Топ‑12 изменений для бухгалтера с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Топ‑12 изменений для бухгалтера с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 2022 года ввели новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: среди них — сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам. Его применяют учреждения, которые формируют консолидированную отчетность. ФСБУ определяет порядок раскрытия сведений о показателях отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной отчетности. Такие отчеты формируют, в том числе, и главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), которые осуществляют функции и полномочия учредителя для бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, консолидированную отчетность формируют финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Сведения о показателях отчетности по сегментам

Федеральный стандарт выделяет три сегмента. Покажем их в таблице.

Сегмент Организации госсектора
Бюджетные единицы

К ним относятся:

  • органы власти, местного самоуправления;
  • казенные учреждения;
  • другие получатели бюджетных средств из бюджетов всех уровней;
  • государственные внебюджетные фонды, территориальные государственные внебюджетные фонды
Бюджетные и автономные учреждения К ним относятся федеральные, региональные, муниципальные бюджетные и автономные учреждения
Внебюджетные государственные единицы

К ним относятся:

  • государственные корпорации;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • публично-правовые компании

Сумму оборотов между организациями из одного сегмента исключают при формировании показателей по этому сегменту. Такие же обороты между организациями разных сегментов исключают при формировании консолидированных показателей по всем сегментам.

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не выделяется в отдельную группу.

ФСБУ ввел абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Такая недвижимость не используется учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства разрешено учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом объединяют офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100% амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Нематериальные активы

По ФСБУ, к нематериальным активам относятся исключительные и неисключительные права пользования. Пользовательские права на лицензионные программы не учитываются на забалансе по счету 01, их отражают на балансе по новым аналитическим счетам к регистру 0 111 00 «Права пользования активами».

Детализировали учет исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, дополнив счет 0 102 00 «Нематериальные активы» новой аналитикой. Для отражения прав пользования нематериальными активами используют новые подстатьи по КОСГУ:

  • неисключительные права с определенным сроком полезного использования отражают на подстатьях 352 и 452;
  • неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — на подстатьях 353 и 453.

ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»

Изменения при применении этого ФСБУ связаны только с капитальным ремонтом, модернизацией и реконструкцией. ФСБУ 26/2020 применяется вместе с ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Второй стандарт определяет, что самостоятельные инвентарные объекты — это в том числе и существенные по величине расходы на проведение ремонта, техосмотра, техобслуживания ОС с частотой больше 12 мес. или больше обычного операционного цикла, который превышает 12 мес.

Этот подход корректнее применять по отношению к дорогостоящим основным средствам с дорогостоящими запчастями и ремонтом, к примеру, к авиатранспорту.

Если компания производит обычный текущий ремонт, то в такой ситуации не появляется никакого самостоятельного объекта учета капитальных вложений. Соответственно, эти расходы учитываются в текущих затратах.

Важно! Заключение о том, какой ремонт произведен (текущий или капитальный) выдают технические специалисты, прилагая к нему подтверждающие документы.

Рекомендации в области бухгалтерского учета: суждение профсообщества на смену методическим указаниям министерств и ведомств

Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете», рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, форм ведения учета, организации бухгалтерских служб предприятий, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля, а также порядка разработки стандартов экономических субъектов.

Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственными регуляторами. В отличие от федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, они не являются обязательными к применению. Но еще раз подчеркну: ни Минпромторг, ни Минтранс, ни Минсельхоз и никакое иное государственное ведомство больше не является регулятором бухгалтерского учета. А значит, все специфичные для отрасли решения предприятию придется разрабатывать самому или пользоваться существующими рекомендациями.

Читайте также:  Оплата труда муниципальных служащих

Лидером в области разработки рекомендаций является Фонд НРБУ «БМЦ», начавший работу над ними еще в 2008 г. По состоянию на 01.05.2021 Фондом НРБУ «БМЦ» принято 88 рекомендаций (из них 22 за 2016–2017 гг.), 62 из которых посвящены порядку применения ФСБУ и ПБУ безотносительно отрасли деятельности, а 26 – порядку их применения в специфичных для конкретных отраслей ситуациях. Таким образом, крупный бизнес (а членами Фонда НРБУ «БМЦ» являются преимущественно крупные корпорации) понял необходимость стандартизации учетных практик как по специфическим внутриотраслевым вопросам, так и в сфере применения ФСБУ и ПБУ.

Распределение рекомендаций Фонда НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета по отраслям применения

Отрасль Количество рекомендаций
Любая 63
Нефтегазовая промышленность 9
Машиностроение 6
Связь 4
Торговля 2
Горнодобывающая промышленность 1
Сельское хозяйство 1
Лизинг 1
Деятельность некоммерческих организаций 1

Стандарты экономического субъекта

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

1. Обзор основных СГС, вводимых в действие с 2021 года согласно Программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и влияющих на учетную политику с 2021 года

  • «Непроизведенные активы» – приказ от 28.02.2018 года № 34н;
  • «Нематериальные активы» – приказ от 15.11.2019 года № 181н;
  • «Затраты по заимствованиям» – приказ от 15.11.2019 года № 182н;
  • «Совместная деятельность» – приказ от 15.11.2019 года № 183н;
  • «Выплаты персоналу» – приказ от 15.11.2019 года № 184н;
  • «Информация о связанных сторонах» – приказ от 30.12.2017 года № 277н;
  • «Финансовые инструменты» – приказ от 30.06.2020 года № 129н;
  • «Отчетность по операциям системы казначейских платежей» – приказ от 30.06.2020 года № 126н.
  • Транснефть Финанс
  • Северсталь ЦЕС
  • РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • Компания Braun
  • Мостотрест
  • Альфа-Банк
  • Мособлгаз
  • Газпромбанк
  • МКУ Управление Делами Администрации
  • ФКР Москвы
  • Аппарат Мэра и Правительства Москвы
  • ВТБ Лизинг
  • Гипромез
  • АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
  • Русское море
  • Издательство Просвещение
  • ИЦЛС Биотехнология
  • ГУП Моссвет

Стандарт «Аренда» 258н

Отдельный порядок учета также предусмотрен и для арендованного имущества. Если организация предоставляет или берет сама во временное пользование (владение) имущество, то с начала 2023 года его необходимо отражать по стандарту «Аренда». Эти сделки оформляются договорами аренды, найма, а также безвозмездного пользования. Для того, чтобы имущество в учете было отражено верно, необходимо первоначально определить к какому виду отнести аренду. Она может относиться к операционной (нефинансовой), либо к неоперационной (финансовой). В определенных ситуациях федеральный стандарт с 2023 года применять не нужно, например, если организации предоставляются:

  • участки недр в пользование с целью геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых или разведки (например, природного газа, нефти, а также иных невозобновляемых ресурсов);
  • биологические активы во временное владение или пользование;
  • нематериальные активы во временное пользование.

Федеральный стандарт «Совместная деятельность»

Стандарт регламентирует порядок бухгалтерского учета объектов, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества без образования юридического лица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов), направленных на достижение целей, не связанных с извлечением прибыли, без образования юридического лица, а также правила раскрытия в отчетности информации об участии субъекта учета в указанной деятельности.

Если имущество участников соглашения о совместной деятельности не объединяется, каждый субъект учета оставляет на своем балансе все используемые активы (ОС, НМА, НПА, МЗ), не переводя их в категорию финансовых вложений. Учреждение ведет бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами, Учетной политикой. В части, относящейся к совместной деятельности, следует применять обособленную аналитику.

В результате выполнения совместных операций у госучреждения могут образоваться активы и доходы, которые нужно принять к учету. При признании таких активов и доходов и выполнении их стоимостной оценки следует руководствоваться:

  • действующим законодательством в сфере бухучета, в том числе инструкциями и стандартами;
  • внутренними локальными нормативными актами, в первую очередь Учетной политикой;
  • соглашением о ведении совместной деятельности.

У субъекта учета, выполняющего завершающие хозяйственные операции, возникают активы и доходы, подлежащие передаче другим участникам. Активы при этом следует учитывать на забалансе, откуда и производить передачу, а причитающиеся другим субъектам учета доходы следует отразить в качестве обязательств перед ними.

В бухгалтерской отчетности учреждению-участнику нужно представить следующие сведения:

  • По каждому соглашению, не предусматривающему объединения имущества: цель и гражданско-правовую форму совместной деятельности, величину активов и обязательств, доходов и расходов, признанных за отчетный период в связи с совместной деятельностью.
  • По каждому договору простого товарищества: цель совместной деятельности, величину вклада по договору и размер дохода за отчетный период.
  • Субъект, ведущий общий бухучет, должен сформировать обособленную бухгалтерскую отчетность простого товарищества в соответствии с действующими инструкциями. Если участниками договора были юрлица, не имеющие отношения к бюджетной сфере, нужно раскрыть информацию о размере их вкладов.
Читайте также:  Пособие кормящим матерям: кому и сколько положено

Как учитывать сувениры и ценные подарки?

Призы, кубки, сувениры, ценные подарки для награждения и другие материальные ценности организациям бюджетной сферы следует отражать на счёте 0 105 36 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения».

Когда ценные подарки и сувениры выданы со склада ответственному лицу, их нужно отразить на забалансовом счёте 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». Сотрудник, ответственный за мероприятие, должен оформить документ (например, акт о вручении по форме субъекта учёта), подтверждающий факт получения им сувенира, кубка или подарка.

В документе нужно отразить все необходимые реквизиты. Акт о вручении служит документальным подтверждением выдачи сувенирной продукции и ценных подарков и является основанием для списания их стоимости на расходы текущего финансового периода в Дт 0 401 20 272 «Расходы материальных запасов текущего финансового года» (Письмо Минфина России от 26.04.2019 № 02-07-07/31230).

Особенности отраслевых стандартов

Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.

Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:

  • приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
  • достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
  • организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
  • упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).

Развитие российских стандартов бухгалтерского учета

Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 — 2021 гг. утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2019 N 83н.

Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.

В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил «Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.». Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты.

Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:

1) для организаций государственного сектора;

2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

Стандарт «Концессионные соглашения»

Концессионное соглашение — взаимовыгодное партнерство государства и бизнеса, при котором первое снимает с себя часть нагрузки, например, по строительству какого-то объекта, а второй получает возможность заработать. Сторонами соглашения являются концедент и концессионер.

Концедент — тот, кто передает права на объекты соглашения. Им может быть государство, субъект РФ, муниципальное образование и некоторые госкомпании.

Концессионер — тот, кому передают права. Им может выступать организация, ИП или несколько компаний, которые заключили договор простого товарищества.

В 2019 году при подготовке к переходу на стандарт «Концессионные соглашения» надо провести инвентаризацию.

При инвентаризации объектов, возникающих при исполнении концессионных соглашений, за отчетный год по состоянию на 1 января 2020 г. следует синхронизировать данные бухучета с данными мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений. Для мониторинга утверждены правила проведения.

В соответствии со стандартом «Концессионные соглашения» передача по данному соглашению имущества учреждения, находящегося в оперативном управлении, отражается по 101 счету и по забалансовому счету 24.

Амортизацию будет начислять организация госсектора как балансодержатель.

На забалансовом счете необходимо будет формировать стоимость создаваемого объекта.

На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.

В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.

Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.

Четвертый этап разработки системы российских стандартов бухгалтерского учета субъектов сектора государственного управления

N п/п

Название стандарта

Порядок вступления в силу стандарта

Необходимость разработки стандарта

Международный аналог стандарта

Резервы, условные обязательства и условные активы

Вступает в силу не ранее стандарта «Представление финансовых отчетов». Досрочное применение возможно не ранее использования стандарта «Представление финансовых отчетов»

Принятие стандарта повышает качество отчетной информации ССГУ. В настоящее время аналогичная информация в отчетности ССГУ РФ не раскрывается. Применение данного стандарта требует более широкого, чем в настоящее время, использования бухгалтерской оценки и профессионального суждения, поэтому рекомендуется внедрять его на поздних этапах реформы, когда квалификация бухгалтерского персонала будет более высокой

МСФО ОС 19 «Резервы, условные обязательства и условные активы»

Финансовые инструменты

Международная федерация бухгалтеров планирует внесение изменений в соответствующие МСФО, вслед за чем последует внесение изменений в аналогичные МСФО ОС. В связи с этим разработку данного стандарта рекомендуется отложить на поздние этапы реформы

МСФО ОС 28 «Финансовые инструменты: представление», МСФО ОС 29 «Финансовые инструменты: признание и оценка», МСФО ОС 30 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»

Нематериальные активы

Вступает в силу не ранее стандартов «Представление финансовых отчетов» и «Обесценение активов». Досрочное применение возможно не ранее применения данных двух стандартов

Утверждение стандарта позволит получить полноценную информацию о справедливой стоимости внеоборотных активов общественного сектора, повысит качество управления активами. Принятие стандарта на поздних этапах реформы обусловлено сложностью вопросов оценки нематериальных активов

МСФО ОС 31 «Нематериальные активы»

Раскрытие информации о связанных сторонах

Вступает в действие не ранее стандарта «Представление финансовых отчетов». Досрочное применение возможно не ранее применения стандарта «Представление финансовых отчетов»

Принятие данного стандарта повысит качество отчетной информации субъектов государственного сектора

МСФО ОС 20 «Раскрытие информации о связанных сторонах»

Биологические активы

Стандарт является отраслевым, его принятие не является первоочередным, поэтому возможно отложить разработку данного стандарта на более поздние этапы реформы

МСФО ОС 27 «Сельское хозяйство»

Концессионные договоры на оказание услуг: учет у концедента

Утверждение стандарта не является первоочередным. Его разработку можно отложить на более поздние этапы реформы, учитывая, что соответствующий МСФО ОС был принят в сентябре 2011 г. и вступает в силу для отчетности, охватывающей периоды начиная с 01.01.2014, и практика его применения еще не накоплена

МСФО ОС 32 «Концессионные договоры на оказание услуг: учет у концедента»

План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению

При создании стандартов на этом этапе необходимо одновременно вносить соответствующие изменения в План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению, чтобы избежать включения в нормативные документы противоречивых или дублирующих друг друга правил

Читайте также:  Основные документы кадрового делопроизводства в 2023 году

Данные табл. 5 указывают на то, что такой важный стандарт, как «Нематериальные активы», планируется принять только на последнем этапе реформы. В результате подходы к оценке таких активов, как основные средства, инвестиционная недвижимость и нематериальные активы, в период проведения реформы окажутся несопоставимыми. Например, сформированная по стандарту «Основные средства», утвержденному на первом этапе реформы, первоначальная стоимость основных средств и инвестиционной недвижимости, полученных безвозмездно и выявленных при инвентаризации, будет определяться как справедливая стоимость. Первоначальной же оценкой нематериальных активов, поступивших в указанных случаях, с первого по третий этапы реформы будет оставаться рыночная стоимость.

Между тем справедливая и рыночная стоимости, безусловно, являются разными видами оценки. Еще одним примером различий, подтверждающих несоответствие подходов к оценке вышеназванных активов, будут являться различные правила определения их остаточной стоимости.

Рекомендуемая последовательность разработки и названия российских бухгалтерских стандартов субъектов сектора государственного управления

Этап реформы

Федеральные стандарты, разрабатываемые на данном этапе реформы

Первый этап

«Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления» (по сути не является федеральным стандартом), «Представление финансовой отчетности», «Отчет о движении денежных средств», «Основные средства», «Материальные запасы», «Нематериальные активы», «Обесценение активов», «Аренда», «План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению»

Второй этап

«Учетная политика, изменение учетных оценок и ошибки», «Вознаграждения работникам», «Доходы государственных (муниципальных) учреждений», «Строительные контракты», «Затраты по займам», корректировка стандарта «План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению» в соответствии с вновь принятыми стандартами

Третий этап

Полностью соответствуют Концептуальной основе национальных стандартов

Четвертый этап

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», «Финансовые инструменты», «Раскрытие информации о связанных сторонах», «Сельское хозяйство», «Концессионные договоры на оказание услуг: учет у концедента», внесение изменений в стандарт «План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению» в соответствии с вновь утвержденными стандартами

Обратите внимание, что Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления целесообразно все же рассматривать не как стандарт, а как основополагающий документ, устанавливающий единые принципы ведения учета и формирования финансовой отчетности в соответствии с проводимой реформой.

Представляется также целесообразным введение нумерации принимаемых стандартов (в порядке их утверждения). Например, федеральному стандарту «Представление финансовой отчетности» можно присвоить N 1, федеральному стандарту «Отчет о движении денежных средств» — N 2 и т.д.

Отметим также, что в большей или меньшей степени, но все планируемые федеральные стандарты взаимосвязаны друг с другом, и принятие одних стандартов обязательно потребует скорейшего утверждения других. В противном случае, как было показано выше, неизбежно нарушение принципа сопоставимости при формировании финансовой отчетности, а также затруднение применения требований вступивших в силу стандартов. Таким образом, реформу российского бухгалтерского учета ССГУ (в части утверждения новых федеральных стандартов) целесообразно проводить в относительно короткие сроки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *