Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы установить порядок удовлетворения налоговых платежей при добровольной ликвидации юридических лиц, следует в совокупности проанализировать нормы НК РФ, ГК РФ, и Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Можно выделить такие преимущества новой системы:
- меньше ошибок при заполнении платежных поручений. Например, в налоговую каждый год поступает 30 млн неправильно заполненных платежек;
- переплата автоматически идет на будущие платежи и для этого не надо писать дополнительные заявления, чтобы ее учесть;
- перечислять деньги на ЕНС можно, когда удобно. Главное, чтобы к сроку уплаты на счете было достаточно денег, а в налоговой — отчетность или уведомление.
При этом есть неудобные моменты:
- налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налоги, сборы и взносы и присылать в налоговую уведомление;
- деньги списываются со счета пропорционально и повлиять на это нельзя. Например, если есть задолженность, с которой предприниматель не согласен, то налоговая все равно ее спишет в первую очередь;
- если на счете недостаточно денег, инспекторы сами распределят их пропорционально всем обязательствам. В итоге задолженность может быть сразу по нескольким налогам, взносам и сборам.
Когда налоги будут считаться неуплаченными
По новым правилам обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП. В то же самое время налоговая обязанность не сможет считаться исполненной в одном из следующих случаев (новая редакция п. 13 ст. 45 НК РФ):
- при отзыве налогоплательщиком неисполненного поручения на перечисление денежных средств на единый налоговый счет (при одновременном отсутствии на счете достаточной денежной суммы);
- возврата физлицу местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи либо МФЦ наличных денежных средств, принятых для их перечисления в счет уплаты налога;
- неправильного указания в платежном поручении номера счета Федерального казначейства;
- неправильного указания в платежном поручении наименования банка получателя.
Налоговая проверка – не препятствие для ликвидации
Что делать, если налоговая проверка не завершена, а момент составления ликвидационного баланса уже подошел? Должна ли ликвидируемая организация ожидать результатов проверки или же можно завершить ликвидацию без оглядки на факт проверки?
Согласно Письму ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 если организация в установленном порядке уведомила налоговый орган о начале процедуры ликвидации, а налоговый орган какие-либо требования об уплате налогов и сборов не предъявлял, то организация может продолжать процедуру ликвидации на общих основаниях. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.
ВАС проанализировал следующую ситуацию. Налоговая служба составила акт, на момент сдачи документов на ликвидацию требований не заявила, однако, уже выступая в качестве регистратора, отказала в ликвидации. Суд счел эти действия противоречащими законодательству и обосновал свое мнение так: на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением согласно справке регистрирующего органа задолженность по обязательным платежам у общества отсутствовала, а акт выездной налоговой проверки не свидетельствует о доначислении заявителю сумм обязательных платежей… Довод инспекции о задолженности, имеющейся у общества на момент его обращения с заявлением, правомерно признан несостоятельным, поскольку проверка соблюдения обществом налогового законодательства проведена инспекцией в период осуществления ликвидационных процедур и до представления ликвидатором заявления о регистрации ликвидации общества она вправе была направить ему соответствующее требование (Определение ВАС РФ от 16.03.2009 № 2832/09).
Налоговая служба не освобождена от обязательных процедур, которые возлагаются на всех кредиторов ликвидируемой организации. Правда, иногда, пользуясь своими правами государственного регистратора, налоговики препятствуют завершению ликвидации – увязывают ее с погашением всех числящихся за налогоплательщиком долгов. Однако, как неоднократно подчеркивали суды, налоговые органы не могут игнорировать нормы законодательства о ликвидации, это чревато проигранными процессами и потерями для бюджета.
[1] Более подробно об очередности погашения см. статью «Погашение требований кредиторов», № 18, 2014.
[2] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
[3] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
[4] Приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».
[5] Утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
[6] Обоснования по данному процессу приведены в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 № А33-18667/2010.
[7] Определением ВАС РФ от 21.05.2009 № ВАС-6063/09 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.
[8] Определением ВАС РФ от 20.02.2013 № ВАС-917/13 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.
[9] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС».
[10] Данное решение не было обжаловано в порядке кассационного производства.
