Налоговое планирование и управление рисками компании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговое планирование и управление рисками компании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Тема1. Налоговая нагрузка и выбор вида налоговой политики фирмы. Выбор масштаба измерения налоговой нагрузки. Выбор универсального и специальных масштабов измерения налоговой нагрузки. Добавленная стоимость – универсальный масштаб измерения налоговой нагрузки. Выбор специального масштаба измерения налоговой нагрузки в зависимости от стратегии организации. Теория единого налога Лаффера и выбор оптимального уровня налогового бремени. Современные тенденции изменения величины налоговой нагрузки разных стран. Взаимосвязь уровня экономического развития страны и размера налоговых платежей. Различные методики измерения налоговой нагрузки. Методика Федеральной налоговой службы (ФНС) и вероятность проведения выездной налоговой проверки. Виды налоговой политики и налоговое планирование. Принцип презумпции невиновности и определение поля налогового планирования. Виды штрафных санкций: недоимка, пени, штраф. Обратная сила налоговых законов. Срок давности по налоговым правонарушениям. Процедура исправления налоговых ошибок. Обжалование решения налоговых органов.

Онлайн-курс направлен на формирование следующих общекультуных и общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО, связанных со:

— способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

— способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

— способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

— способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

— способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

— способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);

— способностью находить организационноуправленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4).

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

  1. Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

  2. Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

  3. Оптимизация цены сделок

  4. Применение отдельных элементов налогообложения

  5. Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

  6. Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

  7. Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

  • начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  • начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  • списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

  • порядок списания расходов;

  • определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

  • налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

  • «налоговых лазеек» – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

  • специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

В программе курса повышения квалификации

День 1.

Управление налоговой нагрузкой в 2022 году: законное уменьшение налоговых платежей.

Понятие налоговой оптимизации.

Граница между «законной» оптимизацией и уклонением от уплаты налогов. Статья 54.1. «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» НК РФ. Устранение налоговой неэффективности.

Управление налоговыми рисками в условиях кризиса.

Идентификация налоговых рисков и их оценка. Недопустимость мнимых сделок; формулирование деловой цели у каждой операции и сделки; обоснование договорных цен, критерии выбора контрагентов по сделке; избежание двусмысленных ситуаций, не отрегулированных с точки зрения налоговых последствий. Формальный документооборот и «технические» компании. Критический обзор самых распространённых налоговых схем. Какие схемы не рекомендуется применять. Рекомендации ФНС по выявлению компаний, осуществивших дробление своей структуры.

Налоговый контроль цен. Трансфертное ценообразование. Позиция Верховного суда РФ.

Основы налогового планирования.

Налоговая диагностика и мониторинг. Налоговые вопросы построения территориально-распределенного бизнеса Налоговая нагрузка и ее анализ. Управление фискальной нагрузкой осуществляется на основе бюджета налогов. Формирование бюджета доходов и расходов компании (БДР) как основы для определения налоговой базы; расчет налоговой нагрузки — суммы начисленных налогов, платежей по ним и имеющейся задолженности; анализ налоговой нагрузки — структуры налогов, мероприятий по оптимизации; мониторинг фактического состояния, план-факт анализ и выявление причин, повлиявших на отклонение от первоначального варианта. Корректировка налогового бюджета.

Инструменты налоговой оптимизации. Обзор основных возможностей налоговой оптимизации.

  • Налог на прибыль: льготы по налогу на прибыль, оптимальная учетная политика; работа с убытками и перенос убытков на будущие периоды; требования к расходам по налогу на прибыль, создание резервов, перераспределение расходов от субъектов патентной системы и УСН 6% в пользу субъектов ОСН, применение инвестиционных вычетов и пониженных ставок налога, включая ставку «0 %». Получение прибыли от инвестиций с минимальными налоговыми потерями. Вариантность оформления хозяйственных операций — как инструмент оптимизации налоговых последствий: нематериальный актив или текущие расходы; объект основных средств или текущие расходы; договор подряда или договор поставки; улучшения арендованного имущества: отделимые или неотделимые; ремонт или реконструкция.
  • НДС: оптимизация путем освобождения от обязанностей плательщика и использования необлагаемых операций, использования договорных отношений. Экспортные операции, работы (услуги), местом реализации которых не является Россия, налоговые вычеты и льготы. Управление НДС через реорганизацию. Риски оптимизации НДС.
  • Иные виды налогов и сборов: особенности объекта налога на имущество организаций, управление налоговой базой.
  • НДФЛ и страховые взносы. Оптимизация путем использования необлагаемых доходов. Использование льготных тарифов. Оценка эффективности «дивидендной» схемы. Установление скидок и надбавок для исчисления страховых взносов в по обязательному страхованию по несчастным случаям.
  • Специальные налоговые режимы и их использование для налоговой оптимизации. УСН как инструмент снижения налоговых платежей и привязки к денежным потокам. Налог на профессиональный доход, патентная система налогообложения как способ фиксации фискальных платежей. Применение налога на профессиональный доход как альтернативы УСН, ПСН для ИП и НДФЛ для физических лиц.

День 2.

Изменения в налоговом законодательстве в 2022 году.

Изменения в налоговом администрировании.

  • Новая стратегия ФНС, переход на двухуровневую структуру управления с ликвидацией налоговых инспекций на местах, автоматизация фискального контроля. О перспективах уплаты налогов с использованием единого «электронного кошелька». Применение ключевых поправок в первую часть НК РФ (федеральные законы №№ 100-ФЗ, 6-ФЗ, 305-ФЗ и др.). Обязанность предоставлять сведения об участниках иностранных организаций. Особенности камеральной проверки заявления на получение вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке. Новый срок хранения у налогоплательщика данных бухгалтерского и налогового учета. Уточнение порядка определения доходов для целей признания сделок контролируемыми. Изменения в порядке обжалования ненормативных актов, действий должностных лиц налоговых органов. Об уплате процентов налоговыми органами. Основания считать, что декларации не представлены.
  • О новых тенденциях в налоговом контроле, об особенности проведения камерального контроля и т.л. ФНС о применении ст. 54.1 НК РФ (о многостадийности контроля, о дроблении, технических компаниях и т.п.), об общедоступности информации о налогоплательщике и налоговых оговорках в договорах для плательщиков НДС. Обновление порядка взыскания задолженности по налогам.

