Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку общество и государство заинтересованы в том, чтобы земельное право добровольно и добросовестно исполнялось, законодательством установлены меры принуждения и наказания в виде сложного механизма юридической ответственности.
Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:
- государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
- физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применен вид ответственности за правонарушение.
Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами. К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы. Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:
- карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
- восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.
Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.
Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).
Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий. Земельное правонарушение — есть противоправное общественно-опасное действие либо бездействие, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли. Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:
- Объект правонарушения – земля.
- Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
- Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
- Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).
В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст. 1079 ГК РФ), например для предприятий – источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель. В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего. Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации. Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.
Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:
- экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ);
- экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст. 167 УК РФ);
- производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).
Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст. 192 ТК РФ).
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает:
- за экономические правонарушения (ст. 7.1. КоАП РФ)
- за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ)
- за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст. 10.9. КоАП РФ)
Возмещение имущественного вреда, причиненного земельным правонарушением
Вред, причиненный нарушением земельного права, подлежит возмещению причинителем вреда в соответствии с нормами земельного, а также гражданского права о деликтной и договорной ответственности.
Вред, причиненный нарушением норм земельного права, — убытки, которые несут государство, физические и юридические лица в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых земельных требований либо в результате неправомерной нормотворческой деятельности государственных органов. Такой вред выражается в утрате, повреждении земель, их деградации, повреждении здоровья и имущества граждан. В экономическом аспекте этот вред трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию земель, расходов на восстановление здоровья, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты либо повреждения земель. Предусматриваются два способа возмещения вреда — реальное возмещение вреда путем восстановления физических и химических характеристик земель либо возмещение вреда в денежной форме в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель. Реальное возмещение вреда означает, что причинитель вреда обязан своими силами и за счет собственных средств очистить земельный участок от загрязнения, восстановить или рекультивировать земли (ст. 76 ЗК). На практике реальное возмещение происходит редко. Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость денежной компенсации. Возмещаются убытки также в случаях причинения вреда гражданам или юридическим лицам изданием исполнительными органами государственной власти не соответствующего закону и нарушающего права на землю нормативного или ненормативного акта (ст. 61 ЗК). Размер причиненных убытков определяется при рассмотрении дел о земельных правонарушениях. Расчетным путем определяется сумма — стоимость причиненных убытков, а потом решается вопрос об их полной ил частичной компенсации потерпевшей стороне.
Применяются калькуляционный, таксовый и социально-алиментный способы расчета убытков. Методика расчета убытков с использованием калькуляционного способа установлена Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства.
Убытки, вызванные ухудшением качества земель, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель. Упущенная выгода является частью убытков, причиненных пользователям земли. Убытки в виде упущенной выгоды — недополученные денежные доходы землепользователей в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.
В случае повреждения земель сельскохозяйственного назначения дополнительно к понесенным убыткам возмещаются потери сельскохозяйственного производства, которые выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижение плодородия почв под влиянием хозяйственной деятельности) и/ возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйствен-! ных угодий и их качества.
Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по улучшению качества почв до уровня плодородия изымаемых земель.
Суммы компенсации вреда здоровью граждан устанавливаются на основе расходов на лечение, потерю трудоспособности и т. д.
Таксовый способ возмещения имущественного вреда применяется в случаях ухудшения качества сельскохозяйственных земель и устанавливается в виде нормативов стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд.
При социально-алиментном способе возмещения убытков их размер вообще не определяется, а компенсация осуществляется в виде льгот и специальных выплат (пособий). Социально-алиментный способ применяется в случаях, когда размер вреда невозможно или трудно определить путем калькуляции убытков или при помощи такс. Это чаще всего — крупные аварии, охватывающие большие территории и значительное число пострадавших. В области земельных правоотношений социально-алиментный способ компенсации вреда предусмотрен в случаях существенного ухудшения среды жизнедеятельности, вызванного нарушением законодательства о градостроительстве, включая правила землепользования в городах и других населенных пунктах.