Что такое единый налоговый счёт
ЕНС — это спецсчёт компании в Казначействе. Единый налоговый счёт с 2023 года есть у каждого плательщика. На него будут зачисляться все суммы, переведённые в виде ЕНП. Когда настанет день уплаты налога, он спишется с ЕНС автоматически. Это очень приближённое описание новой системы — на самом деле всё сложнее, и есть много нюансов.
Единый налоговый счёт с 2023 года для ИП и организаций — это обязательное нововведение. Отказаться от перечисления налогов через него невозможно.
Как любой счёт, ЕНС состоит из приходной и расходной частей. В приходной части ЕНС отражаются все налоговые поступления, которые перечисляет компания. То есть все суммы, которые она отправит в бюджет в виде ЕНП.
В 2023 году зачисляться на налоговый счёт будут и другие суммы. Все платежи, направленные в рамках переходного периода по индивидуальным платёжкам, также попадут на ЕНС.
В расходной части этого счёта будет формироваться совокупная налоговая обязанность плательщика. Это все обязательства — налоги, сборы, взносы, пени, штрафы, проценты, госпошлины, — которые он должен заплатить на сегодняшний день.
Срок принудительного взыскания налога, пеней, штрафа
Под принудительным взысканием следует понимать действия уполномоченного органа (налогового органа, суда), направленные на понуждение лица исполнить свои обязанности по уплате налога, пеней, штрафа. Представляется, что данный срок следует отличать от срока выставления требования об уплате недоимки, пеней, штрафа, поскольку последствием последнего может являться добровольная уплата соответствующих сумм. Кроме того, направление требования об уплате недоимки является мерой предварительного (досудебного) характера, поскольку реализовать принудительное взыскание возможно только при условии письменного извещения должника о сумме, подлежащей уплате. Однако безусловно, что срок направления требования и срок принудительного взыскания недоимки взаимосвязаны и применяются с целью обеспечения поступления соответствующего платежа в бюджет, поскольку в случае неисполнения требования в добровольном порядке, срок на принудительное взыскание поглощает срок выставления требования.
Налоговое законодательство предусматривает право на принуждение к исполнению налоговой обязанности налоговым органом самостоятельно либо посредством обращения в суд.
В бесспорном порядке (самостоятельно) налоговый орган вправе взыскать с организации и индивидуального предпринимателя недоимку, пени и штраф, руководствуясь ст. ст. 46, 47, 48, 103.1 НК РФ. В случаях, на которые указанные статьи НК не распространяются, недоимка, пени, а также штраф могут взыскиваться в судебном порядке.
Срок, в течение которого могут быть приняты меры принудительного взыскания недоимки, пеней, непосредственно в НК не указан, в связи с чем судебная практика исходит из системного толкования норм налогового законодательства и неоднозначна в его применении.
Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов
В случаях, когда налогоплательщик излишне уплачивает (переплачивает) или же с него излишне удержана (взыскана) сумма налога или сбора, налогоплательщик имеет право на зачет и (или) возврат излишне уплаченной суммы.
Излишняя оплата (переплата налогов), сборов или пени может произойти по различным причинам.
Достаточно часто переплата происходит из-за ошибки в расчетах или же из-за неверной суммы недоимки, указанной налоговым органом, и т.д. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.
Налоговое законодательство предусматривает два варианта имущественных прав в случаях, когда обязательные платежи излишне оплачены. К таким вариантам относятся зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Налогоплательщик может самостоятельно установить факт переплаты налога, но это может быть сделано и налоговым органом. Налоговый орган, в случае обнаружения факта переплаты налога, сбора или пени, должен сообщить налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные органы — в течение 10 дней.
В соответствии с п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченных авансовых платежей, налогов, сборов, пеней, штрафов подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам, погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.
При этом необходимо учитывать следующие условия.
Во-первых, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до вышеуказанной даты. Если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 г. в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата вышеуказанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 г. в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание).
Во-вторых, с 1 января 2007 г. и до 1 января 2008 г. суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.
В-третьих, с 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если операция производится в установленные НК РФ сроки.