Система прослеживаемости товаров.

  • Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ, постановления Правительства от 01.07.2021 № 1108, 1109, 1110, приказ ФНС От 08.07.2021 № ЕД-7-15/645. Выставление счетов-фактур по прослеживаемым товарам, отчетность в системе прослеживаемости, налоговый контроль в системе прослеживаемости.

Изменения в налогообложении прибыли. Отчетность организации по налогу на прибыль.

  • Последние поправки к главе 25 НК РФ (федеральные законы №№ 305-ФЗ, 104-ФЗ, 8-ФЗ, 374-ФЗ и др.). Новые правила определения первоначальной стоимости и начисления амортизации в случаях реконструкции, модернизации или технического перевооружения объектов основных средств. О доходах в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации. Расширение перечня расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. Новое в учете расходов по долговым обязательствам в иностранной валюте, возникшим в результате контролируемых сделок. Пониженные ставки для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности. Отнесение к расходам пожертвований социально ориентированным НКО. О доходах от реализации имущественных прав (долей, паев). Уточнение норм об инвестиционном вычете. Новый алгоритм применения нулевой ставки по дивидендам. Уточнение в порядке обложения налогом субсидий.
  • О применении льгот для IT-компаний. О доходах при получении имущественных прав, отступном, списываемой кредиторской задолженности, субсидий из бюджета, предоставляемых коммерческим организациям. О документальном подтверждении и экономической обоснованности расходов, о фиктивных сделках и формальном документообороте: новая позиция ВС РФ и Минфина России. Минфин об отражении в налоговой декларации последствий налоговых ошибок и искажений.
  • Налоговая декларация: новая форма (электронный формат), особенности заполнения и представления. Минфин об отражении в налоговой декларации последствий налоговых ошибок и искажений.

НДС: новые подходы к исчислению и уплате. Особенности формирования и представления декларации по НДС с учетом изменений главы 21 НК РФ.

  • Новое в законодательстве об НДС (федеральные законы №№ 305-ФЗ, 103-ФЗ, 371-ФЗ и др.). Исключение из объектов налогообложения услуг и работ, а также передачи имущественных прав, если оказываются на безвозмездной основе органами государственной власти, местного самоуправления в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и экспорта. Освобождение общепита с 1 января 2022 года от налога: условия и порядок. Поправки в отношении операций по реализации электронной, бытовой техники. Случаи, когда налоговая декларация считается непредставленной. О национальной системе прослеживаемости и оформлении документов, связанных с НДС.
  • Изменения в льготе по передаче прав на использование программного обеспечения. Особенности определения объекта, места реализации, момента формирования налоговой базы при различных ситуациях: арбитражная практика и разъяснения «фискалов». НДС при осуществлении переустройства (выноса) имущества собственника. Налоговая база по НДС при безвозмездной передаче пробных партий материалов потенциальным заказчикам. НДС в отношении услуг застройщика.
  • О восстановлении НДС, принятого к вычету при списании в установленном порядке дебиторской задолженности, образовавшейся в результате предварительной оплаты (частичной оплаты) товаров (работ, услуг), которые не были поставлены.
  • Корректировка форм и правил заполнения документов, применяемых при расчетах по НДС. Новые электронные форматы счетов-фактур, в т.ч. корректировочного счета-фактуры.
  • Изменения в декларации НДС.

Новое в исчислении и уплате авансовых платежей по налогу на имущество организаций, транспортного и земельного налога.

  • Поправки к главам 28, 30 и 31 НК РФ (федеральные законы № 305-ФЗ и др.). Отмена деклараций за налоговый период — 2022 год. Самостоятельная уплата налогов с последующим контролем через налоговые сообщения.
  • Квалификация объектов основных средств как недвижимого имущества: позиция ФНС России и новый подход Верховного суда к данному вопросу.
  • Порядок уведомления о льготах, хищениях, гибели, изъятии транспортных средств. Сообщения об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов. Изменения в сроках уплаты налогов.
  • Особенности расчета земельного налога: изменения кадастровой стоимости и налоговые последствия. Применение ставок налога с учетом позиции ВС РФ и разъяснений Минфина, ФНС России.

Налог на доходы физических лиц в 2022 году.

  • Поправки к главе 23 НК РФ (федеральные законы №№ 100-ФЗ, 88-ФЗ, 8-ФЗ и др.): упрощенный порядок получения инвестиционного и имущественных вычетов; предоставление социального налогового вычета по физкультурно-оздоровительных услугам; новый порядок определения базы по НДФЛ в отношении доходов от долевого участия; изменения в обложении налогом путевок; расширение перечня необлагаемых доходов физического лица; уточнения в порядке определения доходов физического лица; ФНС о перспективных изменениях в налогообложении доходов физических лиц.
  • Особенности обложения налогом процентных доходов; применение прогрессивной ставки налога. Новые риски налоговых агентов при удержании НДФЛ и переквалификации ГП договоров. Взыскание НДФЛ за счет налоговых агентов. Новое в предоставлении социальных и имущественных вычетах. О налогообложении выплат физлицу, получившему право требования по договору цессии.
  • Обновленная форма 6-НДФЛ, новые коды доходов. Рекомендации ФНС по формированию Расчета 6-НДФЛ.
Читайте также:  Об уголовной амнистии в 2023 году заговорили в Госдуме РФ

Новое в исчислении обязательных социальных страховых взносов и представлении отчетности.

  • О возврате сумм излишне уплаченных пенсионных взносов. Об условиях применения пониженных тарифов страховых взносов для организаций общепита (федеральный закон № 305-ФЗ) — комментарии ФНС России.
  • Применение тарифов для ИТ-бизнеса (федеральный закон № 265-ФЗ). Новые предельные страховые базы для пенсионных взносов и взносов в ФСС.
  • ВС РФ о взносах с оплаты обязательных медосмотров работников, с подотчетных сумм. Минфин России о страховых взносах с выплат социального характера, подарков и единовременной материальной помощи работникам, а также выходных пособий при увольнении в связи с выходом на пенсию, при выплате компенсации дистанционным работникам. Новая форма РСВ: ФНС о нюансах ее применения.
  • Минтруд и ФСС о страховых взносах по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Компенсационный принцип использования средств Фонда на проведение мероприятий по охране труда и профилактике профессиональных заболеваний.