При возникновении таких ситуаций органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут принять решение о компенсации причиненного вреда, в том числе об установлении специальных льгот и пособий. Они могут включать предоставление жилых помещений в первоочередном или внеочередном порядке, выделение пособий для переселенцев. Средства на предоставление специальных льгот и пособий для определенной категории пострадавших граждан выплачиваются за счет соответствующих бюджетов и других источников. Компенсация вреда посредством установления специальных льгот и пособий не освобождает лиц, виновных в нарушении законодательства о градостроительстве, от обязанности возместить причиненный вред (ст. 70 Градостроительного кодекса РФ). Вред возмещается причинителем вреда собственнику либо пользователю земельного участка, понесшему убытки, в добровольном порядке либо по решению суда или арбитражного суда по искам граждан и организаций. Вопрос о возмещении материального вреда может быть решен судом самостоятельно независимо от предъявления иска на основании ст. 29 УПК.
О правах и обязанностях собственников земли
Необходимо также обратить внимание на законные обязанности и полномочия субъектов земельных правоотношений. Вот на что имеет право собственник земли:
- возведение производственных, жилых, культурных или прочих объектов на своей территории;
- использование земли для собственных нужд в установленном законом порядке;
- законная реализация оросительных, мелиоративных, осушительных и прочих работ с землей;
- осуществление посевов и посадки различных растительных культур.
А какими обязанностями обладает собственник земли? Здесь стоит обратить внимание на статью 42 ЗК РФ, в которой даются указания:
- на реализацию своевременных платежей за пользование землей;
- на осуществление мероприятий по охране земельных участков;
- на использование земли в строгом соответствии с установленными целями;
- на охрану земли от деградации, истощения, порчи, загрязнения и т.д.
Неисполнение представленных обязанностей повлечет за собой установление административно-правовой ответственности за земельные правонарушения.
Сельскохозяйственные земли
Если рассматривается юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства, обязательно нужно упомянуть такое понятие как сельскохозяйственные земли. Под данную категорию земель подходят участки, использующиеся для удовлетворения нужд сельского хозяйства нашей страны. К особенностям земель описываемой категории можно отнести то, что они являются средством для получения жизненно необходимых продуктов питания, сельскохозяйственного сырья и так далее. Таким образом, сельскохозяйственные земли являются базовым средством производства в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные земли подразделяются на несколько категорий: неудобья (земли, неудобные для занятия растениеводством, скотоводством и так далее); земли, для размещения сельскохозяйственных объектов; угодья (участки, необходимые для определенных сельскохозяйственных целей). На данный момент имеется ряд ограничений, которые устанавливают некоторые требования к сделкам, основным предметом которых является земля:
- Если земли были заражены токсичными химикатами или биогенными загрязнениями, они исключаются из оборота.
- Нельзя совершать сделки с собственностью, которая предоставлена государством или частными лицами для временного пользования.
- После использования предоставленных земель, их качество должно постоянно повышаться, а не ухудшаться.
Ответственность граждан и юрлиц за земельные правонарушения: виды, особенности привлечения
Виды ответственности физлиц (юрлиц) за земельные правонарушения оговорены главой 13 Земельного кодекса РФ (ЗК):
- как установлено статьей 74 ЗК, нарушитель земельного законодательства может нести как административную, так и уголовную ответственность за содеянное правонарушение. Важное условие – наличие вины данного нарушителя. Порядок применения санкций регламентирован конкретными нормами законодательства. При этом виновный субъект обязан исправить допущенные нарушения, возместить вред (ущерб), который был причинен (нанесен) такими правонарушениями;
- статья 75 ЗК предусматривает дисциплинарную ответственность для субъектов, виновных в нарушениях законодательства о земле. Речь идет о должностных лицах и иных сотрудниках организации, привлеченной к административной ответственности за порчу или загрязнение земли. При этом виновность данных субъектов должна состоять в неподобающем исполнении ими трудовых или должностных обязанностей. Для применения соответствующих санкций нужно учитывать статьи 192-195 главы 30 Трудового кодекса РФ (ТК);
- статьей 76 ЗК определены базовые принципы возмещения вреда (ущерба), обусловленного земельными правонарушениями. Такой вред в полном объеме возмещается виновными субъектами (физлицами, юрлицами). Наделы земли, самовольно присвоенные (занятые) нарушителями, возвращаются их законным правообладателям. Если участкам необходимо вернуть надлежащее состояние, виновные субъекты делают (оплачивают) это самостоятельно.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Земельное правонарушение – это противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства. Оно является основанием для мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством.
Состав земельного правонарушения включает четыре элемента:
• объект – земельные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права;
• субъекты – юридические и физические лица, в том числе должностные. При этом правонарушителями могут быть как участники земельных правоотношений, так и иные организации и лица, не имеющие прав на землю, но допустившие нарушения правил пользования и охраны земель;
• объективная сторона – противоправное поведение, которое может быть совершено как в виде активных действий, так и в виде бездействия (так, лицо, самовольно использующее земельный участок, участником земельных правоотношений не является; субъектами земельных правонарушений могут быть проектные организации, разрабатывающие мелиоративные проекты, застройку населенных пунктов, действиями которых может быть причинен вред правам и интересам государства, физических и юридических лиц);
• субъективная сторона – характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности. Во всех случаях установление формы вины обязательно, поскольку этим определяется общественная опасность земельного правонарушения, размер ответственности за него.
Земельное законодательство не содержит исчерпывающего перечня земельных правонарушений, оно устанавливает только границы правомерного поведения.
В зависимости от объекта можно выделить несколько видов земельных правонарушений.
1. Правонарушения, посягающие на порядок владения землей (самовольный захват земель или самовольное пользование землей, совершение сделок с земельными участками, не предусмотренных законодательством). В настоящее время в соответствии со ст. 223 ГК самовольным строительством признается строительство на земельном участке, не отведенном для этих целей, а также без получения на это необходимых разрешений либо с существенными отступлениями от проекта или с существенными нарушениями градостроительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности, не вправе пользоваться и распоряжаться ею – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Такое самовольное строительство незамедлительно приостанавливается. Снос самовольной постройки или приведение ее в прежнее состояние выполняется лицом, осуществившим самовольное строительство, или за его счет. Для отдельных случаев самовольного строительства существует порядок признания права собственности на самовольную постройку: например, если есть возможность предоставить данный участок лицу, осуществившему застройку (решение принимает исполком).
2. Правонарушения, посягающие на порядок надлежащего использования земель. К ним относятся использование земельных участков не по целевому назначению; не использование земельных участков в течение определенных сроков; несвоевременный возврат временно занимаемых земель и др.
3. Правонарушения, посягающие на порядок охраны земель и связанные с нарушением экологических требований в процессе эксплуатации земель (загрязнение, порча земель; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель и др.).
Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. 158 Кодекса о земле). Возможна также дисциплинарная ответственность. Кроме этого, земельным правом признается существование земельно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.
Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.
Уголовный кодекс РБ предусматривает ответственность за следующие деяния:
1) посягающие на отношения рационального использования и охраны земель. УК предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием «порча земель» (ст. 269 УК). Они относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды (гл. 26 УК) и включают:
* уничтожение плодородного слоя почвы;
* невыполнение правил рекультивации земель;
* загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами;
иное незаконное повреждение земель.
Такие преступления наказываются штрафом или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. Порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
2) за самовольное занятие земельного участка. Ст. 386 УК относит это деяние к преступлению против порядка управления (гл. 33), а фактически такое преступное деяние нарушает и отношения по управлению землями, и отношения собственности на землю, землевладения и землепользования. Это наказывается штрафом или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев.
Уголовная ответственность часто предполагает административную преюдицию, т. е. уголовная ответственность наступает лишь в случае, если лицо подвергалось административному взысканию и в течение года после наложения административного взыскания совершило такое же деяние (кроме квалифицированных составов «порча земель»).
Административная ответственность за земельные правонарушения наступает за противоправные нарушения земельного законодательства, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям. Перечень земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, содержится в Кодексе административных нарушений РБ (КоАП). Административная ответственность применяется к землевладельцам, землепользователям и собственникам земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием независимо от форм использования участка и охраной земель (неиспользование земель в течение одного года без уважительных причин, несоблюдение природоохранного режима их использования, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использование земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены – ст. 52 КоАП, порча, загрязнение земель – ст. 53, несвоевременный возврат временно занимаемых земель – ст. 54, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства – ст. 55 и др.), а также к лицам, которые не обладают субъективными правами на конкретный земельный участок, но нарушают установленные земельным законодательством требования по отношению к земле (порча, загрязнение земель – ст. 53, уничтожение межевых границ землевладений и землепользований – ст. 56), либо посягают на чужой земельный участок (самовольное занятие земельного участка и т. д. – ст. 47 КоАП).
Должностные лица привлекаются к административной ответственности за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организациями земельных предписаний, касающихся как использования и охраны земель, так и порядка управления землями (искажение сведений государственной регистрации и учета земель – ст. 56, занятие земельного участка до получения документов, удостоверяющих право владения, пользования или собственности на землю – ст. 142, нарушение порядка решения вопросов предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – ст. 167 КоАП).
Виды ответственности за нарушения земельного законодательства
В статье рассматриваются виды ответственности за нарушения земельного законодательства — административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная, земельно-правовая
Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII).
Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 – ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Особенностью административной ответственности является то, что она предусматривается только за формальные правонарушения, т.е. прямо указанные в законе деяния.
Всего в административном законодательстве предусмотрено порядка 20 составов административных правонарушений, например:
-
- самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);
- порча земель (ст. 8.6);
- невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7); и др.
Понятие дисциплинарной ответственности за нарушение свода законов по земельным вопросам
Наступление юридической ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) является показателем работы системы предупредительных мер. Применение санкций к нарушителям земельного права ставит своей целью предупреждение, выявление и упреждение фальсификаций с земельным имуществом. Система работает, наказывая виновных в нарушениях и восстанавливая права тех, у кого они были ущемлены. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения, кроме того, выполняет охранную функцию участков.
Объекты правонарушений в области земельного права:
- Участки земли;
- Состояние экологической обстановки на рассматриваемом наделе;
- Имущественные объекты;
- Правила использования вышеуказанных объектов по целевому назначению.
Порядок взысканий за нарушения в отношении земельных участков, свободных от собственности, не применяется. То есть в случае прекращения права владения (пользования) наделом ответственности не возникает.
Для того, чтобы определить порядок взыскания, используют состав элементов правонарушения:
- Объект преступления – земельный надел;
- Объективная сторона правонарушения – действие, в результате которого произошло нарушение законодательства. Это может быть несвоевременная уплата обязательных сборов и платежей (налогов), арендной платы, а также зафиксированное загрязнение территорий;
- Субъекты дисциплинарной ответственности — это физические или юридические лица. Сюда не относятся руководители и иные должностные лица;
- Субъективная сторона нарушения, за которую предусмотрены меры пресечения. Доказанный факт вины, — по неосторожности или по умыслу.
На практике, наличие факта вины требуется не всегда. Так, в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса в отношении предприятий такой элемент не применяется. Например, если на предприятии произошла утечка отработанных материалов, которые попали в почву. Администрации завода вряд ли удастся доказать, что данное правонарушение стало результатом действия какой-то непреодолимой силы.
Понятие, виды и признаки земельных правонарушений
В действующем законодательстве РФ, актуальном для 2020 года, не содержится точной дефиниции данного понятия.
Однако по общему правилу под земельным правонарушением понимается противоправное деяние (или бездействие), направленное против закреплённого Конституцией и ЗК РФ земельного строя, порядка пользования землёй, её охраны, а также против земельных прав и интересов граждан и юрлиц.
Виды нарушений в сфере охраны собственности:
- самовольное занятие участка земли;
- пользование землёй без разрешения или с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
- уничтожение межевых знаков;
- порча земель (загрязнения, уничтожение плодородного слоя);
- самовольная застройка участков залегания полезных ископаемых;
- самовольное пользование водным объектом без разрешения;
- захват участка лесного фонда;
- незаконная переуступка права пользования землёй, участком леса и т.д.;
- нерациональное использование земельных участков.