В случае если налогоплательщик выполнил все условия зачета (возврата) налога, налоговый орган не имеет права отказать в зачете (возврате) налога или затягивать принятие решения.
Комментарий к Статье 45 НК РФ
В соответствии с п. 25 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 45 НК РФ, регулирующая порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора, изложена в новой редакции.
В данную статью внесены серьезные изменения. Рассмотрим их по порядку.
В п. 2 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплено положение, устанавливающее судебный порядок взыскания налога:
— с организации, которой открыт лицевой счет;
— в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями) с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) .
———————————
Заметим, что поправками в п. 6 ст. 75 НК РФ судебный порядок установлен также для взыскания пеней в случаях, предусмотренных в пп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ.
Заметим, ранее судебный порядок взыскания налога в ст. 45 НК РФ был закреплен только в случае, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:
1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;
2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.
В п. п. 3, 4 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплены нормы, устанавливающие критерии, когда обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) обязанность по уплате налога считается исполненной:
с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточных денежных средств (пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ);
с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ (пп. 2 п. 3 ст. 45 НК РФ);
со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ);
со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ);
со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с Налоговым кодексом РФ на налогового агента (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ).
Здесь необходимо отметить, что в новой редакции ст. 45 НК РФ прямо закреплено, что обязанность по уплате налога считается исполненной только в случае указания в платежном поручении соответствующего счета Федерального казначейства, то есть при неверном указании в платежном поручении кода бюджетной классификации в соответствии с новой редакцией НК РФ означает, что обязанность налогоплательщика будет считаться неисполненной .
———————————
Аналогичная поправка была внесена в ст. 24 НК РФ.
Здесь следует различать две ситуации:
а) в случае если в расчетных документах ошибочно указан КБК другого налога при условии, что оба налога зачисляются в один и тот же бюджет, по одному налогу возникает недоимка, а по другому — переплата;
б) в результате неверного указания КБК налог направляется в другой бюджет.
Споры возникали относительно правомерности начисления пеней в двух вышеизложенных ситуациях.
Рассмотрим указанные ситуации применительно к новой редакции ст. 45 НК РФ.
Что касается первой ситуации, то здесь ситуация до принятия Закона N 137-ФЗ ситуация была противоречивая. Позиция Минфина России была изложена в Письме от 1 марта 2005 г. N 03-02-07/1-54: «В случае если налогоплательщик ошибся, указав в платежных документах неправильный код классификации доходов бюджета, он может заявить об этой ошибке в налоговый орган. Такая ошибка устраняется после проведения сверки данных информационных ресурсов налогового органа с данными документов налогоплательщика.
Представляется, что при устранении указанной ошибки и уплате налога в полном объеме и установленный законом срок в соответствующий бюджет оснований для начисления пени (дополнительного платежа, применяемого для компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок) не возникает».
С указанной позицией не согласилась ФНС России. В Письме от 25 июля 2005 г. N 10-1-13/3367:
«Если налогоплательщик в платежном документе указал КБК другого налога (сбора), то по одному налогу возникает переплата, а по другому недоимка.
Положения НК РФ не предусматривают освобождение от начисления пеней по одному налогу (сбору) при наличии переплаты по другому, даже при условии, что оба налога (сбора) зачисляются в один и тот же бюджет.
В отношении Письма Минфина России от 1 марта 2005 г. N 03-02-07/1-54 ФНС России в адрес Минфина России направлено Письмо N 10-1-06/1254 от 17 марта 2005 г. о несогласии с позицией, изложенной в Письме, поскольку она противоречит налоговому законодательству».
Заметим, что арбитражная практика в подавляющем числе случаев поддерживала позицию Минфина России.
Суды указывали, что уплата сумм налога по КБК, присвоенному другому налогу, при условии, что оба налога зачисляются в один и тот же бюджет, не могут рассматриваться как налоговая недоимка, и начисление пеней по ним неправомерно (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2004 г. N Ф04/2206-708/А45-2004, от 14 марта 2005 г. N Ф04-972/2005(9086-А27-26)).
Что касается второй ситуации (в результате неверного указания КБК налог направляется в другой бюджет), то здесь позиция официальных органов и судов была единодушна: неверное указание, вследствие которого налог был зачислен в доходы иного бюджета, является неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязанностей по уплате налога и может расцениваться как неуплата налога в установленный срок и начисление пеней правомерно (Постановление ФАС Уральского округа от 28 апреля 2004 г. N Ф09-1626/04-АК, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2005 г. N А21-65/05-С1).
Изменения, внесенные в ст. 45 НК РФ, формируют единообразный подход, который закрепляет, что обязанность налогоплательщика считается исполненной только при указании в платежном поручении соответствующего счета Федерального казначейства.
Кроме этого, в п. 4 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплены нормы «зеркальные», изложенным в п. 3 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ), и устанавливающие критерии, когда обязанность налогоплательщика по уплате налога не считается исполненной.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) обязанность по уплате налога не считается исполненной в случае:
Отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного платежного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ (пп. 1 п. 4 ст. 45 НК РФ).
Отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ (пп. 2 п. 4 ст. 45 НК РФ).
Возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику — физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ (пп. 3 п. 4 ст. 45 НК РФ).
Главное условие сопровождающее уплату сбора
Главным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим процесс сбор от налога, является совершение по отношению к плательщику (чаще всего, в его роли выступает какой-либо частный субъект) со стороны государственного органа юридически значимых деяний. Под определенными значимыми деяниями юридической направленности необходимо понимать разновидность юридических фактов, которые в свою очередь являются закрепленными в гипотезах правовых норм конкретных жизненных обстоятельств, наступление которых влечет за собой юридические последствия в виде появления, изменения или прекращения отношений правового порядка.
В соответствии с 8 статьей НК к юридически значимым действиям также имеет отношение предоставление специальных прав и выдача разрешений.
Анализ законодательства о налогах, а также сборах дает право сделать конкретный вывод: предоставление определенных прав в свое время означает наделение плательщика каким-либо естественным правом, имеющим в силу закона ограниченный режим обращения. Согласно 3 части 55 статьи Конституции допускается ограничение свобод, а также прав человека и гражданина законом федеральной направленности в той мере, в какой это требуется в целях защиты основ строя конституционного порядка, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны, и безопасности государства.
Положения названной нормы конституционного порядка обычно используются и в сфере формирования определенных государственных доходов. При этом государство вполне может применять определенные ограничения свобод, а также прав для пополнения тех или иных финансовых ресурсов. Привлечение средств денежного характера в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений осуществляется в результате:
- установления специальной монополией государственного характера на производство конкретных видов товара, выполнение работ, оказание различных услуг и, следовательно, исключения свободного доступа других субъектов в данной сфере деятельности;
- предоставления на какой-либо возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, которая отнесена к монополии государства.
Приложение. Расчет прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципального предприятия
Приложение
к Положению о порядке перечисления
части прибыли муниципальных предприятий в бюджет
Ромодановского городского поселения
Показатели для расчета
По данным плательщика
Налоги и иные обязательные платежи
Сумма прибыли, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (стр. 1 — стр. 2)
Размер части прибыли, %
Сумма отчислений от прибыли, подлежащая перечислению в бюджет (стр. 3 x стр. 4)
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Что такое обязательные платежи в бюджет
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 2
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 186-ФЗ, от 31.07.2020 N 289-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 22.12.2020 N 447-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 219-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 289-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ)
До утверждения в установленном порядке федеральных стандартов применяются нормативные правовые акты, изданные до 02.12.2014 (ФЗ от 01.12.2014 N 405-ФЗ).
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом.
Налоги и отчеты ИП на УСН
Налоги. Предприниматель на упрощенке платит один основной налог — налог при УСН с объекта «Доходы» или «Доходы минус расходы».
Ставки налога отличаются в разных регионах, но в большинстве случаев это:
На упрощенной системе налогообложения предприниматели могут платить и другие налоги. Например, если у ИП в собственности есть квартира, то он должен уплачивать налог на имущество.
Отчетность ИП на УСН. Предприниматели на упрощенке обязательно раз в год подают в налоговую декларацию, а также ведут КУДиР — книгу учета доходов и расходов.