Новое в специальных налоговых режимах.

  • Поправки к главе 26.2 НК РФ (федеральные законы № 373-ФЗ, 266-ФЗ и др.): возможность применения УСН при превышении доходов и средней численности персонала; продление налоговых каникул для ИП, применяющих УСН и ПСН; расширение перечня расходов, уменьшающих налоговую базу; новые ставки единого налога.
  • Налог на профессиональный доход. Особенности исчисления и уплаты. Преференции для плательщиков НПД.
  • Патентная система налогообложения (ПСН) как альтернатива ЕНВД для индивидуальных предпринимателей. Изменения в ПСН: новые требования к ИП, уточнение видов деятельности, возможность оплаты патента по дням, повышения максимальной доходности для расчета стоимости патента. Условия для применения ПСН. Виды деятельности и ограничения.
  • Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2022 год.

    День 3.

    Налоговый контроль с учетом последних изменений в Налоговом кодексе РФ.

    • Изменения в налоговом контроле в 2022 году.
    • Статья 54.1 НК РФ: необоснованная налоговая выгода.
    • Уголовная ответственность налогоплательщика.
    • Блокирование счетов банком. Риски, связанные с контрагентом.
    • Права налогоплательщика при проведении контрольных мероприятий налоговых органов. Механизмы защиты прав налогоплательщиков.
    • Досудебное урегулирование налоговых споров.
    • Порядок обжалования и исполнения решений налогового органа.
    • Судебные споры по вопросам налогового контроля.

    День 4.

    Договорная политика организации как способ оптимизации налогообложения.

    • «Сделка» и «договор». Основные группы гражданско-правовых договоров для целей бухгалтерского и налогового учета.
    • Правовое регулирование составления и заключения договоров.
    • Взаимосвязь гражданского и налогового законодательства.
    • Договорная политика организации. Формирование договорной политики предприятия в целях оптимизации налогообложения.
    • Влияние изменения налоговых последствий заключения различных договоров на результаты финансовой деятельности и показатели эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.

    Налоговые последствия договорной деятельности.

    • Договоры в деятельности организаций — основные задачи.
    • Экспертиза договоров (выявление истинного вида договора, ничтожности и оспоримости договоров в целом и отдельных его условий, признаков незаключенного договора).
    • Проверка контрагентов (проявление должной осмотрительности.
    • Недопустимость заключения договора с недобросовестным контрагентом, признаки недобросовестного контрагента).
    • Цена договора, способ определения цены в форме «валютной змейки».
    • Твердая цена и приблизительная цена.

    Налоговые последствия отдельных видов договоров.

    • Беспроцентного займа (от учредителя, при выдаче займа сотруднику).
    • Договоров смешанного типа.
    • Договора купли-продажи.
    • Договора аренды.
    • Договора подряда.
    • Безвозмездных сделок.
    • Договора возмездного оказания услуг.

    Налоговые риски при реализации трудовых договоров и договоров ГПХ.

    • Отличительные признаки трудового договора и договора ГПХ.
    • Основания для переквалификации договоров.
    • Последствия изменений юридической квалификации трудового договора.
    • Налоговые последствия подмены трудового договора гражданско-правовым.

    Кто занимается налогами

    В штате некоторых организаций предусмотрено наличие специалиста, который занимается исключительно отслеживанием налоговых платежей. Крупные компании могут позволить себе организовать отдел контроля и учета налоговых платежей, сотрудники которого также занимаются составлением прогнозов по налоговой нагрузке.

    В случае если налоговая нагрузка на крупное предприятие составляет более 40%, особенно остро встает вопрос применения налогового планирования: велик риск полностью утратить позиции на рынке или обанкротиться. В такой ситуации руководству компании необходимо серьезно озаботиться выстраиванием системы прогнозирования, организовав работу специально обученных людей.

    Многие задаются вопросом о том, какие цели налогового планирования. Главная цель налогового планирования – это снижение нагрузки на компанию за счет использования налоговых льгот, которые предусмотрены действующим Налоговым кодексом Российской Федерации, а также рядом других нормативных документов. Кроме того, ведется строгий контроль своевременной уплаты налогов и сборов; в случае необходимости проводится корректировка учетной политики организации, что позволяет использовать пробелы в законодательстве в пользу компании.

    Методы налогового планирования

    Принцип комплексности, основа планирования, предполагает пользование разными методами и способами сниженная налоговой ставки для повышения доходности предприятия. Все доступные для работы методы делятся на две категории: внешние и внутренние.

    Сфера налогового планирования внешними методами несколько ограничена, однако, при правильно выстроенной работе, с их помощью можно достичь заметных результатов, значительно снизив расходы компании: изменить субъект налогообложения, сменить вид деятельности или юрисдикцию. Важно понимать, что все внешние изменения влекут за собой определенные последствия.

    Последствия применения внутренних методов менее ощутимы: таких способов гораздо больше, а их возможности – значительно шире.

    Налоговая нагрузка – величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика. Существует много способов расчета этой нагрузки. Как правило, она выражается относительной величиной, в числителе которой сумма начисленных налогов за налоговый период, а в знаменателе – какая-либо экономическая база (доходы, прибыль, чистые активы и т.д.).

    Если объектом налогового планирования выступает оценка степени жесткости и эффективности налоговой системы, то в расчет принимаются только непосредственно уплачиваемые налоги и сборы. Если же оценивается эффективность работы организации по исполнению налогового законодательства, то в расчет принимаются и прочие показатели – штрафы, пени, неустойки.

    В целом методики определения налоговой нагрузки налогоплательщика отличаются набором налогов и взносов, включаемых в тот или иной расчет. Важную роль также играет базисный актив, к которому можно «привязывать» расчетные показатели, т.е. с ним сравнивается общая сумма налогов за расчетный период.

    Этапы налогового планирования

    Основные направления налогового планирования – сокращение налоговых платежей и оптимизация налоговой схемы предприятия. Чтобы реализовать оба направления, нужно начать с идеи о реорганизации бизнеса. Исходя из его целей и задач, выбирается оптимальная система налогообложения, после чего можно рассмотреть вопрос об использовании налоговых льгот. В первую очередь определяются глобальные направления стратегического планирования, а затем оцениваются и реорганизуются механизмы оперативного планирования.