Нарушения в области природопользования и охраны окружающей среды:
- несоблюдение требований экологии при проектировании, размещении, строительстве сооружений;
- нарушение законов, касающихся экологической экспертизы;
- сокрытие, искажение данных о состоянии земельных участков, затрагивающих права и интересы гражданин;
- нарушение норм охраны водных объектов, водопользования;
- незаконная вырубка леса;
- превышение нормативов по уровню шума;
- порча любых земельных участков;
- нарушение правил градостроительной документации при отводе земель;
- самовольное занятие земель;
- нерациональное использование сельскохозяйственных угодий;
- уклонение от исполнения предписаний, выданных контролирующими лицами, по вопросам устранения нарушений по вопросам землепользования.
К гражданско-правовым нарушениям относятся:
- порча земель;
- несанкционированное занятие территорий;
- застройка вблизи территорий, содержащих залежи полезных ископаемых;
- уничтожение знаков и указателей;
- использование земли не по целевому назначению и пр.
Уголовные правонарушения:
- совершение сделок с некорректными учётными данными;
- занижение суммы земельных платежей;
- нарушение режимов особо охраняемых зон;
- осуществление работ без соблюдения мер охраны и защиты окружающей среды;
- игнорирование санитарно-эпидемиологических и иных требований.
Что понимается под земельными правонарушениями
Земельные правонарушения представлены действиями, запрещенными законом или бездействием относительно земель и земельных участков.
Они состоят из нарушений прав граждан на земельные участки. Земельные правонарушения характеризуются также действиями или бездействием должностных лиц, проявляющиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении или нарушении возложенных на них государством обязанностей и функций в сфере обеспечения земельного законодательства.
Итак, земельное правонарушение является общественно опасным, противоправным деянием, нарушающим земельное законодательство, влекущее за собой негативные последствия и создающее угрозу возникновения таких последствий.
Предмет посягательства при земельных правонарушениях состоит из земли, земельного участка или земельных прав граждан.
Земельное правонарушение включает в себя элементы, характеризующие совершенное деяние как правонарушение. Совокупность этих элементов, состоящая из: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны, является составом правонарушения.
Субъект и объект земельных правонарушений. Стороны правонарушений.
Под объектом правонарушения подразумеваются отношения, сложившие в обществе и закрепленные нормами права, на которые совершается посягательство.
Под объективной стороной правонарушения подразумевают противоправное действие/бездействие, способ, которым его совершили, последствия, которые являются общественно вредными, а так же необходимая причинная связь между ними.
Таким образом, перед правоохранительными органами стоит задача установить связь между причиненным вредом и деянием, следствием которого он стал.
Субъект правонарушения предполагает деликтоспособное лицо, как юридическое, так и физическое. Однако, необходимо помнить, что субъектом уголовного преступления может быть только физическое лицо.
Субъективная сторона правонарушения предполагает любое правонарушение, которое имеет такую характеристику как вина. Степень вины определяется его видом.
Исходя из вышеизложенного, субъекты земельных правоотношений можно разделить следующим образом:
- государственные органы исполнительной власти;
- органы местного самоуправления;
- юридические лица;
- должностные лица;
- граждане.
Преступления, нарушающие нормы земельного законодательства
Регистрация незаконных сделок с землей, если заранее известно о незаконности совершаемого деяния, – опасное правонарушение, которое рассматривается в Уголовном кодексе РФ отдельно (ст. 170 УК РФ), наряду с нормами про ответственность за порчу земли. За совершение указанных выше правонарушений устанавливается уголовная ответственность.
Ответственность за земельные правонарушения, предусмотренная КоАП РФ, в подобной ситуации не применяется из-за тяжести совершенного проступка.
Согласно требованиям законодательства, в частности, Уголовного кодекса России, правонарушитель может быть наказан несколькими способами:
- обязанность оплатить штраф в размере от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных в регионе, где было совершено правонарушение;
- лишение на 3 года права занимать определенные должности, вести определенные виды деятельности;
- при наличии отягчающих обстоятельств, указанных в соответствующей статье нормативно-правового акта, предусматривается назначение исправительных работ;
- в некоторых ситуациях, любое подобное правонарушение может быть наказано лишением свободы на определенный законом срок.
Данные случаи относятся к категории самоуправства должностных лиц, поэтому подлежат наказанию по всей строгости закона.