Вид отчета | Когда сдавать |
---|---|
Декларация по УСН | Раз в год, до 30 апреля следующего года |
Книга учета доходов и расходов | По запросу налоговой |
Если у ИП есть сотрудники, он должен также подавать по ним отчетность. С ней вряд ли получится разобраться без бухгалтера — рекомендуем подключить сервис «Бухгалтерское обслуживание» или нанять бухгалтера на аутсорсе.
Налоги и отчеты ИП на ОСН
Налоги. Предприниматели на общей системе налогообложения платят два основных налога:
Налог | Ставка | Срок уплаты |
---|---|---|
НДФЛ | Считается от прибыли ИП. |
13% — для прибыли меньше 5 млн рублей в год;
15% — с части прибыли, превышающей 5 млн рублей
до 25 июля — авансовый платеж за полугодие;
до 25 октября — авансовый платеж за 9 месяцев;
до 15 июля следующего года — налог за истекший год за минусом авансовых платежей
10% — цены детских товаров и некоторых продуктов питания;
0% — цены товаров на экспорт
На общей системе налогообложения предприниматели могут платить и другие налоги. Например, если у ИП в собственности есть автомобиль, то он должен уплачивать транспортный налог.
Отчетность ИП на ОСН. У предпринимателей на ОСН больше всего отчетности по сравнению с другими налоговыми режимами.
Новая форма оплаты налогов касается не только бизнеса, но и всех государственных и муниципальных учреждений, то есть всех юрлиц без исключения. О важности темы местных депутатов предупреждал в конце 2022 года министр финансов края Данил Ситников на совещании в краевом парламенте.
«С учетом прохождения платежей, того, что механизм новый и на нем начнет работать вся страна, убедительная просьба вместе с администрациями, главами подумать о необходимой подушке безопасности, которая позволит перечислить хотя бы зарплату. Конечно, все это будет под нашим контролем. Но просьба максимально подготовиться», – настоятельно обратился он к коллегам, подчеркнув, что пройдет еще немало совещаний по этому вопросу.
Основные принципы уплаты налогов физ. лица
Все граждане, которые подпадают под определение «физ. лицо», уплачивают в гос. бюджет такие налоги как: на доходы, транспортный (иначе — дорожный), на имущество и землю — при их наличии. Основные критерии внесения платежей следующие:
- на доходы оплата производится до 15 июля года (здесь и во всех сборах с годовым периодом), следующего за отчетным. Основной параметр — вид дохода. Ставка и окончательная сумма зависят от множества факторов, подробнее об этом — ниже;
- на транспорт оплачивают по месту регистрации автомобиля (или иного вида транспорта). Годовой налоговый период. Платить налог нужно не позже 1 декабря. Подробности — далее;
- на имущество (какое может быть подвержено налогообложению — в соответствующей главе статьи) срок внесения — до 1 декабря;
- на землю, если она документально оформлена, как частная собственность, срок аналогичен двум вышеназванным. Взнос поступает в местный бюджет. Более подробно — также в этой статье.
Самое важное о налогах в рассрочку
Итак, если у вас есть обязанность по уплате налога, но нет возможности сделать это своевременно — используйте законное право на перенос сроков уплаты. Хотите, чтобы по вашему заявлению о переносе сроков уплаты налога было принято положительное решение — следуйте правилам:
- Убедитесь, что вы имеете право на льготу. Для этого проанализируйте финансовые показатели своего бизнеса и определите степень важности причины, которую вы укажете в заявлении;
- Подготовьте необходимые документы, которые подтверждают ваши временные финансовые затруднения;
- Сделайте подробный расчет суммы, рассрочку по уплате которой хотите получить. Определите график погашения и величину платежа;
- Решите, каким образом вы будете обеспечивать исполнение налогового долга;
- Подайте заявление с приложением полного пакета подтверждающих документов в налоговую инспекцию или таможенные органы (если рассрочка касается таможенных сборов);
- Получите решение уполномоченного органа. В случае отказа — обжалуйте постановление в вышестоящей налоговой инспекции или судебных органах.