    Основными этапами налогового планирования являются:

    • выявление налоговых рисков;
    • анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;
    • выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;
    • разработка налоговой схемы;
    • осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

    К налоговым рискам относятся:

    • риски контроля со стороны налоговых органов;
    • риски увеличения сумм налогов;
    • риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

    Чтобы эти риски снизить, следует использовать только законные возможности налогового планирования.

    В процессе планирования налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

    • Разумность и экономическая обоснованность. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения.
    • Комплексный расчет экономии и потерь. Перед тем как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы.
    • Документальное оформление операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде.
    • Индивидуальный подход. Только зная все тонкости компании, можно рекомендовать тот или иной инструмент налогового планирования расходов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя.
    • Комплексная налоговая экономия (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов).
    • Заблаговременность. Планирование необходимо осуществлять за некоторое время до проведения хозяйственной операции или завершения налогового периода.

    В целях настоящей статьи в первую очередь следует уточнить, что такое и чем различаются:

    • минимизация налогообложения,
    • оптимизация налогообложения,
    • налоговое планирование,
    • международное налоговое планирование.

    Сразу следует оговориться, что в российском законодательстве не прописаны как категории деятельности, связанные с налогообложением,

    • ни первое,
    • ни второе,
    • ни третье,
    • ни четвертое.

    Для очень многих налогоплательщиков основополагающим в такой работе является трогательный по своей наивности принцип — «все, что законом не запрещено — разрешено».

    Мало того, не только в законодательстве, но и в каких-либо подзаконных актах, официальных комментариях или, хотя бы, в специальной литературе, нет единого и однозначного определения этих понятий.

    В большинстве источников указывается, что «налоговое планирование» — это, практически, «оптимизация налогообложения», а «оптимизация» — то же самое, что и «минимизация».

    И только в отдельных высоко профессиональных работах подчеркивается, что это различные, хотя и взаимосвязанные понятия, направленные при этом, действительно на уменьшение налогообложения.

    Но в большинстве случаев, по мнению налоговых и судебных органов, все это, порознь или вместе — все равно, является «уклонением от уплаты налогов» с уголовной ответственностью в нужных случаях.

    Особенно, если налоговое планирование является еще и международным — то есть с задействованием иностранных компаний, в том числе — оффшорных.

    Если случаи «не нужные», и сильно повезет, то может обойтись всего лишь обвинением в «неуплате налогов» с административной ответственностью, но в отношении размеров штрафов — лучше не обольщаться.

    Но особо опасными, как известно, являются сделки, которые могут классифицироваться как отмывание денежных средств.

    Поэтому при проведении анализа на любые сделки с недвижимостью следует обращать повышенное внимание.

    В связи с тем, что борьба с отмыванием и терроризмом в России стала национальным видом спорта, налоговым органам приходится иногда объяснять, что использование оффшорных юрисдикций в работе с недвижимостью — все же не обязательно отмывание.

    А на самом деле — целью уменьшения налогообложения должно являться не противодействие требованиям налогового законодательства, следствием которого станет применение налоговых санкций или мер уголовной ответственности, а именно легальное удерживание денежных средств, (не создавая для себя неблагоприятных последствий) для их последующего использования в хозяйственной деятельности с целью дальнейшего повышения прибыльности компании, способствуя тем самым увеличению поступлений денежных средств в бюджет.

    В целях улучшения понимания предлагаемых вниманию материалов и во избежание неразберихи, которой и так достаточно в налоговом законодательстве (особенно — в антиофшорных нововведениях), является целесообразным кратко сформулировать вышеназванные понятия в контексте настоящей статьи.

    1.1. Минимизация налогообложения — это законное уменьшение налоговых выплат на основе правовых норм и судебной практики.

    Бессмертным Постановлением Пленума упраздненного ВАС РФ от 12.10.2006г. № 53 названы следующие способы уменьшения размера налоговой обязанности:

    • уменьшение налоговой базы,
    • получение налоговой выгоды,
    • применение более низкой налоговой ставки,
    • получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

    При этом для всех, без исключения, способов уменьшения налогообложения являются абсолютно обязательными принципы и требования, установленные тем же Постановлением Пленума ВАС РФ, а именно:

    • принцип добросовестности налогоплательщика,
    • принцип наличия деловой цели,
    • принцип преимущества экономического смысла над юридической формой,
    • требование реальности экономической деятельности,
    • требование проявления должной осмотрительности а отношении контрагентов.

    Бытует мнение, что «минимизация» и «оптимизация» — это одно и то же. На самом деле это не так, что будет показано ниже.

    1.2. Оптимизация налогообложения — намного шире понятия «минимизация», так как помимо законного уменьшения налоговых выплат на основе правовых норм и судебной практики ее инструментами также могут являться:

    • Регулирование затратной части доходов. Например — сокращая долю затрат, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы, трансформируя их так или иначе в учитываемые затраты, но не допуская при этом подлога документов, притворных договоров и других грубых нарушений закона.
    • Отсрочка уплаты налогов. Например, как известно, существуют методы передвижения выплаты некоторых налогов на определенный период времени без щтрафных санкций.
    • Взвешенное уменьшение сумм, уплачиваемых в бюджет из имеющихся средств. Например — неуплата штрафных санкций за неуплату налогов в установленный срок.

    При этом если организация использует заемные средства и если плата за кредиты окажется больше штрафных санкций, то будет разумнее уплачивать налоги в срок и отказаться от кредитов.

    А если плата за кредиты меньше штрафных санкций, то будет выгоднее задержать уплату налогов, но взять большие кредиты.

    Указанные и аналогичные инструменты с позиций финансового менеджмента выгодны налогоплательщику, так как денежные средства, оставаясь в распоряжении налогоплательщика более длительное время, создают, тем самым, условия для получения дополнительной прибыли.

    Читайте также:  Отмена постановления о лишении прав за отказ от мед. освидетельствования

    Государство же при этом не только ничего не теряет, но даже приобретает за счет увеличения налогооблагаемой базы налогоплательщика. Таким образом, на приведенных примерах достаточно понятно видна разница между «минимизацией» и «оптимизацией».

