной кампании, которая пройдет с 1 апреля по 15 июля 2021 г.
Но есть и исключения: если отсрочка от призыва на военную службу будет прекращена преждевременно, то заявление о замене этой службы альтернативной гражданской необходимо подать в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Например, если студент отчислится из вуза, то заявление он должен будет подать не позднее чем через 10 дней после подписания приказа об отчислении.
Заявление на прохождение АГС с прилагаемыми документами следует лично отнести в военный комиссариат и подать в двух экземплярах. На одном из них в канцелярии должны поставить отметку о принятии – этот экземпляр останется у призывника в качестве подтверждения факта подачи заявления. Возможен иной вариант: военный комиссариат выдаст призывнику документ, подтверждающий регистрацию заявления.
В исключительной ситуации можно направить заявление в военный комиссариат по почте письмом с уведомлением о вручении и описью вложения – к примеру, если заявление по какой-то причине отказываются принимать.
Как рассматривают заявление?
Рассматривать заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую будет призывная комиссия – коллегиальный орган, состоящий из представителей разных органов власти. На заседание комиссии призывника вызывают повесткой.
Молодому человеку нужно будет устно объяснить, в чем заключается суть его убеждений, противоречащих службе в армии. Поэтому стоит заранее подготовить план выступления, чтобы донести до членов комиссии свою мысль. Перед призывником не стоит задача убедить комиссию в правильности своих убеждений – нужно лишь стройно продемонстрировать собственные взгляды и быть готовым ответить на вопросы. Он может пригласить на заседание знакомых или родственников, которые будут готовы подтвердить достоверность его доводов, и попросить их заслушать.
По результатам заседания призывная комиссия вынесет решение о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Если молодому человеку отказали в удовлетворении его просьбы, он вправе оспорить это решение в судебном порядке. Пока решение суда не вступит в законную силу, его не смогут призвать в армию.
Не служил в армии? Не годен к госслужбе
НАША СПРАВКА
Требования заявителя (Парламент Чеченской Республики): Признать запрет на допуск к госслужбе граждан, не прошедших военную службу без законных на то оснований, противоречащим Конституции РФ, так как он нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе.
Суд решил: Сам по себе данный запрет не противоречит Конституции РФ. Однако его бессрочный характер не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ. В связи с этим федеральному законодателю надлежит установить сроки действия этого запрета.
КС РФ по запросу заявителя проверил конституционность п. 1 ст. 3 Закона (далее – оспариваемое положение), расширяющего перечень связанных с госслужбой ограничений (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», далее – закон о госслужбе). Согласно внесенному им изменению гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на госслужбе, в случае если призывная комиссия признала его не прошедшим военную службу без законных на то оснований.
Заявитель считает, что оспариваемое положение нарушает конституционные принципы равенства граждан (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ), соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод (ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), ограничивает право на равный доступ к госслужбе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемое положение необоснованно ухудшает положение лиц, поступивших на госслужбу до его вступления в законную силу.
Заявитель также подчеркнул, что в ряде случаев пройти службу по призыву невозможно в силу объективных причин. Он напомнил, что с начала 90-х годов и до 2012 года на территории Чеченской Республики призыв не проводился вообще, а в настоящее время от этого региона призывается лишь небольшое количество молодых людей (в этом году планируется призвать около 500 человек). Получается, что многие граждане не проходят армейскую подготовку в силу не зависящих от них обстоятельств, а не потому что уклоняются от службы по призыву. Однако госслужащими они стать не могут.
Еще один спорный момент, на который указали члены Парламента Чеченской Республики в своем заявлении, – бессрочность запрета на допуск уклонистов к госслужбе. Они подчеркнули, что уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы является преступлением (ст. 328 УК РФ), за совершение которого виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – на срок от года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного (ст. 47 УК РФ). Таким образом, даже в УК РФ, устанавливающем наказания за наиболее серьезные общественно опасные деяния, определены конкретные сроки действия такого запрета. Получается, что оспариваемая норма противоречит УК РФ и поэтому подлежит пересмотру.
КС РФ уже неоднократно отмечал, что деятельность госслужащих осуществляется в публичных интересах, поэтому они наделены особым правовым статусом. Федеральный законодатель может устанавливать специальные правила поступления на госслужбу и ее прохождения, а также предъявлять к госслужащим и поступающим на службу лицам специальные требования, причем речь идет не только о деловых, но и о морально-нравственных качествах (Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2013 г. № 6-П, Определение КС РФ от 1 июля 1998 г. № 84-О, Определение КС РФ от 1 декабря 1999 г. № 219-О, Определение КС РФ от 3 октября 2002 г. № 233-О, Определение КС РФ от 20 октября 2005 г. № 378-О, Определение КС РФ от 22 октября 2008 г. № 538-О-О). Такие ограничения не ущемляют права граждан, в случае если являются формально определенными, четкими и не допускают расширительного толкования. Кроме того, они не должны иметь обратной силы (Постановление КС РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П, Постановление КС РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П, Постановление КС РФ от 30 июня 2011 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 18 июля 2013 г. № 19-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2014 г. № 7-П).
Защита Отечества – конституционно закрепленная обязанность каждого гражданина России (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), которая может быть реализована посредством несения военной службы, напомнил КС РФ. Основной формой последней является военная служба по призыву (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; далее – закон о военной службе). Призыву, напомним, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, за исключением освобожденных от исполнения воинской обязанности или призыва на военную службу. В некоторых случаях мужчинам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а кто-то призыву и вовсе не подлежит (п. 2 ст. 22 закона о военной службе).
