Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменился расчет заработной платы в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На общеустановленном порядке налогообложения, по итогу отчетного периода, бухгалтер организации собирает финансовую и бухгалтерскую отчетность, на основании которой необходимо предоставить декларацию в УГД о доходах и расходах. Далее, организация определяет свою прибыль и оплачивает КПН.
Отчисления ОСМС с заработной платы. Как в 2023 году брать отчисления на вычет по КПН?
Помимо административных расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, таких как аренда, техническое обслуживание и прочее, на расходы берутся налоговые отчисления с заработной платы сотрудников.
Налоги по заработной плате начисляются с суммы заработной платы в отработанный месяц, а уплачиваются до 25 числа следующего месяца.
Проектом поправок НК РК, с 1 января 2023 года предложено изменить статью 243 вычеты по отдельным видам расходов в части отчислений на обязательное медицинское страхование.
В текущей редакции НК РК п.12 статьи 243 изложен следующим образом: вычету подлежат расходы налогоплательщика по отчислениям, уплаченным в Фонд социального медицинского страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании. Соответственно, на вычет можно брать только ту сумму ОСМС, которая по факту была уплачена за сотрудников.
С 1 января 2023 года п.12 статьи 243 НК РК будет излагаться в следующей редакции: вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным отчислениям в фонд социального медицинского страхования в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан.
То есть вычету будут подлежать начисленные суммы ОСМС.
Вывод: Изменения НК РК в основном затрагивает ситуации, когда заработная плата сотрудникам начислялась в декабре, а налог по факту уплачивался в январе следующего года. Налогоплательщик не мог взять на расходы сумму ОСМС с начисленной зарплаты в декабре, так как п.12 статьи 243 предусматривал возможность брать на расходы только те суммы ОСМС, которые были по факту оплачены. Расходы по ОСМС переносились на следующий год.
С начала 2023 года, чтобы взять на расходы отчисления на обязательное медицинское страхование, необходимо учитывать начисленные суммы ОСМС, не смотря на то, что оплата по факту не производилась.
История ставок МРП с 2012 по 2022 год
Месячный расчетный показатель (МРП) | Основание |
МРП с 1 января 2022 года — 3 063 тенге | Установлены Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» от 2 декабря 2021 года № 77-VII |
МРП с 1 января 2021 года — 2 917 тенге | Установлены Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы» от 2 декабря 2020 года № 379-VI |
МРП с 1 апреля 2020 года — 2 778 тенге | Установлены Указом Президента Республики Казахстан «Об уточненном республиканском бюджете на 2020 год» от 8 апреля 2020 года № 299 |
МРП с 1 января 2020 года — 2 651 тенге | Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2020 — 2022 годы» от 4 декабря 2019 года № 276-VI |
МРП с 1 января 2019 года — 2 525 тенге | Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2019 — 2021 годы» от 30 ноября 2018 года № 197-VI |
МРП с 1 января 2018 года — 2 405 тенге | Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2018 — 2020 годы» от 30 ноября 2017 года № 113-VI |
МРП с 1 января 2017 года — 2 269 тенге | Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2017 — 2019 годы» от 29 ноября 2016 года № 25-VI |
МРП с 1 января 2016 года — 2 121 тенге | Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2016 — 2018 годы» от 30 ноября 2015 года № 426-V |
МРП с 1 января 2015 года — 1 982 тенге | Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» от 28 ноября 2014 года № 259-V |
МРП с 1 января 2014 года — 1 852 тенге | Установлены Законом РК «О республиканском бюджете на 2014-2016 годы» от 03.12.13 г. № 148-V |
МРП с 1 января 2013 года — 1 731 тенге | Установлены Законом РК от 23 ноября 2012 года № 54-V «О республиканском бюджете на 2013 — 2015 годы» |
МРП с 1 января 2012 года — 1 618 тенге | Установлены Законом РК от 24 ноября 2011 года № 496-IV «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы» |
История ставок МРП с 2000 по 2023 год