    Однако существуют схожие приемы оптимизации, которые наносят ущерб государственным интересам. В качестве такового (часто используемого, но не рекомендуемого Консалтинговой компанией ЮКТ), можно привести следующее.

    Общеизвестна практика, когда для уменьшения суммы налога на прибыль искусственно завышается затратная часть дохода включением в него расходов на оплату услуг, существующих только на бумаге. Например, затраты на пресловутые маркетинговые услуги, проводимые сторонними организациями.

    За такую «оптимизацию» налогоплательщики могут получить соответствующее поощрение от налоговых органов в виде непризнания таких затрат в целях налогообложения, доначисления суммы налога и взыскания штрафа.

    1.3. Налоговое планирование в задаче уменьшения налогообложения является уже качественно иным уровнем подхода к этому вопросу владельцев бизнеса и соответствующих специалистов.

    А именно, налоговое планирование — это наиболее емкий комплекс мер, направленный на уменьшение налогообложения.

    Качественное налоговое планирование является системой последовательных действий, в основе которой находится использование различных инструментов, предусматривающих не только работу на отдельных участках налогообложения, но и постановку налогового и бухгалтерского учета, создание обновленной налоговой модели ведения всего бизнеса, одной из целей которого является получение обоснованной налоговой выгоды.

    В теории и практике налогового планирования (последнее — иногда), в зависимости от масштаба деятельности, могут предусматриваться как стратегическое, так и текущее планирование.

    Стратегическое планирование может предусматривать различные методы, эффективность которых находится в зависимости от степени риска.

    Осуществление полномасштабного налогового планирования является целесообразным для достаточно крупных корпораций с достаточным штатом высокооплачиваемых специалистов.

    В отношении предприятий среднего бизнеса налоговое планирование рекомендуется осуществлять на основе абонентского обслуживания в солидной юридической компании.

    Но предприятиям малого бизнеса налоговое планирование не только не по карману, но и без надобности.

    Более подробно по вопросам минимизации и оптимизации налогообложения, а также налогового планирования можно ознакомиться в аналитическом обзоре «Налоговая оптимизация без оффшоров. О чем это?»

    1.4. Международное налоговое планирование (далее — Международное НП) — это деятельность (инструменты, схемы и способы) которая направлена на то, чтобы уменьшить налогообложение деятельности компании или группы компаний, работающей на мировом рынке, в соответствии с законодательством различных стран.

    Как известно, и в отечественной, и в мировой практике понятия налогового и финансового планирования в их полном объеме, естественно, различаются.

    Однако в Международном налогового планировании присутствуют также элементы и финансового планирования в виде международного маневрирования финансами с задействованием иностранных компаний, в том числе — оффшорных, в целях:

    • реального ведения международного бизнеса,
    • расширения арсенала инструментов уменьшения налогообложения,
    • вывода денежных средств и других активов за рубеж,
    • сохранения конфиденциальности в ведении бизнеса и управлении личным состоянием.

    Какими бы не были указанные цели Международного НП, его основными инструментами всегда являются все (при необходимости) возможности указанных выше видов уменьшения налогообложения, а также использование других возможностей, свойственных только данному виду планирования и вытекающих из следующих трех факторов:

    • Различная налоговая политика в разных государствах. Является очевидным, что при получении одного и того же дохода в России и, например, в Европе или Америке — Вы уплатите существенно различающиеся суммы налогов. Таким образом, появляется возможность эффективно совершать маневренные действия, располагая субъект, который получает прибыль, в наиболее выгодном государстве (территории).
    • Организационно-правовая форма задействованных компаний. Это может быть акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, товарищество, инвестиционный фонд, некоммерческая организация, структура без образования юридического лица и т.д. В системе мирового корпоративного права существует достаточно много организационно- правовых форм субъектов коммерческой и некоммерческой деятельности. А так как для различных форм, как правило, предусмотрены различные правила налогообложения, то в каждом конкретном случае можно выбрать ту из них, которая в данном государстве позволит получить наиболее привлекательные налоговые преимущества.
    • Форма извлечения дохода из своего бизнеса. Например, можно получать доход от компании в виде дивидендов, заработной платы, выплаты за оказание этой компании услуг, других форм выплат. Разные виды дохода при этом, зачастую, облагаются разными по величине налогами.

    Таким образом, если юридически корректно перевести один вид дохода в другой, то ставка налогообложения может выгодно измениться.

    Имея в виду, что в мире:

    • существует более 180 стран (не считая их территорий) с различной налоговой политикой,
    • число организационно-правовых форм можно измерять десятками,
    • а форм извлечения дохода, из которых можно выбрать оптимальную, как правило, бывает не менее двух-трех на каждую ситуацию, то, в результате, по-разному сочетая указанные три переменных фактора, можно получить множество вариантов налоговой выгоды.

    Кроме того, как известно, между многими странами существуют соглашения об избежании двойного налогообложения, позволяющие не платить налог с одного дохода дважды. Эти соглашения также выгодно накладываются на описанные выше ситуации, так как существуют варианты, когда налоги, в результате, могут не уплачиваться ни там, ни там.

    Разумеется, все указанное не должно превращаться в налоговую выгоду как основную цель деятельности. Наличие деловой цели и реальности экономической деятельности является обязательным.

    1.5. Антиофшорное законодательство в России. Основные положения.

    Особую специфику Международное НП приобрело с появлением в России антиофшорного законодательства в виде Федерального закона от 24.11.2014г. № 376-ФЗ » О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)«.

    В дополнение и развитие указанного закона в форсированном порядке дополнительно вышли и были введены в действие ряд дополнительных федеральных законов и подзаконных актов.

    Указанные изменения в НК РФ СМИ очень часто обозначают следующими неофициальными названиями:

    • Антиофшорный закон,
    • Закон о деофшоризации
    • Закон о КИК.

    Законом были введены новые понятия и определения, а также внесены существенные изменения в налоговое, валютное и миграционное законодательство, направленные на то, чтобы обеспечить уплату в российский бюджет налогов с прибыли иностранных компаний (в первую очередь — офшорных), контролируемых налоговыми резидентами РФ.