КС РФ подчеркнул, что отношение гражданина к обязанности пройти военную службу характеризует его как способную или, напротив, неспособную к ответственному осуществлению публичной деятельности личность и поэтому может рассматриваться как особое репутационное требование, предъявляемое к лицам, которые претендуют на занятие должности госслужащего (абз. 1 п. 3.2 Постановления). Доступ к госслужбе лиц, не служивших в армии без законных на то оснований, снижает не только престиж военной службы, но и авторитет самой госслужбы. Запрет такого доступа не противоречит Конституции РФ, поскольку преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, отметил Суд.
Заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносит призывная комиссия при зачислении его в запас (п. 1.1. ст. 28 закона о военной службе). Стоит отметить, что данное положение вступило в силу только с 1 января текущего года. Поэтому в отношении тех, кто не служил без законных на то оснований, но был зачислен в запас до 1 января 2014 года, такое заключение выноситься не может. Соответственно, не может распространяться на них и ограничение, установленное оспариваемым положением. В то же время уклонисты, которые поступили на госслужбу до указанной даты, но еще не достигли возраста 27 лет, должны будут оставить занимаемые ими должности. В противном случае они получали бы необоснованные преимущества при реализации права на равный доступ к госслужбе по сравнению с теми, кто только претендует на замещение должностей госслужбы, считает КС РФ (абз. 3 п. 4 Постановления).
Важно отметить, что призывная комиссия может вынести заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных на то оснований вне зависимости от того, привлекался ли он к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5 КоАП РФ) или уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК РФ). Более того, в законодательстве не закреплена обязанность призывной комиссии ни по установлению факта привлечения гражданина к такой ответственности, ни по оценке фактических обстоятельств, вследствие которых он не прошел военную службу.
Тем не менее, заключение призывной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ. Суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к ограничению права граждан на судебную защиту (см., например, Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 28 октября 1999 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 14 июля 2003 г. № 12-П, Постановление КС РФ от 12 июля 2007 г. № 10-П). Таким образом, причины, в силу которых гражданин не прошел военную службу, все же подлежат исследованию, следовательно установленный оспариваемым положением запрет сам по себе не противоречит Конституции РФ, считает КС РФ.
Отсрочка по работе в МЧС
Ещё одна работа дающая отсрочку от армии — это служба в рядах МЧС. В данном случае возможность отсрочить призыв в армейские ряды лицам, работающим в органах, входящих в состав МЧС регламентируется пунктом «з» части 1 статьи 24 ФЗ №53. Оформление временного освобождения от прохождения армейской службы для сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций возможно исключительно при выполнении следующих условий:
- Призывник поступил на службу в МЧС непосредственно по окончании высшего профессионального учебного учреждения, относящегося к Министерству чрезвычайных ситуаций.
- Призывник получил профессию в специализированных высших учебных заведениях и имеет присвоенное ему спец. звание.
Берут ли на госслужбу без службы в армии
Более того, если такая или аналогичная норма будет введена законодателем вновь (с учетом позиции Конституционного Суда), то она будет распространяться лишь на тех, кто будет уходить в запас после даты вступления закона в силу (то есть, на мужчин от 1988 года рождения и младше). Обратной силы закона в этом случае не может быть. То есть невозможно сделать так, чтобы все чиновники, незаконно не служившие в армии, должны были уйти с госслужбы.
Это невозможно также по тому, что спустя годы будет очень сложно установить причины, по которым гражданин не был призван в армию. Несмотря на первую неудачу, депутаты Государственной Думы вошли во вкус и теперь хотят запретить уклонистам быть министрами, депутатами, судьями, прокурорами и даже президентом и премьер-министром.
Работа в органах правопорядка имеет множество преимуществ и поэтому привлекательна для молодых людей. Однако отбор претендентов осуществляется по строгим критериям, один из которых — обязательная служба в армии. Но и здесь можно найти выход, отслужив на АГС, получив отсрочку из-за обучения на очной форме или отработав до 5 лет в ППС.
Перед трудоустройством каждый кандидат обязан пройти многоступенчатое психологическое тестирование, в ходе которого устанавливается уровень стрессоустойчивости, адекватность реакции на раздражители, психическую зрелость. Дополнительным исследованием станет прохождение полиграфа.
Кандидату нужно заручиться поддержкой действующего сотрудника полиции, чей стаж в структуре превышает 3 года, а также взять характеристику участкового с подписями нескольких соседей, подтвердивших отсутствие жалоб на соискателя.
Нужна ли армия для работы в полиции
Нужна ли армия для работы в полиции? Данный вопрос достаточно часто возникает у лиц, не проходивших срочную службу в Вооруженных силах Российской Федерации. Стоит отметить, что в принятых положениях о трудоустройстве в органы МВД не имеется пунктов, ограничивающих набор лиц в здоровом состоянии. Исключается набор кандидатов, которые не могут пройти медицинскую комиссию и имеющие различные судимости.
Попробовать устроиться на данную работу стоит всегда, однако вероятность возникновения проблем с трудоустройством существует даже у претендентов с отличными показателями. Стоит отметить, что в современной полиции имеются должности, при поступлении на которые не потребуется особых качеств.
К примеру, такими должностями можно назвать водителя либо кинолога. Нужна ли армия для работы в полиции на таких должностях? В большинстве случаев нет. Безусловно, такому кандидату потребуется наличие хотя бы минимальных профессиональных навыков.
Для молодых людей, у которых в военном билете указаны определенные ограничения, трудоустройство напрямую зависит от конкретного специалиста по рекрутингу. В ряде случаев, такой сотрудник может под собственную ответственность оформить ходатайство о приеме на работу. Однако, важнейшим фактором в такой ситуации является одобрение вышестоящего руководства.