Минимальная заработная плата (МЗП) | Основание |
МЗП с 1 января 2023 года — 70 000 тенге | Установлен Законом РК «О республиканском бюджете на 2023 — 2025 годы» |
МЗП с 1 января 2022 года — 60 000 тенге | Установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2022 – 2024 годы» |
МЗП с 1 января 2021 года — 42 500 тенге | Установлен Законом от 2 декабря 2020 года № 379-VI Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2021 – 2023 годы» |
МЗП с 1 января 2020 года — 42 500 тенге | Установлен Законом от 4 декабря 2019 года № 276-VI «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы» |
МЗП с 1 января 2019 года — 42 500 тенге | Установлен Законом от 30 ноября 2018 года № 197-VI «О республиканском бюджете на 2019-2021 год» |
МЗП с 1 января 2018 года — 28 284 тенге | Установлен Законом от 30 ноября 2016 года № 113-VI «О республиканском бюджете на 2018-2020 годы» |
МЗП с 1 января 2017 года — 24 459 тенге | Установлен Законом от 29 ноября 2016 года № 25-VI «О республиканском бюджете на 2017-2019 годы» |
МЗП с 1 января 2016 года — 22 859 тенге | Установлен Законом Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 426-V «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы» |
МЗП с 1 января 2015 года — 21 364 тенге | Установлен Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 259-V «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» |
МЗП с 1 января 2014 года — 19 966 тенге | Установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2014 — 2016 годы» |
МЗП с 1 января 2013 года — 18 660 тенге | Установлен Законом РК от23 ноября 2012 года № 54-V «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы» |
МЗП с 1 января 2012 года — 17 439 тенге | Установлен Законом РК от 24 ноября 2011 года № 496-IV «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы» |
МЗП с 1 января 2011 года — 15 999 тенге | Установлен Законом РК от 29 ноября 2010 года № 357-IV «О республиканском бюджете на 2011-2013 годы» |
МЗП с 1 января 2010 года — 14 952 тенге | Установлен Законом РК от 07 декабря 2009 года № 219-IV «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы» |
МЗП с 1 января 2009 года — 13 470 тенге | Установлен Законом РК от 4 декабря 2008 года № 96-IV ЗРК «О республиканском бюджете на 2009-2011 годы» |
МЗП с 1 января 2008 года — 10 515 тенге; МЗП с 1 июля 2008 года — 12 025 тенге | Установлен Законом РК от 6 декабря 2007 года № 8-IV «О республиканском бюджете на 2008 год» |
МЗП с 1 января 2007 года — 9 752 тенге | Установлен Законом РК от 8 декабря 2006 года № 194-III «О республиканском бюджете на 2007 год» |
МЗП с 1 января 2006 года — 9 200 тенге | Установлен Законом РК от 22.11.05 г. № 88-III «О республиканском бюджете на 2006 год» |
МЗП с 1 января 2005 года — 7 000 тенге МЗП с 1 июля 2005 года — 9 200 тенге | Установлен Законом РК от 02.12.04 г. № 3-III «О республиканском бюджете на 2005 год» |
МЗП с 1 января 2004 года — 6 600 тенге | Установлен Законом РК от 05.12.03 г. № 505-II «О республиканском бюджете на 2004 год» |
МЗП с 1 января 2003 года — 5 000 тенге | Установлен Законом РК от 12.12.02 г. № 362-II «О республиканском бюджете на 2003 год» |
МЗП с 1 января 2002 года — 4 181 тенге | Установлен Законом РК от 15.12.01 г. № 273-II «О республиканском бюджете на 2002 год» |
МЗП с 1 января 2001 года — 3 484 тенге | Установлен Законом РК от 22.12.00 г. № 131-II «О республиканском бюджете на 2001 год» |
МЗП с 1 января 2000 года — 2 680 тенге | Установлен Законом РК от 11.11.99 г. № 473-I «О республиканском бюджете на 2000 год» |
Перенос 90% корректировки по ИПН в уменьшение облагаемого дохода
Это еще одно ожидаемое изменение, которое проходило в проекте закона «О внесении изменений по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата», но так и не было принято в 2020 году.
Законом РК № 382-VI изменение по переносу 90% корректировки в уменьшение облагаемого дохода принято с вступлением в силу с 2021 года.
Текущая редакция НК РК
Планируемая редакция НК РК на 2021 год
1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):
49) облагаемый доход работника – в размере 90 % от суммы такого дохода, определенного без учета корректировки, предусмотренной настоящим подпунктом.
Положение настоящего подпункта применяется к доходу работника, не превышающему 25-кратный размер МРП. ;
1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):
Статья 353. Определение облагаемого дохода у источника выплаты
Статья 353. Определение облагаемого дохода у источника выплаты
1-1. Сумма облагаемого дохода работника, определенная пунктом 1 настоящей статьи, уменьшается на 90 процентов если начисленный доход работника за налоговый период не превышает 25-кратный размер МРП
Давайте разберемся подробнее, на что влияет перенос 90% корректировки по ИПН из статьи 341 НК РК в уменьшение облагаемого дохода по статье 353 НК РК.
Второй аспект данного изменения – меняется техника определения 90% уменьшения.
В типовых решениях при обновлении на релизы, содержащие «новогодние» изменения, с 01.01.2021 года 90% уменьшение облагаемого дохода применяется только при расчете ИПН. Никакие дополнительные настройки для этого выполнять не требуется.
Ставка отчислений на ОСМС вырастет в 2022 году
- Бизнес на пределе – эксперт об отмене моратория на налоговые проверки
- В Казахстане могут ввести свой углеродный налог
- Кто кормит бюджет: 343 крупных налогоплательщика страны
- Казахстан
- налоги
- налоговые изменения
- ИПН
- МЗП
Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.
Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).
Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.
- 2009
- 2010
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
В Декларацию вносятся следующие сведения:
- данные для исчисления индивидуального подоходного налога и социального налога;
- информация об обязательных пенсионных взносах, необходимая для их исчисления, удержания и перечисления;
- о начислении и перечислении сумм социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взносов на обязательное социальное медицинское страхование.
Поможем собрать и сформировать отчетность в 1С. Звоните!
Приказом от 20 декабря 2020 года №1214 внесены изменения в действующий Приказ №39 от 20 января 2020 года «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления».
Данные по корректировке до 2021 года отражались исключительно в суммовых выражениях, сейчас требуется расшифровка корректировок и налоговых вычетов для физических лиц. Внесенные изменения привели форму в соответствие со следующими нормативно-правовыми актами:
- Налоговый кодекс;
- Закон РК «О пенсионном обеспечении»;
- Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Перечисление ИПН, взносов на обязательное социальное медицинское страхование и обязательных взносов зависит от размера уплаченных налогов, а социальный налог имеет прямую зависимость с исчисленными социальными отчислениями.
Исключены все строки и графы, которые предполагают отражение пенсионных взносов работодателя, начисленных согласно с законодательством РК. Это изменение объясняется смещением сроков введения в действия 25-1 статьи Закона «О пенсионном обеспечении» до 1 января 2023 года, согласно которой работодатели обязаны исчислять и перечислять обязательные пенсионные взносы работодателя.
В форме появились новые строки, предназначенные для отражения взносов на обязательное социальное медицинское страхование в свою пользу за каждый месяц отчетного квартала и итоговой суммы за квартал индивидуальными предпринимателями:
- 00.012 I;
- 00.012 II;
- 00.012 III;
- 00.012 IV.
В этот список не вошли специальные налоговые режимы для хозяйств – фермерских и крестьянских, а также на основе патента и упрощенной декларации.
Выдержки из всех НПА так или иначе связанных с корректировкой дохода 90%:
Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных
пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов
в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним:
6. Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов:
…
3) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27), 48) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а также подпунктами 42), 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода).
При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.
Правила осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов
9. При осуществлении обязательных профессиональных пенсионных взносов не учитываются следующие виды выплат, указанных в:
….
2) пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса.
Правила и сроки исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним
5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:
….
2) пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 17), подпунктах 19), 20), 21), 27) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса;
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об обязательном социальном медицинском страховании
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2019 г.
Статья 29. Доходы, принимаемые для исчисления отчислений и (или) взносов
4. Отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются со следующих выплат и доходов:
….
2) доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
Налоговый кодекс Республики Казахстан.Статья 484. Объект налогообложения.
3. Из объекта налогообложения исключаются:
…
3) доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 настоящего Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса, а также доходов, установленных в подпункте 53) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса в части доходов работников, являющихся гражданами Республики Казахстан;
Вместе с тем, следует учесть, что в ряде этих НПА предстоят изменения.
На Блог-платформе Министра национальной экономики опубликован ответ на эту тему: https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/529742#answers.
В ответе говорится что: «По вопросу исчисления социальных отчислений, пенсионных взносов, а также обязательных профессиональных пенсионных взносов В настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения разработан проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан», который находится на согласовании с заинтересованными государственными органами. Данным проектом вносятся изменения в постановления Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 года № 683 «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним» и 18 октября 2013 года № 1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним», которыми предусмотрены поправки касательно того, что социальные отчисления в Фонд уплачиваются, а обязательные пенсионные взносы и обязательные профессиональные пенсионные взносы удерживаются с доходов, установленных подпунктом 49) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а с 2020 года подпунктом 52) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса. По вопросу исчисления ОСМС Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании» право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования имеют лица, за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов в фонд, а также освобожденные от уплаты взносов в фонд в соответствии с пунктом 7 статьи 28 данного Закона. Лицам, за которых не поступали отчисления и (или) взносы в фонд, либо которые не уплачивали взносы в фонд, предоставляется гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Таким образом, размер медицинских выплат не зависит от размера отчислений на медицинское страхование. По вопросу исчисления социального налога Внесение изменений в Налоговый кодекс в статью 484 по расчету социального налога не планируется. Вместе с этим, сообщаю, что Министерством национальной экономики Республики Казахстан планируется рассмотрение вопроса по установлению единой базы для исчисления социальных платежей и социального налога. В настоящее время формируется состав рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства, в рамках которой будет рассмотрен данный вопрос.
! Об этом же написано и в самом проекте ссылка на который ниже. http://www.enbek.gov.kz/ru/node/358112
Из данного ответа следует, что изменения планируется принять только в части ОПВ, ОППВ и СО. Расчет Социального налога, а также ОСМС данные изменения не затронут. Следовательно доходы при определении объекта обложения социальным налогом и ОСМС будут подлежать корректировке согласно пп.49, п.1, ст.341 НК РК.
Сроки уплаты налогов и платежей. См. примечания
Уплата ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ согласно действующему законодательству производится не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом (месяцем начисления дохода), по месту нахождения налогоплательщика.
Т.е. если Вам надо заплатить налоги и платежи за февраль 2019 года, Вы должны это сделать до 25 марта 2019 года по месту нахождения (регистрации) Вашего ТОО, ИП и т.д.
Сроки сдачи отчетности.
Срок сдачи отчетности по ИПН, ОПВ, СН, СО, ОСМС, ОППВ (форма 200) согласно действующему законодательству производится не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым кварталом по месту нахождения налогоплательщика.
Как оплачивать и отображать в налогах?
Согласно статье 322 НК РК расчёт единого платежа, его удержание, перечисление с заработной платы и предоставление необходимой налоговой отчётности возложены исключительно на предпринимателя. Налогоплательщик обязан провести положенный перевод средств не позднее 25 дней с момента окончания месяца выплаты заработной платы.
Налоговый период равен календарному месяцу. Ставка соответствует налоговому периоду, к которой производятся выплаты. Оплата осуществляется с приложением списка работников в формате МТ-102 в банке второго уровня.
В ней требуется указать:
- Список работников (за которых производятся уплата);
- ИИН;
- ФИО;
- дата рождения;
- сумма единого платежа;
- период, за который уплачивается ЕП;
- коды назначения платежей сумму объекта исчисления в назначении элемента списочной части платежа.
Государственные базовые соцпособия по инвалидности: категория льготников и новые суммы выплат
Данный вид соцвыплат (далее по тексту сокращенно — ГБСП) предусмотрен гражданам с инвалидностью, постоянно проживающим в Республике Казахстан. По сути, главным основанием для их назначения является наличие казахской прописки и подтверждение факта установления инвалидности. Размер данного вида соцпособий зависит от группы инвалидности, категории льготника.
Основные категории льготников |
Группа инвалидности |
Размер ГБСП с 01.01.2023 (тенге) |
Инвалиды общего заболевания |
Первая | 57021 |
Вторая | 45438 | |
Третья | 30886 | |
Военнослужащие—срочники,
ликвидаторы последствий радиационных, техногенных и тому подобных катастроф, которым установлена инвалидность |
Первая | 83452 |
Вторая | 71276 | |
Третья | 59693 | |
Военные (кроме срочников), сотрудники силовых структур, которые получили инвалидность при исполнении | Первая | 102162 |
Вторая | 78700 | |
Третья | 59693 | |
Дети с ограниченными возможностями до 16 л. | — | 41578 |
Дети с инвалидностью от 16 до 18 л., в том числе с детства | Первая | 57021 |
Вторая | 47220 | |
Третья | 35638 |
Размер ГБСП определяется применительно к действующему прожиточному минимуму. Как было отмечено выше, величина ПМ на 2023 год равна 29698 тенге. Примечательно, по сравнению с предыдущим 2018 годом суммы ГБСП заметно увеличились.
Социальный налог — это термин, который применяется в Казахстане и некоторых других странах.
Данный вид налогообложения имеет отношение к субъектам, совершающим хозяйственную деятельность на территории РК.
В январе 2023 года в законодательную базу касательно социального налога были внесены изменения.Пересмотрены налоговые ставки, что должны взять во внимание сотрудники компаний и предприятий, занимающиеся ежемесячным отчислением средств в государственные фонды.
По состоянию на 2023 год социальный налог (СН) государство обязывает перечислять из своих доходов следующих субъектов государства:
- Юридических лиц.
- Частных нотариусов.
- Профессиональных медиаторов.
- Адвокатов.
- Частных судебных исполнителей.
- Индивидуальных предпринимателей.
Основная причина ввода единого тарифа по страховым взносам – объединение двух государственных внебюджетных фондов: ПФР и ФСС. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ, изменения вступят в силу с 1 января 2023 г. Обновленное название будет звучать так: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Такие нововведения связаны со стремлением государства оптимизировать расчет страховых взносов, а также упростить их перечисление в бюджет. Таким образом, будет действовать единый тариф взносов и единая предельная величина базы, необходимая для их исчисления. При этом на основании Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ для приведения базы для исчисления взносов к единой форме на все виды обязательного социального страхования определен единый круг застрахованных лиц.
Помимо этого, начиная с 2023 г., в расчетную базу страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования будут входить следующие выплаты:
-
работникам, с которыми заключены договоры ГПХ;
-
проживающим в РФ иностранным высококвалифицированным специалистам;
-
иностранцам, временно проживающим в РФ, за исключением высококвалифицированных;
-
студентам за работу в студенческих отрядах по договорам ГПД, при этом данные отряды должны входить в федеральный или региональный реестр детских объединений и молодежи, пользующихся поддержкой со стороны государства.
Минтруда Казахстана раскрыло, как изменятся зарплаты и соцвыплаты в 2022 году
В список налогоплательщиков, которые обязаны подавать Декларацию по индивидуального подоходному налогу и социальному налогу (Форма 200.00) входят юридические лица и индивидуальные предприниматели. Исключение составляют субъекты хозяйственной деятельности, которые работают по специальным налоговым режимам.
Также декларацию предоставляют лица, которые занимаются частной практикой по отчислениям и взносам в свою пользу. Освобождаются от заполнения Декларации индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые работают на специальном налоговом режиме для крестьянских или фермерских хозяйств, на основе патента и упрощенной декларации. Юридическое лицо имеет право признать свое подразделение налоговым агентом, которое самостоятельно подает декларацию.
В форму 200.00 вносится следующая информация:
- об объектах налогообложения;
- исчисленные и удержанные суммы индивидуального подоходного налога;
- сведения об обязательных пенсионных взносах;
- социальный налог;
- социальные отчисления;
- отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование.
Документ состоит из непосредственной декларации и 5 приложений:
- в приложение 200.01 вносится информация по доходам для исчисления и начисленным суммам социального налога, индивидуального подоходного налога, обязательных профессиональных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов, обязательного социального медицинского страхования, взносов на обязательное социальное медицинское страхование, социальных отчислений. Должно быть заполнено как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицам;
- в приложении 200.02 отражаются данные по индивидуальному подоходному налогу с доходов иностранцев и лиц без гражданства. Требования к заполнению выдвигаются и к юридическим лицам, и к индивидуальным предпринимателям;
- в 200.03 вносятся сведения по налогам, взносам и отчислениям по структурному подразделению, которые не относятся к категории «самостоятельных плательщиков» и сдают декларацию в составе основной организации. Приложение заполняется юридическим лицом в разрезе каждого такого структурного подразделения. Индивидуальные предприниматели не обязаны заполнять это приложение, так как согласно своей организационно-правовой форме они не могут иметь представительств и филиалов;
- в приложение 200.0 вносятся данные по социальному налогу налогоплательщиков категории недропользователей, которые работают на основе контракта. Приложение составляется в отдельности по каждому контракту. Так как индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять деятельность по контрактам на недропользование с правительством, приложение может быть составлено исключительно юридическими лицами;
- приложение 200.05 содержит сведения о физических лицах, за исключением иностранцев и лиц без гражданства. В нем отражаются данные о доходах, рассчитанных суммах налогов и социальных платежей по ним.
Как вырастут зарплаты, пенсии и пособия в 2022 году
Все жители Казахстана, которые обязаны платить социальный налог, делать это должны до 25-го числа. Здесь правила стандартные, имеется ввиду от числа того месяца, который следует за отчётным. К примеру за август придётся платить в сентябре и так далее. Оплата производится ежемесячно.
Однако организации, которые используют упрощенную систему налогообложения, обязаны платить раз в полгода – до 15 августа за первую половину года, и до 15 февраля – за второе.
Естественно, несвоевременная оплата влечёт за собой штраф.
Рассчитать социальный налог в Казахстане в 2021 году довольно просто – налоговую ставку нужно умножить на налогооблагаемый объект. И полученную сумму необходимо оплатить государственную казну.
Для юридических лиц предусмотрено два довольно удобных способа исчисления:
- по СНР – здесь принимается во внимание упрощенная декларация;
- либо общепринятая схема.
Предприниматели также имеют два способа, которая повторяет предыдущие, но имеют некоторые отличия от стандартной схеме – для ИП предполагается использование коэффициентов минимального расчётного показателя. Лучше всего воспользоваться для получения более точных расчётов онлайн-калькулятором.
Сколько необходимо платить по ОСМС?
Сумма отчислений на ОСМС рассчитывается в процентах от принятого объекта исчисления. В каждом случае этот базовый показатель рассчитывается по-своему:
- Взносы от государства, которые производятся за социально незащищенные слои населения, считаются исходя из установленной в РК среднемесячной зарплате. Она рассчитывается на основании данных взятых за последние два года;
- Отчисления нанимателей и работников делаются из расчетов заработной платы, насчитанной за прошедший период, за минусом доходов, которые не облагаются взносами по ОСМС;
- Для ИП, индивидуалов и самозанятых показателем признается сумма двух минимальных заработных плат (МЗП). Размер МЗП устанавливается официально при принятии бюджета. Не подлежат выплатам лишь те категории, которые официально приостановили свою деятельность;
- Индивидуалы и ИП, не подающие временно налоговую отчетность, а также лица, выехавшие за рубеж, уплачивают взносы с одной минимальной заработной платы, при условии, что их доходы не превышают 15 МЗП;
- Иные категории налогоплательщиков, например домохозяйки, лица, получающие доходы с собственного хозяйства, безработные и др., уплачивают взносы с одной МЗП.
Как получить медицинскую помощь в рамках осуществляемых взносов
Норма по введению обязательных отчислений на медицинское страхование позволит обращаться за врачебной консультацией или получать лечение в любой момент, без необходимости оплачивать стоимость услуг по прейскуранту. Для получения медицинской помощи владельцу медстраховки в Казахстане необходимо пройти особую процедуру.
Первый шаг к получению медобслуживания в рамках ОСМС состоит из прикрепления к выбранному медицинскому учреждению. Государство никак не ограничивает застрахованного в выборе. Теоретически он может прикрепиться к любой выбранной поликлинике, независимо от места регистрации и проживания. Но есть определенные подводные камни, которые стоит учитывать. При выборе медучреждения, которое находится далеко от адреса постоянного проживания, вызвать на дом врача не получиться. Такому пациенту придется самому приходить на прием, даже в тяжелом состоянии.
Для регистрации в больнице пациенту потребуется:
- Предоставить паспорт;
- Заполнить бланк заявления для постановки на учет.
Выбранная организация может меняться на другую, более удобную и комфортную для пациента.