    Так, Закон впервые:

    • Ввел механизм налогообложения прибыли КИК путем включения нераспределенной прибыли этих компаний в налоговую базу контролирующих их лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, тем самым обеспечивая обращение налоговых требований на совершенно недосягаемый ранее объект налогообложения, и установил ответственность налогоплательщиков за неисполнение соответствующих обязанностей (глава 3.4 НК РФ). Достигнуто это было приравниванием прибыли КИК к доходу (прибыли) контролирующего лица (пункт 2 статьи 25.15 НК РФ).
    • Установил правила признания иностранных организаций налоговыми резидентами РФ с помощью введения в правовой обиход критерия «место управления» (статья 246.2 НК РФ);
    • Уточнил условия применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения введением правила «фактического получателя дохода» (статья 7, статья 312 НК РФ).

    При этом, положения главы 3.4 НК РФ («Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица») применяются при определении налоговой базы налогоплательщика по соответствующим российским налогам (НДФЛ или налогу на прибыль) в отношении прибыли КИК, начиная с периодов, начинающихся в 2015г.

    Таким образом, несмотря на то, что Антиофшорный закон не запрещает российским гражданам и юридическим лицам учреждать, владеть и контролировать иностранные (в том числе — оффшорные) компании, а также получать от них прибыль, он предусматривает целый ряд обязанностей для налогоплательщиков — налоговых резидентов РФ, связанных с такой деятельностью, а также ответственность за их неисполнение.

    В том числе, в соответствии с Законом о КИК и соответствующими изменениями в налоговом, валютном и миграционном законодательстве, для российских налогоплательщиков стало обязательным уведомлять налоговый орган о следующих фактах:

    • об участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10%),
    • об учреждении иностранных структур без образования юридического лица,
    • о КИК в отношении которых они являются контролирующими лицами,
    • об открытии счетов в иностранных банках, а также отчитываться о движении по ним денежных средств,
    • об имеющемся виде на жительство в иностранных государствах или ином гражданстве.

    Вместе с тем ни для кого не является новостью, что Антиофшорное законодательство в том виде, в котором оно существует в настоящее время, далеко не совершенно и содержит много или недостаточно прописанных, или противоречивых положений.

    Например, как это уже многократно отмечалось налогоплательщиками, так и остается непонятным, каким образом корреспондируются новые требования по налогообложению доходов физических лиц от участия в иностранных государствах с ранее установленными и неотмененными требованиями НК РФ в части налогообложения доходов, полученных от источников, расположенных за пределами РФ.

    (Более подробно по данному вопросу — в статье «Закон о КИК в Налоговом кодексе — до и после»).

    Суть плана BEPS заключается в недопущении использования «налоговых схем», к которых нет каких либо ещё деловых целей, кроме уменьшения налогообложения.

    (Как мы знаем — это далеко не новая идея, так как для России принцип деловой цели и экономической целесообразности был сформулирован еще в 2006г. Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. № 53).

    Если компания с низкими налогами международного холдинга:

    • выполняет реальные коммерческие функции,
    • получаемый ею доход является результатом ее собственной деятельности,
    • а применяемые ею трансфертные цены соответствуют или близки к рыночным,

    то, естественно, не возникает каких-либо оснований для дискриминационного налогообложения подобных операций.

    Вопрос лишь в том, насколько выполнимы эти условия в каждом конкретном случае.

    Ответ — выполнимы в той или иной мере, в зависимости от способностей.

    Услуги по международному налоговому планированию

    Международное налоговое планирование является необходимым в тех ситуациях, когда компания или производственная структура активно взаимодействует с зарубежными партнерами или же поставляет свои услуги и товары на рынки других стран.

    Компания «МИП» оказывает свои услуги всем пользователям, которые ведут деятельность в нашей стране. Помимо отечественных реалией, специалисты фирмы также готовы помочь разобраться в международных налоговых отчислениях, если компания активно сотрудничает с зарубежными партнерами или поставляет свои товары или услуги за границу.

    Налоговые юристы компании «МИП» изучат ключевые особенности деятельности и помогут на абсолютно законных основаниях уменьшить налоговую нагрузку, что приведет снижение обязательных отчислений в бюджет. За годы деятельности были разработаны и успешно внедрены самые разнообразные механизмы, позволяющие в итоге максимально эффективно модернизировать налоговую систему на предприятии и уменьшить расходы.

    Главная цель государственного управления в сфере налогов и налогообложения – пополнение бюджета за счет взимания различных налогов (налоговое бремя). Основная цель организаций — минимизация налогов и поиск способов уменьшения размера налогов, налоговой нагрузки и налогообложения на предприятие, чтобы увеличить прибыль.

    Налоговая оптимизация — уменьшение налогов и налогообложения, которые оплачивает организация. Налоговая реструктуризация (уменьшение налогов) служит одной цели – увеличить прибыль организации, что достигается путем уменьшения размера уплачиваемых налогов. Налоговая политика не должна сопровождаться нарушением законов налогообложения, так как штрафные санкции налоговой инспекции могут свести на «нет» все достигнутые результаты и уменьшить общую прибыль.

    Цель оптимизации налогообложения

    Грамотно проведенная налоговая оптимизация призвана сократить текущие расходы предприятия за счет уменьшения платежей в государственный бюджет. Важно: снижение налоговой нагрузки необходимо проводить без нарушения действующего законодательства. В противном случае компанию могут ожидать:

    • дополнительные проверки со стороны Федеральной налоговой службы;
    • доначисление платежей в бюджет;
    • штрафы;
    • привлечение к административной или даже уголовной ответственности лиц, допустивших нарушения.

    Эксперты компании MAXARD помогут вашей компании выбрать законную схему налоговой оптимизации и избежать нежелательных последствий!

    Под стратегическим налоговым планированием понимаются:

    – ознакомление с проектами нормативных правовых актов и прогноз возможных изменений в законодательстве;

    – анализ судебной практики;

    – составление прогнозов налоговых обязательств организации;

    – создание вариантов схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

    – создание сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

    – оценка риска различных финансовых инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

    – прогноз эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

    Текущее налоговое планирование может выглядеть следующим образом:

    – еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

    – составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

    – составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов организации;

    – прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

    Читайте также:  Новый расчет по страховым взносам в 2023 году — как заполнить и сдать

    Бытует мнение, что оптимизация налогообложения проводится исключительно с целью максимального законного снижения налогового бремени, и поэтому ее часто называют минимизацией налоговых платежей.

    Следует отметить, что оптимизация налогообложения – это более крупная задача, стоящая перед организацией или индивидуальным предпринимателем, чем минимизация налоговых платежей. Понятие «оптимизация налогообложения» намного шире термина «минимизация налоговых платежей»: помимо минимизации уплаты налогов, ее инструментами являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет «живых» средств и другие. Все они выгодны с точки зрения налогоплательщика: денежные средства остаются в распоряжении налогоплательщика большее время и дают дополнительную прибыль, не уменьшается сумма оборотных средств (а это особенно актуально, когда их не хватает), что также содействует увеличению прибыли, и т.д.

    Таким образом, оптимизация налогообложения и минимизация налоговых платежей – не одно и то же. Например, для уменьшения налога на прибыль можно искусственно увеличить валовые расходы включением в них расходов на оплату услуг, фактически не предоставлявшихся, в том числе затрат на маркетинговые исследования, проводимые сторонними организациями, и т.д.

    Для того чтобы уяснить сущность минимизации налоговых платежей, проанализируем такой параметр, как срок уплаты налогов. Существуют методы передвижения срока уплаты некоторых налогов на определенный период времени (без штрафных санкций). При этом уменьшения размера налогов не происходит, но с позиций финансового менеджмента имеется положительный результат: средства остались в обороте и, следовательно, принесли дополнительную прибыль.

    С этих же позиций можно подойти к исследованию вопроса о штрафных санкциях за неуплату налогов в установленный срок. С точки зрения оптимизации налогообложения к вышеупомянутым штрафным санкциям надо относиться так же, как к любым другим платежам, то есть рассматривать их в разрезе выгоды.

    Например, организация использует заемные средства. Если плата за кредиты меньше штрафных санкций, то разумно уплачивать налоги в срок. В противном случае выгодно задержать уплату налогов, но взять большие кредиты. Результат в общем будет следствием действия организации по оптимизации налогообложения, который в конкретный период времени позволит минимизировать налоговые платежи.

    Решение вопроса о том, что выгоднее: заплатить меньше, но раньше или больше, но позже, – станет результатом оптимизации налогообложения.

    Следует учитывать, что цель минимизации налоговых платежей – не противодействие фискальной системе государства, влекущее применение налоговых санкций или мер уголовной ответственности, а именно легальное высвобождение активов для дальнейшего их использования в экономической деятельности, которые позволяют налогоплательщику правомерно избегать или в определенной степени уменьшать его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика.

    Стратегической целью налоговой оптимизации является не только экономия на налоговых платежах, но и сведение к минимуму штрафных санкций со стороны налоговых органов, снижение налоговых рисков.

    Большое значение для оптимизации налогообложения имеет учетная политика организации (для целей бухгалтерского учета и налогообложения).

    Все составляющие учетной политики раскрываются применительно к конкретным ситуациям, в которых она может иметь решающее значение для оптимизации налогообложения [6, с. 82].

    Сущность оптимизации. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Такое же положение закреплено и в ст. 8 НК РФ: налог — это форма безвозмездного изъятия части собственности хозяйствующего субъекта[1].

    Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Российское законодательство признает право плательщика налогов на реализацию мер защиты права собственности, в том числе и на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств, но только на законные.

    Если в результате мер, предпринятых налогоплательщиком, будет допущено нарушение законодательства, такие действия в зависимости от характера квалифицируются как налоговое правонарушение или преступление в сфере экономической деятельности [29, с. 391].

    При налоговой оптимизации принципиально платить только положенную сумму установленных налогов и не позднее установленного для этого срока. Переплата сумм налогов с точки зрения оптимизации налогообложения является не меньшей ошибкой, чем их недоплата. В случае переплаты организация добровольно утрачивает некоторую сумму денег.

    Налоговая оптимизация должна быть направлена не только на поиск всех возможных вариантов уменьшения налогов, но и на обоснование правильности исчисления сумм налогов, особенно в спорных ситуациях.

    Должным образом организованная налоговая оптимизация предусматривает изучение всех предлагаемых к подписанию хозяйственных договоров на предмет их налоговых последствий. Результаты налоговой оптимизации необходимо оценивать не только суммами уменьшенных налогов и принесенных выгод, но и с точки зрения снижения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения[5, с. 12].

    При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты как оптимизации, так и деятельности организации в целом. При выборе метода налогового планирования учитываются требования иных отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.).

    Достаточно просто и удобно классифицировать виды или направления налоговой оптимизации, используя следующие критерии разграничения видов налоговой оптимизации: — законность действий налогоплательщика.

    Для простоты можно принять две жесткие альтернативы: налогоплательщик либо нарушает закон, либо нет; — степень налоговой нагрузки: платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налог[15, с. 146].

    Комбинируя данные критерии, получим четыре вида налоговой оптимизации [29, с.137]:

    — действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи производятся в обычном порядке. Назовем это классической налоговой оптимизацией;

    — действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи при этом по возможности уменьшаются — минимизация налогов;

    — действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи не производятся — противозаконная налоговая оптимизация;

    — действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи осуществляются как положено.

    Так как последний вид налоговой оптимизации в реальной жизни практически отсутствует, на практике существуют три основных вида налоговой оптимизации: классическая оптимизация, минимизация налогов и противозаконная оптимизация.

    Классическая налоговая оптимизация — важное направление финансово-экономической деятельности предприятия, призванное обеспечить корректное выполнение предприятием своих налоговых обязательств перед бюджетом, своевременную и полную уплату налогов [9, с. 116].

    При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость. При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

    Противозаконная налоговая оптимизация, при которой налогоплательщик применяет противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей, выгоднее всего, однако порождает весьма неблагоприятные последствия для налогоплательщика (или по крайней мере их вероятность)[28, с.94]. Подобная оптимизация вызвана рядом объективных факторов, не способствующих уплате налогов: простота работы с наличностью, низкая эффективность и прибыльность предприятий во время реформ, торжество тактических задач над стратегическими в управлении предприятиями; непродуманность и непоследовательность экономической, финансовой и налоговой политики государства[15, с. 161].

    Если рассматривать виды налоговой оптимизации по их воздействию на государство и общество, то с противозаконным налоговым планированием, т.е. с неплатежами в бюджет, сопряженными с явным нарушением закона, обязательно нужно бороться и их пресекать.

    Классическое налоговое планирование стоит всячески одобрять, поддерживать и обучать ему. Классическое оптимизационное налоговое планирование хорошо и для налогоплательщика, и для государства строгим и последовательным соблюдением закона.

    Для ОАО «Дента», применяющего УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, безусловными плюсами применения данной системы налогообложения являются:

    1. Уменьшение налогового бремени. ОАО «Дента» платит только один единый налог вместо нескольких ( налог на прибыль, НДС, налог на имущество). Кроме того, это ведет к существенному упрощению процесса заполнения налоговых деклараций.
    2. Возможность повлиять на сумму единого налога, планируя и перераспределяя расходы, уменьшающие полученные доходы
    3. Возможность перенести убыток, полученный в текущем налоговом периоде, на уменьшение доходов в течение 10 последующих лет.

    Однако с учетом вида деятельности ОАО «Дента» применяя упрощенную систему с объектом налогообложения, доходы минус расходы, имеет существенные недостатки.

    1.Перечень затрат, которые учитывают при расчете единого налога, является закрытым. Поэтому предприятие за исследуемый период времени 2014 – 2015гг не смогло отразить затраты, сумма которых могла бы значительно повлиять на исчисление единого налога.

    2.Организация налогового контроля над расходами, уменьшающими полученные доходы.

    Согласно пункту 2 статьи 346.16 НК РФ все расходы, хотя бы и включенные в перечень, приведенный в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, должны соответствовать критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ, то есть являться обоснованными и документально подтвержденными затратами, производимыми для целей осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

    Но проблема в том, что налоговое законодательство в целях исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не устанавливает перечень документов, которые могут служить документальным подтверждением понесенных затрат для признания их расходами. Данное обстоятельство значительно увеличивает налоговые риски налогоплательщика.

    Например, чтобы учесть в составе расходов расходы на оплату услуг связи помимо актов выполненных работ (услуг) и документов, подтверждающих факт оплаты выполнения этих работ (услуг) необходимо дополнительное документальное подтверждение производственного характера. В ОАО «Дента» это:

    — утвержденный руководителем перечень должностей работников, которым необходимо использование сотовой связи для исполнения своих служебных обязанностей;

    — должностная инструкция работника, где прописано, что для исполнения обязанностей ему необходим сотовый телефон;

    — договор с оператором на оказание услуг связи;

    — детализированные счета оператора связи.

    Налоговый учет материальных расходов, сопровождается ведением дополнительного регистра, так как:

    — для налогового учета расходы по приобретению материалов, необходимых для реализации стоматологических услуг, будут учтены в составе расходов, если они будут оплачены и переданы в производство;

    — основная масса материалов приобретается по авансовым отчетам, и возврат перерасхода по подотчету, происходит позже, чем отпуск в производство.

    Таким образом, практически все расходы, понесенные ОАО «Дента» и участвующие при исчислении единого налога помимо документов, подтверждающих факт оплаты и приобретения товаров (услуг, работ), требуют дополнительного документального подтверждения, что существенно увеличивает документооборот организации.

    3.Необходимость ведения бухгалтерского учета в полном объеме.

    1. Слабая проработка гл.26.2 НК РФ, нормы которой не содержит ответов на некоторые вопросы, а отдельные положения иногда неточны и неясны, что значительно увеличивает налоговые риски предприятия, связанные с неправильным учетом расходов. Например, начисление взносов на обязательное пенсионное страхование с материальной помощи сотрудникам, расходы по оплате государственной пошлины, расходы по оплате коммунальных расходов.
    2. Постоянный анализ изменений действующего законодательства и письменных разъяснений уполномоченными органами государственной власти о порядке исчисления единого налога, которые нередко бывают кардинальными и меняют подходы к системе налогообложения и определению налогооблагаемой базы.

    Для выбора оптимального режима налогообложения необходимо провести сравнительную характеристику возможных вариантов систем налогообложения.

    ОАО «Дента», согласно действующему законодательству имеет возможность применения:

    — общего режима налогообложения (п.6 ст.346.13 НК РФ);

    — упрощенной системы с объектом налогообложения доходы ( п.2 ст. 346.14 НК РФ);

    — упрощенной системы с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

    Для объективного выбора системы налогообложения проведем сравнительный анализ налоговой нагрузки ОАО «Дента».

    Таблица 6

    Сравнительный анализ налоговой нагрузки ОАО «Дента»

    Показатели

    Система налогообложения

    Общая (ОСНО)

    УСН

    Доход

    Доход-расход

    Выручка (без НДС) (тыс. руб.)

    35554

    35554

    35554

    НДС начисленный (тыс. руб.)

    0,0

    0,0

    0,0

    Материальные затраты (тыс. руб.)

    5821

    5821

    5821

    НДС входной (тыс. руб.)

    1048

    1048

    1048

    Прочие расходы (не включен НДС) (тыс. руб.)

    9397

    9397

    9397

    Фонд оплаты труда (тыс. руб.)

    14630

    14630

    14630

    Страховые взносы (30%) (тыс. руб.)

    4389

    0,0

    0,0

    Страховые взносы в ПФ (тыс. руб.)

    0,0

    2893

    2893

    Прибыль (доход-расход)(тыс. руб.)

    1317

    35554

    2367

    Налоги на доходы (тыс. руб.)

    263

    2133

    355

    Сумма взносов, принимающая к вычету (тыс. руб.)

    1067

    Налоги к перечислению (тыс. руб.)

    3604

    3959

    3248

    Налоговая нагрузка (%)

    10,1

    11,1

    9,1

    Для оценки эффективности применяемой системы рассмотрим графическое соотношение налоговых платежей при различных системах.

    Сравнительный анализ налоговой нагрузки ОАО «Дента», при применении им различных систем налогообложения показал, что применение УСН с объектом налогообложения доходы ОАО «Дента» ведет к увеличению налоговой нагрузки.

    Минимальная налоговая нагрузка выявлена при действующей системе УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, что составляет 9,1%.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *